Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Игумен Иларион (Алфеев) Жизнь и учение св. Григория Богослова




страница1/37
Дата21.07.2017
Размер5.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Игумен Иларион (Алфеев)

Жизнь и учение

св. Григория Богослова

Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не смешивается

с пресмыкающимися по земле, но обожил свой ум.

Блажен, кто, общаясь с многими, не развлекается

многим, но всем сердцем обращен к Богу.

Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа;

у кого одно стяжание - крест; его и несет он высоко...

Блажен, кто, приняв на себя управление народом, чистыми

и великими жертвами приводит Христа к людям...

Блажен, кто в высоком полете очищенного ума

видит сияние небесных светов.

Св. Григорий Богослов

(PG 37,781-783)

Моему учителю

епископу Каллисту
СОДЕРЖАНИЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ МИТРОПОЛИТА СУРОЖСКОГО АНТОНИЯ

ХРОНОЛОГИЯ

Глава I


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВ. ГРИГОРИЯ

1. Ранний период

Детство и юность

Афины. Дружба с Василием

Выбор пути

2. Священство и епископство в Назианзе

Главные богословские течения IV века

Священство

Епископская хиротония

3. Константинопольский период

Константинополь. Максим-циник

Богословская деятельность Григория. Его интронизация

II Вселенский Собор. Отстранение Григория

4. Последние годы

Глава II

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ

1. Ученость и философия

Ученость


Античная философия

"Христианское любомудрие"

2. Нравственные и социальные темы

Смысл страданий

Милосердие

Социальные темы

3. Брак, девство, монашество

Брак и девство

Монашество

4. Священство, епископство

"Пастырь добрый"

Величие сана и недостоинство его носителей

5. Праздник как таинство

Праздник воссоздания

Праздник воды и Духа

Таинство как праздник

"Таинство Пасхи"

Праздник обновления

Жизнь как праздник

Глава III

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

1. Богословие

Молчание и слово

Богословие как таинство

2. Учение о Боге

Непостижимость Бога

Имена Божии

3. Троица

Раскрытие догмата в истории

Троичное богословие

Святой Дух

Единство в Троице

4. Творение

Бог Творец

Тварное бытие

Человек


Грехопадение

5. Христос

Писание о Сыне Божием

Две природы

"Невоспринятое не исцелено"

Догмат искупления

Глава IV

МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

1. Божественный свет

"Бог есть свет"

Очищение и озарение

2. Молитва и боговидение

Молитва

Боговидение



3. Обожение

Обожение во Христе

Путь к обожению

Эсхатологическая перспектива

Глава V

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ



1. Святые

Маккавеи


Киприан

Афанасий


2. Родственники

Родители


Брат

Сестра


3. Император-отступник

Жизнь и деяния Юлиана

Смерть Юлиана

4. Человек, достигший обожения

Детство и юность Василия

Жизнь философа и служение священника

Епископство в Кесарии Каппадокийской

Василий - образец совершенства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Автор благодарит

В. М. Лурье

за ценные замечания и советы


© Игумен Иларион (Алфеев)


Интернет-публикация Вэб-Центра "Омега"

Москва- Нью-Йорк, 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ


Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове.

По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека.

Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание "от силы в силу", и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и "внешних".

Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины.

В наши дни, когда перед каждым верующим, как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью.

Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия через писания Святого Григория Богослова.


Митрополит Сурожский Антоний
ХРОНОЛОГИЯ
Дата События, связанные с жизнью Григория Литературные произведения

326/330 Рождение Григория

350-356/358 Обучение в Афинах. Дружба с Василием

361/362 Иерейская хиротония

362-363 Слова 1, 2, 3

363-364 Слова 4, 5

368-369 Смерть Кесария и Горгонии Слова 7, 8

370 Хиротония Василия во епископа Кесарии Каппадокийской

372 Хиротония Григория во епископа Сасимского Слова 10, 9, 11, 12

374 Смерть отца Слово 18

379 (1 янв.) Смерть Василия Великого

379 Прибытие Григория в Константинополь Слова 22, 32, 41, 21, 40

380 (нач.) Конфликт с Максимом-циником Слово 26

380 (лето-осень) Слово 20; Слова 27-31 (О богословии)

