Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. обыкновенная биография в необыкновенное время




Скачать 287.27 Kb.
Дата08.04.2017
Размер287.27 Kb.
I. ОБЫКНОВЕННАЯ БИОГРАФИЯ В НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВРЕМЯ

«Сквозь горе, разлуку, сквозь

дым и огонь прошла моя ранняя юность. Где мы наступали, где

отступали, скоро всего не пере

скажешь».

А. ГАЙДАР


Жизнь Аркадия Гайдара (Голикова) героична и легендарна. В истории литературы XX века ей, пожалуй, нет аналогов. Необыкновенное в биографии Гайдара начинается с его родословной. Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова, дочь офицера, происходила из древнего, но небогатого дворянского рода. Она приходилась шестиюродной племянницей М.Ю. Лермонтова. Предок Натальи Аркадьевны Захарий Сальков и основатель русской ветви Лермонтовых Георг Лермонт - были соседями в Галичском уезде и в одном из поколений они породнились.

Дед Аркадия Голикова Исидор, отслужив семь лет в армии, поставил дом в селе Троицком уездного города Щегры, столярничал, был хорошим мастером. Его сын Пётр первым из Голиковых выучился грамоте и даже окончил Курскую учительскую семинарию, получив свидетельство: «Удостоен звания учителя и при поступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами, той должности присвоенными».

Пётр Исидорович приехал в город Льгов с молодой красавицей женой Натальей Аркадьевной и поступил работать в школу.

Спустя несколько лет, 22 января 1904 года, у них родился сын Аркадий. Позже у Аркадия появились сестры: Наташа, Оля, Катя.

В начале лета 1912 года большая семья Голиковых переезжает б старинный уездный город Арзамас, ставший для будущего писателя второй родиной. «Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. Базар был заставлен плетёными корзинами с жёлтыми, крепкими яблоками, и, куда ни взглянешь, - всюду было такое обилие золочёных, похожих на эти яблоки куполов, что, казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской руками искусных женщин». (К. Паустовский. Встречи с Гайдаром).

В доме Голиковых всегда было много книг. «Они стояли повсюду на полках, лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Талочкой были в то время собственные книги с картинками, к которым мать сама сочиняла стихи про Жука-бронзовика, про слона и про козу. Отец тоже мог в одну минуту составить любой стишок. Только его стихи всегда были смешные... В семье всегда читали и учились и много знали. Мать свободно говорила по-французски и, кроме всего прочего, очень любила стихи».

(Р. Фраерман. Наш Гайдар). Наталья Аркадьевна являлась членом правления городской библиотеки и часто приводила туда сына, который с интересом рассматривал книжки и журналы, горя желанием поскорее научиться читать.

В 1914 году Аркадий поступил в первый класс реального училища. В это лето началась Первая мировая война, и в середине августа отца забрали на фронт. Мать, окончившая фельдшерские курсы, много работала в больнице. В школьную жизнь сына вмешивалась мало, предоставляя ему проявлять свою самостоятельность.

У Аркадия были большие способности, живой ум и глубокая память. Он умел слушать и запоминать слова учителя с первого раза, но дома за уроками сидел мало и потому учился лишь удовлетворительно. У него был любимый «учитель словесности и русского языка по прозвищу «Галка».

Педагог весьма талантливый и любопытный человек с несколько забавной внешностью: худой, смуглый, подпрыгивающий на ходу, - точь-в-точь такой, каким описал его Гайдар в «Школе».

(Р. Фраерман. Наш Гайдар).

В училище Аркадий слыл большим книгочеем и, обладая феноменальной памятью, мог часами читать наизусть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова и других. В эту пору он много сочинял стихов, но не записывал их, и они забывались. Тогда мама купила ему красную, в толстом переплёте тетрадь-альбом и на первой страничке в углу написала: «Пусть разгорается ярким огнём Божия искра в сердце твоём».

Аркадий очень тосковал по отцу, почти через день писал ему письма и даже решил убежать к нему на фронт. Но попытка закончилась неудачно, его вернули домой.

Когда Аркадию ещё не было и четырнадцати лет, он ушёл в Красную Армию. Сам он вспоминал позже: «Пятнадцати лет я командовал шестой ротой 2 полка бригады курсантов на петлюровском фронте, а в 17 лет 53-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом. Всё это очень странно, но всё это было».

Шла Гражданская война. На ней ранили и убивали, как и на любой другой войне. Но особенно страшна она была тем, что сражались между собой люди, живущие в одной стране и говорящие на одном языке. Нередко по разные стороны фронта оказывались братья, отцы с сыновьями, старые друзья.

На этой войне Аркадий Голиков получил несколько тяжёлых ранений и контузий, что не позволило ему остаться в рядах Красной Армии.

Не желая расстаться с армией, Аркадий написал письмо председателю Реввоенсовета. И М.В. Фрунзе, прочитав его, посоветовал Аркадию заняться литературным трудом.

Ему предстояло начать новую жизнь человека мирной профессии. Однако в ней он не был новичком. Ещё из армии Аркадий присыл стихи в арзамасскую газету, где стихи печатались, писал заметки в армейские газеты.

Находясь на лечении в госпитале, он вспоминал и записывал всё увиденное, пережитое им за последние годы. Перед глазами вставали картины его армейской юности, оживали знакомые образы фронтовых товарищей, снова наплывали чувства, испытанные «в дни поражений и побед». Именно так он назвал свою первую книгу.

По словам Веры Смирновой: «Он стал писать и в литературу вошёл «командиром», определив себе «боевую задачу» воспитывать новое поколение.


