Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы с. А. Рачинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




Скачать 404.48 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2017
Размер404.48 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3
На правах рукописи Коншин Николай Николаевич ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С.А. РАЧИНСКОГО 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Смоленск – 2011 Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор СТЕКЛОВ Михаил Ефимович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО БОГУСЛАВСКИЙ Михаил Викторович; кандидат педагогических наук, доцент ЧМЕЛЁВА Елена Викторовна Ведущая организация: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» Защита состоится «30» марта 2011 года в _____ на заседании диссертационного совета Д.212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в информационно-библиографическом отделе библиотеки Смоленского государственного университета по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 2б. Автореферат разослан «____» ____________________________ 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета Селиванова Л.Н. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Глобальные процессы, сопряжённые с развитием научно-технического прогресса, социальной трансформации общества, изменения, происходящие в России в конце XX – начале XXI века, с особой остротой поставили вопрос о необходимости усиления внимания к духовно-нравственному развитию личности. Ослабление этого внимания привело к росту удельного веса деструктивных тенденций в обществе, что отразилось, прежде всего, на подрастающем поколении. Атмосфера бездуховности и безнравственности, игнорирование культурных традиций прошлого, отсутствие нравственных ориентиров спровоцировали у определённой части молодёжи жестокость, агрессию, равнодушие к чужой беде, ненависть к представителям другой национальности и другие негативные проявления. Остро встала проблема духовно-нравственного здоровья молодого поколения. Особое значение исследуемая проблема приобретает для современной школы в связи с введением в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому значимым становится исследование педагогических систем и трудов отдельных учёных-практиков, выявление их идей, концептуальных положений, вопросов, связанных с методическим обеспечением по данной проблематике. Духовно-нравственное образование личности является одним из основных условий формирования устойчивых этических и эстетических качеств в противоречивом и быстроменяющемся мире. В конце XIX века одной из ключевых фигур в развитии духовно-нравственного воспитания был Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) – ученый-ботаник, профессор Московского университета, публицист и переводчик, учитель Татевской школы для крестьянских детей в Бельском уезде Смоленской губернии, автор книги «Сельская школа». В период формирования новой аксиологии бытия, актуальной на данном историческом этапе, тенденция соотнесения реалий настоящего с уникальным историческим социальным опытом, традиционным общественным, нравственным укладом и базовыми ценностями, всем тем, что способствует воспроизводству общества как устойчивой культурной целостности, эффективному решению практических задач духовно-нравственного обучения и воспитания может помочь всестороннее осмысление педагогического наследия прошлого. Идеи С.А. Рачинского выглядят современными и востребованными. Педагогическое наследие С.А. Рачинского явилось объектом внимания как его современников (А.Д. Воскресенского, В.Т. Георгиевского, Н.М. Горбова, С. Добромыслова, К.В. Ельницкого, В.В. Розанова, А.А. Серякова, С.В. Смоленского, С.И. Танаевского, С.Д. Шереметева и др.), так и учёных нашего времени (И.Н. Антюфеевой, С.Ф. Егорова, А.В. Лухты, О.Е. Майоровой, Н.А. Рачинской, И.С. Соловьёва, М.Е. Стеклова, Л.Ю. Стрелковой, И.В. Топчиевой, Е. Шестуна и др.). К нему обращались в диссертациях (С.А. Ан, М.Б. Багге, Н.П. Баркова, П.А. Гагаев, Л.В. Милько, Л.В. Романюк и др.). В работах перечисленных авторов были освещены разные аспекты педагогического наследия татевского учителя. Однако отсутствуют специальные исследования, предметом изучения которых были бы духовно-нравственные ценности. А между тем стержнем этого наследия является педагогическая система по формированию «нравственного идеала», духовных и нравственных приоритетов, воспитания «добрых нравов», духовно-нравственного совершенствования человека, формирования духовно-нравственных ценностей личности учащихся. Изучение системы С.А. Рачинского важно не только с точки зрения вклада в историю образования России дореволюционного периода, но и использования его опыта в современной школе, учитывая проблемы, с которыми сталкивается образование как социальный институт на данном историческом этапе, что и определяет актуальность данного исследования. Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания личности и педагогического наследия С.А. Рачинского позволил выявить ряд противоречий: – между потребностью науки и общества в разработке духовно-нравственного становления личности и недостаточной изученностью этого вопроса в истории педагогики; – между позитивным опытом С.