Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Имя в жизни человека




Скачать 115.13 Kb.
Дата01.07.2017
Размер115.13 Kb.


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа

Тема «Имя в жизни человека»
Выполнила: Зиннатуллина И.К.

Слушатель курсов повышения квалификации учителей по проблеме «Педагогические технологии реализации образовательных стандартов второго поколения в учебно-воспитательном процессе начальной школы»


Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ «Нурлатская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


Проектная работа допущена защите

Руководитель проектной работы

Антипина О.В.

«22» декабря 2011г.


г. Казань, 2011

Актуальность проекта


Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. В процессе индивидуального развития человек вживается в свое имя, оно становится частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

При наречении имени важен учет многих обстоятельств, такие как традиции национальной культуры, общества и семьи.

Имя собственное становится тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется  для обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире. 

“Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в школу.

Именно в младшем возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребенка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения к взрослому, а затем к миру в целом.

Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.



Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Проблема проекта:

Для чего нужно знать значение своего имени?

Цель проекта:

  1. Выявление индивидуальности и неповторимости каждого человека посредством изучения имен.

Задачи проекта:

  1. Развить навыки исследовательской деятельности.

  2. Изучить историю возникновения и значения имён.

  3. Привить любовь к своему имени и к имени окружающих.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Овладение навыками исследовательской деятельности для дальнейшего обучения и саморазвития.

  2. Формирование уважительного и бережного отношения к истории и культуре своего народа.

  3. Воспитание толерантности в условиях поликультурной социальной среды.

Сроки разработки и реализации проекта:

С 1 сентября по 01 ноября 2011 года.



Ресурсы проекта:

1. Интернет ресурсы:

http://name.yaxy.ru/

http://names.astrostar.ru/

http://happy-year.narod.ru/interesno/imena/

http://www.nameinfo.ru/names/

http://tatarisem.ru/

http://tatarisem.narod.ru/

http://ufagen.ru/tatar_imena

http://www.sladkiydesert.ru

http://www.clipart.by

http://www.allshowbiz.ru

http://narjad.narod.ru

http://img0.liveinternet.ru

http://ru.wikipedia.org

http://valuename.ru

2. Саттаров Г.Ф. "О чем говорят татарские имена?" - Казань: Изд. "Раннур", 1998 г. (на татарском языке.)

3. Суперанская А.В. "Словарь русских личных имен". - Москва: Изд. Аст., 1998 г.

4. Анкеты.

5. Генеалогические древа казанских ханов.

Содержание проекта

Что такое имя человека?


Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.


Роль имени в жизни человека:


  1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

  2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

  3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Информация, которую несёт в себе имя:


  1. Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.

  2. Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.

История имён


Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

История возникновения русских имен:



  • Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.

  • Называли по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.

  • Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.

  • Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.

История возникновения татарских имен:

  • Имена, возникшие под воздействием языческих верований:.Буре, Чаныш, Бурекэй, Барс, Барсай, Акпарс и пр.

  • Имена, образовавшиеся под воздействием ислама и заповедей шариата: Хасан, Гумар, Госман, Касим, ШамильРишат, Рашит, Гали, Хадиджа, Габдулла,ЗульфияАмина, Лейла, Сания, Альфия и пр.

  • Имена, появившиеся после Октябрьской революции: Тимер,Булат, Айсылу, Айдар, Алмаз, Чулпан, Ильсия, Айзат, Айнур, Ильназ, Гулия, Ирек, Азат, Ландыш, Лейсан и др.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.



Практическая часть проекта

Социологическое исследование:

«Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»


Девочки

  • 1 место: Даша, Лейсан – 8

  • 2 место: Гузель – 7

  • 3 место: Юлия, Алия, – 4

Мальчики

  • 1 место: Айнур, Саша, Артём, Ваня, Максим – 5

  • 2 место: Ильнур, Андрей – 4

  • 3 место: Руслан, Дима, Рамиль –3

Редкими оказались следующие имена

У девочек

У мальчиков

Оля

Айзирек

Наташа

Володя

Эрик

Рудик

Назрин

Алина

Ниана

Эльнур

Коля

Алёша

Милана

Саида

Аня

Марк

Христофор

Бабкен

Божена

Диана

Алсу

Оганнес

Роберт

Егор

Сабина

Карина

 

Дамир

Нурбек

Вася

Эля

Виталия

 

Матвей

Серёжа

Антон

Полина

Влада

 

Юра

Гена

Элтун


А что же обозначают эти редкие женские имена?

