Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


""Имя прилагательное" 6 класс




страница1/9
Дата15.01.2017
Размер2.05 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!


Тестовые, контрольные и самостоятельные работы ,проведенные в 6 «б» классе.

Тест по теме ""Имя прилагательное" 6 класс


ТЕСТ

1. Укажите предложения с прилагательными-антонимами.

а) Изумительный день – день яркого света.

б) Выходить без темных очков невозможно.

в) Даже опытному путешественнику легко заблудиться в полярной тундре.



2. Укажите, какие прилагательные являются синонимами.

Самый веселый (а), самый проворный (б) и хлопотливый (в) зверек в наших лесах – шустрая (г) белка.



3. Укажите предложения, в которых прилагательные употребляются в переносном значении.

а) Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

б) Как водится, задолго до выхода на облаву [на охоту] в избе начались горячие споры.

в) Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки.



4. Укажите предложение, в котором прилагательное может иметь степени сравнения.

а) Учится бегать маленький лосенок.

б) Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

в) Ниже и ниже спускается вечернее солнце.



5. Укажите предложения с относительными прилагательными.

а) После ночного разбоя скрываются волки в лес.

б) По волчьим следам тихо идут на лыжах охотники с ружьями и красными флажками за плечами.

в) Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята.



6. Укажите предложение с притяжательным прилагательным.

а) Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени.

б) На край вырубки вывела свой выводок старая глухарка-мать.

в) Остался Листопадничек в бобровой хатке.



7. Укажите предложения с прилагательными в простой превосходной степени сравнения.

а) Холодный ветер шевелит тончайшие лепестки.

б) Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза.

в) Звенит под ногами, на мельчайшие кристаллы рассыпается снег.



8. Укажите предложение с прилагательным в форме простой сравнительной степени.

а) Все теплее, шумнее и краше весна.

б) Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко.

в) Жарче и жарче светит солнце.



9. Укажите, в каком из прилагательных пишется приставка бес-?

В эти ночи в бе(з,с)звездном (а) небе слышен свист бе(з,с)численных (б) крыльев. Не дают [лоси] в обиду разбойникам своих бе(з,с)рогих (в), молодых лосят.



10. В каком из выделенных прилагательных после шипящей пишется буква о?

а) Ч_рною точкою разведчик-гусь исчезает в сверкающей ослепительной белизне.

б) Он [бурундук] хлопотливо выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защ_чные мешки.

в) Хорошо знает он дорогу в свое скрытое логово, где ждут не дождутся старого волка прож_рливые, жадные волчата.



11. Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный ответ из таблички.

а) С цветка на цветок перелетает тяжелый м_хнатый шмель.

б) А над муравьями качается, алея, п_хучая земляника.

в) Густой пор_ховой дым слоями растекался над токовищем[1].

г) Бл_городный олень – очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.


1

2

3

4

о

о

о

а

о

а

а

а

а

о

а

о

а

а

о

о

12. Укажите, в каком из выделенных прилагательных пишется ь.

а) Душисто пахнут ноч?ные красавицы – фиалки.

б) Горностай очень подвижный хищ?ный зверек.

в) Лед, на который мы вышли, был изъеден июл?ским солнцем.



13. Укажите, в каком из выделенных прилагательных есть непроизносимая согласная.

а) Они [охотники] берегут редкос?ных лесных птиц и, подкравшись к ним, любуются их силой и красотой.

б) Бесконечной лентой извивалась над заливом вереница чудес?ных птиц.

в) Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть – так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древес?ных стволов.



14. Укажите, в каком из выделенных прилагательных пишется одна буква н.

а) Следы выходили из воды, цепочкою тянулись вдоль ледя(н,нн)ой кромки и исчезали.

б) Днем с крыш капают капели, тают на солнце дли(н,нн)ые сосульки.

в) Выше и выше поднимается над лесом осе(н,нн)ее солнце.



15. Укажите, в каком выделенном слове пишется две буквы н?

а) На берегу озера, среди кочек и голых камней, мы обнаружили много гуси(н,нн)ых гнезд.

б) На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звери(н,нн)ых и птичьих следов.

в) Известно, что в пусты(н,нн)ых и глухих лесах далекого Севера медведи встают из берлог еще по снегу.



16. Укажите предложение с прилагательным, которое является исключением из правила «В суффиксах прилагательных -ин-, -ан- (-ян-) пишется одна буква н».