II. СКОЛЬКО МУК ДОСТАВЛЯЕТ МНЕ МОЯ РАБОТА!

«Мы, те, кто пишет в газе ты, не закрываем глаза ни на что, стараемся понять и пони маем, почему промахи, просчеты ты и недостатки в настоящее время неизбежны. Угодливого молчания не было и не будет до тех пор, пока будет существовать рабочая печать».

А. ГАЙДАР.

Фельетон без визы.
В ещё свежей армейской форме, с хорошо сохранившейся армейской выправкой, полный энтузиазма - таким впервые появился в литературной среде начинающий писатель. Читая рукопись первой его книги, С.Я. Маршак заметил, что «у этого литературного новичка ... хватит материала и поэтической энергии на многое множество толстых книг».

В эти годы Аркадий Голиков работал журналистом в разных уголках страны: в Перми - газета «Звезда», в Свердловске - газета «Уральский рабочий», в Москве - «Красный воин», в Архангельске - «Волна», («Правда Севера»), в Хабаровске - «Тихоокеанская звезда». Сам он говорил: «Много путешествую, разглядываю жизнь такою, как она по-новому складывается». В редакционной анкете Аркадий писал: «Профессия - литератор, специальность - фельетонист». Печатался теперь почти каждый день. Не хватает терпения выстраивать темы в очередь. Иногда в одном номере шло сразу два, а то и три материала, которые он для разнообразия подписывал так: «Арк. Г.», или просто «А. Г.».

Только за два года журналистской работы им было опубликовано более 150 фельетонов, очерков, рассказов, повестей, стихотворений. В этот первый период литературного творчества было задумано и частью уже написано большинство тех художественных произведений, которые появились позже и стали широко известны.

Вслед за первой книгой «В дни поражений и побед» выходят его новые произведения: «Р. В. С»., «На графских развалинах», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны», «Школа». Осенью 1932 года Аркадий из Хабаровска возвращается в Москву, где вскоре были напечатаны его рассказ «Пусть светит» и «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

«Писать стал, наверно, потому, что в армии был еще мальчишкой, вот и захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало», - говорил потом Гайдар.
III. ЛЮБИМЫХ ДЕТСКИХ КНИГ ТВОРЕЦ

«...Целый мир, увиденный одновременно глазами взрослого и глазами ребёнка».

С.Я. МАРШАК


Мужественный человек, настроенный лирически. Таким был Гайдар. И необыкновенное это сочетание крепкого мужества и солнечной ласки произвело в нашей детской литературе настоящий переворот. Его «лирические повести, в которых автор обращается не к любопытству, а к настроениям и чувствам читателя и воспитывает в нём мироощущение светлое, проникнутое поэтическим вкусом к жизни и любовью к людям». (Рагозин А. Лирика Гайдара // Дет. лит. - 1939. -№ 8. - С. 12).

В Государственном литературном музее в Москве хранится «амбарная книга». На первой её странице рукою Аркадия Петровича зачеркнуто название: «Хорошая жизнь» и написано новое - «Голубая чашка». Гайдар. 1935 г.»

Рассказ был задуман в Арзамасе зимой 1934 года. Писал он его и по возвращении в Москву, рукопись возил в Ленинград на совет к Маршаку. Маршак за многое его похвалил и, прежде всего, за то, что в рассказе для детей серьёзно обсуждаются проблемы семьи и заботы взрослых.

Рассказ начинается с маленькой семейной размолвки... Мама Маруся рассердилась из-за разбитой голубой чашки. А пала со Светланой обиделись за то, что она долго сидела в саду со своим гостем - полярным лётчиком, отправилась провожать его на вокзал, а поутру уехала в город. И ушли папа со Светланой «куда глаза глядят»...

Рассказ «Голубая чашка» вызвал многочисленные отклики в печати. Взрослые обсуждали, можно ли через книгу знакомить детей с семейными неполадками, можно ли в детскую книгу вводить мотив ревности. А дети говорили совсем другое:

«Мне нравится папа. Он похож на моего папу. Он играет со Светланой, как мой папа со мной. А Маруся похожа на мою маму. Она тоже всё запрещает».

«Если наша мама будет такая, мы то же уйдём».

«Мне больше нравится папа. Маруся была сердитая злюка».

Каждый читатель воспринимал рассказ по-своему, в зависимости от возраста, развития и жизненного опыта.

В жизни человека дни бывают разные. Одни совсем пустые, другие, напротив, до отказа заполненные событиями и впечатлениями. Прожив такой день, человек непременно становится духовно богаче. Из своего путешествия герои «Голубой чашки» возвратились повзрослевшими. Они поняли, что нельзя давать простор мелким чувствам, пустяковым обидам, которые навсегда могут поссорить людей, разрушить семью, детей лишить счастья.

В 1936 роду «Голубая чашка» впервые была напечатана на страницах журнала «Пионер». В короткий срок она стала произведением для всех: ею заслушивались и малыши, её читали школьники, ею восхищались взрослые.

В своих произведениях писатель часто размышлял вместе с героями о причинах неблагополучия в семье. Если в «Голубой чашке» Гайдар показал счастливую семью в конфликтной ситуации, то в «Чуке и Геке» мы видим счастливую семью в счастливых обстоятельствах, которые лишь ненадолго омрачаются шалостями мальчиков. В рассказе нет необыкновенных случаев и событий, но читается он как волшебная сказка, полная чудес.

