Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Имена и люди




Скачать 130.97 Kb.
Дата01.07.2017
Размер130.97 Kb.
ТипКлассный час
Информационный классный час на тему «Имена и люди» 4 класс
Живут на свете имена,

Большая сила им дана.

Поговорка
Не имя красит человека,

а человек имя.

Пословица
Задачи: 1. ознакомить учащихся с историей появления имен на земле;
2. показать роль и значение традиций и обычаев в определении

имени человека;


3.способствовать формированию информационной культуры

школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию,

размышлять и делать выводы.
Подготовительная работа: 1.подготовить рассказ об истории имен;
2.подготовить викторину для уч-ся по теме;
3.создать «Карту имен нашего класса»;
4. провести анкетирование по теме кл. часа.
Оборудование: 1.элементы театрализации;
2.учебник «Моя родословная»;
3.викторина для уч-ся;
4.выставка журналов, книг, энциклопедий, знакомящих уч-ся

с миром имен людей;


5.портреты выдающихся людей.

6. мультимедийное сопровождение ( показ слайдов)


Анкета для учащихся

1.Можешь ли ты сказать, в честь кого ты назван?

2.Знаешь ли ты, что означает твое имя?

3.Нравится ли тебе твое имя?

4.Хотелось бы тебе изменить имя?

5.Нравяться ли тебе какие-то другие имена?

6.Какое женское имя тебе больше всего нравится?

7.Какое мужское имя тебе нравится?

8.В честь кого названы твои родители, братья и сестры?

9.Есть ли у тебя клички

10.Может ли кличка заменить имя?

Ход информационного часа
1.Основная часть
1)Вступительное слово учителя
Настроение прекрасное,

Солнце светит в небе ясное.

Познакомиться пора,

А поможет нам игра.


(Учащиеся называют хором свое имя)
Учитель. Меня зовут Ирина Николаевна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Какой она была? Похожа ли я чем - нибудь на того человека, в честь которого получила свое имя?

- А в честь кого были названы вы?

- Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?

- Что вы знаете об именах, которые вы носите?

Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.
2) История имен
Уч-ся. Ирина Николаевна! А ведь к нам пришли гости.

Учитель. Гости? Пусть проходят в класс. Мы гостям всегда рады. Но кто же это решил заглянуть к нам?

Уч-ся .Это гости не простые. Они пришли из нашей истории, из истории имен. Они хотят помочь узнать нам, откуда пришли к нам имена.

Учитель. Представьте гостей.

Уч-ся. Это Купава. А это Владимир. А еще у нас в гостях княгиня Ольга. И Катерина.

Купава. Меня зовут Купава. Я пришла к вам из времен язычества на Руси.

Владимир. Это имя я получил при крещении Руси.

Княгиня Ольга. Мое имя стало символом Древней Руси.

Катерина. Мой век- двадцатый. И происхождение моего имени символично.

Учитель. А как появились имена на Руси? Может, вы поможете нам узнать это?

( Рассказы гостей об истории своего имени с показом слайдов)

Купава. Меня зовут Купава. Мое имя связано с красивым праздником, который и сегодня празднуется в России. Ночь на Ивана Купалу. Я родилась в эту ночь. Поэтому меня назвали Купава. Купать, купаться – это слова, которые стали основой моего имени. На Руси тогда имена давали в честь языческих праздников, которые имели большое значение для народа. Именно с того времени пришли в русский язык имена Владислав, Всеволод, Всеслав.

Иногда имена давались детям в зависимости от того, какими они рождались в семье. Это мог быть Третьяк – третий ребенок в семье. Имя давалось и по особенностям цвета волос, например Беляк, особенностям телосложения – Малой. Иногда имена нарекались с учетом характера человека – Смеян, Любим.


Княгиня Ольга. Меня зовут Ольга. Я княжеского рода. Мое имя хорошо известно не только в Древней Руси, но и в современной истории. Чем же я знаменита?