а) В углу лежали лохмотья одежды, стоял высокий глиня(н,нн)ый кувшин.

б) Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мыши(н,нн)ые норы.

в) Грохот лебедок, свист и шипение пара, скрип деревя(н,нн)ой эстакады, по которой медленно движется поезд, стук молотков, трепетание флагов, смешение наречий и языков – и над всем этим соленое и кроткое дыхание морского ветра.



17. В каком из кратких прилагательных пишется нн?

а) В мечети пусты(н,нн)о.

б) Ягоды лесной рябины жестки и невкус(н,нн)ы.

18. Укажите прилагательное с окончанием -ем.

а) Мы спрятались под больш_м деревом, стали ждать.

б) Наш соловей так привык к людям и человеческ_м голосам, что шума почти не боится.

в) Тихо ранее утро в зимн_м лесу.



19. О или е? Выберите правильный ответ.

1) В чаще камышей скрывается свирепый хищник, неутомимый враг пернатого мира – камыш_вый кот, дерзость и смелость которого соперничают с его проворством и быстротой.

2) Между белыми стволами берез растет молодой ельник – подсед, и, чем глубже в лес, чаще мураш_вые высокие кучи.

а) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква о.

б) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква е.

в) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква о, а во втором – е.

г) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква е, а во втором – о.

20. Укажите окончание выделенного прилагательного.

Тяжелый краснолиц_й человек сидит за дверью открытой каюты.

а) – -ый;

б) – -ий.



21. Образуйте краткое прилагательное от выделенного слова. Выберите его правильное написание.

Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается.

а) С ь на конце слова;

б) без ь на конце слова



22. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.

(Полу)ночное солнце светит в глаза, нестерпимо отражается в белизне снегов.

а) Слитно;

б) раздельно;

в) через дефис.



23. Укажите, какие из сложных прилагательных пишутся слитно?

а) Вот на стволе дерева уселся (красно)головый черный дятел-желна.

б) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекою (семи)цветная радуга.

в) На вершинах елок грозди (темно)лиловых шишек.



24. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.

1) На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, (не)уклюжие медвежата.

2) То поймают [рыси] (не)осторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь.

а) Не с прилагательными пишется слитно в обоих случаях.

б) Не с прилагательными пишется раздельно в обоих случаях.

в) Не с прилагательным пишется слитно в 1-м предложении, а раздельно – во 2-м.

г) Не с прилагательным пишется раздельно в 1-м предложении, а слитно – во 2-м.

25. Укажите предложения с прилагательными, являющимися определениями.

а) Радостна, шумна и пахуча весна.

б) Как хороша, как чудесна над горами звездная ночь.

в) Красные искры уносятся в небо и остывают.



26. Укажите предложение с прилагательными, являющимися сказуемыми.

а) Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.



б) Ласково пригревает весеннее солнышко.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1. Укажите верные утверждения:

А. Начальная форма прилагательного – это м.р., и.п., ед. ч.

Б. Разряд прилагательного – это смысловая группа, постоянный грамматический признак. Но в определенном контексте (словесном окружении) разряд прилагательного может изменяться.

В. Относительные прилагательные имеют степени сравнения.

Г. Прилагательные в краткой форме изменяются так же, как полные: по родам, числам и падежам.

2. Укажите относительные прилагательные:

а) железное (терпение);

б) ледяная (гора);

в) ветреный (день);

г) ветряная (мельница).

3. Вставьте, где нужно, ь:

а) роскош_;

б) свеж_;

в) плащ_;

г) (нет) туч_;

д) похож_.

4. Укажите прилагательные, которые с не пишутся то слитно, то раздельно. Приведите примеры:

а) нелюдимый;

б) нелепый;

в) неаккуратный;

г) ненастный.

5. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:

а) маленький – мельче;

б) маленький – меньше;

в) звонкий – звончее;

г) красивый – красивше.

6. О или ё? Объясните свой выбор графически.

а) Свинц_вый;

б) глянц_вый;

в) деш_вый;

г) чуж_й.

7. Найдите слова с суффиксом -н-.

а) стеклянный;

б) машинный;

в) румяный;

г) естественный;

д) весенний.