А. Рачинского в области духовно-нравственного воспитания и реализации этих идей в практике современной школы; – между востребованностью обществом осуществления процесса формирования духовно-нравственных ценностей личности в школе и недостаточная изученность этого аспекта в педагогической системе С.А. Рачинского; – между существующим опытом и традициями по формированию духовно-нравственных ценностей личности, накопленными в истории педагогической мысли России и использованием этого опыта в современной школе; – между значением идей по формированию духовно-нравственных ценностей личности одного из выдающихся педагогов прошлого – С.А. Рачинского, создавшего и апробировавшего оригинальную систему духовно-нравственного воспитания, и практическим забвением этой системы. Исходя из противоречий была сформулирована проблема исследования: какова сущность идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности в педагогической системе С.А. Рачинского и особенности ее реализации в Татевской школе. Актуальность проблемы, её недостаточная теоретико-методологическая разработанность определили тему настоящего исследования – «Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского». Объект исследования – педагогическая система С.А. Рачинского. Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося в педагогической системе С.А. Рачинского. Цель исследования – выявление и научное обоснование своеобразия понимания С.А. Рачинским процесса формирования духовно-нравственных ценностей личности. Задачи исследования: 1. Исследовать предпосылки возникновения феномена Татевской школы в контексте историко-педагогической обстановки второй половины XIX – начала ХХ в. 2. Выявить, уточнить и расширить сведения об основных этапах формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов С.А. Рачинского. 3. Раскрыть своеобразие понимания С.А. Рачинским идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности. 4. Выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в Татевской школе в соответствии с основополагающей идеей. 5. Раскрыть роль личности учителя в реализации идей С.А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Методологической основой исследования являются: этико-философские, психолого-педагогические положения о воспитании как общечеловеческой ценности, о признании человека высшей ценностью, основополагающей целью воспитания которого являются духовно-нравственные приоритеты; о связи истории педагогики и современности; принципы историзма, научности и объективности; системный и персоналистический подходы. Теоретическую основу исследования составляют: труды классиков русской философии и мыслителей второй половины XIX – начала XX в. по проблеме духовно-нравственного воспитания личности (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков и др.); историко-педагогическое наследие по духовно-нравственному образованию в России в середине XIX – начале XX в. (А.Д. Воскресенский, В.Т. Георгиевский, Н.М. Горбов, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, С. Козубовский, В.Н. Лясковский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.И. Танаевский, К.Д. Ушинский и др.); – современные исследования по истории образования в России обозначенного периода (М.В. Богуславский, О.Д. Волкогонова, В.И. Додонов, С.Ф. Егоров, Г.Н. Зуев, В.М. Кларин, М.Е. Стеклов, А.Н. Стрижев, В.А. Суханова, И.В. Топчиева, Е. Шестун и др.); – труды современных исследователей, в которых рассматривается процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности уча­щегося (Е.П. Белозерцев, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Т.И. Власова, О.Е. Воронова, В.Н. Ганичев, А.Я. Данилюк, Ф.Н. Козырев, И.А. Колесникова, А.М. Кондаков, А.П. Лиферов, Б.Т. Ли­хачев, В.В. Медушевский, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, В.Ю. Троицкий, Г.И. Чижа­кова и др.); – культурологические исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (И.Н. Антюфеева, Т.Л. Астраханцева, Т.В. Грачева, Д.С. Лихачев, О.Е. Майорова, М.А. Некрасова и др.). Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, автобиографии С.А. Рачинского, его дневника, архивных документов, мемуарных источников с точки зрения наличия в них материалов по исследуемой проблеме; изучение и анализ историко-педагогической, научно-методической и философской литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ деятельности представителей педагогического движения второй половины XIX – начала ХХ в., систематизация и обобщение исторических фактов, архивных источников, периодических изданий. Источниковедческая база исследования: архивные материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 427; научно-исследовательского Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), ф. 631; Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), ф. 418; Государственного архива Смоленской области (ГАСО), ф. 391; Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (ГДМЧ), ф. а4 № 3780; Русского Дома им. Н. Бородиной г. Мерано (Южный Тироль, Италия); – учебники и методические разработки, рецензии, статьи, письма, дневники, переводы С.А. Рачинского; отзывы, труды педагогов и общественных деятелей, биографо-энциклопедическая литература, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода. Этапы исследования. Первый этап (2006 – 2007 гг.) – изучение архивных материалов, историко-педагогической литературы по теме исследования; составление библиографии. Второй этап (2007 – 2008 гг.) – разработка проблемы и основных положений исследования, определение структуры и логики изложения диссертации; апробация результатов исследования на научно-практических конференциях, публикация материалов исследования. Третий этап (2008 – 2009 гг.) – обобщение материалов, формулирование основных выводов исследования, редактирование и оформление текста диссертации. Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна: – проанализированы ранее неизученные архивные источники и воспоминания современников С.А. Рачинского; – выявлены, уточнены и расширены сведения об основных этапах формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов татевского учителя; – исследованы педагогические идеи С.А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию в его педагогической системе, выявлены особенности образовательного процесса в Татевской школе; – введены в научный оборот неопубликованные ранее архивные источники; – проведено целостное исследование процесса развития педагогической системы С.А. Рачинского, в результате которого установлено, что в основе системы лежит идея формирования духовно-нравственных ценностей личности; выявлен её инновационный потенциал для второй половины XIX–начала ХХ в. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «духовно-нравственные ценности» как качественной характеристики, связанной с внутренним миром ребёнка, целостным развитием, открытием в нём потенциальных возможностей, стремлением к самосовершенствованию; в научном обосновании педагогической системы С.А. Рачинского, в основе которой лежит идея формирования духовно-нравственных ценностей учащихся; выявлении основных этапов формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов татевского учителя; в составлении и научном обосновании автором частотного словаря терминологических понятий (по материалам трудов С.А. Рачинского). Полученные и систематизированные в ходе исследования знания о жизни и педагогической деятельности С.А. Рачинского дополняют представления об образовательном процессе в народных школах России второй половины XIX – начала ХХ в. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании курса педагогики и истории педагогики, при создании учебных пособий по истории педагогики, на курсах повышения квалификации педагогических работников, дисциплин по выбору, в работе воскресных школ, в преподавании «Основ духовно-нравственной культуры России». Полученные в ходе исследования результаты, раскрывающие процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в Татевской школе, внедрены в педагогический процесс средних общеобразовательных учреждений Смоленской области. Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются многосторонним анализом исследуемой проблемы; чёткостью и обоснованностью методологических позиций; совокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачам; привлечением широкого круга архивных источников; апробацией результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного университета, теоретических семинарах аспирантов, на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования» (Смоленск, 2007 г.); «Шаг в науку. Духовная традиция земли русской. Культурно-исторический и религиозно-философский аспекты» (Смоленск, 2008 г.); «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2008 г.); «Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2008 г.); «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве» (Петрозаводск, 2009 г.); «Обучение как процесс образования личности» (Владимир, 2009 г.), а также в ходе работы научно-исследовательского проекта Областного государственного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник», в котором материалы диссертации по разработке регионального компонента содержания образования в Татевской школе С.А. Рачинского были внедрены в построение раздела экспозиции «Развитие народного образования на Смоленщине в дореволюционный период». Результаты исследования используются в педагогическом процессе Областного государственного общеобразовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж», в Волоковской муниципальной средней общеобразовательной школе Смоленского района Смоленской области, а также освещены в публикациях автора. На защиту выносятся следующие положения: 1. Возникновение феномена Татевской школы в контексте историко-педагогической обстановки второй половины XIX – начала ХХ в. тесно связано с социальными процессами пореформенной России, когда ставилась задача распространения образования среди народа, а также поиска высокого идеала духовно-нравственного развития личности. 2. Формирование духовно-нравственных представлений и становление педагогических взглядов С.А. Рачинского были связаны с философско-религиозными и педагогическими поисками конца XIX века, что позволило выделить в биографии С.А. Рачинского три основных периода: формирование мировоззрения, философско-религиозных взглядов (1833 – 1856); формирование педагогических взглядов, разработка педагогической системы (1856 – 1875); совершенствование и реализация педагогической системы в Татевской школе (1875 – 1902). 3. Научно-педагогические взгляды С.