Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. общие положения. Особенности организации образовательного процесса




страница1/10
Дата24.06.2017
Размер2.02 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) в 2015/2016 учебном году обусловлены следующими факторами:

введение с 1 сентября 2015 г. профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

переход (начиная с V класса) на относительную завершенность II ступени общего среднего образования.

К новому учебному году:

утвержден новый типовой учебный план общего среднего образования;

скорректированы учебные программы по учебным предметам для учащихся I и V классов;

разработаны учебные программы по учебным предметам для X класса с учетом двух уровней изучения – базового и повышенного.

Вопросы организации профильного обучения изложены в письме Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015 № 05-21/90-и «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Профильное обучение; www. adu.by/ Профильное обучение http://adu.by/?p=5150 ).

В ХI классах средних школ в 2015/2016 учебном году будет продолжено (как было организовано и в 2014/2015 учебном году) изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с Методическими рекомендациями по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 29.03.2013 № И06-19/28 (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Инструктивно-методические письма; www. adu.by / Профильное обучение http://adu.by/?p=5150 / Учебные предметы. Х класс).

Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего, специального образования обеспечивает Национальный образовательный портал (www.adu.by).

В помощь учителям рекомендуются следующие разделы портала:



  • «Нормативные правовые документы» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, постановления Министерства образования Республики Беларусь и др.);

  • «Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год» (учебные программы по учебным предметам, Типовой учебный план общего среднего образования на 2015/2016 учебный год, инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к началу 2015/2016 учебного года, календарно-тематическое планирование по учебным предметам, учебные издания для учреждений образования и др.). Раздел структурирован для удобства пользования по названиям учебных предметов;

  • «Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования» (концепции и стандарты учебных предметов, учебные программы факультативных занятий, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся; каталог учебно-методических пособий и новинок учебного книгоиздания и др.);

  • «Современные средства обучения и ИКТ в образовании» (звуковые приложения и тексты для восприятия и понимания речи на слух к учебным пособиям по иностранным языкам);

  • «Профильное обучение» (актуальные материалы по проблемам допрофильной подготовки и профильного обучения);

  • «Мероприятия» (информация о мероприятиях Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»: научно-практических конференциях, тематических семинарах, олимпиадах, конкурсах, турнирах для учащихся и др.);

  • «Педмастерская» (виртуальная площадка для общения и профессионального взаимодействия педагогов, которые хотели бы не только регулярно знакомиться с опытом работы своих коллег, но и делиться собственными разработками, наблюдениями, инициативами);

  • «Электронное обучение» http://e-vedy.adu.by (электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для дошкольного, общего среднего, специального образования и системы воспитания; «Дистанционный всеобуч учителю»; интернет-ресурс по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов по учебным предметам);

  • «Электронные версии учебников» http://e-padruchnik.adu.by (электронные версии учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования);

  • «Инфолиния» и «Форум» (обсуждение актуальных проблем обучения и воспитания, можно задать вопросы специалистам Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и др.).


II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).

5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78).

6. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Типовые учебные планы всех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2015 № 38 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2015/2016 навучальны год» (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы; www. adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебный предмет).

Учебные программы по соответствующим учебным предметам для каждого класса размещены на Национальном образовательном портале (http://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебные программы http://adu.by/?p=6676 )

Особенности учебных программ по всем учебным предметам (изменения в содержании, уровни представления учебного материала и др.) изложены в соответствующем предметном приложении к данному письму (стр. 13–136).

Распределение времени по темам во всех учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также использовать по своему усмотрению резервное время.

2. Учебники и учебные пособия

В 2015/2016 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by/ Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2015 г., № 6).

На Национальном образовательном портале (www.adu.by) в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии учебных изданий.

Дополнительные материалы по новым темам, разрабатываемые в соответствии с обновленными учебными программами (не представлены в учебных пособиях по учебным предметам), размещаются на портале (www.adu.by / Профильное обучение http://adu.by/?p=5150 )


Обращаем внимание, что данные материалы будут обновляться в течение учебного года.

3.1. Календарно-тематическое планирование

В помощь учителям разработано примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам, которое размещено на портале (http://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год http://adu.by/?p=6676 ).

В календарно-тематическом планировании предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса и познавательных возможностей учащихся, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование, которое в таком случае утверждается руководителем учреждения образования.

3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/?p=201/ Учебные программы факультативных занятий)

Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений общего среднего образования.

Обращаем внимание, что областные и Минский городской институты развития образования могут рекомендовать к использованию учебные программы факультативных занятий, раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности региона.



3.3. Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/?p=201 / Пособия для учителей учреждений общего среднего образования / Контрольно-измерительные материалы

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Для контроля результатов учебной деятельности учащихся используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом.

Обращаем внимание, что контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.

В ходе осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся могут использоваться разработанные контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету, которые размещены на портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебный предмет).