380 (24 нояб.) Прибытие императора Феодосия в Константинополь

380 (27 нояб.) Интронизация Григория

381 II Вселенский Собор

381 Удаление Григория из Константинополя Слово 42

381-382 Управление епархией в Назианзе Слово 43; поэма "О своей жизни"

383-389 Пребывание на покое в Арианзе Слова 45, 44; Большинство стихотворений и писем

389/390 Смерть Григория

Глава I


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВ.ГРИГОРИЯ

Жизнь Григория хорошо документирована - прежде всего благодаря тому, что он много писал о себе самом.1 Среди его автобиографических произведений основное место занимает книга под общим названием "О себе" (Peri heautou). Она содержит девяносто девять стихотворных произведений, в том числе монументальную поэму "О своей жизни" (Peri tou heautou Bion; De vita sua). Кроме того, автобиографическими являются некоторые Слова Григория - как те, что посвящены отдельным событиям его собственной жизни (иерейской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), так и те, что посвящены его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, брату Кесарию, сестре Горгонии, Василию Великому). Обширная переписка Григория тоже проливает свет на некоторые детали его биографии.

Начиная жизнеописание св. Григория, мы обращаемся к самому святителю словами, написанными в его честь столетий назад:

От богословныя и высокия мудрости твоея исполни мой ум убогий и страстный, яко да воспою житие твое, отче. Не могу бо слово принести тебе, аще не ты подаси ми крепость слова, и разум и мудрость, яко да от твоих твоя принесу тебе, и от богатства добродетелей твоих, оттуду обрящу вину, и увенчаю честную и святую главу твою, с верными взывая: Радуйся, отче, богословия уме краснейший!2

1 Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием-иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П.Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Grégoire. Не потеряла своего значения и работа Э.Флери: см. Fleury. Grégoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. ^
2 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. ^
1. РАННИЙ ПЕРИОД

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Будущий святитель родился недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии в фамильном имении своего отца, тоже Григория, епископа местной церкви.

Григорий Назианзен-старший, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к малоизвестной секте ипсистариев, в которой элементы язычества были перемешаны с иудаизмом: последователи этого учения отвергали идолопоклонство и жертвоприношения, но поклонялись огню и светильникам, почитали субботу, но отвергали обрезание.1 Позже, главным образом под влиянием жены, он принял христианскую веру, обратился к отцам Никейского Собора 325 г. с просьбой о Крещении и был крещен архиепископом Каппадокийским Леонтием.2 Вскоре он был избран пресвитером и затем епископом Назианза, преемником Леонтия. Он управлял епархией в течение весьма долгого времени, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора.3

Жена Григория-старшего, Нонна, была не только сотрудницей, но и "предводительницей" мужа: подчиняясь ему в семейных делах, она была его "наставницей" в благочестии. Она соблюдала посты и проводила ночи в молитве, занималась благотворительной деятельностью, покровительствуя вдовам и сиротам.4 Именно она, по-видимому, оказала решающее влияние на христианское воспитание своих детей - Григория-младшего, Кесария и Горгонии.

Григорий-младший отзывался о своих родителях с благоговением и почтением, видя в отце образ истинного архипастыря, а в матери - образ идеальной супруги, через которую дети приобщились к христианской традиции:

Она от родителей унаследовала богоугодную веру,

И золотую эту цепь возложила на детей своих.

Мужской нрав нося в женском образе,

Она постольку лишь касается земли и заботится о мирском,

Поскольку можно перенести в жизнь небесную

Всю здешнюю жизнь, и легкими стопами вознестись на воздух.

Родитель же прежде был дикой маслиной и служил идолам,

Но привился к корню маслины доброй,

И настолько напитался от благородного корня, что закрыл собою

Дерево и многих напитал медоносным плодом.

Он сед умом и сед волосами,

Кроток, сладкоречив, новый Моисей или Аарон некий,

Поставленный посредником между смертными и небесным Богом,

Чистыми священнодействиями и жертвами нашими,

Которые приносит чистый внутри себя ум,

Приводит он смертных в единение с бессмертным и великим Богом.

