Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И как ведь славно землю нарекли- кубанью!-словом, удивившим душу




Скачать 96.95 Kb.
Дата05.07.2017
Размер96.95 Kb.
ТипРазработка урока
Разработка урока литературы в 11 «А» классе на тему: «И как ведь славно землю нарекли- Кубанью!-словом, удивившим душу» (восприятие, истолкование, оценка стихотворений С.Н.Хохлова о Кубани).
Цели:

-изучение лирики С.Н.Хохлова о Кубани, закрепление умения анализировать литературное произведение как при самостоятельном чтении, так и в классе, совершенствование умения использования биографического материала, отработка навыка обращения к различным формам взаимодействия искусств;

-воспитание уважительного отношения к культуре, искусству родной Кубани, формирование гражданской ответственности, целенаправленной созидательной активности, гуманистической открытости;

-развитие креативных способностей учащихся, совершенствование их исследовательской деятельности по убедительной и доказательной оценке самостоятельно прочитанного произведения посредством активизации деятельности творческих групп.

I.Объявление темы цели урока. Слово учителя.

В поэтической полифонии кубанских напевов звонко и ярко, отчётливо и чисто слышан голос Сергея Хохлова – человека, влюблённого в родную землю, очарованного ею. И это очарование передаётся читателю, и замирает он в благоговейном восторге, опьянённый красотой кубанских просторов. Необыкновенно выразительна палитра красок поэта, зримы и живописны образы, колоритны чувства лирического героя, обращённого думами к судьбе родины, поющего восторженную песнь любви родной Кубани. Трепетное чувство преклонения пред богатством земли кубанской буквально покоряет, невольно проникаешься уважением к человеку, родившемуся на Смоленщине, но пронёсшему через жизнь свет искренней и святой Кубани. Когда читаешь стихи Сергея Хохлова, посвященные родным берегам, видишь «свет зари по колоскам», «дымку синюю над полем», «вдоль дороги жёлтые ромашки»; слышишь запахи «сырой лебеды», «черешен густой аромат», «вольной птицы крик» и «молчанье древних курганов».

жёлтые ромашки»; слышишь запахи «сырой лебеды», «черешен густой аромат», «вольной птицы крик» и «молчанье древних курганов».

Знакомство с лирикой С.Хохлова, посвящённой Кубани, мне хочется начать с чудесной песни, которую мы все знали, любили и пели в детстве- «Кубанские синие ночи».

Вторая встреча с этим удивительным произведением произошла спустя много лет на концерте ансамбля «Кубанская вольница». Я была очарована необыкновенным сюжетным танцем девушек в горящих звёздами венках из цветов, исполненным под мелодию «Кубанские синие ночи».

Я хочу, чтобы эта чудесна песня стала достоянием и вашего поколения. Давайте исполним её.

II.В исполнении творческой группы звучит песня «Кубанские синие ночи».

III.Кто же он, автор столь дивных строк? Чем интересна его биография? Я предоставляю слово представителю биографической группы, которая изучала жизнь и творчество С.Н.Хохлова.

IV.Презентация творческой биографии поэта.

Сергей Никанорович Хохлов родился 5 июня 1927 года на далекой Смоленщине ( в деревне Мелихово) в семье землепашца. В 1936 году семья Хохловых переезжает на Кубань , в станицу Васюринскую. . Родители , как и на Смоленщине , занимаются сельским хозяйством . К этому же труду , как единственно правильному , приучают и детей . В Васюринской Сергей Хохлов заканчивает среднюю школу.

Отец поэта , Никонор Иванович , рано осиротил семью . Он умер в самом начале войны от простуды . В это время Хохлову исполнилось 14 лет. О возможности получить образование в те годы не могло быть и речи . За плечами Хохлова школа механизации ,школа фабрично-заводского обучения и работа на крестьянской пашне , на строительных лесах. Сергей Никонорович Хохлов освоил много профессий: в четырнадцатилетнем возрасте работал в спецэкспедиции по обмеру железнодорожного полотна на Омской железной дороге. В 16 лет ходил учеником штурвального на буксирном пароходе «Крестьянка» по Иртышу (1943—44),

С февраля 1944 года живет в Краснодаре. До 1947 года работал на заводе «Запчасть». В 1947 году переквалифицировался, приобрел строительную профессию и в качестве плотника-бетонщика(1947— 69), участвовал в восстановлении разрушенного немцами Краснодара. 10 лет плотничал на строительстве Краснодарской ТЭЦ. Работал секретарем Краснодарской организаации СП России (1989—95),помощником начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги (с 1998)

К сочинению стихов приобщился еще подростком . Первое его стихотворение было написано и напечатано в районной газете "Сталинский путь" в 1947 году , а первый сборник стихов "Весенняя зорька" вышел в Краснодарском книжном издательстве в 1957 году. В шестидесятые годы место поэтическим опытам Сергея Хохлова стали представлять журналы “Октябрь”, “Молодая гвардия”, “Наш современник”, “Огонек, “Сельская молодежь”, “Семья и школа”, “Литературная Россия” и альманах “Кубань”.