«Жил человек в лесу, возле синих гор...» Как прочтёшь начало рассказа, так будто бы теплее на сердце. От того, что тебе предстоит узнать, как будут дальше развиваться события, как почти через всю страну два мальчика, Чук и Гек, едут вместе с мамой к папе в гости.

В письме к жене Гайдар писал: «Дорогой Дорик! Только что я начал работу. Рассказ я пишу небольшой, - злата и серебра он принесет нам с тобой немного, но зато он сам будет светлый, как жемчужина. Рассказ, первоначально озаглавленный как «Телеграмма», был опубликован почти одновременно в двух изданиях: в газете «Пионерская правда» за 1-10 января 1939 года и во 2-м номере журнала «Красная новь» того же года. В 1940 году Одесская киностудия экранизирует рассказ под названием «Зимняя сказка».

«Чук и Гек» Гайдара выдержал множество изданий. Литературный критик А. Ивич писал: «Пожалуй, ещё ни разу не подымался Гайдар до такого высокого мастерства, как в этом рассказе. Это мастерство уже на той ступени, когда оно не ощущается ».

«Горячий камень». Сказка увидела свет в журнале «Мурзилка», № 8-9 1941 года. Эту сказку Аркадий Гайдар написал за два месяца до своей гибели и как будто сказал всем своим читателям: «И у меня жизнь была хорошая, и ничего в ней не нужно менять». Волшебный камень из сказки мог подарить человеку вторую жизнь. Колхозный сторож, герой сказки, отказался от такого подарка, хотя был он стар и хром, кашлял и тяжело дышал. «Но жизнь свою прожил хорошо и не хочу начинать её сначала», - сказал старик.

Борис Емельянов, писатель и друг Аркадия Гайдара, вспоминал, что недалеко под Москвой есть заброшенные каменоломни. И вот однажды ребята из окрестных деревень встретили там человека, одетого в синие брюки, гимнастерку и хромовые сапоги, а через плечо -кожаная военная сумка. На ребят глядели веселые добрые голубые глаза. Это был А.П. Гайдар. Он вытащил из сумки тетрадку, на первой её странице нарисовал красноармейскую звездочку с расходящимися лучами, а на следующей странице написал крупными буквами: «О горячем камне» - три раза подчеркнул и обвёл рамкой. А через несколько дней он читал ребятам новую сказку. Обо всём этом Борису Емельянову рассказал Александр Васильевич Герасимов (бывший Сашка - один из встреченных Гайдаром мальчиков). Он же подарил Емельянову старую ручку и перо № 86, которыми была написана сказка.

Как последнее заветное слово писателя осталась его сказка о волшебном камне. «Горячий камень» - исповедь автора и напутствие всем оставшимся в живых:
«Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам».

С.Я. МАРШАК


«Ребята, на днях мы начинаем печатать большую новую повесть. Какую? Это вы скоро узнаете. Следите за газетой» - такое объявление увидели читатели «Пионерской правды» 26 октября 1938 года.

Свою новую повесть Гайдар задумал летом 1936 года в Толщине под Москвой. Он делился своим замыслом с Л. Кассилем, Б. Ивантером, Р. Фраерманом и др. Но работа на какое-то время была приостановлена, и закончил её писатель только в начале 1939 года.

Ещё в повести «На графских развалинах» Гайдар рассказывал о 13-летнем мальчишке, оставшемся без родителей. Но то были 20-е годы, Гражданская война... А «Судьба барабанщика» - это проблемы второй половины 30-х годов. В «Автобиографии» 1937 года Гайдар сообщил: «Сейчас заканчиваю повесть «Судьба барабанщика». Это книга не о войне, но о делах суровых и опасных не меньше, чем сама война».

«Судьба барабанщика» - это, прежде всего, предостережение юному поколению о том, к чему приводит незначительный, на первый взгляд, обман, небольшое отступление от моральных принципов, как легко катиться вниз и как важно уметь, когда надо, выстоять, чем бы это ни грозило. Судьба книги оказалась непростой. Вначале её не хотели издавать, книги Гайдара исчезли с полок библиотек, т.е. над писателем сгущались тучи. Сам Гайдар писал: «Проклятая «Судьба барабанщика» крепко по мне ударила».

Как бы мы ни относились к творчеству Гайдара, не стоит забывать, что это конец 30-х годов, и неправомерно судить писателя той эпохи с позиций сегодняшнего дня. Мы сейчас

«знаем» об эпохе 30-х годов больше, чем знали те, кто их пережил.

Ещё в 1929 году, предвидя грядущие события, в своём очерке в газете «Волна» Гайдар писал: «Тот год, и день, и час, когда напряжённую тишину тысячевёрстной нашей западной границы разорвут первые залпы вражеских батарей, не отмечен ещё чёрной каёмкой ни в одном из календарей земного шара. Но год этот будет, день возникнет и час придёт». В дневниках и письмах Гайдара все отчётливее звучала тревога: «Тревожно на свете и добром дело, видать, не кончится».

«На земле война. Огонь слепит глаза, дым лезет в горло, и хладный червь точит на людей зубы ».

Гайдар думал, что в будущей войне, которая скоро начнётся, детям всё же не придётся воевать. Для этого есть взрослые. Есть армия. Но ребята, он точно знал, не захотят сидеть без дела. И это дело им нужно дать. Мысль о книге, которая должна была научить такому делу, не давала ему покоя. 14 июня 1940 года Гайдар пишет в своём дневнике: «Сегодня начал «Дункан», повесть. Война гремит на земле...»

