Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Инновационные педагогические технологии и организация методической работы в школе




страница1/3
Дата26.06.2017
Размер0.73 Mb.
  1   2   3
Инновационные педагогические технологии и организация методической работы в школе

Щепкина С.В.

зав. методическим кабинетом

отдела образования
Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменений содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. И только учитель со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений.

Важнейшей составляющей сегодняшнего педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя и учащихся. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Обобщив разночтения в понимании и употреблении данного понятия, можно прийти к выводу, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Структура педагогической технологии:

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения: цели обучения – общие и

конкретные; содержание учебного материала;

- процессуальная часть – технологический процесс: организация

учебного процесса; методы и формы работы учителя по

управлению процессом усвоения материала; диагностика

учебного процесса.


Критерии технологичности

Любая педагогическая технология должна удовлетворять

основным требованиям:

-концептуальность

-системность

-управляемость

-эффективность

-воспроизводимость и гарантированность результатов


Виды наиболее часто применяемых

образовательных технологий в ОУ

Лискинского муниципального района

*Информационные технологии, т.е. процессы переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

*Адаптированная система обучения, опирающаяся на работу в парах постоянного и переменного сотава. Здесь ведущим видом деятельности является самостоятельная работа.

*Личностно-ориентированные технологии, коротые предусматривают диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.

*Модульное обучение. Суть в гибкой ориетации на подготовку кадров определенного профиля на основе модулей – комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию. Особый тип модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориетированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.

*Проблемно-развивающие технологии. Формирование критического мышления учащихся, умения и навыки активного речевого общения, формирование положительных эмоций, организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализация в процессе обучения.

*Здоровьесберегающие технологии, направленные на оздоровление и формирование здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.

*Элементы рейтинговых технологий, направленных на повышение качества подготовки выпускников за счет тспользования рейтинговой многобальной оценки, модульного построения курсов, обеспечение условий постоянной соревновательности (конкуренции). Здесь важно учитывать увеличение контрольных точек в ходе учебной четверти, гласное отображение работы всех обучающихся, снижение влияния случайных факторов на итоговый результат.

В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии. Но какую бы технологию не использовал педагог, важно помнить, что совместная деятельность учителя и ученика, как отмечал В.М.Монахов, заключается в совместном планировании, организации и проведении учебного процесса с безусловным обеспечением для них комфортных условий.


Перевод внутришкольной методической системы

в режим развития

Перевод школы из режима функционирования в режим развития вызывает необходимость определения новых подходов к управлению внутришкольной методической работой.

1)Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная управленческая деятельность, когда наряду с моральными факторами поощрения практикуются и материальные вознаграждения (премии, надбавка к зарплате педагогов за инновационную образовательную, активную методическую деятельность и др.)

2)В основе анализа – исследовательский подход к конечным результатам методического и учебно-воспитательного процессов, установление связей между факторами и условиями, препятствующими и способствующими достижению прогнозируемых результатов.

3)Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности учителей и руководителей школы. Цели деятельности классов, школы становятся личными целями всех участников педагогического процесса благодаря усилению стимулирующих деятельность факторов.

4)Планирование и организация работы становится ведущим делом, так как в этом принимают участие все. При планировании работы школы предлагается учащимся, учителям, родителям внести свои предложения в план-проект (вижу проблему…; предлагаю решение…; могу решить сам…; могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности снизу позволяет приобщить каждого общему делу и выполнить собственную осознанную миссию в образовательном процессе.

5)Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля, в связи с чем меняется отношение к контролю: учитель чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу; контроль в большей степени носит коррекционный характер;

Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.


Уровневая модель методической системы школы

как важнейший структурный компонент

Важнейшим структурным компонентом современной общешкольной методической системы является уровневая модель методического процесса, включающая, как правило, 4 основных уровня:

1 уровень: индивидуальная методическая работа педагога.

Предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого учителя, согласно составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития.

2 уровень: предметные методические объединения.

3 уровень: научно-методический совет.