Тема Родины, пожалуй, основная в творчестве С.Хохлова.

Лишь Родина имеет власть

Над думами моими...

Родина - это и далекое детство, и отцовский дом, и лицо матери, и славная история Отчизны, и непревзойдённая красота Кубани ,и война, и страдание, может быть, и все то, что называется жизнь.

С композиторами Г.Плотниченко, Г.Пономаренко, В.Захарченко, Ю.Булавиным, С.Чернобаем, В.Ушаковым Сергей Хохлов написал более 60 песен, в том числе: “Здравствуй, Кубань”, “Стал казак на камень”, “Когда баян не говорит”, “Славяне”, «Над рекой калина спелая», «Ой да, Краснодарский край»

В соавторстве с композитором Г.Плотниченко С.Н.Хохлов написал широко известную песню “Кубанские синие ночи”, ставшей визитной карточкой, музыкальной эмблемой Краснодарского края.

Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.». Член Союза писателей СССР–России с 1963 года.

Живет в Краснодаре.

 

Основные издания С. Хохлова:



Весенняя зорька: Стихи. – Краснодар, 1957.

Лиса-рыболов: Стихи для детей. – Краснодар, 1960.

Синие ночи: Стихи и поэмы. – Краснодар, 1961.

Люди такие разные: Стихи. – Краснодар, 1964.

Белые струги: Стихи. – Краснодар, 1967.

Сказка о маленьком пастушонке, смелой цапе и цапленке и о серой волчихе с волчатами. – Краснодар, 1967.

Долгий день: Стихи. – М.: Сов. писатель, 1968.

Неожиданность: Стихи. – М.: Мол. гвардия, 1969.

Берег тишины: Стихи. – Краснодар, 1971.

Кубань-река: Стихи. – Краснодар, 1972.

Красное лето: Стихи. – Краснодар, 1974.

И хлеб, и соль: Стихи. – Краснодар, 1976.

Лицом на лето: Стихи. – М.: Современник, 1976.

Осенины: Стихи. – Краснодар, 1977.

Своя земля: Стихи. – М.: Современник, 1980.

Соловей при долине: Стихи. – Краснодар, 1983.

Молнии в окне: Стихи. – Краснодар, 1987.

Три имени: Стихи. – М.: Сов. Россия, 1988.

Предчувствие: Стихи. – Краснодар, 1991.

Неизбывный свет: Стихи. – Краснодар, 1994.

Звезд ощущая свет: Стихи. – Краснодар, прилож. 1996.

Избранная лирика: Стихи. – Краснодар: Сов. Кубань, 1999
V.Исследовательская группа обращается к анализу стихотворения «Кубанские синие ночи».

Стихотворение С.Н. Хохлова «Кубанские синие ночи» по праву считается одним из самых ярких и выразительных его произведений. Тема его характерна для творчества Хохлова – любовь к Родине. И любовь настолько беззаветна, чиста и преданна, что при чтении уже первых строк, как наяву, рождаются картины «синих ночей», невольно ощущаешь «черешен густой аромат».

Большая часть предложений построена на инверсии, что акцентирует внимание читателя на каждой детали. И весь мир становится «как хорошая сказка»! начинаешь верить в чудо, понимаешь, что она рядом, нужно только оглянуться.

От воспоминаний мы постепенно сами переходим в «бескрайние кубанские сады». Видим величие нашей родины, каждая клеточка всего существа наполняется любовью, любовью к Кубани, к этому великому краю, но в то же время юному и свежему, как «счастливая юность».

Время словно замерло, позволяя нам вместе с автором насладиться этой красотой. Вся природа словно застыла, в воздухе стоит «черешен густой аромат», запах, который не услышишь нигде так, как на Кубани. И всё здесь чудесно, и любовь эта навсегда!

Тенистый сад как «главный герой» зовет к себе, обещая сохранить «счастливую юность»:

Он весь как хорошая сказка,

В нём полный разгул соловьям.

Читаешь эти строки и ощущаешь, как слух ласкает пение птиц, а под ногами мягко шелестит трава. Ты дома. С этим садом связаны не только воспоминания о Родине, но и в нём живёт вечная память о первой любви к «девчонке с тяжёлой косой». И он становится ещё дороже оттого, что посажен сад был «с любимою вместе». Инверсия рельефно рисует картину чувств автора.

Роль эпитетов очень велика в стихотворении. Всё представляется нам чудесно окутанным в «густой аромат», в лунном сиянии «месяца золочёного» гуляют молодые счастливые люди. Цветовые эпитеты рисуют всё в ярких, живых красках: «синие ночи», «зелёные ветки сада», «рог золочёный». Манит к себе «стёжка – дорожка», зовя ступить на неё и попасть в мир ещё больших чудес. Она ведёт «под заветные кроны» в «наш удивительный сад», сохраняющий любовь сквозь время, в котором каждый свеж, юн и полон сил и чувств. И приём композиционного кольца это подчёркивает, словно показывая, что время не властно над этим садом, здесь всегда будет молодость, счастье, будут сверкать «кубанские синие ночи и царит любовь.

