Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И стратегии его освоения




страница1/18
Дата16.05.2017
Размер1.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Н. С. Глуханюк Т. Б. Гершкович



ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ

И СТРАТЕГИИ ЕГО ОСВОЕНИЯ

Издание 2-е, дополненное

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской Академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

Москва 2 0 0 3


ББК 88.37 Г 55

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. А. Бодалев

Л. П. Кезина

А. И. Подольский Г.

А. Бордовский

М. И. Кондаков

В. А. Поляков

B. П. Борисенков

В. Г. Костомаров

В. В. Рубцов

C. В. Дармодехин

О. Е. Кутафин

Э. В. Сайко

А. А. Деркач

В. С. Леднев

В. А. Сластенин

Ю. И. Дик

В. И. Лубовский

И. И. Халеева

А. И. Донцов

Н. Н. Малафеев

В. М. Тиктинский- Шкловский

И. В. Дубровина

Н. Д. Никандров


Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет); доктор психологических наук, профессор В. П. Прядеин (Уральский государственный педагогический университет)

Г 55 Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б.

Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

ISBN 5-89502-589-7

В книге представлены основные возрастно-временные характеристики человека, их детерминанты и стратегии поведения в пожилом и старческом возрасте. Рассматривается готовность к освоению возрастно-временных изменений как основа толерантного отношения к старению. Предлагаются психотехнологии работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Для психологов, геронтологов, социальных работников и широкого круга читателей, интересующихся особенностями развития на поздних этапах жизненного пути.

© Московский психолого-социальный институт, 2003 © ООО «Полиграф Центр», 2003

Содержание


Введение 4

Глава 1. ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7

1.1. Возрасты жизни в истории человечества 7

Возрастные представления и мифология первобытного общества и древних цивилизаций 9

Понимание возраста и философия Античности 11

Возраст и его магическое истолкование в Средние века 13

К научным представлениям о возрасте 15

1.2. Возраст и человек 17

1.3. Возраст, социум, культура 19

1.4. Понятие возраста в современной науке 19

1.5. Антропологическое изучение возраста 22

1.6. Изучение возраста в социологии 24

1.7. Психология о возрасте 26



Глава 2. СТАРОСТЬ И СТАРЕНИЕ 31

2.1. Общие закономерности и теории старения. Виды старения в геронтологии 32

2.2. Место старости в общей картине жизненного пути человека 34

2.3. Психологическая характеристика старости 35



Глава 3. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ 38

3.1. Типология стратегий отношения к старению 38

3.2. Исследование готовности к освоению возраста как основания толерантного к нему отношения 42

Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 45

4.1. Основные направления помощи пожилым людям 45

Технологии взаимодействия консультанта с пожилым клиентом 46

4.2. Возрастно-психологическое консультирование 46

4.3. Семейное психологическое консультирование 48

4.4. Профориентационное психологическое консультирование 49

4.5. Индивидуальное психологическое консультирование 50

4.6. Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте 51

Биографический метод 52

Мемуаротерапия 53

Арт-терапия 54

Кинотерапия 55

Музыкальная психотерапия 55

Схема определения эмоций, выражаемых музыкой, в зависимости от темпа музыки и лада 56



Заключение 57

Приложение. ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ» 58

Приложение. Бланк ответов к опроснику «Готовность к возрастным изменениям» 59

Библиография 62



Введение


Старение не является уникальной особенностью нашего времени, но лишь в последние 100 лет оно стало обычным явлением. Установлено, что в древности и в Средние века старость была чрезвычайно редка и вплоть до XVII века лишь 1 % людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос примерно до 4 %. Сегодня относительная доля и абсолютное число престарелых граждан во всем мире стремительно растут, а проблемы старости и старения становятся глобальными. По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн человек старше 60 лет; к 2025 году прогнозы обещают 1100 млн. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. В связи с этим можно говорить о «старении» общества. В России, по тем же данным, 25 % населения старше 50 лет и относительная численность пожилых людей все возрастает.

Между тем как в России, так и за рубежом можно наблюдать самые различные проявления интолерантного, нетерпимого отношения к старости и старению. Среди них особенно выделяются следующие:

1. Нетерпимость к лицам пожилого и старческого возраста со стороны молодого поколения и/или общества в целом, проявляемая в различных формах. В зарубежной литературе сегодня используется понятие «эйджизм» - социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей.

2. Неприятие факта собственного старения лицами пожилого и старческого возраста, связанное с ухудшением состояния здоровья, «выключением» из активной социальной и профессиональной жизни, использованием непродуктивных стратегий адаптации к поздним периодам жизни.

3. Неприятие факта своего будущего старения лицами молодого и среднего возраста. Многие молодые люди считают перспективу старения настолько мрачной, что предпочитают вообще ничего не знать об этом. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект, тогда как еще во времена Цицерона убедительно доказывалось, что старение не обязательно сопровождается потерей этих качеств.

Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпимость (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. При этом толерантность не фигурирует активно в обыденном сознании, хотя законы человеческого мира и подразумевают ее как необходимое условие выполнения правил корректного поведения. В обширной литературе, посвященной роли этико-культурных ценностей в целом, категория толерантности употребляется, как правило, в качестве сопутствующей. Выделение феномена терпимости в большинстве работ оказывается затруднительным, так как фактический ее механизм описывается с помощью синонимов или операционально.

Интерес к анализу ценностной значимости толерантности обеспечивается не только социальным заказом на современном этапе развития нашего общества, но и поиском универсальных, «все-временных» механизмов построения человеческих отношений. Толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным поведенческим вариантами принятия данной ценности (Е. В. Швачко, 2000).