Научно-методический совет – высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в школе. На заседаниях НМС рассматриваются различные актуальные для работы школы вопросы, посвященные: повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов, анализ документации и многое другое.

4 уровень: общешкольная научно-методическая работа.

Она включает серию различных обучающих постоянно действующих научно-методических семинаров для всех учителей, выполняющих такие важнейшие функции, как: выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской, научно-методической деятельности; активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом; коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и т.д.

Разработка и внедрение такой многоуровневой модели внутришкольной методической системы, предполагающей также дифференциацию педагогического коллектива по уровню творчества, педагогического мастерства и многим другим основаниям, помогает повысить у учителя психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению собственных индивидуально-авторских методических систем как высшему уровню профессионального развития.


Условия, способствующие переводу

системы методической работы в режим развития

- наличие концепции и программы развития школы и

внутришкольной методической системы;

- моделирование методического процесса как системы,

способствующей саморазвитию личности педагогов;

- наличие сплоченного по общности цели коллектива учащихся и

педагогов;

- система эффективной научно-методической деятельности;

- проведение в школе инновационной, опытной, экспериментальной

работы;


- наличие достаточной учебно-материальной базы и других

ресурсов, необходимых для формирования оптимальной

образовательной среды;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с

потребностями участников педагогического процесса.
Значение инновационных подходов

в оптимизации внутришкольной методической системы

Развивающая и развивающаяся школа постоянно работает в поисковом режиме. Управление ею, как и управление методической работой, носит инновационный характер.

Как известно, любое образовательное учреждение проходит три этапа своего восхождения: 1) становление (при создании новой школы, нового коллектива); 2) функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); 3) развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают определенный отпечаток на всю целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.

Объектом управления в школе является не только учебно-воспитательный, но и методический процесс. Конструирование оптимальной методической системы общеобразовательного учреждения требует знания руководителями и реализации инновационных подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленная на развитие и саморазвитие профессионального мастерства каждого учителя и педагогического коллектива в целом.
Исследовательский подход – научная основа опытно-экспериментальной методической работы

Введение инноваций невозможно без исследовательского подхода в системе методической работы. Современному руководителю необходимо управлять как своей собственной исследовательской деятельностью, так и активизировать исследовательские позиции педагогов и детей..

Исследовательский подход неразрывно связан с прогностической, моделирующей, экспериментальной, проектировочной, рефлексивной деятельностью руководителя.

Этапы

профессионального саморазвития учителя

1. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его

деятельности зависит от собственных решений.

2. Внешний и внутренний профессиональный диалог – критический анализ

различных вариантов решения поставленных задач.

3. Выбор приоритета – построение основ своего авторского варианта

обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической

деятельности с ее инновационными образцами, которые представляются

учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических

занятий.


4. Рефлексия собственного опыта - обоснование и апробация своей

авторской методической педагогической системы.


Результаты инновационной деятельности и профессионального развития современного педагога

Очень важный вопрос для руководителей и методистов: что может стать результатом инновационной деятельности и профессионального развития педагога? Такими результатами являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, технологическая культура учителя; а главное авторская педагогическая – дидактическая, воспитательная, методическая система.

Девизом финала Всероссийского конкурса «Учитель года - 2008» были слова «Инновация сегодня – стандарт завтра», поэтому необходимо подумать о том, всякая ли инновация может претендовать на статус стандарта, по которому и будет в дальнейшем определяться качество образования.

Дифференцированный подход в обучении учащихся

Фомичева А.С.

учитель русского языка и литературы

МОУ Давыдовская БСОШ
Я хочу начать свое выступление со слов из «Концепции модернизации Российского образования»: «Чтобы предоставить разным детям равно высокий шанс достичь высот культуры, образование должно располагать широкими и гибкими возможностями для развития детей с самым разным уровнем способностей».

В настоящее время мы располагаем такими возможностями. Существует много технологий, способствующих повышению уровня знаний учащихся, и продолжают появляться новые. Я хочу остановиться на дифференцированном подходе в обучении.

