Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Импрессионизм»




Скачать 109.8 Kb.
Дата07.07.2017
Размер109.8 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Импрессионизм»

Учитель: Явлению, о котором сегодня пойдёт речь, поэт Осип Мандельштам посвятил такие строки:
Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил…


Угадывается качель,

Недомалёваны вуали,

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.

Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю суждений и мнений, крайне противоречивые оценки. Вот лишь два высказывания, принадлежащие известному французскому критику и знаменитому писателю

Слайд 1. Эпиграфы к уроку

Впечатление от этой живописи подобно впечатлению от музыки,

производимой кошкой, когда она разгуливает по клавишам рояля,

или мазне обезьяны, в лапы которой попал ящик с красками.

Филипп Жиль

Сначала глаз не замечает ничего, кроме широко положенных пятен.

Затем предметы начинают вырисовываться и становиться на места,

через несколько мгновений выявляется целое, значительное и

прочное, и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту

живопись.

Эмиль Золя
Согласитесь, это прямо полярные точки зрения. Одного эта живопись возмущает и раздражает, другому доставляет истинное наслаждение. Причём, это мнения людей, разбирающихся в искусстве.

В чём же причина таких противоположных мнений? Попробуем разобраться в этом.

Хотите увидеть эти картины?

Слайд 2. Бульвар Капуцинок

Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин группы художников, среди которых были



Слайд 3. Портреты художников

Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо.

Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопро­вождавшейся поисками новых путей изображения окружающе­го мира. Жюри Салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом офи­циальному искусству.

Слайд 4. Картины импрессионистов
А каково ваше мнение об этих картинах?

(ответы учеников)

Картины были необычны, непривычны, непонятны публике. Наиболее сдержанные зрители пожимали плечами. Самые активные пытались пустить в ход зонтики и трости и требовали обратно плату за вход.

Давайте послушаем, что писала пресса.

— Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуж­дения.

— От этих картин «встали бы на дыбы лошади омнибуса!»

— Люди у них похожи «на трупы в морге».

— Картины не нарисованы, художники просто выстрелили по полотну из пистолета, заряженного тюбиками с краской, после чего им оставалось только поставить подпись на своих ше­деврах.

— «Это выставка мятежников!»



Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

(ответы учеников)

  1. большинство её составляли те люди, которые социальной точки зрения принадлежали к буржуазии, а с общественной – к типу обывателя. Для них искусство – объект развлечения или покупки. Их суждение о картине всегда носило потребительский оттенок, обусловленный либо её продажной стоимостью, либо вопросом, можно ли данную картину повесить в гостиной. Этим эстетическим потребностям и отвечала целиком та художественная продукция, которая выставлялась в Салонах.

  2. Для этих картин просто требовалась иная точка зрения. Их следовало рассматривать издалека.

  3. Как всё новое, это искусство требовало к себе вдумчивого отношения, желания уразуметь, требовало целенаправленного процесса понимания.

Именно это потребуется сегодня от вас, так как вы впервые знакомитесь с новым для вас явлением в живописи, направлением, которое получило название – импрессионизм. Запишем тему урока.

Слайд 5. Тема урока: «Импрессионизм»

Сегодня на уроке мы должны выяснить, в чём заключается новаторство художников-импрессионистов, как они обогатили искусство. В конце урока у вас должно сложиться чёткое представление о том, что такое импрессионизм. Особенности этого направления постарайтесь зафиксировать в тетради по ходу урока.


Импрессионизм…Это название появилось случайно.

Слайд 6. К.Моне «Впечатление. Восход солнца»,

Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название цело­му художественному направлению.


Клод Моне еще за 11 лет до первой групповой выставки стал идейным вождем импрессионизма. Он был смелым новатором среди своих единомышленников, самым упорным и неутоми­мым в поисках. Однако у публики долгое время Моне пользо­вался дурной славой опасного анархиста и создателя множе­ства — вызывающего ужас картин.

Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?

Чего смог добиться Моне, применив новую технику?

(ответы учеников)

Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над вод­ной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты су­дов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все по­дернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, завис­нув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.

Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публи­ка же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «маз­ню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подоб­ных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.


  1. Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

Чтобы увидеть, в чём ещё состояло новаторство художников-импрессионистов, давайте сравним их картины с традиционной, предшествующей им живописью.



