Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. В. Скруберт Приказ от 01. 09. 2016 г. №




Скачать 203.85 Kb.
Дата27.06.2017
Размер203.85 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Красноярская университетская гимназия № 1 - Универс»




«Рассмотрено»

Педагогический совет нач. школы

Протокол от 29.08.2016 № 12




«Утверждаю»

Директор

гимназии № 1 - «Универс»

_______________

И.В. Скруберт

Приказ от 01.09.2016 г. №




Рабочая программа


по предмету «Литературное чтение» 4 класс

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

высшей категории

г. Красноярск

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «КУГ № 1 - Универс», примерной программы по курсу «Литературное чтение» (1-4) автор: : Е.И. Матвеева (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2012 г) и годового календарного учебного графика.

В разделе «Учебный план начального общего образования» ООП в учебном плане место предмета в предметной области «русский язык и литературное чтение», на изучение русского языка в 4 классе отводится 4 часа в неделю. В год - 136 часов.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения литературному чтению в 4 классе.

Личностные результаты:


  • учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;

  • способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;

  • имеют представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

  • способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;

Регулятивные:

  • контролирует результат своей работы в форме сравнения способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий;

  • оценивает результаты собственной деятельности и процесс работы на основе заданных критериев;

  • выполняет задание на основе заданного алгоритма;

  • отличает известное от неизвестного в специально созданной учителем ситуации (граница знания и незнания);

  • запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;

  • оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;

  • отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.

Коммуникативные;

  • выступают с рассуждением по предложенной теме;

  • доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;

  • выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;

  • дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;

Познавательные:

общеучебные:



  • грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;

  • самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;

  • самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;

  • пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;

  • создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;

  • способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;

  • находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;

  • подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;

  • применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;

  • анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;

  • создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.

предметные:

на базовом уровне

  • имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);

  • имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;

  • имеют представление об эпосе, лирике, драме;

  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;

  • сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

  • на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;

  • отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

  • различают художественное произведение и публицистическое;

  • выделяют особенности учебного, познавательного текста;

  • определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

  • выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;

  • сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;

  • пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);

  • самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;

  • ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.

на повышенном уровне

  • умеет отличать информацию в явном виде от «скрытой»;

  • может продолжить, восстановить деформированный литературный текст;

  • создают отзывы, эссе на заданную тему;

  • редактируют собственный текст;

  • создавать презентации по результатам исследования произведений, проектировать свою деятельность;

  • способны находить изобразительные средства языка в произведениях, с целью определения авторского отношения к действительности;

  • в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла.

Содержание учебного курса

1. Речевая и читательская деятельность

Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения

Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.

Художественный образ Детства. Средства его создания.

Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства».

Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приемы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».

Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре.

Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.

Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.

Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.

Сюжет и композиция автобиографического произведения.

Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания.

Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.

Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.

Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.

«Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования.

Эссе: тематика, проблематика, средства языка.

2. Литературоведческая пропедевтика

Биография – ключ к пониманию личности автора.

Биография писателя (поэта). Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.

Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).

Прием контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).

«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.

Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребенка.

Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.

Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.

3. «Страна детства» – тема, поднимаемая в литературных произведениях.

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.

Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.

Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.

Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.

3. Творческая деятельность

Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание; прогнозирование рассказа; создание текста-отзыва, текста-эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступка персонажа; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).

Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета модели. Создание «виртуального» мультфильма - сказки (по предварительной раскадровке). Участие в создании литературно-иллюстрированного альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся.
Тематический план и содержание учебного предмета 4 КЛАСС

дата

Раздел курса

Содержание учебного предмета

(дидактич. единицы)

Кол-во

часов

Организ. формы

Предметные умения

I полугодие (56 ч) Учебник, книга 1 «Детства чудная страна»




«Когда сбываются мечты…»

Тема мечты в стихотворениях О. О. Дриза, Ю. П. Морица, А. Меляковой.

3

урок

- отличают повествовательное произведение от стихотворного;

- совместно с учителем делают сравнительный анализ текстов;

- могут найти в текстах выразительные средства автора, используемые им для создания художественного образа;

- могут приготовить выразительное чтение произведения;

- могут написать небольшой рассказ-рассуждение по заданной теме





Чудеса в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

4

урок







Образ мечты в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов «Исполнение желаний», В. Иванова «Трудный случай».

3

урок







Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна.

2

урок







Реализация авторского замысла в художественных образах детства. С. Черный «Невероятная история».

2

урок







Образ детства в стихотворениях М. Агафоновой «Хорошо быть маленьким» и М. И. Цветаевой «Мирок».

2

урок







Грустное и веселое в стихотворении А. С. Пушкина «Осень».

2










Детские пристрастия.



Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство».