8. Вставьте пропущенные буквы. Выберите группу прилагательных, в которой все прилагательные имеют суффикс -к-:

а) туре_кий, матро_кий, белору_кий;

б) рез_ кий, молоде_ий, чуко_кий;

в) матро_кий, францу_кий, англи_кий.

9. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:

а) (трех)томный;

б) (темно)вишневый;

в) (научно)популярный;

г) (западно)европейский;

д) (учебно)воспитательный;

е) (каре)глазый.

10. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А. Эта книга более интереснее, чем та.

Б. Мне снится далекое городишко моего детства.

В. Дружба и братство лучше богатства.

Г. Илья – большой зазнайка.

11. Укажите предложения, в которых имена прилагательные выступают в роли имен существительных.

А. Хозяйка пригласила всех пройти в гостиную.

Б. В городе построили кондитерскую фабрику.

В. В кондитерской выпекают вкусные плюшки.

Г. Дежурный по классу подготовил доску к уроку.

12. Выберите правильный ответ:

А. В средней полосе России июль обычно жарче августа.

Б. В средней полосе России июль обычно жарчее августа.

13. Н или нн? Обозначьте морфему или морфемы, в которые н или нн входят.

Торжестве_ый,

кожа_ый,

тума_ый,

гости_ый,

исти_ый.

14. Сделайте морфемный разбор прилагательных.

Дождливый,

крохотный,

удал,

сильнее,

широкий,

железнодорожный,

красноватый.

15. Подчеркните прилагательные, в скобках укажите начальную форму.

А. Звездная ночь тиха.

Б. Ранним утром я подошел к величественной реке.

В. Уровень воды в период паводка обещают выше прошлогоднего.

Самостоятельная работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите верные утверждения:

А. Имена числительные обозначают число, количество предметов, а также их порядок при счете.



Б. Числительные всех разрядов изменяются по падежам.

В. Порядковые числительные отличаются от числительных других разрядов вопросом и грамматическими признаками.



Г. Собирательные числительные могут сочетаться с одушевленными существительными женского рода.

Д. Числительные, имеющие два корня и два окончания, называются составными.

2. Укажите словосочетания, в состав которых входят числительные:

а) первый шаг;

б) трехэтажный дом;

в) удвоить усилия;

г) обе книги.

3. Вставьте, где необходимо, ь:

а) девят_надцать;

б) девят_сот;

в) восем_сот;

г) двес_ти;

д) сед_мой;

е) сем_надцать.

4. Используя числительное два, образуйте числительные всех разрядов. Запишите их в сочетании с подходящим по смыслу существительным.

Количественное целое _____________________.

Количественное дробное____________________.

Собирательное __________________ .

Порядковое ___________________.

5. Поставьте числительные триста тридцать три и триста тридцать третий в р. и д. пп. Обозначьте окончания во всех формах.

И. Триста тридцать три
Р.
Д.


И. Триста тридцать третий
Р.
Д.

* Каким постоянным грамматическим признаком они отличаются друг от друга? Ответьте одним словом: ____________________ .

Уточните: ________________ и _______________.

6. Запишите цифры словами: 11; 16; 312; 1,5; 581; 477; 68.

* Какое числительное имеет два варианта написания? Приведите примеры.



7. В каких предложениях допущены орфографические или грамматические ошибки? В скобках, где необходимо, укажите верную форму.

А. В книге около четырехсот пятидесяти страниц.

Б. В обеих случаях это правильный ответ.

В. Два суток продолжалась метель.

Г. А.С. Пушкин родился в июне тысяча семьсот девяносто девятом году.

Е. Я поздравил дедушку с Девятым маем.

8. Подчеркните все слова как члены предложения. Обозначьте части речи.

А. Прибавьте к тридцати пятнадцать.

Б. Три дня шел проливной дождь.

В. Первые коллекции марок появились в России в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году.



9. Выберите правильное написание, зачеркнув в скобках лишнюю букву или сочетание букв.

Ми(л,лл)иард,

ми(л,лл)ион,

ки(л,лл)огра(м,мм),

ба(с,сс)ейн,

те(р,рр)ито(р,рр)ия,

экз(е,э,и)мпляр.

10. Как нужно писать слова типа (трехсот)(двадцати)(пяти)(тысячный), сто(миллионный)? Выберите правильный ответ.

А. Оба слова нужно писать через дефис.

Б. Оба слова нужно писать раздельно.

В. Оба слова нужно писать слитно.

Г. 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно.

