Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Икт как средство индивидуализации образовательного процесса на уроках биологии




Скачать 165.85 Kb.
Дата04.07.2017
Размер165.85 Kb.
ИКТ как средство индивидуализации образовательного процесса на уроках биологии «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.» К.Д.Ушинский Главным смыслом образования нового типа является «не заранее заданная система ценностей и усвоение определенных извне образцов, а способность человека конструировать свой внутренний мир, ориентируясь в мире культур, оставаясь при этом неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению самых разных проблем. Иными словами, в качестве главного смысла современного образования необходимо рассматривать его потенциальные возможности в развитии отдельного человека, человеческих сообществ, культуры и социума в целом»1. Современный школьник живет и учится в обществе, все сферы жизни и деятельности которого взаимосвязаны с информационно-коммуникационными технологиями: промышленность, транспорт, сфера социальных услуг – все эти отрасли прямо или косвенно используют средства ИКТ, что способствует их развитию и стабильности. Для успешной социализации и адаптации современный выпускник школы должен быть компетентным не только на уровне человека, изучившего предмет «информатика», но и быть способным применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах своей деятельности. «Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся»1. Информатизация образования не только способствует развитию содержания и методов обучения, она создает многовариантные возможности для индивидуализации образовательного процесса. При этом мы можем рассматривать индивидуальность всех участников: и учителей, и учеников. Информатизация ученика как субъекта образовательного процесса требует показа ему многообразия возможностей компьютера, формирования «образовательного вектора» его использования, повышения информативности материала, развития его творческих способностей. Важно научить ребенка находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать культурологический аспект использования средств информатизации как элемента общей культуры. При этом, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальность психофизического и интеллектуального развития каждого ребенка, уровень его подготовленности, его способности, стремление к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию. Исходя из выше сказанного, можно понять, на сколько высоко поднимаются требования к профессионализму, эрудиции, кругозору учителя, к уровню владения им информационно-коммуникационными технологиями, использование которых побуждают его к: - выстраиванию собственного маршрута на каждом уроке и индивидуальных образовательных маршрутов каждого учащегося с учетом принципов личностно-ориентированного образования; - созданию инновационной модели обучения по своему предмету; - непрерывному самообразованию, - поиску новых источников информации, новых способов активизации познавательной деятельности учащихся. Что же в свою очередь дают информационно-коммуникационные технологии учителю Во-первых: компьютер, как инструмент ИКТ, является универсальным средством создания методических материалов: планов, контрольных и тестовых работ, инструктивных карточек и т.п., а также средством хранения методической копилки учителя. Во-вторых: использование Интернет ресурсов позволяет учителю отслеживать изменения, как в образовании в целом, так и в отдельных областях, интересующих его; дает возможность получения необходимой информации по предмету, включая иллюстративный ряд. В-третьих: применение ИКТ в практике работы учителя дает возможность проявиться его индивидуальным особенностям, творчеству, исследовательским качествам. В-четвертых: учитель получает новое средство оценивания достижений учащихся, позволяющее порой решить проблемы психологического характера. Всё это создает предпосылки для выхода учителя на более высокий уровень коммуникаций, заставляет его искать единомышленников, делиться опытом не только на уровне образовательного учреждения, где он работает, но и вступать в сообщества, например созданные на образовательном портале Интернета. Современный учитель обязан поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока, делать его интересным. Интерес - мощный побудитель активной личности, под влиянием его все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский поиск; готовность к решению задачи. В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес – ценнейший мотив учебной деятельности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний» - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. «В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание как идеальное образование не может быть непосредственно передано одним субъектом другому – оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д.»2 Творческая деятельность учащихся под руководством учителя, сотворчество педагога и школьников, формирование познавательного интереса ребенка к изучаемому предмету, активизация его познавательной деятельности – всё это возможно при