Мы обязаны дать детям те знания, которые определены стандартом образования. Но в любом классе есть ученики, которые легко овладевают этим уровнем и способны усвоить больше. Поэтому наша задача- способствовать развитию их способностей. Но если мы будем уделять внимание только этим учащимся, как же быть тогда с теми, которые с трудом усваивают минимум, обозначенный в стандарте. Дифференцированный подход в обучении и помогает решить эту проблему.

В основе его лежит разделение класса на группы в зависимости от уровня знаний и способностей учащихся. Но прежде чем разделить, надо выявить эти способности. Я делаю это в 2 этапа.

1- ый этап. Мы посещаем уроки у наших коллег- учителей начальных классов, знакомимся с детьми смотрим, как они работают на уроках, как учителя начальных классов ведут работу с сильными, слабыми учениками, советуемся с ними. И, когда дети приходят ко мне в 5 класс, я уже имею некоторое представление об их уровне знаний. Можно было бы просто взять журнал и посмотреть оценки, но я считаю такое знакомство более эффективным. Оно помогает детям легче преодолеть тот психологический барьер, который они ощущают при переходе из начального звена в среднее. Там у них был один учитель, а здесь несколько- и каждый со своими требованиями.

2- этап- диктант с грамматическим заданием. Его я даю через урок- два после начала учебного года. Почему не на первом уроке. На нем мы вспоминаем те орфограммы и пунктограммы, которые они изучили в начальной школе, потому что после летних каникул кое- что и забылось. Кроме того, ученики успели уже адаптироваться в новой обстановке. И потом на основе анализа диктанта делю класс на 3 группы: слабую, среднюю и сильную. Но ни в коем случае нельзя вслух произносить эти названия, т. к. ученики 1 и 2 групп будут чувствовать себя ущемленными. Некоторые могут увидеть в этих словах оскорбление. И это тоже окажет влияние на их психику. Подбираю задания, соответствующие этим уровням.

5 класс. Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

1 уровень. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

2 уровень. Найти в предложениях и обозначить орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова» или выписать слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова».

3 уровень. Подобрать слова с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне слова» или составить несколько предложений на определенную тему. Найти и обозначить заданную орфограмму.

Или обосновать возможные ошибки в правописании слов с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне слова».

7 класс.Тема «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом».

3 уровень. Вставить вместо точек причастный оборот расставить знаки препинания или составить предложение по схеме.

2 уровень. Среди данных предложений найти предложения с причастным оборотом, расставить знаки препинания.

1 уровень. Списать, расставить знаки препинания, объяснить графически их постановку.

Разно уровневые тесты.



3 уровень. Составить тест.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой (Приготовить сообщение по теме).

Составление алгоритмов работы по какой-нибудь теме.

2 группа. Самостоятельная работа со словарями.

Первой группе даю карточки с подсказками.

В работе с первыми двумя группами помогают наглядные пособия, опорные конспекты, занимательный материал, «запоминалки»

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной.

Цыган на цыпочках

Цыкнул цыпленку цыц.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, воз, низ, без и чрез

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с.

ЛИТЕРАТУРА.

Начинаю с проверки техники чтения, выясняю, как учащиеся определяют основную мысль прочитанного, усваивают его содержание , определяют тему текста.

Очень много возможностей для развития способностей всех трех групп.
а) Совершенствование навыков работы со справочной и дополнительной литературой. Учащиеся учатся отбирать главное, обобщать, систематизировать.

3 группа. Доклады о жизни и творчестве писателей.

Остальные в это время составляют план или хронологическую таблицу.

1 группа. Работа со словарями- нахождение значения незнакомых слов.

б) Работа с иллюстрациями позволяет выяснить, как учащиеся внимательно читали текст, как ориентируются в нем. Способствует развитию речи. (Описать иллюстрацию, найти в тексте строчки, соответствующие ей).

в) составление плана (3группа, если большое произведение или рассказ о каком-нибудь герое).

г) Творческие работы. (5класс «Васюткино озеро» - образ главного героя).