3.4. Дидактические сценарии уроков

В помощь учителю разработаны и изданы дидактические сценарии уроков по учебным предметам, которые размещены на портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебный предмет).



3.5. Электронные средства обучения

В отраслевом фонде программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» имеются электронные средства обучения, в том числе электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Копии данных электронных средств обучения можно приобрести на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования или в учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь разработаны электронные образовательные ресурсы, которые включают более 200 учебных курсов, подготовленных в соответствии с содержанием учебных программ по учебным предметам.

Каждый электронный образовательный ресурс по учебному предмету содержит три основных блока-модуля:

– справочно-информационный, призванный значительно расширить информационную базу учебных мероприятий (учебных занятий, факультативных занятий, семинаров, конференций);

– контрольно-диагностический, содержащий учебный материал по тематическому и итоговому контролю учащихся;

– интерактивный, предназначенный для отработки прикладных умений учащихся по учебным предметам.

Все разработанные электронные образовательные ресурсы размещены на портале (www.adu.by) на странице «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by) раздел «Электронные образовательные ресурсы» и функционируют в LMS Moodle. Данный ресурс доступен всем желающим на безвозмездной основе после процедуры регистрации.



3.6. Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому из учебных предметов имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/?p=201 ).



3.7. Статьи, научно-популярная литература

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические, дидактические и занимательные материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям в организации внеклассных мероприятий.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год http://adu.by/?p=6676 / Перечни пособий для учителей, дидактических сценариев, учебно-методических комплексов, статей и др.).
IV. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

В соответствии с выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53, учитель ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию.

В письме Министерства образования Республики Беларусь от 21.10.2014 № 05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» установлен исчерпывающий перечень документов, обязательных для ведения учителем, классным руководителем и иными категориями педагогических работников.

С целью осуществления планирования по учебному предмету учитель ведет следующую плановую документацию:

– календарно-тематическое планирование учебного материала (требования к нему изложены в пункте 3.1 раздела III данного инструктивно-методического письма);

– поурочное (текущее) планирование учебного материала, форму ведения которого, его объем и т.д. учитель определяет самостоятельно. Дидактический сценарий, используемый учителем в полном объеме, является планом урока, его дополнительное переписывание не требуется.

В поурочное планирование в зависимости от темы, типа и вида урока могут быть включены следующие разделы: тема урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, ход урока (организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание).

При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на реализацию задач, определенных учебными программами. Цель зависит от темы и содержания каждого учебного занятия.

С целью осуществления учета успеваемости и посещаемости учащихся учитель заполняет классный журнал. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее и в дневник учащегося.

Недопустимо требовать от учителя заполнения отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.

Требования к ведению классного журнала

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению журнала.

Напоминаем некоторые особенности при оформлении классного журнала.

1. При оформлении страниц журнала, отведенных для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия факультатива используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

2. Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись необходимо оформлять так: Контрольная работа «…» и Контрольная работа «…».

Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.



Требования к ведению тетрадей учащихся

Требования к ведению тетрадей содержатся в Метадычных рэкамендацыях па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Инструктивно-методические письма).



Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением первых классов.


V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

5.1. Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися

В 2015/2016 учебном году традиционно будут проводиться:

– республиканская олимпиада по учебным предметам;

– республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;

– республиканские турниры юных математиков и юных физиков;

– интеллектуальные конкурсы, проводимые общественным объединением «Белорусская ассоциация «Конкурс»;

– республиканский фестиваль франкофонных любительских театров;

– олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» и др.



5.2. Трудовая практика

По завершении учебного года в V–VIII классах учреждений общего среднего образования может проводиться трудовая практика, которая должна быть организована в соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования.

Трудовая практика может проводиться в лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах (звеньях), а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.

5.3. Общественно полезный труд

Общественно полезный труд в учреждениях общего среднего образования проводится в соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования. В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы согласно пункту 121 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78).


VI. ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;

– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

– информирование;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием.

В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки:

– в рамках одного учреждения общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений образования различных типов и видов (включая профессиональные, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, расположенных на одной компактной территории).

На сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены материалы постоянно действующего видеосеминара «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Профессиональная ориентация учащихся».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Национальный образовательный портал
  • II . НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам
  • III . НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам 1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
  • 2. Учебники и учебные пособия
  • 3.1. Календарно-тематическое планирование
  • (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать)
  • 3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий
  • 3.3. Контрольно-измерительные материалы
  • 3.4. Дидактические сценарии уроков
  • 3.5. Электронные средства обучения
  • Данный ресурс доступен всем желающим на безвозмездной основе после процедуры регистрации . 3.6. Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся
  • 3.7. Статьи, научно-популярная литература
  • IV . ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
  • Недопустимо требовать
  • Требования к ведению тетрадей учащихся
  • Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением первых классов. V
  • . ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 5.1. Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися
  • 5.3. Общественно полезный труд
  • VI . ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА Допрофильная подготовка