использовании активных методов обучения, к которым следует отнести и использование на уроке и во внеурочной деятельности ИКТ. ИКТ на уроках: - это активная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков; - это получение знаний из различных дополнительных источников; - это индивидуальный темп работы; - это творчество; - это особый тип общения всех участников образовательного процесса; - это проявление многих со…сотрудничества, соучастия, сопереживания… Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Cовременные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Перечислю выгодные особенности использования ИКТ на уроке: наглядность представляемого материала; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; увеличивается количество тренировочных заданий; обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций; работа с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности; в случае выполнения заданий, имеющих выход на оценку, уменьшается негативное отношение к учителю. Все это будет бесспорно способствовать повышению эффективности процесса обучения. Но стоит помнить, компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. При использовании компьютера необходимо учитывать: - индивидуальные особенности учащихся и в первую очередь их умение работать на компьютере; - соблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером; - при работе в парах, группах коммуникативные особенности участников; - целесообразность использования компьютера на определенных этапах уроков. При большой наполняемости классов важно выстраивание четкого маршрута следования для каждого школьника. Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время используются практически на всех предметах. Не являются исключением биология и химия. Что дает мне, как учителю использование ИКТ на уроках Прежде всего, возможность: - сделать объяснение привлекательней, интересней, наглядней; - создать для ученика ситуацию успеха и уверенности, гарантировать ему право на повышение оценки; - предоставить выбор ученику уровня сложности и трудности контрольного задания, формы контрольной процедуры; - учитывать временной фактор в зависимости от индивидуальных возможностей ученика; - использовать метод малых групп; - развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся; - способствовать развитию коммуникативных компетенций, сотрудничеству учителя и ученика. Всё перечисленное диктует необходимость выстраивания индивидуальных маршрутов учащихся на уроках; а для одаренных, заинтересованных детей и во внеурочной деятельности. И именно благодаря использованию ИКТ можно осуществлять индивидуализацию образовательного процесса. Применяю традиционные средства ИКТ: Электронные учебники. Сайты Интернета. Презентации учителя. Презентации обучающихся. Тесты. Кроссворды. Разноуровневые задания Творческие задания. I. Электронные учебники. Наиболее часто на разных этапах урока используется «Открытая биология». На этапе «Объяснение» она имеет такие преимущества перед обычными учебниками и учебными пособиями: - большой иллюстративный материал - цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни; - содержит анимации - «ожившие картинки», показывающие короткую динамику процесса, содержащие всплывающие подписи, выделение отдельных частей; - интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий, имитируют биологические процессы; - содержит дополнительный материал. На этапе «Закрепления» использую задания с выбором ответа, которые могут быть использованы и на этапе контроля. На этапе «Контроль» удобны тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, которые снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора. Для учащихся старших классов используется также электронный учебник «1С: Репетитор. Биология», который содержит: - материал по биологии, выходящий за рамки программы; - рисунки и модели с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения; - интерактивные рисунки - упрощенный вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название; - вспомогательный материал - справочные и обобщающие таблицы, биологические термины, биографии ученых – биологов. Контрольные вопросы – прекрасные помощники для проверки изученного материала. Но они рассчитаны на учащихся среднего и высоко уровня подготовленности учащихся. А вот для 5-6 классов удобен электронный учебник «:Живая биология. 