Инновационная деятельность на уроках в начальных классах

Муравлева О.Д.

учитель начальных классов

МОУ ООШ № 9

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Все образовательные инновации можно разделить на следующие группы:

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Как педагогам начальных классов нам ближе освоение общеметодические и внутрипредметные инновации.

Наша школа работает по проблеме личностно – ориентированного обучения уже не первый год и добилась определённых успехов. Одной из задач нашей школы ставится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные внедрения, которые требуют глубокого осмысления и обучения.

Коллектив учителей начальных классов нашей школы самыми первыми в городе стали осваивать образовательную программу «Школа 2100», которая обеспечивает инициативность в познавательной деятельности; самостоятельность суждений; способность к самостоятельному поиску способов и средств деятельности.

Преимуществом  является то, что в  Образовательной системе «Школа 2100» реализуется  технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из неё. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации  диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Пользуясь учебниками, методическими рекомендациями, учитель может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок.

В своей работе учителя часто используют технологию групповой работы, как средство получения новых знаний путём обсуждения темы по предложенным учителем вопросам. Равнодушных детей не бывает. Каждый стремиться высказать свою точку зрения. Даже слабые учащиеся постепенно забывают о стеснении.

Использование игровой технологии нельзя назвать инновацией, так как в начальных классах именно игровая технология помогает адаптироваться к школе.

Защита авторского проекта по теме «Дидактическая игра и игровые упражнения на уроках как условие создания внутренней мотивации учения» в 2008 году, вызвала неподдельный интерес как среди педагогов ВОИПКРО, так и среди учителей школ и гимназий Воронежа.

Расскажу о внедрении в нашей школе метода проектов, так как суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного научного и практического осмысления.

Уже 4 года преподавание изо ведётся по авторской программе Б.Н. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд». Опираясь на программный материал, педагоги разработали школьный проект «Волшебный мир детства». Дети изготовили пальчиковые куклы, сшили им одежды, разучили сказки и выступали в детском саду, на школьных праздниках. Защита проекта состоялась в ЦДЮ, и сам проект признан одним из интересных среди других школ.

В этом году преподавание технологии проводится по авторской программе Н.М.Конышевой, которая тоже опирается на проектную деятельность.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности как учителя, так и учеников. Коллектив учителей начальных классов нашей школы успешно  осваивают и применяют информационные технологии в своей педагогической деятельности. Пять педагогов начальных классов из семи окончили компьютерные курсы, что позволило приобрести необходимые  навыки для работы с компьютером. В настоящее время  ими освоен текстовый редактор,   создаются и используются в работе слайдовые презентации для демонстрации на уроке. Их использование является целесообразным  на уроках открытия новых знаний, так как педагогам удаётся собрать в единое целое большой объём информации из разных источников.  

Мультимедийные уроки позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка).

Не только дети пользуются информацией, полученной из Интернета, но и педагоги участвуют в фестивалях, конкурсах, обсуждении вопросов педагогики и воспитания на страницах Интернета. Например, два года подряд участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок», я получила индивидуальную карту и являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», что даёт право пользоваться специальными предложениями для членов клуба.

Каковы же причины затруднений при внедрении информационных технологий?



Самая главная - причина технического характера. Сюда входят наличие недостаточного количества компьютерных классов, наличие устаревшей техники, на которой не всегда удается установить нужное программное обеспечение.

Педагоги нашей школы всегда готовы к освоению новых технологий, инноваций в системе образования, так как мы понимаем, что время не стоит на месте и нашему обществу требуется молодые люди, обладающие такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность. Только вот вопрос, всегда ли оправданы эти инновации? Ведь наша школа была одной из лучших в мире. Так стоит ли так экспериментировать с системой образования и нашими детьми?



Формирование исследовательских навыков учащихся в рамках работы школьного научного общества.

