Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Идейное содержание включает: тематику




Скачать 81.87 Kb.
Дата04.07.2017
Размер81.87 Kb.
Методика анализа литературного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1.      тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2.      проблематику - наиболее существенные для автора стороны и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3.      пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба с силами природы, за независимость и национальную свободу, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и автора. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот. Б. Художественная форма включает: 1.      Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); 2.      Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа); 3.      Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.   Схема анализа литературно-художественного произведения 1.      История создания. 2.      Тематика. 3.      Проблематика. 4.      Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос. 5.      Жанровое своеобразие. 6.      Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 7.      Центральные персонажи. 8.      Сюжет и особенности строения конфликта. 9.      Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. 10.  Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). 11.  Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. 12.  Место произведения в творчестве писателя. 13.  Место произведения в истории русской и мировой литературы. Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя А. Место писателя в развитии русской литературы. Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы. 1.      Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля. В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики. Примерный план характеристики художественного образа-персонажа Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1.      Социальное и материальное положение. 2.      Внешний облик. 3.      Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4.      Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5.      Авторское отношение к персонажу. 6.      Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через “соседство” с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа. План разбора лирического стихотворения         I.            Дата написания.      II.            Реально-биографический и фактический комментарий.    III.            Жанровое своеобразие.   IV.            Идейное содержание: 1.      Ведущая тема. 2.      Основная мысль. 3.      Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4.      Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5.      Преобладание общественных или личных интонаций.      V.            Структура стихотворения: 1.      Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2.      Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3.      Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4.      Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5.      Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6.      Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7.      Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Как вести краткую запись о прочитанных книгах 1.      Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение. 2.      Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. 3.      Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие). 4.      Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников). 5.      Краткий план содержания.

  • Б. Художественная форма
  • Схема анализа литературно-художественного произведения
  • Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя
  • Примерный план характеристики художественного образа-персонажа Вступление.
  • Заключение.
  • Как вести краткую запись о прочитанных книгах