В новой рукописи, она поначалу называлась «Дункан и его команда», главным героем стал мальчишка по фамилии Дункан. Вообще-то звали его Володя. Но в повести все будут его звать по фамилии.

Известный критик Кирилл Андреев видел в первоначальном названии и «скрипучем штурвале», установленном на чердаке ребячьего штаба, живую связь детской команды Тимура с романтической повестью Жюля Верна о детях капитана Гранта. Как известно, яхта «Дункан» по первому тревожному сигналу отправилась на помощь попавшему в беду капитану Гранту.

Ещё не успев закончить эту повесть, Гайдар получил предложение написать на этот же сюжет сценарий одноимённого фильма. Приступив к работе над ним, он даёт герою другое имя и соответственно изменяет название - «Тимур и его команда».

Он писал о Тимуре, которого выдумал, и команде Тимура, какой на свете ещё не существовало. Правда, ему случалось собирать ребят, давать им разные поручения, но постоянной команды не знал ни одной. (См. К. Паустовский. Встречи с Гайдаром.) Зато надеялся: когда ребята книгу его прочтут - соберут такие же или даже лучше. А для этого дела поступки Тимура и его товарищей должны увлекать.

Поначалу окружающие принимают Тимура и его товарищей за хулиганов. Гайдар даже придумал для тимуровской команды песню: «Мы не шайка,



Мы не банда.

А без шума,

Не под гром,

Мы, весёлая команда,

Людям делаем добро!..»

Тимур и его товарищи станут тайно опекать семьи красноармейцев, будут воевать с квакинцами и придут на помощь тем, кто будет в их помощи нуждаться.

Сделав киносценарий, писатель возвращается к повести и завершает её 27 августа 1940 года. А уже с 5 сентября по 8 октября произведение печатается в «Пионерской правде».

В новой повести Гайдара удалось соединить самую смелую мечту и действительность, романтику и повседневность, идеалы детей и взрослых. Эта книга была так увлекательна, что игра в Тимура захватила не десятки, не сотни, а десятки тысяч подростков во всей стране. Впоследствии Аркадию Петровичу удалось и в жизни встретиться с тимуровцами. Это случилось в Киеве в августе 1941 года. «Киевский Тимур» - Норик Гарцуненко, вспоминая об этом, записал в дневнике: «5 августа. Большая радость. Вся команда взволнована. На линейку пришёл писатель Аркадий Гайдар. Он только что вернулся с фронта. У него есть трофейный немецкий автомат. Как я ему завидую!»

В декабре 1940 года Гайдар закончил сценарий фильма «Комендант снежной крепости». «Это вторая (самостоятельная) серия Тимура и его команды».

Сразу же после публикации «Коменданта» в первом номере журнала «Пионер» за 1941 год писатель задумывает третью часть тимуровского сериала - киносценарий «Клятва Тимура». 19 июля «Пионерская правда» начала его печатать, а через день писатель уезжал на Юго-Западный фронт.


IV. И СВЯЗЬ СО МНОЮ БУДЕТ ПРЕРВАНА...
«Он умер, храбро защищая всё, что любил на земле. А любил он многое... Маленьких детей, и хороших товарищей, и дорогих ему близких людей, и цветы, и книги, и дом родной».

Р. ФРАЕРМАН

Утром 22 июня 1941 года Аркадий Петрович работал. Перед ним лежала рукопись но-

вой киноповести «Клятва Тимура». Всем существом своим ощущая, как уходят последние мирные дни, Гайдар спешил закончить повесть-наказ. В первые же дни войны он обращается в секретариат Союза писателей с просьбой отправить его на фронт. Но ему этого не разрешили. Надо было закончить работу над фильмами о Тимуре.

Гайдар знал, что многие его друзья-писатели уже на фронте. Наконец-то и он получил удостоверение военного корреспондента газеты «Комсомольская правда»: «Дано писателю тов. Гайдару Аркадию Петровичу в том, что он командируется в действующую Красную Армию юго-западного направления в качестве военного корреспондента газеты «Комсомольская правда», согласно разрешения генерального штаба Красной Армии (пропуск от 16 июля 1941 года)».

Ненадолго вернувшись в Москву, Гайдар перед началом учебного года обратился к школьникам страны. Его выступление по радио прозвучало 30 августа и в тот же день было напечатано в газете «Пионерская правда»: «Ребята! Беспрестанно гудят паровозы. Уходят длинные эшелоны. Это ваши отцы, братья, родные, знакомые идут па фронт - туда, где отважная Красная Армия ведёт с врагами бой, равного которому ещё никогда на свете не было...» (Гайдар А. Собр. соч. в 4-х тт. Т.2).

Когда Киев был окружён фашистскими захватчиками, Гайдару, как писателю и корреспонденту центральной газеты, предложили вылететь из осаждённого Киева в Москву. Он наотрез отказался и сказал, что остаётся воевать в тылу врага. Так он попал в партизанский отряд.

С первого же дня в отряде Гайдар зарекомендовал себя отличным пулемётчиком. Особенно отличились он и ещё два его товарища, когда они успешно отразили натиск большой группы немцев на территории лесопильного завода. В отряде он стал незаменимым человеком, бывалым воином и боевым летописцем. Писатель составлял листовки-обращения к населению оккупированной территории. Без него не обходилась ни одна серьёзная операция, он добровольно вызывался идти на самые трудные задания. Одно из них оказалось последним. 26 октября бойцы отряда, в том числе и Гайдар, отправились в разведку и за продуктами. Вышли из села, нужно было перейти железнодорожную линию. Аркадий Петрович, как всегда, шёл впереди. Подошли к переезду. Никто из партизан не ожидал встретить засаду. Первым немцев увидел Гайдар, он крикнул: «Ребята! Немцы!» Фашисты открыли стрельбу, и Аркадий Петрович упал. Пуля попала в сердце.

