Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«И счастье я могу постигнуть на земле» Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения




Скачать 118.42 Kb.
Дата02.07.2017
Размер118.42 Kb.
«И счастье я могу постигнуть на земле»
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения

М.Ю. Лермонтова
Цели:

  1. Углубить представление студентов о творчестве М.Ю. Лермонтова.

  2. Воспитывать патриотизм, эстетический вкус студентов.

Оформление сцены

В зале затемнение, на заднике сцены высвечен портрет М.Ю. Лермонтова и название вечера «И СЧАСТЬЕ Я МОГУ ПОСТИГНУТЬ НА ЗЕМЛЕ …»

На сцене декорация теневого театра.

Зал, где проводится мероприятие, оформлен как литературная гостиная, участники и гости приходят в костюмах, соответствующих 19 веку.

Звучит классическая музыка.



Ведущий 1: Михаил Юрьевич Лермонтов... Он не прожил на земле и 27 лет... В сердцах всех, знавших его, так и остался он навсегда молодым.

Ведущий 2:

Все позади: и ссылки, и сраженья...

Но вот печаль неся через века,

Сердечной болью входит в объясненья

Зеленая подошва Машука
Ему б глядеть на каждую травинку

И жить еще, и чувствовать еще...

Я вижу, как нежданную слезинку

Смахнул мальчишка с побледневших щек.


Пусть полтора столетия промчалось -

Он мало жил, писал не впопыхах,

И снова - боль, и снова - сожаленье

Нет Лермонтова в сонмище людском

И все же, как последнее его благословенье

Живет в стихах, романах, пьесах он


Не счесть имен в наследии богатом

И каждый раз, уж много долгих лет

Идет за Пушкиным, как бы за старшим братом

Брат младший, сын России, обогнавший век.



Ведущий 1: В воспоминаниях своих современников М.Ю. Лермонтов остался молодым, образованным, горячим и язвительным человеком. Все удивительно в его громкой поэтической славе. По словам человека хорошо его знавшего, Лермонтов переносил жизнен­ные невзгоды, как они переносятся людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество. Как много эта характеристика объяс­няет в его творчестве и судьбе.

Ведущий 2: Судьба Лермонтова … Что мы знаем о ней? Давайте приоткроем завесу в этот непростой 19 век.

/ звучит классическая музыка /



Ведущий 1: Вся его жизнь - это никогда не прекращающийся труд, непрерывные поиски совершенства. Стихотворные строки рождались у него не только за письменным столом в маленькой комнатке под крышей московского особнячка. Они возникали среди разговора в шумном великосветском кругу, в уни­верситетской аудитории. Позже, когда он стел офицером, если не случалось под рукою бумаги, он записывал стихи на дне ящика во время дежурства в полку, когда находился в тюрьме, писал на стенах тюремной камеры или на серой обертке, макая спичку в сажу, разведенную каплей вина.

Ведущий 2: Со стороны смогло показаться, что он пишет для развлечения, без труда, между делом. И только самые близкие друзья его знали, что Лермонтов годами вынашивал замыслы, всю жизнь возвращался к излюбленным темам и образам.

/ Участники вечера читают стихотворение Лермонтова " Один среди людского шума..." /



Ведущий 1: Мы сегодня не будем обсуждать его творчество как таковое. Мы постараем­ся вглядеться в образ прекрасного поэта, постараемся увидеть его как

человека.

/ звучит музыка /

Ведущий 2: В Лермонтове ...было два человека: один - добродушный, для небольшого круга ближайших его друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой - заносчивый, задорный - для всех его прочих знакомых. Однокашник Лермонтова по юнкерской школе А. Меринский тоже говорил нечто похожее: «В обществе Лермонтов был злоречив, но душу имел добру: как его товарищ, узнавший его близко, я в атом убежден. Многие его недоброжелатели уверяли в противном и называли его беспокой­ным человеком».

Ведущий 1: Эта смесь злоязычника, шалуна, повесы совмещалась в сознании современ­ников с образом опального поэта и независимого гражданина, создавала противоречивый и неоднозначный внешний облик. Сам Лермонтов злоязычием и школьничеством как бы загораживал тот внутренний мир, в котором рождались горькие отроки.