От такого отца и такой матери произошел я...5

По свидетельству самого Григория-младшего, он родился благодаря молитвам матери: пламенно желая иметь сына, она горячо умоляла об этом Бога, дав обет посвятить Ему своего первенца. Однажды во сне она увидела будущего ребенка и услышала его имя. Григорий всегда помнил об этом событии, считал себя "новым Самуилом" и рассматривал свою жизнь как исполнение обета, данного матерью.6

Детство Григория было счастливым и благодатным: он рос, окруженный любовью родителей, домашних и слуг. На его христианское воспитание оказало влияние как чтение книг, так и общение с "добродетельными мужами".7 Но, возможно, решающим для него был его собственный опыт молитвы и мистического соприкосновения с божественной реальностью. Григорий, в частности, упоминает о "ночных видениях", при помощи которых Бог вселял в него любовь к целомудренной жизни.8 Во время одного из таких видений юному Григорию явились две прекрасные девы - Чистота (hagneia) и Целомудрие (saophrosynē): они призвали мальчика избрать девственный образ жизни, чтобы приблизиться к "сиянию бессмертной Троицы".9 Это видение оставило глубокий след в душе Григория и во многом предопределило его жизненный выбор.

Другое подобного же рода событие не только усилило аскетические устремления Григория, но и повлияло на весь строй его богословской мысли. Речь идет о его первом мистическом видении Божественного света, которое было одновременно первым опытным соприкосновением Григория с тайной Святой Троицы (следует отметить, что тема созерцания троичного света станет центральной в богословии Григория):

С тех пор как впервые, отрешившись от житейского,

Соединил я душу со светлыми небесными помышлениями,

И высокий Ум, подняв меня, поставил вдали от плоти,

Унес отсюда и скрыл в чертогах небесной скинии,

Озарил мои взоры светом (phaos) нашей Троицы,

Светозарнее (phaonteron) Которой ничего не мог я и представить,

Которая с высокого престола изливает на всех неизреченное сияние (selas),

Которая есть начало всего, что отделено от высшей (реальности) временем -

С тех пор умер я для мира, а мир - для меня.10

Мы не знаем, к какому периоду жизни Григория следует отнести описанное духовное переживание, однако у нас есть все основания предполагать, что глубокая мистическая жизнь началась у него еще в детстве. Он, в частности, пишет о себе: "Когда был я ребенком.., я восходил ввысь, к сияющему престолу".11 О годах своей юности Григорий вспоминает: "Вместо земных стяжаний... у меня перед глазами было сияние Бога..."12 Было бы неверно воспринимать эти и подобные многочисленные упоминания о Божественном свете лишь в переносном смысле: скорее, речь идет именно о пережитых Григорием таинственных "восхищениях", сопровождавшихся мистическим видением света.

Будущий святитель получил блестящее по тем временам образование, начало которому было положено в Назианзе, где Григорий учился вместе со своим братом Кесарием.13 Затем он посещал школу в "митрополии наук" - Кесарии Каппадокийской, где впервые встретился с Василием.14 Риторику Григорий изучал в "процветавших тогда палестинских училищах", т.е. в Кесарии Палестинской.15 Он также "вкусил нечто из словесности" в Александрии,16 которую называл "лабораторией всех наук".17 Как в Александрии, так и ранее в Кесарии Палестинской Григорий мог познакомиться с литературным наследием Оригена, преподававшего в обоих городах; в Александрии Григорий мог встречаться со св. Афанасием, а также слушать лекции знаменитого экзегета Дидима.

За время своего обучения в каппадокийских школах Григорий должен был пройти тот курс, который приблизительно соответствует современным начальной и средней школе. Занятия в начальной ("грамматической") школе включали в себя изучение алфавита и арифметики, чтение вслух, письменные упражнения, заучивание наизусть фрагментов из сочинений древних поэтов, прежде всего Гомера, толкование заучиваемых текстов. Курс средней школы (egkyklios paideia - "общее образование") включал в себя математику, геометрию, астрономию и теорию музыки, к которым могли добавляться другие предметы, в частности медицина. Риторика и софистика относились к сфере высшего образования.18 Таким образом, в Кесарии Палестинской и Александрии Григорий начал свое университетское образование, которое затем продолжил в Афинах.

Любовь Григория к учености, в особенности к словесным наукам и философии, была не менее горячей, чем его преданность христианской вере. Эта любовь проявилась в нем с детства и не оставляла его до последних дней жизни. В годы юности Григорий приобщался главным образом к сокровищницам языческой учености, однако и христианской литературой был напитан еще прежде, чем достиг зрелости.19 Высоко ценя античную культуру, он, тем не менее, ставил на первое место "подлинные науки" (т.е. христианское учение):

Еще не опушились мои щеки, а уже пламенная любовь (erōs) к наукам

Владела мною. И я стремился поставить

Науки ложные на службу подлинным...