Провоторова А.Б. учитель математики и информатики МОУ Тресоруковской СОШ.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в   научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Формирование исследовательских навыков учащихся происходит в нашей школе в рамках работы школьного научного общества «Эрудит» Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию

Ц

ентральное место информатики в организационной структуре определяется следующими факторами:



  • интенсивный характер межпредметных связей информатики с дру­гими учебными предметами, широкое использование понятийного аппа­рата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;

  • значение изучения информатики для формирования ключевых ком­петенций выпускника современной школы, приобретения образователь­ных достижений, востребованных на рынке труда.

Практическая деятельность нашего школьного научного общества может быть представлена последовательностью нескольких этапов.
1 этап. Выявление учеников, желающих работать на кафедре НОУ. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы призван выявить желание ученика заниматься исследовательской работой, помочь в выборе темы исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

Выбор области, темы проекта зависит от:

  • Интереса к выбранной будущей профессии;

  • Интереса к тому или иному предмету;

  • Индивидуальных познавательных запросов.

По результатам работы учащимся присваиваются звания (младший научный сотрудник, бакалавр, магистр)

Типы проектов:

1/ исследовательские (теоретическое или экспериментальное исследование)

2/ информационные (реферат )

3/ практико-ориентированные (создание компьютерной программы, сценария тематического мероприятия, разработка дидактических материалов к урокам).


2 этап. Утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы кафедры, Совета НОУ и на установочной конференции НОУ. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:

1/ осознать учащимися значимость своей работы

2/ создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителями, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.
3 этап. Непосредственная работа над проектом. 1 раз в четверть проходят заседания кафедры, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:

1/ осуществлять контроль над процессом работы

2/ оперативно решать возникающие проблемы

3/ поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.



4 этап. Независимая экспертиза.

Независимая экспертиза проводится экспертным советом по мере завершения исследовательской работы. В совет НОУ входят учащиеся, которые имеют звания.

Основополагающим методом в работе школьного научного общества является метод проектов.

Метод учебных проектов основывается на исследовательской деятельно­сти учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Проектная деятельность позволяет раз­вить исследовательские и творческие способности учащихся и направлена на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению.

Работа над проектом состоит из 5 этапов:


  • Разрешение конкретной проблемы;

  • Планирование действий по разрешению проблемы

(проектирование);

  • Поиск информации;

  • Результат (продукт);

  • Представление готового результата (продукта), т.е.

презентация продукта и защита самого проекта. Главная задача выступающего точно сформулировать и эмоционально изложить суть работы. Ученик должен понимать это, и его должны научить, что работу нельзя перегружать лишними данными, учитывать регламент, отведенный на выступление; у аудитории нужно вызвать интерес, чтобы возникли вопросы. Учащиеся должны помнить, что их исследования – это лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки. Чаще всего учитель руководит не научным исследованием, а учебным исследованием. Новизна заключается в том, что ученик постигает истину не как готовый результат, а как итог собственных наблюдений, самостоятельно учится интерпретировать проблемы. Научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, т.к. ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
О развитии образовательного учреждения в социуме

Гавриленко Н.В.,

директор МОУ Копанищенская СОШ
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Школа должна решить многие задачи, связанные с проблемой всестороннего развития сельских детей. Проанализировав состояние сельского социума, проведя опрос жителей села и проработав разнообразные модели реорганизации сельского образования, администрация школы пришла к выводу, что для нее наиболее подходит модель «Школа - социокультурный центр». Такое решение было обусловлено необходимостью решения важнейших проблем сегодняшнего дня, таких как снижение уровня общей культуры социальной среды, стабильно высокий процент семей малообеспеченных и находящихся в социально-опасном положении, профессиональная невостребованность молодежи.

Цель образовательной системы "Общеобразовательная школа социокультурный центр"- содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использование индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия.

Приоритетные направления деятельности школы следующие: создание адаптивной воспитательно-образовательной системы, спортивно - туристическое, историко - краеведческое, художественно - эстетическое. Эффективность управления школой достигается через развитие общественных форм управления: попечительский совет, совет школы, органы ученического самоуправления.