А. Рачинского по формированию духовно-нравственных ценностей личности представляют собой целостную педагогическую систему в его наследии, так как включают в себя основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель (воспитание духовно-нравственной личности); задачи (воспитание «сердца» ребёнка в направлении всех его стремлений по пути добра, развитие общечеловеческих и православных ценностей и идеалов); принципы (формирование духовно-нравственных ценностей личности учащихся во всех сферах педагогического процесса; приобретение учащимися духовно-нравственных качеств; достижение учащимися культурного уровня; отеческие отношения между учителями и учениками). Содержание определяется приоритетом воспитания (приоритет религиозной направленности в деле духовно-нравственного воспитания). 4. Особенностями организации образовательного процесса в Татевской школе являются: создание учебного заведения семейного типа (с общежитием) для совместного обучения и воспитания детей из благополучных крестьянских семей, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физически здоровых и детей-инвалидов, детей разных национальностей; разработка конструкции учебно-воспитательного процесса, опирающегося на общечеловеческие и православные ценности и идеалы; обеспечение комплекса педагогических условий для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей личности; проведение экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности ребёнка в непрерывном воспитательном процессе (уроки, труд, отдых); использование инновационного потенциала сельской школы для организации на её базе новаторского методико-образовательного и духовного центра, центра подготовки учащихся к профессиональной деятельности; практическое решение проблемы подготовки учительских кадров для сельских школ. Религия рассматривается С.А. Рачинским как главный фактор духовно-нравственного воспитания личности учащихся в образовательном процессе с опорой на общечеловеческие ценности, на сознательное отношение к нравственным ценностям православия. 5. Реализация идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности тесно связана с личностью самого С.А. Рачинского, который служил образцом глубокого христианского смирения, высокой нравственной и духовной культуры, любви к детям и преданности учительской профессии. Идеальной моделью педагога для татевского учителя являлась его мать – Варвара Абрамовна, а семейное воспитание ею детей служило действенным ориентиром в педагогической деятельности сына. Личные качества матери: доброжелательность, милосердие, любовь к детям, глубокая вера в Бога – служили образцом для подражания, их С.А. Рачинский взял на вооружение в своей педагогической системе. Структура диссертационной работы определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы проблема, тема, цель, объект, предмет и задачи исследования; определены методы и этапы исследования; дана оценка научной новизны, теоретической и практической значимости полученных результатов и их достоверности; выдвинуты положения, выносимые на защиту; приведены данные апробации и внедрения результатов исследования. В первой главе «Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в педагогическом творчестве С.А. Рачинского» рассмотрены проблемы формирования духовно-нравственной направленности народного просвещения исследуемого периода; проанализированы архивные источники и библиографические материалы, с помощью которых выявлены и описаны этапы формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов С.А. Рачинского; систематизированы концептуальные положения исследователей наследия татевского учителя о его вкладе в историю педагогики; определено значение его трудов о духовно-нравственном воспитании личности ребёнка для развития отечественной педагогики. Анализ исследуемой литературы показал, что идея создания русской школы с духовно-нравственной направленностью её учебно-воспитательного процесса теоретически разрабатывалась виднейшими представителями педагогической, философско-религиозной и общественной мысли России середины XIX – начала ХХ в. Большой вклад в исследование этой проблемы внесли славянофилы, для которых основополагающими были вопросы семьи, традиционной общины и школы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырёв и др.). Славянофилы утверждали такие ценности, как патриотизм, национальные традиции, семья, православие, считая их главными в народном образовании. В качестве цели православной образованности они считали гуманистический идеал, на достижение которого необходимо направить все духовные силы человека. Работа по формированию философско-педагогических идей о целях и путях образования получила развитие и в трудах западников (В.Т. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков и др.), целью которых было создание просвещённой России во главе с сильной властью, развитыми наукой и искусством. Они ориентировались на духовные ценности Европы, идеи Вольтера, Руссо, Канта, надеясь на то, что Россия, освоив опыт Запада, приобщится и к его цивилизации.
  1   2   3

  • Актуальность исследования.
  • Предмет исследования
  • Методологической основой
  • Теоретическую основу исследования составляют
  • Источниковедческая база исследования
  • Этапы исследования. Первый этап (2006 – 2007 гг.)
  • Второй этап (2007 – 2008 гг.)
  • Третий этап (2008 – 2009 гг.)
  • Теоретическая значимость
  • Практическая значимость исследования
  • Достоверность и обоснованность
  • Апробация и внедрение результатов исследования
  • На защиту выносятся следующие положения
  • Структура диссертационной работы