Впрочем, никогда не приходило мне на ум

Предпочесть что-либо нашим урокам.20

Курс образования Григория должен был завершиться в Афинах, куда он отправился из Александрии на корабле. Однако на пути его ждало суровое испытание, которое стало переломным моментом в его судьбе. Когда корабль находился в открытом море недалеко от острова Кипр, разразился шторм, продолжавшийся много дней. Описывая происходившее, Григорий проявляет поэтическое мастерство, достойное Гомера:21

Ветренный шквал налетел на корабль, и все слилось в одну ночь -

Земля, море, воздух, потемневшее небо.

Громовые раскаты сопровождались полыханиями молний,

Свистели канаты лопавшихся парусов.

Мачта гнулась, штурвал потерял всякую силу,

Ручку руля с силой вырывало из рук.

Толща воды обрушивалась в трюмы.

Крики смешались с плачем

Матросов, штурманов, владельцев корабля и пассажиров,

Единым голосом взывавших ко Христу,

В том числе и тех, кто никогда раньше не знал Бога;

Ибо страх - наиболее впечатляющий урок.

Но самым ужасным из всех бедствий

Было отсутствие воды на корабле, который от сильного шторма

Получил пробоины: через них вылился в пучину

Весь имевшийся запас сладкой влаги.

Предстояло умереть, борясь с голодом, штормом и ветрами...22

Запасы воды удалось пополнить благодаря проходившему неподалеку финикийскому судну, однако шторм не утихал в течение многих дней, и корабль, на котором находился Григорий, окончательно сбился с пути: "Мы не знали, куда плывем, ибо многократно меняли курс, и уже не чаяли никакого спасения от Бога".23

По обычаю того времени, Григорий, хотя и являлся сыном епископа, не был крещен в детстве: таинство откладывалось до окончания учебы и вступления в зрелый возраст. Оказавшись лицом к лицу с рассвирепевшей стихией, он не столько боялся самой смерти, сколько опасался умереть некрещенным. Его скорбь была так велика, что другие пассажиры утешали его:

Когда же все боялись смерти обыкновенной,

Для меня еще ужаснее была смерть внутренняя.

Ибо очистительных вод, дающих обожение,

Лишали меня воды, убийственные для странников.

Об этом было мое рыдание, в этом заключалось мое несчастье,

Об этом я, простирая руки, воссылал вопли,

Заглушавшие даже страшный рев волн;

Разорвав одежду, я лежал простершись, убитый горем.

Но вот что невероятно, однако же это правда:

Все плывшие на корабле, забыв о собственном бедствии,

Соединяли со мной молитвенные стоны,

Сделавшись благочестивыми в общих бедствиях;

Так сострадательны были они к моим мучениям!24

В этой критической ситуации Григорий дает обет посвятить себя Богу в случае, если ему будет сохранена жизнь. К обету, данному его матерью, он присоединяет свой собственный, предлагая Богу заключить с ним договор: "Твоим я был прежде, Твой есмь и ныне,- говорит Григорий Богу.- ...Для Тебя буду жить, если избегну сугубой опасности! Ты потеряешь Своего служителя, если не спасешь меня! Ученик Твой попал в бурю: оттряси же сон, или приди по водам, и прекрати этот ужас!"25

Бог принимает условия договора. Шторм неожиданно прекращается. Вместе с ним заканчивается юность Григория. Хотя пройдут годы прежде, чем он окончит Академию, крестится и окончательно посвятит себя служению Богу, тем не менее решение об этом уже принято, и ничто не сможет отвратить Григория от следования к намеченной цели.