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите неверные утверждения.

А. Имена числительные обозначают число, количество предметов, а также их порядок при счете.

Б. Числительные всех разрядов изменяются по родам, числам и падежам.

В. Числительные, как и прилагательные, в определенном контексте могут изменять свой разряд.

Г. Собирательные числительные не могут сочетаться с одушевленными существительными женского рода.

Д. Числительные, имеющие два корня и два окончания, называются сложными.

2. Укажите словосочетания, в состав которых входят числительные.

а) двадцатый век,

б) тройка за ответ,

в) десяток яиц,

г) оба друга.

3. Вставьте, где необходимо, ь:

а) пят_надцать;

б) шест_десят;

в) восем_сот;

г) двес_ти;

д) сед_мой;

е) сем_надцать.

4. Используя числительное пять, образуйте числительные всех разрядов. Запишите их в сочетании с подходящим по смыслу существительным.

Количественное целое: ____________________.

Количественное дробное: __________________ .

Собирательное: __________________ .

5. Поставьте числительные двести девяносто восемь и двести девяносто восьмой в р. и д. пп. Обозначьте окончания во всех формах.

И. Двести девяносто восемь
Р.
Д.


И. Двести девяносто восьмой
Р.
Д.

* Каким постоянным грамматическим признаком они отличаются друг от друга? Ответьте одним словом: ____________________.

Уточните: ______________ и ______________.

6. Запишите цифры словами: 11; 16; 365; 1,5; 872; 464; 99.

* Какое числительное имеет два варианта написания? Покажите на примере.



7. В каких предложениях допущены орфографические или грамматические ошибки? В скобках, где необходимо, укажите верную форму.

А. В книге около девяносто страниц (__________).

Б. По обеим сторонам дороги расстилались поля (__________).

В. Трое школьниц из нашего класса участвовали в районной олимпиаде (_________).

Г. Первые микроскопы давали увеличение до двести семидесяти раз, а современные – до трех тысяч шестисот раз (_______).

Д. В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году произошло восстание декабристов (_______).

8. Определите синтаксическую роль числительных в предложении.

А. Пять и семь – двенадцать.

Б. Тему «Имя числительное» изучают в шестом классе.

В. Все радуются первым солнечным дням.

Г. Склоны обоих берегов реки сильно размыты дождями.

Д. В нашем классе учатся пятеро отличников.

Е. Эту самостоятельную работу мы выполняем четырнадцатого апреля.

* Укажите, в каких случаях числительные входят в состав цельных словосочетаний.



9. Выберите правильное написание, зачеркнув в скобках лишнюю букву или сочетание букв.

Ми(л,лл)иард, ми(л,лл)ион, ки(л,лл)огра(мм), ба(с,сс)ейн, те(р,рр)ито(р,рр)ия, экз(е,э,и)мпляр.



10. Как нужно писать слова девяти(тысячный), (тридцати)(пяти)миллионный? Выберите правильный ответ.

А. Оба слова нужно писать через дефис.

Б. Оба слова нужно писать раздельно.

В. Оба слова нужно писать слитно.

Г. 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение»

1. Укажите неверное утверждение:

А. Местоимение – часть речи, которая не только указывает на предметы, признаки и количества, но и называет их.

Б. Синтаксическая функция местоимений зависит от соотносительной группы (той части речи, на которую указывают).

В. Личные местоимения 3-го лица в родительном падеже могут выступать в роли притяжательных в определенном контексте.

Г. В отрицательных местоимениях ни находится в ударном положении.

Д. Раздельное написание не в отрицательных местоимениях зависит от наличия предлога.



2. Вставьте пропущенные слова в стихотворении, используя подсказку. Определите разряд местоимений:

Всем на свете буква я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква я,


Но и _________ (минимальная единица фонетики), _________ (минимальная значимая единица морфемики), _________ (основная единица лексики).

3. Укажите личные местоимения:

а) кто-то;

б) у кого;

в) сам;

г) никто;

д) его;

е) мною.

4. Укажите, какие местоимения надо писать через дефис:

а) что(же);

б) (о)нем

в) я(то);

г) кто(бы);

д) (по)этому;

ж) (кое)где.

5. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений? Подчеркните их. Рядом напишите верную форму.

А. На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.

Б. Ихние тетради лежали на столе.

В. У его сестры очень красивый почерк.