Школа является муниципальной экспериментальной площадкой в рамках концепции реструктуризации сельской школы (Распоряжение администрации Лискинского муниципального района Воронежской области №405 от 26.02.2008 г.) Педагогический коллектив школы в своей работе стремится создать учащимся наиболее благоприятные условия для интеллектуального развития, обеспечивая высокий уровень образования по изучаемым предметам за счет дифференциации и интенсификации учебно-воспитательной деятельности.

Из 75 человек, обучающихся в школе, базовое образование в рамках образовательного стандарта осваивает 100% учащихся.

Выпускники школы при поступлении в вузы подтверждают высокий уровень знаний, полученных в школе.

Традиционными для нашей школы стали высокие показатели в обучении по гуманитарному и технологическому циклам. Высокая мотивация учащихся в изучении этих предметов вызвана выбором дальнейшего обучения. Так, анализ результатов самоопределения выпускников школы показал, что они успешно выдерживают вступительные экзамены. Традиционно неплохие результаты выступлений школьников в олимпиадах и конкурсах.

Большое внимание в школе уделяется работе с одаренными детьми в рамках целевой программы «Одаренные дети». В школе работает научное общество учащихся «Лидер», которое сотрудничает с базовой школой, культурными учреждениями, краеведческим музеем района.
Школа имеет эффективный опыт преподавания в начальной школе не только основных предметов, но и истории (программа «Школа 2100»), информатики в качестве модуля образовательной области «Технологии».

Учащиеся школы получают знания на достаточном образовательном уровне, необходимую социально-психологическую помощь, так как педагогический коллектив не только профессионален, но и социально компетентен.

Результаты образовательного процесса позволяют утверждать о готовности педагогического коллектива к развитию, к деятельности в условиях новых требований времени.

В настоящее время главной задачей педагогический коллектив считает создание комфортных условий для учащихся, для интеллектуального и физического их развития.

Эта задача решается в трех уровнях, каждый из которых соответствует определенному возрасту воспитанника.

В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у тех ребят, которые в силу своих особенностей восприятия информации - памяти, внимания, а также мышления - отстают от других, выполняют задания, поручения медленнее.

Эту задачу решают педагоги начальной школы. МО учителей начальных классов имеет все необходимые методические пособия для учителей начальных классов, где собраны рекомендации и практические задания.

В среднем звене /5-8 классах/ одной из главнейших задач считаем поддержание интереса к учебе. Опыт показывает, что допущенные в этот период провалы в знаниях трудно устранить. Для повышения интереса учащихся к учебе в школе разработан и осуществляется целый цикл предметных недель, сопровождающихся олимпиадами, общественными отчетами, защитами проектов, общешкольными вечерами и выставками поделок. Психолого-педагогическое исследование интеллектуальных способностей каждого ученика проводится и на этом этапе. Ребята, зная особенности своего интеллекта, могут реально оценивать свои возможности при выборе профессии, что позволяет им уже к окончанию 9 -го класса определить профиль будущей профессии.

Чтобы старшеклассники не испытывали учебных перегрузок, в целях рационального использования рабочего времени в 10-11 классах вводятся необходимые для них элективные предметы, курсы, факультативы, профильное обучение, что позволяет повысить знания по нужным им предметам.

Большое внимание в школе уделяется реализации программы «Здоровье».

Школа - центр оздоровления и реабилитации детей. Спортивный зал работает пять дней в неделю в вечернее время.

Построена новая столовая, горячее питание получают 100% учащихся. Понимаем, что ребенку намного проще учиться, да и просто уютнее в школе, если между родителями и учителями существует взаимопонимание. С октября месяца каждого года начинаются занятия будущих первоклассников, которые проводятся на базе детского сада. С этих пор начинает складывать классный коллектив, в конце учебного года проводится психолого-педагогическое тестирование детей, учителям и родителям учащихся даются рекомендации.