1 Сл.18,5; PG 35,989-992 = 1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2-х томах). ^


2 Сл.18,12; PG 35,1000 = 1.268. ^
3 Сл.18,27; PG 35,1017 = 1.277. ^
4 Сл.18,8-10; PG 35,993-996 = 1.265-266. ^
5 PG 37,979-980 = 2.55. Ср. PG 37,1033-1034 = 2.351. ^
6 PG 37,1001-1003 = 2.61-62. Ср. PG 37,1034-1035 = 2.351-352. ^
7 PG 37,1036 = 2.352. ^
8 PG 37,1367 = 2.71. ^
9 PG 37,1369-1371 = 2.72. ^
10 PG 37,984-987 = 2.56. ^
11 PG 37,1006 = 2.63. ^
12 PG 37,992 = 2.59. ^
13 Сл.7,6,1-2; SC 405,190 = 1.162. ^
14 Сл.43,13; SC 384,142-144 = 1.610. ^
15 Сл.7,6,7-8; SC 405,192 = 1.162. ^
16 PG 37,1038 = 2.353. Ср. Gallay. Vie, 33-35. ^
17 Сл.7,6,10-11; SC 405,192 = 1.162. ^
18 См. Mango. Byzantium, 125-128. ^
19 PG 37,1115 = 2.337. ^
20 PG 37,1037-1038 = 2.352. ^
21 Литературная форма повествования близка к описанию бури в "Одиссее". ^
22 PG 37,1038-1040 = 2.353. ^
23 PG 37,1041 = 2.353. ^
24 PG 37,1041 = 2.353-354. ^
25 PG 37,1043 = 2.354. ^
АФИНЫ. ДРУЖБА С ВАСИЛИЕМ
Афинская Академия была, несомненно, самым известным учебным заведением своего времени. Основанная великим Платоном в IV в. до Р.Х., она не утратила своего значения к IV в. по Р.Х., когда в ней учился Григорий. К этому времени господствующей философской школой в Академии становится неоплатонизм с ярко выраженной теургической направленностью: Григорий впоследствии упрекал Афины за то, что они "изобилуют худым богатством (идолами), которых там больше, чем во всей Элладе, так что трудно не увлечься за восхваляющими и защищающими их".1 Однако и влияние христиан в Академии становилось все более ощутимым. Христиане преподавали там бок о бок с не христианами: так наставниками Григория в софистике были язычник Химерий и христианин Прохересий.2 Среди учеников тоже были как христиане, так и язычники, причем не делалось различия по вероисповедному признаку: каждый мог исповедовать ту или иную религию по своему усмотрению. Академия оставалась светским учебным заведением, и двери в нее были открыты для всякого, кто оказывался способным к учебе и обладал достаточными средствами, чтобы платить за нее.

Академия давала разностороннее образование. Основными предметами, изучавшимися в ней, были риторика и софистика: в Афинах Григорий приобрел то риторическое мастерство, которое впоследствии стяжало ему бессмертную славу. Основными литературными образцами при изучении риторики оставались сочинения Гомера, Эврипида и Софокла, памятники аттической прозы и поэзии, преимущественно на мифологические сюжеты. Обширными знаниями в области античной мифологии, которыми Григорий отличался от других Отцов Церкви IV века,3 он был в значительной степени обязан своим занятиям в Афинах. Своеобразие его собственного литературного стиля также во многом обусловлено его профессиональными навыками в риторике.

Философии в Академии уделялось меньше внимания, чем риторике и софистике. Лишь Платон и Аристотель изучались в подлинниках, причем больше внимания обращалось на их стиль, чем на учение; с прочими философами знакомились по учебникам. Впрочем, студенты, которые интересовались философией более серьезно, могли поступить к тому или иному из профессоров на постоянное обучение. Григорий, вероятно, не изучал философию на таком уровне: хотя в его сочинениях постоянно упоминаются, помимо Платона и Аристотеля, многие другие античные философы, в основном его ссылки не демонстрируют детального знакомства с первоисточниками и носят общий характер. Григорий широко пользовался языком неоплатоников, однако, как полагают ученые, не обладал глубокими познаниями в неоплатонической философии: многие неоплатонические идеи заимствованы Григорием не из первоисточников, а из сочинений Оригена.4

Одной из традиций Академии, делавшей учебный процесс менее формальным и более увлекательным, являлись состязания софистов, проходившие как на уровне преподавателей, так и в среде учеников. Однако дух конкуренции, существовавший между софистами, порождал и свои проблемы, поскольку каждый из них создавал вокруг себя группу последователей: нередко соперничество между подобными группами превращалось в длительное противостояние, в ходе которого представители каждой группы старались перетянуть на свою сторону студентов, в особенности новоприбывших. Вся Эллада, согласно Григорию, была в его время разделена на сферы влияния софистов и риторов:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37