Г. Мы решили пойти к ему в гости.

6. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных?

а) Определительные;

б) притяжательные;

в) вопросительные;

г) относительные.

Укажите вид СП ____ (не сокращенно, полностью).



7. Выберите правильный ответ.



8. Ударение в этих словах поставлено правильно:

а) самого (мальчика);

б) у самого синего моря;

в) к самому президенту;

г) о самом главном.

9. Укажите, в каких предложениях есть определительное местоимение.

А. Всякая работа мастера хвалит.

Б. Все пройдет: и печаль, и радость.

В. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Г. Каждый имеет право на отдых.

10. Укажите группу, в которой все три склоняемых местоимения не имеют формы именительного падежа:

а) собой, тебя, никем;

б) так, отсюда, сюда;

в) себя, некого, нечего.

11. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

а) (Н_)чем отблагодарить.

б) (Н_)чего не нужно.

в) (Н_) с кем посоветоваться.



г) (Н_) с кем (не)посоветоваться.

д) (Н_)чем (не)отблагодарить.



Контрольная работа по теме «Местоимение»

1. Укажите неверные утверждения.

А. Местоимение – часть речи, которая только указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Б. Местоимения мой, твой, меня, тебя принадлежат к одному разряду.

В. Разряд местоимения определяется по вопросу.

Г. В отрицательных местоимениях ни всегда находится в безударном положении.

Д. Дефисное написание не в отрицательных местоимениях зависит от наличия предлога.



2. Укажите личные местоимения:

а) меня;

б) моя;

в) себя;

г) их;

д) нас;

е) кое-кто.

3. Укажите, какие местоимения надо писать через дефис:

а) что(ли);

б) когда(нибудь);

в) мы(то);

г) где(бы);

д) (по)этому;

ж) (кое)где;

з) (кое)(с)кем.

4. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений? Подчеркните их. Рядом напишите верную форму или исправленное предложение.

А. О этих событиях написано много интересных книг.

Б. Шкафы были набиты книгами. Они служили стеной, разделяющей комнату на две половины.

В. Об этом фильме много писали.

Г. В ихнем классе много спортсменов.

Д. Над мной ослепительно-голубое небо.



5. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных?

а) Определительные;

б) притяжательные;

в) вопросительные;

г) относительные.

Укажите вид СП ____ (не сокращенно, полностью).



6. Выберите правильный ответ.



7. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки:

(н_)(на)кого (не)надеяться;

(н_)чего не жаль;

(н_)(на)кого надеяться;

(н_)о чем (не) жалеть

8. Выпишите местоимения из текста (не меньше семи), поставьте их в начальную форму, определите разряд.

Повторяющиеся формы дважды можно не указывать.

Однажды я ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже замирал на месте. Когда я шел быстрее, этот малыш тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в здание телефонной станции не пошел...

Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Я вернулся через несколько минут, но его уже не было.

Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал или не уберег моего маленького друга! (По В.Луговскому)




[1] Токовище – место, где птицы токуют (особым криком подзывают самку).



МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

с.Белиджи Дербентского района РД.

Сочинение

на тему:

«Ребенок – инвалид – полноценный ч член общества»

ученицы 6 «б» класса



Мурсаловой Заремы

Арифовны

дом.адрес: 368615

с.Белиджи Дербентский район РД.

Предметник: Сеидова Рагима

Сеидгусейновна

15.02.2013г.




«Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то…»

И. Романов

В последние годы на проблему адаптации детей инвалидов в обществе уделяется особое внимание со стороны государства, и многое, как и в других странах, делается для комфортного проживания в России. Правительство следит за выполнением законов по правам детей инвалидов. Пусть программы по обеспечению инвалидов в нашей стране только набирают обороты, но я уверена, что через пару лет для них будут созданы самые комфортные условия для жизни. Но, в первую очередь, детям-инвалидам надо всего лишь помочь влиться в общество, и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными от нормальных людей. Надо задуматься о том, что мы сделали или можем сделать для этих людей?

Ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность.

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов - проблема, приспособленности детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограниченности общения с природой, в доступе к культурным ценностям, а иногда и в элементарном образовании. Это проблема является не только субъективным фактором (социальное, физическое и психическое здоровье), но и результатом социальной политики и сложившегося сознания, которое санкционирует существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствием специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Также ребенок-инвалид может быть способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Государство призвано не просто предоставлять ребенку с ограниченными возможностями определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Главной целью социальной работы с детьми-инвалидами является содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм ее проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах.