( Ответы учащихся.)



Княгиня Ольга. Молодцы, ребята. Самыми распространенными именами моего времени были княжеские имена, имеющие корни из Скандинавии: Ольга, Олег, Игорь. Эти имена стали популярными тогда, когда именно люди с этими именами возглавили борьбу русского народа с врагами Руси.
Владимир. Именно с введением христианства на Руси люди начали получать личное имя. Имена были записаны в церковных книгах и пришли к нам их Византии. Самым распространенным именем на Руси после ее крещения стало имя Владимир, которое означает владеть миром.

Имя давали ребенку по святцам. Святцы – это сборник имен святых. Каждый святой имеет в святцах свой день. Вот по дню каждого святого и давалось имя ребенку. Родители не имели права выбирать имя. Иногда в семье было несколько детей с одним и тем же именем. Потому что некоторые святые имели в святцах очень много дней, связанных с их именем. Например, Иоанн, Иван. Поэтому имя Иван было самым распространенным именем на Руси. И в подтверждении предлагаю послушать стихотворение

М. Владимирова:
Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима –

То хошь не хошь – Иероним.


Катерина. Мое имя в России также известно, как и имя Иван. Это имя теплое, красивое, мелодичное. Но в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов это имя стало символом борьбы за свободу русского народа в Отечественной войне. Может быть, кто-то скажет, почему?

(Ответы учащихся)



Катерина. Верно, ребята. Моим именем назвали минометную установку Катюша, которая изменила ход войны.

После Великой Отечественной войны появилось очень много имен, связанных с памятью народа о войне. В честь героев войны стали называть родившихся детей. Так, очень распространенными именами стали имена Зоя в честь Зои Космодемьянской, Александр в честь Александра Матросова, но все рекорды било, по словам историков, имя Иван. Это имя стало олицетворением мужества и стойкости Всех солдат Великой Отечественной войны.



3) Работа с картой имен нашего класса
Учитель. Готовясь к классному часу, мы составили карту имен нашего класса. На карте не только имена, но и их значения. А также мы узнаем, в честь кого были названы дети нашего класса.

( Рассказы детей об их именах )

4)Работа в тетрадях « Моя родословная» с проверкой.

Учитель. Значение имени для человека является очень важным. Имя- это мир человека, каждому приятно, когда его называют по имени. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережет его, старается сделать так, чтобы его имя произносилось с любовью.
Физкульминутка

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас-

Встанут Ванечки сейчас!

( Поднимаются те ребята, чьи имена называются)

Варианты последней строки:

Пляшут девочки сейчас!

Хохочут Танечки сейчас!

Чихают Павлики сейчас!

Охают Ниночки сейчас!
4) Происхождение чувашских имен
Учитель. В древности у чувашского народа имя человека имело особый смысл. Считалось, что какое имя у него было, такой и будет жизнь. Детям давали имена животных, птиц, растений: Юман, (Дуб), Упа (Медведь), Чекес (Ласточка) и др.Учеными зарегистрировано свыше 11тысяч чувашских имен. В древности чуваши не употребляли отчеств, к имени могли добавлять прозвища, которые позднее часто становились фамилиями. Эти прозвища - фамилия не были обидными или оскорбительными, а указывали, из какого рода человек или чем этот человек отличается от других. До сих пор в чувашских деревнях у многих людей кроме официальной фамилии есть «деревенское имя», которое знают только его односельчане. Многие писатели, художники, композиторы берут себе новое имя-псевдоним. Например: Юхма - Ильин Михаил Николаевич, знаменитый чувашский писатель и исследователь. Праски Витти – Петров Виталий Петрович, известный чувашский художник, взял псевдонимом свое «деревенское имя» Праски (Просковья) – имя матери, Витти (Витя) – детское имя художника. В переводе на русский язык Праски Витти можно объяснить как «Витя сын Просковьи».