/ стих. " Гляжу на будущность с боязнью" /

С наибольшей силой мучительные обстоятельства жизни Лермонтова отрази­лись в его любовной лирике. Первые неудачные любовные увлечения давали толчок к развитию сюжетов его драм.

Ведущий 2: В Москве Лермонтову суждено было пережить глубокую личную драму. Серд­це юноши жадно ищет любви, участия, взаимности и не находит ни в Катеньке Сушковой, ни в Наталье Ивановой ответных чувств. Страстное же­лание поэта "сыскать в женском сердце отраду бытия", готовность лю­бить жертвенно и верно разбиваются о равнодушие и непонимание тех, к кому обращены его чувства.

Так я молил твоей любви

Слезами горькими, тоскою

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

Ведущий 1: Первая любовь юного Миши Лермонтова Екатерина Сушкова, девушка с красивым, но неприятным лицом, громадными черными глазами и насмешливым ртом. Молодежь называла ее Катенька или "Мисс черноокая". Этой самовлюбленной, экзальтированной барышне нравилось быть окруженной поклоне­нием, она кокетничала и с мальчиком-поэтом. Вот как она сама описывала первые свои встречи с Лермонтовым:

/ теневой театр:

"У Сашеньки встречала я... неуклюжего, косолапого мальчика лет 16 или 17 с красными, но умными глазами, со вздернутым носом и язвительно-нас­мешливой улыбкой. Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайнос­ти, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал Пушкина и был неразлучен с огромным Байроном".

Ведущий 2: Несмотря на то, что юный Лермонтов понимает, что чувство его безответно, он пишет ряд стихов, посвященных Катерине Сушковой.

/ стих. "Ночь" /

Летом 1830 г. Е. Сушкова пророчила Е.А. Арсеньевой в ее внуке "великого человека",- она понимала, что этот мальчик, которого она безжалостно му­чила своими насмешками, одарен незаурядным талантом. Мы столкнемся еще с этим именем, равно как и у Лермонтова эта встреча с "черноокой" была не последней и новая встреча сыграла еще более роковую роль в его судьбе, но об этом чуть позже.

Ведущий 1: Только-только перелив пылкую, безответную первую любовь, написав строки "В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад..."

Лермонтов знакомится с Натальей Федоровной Ивановой в 1830 г. и пережи­вает больную мучительную любовь. Но она не любила и не понимала его.

Ведущий 2: По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и се­бе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью и посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать, столько в них боли, страстных надежд, разочаровании. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он, в ослеплении любви, не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом, эта любовь поэта была безысходно мрачной.

/ стих. " Я не достоин, может быть..." /



Ведущий 1: Однако в биографии Лермонтова долгое время существовало "белое пятно" - инициалы И. Ф. И. /как и само существование Ивановой/ были раскрыты только в 1930 г. Лермонтов очень часто воспоминает о Н.Ивановой, обращается к ней. Но она заставила страдать без злого умысла:

"Ты не коварна, как змея", - говорит он ей, противопоставляя Сушковой.

/ стих. «Не верят в мире многие любви…»/

Какая-то недетская мудрость и в то же время грусть слышатся в этих сло­вах. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное, благоговейное

отношение к любви. Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всей.

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни о кем.

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?



Ведущий 2: Восемнадцатилетний юноша, Лермонтов, со своими приятелями начинает охот­но посещать всевозможные московские гулянья, балы, маскарады.

/Звучит классическая музыка. Бал. Несколько пар танцуют вальс. Осталь­ные участники вечера прохаживаются по залу/

Лермонтов старается забыть о своем горе, предается напускному, показно­му веселью, но в сущности ему одиноко и грустно.

/ Молодой человек, исполняющий роль Лермонтова, читает стих. "И скучно,


и грустно, и некому руку подать..."/

Ведущий 1: Находясь именно в таком состоянии, Лермонтов знакомится с Варенькой Ло­пухиной, сестрой своего близкого друга. 4 декабря 1831г. он был на име­нинах Варвары. Он - полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. А.П. Шан-Гирей /друг Михаила Лермонтова/ писал о нем: "Будучи студентом, он был влюблен... в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную девушку, Варвару Александровну Лопухину"

/стих. "Мы случайно сведены судьбою..."/.