У педагогов и родительской общественности сложились теплые отношения взаимопонимания, наверное, потому, что коллектив не закрыт для критики, а администрация всегда готова своевременно реагировать на возникающие проблемы, стремясь никогда не доводить дело до конфликтов.
Системообразующим элементом сельского социума является школа. На территории села находится несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: сельский дом культуры, библиотека, ФАП, муниципальное сельхозпредприятие, детский сад, сельская администрация. Развитие инновационного потенциала сельской школы в условиях деятельности школы как социокультурного центра предусматривает:


  • привлечение к социальному партнерству структур разных уровней, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения;

  • создание условий для повышения роли органов местного самоуправления и хозяйственных, культурных организаций в решении проблем образования на селе;

деятельность центра обеспечивает высокий уровень самоопределения, социальной и профессиональной ориентации и адаптации школьников;

-дает возможность использовать новые более эффективные формы взаимодействия с социальными партнерами, педагогические ресурсы социального окружения.

При школе созданы условия для участия семей, общественности в УВП и создания социокультурного центра для села. Социокультурный образовательный центр представляет собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, обладающих разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования различной направленности, а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. В школе работают 17 кружков, клубов и спортивных секций. Учащиеся школы посещают также кружки, работающие на базе СДК, библиотеки, занятия филиалов районной школы искусств и детской художественной школы.

На протяжении многих лет школа сотрудничает с местным фольклорным ансамблем «Сосенка», где дети учатся исполнять старинные русские песни, частушки, изучают фольклор села. Все это позволяет им лучше узнать историю родного края, его традиции.

Одно из основных направлений работы школы - краеведение. Члены кружка «Богатый Затон» - постоянные участники и победители краеведческой конференции Воронежской области. Жители села - активные участники краеведческих мероприятий. Результатом этой работы учащихся школы является создание школьного краеведческого музея.

Музейный фонд и его экспозиции постоянно пополняются.

Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководство музеем осуществляет учительско - ученический Совет.

Формы работы музея разнообразны.

За 5 лет работы школьный музей завоевал 2 место и почётную грамоту в районном конкурсе музеев в номинации «Лучший экскурсовод музея», стал победителем районного смотра-конкурса школьных музеев, обладателем переходящего приза «Золотой летописец», получил Почётную грамоту финалиста краеведческого конкурса «Живые истоки».

Школа - центр проведения массовых мероприятий. Общешкольные мероприятия являются событием для всего села. Наиболее интересны осенний бал, день Знаний, последний Звонок, вечер встречи выпускников, день Учителя, день пожилого человека, митинг 9 Мая и др.

Систематически в школе проходят сходы, собрания, встречи с интересными людьми, на которых осуществляется взаимодействие школы, общественности, семьи.

В школе организована профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения обучающихся путем совместной работы Совета профилактики, отдела социальной защиты при администрации села, психолого-медико-педагогического консилиума, Совета школы, комплекса социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов.

Совместно с социальными партнерами школа поддерживает и развивает традиции нашего села: фольклорные праздники: «Масленица», «Покров», «Казанская», мероприятия: «День села», «День семьи», «День матери», «День пожилого человека», встречи по баскетболу среди учащихся школы и молодежи села, «Декада Славы», акция «Красная гвоздика», ярмарка «Милосердие», Митинг - шествие жителей села, посвященный Дню Победы, совместные концерты учащихся, учителей и родителей.

Формы работы социокультурного центра самые разнообразные: помощь ветеранам, пожилым людям, шефская помощь детскому саду, уборка территории села, разбивка цветников, уход за могилой погибших воинов, Вахта Памяти, проведение митингов 9 Мая, работа с неблагополучными семьями, работа совета по профилактике правонарушений подростков, работа с «трудными» детьми, досуговая деятельности среди населения: праздники, дискотеки, спортивные соревнования, спортивно-массовая работа в селе.

Реализация программы социокультурного центра проводится через детские общественные организации: «Путешественники», «Алые паруса», «Ровесники», которые входят в детское объединение труда и творчества «Дружба».

В школе действует Совет старшеклассников (8-11 классы). Целью объединения является не только организация досуга, но и становление и саморазвитие школьников.

Деятельность педагогического коллектива направлена на создание на селе духовно-нравственной атмосферы. Школа ведет социальные проекты: «Экологические проблемы села Копанище», «Здоровый образ жизни», «Дорогами доброты», «Моя родословная».