  • Анна (Аня) (древнееврейское) – милость.

  • Алина (латинское) – другая, чужая.

  • Божена (древнеславянское) – под покровительством Бога.

  • Владислава (Влада) (древнеславянское) – владеющая славой.

  • Диана (латинское) – божественная.

  • Карина (латинское) – вперёд смотрящая.

  • Милана (древнеславянское) – милая.

  • Наталья (Наташа) (латинское) – родная.

  • Ольга (Оля) (древнеславянское или скандинавское) – святая, священная, ясная, светлая, мудрая, роковая.

  • Полина (греческое) – многозначительная; (латинское) – маленькая.

  • Сабина (латинское) – сабинянка (название племени сабинян).

  • Элеонора (Эля) (греческое) – сострадание, милосердие.

А что же обозначают эти редкие мужские имена?

  • Антон (древнеримское) – вступающий в бой.

  • Алексей (Алёша) (древнегреческое) – защищать.

  • Бабкен (армянское) – младший сын отца.

  • Владимир (Володя) (славянское) – владеющий миром.

  • Василий (греческое) – царь.

  • Геннадий (Гена) (греческое) – благородный, великородный.

  • Дамир (тюркское) – настойчивый.

  • Егор (греческое) – земледелец.

  • Матвей (древнееврейское) – божий человек.

  • Николай (Коля) (греческое) – победитель народов.

  • Роберт (древнегерманское) – неувядаемая слава.

  • Сергей (Серёжа) (латинское) – высокий, высокочтимый.

  • Христофор (древне-греческое) – несущий Христа.

  • Эрик (древне-германское) – благородный предводитель

Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»


Вопросы анкеты

  1. Что означает моё имя?

  2. Нравится ли тебе твоё имя? 
    а) да,
    б) нет,
    в) не очень.

  3. Почему?

  4. Зачем человеку имя?

Результаты анкетирования в моем классе

  1. Что означает моё имя? 
    знают – 17; не знают – 10.

  2. Нравится ли тебе твоё имя? 
    да – 23; нет – 0; не очень – 4.

  3. Почему? 
    «Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
    «Не очень» – «хочу другое имя».

  4. Зачем человеку имя? 
    «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
    Затруднились ответить – 4 человека.

Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы

  1. Что означает моё имя? 
    знают – все.

  2. Нравится ли тебе твоё имя? 
    да – всем.

  3. Почему? 
    «Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках».

  4. Зачем человеку имя? 

«Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.



Результаты проекта

Реализация данного проекта позволила добиться следующих результатов:

1. Учащиеся овладели навыками исследовательской деятельности, что позволит им в будущем использовать данную компетентность для дальнейшего саморазвития и обучения.

2. Посредством изучения значения и происхождения собственных имен, имен родителей, бабушек и дедушек у учащихся сформировался устойчивый интерес к традициям и обычаям собственного народа.



3. Изучение истории возникновения имен одноклассников позволило осознать и лицезреть мозаику культур народов России, что заставило их уважительно относиться к представителям разных народов и конфессий.

Список использованных ресурсов

1. Интернет ресурсы:

http://name.yaxy.ru/

http://names.astrostar.ru/

http://happy-year.narod.ru/interesno/imena/

http://www.nameinfo.ru/names/

http://tatarisem.ru/

http://tatarisem.narod.ru/

http://ufagen.ru/tatar_imena

http://www.sladkiydesert.ru

http://www.clipart.by

http://www.allshowbiz.ru

http://narjad.narod.ru

http://img0.liveinternet.ru

http://ru.wikipedia.org

http://valuename.ru

2. Саттаров Г.Ф. "О чем говорят татарские имена?" - Казань: Изд. "Раннур", 1998 г. (на татарском языке.)

3. Суперанская А.В. "Словарь русских личных имен". - Москва: Изд. Аст., 1998 г.


Приложение

PowerPoint - презентация