Слайды 7-10. Живопись Пуссена и Лоррена

Что вы заметили?

(ответы учеников)

В пейзажах 18 века краски более яркие, сочные, предметы имеют более чёткие, резкие очертания. Удалённые предметы на втором плане (деревья) отличаются от дерева на переднем плане только размером, цвет же их от удалённости не меняется. Эти пейзажи несколько статичны. В пейзажах импрессионистов очертания предметов нечётки. Мы видим их словно сквозь лёгкую дымку. Вода струится, воздух движется, листья деревьев колышутся под ветерком. Картины полны света, воздуха, движения и жизни. Красочная палитра высветлена.



2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

Слайд 11. Высказывание критика

Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует. Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»


Как следует рассматривать полотна импрессионистов? Имеет ли значение точка зрения?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на одно из полотен Клода Моне, находящееся в Эрмитаже – «Поле маков».

Фрагмент видеофильма «Эрмитаж», ч.3

Как движется камера? Вы заметили? Что мы видим на картине при приближении?

(ответы учеников)

Если рассматривать картину вблизи, то увидишь покрытый красочными мазками холст, поэтому полотна импрессиони­стов следует смотреть только на некотором расстоянии. Но, отой­дя на шаг, мы увидим, как разноцветные пятнышки, нанесенные кисточкой вплотную одно к другому на полотно, волшебным образом сливаются и образуют волшебную картину цветущего поля маков. Эту новую технику письма чистым, несмешанным цветом художники-импрессионисты применили вследствие открытия в физике явления диффузии.



5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

Нужна ли импрессионистам палитра? Что ещё требовалось от художника в связи с новой техникой письма?

Слайд 12. К.Моне «Сирень на солнце»

Свет пронизывает каждый сантиметр холста. Фейерверк лиловых, золотисто-жёлтых, зелёных, голубых мазков прекрасно передаёт ощущение цельности и яркости зрительного восприятия природы.



6. Импрессионисты не создавали рисунка, а писали сразу мазками на холсте. Для этого надо было иметь точную руку и верный глаз.

Слайд 13. Высказывание Моне

К.Моне писал: «Я гоняюсь за природой и не могу её настичь. Вода в реке то прибывает, то убывает, один день она зелёная, другой – жёлтая… Можно дойти до помешательства, особенно, когда ты пытаешься передать определённый час дня и его атмосферу».


Моне нашёл способ разрешения волнующих его проблем: он начал создавать серии картин, посвящённые одному мотиву.

Изображение стогов сена появляются у Моне впервые в середине 1880-х годов. Эта серия появилась у художника почти случайно. Работая вечером, он успел сделать эскиз привлёкшего его мотива. Но сгустившиеся тени изменили облик пейзажа, что он вынужден был прервать работу и начать новый холст. Спустя некоторое время работу пришлось перенести на новое полотно. Преследуя ускользающее время, художник стал множить вариации пейзажного мотива. Так появилась серия «Стога».



Слайд 14. Серия «Стога»

Вы видите, как меняется изображение предмета в зависимости от освещения, времени суток. Меняется не только цвет самого стога, но и цвет тени, отбрасываемой им. Это стало одним из открытий импрессионистов.



7. Одно из открытий импрессионистов: каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

В начале 1892 года во время поездки в Руан Моне нашёл новый для себя мотив, который стал содержанием самой знаменитой серии его картин. 20 картин серии «Руанский собор» занимали целый зал и были развешаны по плану, составленному самим Моне. Сначала серая серия, затем белая, радужная и, наконец, синяя.



Слайд 15. Серия «Руанский собор»

Руанцы именно таким видели свой собор каждый день, но не замечали этого. Моне открыл им глаза на примелькавшееся явление. Импрессионизм – это не философия и не техника, это новое художественное видение мира.



Скажите, импрессионисты показывали предмет объективно, т.е. таким, как он есть в действительности, или они привносили в него что-то своё, субъективное?

(ответы учеников)

Почему же тогда зрители картин как будто видели что-то новое для себя?

(ответы учеников)

Их видение мира было абсолютно объективно, но оно не совпадало ни с обыденным видением, ни с той устойчивой окраской предметов, которую зритель не столько «видит», сколько «помнит» (небо синее, трава зелёная, снег белый и т.д.) Импрессионисты словно отказываются от этого коллективного опыта и противопоставляют ему свое видение мира.