Так погиб А.П. Гайдар, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.

V. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВЕСЕЛЫЕ ЛЮДИ!
«Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрой, приняв в ней участие; дети со своей стороны встречают этих людей шум ной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей. Про всяко го из таких у нас на Руси говорят: ЭТО ДЕТСКИЙ ПРАЗД НИК. Вот таких- то детских праздников нужно и для детской литературы».

В. Г. БЕЛИНСКИЙ


Аркадий Гайдар был именно таким детским праздником. Всегда в окружении детей, которые смотрели на него доверчивыми главами, чувствуя в нём хорошего друга. Талантливый писатель, «Гайдар многим представлялся большим ребёнком» (Р. Фраерман). «Богатырь с душой ребёнка», - говорил о нем К. Паустовский.

Общение с детьми - неотъемлемая часть его деятельности. Письма Гайдара это редчайший образец эпистолярного искусства, адресованного детям. Для них он сочинял забавные стихи.

Сохранилось немало таких забавных писем и стихов, адресованных сыну Тимуру, дочери Жене, племяннику Лёве Полякову, маленьким дочкам детской поэтессы Анны Трофимовой - Эре и Светлане.

Вот некоторые из них.


Тимуру Гайдару (трех с половиной лет. 1930 год)

Время близко к ночи. Мрачен тёмный лес.

Я да мой сыночек - маленький черкес.

Месяц непотушенный на небе блестит.

Злюшина-лягушина у ручья сидит.

Злишина-совишина хлопает крылом.

Зледина-медведина дышит тяжело...

Только нам не страшно: мы с Тимуром двое,

Оба мы Гайдары, оба мы герои.

Он рукою смелою вытащит кинжал

Злюшины-зверюшины мигом задрожат.

Ой ты, поле чистое, ой ты, тёмный лес,

Милый мой мальчишка - маленький черкес.
Одна из телеграмм Гайдара: «Тимур Гайдар, кругом пожар, в окно не лазь, не безобразь».
Тимуру Гайдару (Двенадцати лет. 1939)
Пройдёт ещё немного лет

И буду я и стар, и сед.

Тогда взгляну, как за меня

Тимур взапрыгнет на коня.

И конь, почуя сей «взапрыг»,

Ногами дрыгнет в тот же миг

И, закрутивши хвост трубой,

Помчит Тимура в смертный бой.

Евгении Гайдар (Семи лет. 1939)
Уважаемая Евгения!

Плыву сейчас на пароходе по Чёрному морю. Море это очень глубокое, если поставить сто домов один на другой, то всё равно утонут. В этом море водятся разные злые рыбы, веселые дельфины, блестящие медузы, а коровы в этом море не водятся ... Скоро уже я приеду домой и там посмотрю - кто чего разбил и кто лазил ко мне в ящики...




Евгении Гайдар

(Надпись на художественной открытке: девочка смотрит на игрушечные часики)

Распустила две косы,

Смотрит кроха на часы.

Можно ль мне узнать у вас,

Что сейчас, который час?

И ответила мне кроха: -

Я считать умею плохо.

Или девять без пяти,

Или пять без девяти.
Евгении Гайдар

(Из Солотчи, Рязанской области. 1939)
Пьём мы утром молоко,

Ходим в поле далеко.

Рыб поймали - три ерша,

Ну, и больше ни шиша!

Потому что ветер дует,

Солнце с тучками балует,

Волны с пеной в берег бьют,

Рыбы вовсе не клюют...

Впрочем, дело поправимо:

Пронесутся тучи мимо,

Кончит ветер баловать

И домой умчится спать...

Евгении Гайдар.

(Надпись на книге, подаренной

перед отъездом на фронт. 1941)

Едет папа на войну

За Советскую страну.

Женя папу поджидает.

Женя книжку прочитает,

Всё узнает, всё поймёт:

Где и как живёт народ?

Сколько есть чудес на свете?

Как и где играют дети,

Как запрыгал заяц белый,

Как исчез Ивашка смелый,

Как из лесу, из-за гор

Ехал дедушка Егор...

Женя книжку прочитает

И о папе помечтает. ...

Он в далёкой стороне

Бьёт фашистов на войне!
Лёве Полякову (1938)
Рассказать вам, был каков

Некто Лёва Поляков?

Рост высокий и прямой.

По характеру герой.

Вьются в кольцах волоса.

Превосходные глаза.

Замечательные уши.

Сам прилежный и послушный,

Только дома за обедом

Он вертлявый непоседа.

Носит ложку мимо рта (Ах, какая срамота!),

Супу есть никак не хочет

Только даром губы мочит.

Головой вертит упрямо

И не слушается маму.

Лёве Полякову.

(Надпись на фотографии А.П.Гайдара с сыном Тимуром)

Здесь уселась рядом пара –

Два товарища - Гайдара.
***

Интересно б знать, каков

Ростом Лёва Поляков?

Сколько Лёва весу весит?

Много ль Лева куролесит?

Много ль маме с ним мученья,

Каково его ученье?