В наше время используются имена разного происхождения. Их можно разделить на 4 группы:

1. Чувашские имена: Атнер, Эльтюкка, Айтар, Утвеней, Эмине, Ильтемен, Нарспи, Сетнер, Илемпи, Ахтанай, Тавлей и др.

2. Древнерусские имена: Владимир, Светлана, Владислав, Надежда, Святослав, Вера и др.

3. Имена, заимствованные из других языков: Александр, Кристина, Василий, Инна, Иван, Юлия и др.

4. Русские или иностранные имена, переделанные на чувашский лад: Анюк (Анна), Мекете ( Никита), Улькка ( Ольга ), Сантар (Александр) и др.



5)Игра « Имена»
Учитель. А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду называть букву и бросать ученику мяч. Ваша задача, поймав мяч, назвать как можно больше имен на эту букву.
Я- Ядвига, Яна, Ян, Янина, Яков.

А- Анна, Алена, Алексей, Андрей, Ариадна, Александр, Антон.

М- Михаил, Марина, Марианна, Моисей, Мирон, Марат, Максим.

О- Ольга, Осип, Олимпиада, Олег.

Н- Николай, Нина, Надежда, Неонила, Никита.
6) «Необычные» имена
Учитель. В 20 веке, в связи с бурным развитием научно-технического начали появляться имена, которые возникли оттого, что люди восхищались теми техническими изменениями, которые происходили в стране. Например, появилось имя Электрина, в честь электричества, которое вошло в дома людей, Гертруда, от слов « герой труда», и другие.

Я предлагаю вам послушать стихотворение Ю. Благого, которое рассказывает о подобной ситуации в юмористической форме. (Инсценировка)


Дед,

Стараясь для внучонка, нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий, Муций, Свен, Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовем посовременней-

Гелий, Атом, Космодром…

Дочь, охваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин, Мельвин,Сельвин, Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой, Сысой, Кузьма, Фома…

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.
- Что вам понравилось в стихотворении?

- Почему мальчика назвали Петром?

- Знаете ли вы о том, кто дал вам имя из ваших родных?

- Рассказывали ли вам о том, как выбиралось вам ваше имя?


7)Практическая работа

В. Агапов

Дорожите именем своим
Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком , спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Сколько знает каждый сосчитайте!

Никого друзья не обижайте…

Дорожите именем своим!


( На партах – ромашки.) Задание: на каждом лепестке напишите варианты своего имени. Вспомните, как называют вас близкие
7) Викторина
Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.
1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )
2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)
3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )
4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )
5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )
6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)
8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )
9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )
10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)
11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)
12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? ( Таня )
13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.



( Карлсон )
15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )
2. Вывод
Учитель .Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.

Твое имя


Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!


3.Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа.

Дополнительный материал
Ономастика – наука, изучающая значение и образование имен
Генеалогия – наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи семей
Святцы – сборник имен святых

Андрей

Ах, Андрюшенька, Андрей!

Ты других ребят храбрей,

Верный друг, послушный сын,

Всеми ты, Андрей, любим!

Поручить любое дело

Можем мы Андрею смело,

С ним Андрюша справится –

У него все ладится!

Анна

Анна – значим «благодать»,

Излучающая свет.

Любит людям помогать

И не знает слова «нет»!

Любит с куклами возиться:

Их кормить и наряжать,

Куклам заплетать косицы

И укладывать их спать.
Артем

Артем – доброжелательный,

Спокойный и внимательный.

Старших Тема уважает,

Малышей не обижает!
Борис

Ум у Бори ясный,

Нужен в жизни он,

Памятью прекрасной

Боря наделен.

Может он ученым стать

И изобретателем,

Может книгу написать

К радости читателей.
Вадим

Жизнерадостный, спортивный,

Он всегда стремится к цели.

Энергичный и активный,

Ум в любом проявит деле

Валентина

Вы когда-нибудь видали

Девочку милее Вали,

Дружелюбней и нежней,

Кто сравниться может с ней?