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел. Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и у других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты "кем-то стать, когда вырастут", обрести профессию и получить достойную работу.

Я учусь в шестом классе. Живу в селе. Инвалидом я стала в четыре года. Во время игры мой брат нечаянно попал мне в глаз острым предметом. И с тех пор я стала инвалидом по зрению. Учусь я средне. У меня наряду с пятерками есть и тройки и четверки. В школу я хожу с большим удовольствием. Мне нравится наш класс. У нас на каждый праздник проводятся хорошие мероприятия. Со стороны учителей я всегда чувствую поддержку.

Огромную поддержку я всегда ощущаю со стороны нашего классного руководителя. Наши одноклассники любят сидеть за первой партой. А я с первого класса сижу за первой партой, потому что плохо вижу. А недавно у нас в классе был случай, когда руководительнице прямо указали на меня и сказали, почему она всегда сидит за первой партой. Но она не стала говорить, что я вижу одним глазом, и поэтому сижу за первой партой, а провела интересный классный час – беседу, после которого отношение наше друг другу резко изменилось. Я ей так благодарна, что она такая корректная.

Мне иногда кажется, что я не такая как все. Но атмосфера в классе, которую создала наша классная руководительница ,дает мне право сказать, что я - полноценный член общества. Я так же как и все выполняю все поручения, участвую во всех мероприятиях, проводимых школой и классом.

   В кабинете истории и обществознания висит стенд, где расположен материал о наших правах. Центральное место здесь занимает очень важный документ – «Конвенция о правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 года. Это документ о наших правах, в нем 54 статьи. Получая в школе бесплатное образование, я пользуюсь своим правом, прописанным в статье 58. По окончании школы я продолжу своё образование в ВУЗе, надеюсь на бесплатной основе, потому что ощущая на себе заботу государства, я хочу закончить высшее учебное заведение и стать хорошим специалистом и гражданином своей Родины. Нужно только постараться. Теперь всё зависит только от меня.
    В школе нам прививают уважение к старшим, друг к другу, подготавливают нас к сознательной жизни в  свободном обществе в духе мира и терпимости к другим этническим национальным, религиозным группам. В статье 29 Конвенции говорится о том, что воспитание должно быть направлено на уважение прав человека.
    Недавно у нас был классный час на тему: «Мы хотим, чтобы нас понимали». Мы говорили о людях другой национальности, которых постигла беда на их родине, и они были вынуждены переселиться на территории, где проживают только русские люди. В нашем классе много детей из разных наций, и мы все вместе создали такие правила, чтобы они не противоречили правам каждого ребенка любой национальности. Они просты и доступны каждому и воспитывают в нас толерантность. Правило 1. Пытайся в другом человеке сначала увидеть только хорошее.
    Правило 2 . Делая замечание, никогда не ссылайся на национальность.
        У Л.Н. Толстого есть замечательная басня « Отец и сыновья», которая учит нас быть  вместе, жить дружно. Чтобы люди разных национальностей всегда были одной большой дружной семьей.
   Мы уважаем право каждого человека другой этнической культуры. В статье 30 Конвенции ООН об этом сказано так: «Ребенку, принадлежащему к другим этническим меньшинствам не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, использовать свою религию, а также пользоваться родным языком»
   Мы с уважением относимся к их правам. Учителя воспитывают нас в духе взаимопонимания и терпимости, дружбы и всеобщего братства. Наша энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям, государству. Я понимаю, что будущее нашего государства в наших руках, поэтому стараюсь чётко выполнять законы Конституции РФ.

   Сегодня я хочу воспользоваться своим правом, правом свободно выражать своё мнение. Может быть, через несколько лет, когда я прочту свою работу снова (моя мама имеет привычку хранить мои поделки, тетради и т.д.), я мило улыбнусь. Но сейчас я хочу поделиться с вами тем, что меня волнует.