В общем, ждём его портрета

И толкового ответа.
К Эре (Ирине) и Светлане Трофимовым (маленьким девочкам пяти и семи лет) Гайдар обращается шутливо: «Здравствуйте, играстики-Светластики и Эрастики-болтастики!» или «Здорово, Светлячина и Эрачина!», «Здравствуйте, Эрастая и Светлястая!» и, наконец: «Здравствуйте, весёлые люди!».

...В нашем лесу живут настоящие волки, очень зубастые и хвостатые. А ночью на деревьях кричит птица филин-злилин.

Вчера я поймал ёжика. Выпил он целое блюдечко молока и слопал морковку.

Есть ли у вас в Москве ночью луна и звёзды? Должно быть, нет - одни только фонари. А здесь у меня есть одно солнце, одна луна, и сто миллионов звёзд. ... Я и тебе хотел достать с неба одну звёздочку - лез, лез -• не долез...

Пусть Эра напишет мне письмо... А ты нарисуй мне на письме злищу-брыщу. Только страшную - с тремя рогами и двумя хвостами.

Вчера мы лазили на горы. На горах видели козу-дерезу. В саду у нас лежит камень в десять тысяч пудов. Я хотел было послать его вам для игры, да потом раздумал - завернуть не во что...

...ем очень мало - только за обедом: две тарелочки супу, четыре котлетинки, тарелочку рисовой каши, два пирожинца, три яблочка, блюдечко с кремом и стаканчик молочка или чаю...»

Однажды Гайдар вместе с Эрой и Светланой выпустил домашнюю стенгазету «Букамастик». Вот о чём рассказывалось в этой газете:


В «Букамастике», известно,

Будет всё, что интересно.

Кто, когда и с кем подрался,

Кто, когда прибаловался,

Кто не лёг вовремя спать,

Кто забыл постлать кровать,

Кто наврал, набезобразил,

Кто в комод за сладким лазил,

Кто о чём мечтает даже –

«Вукамастик» всё расскажет».
VI. СОЧИНЯТЬ СТИХИ ВОВСЕ НЕ ТАК ТРУДНО...
«Пусть разгорается ярким огнём Божия искра в сердце твоём».

Н.А. ГОЛИКОВА

(Надпись на тетради-альбоме,

подаренном сыну)


Творчество Аркадия Петровича Гайдара разносторонне, ведь он был не только прозаиком и кинодраматургом, но и очень своеобразным поэтом. Простые и поэтичные, с особенной гайдаровской интонацией, его стихи и песни до сих пор не собраны воедино и незаслуженно забыты.

Гайдар сам писал песни и стихи к своим повестям, рассказам и киносценариям. Стихотворные строки встречаются нам на странницах таких его произведений, как «Синие звёзды», «Р.В.С.», «Четвёртый блиндаж», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости» и др. Несколько стихотворений были напечатаны Гайдаром в 1926-1927 гг. в газетах «Звезда» и «Красный воин».

А.П. Гайдар начал сочинять стихи, ещё не умея читать. И позднее, по свидетельству сестры, Н.П. Голиковой-Поляковой, «Аркадий сочинял много стихов, но не записывал их, и они забывались. Тогда мама купила ему толстую, в красном переплёте, тетрадь-альбом и на первой страничке в углу написала:

Пусть разгорается вечным огнём

Божия искра в сердце твоём.

...Первые стихи Аркадия были больше о природе... Ещё совсем мальчуганом, лет одиннадцати, Аркадий прочитал отцу стихотворение про мотыльков, которые живут всего два денька:



Мы кружимся, мы порхаем

И купаемся в лучах,

Мы танцуем, мы играем -

Вот один из нас зачах...

Ну, так что же, не боимся!

Кончен наш весёлый век.

С жизнью, с песнями простимся -

Пусть живёт, так человек!..

- Значит, советуешь прожить человеку так, чтобы он всю жизнь только кружился в развлечениях?

- Нет, папа, - вспыхнул Аркадий, - я просто хотел сказать: пусть человек лучше коротко живёт, но ярко».

«Наш отряд» - так называлось первое стихотворение Гайдара для детей и о детях; в ней были такие строки:

Наша деревенька

В поле затерялась,

В нашей деревеньке

Только три двора.

Как-то ранним утром

Кучкою собралась,

Игры затевая,

Наша детвора.

Мой братишка Миша,

Лет шести от роду,

Выстроил девчонок,

Выстроил ребят,

Говорил мальчишкам:

- Будете вы взводом. -

А девчатам:

«Первой помощи» отряд.

Парень перед кучкой

О походах смелых

Говорил ребятам,

Как он воевал.

Как Будённый красный

Бил нещадно белых

И как Врангель чёрный

Перекоп сдавал.
КАВАЛЕРИЙСКАЯ
Травы наземь клонятся,

Ветер тучи рвёт,

А по степи конница

Красная идёт.

Пылью придорожною

Затуманен взор,

С вестью к нам тревожною

Прискакал дозор.

- Эй вы, кони птицы!

Ну кА, с шага в рысь...

К западным границам

Тучи собрались.

Странный шум нам слышен

С вражьей стороны,

Что-то ветер дышит Запахом войны.

Огоньками жарко

Взгляды загорались

Лучше всякой сказки

Повесть о былом.

В сказке всё нарочно,

В сказке всё наврали –

Здесь же только правда,

Только что прошло.

1927.
КАВАЛЕРИЙСКАЯ ПОХОДНАЯ


Травы наземь клонятся,

Ветер тучи рвёт,

А по степи конница

Красная идёт.

Пылью придорожною

Затуманен взор,

С вестью к нам тревожною

Прискакал дозор.

- Эй вы, кони птицы!