6 класс.», который в отличие от предыдущих учебников не содержит избыточный материал, но имеет: - большой иллюстративный материал; - содержит анимации; - рисунки и модели; - слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением; - видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.) - вспомогательный материал – таблицы, термины. Все это не только привлекает внимание ребят, но и воспитывает у них чувство прекрасного, любви к природе. На этапе «Закрепления» использую задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, которые могут быть использованы и при итоговом контроле. Все перечисленные электронные учебники удобны не только при объяснении материала учителем, но и при самостоятельном поиске информации при организации индивидуальной и индивидуально-групповой работы по новой теме. Для учащихся 5-6 классов иногда делается выборка материала с электронного учебника с целью экономии времени (Папка № 8), особенно если ребята выполняют творческое задание по созданию буклета (Папка № 6). Использование электронных учебников дает возможность успешным учащимся, выполняющим быстро в ходе урока задания учителя, получить прямо на уроке дополнительный материал по изучаемой теме. Для подготовки учащихся к экзаменам ребятам предлагается тестирование по электронным дискам «Единый государственный экзамен. Биология: 2006-2007.» и «Подготовка к ЕГЭ по биологии». II. Интернет ресурсы. Прежде всего, Интернет ресурсы используются мной для подготовки уроков (Папка № 8). Учащиеся выходят в Интернет на уроках, если находятся в проекте. Для экономии времени я заранее делаю для них подборку сайтов, с которых они затем берут необходимый материал, например: 9 класс – проект «Клетка – как единое государство» (Папка № 8). III. Презентации учителя. Используются: - при необходимости визуализации изучаемого материала, например знакомство с учеными – биологами (Папка № 1); - для привлечения внимания и активизации познавательной деятельности, с включением в презентацию заданий, например в темах «Биология- наука о живой природе», «Грибы», «Лишайники» (Папка № 1); - для лучшего усвоения наиболее трудных тем курса, например в темах «Популяция – структурная единица вида», «Половое размножение растений» (Папка № 1). Лекция с использованием мультимедийного проектора звучит интересно, компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, сделать материал красочным, понятным. Включение в презентацию проблемных вопросов, задач дает возможность эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся. IV. Презентации учащихся. Выделяю несколько видов презентаций: - презентации – исследования (Папка № 2), через постановку и решение проблемы. Как правило, они являются результатом совместной работы над учебным проектом, который может быть как краткосрочным, например по теме «Экосистемный уровень организации живого» (Папка № 2), так и долгосрочным например по теме «Генетика» (Папка № 1). Такие презентации также могут быть представлены на уроке – конференции (Папка № 3); - презентации – проекты, в которых учащиеся моделируют, предполагают, выстраивают гипотезы. В результате ребята закрепляют изученный материал, проявляя свою индивидуальность, творчество и интеллектуальные способности, например по теме «Развитие жизни на Земле» (Папка № 2); - презентации – сообщения, рассматривают конкретное событие, явление, факт по изучаемой теме. Готовятся по желанию учащихся как сопровождение к мини-реферату (Папка № 2); - презентации – представления, как дополнение к разыгрываемой на уроке ситуации. Презентации – исследования и презентации – проекты обязательно проходят через обсуждение и согласно критериям, знакомым учащимся (Папка № 8), оцениваются не только учителем, но и самими учениками (Папка № 2). Это позволяет учащимся учиться самооценке своей деятельности, толерантности по отношению к деятельности одноклассников (этой же цели служит и использование карточки успеха, предлагаемой младшим школьникам (Папка № 8)). Подготовка и представление презентации дает возможность каждому члену команды внести свой вклад в общее дело, почувствовать свою значимость. Обсуждение работ позволяет каждому учащемуся высказать свое мнение, предложить свой вариант решения проблемы. Учащийся имеет право не участвовать в обсуждении вслух, он может выразить свое мнение лишь на листке – подведении итогов. Но тогда он лишает себя возможности получить высокий балл за совместную работу в группе. V. Тесты Использование тестов осуществляется как на этапе «Закрепления», так и на этапе «Контроля». Наиболее интересными, привлекательными для ребят (особенно 5-7 классов) являются тесты, созданные в программе Ехсеl (Папка № 4). Они удобны в пользовании, содержат 8-10 вопросов с выбором ответов. По завершению работы с тестом учащийся сразу получает на экране оценку. Для сильного ученика для выполнения теста необходимо 5 минут, поэтому даже при небольшом количестве компьютеров в классе возможность пройти тестирование есть у каждого. Но компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля. Однако для многих учащихся работа с компьютерными тестами будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса. К таким учащимся относятся интеллектуально одаренные дети, которые, к тому же часто испытывают серьезные трудности в общении с учителем в виду низкой коммуникативной культуры. К таким учащимся часто относятся и слабоуспевающие ребята. Для них не очень сложный тест на компьютере может стать средством самоутверждения. Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой могут допускать кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Поэтому в случае получения неудовлетворительной оценки на компьютере на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы. Кроме запрограммированных тестов, широко использую тесты, созданные детьми в ходе работы над проектом или по завершению изучения темы, раздела (Папка № 6) и тесты, взятые из различных источников (Папка № 4). VI. Кроссворды. Кроссворды, как и тесты, могут быть созданы как в программе Ехсеl, так и в программе Word (Папка № 5). Используются, как правило, для закрепления изученного материала. Могут быть созданы ребятами как отчет по пройденной теме или творческое задание в проекте (Папка № 6). Разноуровневые задания. Такие задания интересны для учащихся 5-6 классов. Как правило, при выполнении таких заданий, ребята должны уметь «печатать и перетаскивать» (Папка № 4). Задания составляются разного уровня сложности. Ребенок сам выбирает уровень. Он знает, что если он выберет уровень сложней, чем тот, к которому он готов, то вероятней всего он не успеет выполнить работу в установленный срок, а значит не получит положительную оценку. Творческие задания. К ним относится создание буклетов, памяток, плакатов (Папка № 5), ребусов, опорных схем, макетов, кроссвордов и т.п. Учащимся предоставляется возможность проявить себя, свою индивидуальность в любом из предложенных направлений. Использование компьютера на уроке не ограничивается перечисленным выше. При проведении такого урока для его эффективности следует учитывать следующее: - численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете; - гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6; - уровень подготовки класса. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то необходимо выделить равные по способностям группы и продумать учебные задачи для учащихся каждой из групп; - готовность учащихся к работе с компьютером на вашем предмете; детям, слабо подготовленным в этом отношении необходимо оказать помощь и особое внимание, что бы они не чувствовали себя ущербными и не отстали от всех остальных учащихся; - слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения; для поддержания познавательного интереса к предмету необходимо разнообразие методов работы, используемых на уроке; - при предполагаемой посменной работе учащихся за компьютером необходимо приготовить избыточное количество заданий другого вида. Можно выделить следующие схемы проведения урока с использованием компьютера: - Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2-3 раза больше, чем компьютеров. В этом случае целесообразно разбить класс на группы по силе: сильные, средние и слабые. Далее каждому учащемуся заранее сообщить номер компьютера, за которым он будет работать. Приготовленные задания не должны превышать 10 минут на выполнение, рассчитанные на сильного учащегося. В работе на уроке в этом случае используется диагональная схема: Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме: 1. Постановка цели урока - 2 минуты. 2. Работа за компьютером - 10-12 минут. 3. Работа с учебником - 10-12 минут. 4. Выполнение заданий на закрепление материала - 10 - 20 минут. 5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут. Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме: 1. Постановка цели урока - 2 минуты. 2. Работа с учебником - 10-12 минут. 3. Работа с компьютером - 10-12 минут. 4. Выполнение заданий на закрепление материала - 10 - 20 минут. 5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут. Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так: 1. Постановка цели урока - 2 минуты. 2. Работа с учителем - 10-12 минут. 3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут. 4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут. 5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут. Важно, чтобы учитель четко отслеживал перемещение учащихся и время их проведения за компьютером. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта, а не в качестве «источника знаний». - Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре. Это возможно при условии, что количество учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров. - Каждый учащийся за индивидуальным компьютером. - Индивидуальная работа учащегося на дому. - Зачетная работа. В заключении добавлю, что использование ИКТ во внеурочной деятельности создает широкие возможности для индивидуализации образовательного процесса и позволяет проявить индивидуальность одаренным детям и тем учащимся, которым интересен тот или иной предмет (Папки № 6, 7). Кроме того, использование компьютера позволяет провести интеграцию любого предмета с информатикой. Создание тестов в программе Excel – это умение, которым должны овладеть учащиеся на уроках информатики. А если дать им задание создать такие тесты по биологии или другому предмету, то получиться двойная польза. На сколько оправдывает использование ИКТ на уроках можно судить по многим показателям: - по получаемым учащимися оценкам; - по качеству выполнения ими различных заданий и в первую очередь контрольных работ; - по их интересу к предмету; - по их открытым лицам и пытливым взглядам. Исследования двух команд – участников конкурса мультимедийных проектов и созданные ими сайты говорят о том, что ИКТ на уроке – это уже «настоящее, внедренное». Список источников: 1. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя Под ред. проф. В.В. Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. 2. Опарина О.Б. Презентация «Новые роли учителя»