В это время Лермонтов вновь встречает Екатерину Сушкову. И она играет роковую роль в его дальнейшей судьбе. Теперь он молодой офицер в блес­тящем гусарском мундире, заставил её полюбить себя. Второй причиной этой игры было общее желание Лермонтова и Верещагиной расстроить намере­ния Сушковой выйти замуж за брата Лопухиной Алексея Лопухина, который был богат, и за которого Сушкова собиралась выйти замуж не любя.

Ведущий 2: Лермонтову удалось расстроить брак Сушковой и Алексея, но, увы, интрига зашла слишком далеко. Варенька подумала, что он всерьез добит Сушкову и хочет жениться на ней. В этот момент она принимает безрассудное решение от­ветить согласием на предложение Н.Ф. Бахметева. Таким образом, сам Лермонтов явился виновником своей глубокой трагедии - он потерял навсегда действительно любимую им женщину.

Ведущий 1: Их любовь была взаимной. Поэт помнит ее и страдает до самой смерти, рису­ет ее портреты. Один из них, где она изображена в профиль, с гладкой прической, волосы схвачены золотым обручем /бандо/ - это ее любимая прическа. Перед самой своей смертью Михаил Лермонтов встречает в Пятигорске кузину Катеньку, девушку, удивительно похожую на Лопухину, и просит у нее бандо...

/теневой театр/

Катенька Быховец: «Как приехали в Железные, Лермонтов сейчас же при­бежал, мы пошли в рощу и все там гуляли... Я все с ним ходила под руку... Коса моя распустилась, и бандо свалилось, которое он взял и спрятал в ка­рман. Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил, говорил мне так, что сейчас можно догадаться, но мне и в голову не приходила... дуэль... Уезжавши, он целует несколько раз мою руку и го­ворит: "Кузина, душечка, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни". Я еще над ним смеялась, и так мы расстались. Это было в 5 часов, а в 8 пришли сказать, что он убит...»

/ звучит трагическая музыка /

Нельзя не сказать, что в своем стихотворений "Смерть поста", которое Лермонтов написал после дуэли Пушкина с Дантесом, он как будто предсказы­вает свою судьбу.

Всегда хотелось, чтобы Пушкин и Лермонтов встретились, чтобы произошло это необходимое, закономерное событие. Поэт Павел Григорьевич Антокольс­кий привел не Лермонтова к Пушкину, а Пушкина к Лермонтову. Привел в те самые минуты, когда Лермонтовым были написаны те самые шестнадцать строк к стихотворению "Смерть поэта", которым суждено было потрясти Россию. Пусть это сказка. Но все-таки они встретились.

/ теневой театр /

Ведущий 1: За окном кружился синий ночной снег. Тусклые фонари раскачивались, дребезжа, а по их полосатым столбам плясали желтые блики. А дальше был туман, ледяное пространство, непробудный сон. И такая настороженно-звонкая тишина стояла, что Лермонтов услышал шум крыльев. То летело, спешило, как всегда, и звало его за собой время...

Он отошел от окна к тотчас же понял, что к нему явился еще один гость. Но Лермонтов не был удивлен, именно такого гостя и ждал он. A тот остановился в дверях и доброжелательно, даже весело улыбался. Он поставил на пол цилиндр, бросил в него белые перчатки, прислонил к углу трость. Он был строен и чуть выше хозяина. Сквозь него просвечива­ла не только стена и вся амфилада комнат, но и серое небо. Лермонтов был счастлив.



Лермонтов: Наконец-то. Все-таки и вижу тебя, невредимый. Наконец-то все прояснилось. Никакой Черной речки не было.

Пушкин: Милый друг! Черная речка была, смертельная рана тоже была, и отпевание в Конюшенной церкви и все остальное вплоть до могилы в Святых горах - все это нешуточное дело. Это и есть жизнь - моя и твоя, Михаил Юрьевич. Неужто мы скроем друг от друга правду?

Ведущий 2: Пушкин присел к столу. Лермонтов сел напротив. Старший печально смотрел на младшего и продолжал:

Пушкин: Все ясно и без слов. Я пришел к тебе. Ты меня видишь. В этом нет обмана.