   Было очень интересно прочесть Конвенцию о правах ребёнка. У меня сразу же возникло много вопросов, но, к сожалению, не на все я нашла ответ.
   В последнее время много говорят о защите детей от информации. Родители мне уже давно объяснили, что Интернетом можно пользоваться только в их присутствии и поэтому они установили пароль на нашем компьютере. Здесь всё просто, каждый родитель в силах это сделать, чтобы оградить своего ребёнка от ненужной информации. Но как быть с телевизором? Я, конечно, послушный ребёнок, смотрю только мультфильмы на DVD. А как насчёт других детей? Вы же, взрослые, должны понимать, что «запретный плод сладок»! Да, ввели возрастные ограничения. Но что это меняет? Если и написано, что детям младше шестнадцати лет смотреть не рекомендуется, то это не значит, что десятилетний ребёнок, находясь дома после школы один, а таких очень много, не будет смотреть эту передачу. Почему бы просто подобные фильмы и программы не показывать в дневное время?
   Сможете ли вы, взрослые, назвать хотя бы пять телепередач для детей, которые показывают в выходные дни? Я не смогу. У меня, как и большинства сельских детей, кабельное телевидение не подключено, там, я слышала, есть даже детские каналы. Почему-то мультфильмы показывают рано утром, когда все дети ещё спят, а в течение дня всё только фильмы и передачи про убийства и расследования. Неужели они способствуют  духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка?  
В нашем селе был асфальт. А сейчас его нет. Потому что его вдребезги разбили камазы, которые куда-то вывозят весь песок с берега моря. Водители, конечно очень рады. А нам, пешим школьникам, приходится искать хоть какой- то островок , чтоб спрятаться от мчащегося грузовика В селе нет ни одного знака ограничения скорости, приходится буквально спрыгивать на обочину, потому что водители «летят», не замечая пешеходов.  Нет ни одного «лежачего полицейского», даже возле школы. А что если кто-то из нерадивых водителей лишит какого-нибудь ребёнка его права на жизнь? Видимо водители забывают, что «права человека – это не только водительские права, но и права пешеходов»    Статей в Конвенции много, к сожалению я не нашла статьи о праве на уважение и внимание со стороны родителей. Многие взрослые, особенно те, которые очень взрослые, считают, что ребёнок ещё не человек, ребёнок маленький, значит, и мысли его маленькие. Очень легко сказать, что его мнение никого не волнует. А как же уважение личности? «Человек, уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира» (Д. Писарев).
   В Конвенции говорится, что все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, дети должны иметь еду, одежду и жильё. Так хочется ещё  в кинотеатр сходить, и в цирк, и энциклопедию школьника новую.  Но бывают такие родители, которые считают, что в культурном развитии особой необходимости нет, что это пустые траты. И не переубедить таких родителей, на это права ни у кого нет. Винить родителей тоже нельзя. Потому что нашим родителям негде работать и зарабатывать деньги на наше достойное содержание. Мне вспоминается басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Когда-нибудь на этих родителях будут экономить и их дети, как когда-то они на них экономили.  «Жди от другого того, что ты сам сделал другому» (Латинское изречение). Речь идёт не о детском эгоизме, а об образе жизни, который входит в привычку ребёнка.
   Получается, что хотя Конвенция о правах ребёнка есть, и это очень здорово, но мы, дети, целиком и полностью зависим от вас, взрослых. «Право на счастье составляет самое неотъемлемое право», - говорил К. Ушинский. Но без вашего внимания, понимания, любви и заботы мы не сможем быть  счастливыми.
   «Трудное детство никогда не кончается» (Ежи Урбан). Пусть лучше у всех детей детство будет счастливым, в котором не нарушаются права ребёнка, чтобы из счастливых детей выросли счастливые взрослые, которые «будут способными выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем  его нашли» (Чжуан- Цзы).

В новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами.

В последние годы на проблему адаптации детей инвалидов в обществе уделяется особое внимание со стороны государства, и многое, как и в других странах, делается для комфортного проживания в России. Правительство следит за выполнением законов по правам детей инвалидов.

Я постоянно ощущаю на себе заботу государства. Приходишь в школу первого сентября, а там тебя ждут новенькие учебники, отремонтированные и уютные классные комнаты с удобной мебелью, компьютерами. Приветливо встречают нас учителя, и мы все вместе отправляемся в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Государство побеспокоилось об этом, оплачивая наше обучение в начальном  и среднем звене. Нам строят новую школу, но я не знаю успею ли я там учиться. Ведь я уже учусь в шестом классе.