В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма?

(ответы учеников)

8. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод. Они стремились естественно запечатлеть природу и окружающий мир в их изменчивости, предать игру света и свои впечатления.
Где импрессионисты должны были создавать свои картины?

(ответы учеников)

9. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере.

Моне обожал водную стихию, с блеском передавая ее зыбь, переливы, отражения. Не случайно его называли Рафаэлем воды. Чтобы писать на воде, он оборудовал себе плавучую мас­терскую.

В 1886 г. Мане работал в приморском городке Бель-Иль. Так появилось одно из лучших его полотен.

Слайд 16. «Скалы в Бель-Иль» (1886).

Картина написана в штормовую погоду, когда Моне был вынужден привязывать себя и мольберт верёвками к скале.

Картина словно доносит до нашего слуха мерный рокот моря. Красновато-лиловые зубцы скал как бы вырастают из него. В их тени вода темна, но приглядитесь, и вы увидите, что она вовсе не черная, как в традиционной живописи, а отсвечивает сап­фировым сиянием. Поток яркого света зажигает ослепительным сиянием лазурь моря, рассыпается брызгами бликов в склад­ках скалистых глыб. Возникает ощущение, что картина ожи­ла, волны движутся, играют с ветром, искрятся на солнце.

Слайды 17 – 25. Картин Моне

Художник говорил: «Пейзаж — это мгновенное впечатление» и создавал его на своих полотнах. Он писал лондонские туманы и стог сена, окутанный дымом паровоз и пруд, застывший в тишине, отражая мимолетные трепетания света, перемену в со­стоянии атмосферы или различные часы дня.

Клод Моне умер в глубокой старости, пережив всех былых друзей и сподвижников. Непреклонная воля и сила характера помогли ему переломить судьбу. Если в 1870-е гг. он и его се­мья терпела крайнюю нужду, то в 1890-е гг. мастер сам дикто­вал условия коллекционерам и торговцам картинами. Не признаваемый публикой и официальной критикой в течение долгих лет он добился прижизненной славы. Через несколько дней пос­ле смерти его автопортрет повесили в Лувре — зале почета фран­цузской живописи.

На долю всех художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. О своеобразии Э.Мане, Камиля Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега мы поговорим на следующих уроках, а сегодня нам пора подвести итог и сформулировать, что же такое импрессионизм как направление в живописи. Давайте проверим, какие отличительные черты нового течения в живописи вы записали в тетради.



(ответы учеников)
Слайд 26-27. Черты импрессионизма:

1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6. Импрессионисты не создавали рисунка, а писали сразу мазками на холсте. Для этого надо было иметь точную руку и верный глаз.

7. Одно из открытий импрессионистов: каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

8. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод. Они стремились естественно запечатлеть природу и окружающий мир в их изменчивости, предать игру света и свои впечатления.

9. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере.
Думаю, теперь, после сегодняшнего урока, вы без труда сможете отличить картины импрессионистов от картин, представляющих другие направления в живописи. И главное: вы никогда не будете сходу осуждать новое в искусстве, а постараетесь понять его, узнать получше, постараетесь разобраться. Поиски новых путей – это толчок к дальнейшему развитию. Без этого – застой, упадок. Не надо бояться нового, не надо бояться признаваться в том, что пока чего-то в искусстве не понимаешь.
Слайд 28. Самостоятельная работа

Проверка знаний по изученной теме

(письменно ответить на вопросы)

  1. Как называется новое направление в живописи, с которым мы познакомились?

  2. Какая картина какого художника дала название этому направлению?

  3. Назовите одну из серий картин этого художника.

  4. Назовите, на ваш взгляд, самую яркую черту нового направления.

  5. Поставьте номер картины, которая написана художником, представляющим новое направление.

(Выполняя последнее задание, ученики работают в парах, получив на парты листы с репродукциями картин)

Слайд 29. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте

  • 1 ряд – Камиль Писсарро

  • 2 ряд – Эдгар Дега

  • 3 ряд – Огюст Ренуар

Обратить внимание на

- излюбленные темы художника;

- самые известные его картины.