И это гораздо важнее любых высоких речей.



Лермонтов: Да, да, твой приход такое благодеяние, которого я не смел и желать.

Правда ведь?



Пушкин: Разумеется так. Но слушай. Ты дорого поплатишься за стихи, сочиненные только что. Жизнь твоя разбита. Правда, ты прославишься, как никогда и не мечтал. Но никакая слава не принесет тебе счастья. Счастья нет для таких, как мы. Главное в нашей жизни - это смерть и все, что следует за нею. Твоя смерть уже не далека, и она будет похожа на мою...

Голос за кадром:

Погиб поэт - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести.

Поникнув гордой головой!..

Убит! … к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Ведущий 2: Дуэль состоялась в шестом часу вечера у подножия горы Машук во вторник 27 июля 1841 г. Лермонтов не считая себя вправе отказаться от участия в дуэли, но предупреждал секундантов, что как и при дуэлей с де Барантом выстрелит в воздух. Этих слов, видимо, Мартынову не передали. Условия дуэли были тяжелые: ничтожное расстояние между противниками, выбор пистолетов крупнейшего калибра, право трех выстрелов, а не одного как это всегда в таких случаях полагалось. На месте дуэли не было врача, хотя есть сведения, что кроме секундантов, неподалеку в кустах присутст­вовали любопытные. Не позаботились даже об экипаже, в котором можно было бы отвезти в город пострадавшего.

Ведущий 1: Лермонтов как будто сам шел навстречу своей гибели и ничего не хотел сделать, чтобы условии дуэли были смягчены, чтобы Мартынов не мог воспользоваться явно предоставленными ему преимуществами. По условию дуэли каждый имел право стрелять стоя на мосте или подходя к барьеру. Мартынов быстро подошел к барьеру, хотя отлично видел, что Лер­монтов не целился и не собирался стрелять. Дуло его пистолета было направлено вверх, в сторону. Мартынов, прежде чем выстрелить, так долго целился, что секундант Столыпин не выдержал и крикнул: " Стреляйте же, или я разведу вас!". Раздался выстрел. Лермонтов был убит наповал.

Голос за кадром:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Ведущий 2: Во время дуэли над Машуком разразилась гроза с сильным ливнем. Тело Лер­монтова несколько часов лежало под дождём. Только поздно вечером Столы­пину удалось достать лошадей и перевезти убитого в домик на окраине Пятигорска.

Голос за кадром:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?


Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен

И на устах его печать.



Ведущий 1: 29 июля Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище при большом сте­чении народа, но без отпевания.

Голос за кадром:

А вы, надменные потомки....

(стих. "Смерть поэта" читается до конца)

Ведущий 2: А что убийца? О нет, он не был наказан как подобает, по определению Николая I " Maйopa Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию".

Современники понимали, что по сути дела, дуэль была тонко подстроенным убийством. В смерти поэте были в высшей степени заинтересованы правящие круги.

"Все выходящее из обыкновенного порядка гибнет - Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до многое множество оттого, что они не дома в мире мертвых душ".

Из дневника Д.И. Герцена

/ стих. В. Высоцкого "О фатальных датах" /

Ведущий 1: Что ж еще он сделал бы? Какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их? Лук богатыря лежит на земле, но уже нет другой руки, которая натянула бы его тетиву и пустила под небеса пернатую стрелу...

/ звучит романс " Горные вершины " /

Международный планетарный центр выдал Почетное свидетельство о том, что Милая планета солнечной системы под № 2222 названа именем Лермонтова. Его звезда, воссияв на творческом горизонте, оставила земной мир навсегда. Но этот свет не погас - он в стихах, песнях, в наших душах, наконец, вглядитесь в ночное небо, вспомните, что среди тысяч звезд нам светит и та звездa, которая названа именем Лермонтова.

(звучит классическая музыка)


Список литературы:


  1. Лермонтов М.Ю. Сочинения т. I. - М.: «Правда», 1988.

  2. Мануйлов В. M.Ю. Лермонтов. Биография писателя. - Л.: «Просвещение», 1976.

  3. Они должны были встретиться!/ Метод. материалы, посвященные А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову/ . - Новосибирск, 1994.

  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Лермонтов
  • Голос за кадром