Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии




страница1/27
Дата09.07.2018
Размер4.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 5 1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня 5 1. 2. Структура качеств личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1. 3. Знания, умения, навыки (ЗУН). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1. 4. Способы умственных действий (СУД). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1. 5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). . . . . . . . . . . . . . . . 10 1. 6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) . . . . . . 12 1. 7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) . . . . . . . . . . . . . . . 13 II. Педагогические технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 2,1. Понятие педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 2. 2. Основные качества современных педагогических технологий. . . . . . . 16 2. 3. Научные основы педагогических технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2. 4. Классификация педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 2. 5. Описание и анализ педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . . 31 III. Современное традиционное обучение (ТО). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педаго­гического процесса 39 4. 1. Педагогика сотрудничества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 4. 2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили . . . . . . . . . . . . . 45 4. 3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, фор­мирующего человека 47 V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 50 5. 1. Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 5. 2. Проблемное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов) 60 65 5. 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знако­вых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) 69 VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 6. 1. Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении . . . . . . 75 6. 2. Технологии уровневой дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 6. 3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных ре­зультатов (В. В. Фирсов) 84 6. 4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обуче­ния по интересам детей (И. Н. Закатова 86 6. 5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А. С. Границ-кая, В. Д. Шадриков) 91 6. 6. Технология программированного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 6. 7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) . 101 6. 8. Групповые технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 6. 9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. 114 VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенство­вания и реконструирования материала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 7. 1. «Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 7. 2. «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). . . . . . . . . . . . . 123 7. 3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П. М. Эрдниев) . . . . . 128 7. 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович) 132 VIII. Частнопредметные педагогические технологии. . . . . . . . . . . . . . . . 136 8. 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зай­цев) 136 8. 2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев) 139 8. 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Г. Ха-занкин) 141 8. 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уро­ков (А. А. Окунев) 144 8. 5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев) . . . . . . . . 148 IX. Альтернативные технологии. 150 9. 1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер). . . . . . . 151 9. 2. Технология свободного труда (С. Френе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 9. 3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок). . . . . . . . . . 157 9. 4. Технология мастерских. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 X. Природосообразные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 10. 1 Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир). . . . . 167 10. 2 Технология саморазвития (М. Монтессори) . . . . . . . . . . . . . . . . 176 XI. Технологий развивающего обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 11. 1. Общие основы технологий развивающего обучения. . . . . . . . . . . 180 11. 2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова. . . . . . . . . . . . . . . 186 11. 3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давы­дова 191 11. 4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Ива­нов). 201 11. 5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманс­кая). 208 11. 6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко) . . 212 XII. Педагогические технологии авторских школ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 12. 1. Школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде). . 220 12. 2. Модель «Русская школа». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 12. 3. Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский) 12. 4. Школа-парк (М. А. Балабан). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 12. 5. Агрошкола А. А. Католикова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 12. 6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий . 245 Предметный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Профессиональная педагогическая библиотека Г. К. Селевко Современные образовательные технологии Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации Москва «Народное образование» 1998 УДК371 ББК 74. 20 С 29 Рецензенты: В. Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Шевчук — доктор педагогических наук, профессор Селевко Г. К. С29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с. ISBN 87953-127-9 В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования УДК 371 ББК 74. 20 Индексы: 70651,70653,73244,72213,47233, 47234,47235,47236,47237,47238,47239,47240, 47241,47242,47243,47244,47245,47246,47247, 47248,47249,47250,47251,47252,47253,47254, 47255,47256,47257,47258,47259,72547. ISBN 87953-127-9 © Селевко Г. К. , 1998 © «Народное образование», 1998 © «Школьные технологии», 1998 Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю Введение В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержа­ние, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педаго­гический менталитет. • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением про­блем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образова­тельных программ. • Традиционные способы информации - устная и письменная речь, теле­фонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав­ственного облика Человека. • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се­мьи, микро- и макросоциума. • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват­ных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу­рированным системам умственных действий; • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви­дуализированным программам обучения; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляциии. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений вы­бирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая ав­торские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различ­ных вариантов его содержания, использование возможностей современной ди­дактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра­ботка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — допол­нительных и альтернативных государственной системе образования, использова­ние в современных российских условиях целостных педагогических систем про­шлого. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) не­обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже изве­стного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изуче­ния всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназ­начена эта книга. В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается класси­фикация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового пе­дагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основ­ным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности со­держания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулиру­ются условия оптимальной реализации той или иной образовательной техноло­гии. Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, на­блюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую клас­сификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников. К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, техно­логии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные тех­нологии. Эти аспекты составят программу другой книги. Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям ин­новационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (Б. А. Бройде), № 59 (И. Н. Закатова), № 70 (Д. Е. Маслов), г. Рыбинск - № 2 (Б. Н. Богачев), № 8 (Н. Н. Селезнева), № 18 (Е. В. Быстрова), № 19 (В. В. Журавлев), г. Тутаев - № 3 (Л. Г. Маничева). Особую благодарность автор высказывает кандидату психологических наук А. М. Кушниру, дискуссии с которым во многом определили методологические позиции книги. 4 I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структу­ру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому стар­шее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализа­ции. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность Какие структуры определяют его субъек­тные позиции Какие качества следует у него развивать Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон­ников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи. 1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня Академик РАО В. В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обоб­щением, означающий теоретический образ, получаемый в человеческом созна­нии путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы поня­тий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обоб­щений. Обобщением такого уровня является и понятие личности. Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и пси­хического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность. Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимо­действиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осозна­ние человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (са­мосознание). Личность — это психическая, духовная сущность человека, выс­тупающая в разнообразных обобщенных системах качеств: — совокупность социально значимых свойств человека; — система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; 5 — система деятельности, осуществляемых социальных ролей, со­вокупность поведенческих актов; — осознание окружающего мира и себя в нем; — система потребностей; — совокупность способностей, творческих возможностей; — совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение «личность». 1. 2. Структура качеств личности В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобре­тенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих сле­дующие условные названия (по К. К. Платонову). 1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной си­стемы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности). 2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображе­ния, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические опе­рации (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т. п. ), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения. 3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процес­се изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретают­ся в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практичес­кая). 4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содер­жанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, слу­жащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с по­требностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ). Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с ком­плексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравствен­ных качеств (условно — СЭН). Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в цент­ре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека. Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявлять­ся на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую ком­пенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему. 6
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

  • Профессиональная педагогическая библиотека
  • В. Г. Бочарова
  • УДК 371 ББК
  • не­обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже изве­стного.
  • 1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
  • Личность — это психическая, духовная сущность человека, выс­тупающая в разнообразных обобщенных системах качеств
  • Уровень особенностей психических процессов
  • Уровень опыта личности.
  • Уровень направленности личности