Ну -ка, с шага в рысь..,

К западным границам

Тучи собрались.

Странный шум нам слышен

С вражьей стороны,

Что- то ветер дышит

Запахом войны.

Отвечал ребятам

Командир седой:

- Красные солдаты

Все готовы в бой.

Скатки приторочены,

Пики на весу,

Сабли поотточены,

Кони понесут.

Смелости немало

Позапасено,

Красного сигнала

Ждём мы день и ночь.

Травы наземь клонятся,

Сталь звенит о сталь,

Это рысью конница

Унеслася вдаль...

«Кавалерийская походная» была написана Гайдаром в1927 году,



VII. СТИХИ О ГАЙДАРЕ.

С.Я. Маршак

ПАМЯТИ ГАЙДАРА

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым.

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя большевика.

Погиб он где-то под Леплявою,

Как партизан, в тылу врагов,

И, осенённый вечной славою,

Спит у днепровских берегов.

И каждый день к могиле воина

Приносит весточку волна,

Что расцвело и что построено

На тех полях, где шла война.

Чтобы земля гудела стройкою

Там, где гулял войны пожар,

Добыли мир отвагой стойкою

Такие люди, как Гайдар.
С.Я. Маршак

***


Знает каждый гражданин советский,

Будь он очень молод или стар, -

Что на свете жил писатель детский,

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою,

Выл он лучшим другом вам, ребята,

И за наше счастье пал в бою.

С.Я. Маршак

***


Он никогда не будет стар.

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар,

В шинель походную одетый.
С.В. Михалков

АРКАДИЙ ГАЙДАР



Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой

Гайдар её писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...

И. Беляев

НАД КНИГОЙ ГАЙДАРА



Читая Гайдара книжку

Вечером вслух втроём,

Вдруг размечтались мальчишки

О будущем своём.

Мечтали, спорили много

И вновь принимались мечтать:

Им каждому в жизни дорогу

В тот вечер хотелось избрать.

В одном согласились без спора

Став взрослыми, Родине в дар

Построить прекрасный город

И дать ему имя - Гайдар.

С портрета в открытой книжке

Гайдар улыбнулся в ответ:

«Мои дорогие мальчишки,

Для вас невозможного нет!»
И. Антонов

РАЗГОВОР


Усталая с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметён,

Что, лёжа на диване,

Читает книжку он...

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда- нибудь ты маме

Хоть чем- нибудь помог?»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

«Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать».

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар

Прославленный писатель

и храбрый комиссар, -

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренёк!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять не смог!»
VIII. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ИМЕНИ
Имя «Гайдар» впервые появилось на страницах пермской газеты «Звезда» 7 ноября 1925 года. Когда же Аркадий Голиков придумал этот литературный псевдоним и что он означает?

В одной из дневниковых записей 1940 года Аркадий Петрович вспоминает стихи, написанные им 17 лет назад, т.е. в 1923 году:


Всё прошло. Но дымят пожарища,

Слышны рокоты бурь вдали.

Все ушли от Гайдара товарищи.

Дальше, дальше вперёд ушли.
Уже тогда, в 1923 году прозвучало в четверостишии Гайдар. Откуда же это звонкое слово? Сам Аркадий Петрович на этот вопрос не отвечал. А если настаивали, то отделывался шуткой или отвечал каждый раз по-разному. Современник Гайдара, товарищ по перу Б. Закс писал: «Даже объясняя происхождение своего псевдонима, он не всегда придерживался одной и той же версии, ... пожалуй, наиболее достоверная такова. В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях у Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает: начальник Голиков».

Другую версию предлагает однокашник Аркадия Петровича А.М. Гольдин в книге «Невыдуманная жизнь». Он рассматривает псевдоним как анаграмму: Г начальная буква фамилии «Голиков».

АЙ первая и последняя буквы имени Аркадий (А-й), Д - по французски приставка «де» или «д» означает «из>> (Аркадий в детстве изучал французский язык), АР начальные буквы названия родного города - Арзамаса.

Эту версию поддерживает и сын Аркадия Гайдара Тимур Гайдар в книге «Голиков Аркадий из Арзамаса». Он пишет, что Аркадий был в детстве большим выдумщиком и часто изобретал шифры. Г АЙ - Д - АР, считает Тимур Аркадьевич, это: Голиков Аркадий из Арзамаса, «...псевдоним, в котором слились и зазывное детское «айда!» и вольное слово «гайдамак» да ещё перекатывается под барабанной палочкой любимое Аркадием «р-р-р-р».

Широкое распространение получила также версия писателя Бориса Емельянова: «По-монгольски «Гайдар» - «всадник, скачущий впереди». Эта красивая и романтичная версия для многих неразрывно слилась с образом Аркадия Гайдара. Псевдоним «Гайдар» в значении - «Всадник, скачущий впереди» вошёл с сознание многих поколений. Это произошло, вероятно, потому, что символический смысл псевдонима точно отражал не только личную и творческую биографию писателя, но и место и роль художника в литературном развитии.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П.ГАЙДАРА
1. Гайдар А. Собрание сочинений: В 4 т./Сост., вступ. ст. Б. Камова. - М.: Дет. лит., 1979. -1982.

2. Гайдар А. История о неуловимом билете: Рассказы. Очерки. Фельетоны. - М.: Молодая гвардия, 1965. -127с.
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.Л. Гайдара
1. Гайдар А. Автобиография// Гайдар А. Повести и рассказы. - Л.: Дет. лит., 1996. - С.5-8.