Наша Валечка – болтушка:

Говорит она с подружкой

Целый час по телефону,

Если мамы нету дома.
Валерий

Всех Валерий впереди,

Быстрый, ловкий, заводной,

Но его не сбить с пути,

Хоть он мальчик озорной!

И компьютерной игрою

Так Валера увлечен,

Что случается порою –

Про урок забудет он
Вера

Вера – искренна, правдива,

Аккуратна и красива,

У нее всегда в порядке

В ранце книжки и тетрадки.

Очень хочет наша Вера

Стать известным модельером.
Владимир

На уроках он внимательный,

Хоть и любит помечтать,

Остроумный, любознательный,

На ночь любит почитать

Детективы, приключенья,

Иногда стихотворенья!
Галина

Галя любит спорт, природу,

Любит дальние походы.

Упорства ей не занимать-

Она известной может стать!
Геннадий

Геннадий значит «благородный».

Он общительный, свободный,

Он надежен, верен, прям,

Рад помочь своим друзьям.

Даниил

Данилка – мальчик добродушный,

Гостеприимный и радушный,

И хоть спокоен он на вид,

В нем сердце храброе горит.

Бесстрашен мальчик не для вида –

Он малыша не даст в обиду!
Дарья

Ум у Дашеньки живой –

Быстро к цели приведет,

А характер огневой –

В жизни счастье принесет!
Денис

Денис последнее отдаст,

Не пожалеет ничего.

В учебе он покажет класс,

Все любят искренне его.

Денис и в спорте одарен,

Мечтает стать он вратарем.

Любимая игра – хоккей,

Успеха он достигнет в ней!
Дмитрий

Дмитрий – сильный, волевой,

Энергичный и живой.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор!
Любовь

Повторяю вновь и вновь:

Люба, Любочка, Любовь!

Каждая твоя черта –

Доброта и красота!
Людмила

Люда любит вышивать,

В дочки-матери играть.

Замечательной хозяйкой

Наша Люда может стать!
Максим

Ты нас радуешь успехом

И в учебе и в труде.

Ты играючи со смехом,

Можешь лучшим быть везде.

Когда вырастешь большим,

Ты достигнешь всех вершин!
Марина

Марину любят все друзья,

Не полюбить ее нельзя

Веселая, живая,

Она волна морская!

Любит плесканье она-

Кролем, брассом, на спине

Силы, ловкости полна -

Нету равных ей!
Мария

Мария – добрая душа,

Всем спешит помочь.

И хороша собою,

Ласковая дочь.
Наталия

Наташа любит перемены.

Она красива, артистична,

Мечтает выступать на сцене,

Легка, изящна и пластична.

Рисует. Может стать поэтом,

Добра и ласкова при этом.
Никита

Цели он достичь умеет,

Все преграды одолеет.

Он – спортивный человек,

Любит бокс, борьбу и бег,

А еще играет в салки,

В прятки, жмурки, догонялки.


Николай

Дружелюбный и простой.

Он работник золотой.

Он не любит шума, споров,

Верный друг,

Семье – опора!



Ольга

Она вдумчива серьезна,

Симпатична, грациозна.

И в ученье лучше всех,

В жизни Ольгу ждет успех!
Павел

Помогает Паша маме –

Возится он с малышами.

Он сочувствует другим,

Он хороший, добрый сын.
Петр

Петя – мальчик аккуратный,

На него смотреть приятно.

Выдержан, трудолюбив,

Но бывает и молчалив:

Вечно занят Петин рот –

Что-то он всегда жует:

Булки, слойки, пирожки,

Вафли, пряники, рожки.
Римма

Римма обаятельна,

Мила и привлекательна.
Викторина

1.В каком имени 30 я? (Зоя)

2.В каком имени пол я? (Поля)

3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)

5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ( Имя)

7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? ( Алла, Анна, Ада)



8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. ( Коля – Оля, Вася – Ася)

9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. ( Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).