Воспитательная система в школе строится исходя из понимания воспитания как управления процессом развития личности на основе Областной воспитательной Концепции, целевых программ: «Школа здоровья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Патриоты», «Теплый Дом», «Голубая планета».

Основной целью является создание условий для развития творческих способностей личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и одновременно способной сделать собственный нравственный выбор, нести за него ответственность, найти свое место в социуме. Необходимо также создать условия для формирования гражданско-патриотического сознания школьников, привлечения их к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных ценностей русского народа. Основными принципами воспитания выступают следующие: творческая активность, гуманизация развития, демократизация до уровня самоуправления, учет общечеловеческих и национальных ценностей, психологическая комфортность.

Учащиеся школы являются участниками Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси», проводимого под покровительством русской православной церкви и председательством заслуженного деятеля искусств РСФР С.В.Михалкова.

Всё, что наработано педагогическим коллективом, учащимися и родителями школы в создании активной жизненной среды и реализации всех слагаемых модели выпускника, это только начало пути по созданию здоровой социокультурной среды для становления активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

Личностно-ориентированное обучение

Мартынова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ ООШ № 2


В качестве принципиального основания инновационного развития современного образования можно говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации. Это не означает, что главная задача образования – качество образования – отменяется или подменяется. Эта задача по-прежнему сохраняется в качестве приоритетной, но приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества. При ее решении необходимо, в первую очередь, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребенка. В настоящее время остро ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет человеку современной общество.

ЗУНы по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни. Это делает процесс обучения трудным, неинтересным и в итоге бессмысленным для детей. Из процесса обучения оказываются изъятыми существенные в образовательном отношении моменты мотивации, творческой активности. Учеба в таких условиях становится “затратным делом” со многих позиций, но в первую очередь с психологической и физиологической точек зрения. Хорошо учиться в такой ситуации может только здоровый школьник с исходно высоким интеллектом.

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.

Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

1. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

3.Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного развивающего обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.

Направление и критерии технологии способствующие развитию самоопределения, саморазвития личности (Якиманская И.С.)



  • Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации)




  • Опора на индивидуальные возможности учащихся




  • Создание ситуации взаимопомощи, взаимного - обучения




  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика




  • Побуждение к поиску альтернативных решений

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное “Я”. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом.

Роль педагога заключается в умении:

1.Профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе;

2.Создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя.

Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения


Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы:


  • индивидуальность,

  • личность,

  • самовыражение,

  • субъект,

  • субъективность,

  • субъективный опыт,

  • стратегия познания,

  • траектория развития личности,

  • познавательный стиль учащихся (Я-концепция),

  • обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).

Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации

Итак, личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.



Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  1   2   3

  • Структура педагогической технологии
  • Критерии технологичности
  • Виды наиболее часто применяемых образовательных технологий в ОУ Лискинского муниципального района *
  • Перевод внутришкольной методической системы в режим развития
  • Уровневая модель методической системы школы как важнейший структурный компонент
  • Условия, способствующие переводу системы методической работы в режим развития
  • Значение инновационных подходов в оптимизации внутришкольной методической системы
  • Исследовательский подход – научная основа опытно-экспериментальной методической работы
  • Этапы профессионального саморазвития учителя
  • Результаты инновационной деятельности и профессионального развития современного педагога
  • Дифференцированный подход в обучении учащихся
  • Инновационная деятельность на уроках в начальных классах
  • Самая главная
  • Формирование исследовательских навыков учащихся в рамках работы школьного научного общества.
  • Ц ентральное место информатики в организационной структуре определяется следующими факторами
  • 1 этап. Выявление учеников, желающих работать на кафедре НОУ.
  • Выбор области, темы проекта зависит от
  • 2 этап. Утверждение тем предполагаемых исследований.
  • 4 этап. Независимая экспертиза.
  • О развитии образовательного учреждения в социуме
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Роль педагога заключается в умении
  • Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы
  • Основные особенности личностно ориентированного урока Цель