Недавно в газете я прочитала такую цитату: «Бедная моя Россия, как трудно быть инвалидом в твоих просторах!.. Тем более оставаться при этом еще человеком... Это там, в цивильных странах, на больного смотрят как на равного, которому просто труднее, чем здоровому и все. Нам приходится лишь вздыхать, читая или слушая рассказы об этом, понимая – нам до всего этого не дожить, не дотянуть...». И мне хотелось бы, чтоб это оставалось цитатой, лишь цитатой и чтоб у нас было мало инвалидов. А ведь всем выгодно, чтобы большее число инвалидов смогло преодолеть беду, нашли своё место в жизни, стали полноценными членами общества.

Мы, граждане Отечества, дети- инвалиды, должны делать все возможное, чтобы чувствовали себя по духу полноценными людьми, не смирились со своей участью, не обрекли себя на серое, бессмысленное существование.



Свое небольшое сочинение мне хотелось бы завершить стихотворением Сергея Ольгина «Сильные» слова.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,


Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй, зима. Грозой, гроза, греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не смогут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Список литературы

1.Нормативные акты.

2.Декларация прав человека .

3.Декларация прав ребенка .

4.Декларация о правах инвалидов .

5 .Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов .

6.Конвенция о правах ребенка .

7..Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

8.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Рецензия

На сочинение Мурсаловой Заремы Арифовны по теме: « Ребенок – инвалид – полноценный член общества».

Работа соответствует выбранной теме. Удачно выбран эпиграф. Правильно и уместно выбраны цитаты. Зарема удачно выбрала фактический материал, привела много примеров из личной жизни. Сочинение состоит из введения, основной части и заключения. Во введении использованы материалы Конвенции прав человека, а именно права ребенка – инвалида. В основной части она использует свои права на свободу слова. В конце сочинения умело дан обобщающий вывод и удачно подобрано стихотворение Сергея Ольгина «Смелые» слова.
Рецензент: учитель русского языка и литературы

Сеидова Р.С.

Средняя школа №1 с.Белиджи

Литературная страничка

на тему:

«Творят пернатые весну»



Участники: учащиеся 6 «б» класса

Предметник.: Сеидова Р.С.

Тема : Творят пернатые весну

Цель:  Углубить знания учащихся о птицах;  способствовать  развитию  внимания, кругозора, любознательности; самостоятельности, содействовать воспитанию  бережного и заботливого отношения к птицам, к природе, к традициям народа, умение работать в коллективе.

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом


хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!

ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:

«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».
И.С. Тургенев


«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».
В.А. Сухомлинский

«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».


Е.Л. Прасолова

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 



16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Учитель. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля

Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию

«Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год правит «бал» лишь один представитель пернатых.

Так, в 2000 году «птицей года» был назван коростель, в 2001 году –полевой жаворонок, в–серый журавль, в 1999 году –деревенская ласточки, в 2000-большая синица, в 2001-скворец, в 2002 –пустельга, в 2004 году –белый аист.

Нынче « птицей года» стала сова.

Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

(слайд) С  1 апреля с 1924 года мы отмечаем в нашей стране День птиц.

Все вы знаете, что на нашей планете  много разных птиц. Все они являются  важной частью природы и без них мы не можем представить нашу жизнь. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение, все это делает птиц истинным украшением лесов, полей, парков.

Природа порой нас так удивляет

На свете, каких только птиц не бывает.
К примеру, колибри – прелестные крошки
Штук 5 поместишь у себя на ладошке.

А страус, напротив, такой здоровенный,


Поэтому и не летает наверно.

Пецы и охотники, круглые сутки


Без дела они не сидят ни минутки,
Выводят птенцов и цветы опыляют,
От злых насекомых людей избавляют.
Итак, получается, каждая птица
Собой без стеснения может гордиться

В настоящее время известно около 8600 видов птиц. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем 43 из них за последние 200 лет. В  Красную книгу мира записаны 312 видов птиц. На территории нашей республики насчитывается 300 видов птиц, 50 из которых занесены в Красную книгу.  

Для того, чтобы понять загадочную жизнь  птиц, научиться распознавать их

в природе по внешнему облику или по их голосам, надо очень много знать о

птицах. И вовсе не следует отлавливать и содержать птиц в неволе. Самые ценные наблюдения за поведением птиц можно получить только в природных условиях, где пернатые не зависят от человека. А для этого нужны знания. Давайте проверим их.
 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9