Анализ толерантности можно вести в самых разных системах отсчета, с различных позиций. Во-первых, это филогенетические аспекты проблемы. Во-вторых, социогенетические аспекты, представляющие толерантность на исторических перекрестках разных культур. В-третьих, это толерантность в персоногенезе, то есть в индивидуальном развитии жизненного пути человека. Наконец, в-четвертых, это педагогические аспекты толерантности (А. Г. Асмолов, 2000).

Проблема толерантности является междисциплинарной, и ее изучение сопряжено с обычными в таком случае трудностями. Понятие «толерантность» имеет слишком широкое толкование.

При философском осмыслении толерантность анализируется в рамках проблемы «Я и Ты», в аксиологическом и деятельностном аспектах. В контексте первого подхода толерантность понимается как способ преодоления разъединенности людей, вызванной отчужденным характером отношений в обществе, посредством достижения душевного и духовного единства. В данной плоскости толерантность обнаруживает свою сложную, диалектически раздваиваемую сущность: как феномен душевности она проявляется в форме эмоционально-чувственных переживаний, а в сфере духовного характеризует рационально осмысленное содержание ценностного сознания индивида. В целом же в аксиологическом аспекте толерантность предстает в качестве общечеловеческой ценности, которая на данном этапе общественного развития имеет тесную связь с институтом прав и свобод человека.

Деятельностный подход воплощается в анализе толерантности в аспекте общения, в котором толерантность выступает явлением, определяющим становление процесса общения и его результат. В данном проявлении толерантность представляет собой начало и способ процесса общения, целью которого выступает достижение духовной общности взаимодействующих индивидов (общности интересов, ценностей, установок) путем сотрудничества, диалога, компромисса.

Этический срез проблемы толерантности подчеркивает близость данного понятия с категориями плюрализма и ненасилия и закладывает основу для личностно ориентированного подхода в педагогическом анализе обозначаемого им явления, поскольку определяющее значение в этическом аспекте имеет трактовка толерантности как моральной добродетели, состоящей в сознательном отношении к другому как к свободной равнодостойной личности.

В рамках педагогики толерантности последняя предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания и состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе межличностного взаимодействия и общения; владении нравственными принципами и приемами общения; способности к целостному восприятию «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости; готовности к критическому диалогу с «другими»; отказе от претензий на собственную непогрешимость и исключительность; способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта; в способности к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования (Я. Ф. Комогоров, 2000).

Анализ психологических аспектов проблемы толерантности приводит к ее пониманию как психологической установки, представляющей собой познавательную, эмоциональную и волевую готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом (значимым «другим» или «другими») характеристик - чувств, представлений, ценностей и так далее, а также пониманию толерантности как осознанной идентификации образа Я и претворенного в сознании индивида образа «другого» на основе интериоризованных этических принципов общения для преодоления конфронтации и индифферентности (А В. Петровский, 1996). Кроме этого, толерантность выступает в качестве определяющего фактора формирования положительной системы представлений человека о самом себе (Р. Бернс, 1993).

Анализ феномена толерантности с общетеоретических позиций позволяет сделать вывод о том, что данное явление свойственно всем сферам человеческого существования и рассматривается в качестве предмета изучения во многих областях знаний о человеке. Внимание исследователей обычно привлекают аспекты, связанные с межэтническим и межконфессиональным взаимодействием; не менее важна толерантность в профессиональных, тендерных, экономических, региональных, возрастных и других отношениях. Толерантность, таким образом можно представить как генерализованную диспозицию, имеющую самый широкий круг проявлений (Д. А. Леонтьев, 1999).

В современном человекознании имеют место две противоположные точки зрения о природе толерантности и необходимости ее формирования. Первая, традиционная, состоит в том, что толерантность - комплексное личностное качество, которое необходимо целенаправленно формировать. Вторая точка зрения, представленная недавно на научной конференции «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия», предполагает, что толерантность присуща человеческой природе, ей не нужно специально обучать, необходимо лишь устранять те препятствия, которые, формируясь в опыте, мешают ей проявляться. Толерантность - адаптивная составляющая человеческой психики, однако она подвергается разного рода фрустрациям; именно в таком контексте видится обширное поле распространения идей толерантности и формирования соответствующих установок (см.: Г. У. Солдатова, 2002).

На каких бы позициях относительно формирования толерантности ни стоял исследователь, нельзя не признать, что одной из задач современной психологии толерантного/интолерантного общения является определение устойчивых, стабильных характеристик личности как субъекта взаимодействия, формирующихся в координатах общего культурно-, историко- и социально-психологического пространства развития общности.

Предметом нашего исследования является толерантность к старению. Данная форма проявления толерантного сознания практически не изучена, и тем большую актуальность приобретает обозначенная выше задача поиска стабильных личностных характеристик, являющихся предпосылками толерантности к старению. В качестве такой предпосылки мы рассматриваем готовность к освоению возрастно-временных изменений как интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Поддержка данного проекта была осуществлена программой «Межрегиональные исследования в общественных науках», Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США), Министерством образования Российской Федерации за счет средств, предоставленных корпорацией Карнеги в Нью-Йорке (США), фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США) и институтом «Открытое общество» (фонд Сороса). Точка зрения, выраженная в данном исследовании, может отличаться от позиций, которых придерживаются вышеперечисленные благотворительные организации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  • Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева
  • Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б.
  • Содержание Введение 4 Глава 1. ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
  • Глава 2. СТАРОСТЬ И СТАРЕНИЕ 31
  • Глава 3. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ 38
  • Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 45
  • Заключение 57 Приложение. ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ» 58 Приложение. Бланк ответов к опроснику «Готовность к возрастным изменениям» 59
  • Библиография 62