2

урок

- в ходе коллективного обсуждения выделяют понятие «кульминация» в тексте;

-сравнивают литературные тексты с целью открытия авторских средств создания образа, сопоставления настроений, характеров героев, выявления авторской позиции по отношению к объекту описания;

- могут написать отзыв по прочитанному произведению;

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;






Тема детских интересов в произведениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю», Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось, нас все покидают…»

2

урок







Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

3

урок







Образ денег в произведениях о детях. В. Д. Берестов «Деньги в детстве», А. Т. Аверченко «Сережкин рубль».

4

урок







Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун», С. Черный «Счастливый карп».

3

урок







Образ рая в стихотворении С. Черного «В раю».

2

урок







Штрихи к портрету.

Раздел 3. Портрет героя произведения. Стихотворения О. О. Дриза, А. С. Пушкина, С. Черного.

3

Урок

- сравнивают литературные тексты с целью выявить и сопоставить описываемые объекты и определить авторскую позицию по отношению к объекту описания;

- в ходе групповой работы создают портрет словесный и нарисованный;

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать небольшой рассказ-рассуждение по заданной теме





Раскрытие характера героя через портрет. А. П. Чехов «Детвора».

2

Урок







Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

2

урок







Портрет первоклассника в стихотворениях С. Черного и М. Я. Бородицкой.

2

Урок







Чудеса детства в стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства».

2

урок







Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство».

3

урок







Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай».

2

Урок







Любимых строк прелестное звучанье.

Раздел 4. Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой.

2

Урок

- могут написать небольшое сочинение-презентацию по заданной теме

- сравнивают литературные тексты с целью выявить и сопоставить описываемые объекты и определить авторскую позицию по отношению к объекту описания;

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать небольшой рассказ-рассуждение по заданной теме





Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко.

4

Урок







Образ библиотеки в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов, А. А. Лиханов.

3

Урок







Читательские интересы авторов. А. А. Ахматова, М. Я. Басина.

3

Урок







Урок-рефлексия.

2

Урок

- умеют самостоятельно работать с книгой, для поиска необходимой информации.

II полугодие (80 ч) Учебник, книга 2 «Все мы – родом из детства»




«Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…».



Образ настоящего героя в произведениях разных жанров. Ю. Д. Левитанский «Кораблик», Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик».

5

урок

- сравнивают литературные тексты с целью выявления и сопоставления настоящих и мнимых героев в разных литературных жанрах, их поступки и определить авторскую позицию по отношению к объектам описания;

- создают портрет героя словесный и нарисованный;

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать сочинение-фантазию и сочинение- рассуждение

по заданной теме.








Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева.

2

урок







Образ истинного героизма в произведениях разных жанров. Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», В. А. Бахревский «Светлячок».

5

урок







Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой.

3

урок







Способы изображения авторитетного героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв».

5

урок







Способы выражения авторской позиции в произведениях Б. В. Заходера и В. В, Медведева.

7

урок







Уроки детства.

Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина и В. Д. Берестова.

4

урок

- сравнивают литературные тексты с целью выявления и сопоставления персонажа, совершившего проступок;

- создают портрет героя словесный и нарисованный;

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать сочинение-воспоминание

по заданной теме.






Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб», А. А. Фет «Одинокий дуб».

7

урок







Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни».

Н. С. Лесков «Неразмененный рубль», А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…», В. Д. Берестов «Сердцевина».



10

урок







«Микрогеография» детства.



Воспоминания о детстве в стихотворениях Ю. Д. Левитанского и В. Д. Берестова.

4

урок

- имеют представление о жанровых признаках мемуаров;

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать сочинение-эссе и сочинение-рссуждение

по заданной теме.





Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка», К. Д. Бальмонт «Бабочка», В. В. Набоков «Ночные бабочки».

5

урок







Тема детских воспоминаний в мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы».

5

урок







Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина, В. П. Авенариус «О Пушкине».

5

урок







Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года», В. А. Лалетина «Маленькое солнышко – желтый одуванчик», В. Д. Берестов «Одуванчики».

4

Урок







Куда уходит детство.

Тема взросления человека. Образ Страны детства, созданный в произведениях разных авторов. Ю. Д. Левитанский «Дети», И. Бардин «Трудная пора», М. Агафонова «Ноты под листочками…», С. Павлютина «Земляничный рай», В. П. Крапивин «Серая мгла редела…».

6

Урок

-выразительно читают наизусть тексты, передавая в чтении авторский образ того, о чём написано в тексте.

- могут приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть;

- могут написать сочинение-рссуждение

по заданной теме.








Урок-рефлексия.

1

урок




Каталог: upload -> information system 22
upload -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
upload -> Урок: Ледовое побоище (6 класс)
upload -> Александр невский в русской дореволюционной историографии
upload -> «Тосненские генералы -герои Отечественной войны 1812 года»
upload -> Г. С. Гадалова ангел–хранитель Тверского княжеского двора: Софья Ярославна княжна Тверская
upload -> Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах
upload -> Диалог культурных традиций в поэтическом мире и. А. Бродского
information system 22 -> Рабочая программа по предмету «Английский язык»
information system 22 -> Рабочая программа по предмету «Английский язык»

  • «Рассмотрено»
  • Рабочая программа