Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии




страница1/27
Дата09.07.2018
Размер4.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Оглавление





Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

5

1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

5

1. 2. Структура качеств личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1. 3. Знания, умения, навыки (ЗУН). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

1. 4. Способы умственных действий (СУД). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

1. 5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). . . . . . . . . . . . . . . .

10

1. 6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) . . . . . .

12

1. 7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) . . . . . . . . . . . . . . .

13

II. Педагогические технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

2,1. Понятие педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

2. 2. Основные качества современных педагогических технологий. . . . . . .

16

2. 3. Научные основы педагогических технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

2. 4. Классификация педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

2. 5. Описание и анализ педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . .

31

III. Современное традиционное обучение (ТО). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педаго­гического процесса

39

4. 1. Педагогика сотрудничества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

4. 2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили . . . . . . . . . . . . .

45

4. 3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, фор­мирующего человека

47

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

50

5. 1. Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

51

5. 2. Проблемное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов)



60

65


5. 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знако­вых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)

69

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74

6. 1. Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении . . . . . .

75

6. 2. Технологии уровневой дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

78

6. 3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных ре­зультатов (В. В. Фирсов)

84

6. 4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обуче­ния по интересам детей (И. Н. Закатова

86


6. 5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А. С. Границ-кая, В. Д. Шадриков)

91


6. 6. Технология программированного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

96

6. 7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) .

101

6. 8. Групповые технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

108

6. 9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

114

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенство­вания и реконструирования материала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

119


7. 1. «Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов). . . . . . . . . . . . . . . . . . .

119

7. 2. «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). . . . . . . . . . . . .

123

7. 3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П. М. Эрдниев) . . . . .

128

7. 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович)

132

VIII. Частнопредметные педагогические технологии. . . . . . . . . . . . . . . .

136

8. 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зай­цев)

136

8. 2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

139


8. 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Г. Ха-занкин)

141

8. 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уро­ков (А. А. Окунев)

144

8. 5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев) . . . . . . . .

148

IX. Альтернативные технологии.

150

9. 1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер). . . . . . .

151

9. 2. Технология свободного труда (С. Френе) . . . . . . . . . . . . . . . . . .

155

9. 3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок). . . . . . . . . .

157

9. 4. Технология мастерских. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

161

X. Природосообразные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

167

10. 1 Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир). . . . .

167

10. 2 Технология саморазвития (М. Монтессори) . . . . . . . . . . . . . . . .

176

XI. Технологий развивающего обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

180

11. 1. Общие основы технологий развивающего обучения. . . . . . . . . . .

180

11. 2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова. . . . . . . . . . . . . . .

186

11. 3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давы­дова

191

11. 4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Ива­нов).

201


11. 5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманс­кая).

208

11. 6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко) . .

212

XII. Педагогические технологии авторских школ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

219

12. 1. Школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде). .

220

12. 2. Модель «Русская школа». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

225

12. 3. Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)




12. 4. Школа-парк (М. А. Балабан). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

234

12. 5. Агрошкола А. А. Католикова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

237

12. 6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

241

XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий .

245

Предметный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

251

Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

253



Профессиональная педагогическая библиотека

Г. К. Селевко

Современные образовательные технологии



Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации

Москва «Народное образование» 1998

УДК371 ББК 74. 20 С 29

Рецензенты:



В. Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Шевчук — доктор педагогических наук, профессор
Селевко Г. К.

С29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.


ISBN 87953-127-9

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования

УДК 371

ББК 74. 20

Индексы: 70651,70653,73244,72213,47233, 47234,47235,47236,47237,47238,47239,47240, 47241,47242,47243,47244,47245,47246,47247, 47248,47249,47250,47251,47252,47253,47254, 47255,47256,47257,47258,47259,72547. ISBN 87953-127-9


© Селевко Г. К. , 1998

© «Народное образование», 1998

© «Школьные технологии», 1998
Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю
Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержа­ние, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педаго­гический менталитет.

• Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением про­блем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образова­тельных программ.

• Традиционные способы информации - устная и письменная речь, теле­фонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

• Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

• Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав­ственного облика Человека.

• Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се­мьи, микро- и макросоциума.

• Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват­ных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу­рированным системам умственных действий;

• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви­дуализированным программам обучения;

• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляциии.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений вы­бирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая ав­торские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различ­ных вариантов его содержания, использование возможностей современной ди­дактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра­ботка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — допол­нительных и альтернативных государственной системе образования, использова­ние в современных российских условиях целостных педагогических систем про­шлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) не­обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже изве­стного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изуче­ния всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназ­начена эта книга.

В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается класси­фикация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.

В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового пе­дагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основ­ным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности со­держания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулиру­ются условия оптимальной реализации той или иной образовательной техноло­гии.

Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, на­блюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую клас­сификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.

К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, техно­логии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные тех­нологии. Эти аспекты составят программу другой книги.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям ин­новационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (Б. А. Бройде), № 59 (И. Н. Закатова), № 70 (Д. Е. Маслов), г. Рыбинск - № 2 (Б. Н. Богачев), № 8 (Н. Н. Селезнева), № 18 (Е. В. Быстрова), № 19 (В. В. Журавлев), г. Тутаев - № 3 (Л. Г. Маничева).

Особую благодарность автор высказывает кандидату психологических наук А. М. Кушниру, дискуссии с которым во многом определили методологические позиции книги.



4

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структу­ру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому стар­шее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализа­ции. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъек­тные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон­ников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.



1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В. В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обоб­щением, означающий теоретический образ, получаемый в человеческом созна­нии путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы поня­тий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обоб­щений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и пси­хического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимо­действиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осозна­ние человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (са­мосознание).

Личность — это психическая, духовная сущность человека, выс­тупающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

совокупность социально значимых свойств человека;

система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
5

система деятельности, осуществляемых социальных ролей, со­вокупность поведенческих актов;

осознание окружающего мира и себя в нем;

система потребностей;

совокупность способностей, творческих возможностей;

совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение «личность».



1. 2. Структура качеств личности

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобре­тенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих сле­дующие условные названия (по К. К. Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной си­стемы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображе­ния, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические опе­рации (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т. п. ), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процес­се изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретают­ся в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практичес­кая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содер­жанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, слу­жащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения:

интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с по­требностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с ком­плексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравствен­ных качеств (условно — СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в цент­ре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявлять­ся на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую ком­пенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.


6

Каталог: attachments -> article
article -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
article -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
article -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
article -> Программа по кружку «Литература Испании»
article -> Урок литературы 01. 02. Тема урока: «В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе». Задание Прочитать краткую биографию писателя
article -> «Дети и взрослые в повести. Система образов» Проверка знания текста. Отметить номера правильных утверждений
article -> Моя родина поселок Шольский завод Белозерского (до августа 1959 года Шольского) района Вологодской области, где в самое Рождество по старому стилю 25 декабря 1939 года, я родился в семье сельских интеллигентов
article -> Программа для взрослой молодёжи. Маук «Центр досуга и кино
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

  • Профессиональная педагогическая библиотека
  • В. Г. Бочарова
  • УДК 371 ББК
  • не­обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже изве­стного.
  • 1. 1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
  • Личность — это психическая, духовная сущность человека, выс­тупающая в разнообразных обобщенных системах качеств
  • Уровень особенностей психических процессов
  • Уровень опыта личности.
  • Уровень направленности личности