2. Гайдар Т.А. Голиков Аркадий ив Арзамаса: Документы. Воспоминания. Размышления. - М.: Политиздат, 1983. - 318 с.

3. Гольдин А. Невыдуманная жизнь: (Из биографии Аркадия Гайдара). - М.: Дет. лит.,1972. - 142 с.

4. Емельянов Б. Рассказы о Гайдаре.// Емельянов Б. Десять книжек под одной крышей. - М.: Дет. лит., 1966. -С. 275-414.

5. Ивич А. Аркадий Гайдар // Ивич А. Воспитание поколений. - М.: Дет. лит.,1969. - С. 246-409.

6. Камов Б. Обыкновенная биография: (Аркадий Гайдар). - М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

7. Камов Б. Партизанской тропой Гайдара: Рассказ-поиск. - М.: Дет. лит.,1973. - 272 с.

8. Котов М., Лясковский В. Гайдар на войне. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 271 с.

9. Малюгин В. Жизнь такая, как надо: Повесть об Аркадии Гайдаре. - М.: Молодая гвардия, 1962. - 191 с.

10. Смирнова В. Аркадий Гайдар: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. писатель, 1972. - 256 с.

11. Жизнь и творчество А.П. Гайдара. - М.: Дет. лит., 1964. - 432 с.

12. Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество. Книга для учителя / Сост. Н.И. Рыбаков. - М.: Просвещение, 1991. - 208с.

13. Гайдар в школе: Пособие для учителей / Сост. Т.Ф. Курдюмова. - М.: Просвещение, 1976. - 126 с.

14. Рыбаков Н. Жизнь и творчество А.П. Гайдара: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Дет. лит., 1984. - 18 с.

15. Аркадий Гайдар// Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. - М.: Академия, 2000. -С.331-351.

16. Аркадий Гайдар //Советская детская литература./Под ред. В.Д. Разовой. - М.: ПросвещениеД978.

-С. 192-203.



17. Гайдар А.П. //Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто имён: Биобиблиографический справочник. Ч. 1 А-Л. - М.: Школьная библиотека, 2002. -С.65-69.

18. Гайдар Аркадий Петрович//Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях. Ч. I - М.: Либерея, 1998. - С. 102-105.

19. Аркадий Петрович Гайдар // Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребёнку: Беседы для родителей. -М.: Книга, 1987. - С.150-152.

20. Аркадий Петрович Гайдар // Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Рудакова. - М.: АСТЛ999. -С.97-101.

21. Галанов Б. Кто разбил голубую чашку?// Галанов В. Книжка про книжки. - М.: «Дет.лит»., 1978. - С. 111-139.

22. Свирская И. Читательские споры о «Голубой чашке» А. Гайдара // 0 литературе для детей. Вып. 17-й.

- Л.: Дет. лит., 1973. - С. 166-176.



23. Свирская И. Об особенностях поэтики А.П. Гайдара // 0 литературе для детей. - Л.: «Дет. лит»., 1969. - С.49-69.

24. Сивоконь С. Тайны «Военной тайны», или новые размышления о Гайдаре //Детская литература. -2001. - № -1-2. - С.14-22.

25. Арзамасцева И. 0 Гайдаре, оставленном позади: Современный взгляд на творчество А.Гайдара // Дет-ская литература, 1997. - 1997. - С. 14-18.

26. Панфилов А. Какого цвета осколки «Голубой чашки»?... Мы совсем забыли, как и о чём писал Гайдар//Первое сентября. - 1999. - 23 февраля. - С. 6.

27. Камов Б. Добрый и смелый человек: 60 лет назад в коротком бою с немецко-фашистскими захватчиками погиб писатель А.Гайдар //Пионерская правда. -2001. - №4. -С. 2.

28. Корф 0. Повести А.Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет! // Детская литература. - 1999. - №1. - С. 57.

  • II. СКОЛЬКО МУК ДОСТАВЛЯЕТ МНЕ МОЯ РАБОТА!
  • III. ЛЮБИМЫХ ДЕТСКИХ КНИГ ТВОРЕЦ
  • IV. И СВЯЗЬ СО МНОЮ БУДЕТ ПРЕРВАНА...
  • V. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВЕСЕЛЫЕ ЛЮДИ!
  • Тимуру Гайдару (трех с половиной лет. 1930 год)
  • Тимуру Гайдару (Двенадцати лет. 1939)
  • Евгении Гайдар (Семи лет. 1939)
  • Евгении Гайдар (Надпись на художественной открытке: девочка смотрит на игрушечные часики)
  • Евгении Гайдар (Из Солотчи, Рязанской области. 1939)
  • Евгении Гайдар. (Надпись на книге, подаренной перед отъездом на фронт. 1941)
  • Лёве Полякову. (Надпись на фотографии А.П.Гайдара с сыном Тимуром)
  • VI. СОЧИНЯТЬ СТИХИ ВОВСЕ НЕ ТАК ТРУДНО...
  • VIII. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ИМЕНИ
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П.ГАЙДАРА 1.
  • ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.Л. Гайдара 1
  • 3. Гольдин А.
  • 5. Ивич А.
  • 7. Камов Б.
  • 9. Малюгин В.
  • 11. Жизнь и творчество А.П. Гайдара.
  • 13. Гайдар в школе
  • 15. Аркадий Гайдар//
  • 17. Гайдар А.П.
  • 19. Аркадий Петрович Гайдар
  • 21. Галанов Б.
  • 23. Свирская И.
  • 25. Арзамасцева И.
  • 27. Камов Б.