VI.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мой светлый край» О.Парушкина.

VII.Самостоятельный анализ данного стихотворения. Дарья Дяченко.

Это стихотворение характерно для творчества С.Н. Хохлова. Его основная мысль – «жизнь» Кубани.

Стихотворение всё пронизано необыкновенной нежностью и любовью к своей Родине – Кубани. Светлое, тёплое чувство ласкает, как мягкие волны реки. «Мой светлый край…» - от каждого слова веет счастьем человека, который отдал и душу своей Кубани. Нежные, ласковые эпитеты: «светлый край», «мягкий», «нежный», «славно» - навевают успокоение, вливают в душу умиротворение. Это родная земля, стоящая испокон веков, скрывающая в себе прах времён, воспоминания белых битв, но прощающая врагов, «ибо зла не помнит». Кубань представляется матерью, которая своей любовью ко всему оберегает мир. Её, как и человеку, присущи такие качества, всепрощение и милосердие, спасающие от войн и горя.

«Мой светлый край, ты нашептал мне сны…» Всё как будто окутано дымкой грёз, как будто «в каком-то дивном обаянье». Ничто не нарушает покоя, «всякий шум здесь тишиной приглушён». Звуки белых сражений тают вдали, «дым времён струится над Кубанью».

Метафоры «нашептал», «струится», «льют, «наклонившись в воду облака», «сокола летают в поднебесье» помогают ещё чётче понять: Кубань одна на свете, самый прекрасный край, с которым не сравнится ничто. Нигде на земле вы не найдёте такого чуда. Силой любви можно спасти мир, «расколоть чёрные молнии», успокоить и подарить счастье всем и каждому.

Стихотворение заканчивается философским вопросом о том, что же будет дальше: ответа нет. Но он рядом, стоит оглянуться на прошлое, услышать «молчание древних курганов», как поймёшь: земля, хранящая в себе жизни, чувства, историю целых народов, оберегающая любовь своих детей, исполненная всепрощения, будет жить вечно, пока на Земле есть ещё добро.

И этой верой в светлое, доброе, вечное пронизана лирика поэта, посвящённая Кубани. Любовь С.Н. Хохлова, певца земли родной, возвышенна, трепетна, священна. Она исполнена восторга, позволяющего вылиться в заветные строки: «И как ведь славно землю нарекли – Кубанью! – словом, удивившим душу».

VIII.Чтение наизусть стихотворения «Лишь Родина имеет власть».Руслан Мурадханов.

IX.Выступление исследовательской группы с анализом этого произведения. Нефёдова и Парушкина.

Прежде всего, стихотворение обращает на себя внимание суровой патетикой лирического повествования. Боль, которую понять могут многие, чувствует лишь автор. Боль от пережитого, боль от потерь, боль от победы. Здесь Родина предстаёт не как юная беззаботная девушка с цветущим венком, а как женщина, ведущая за собой, мессия. В стихотворении нет ни одного радужного эпитета. Мы узнаём Родину в «труде», мы видим её в «военном дыме», когда «гудит над ней огонь», когда «дышит небо лавой», когда её разрывают на части, а она всё ещё даёт силы и надежду своим сынам. Это Родина, в которую верят, которой люди готовы отдать всю кровь до последней капли. Это вера, за которую, не задумываясь, отдают жизнь миллионы.

Она и возвышенная царица, и в то же время она мужественная женщина, вместе с которой люди смогли выстоять, «ломать делили честный». Мы видим слёзы не только всей земли, а каждой её пяди, каждой её частицы: «каждый камень плакал». Метафоры являются основным стилистическим приёмом, заменяя светлые тона эпитетов. Родина едина со своими детьми. В них одна с нею правда, одна забота. Она, как надёжный товарищ, подставит плечо, поможет встать, когда уже нет сил.

Приём композиционного кольца усиливает основную мысль стихотворения: «Лишь Родина имеет власть над думами моими». Она и есть самое дорогое для человека, та земля, за которую можно умереть.
а воля для казака – это быть на Родине и умереть под её небом.

X. Чтение наизусть стихотворения «Дарованная воля». Вадим Спесивцев.

XI.Анализ произведения .Ребров Александр.

Главная мысль этого стихотворения – любовь к Родине. Любовь всепоглощающая и неотступная. В самых первых строчках мы уже видим её образ:

Кубань влекла нас плодородием,

Безбрежьем, трав степных игрой.

И на душе становится спокойно при виде этой картины, столь обыденной и привычной, но и не менее дорогой. Рождаются мысли о том, что твоя «малая родина» на самом деле – целый мир. Возникает философский вопрос: где же Родина человека? И сразу ответ: Родина – это там, где твоей душе спокойно, где тебе легко дышать, там, где ты готов умереть за каждый метр родной земли. Только поняв это, сможешь «её назвать Родиной, назвать матерью родной…».

Разлука Родина – это боль. Тяжко находиться в чужом краю, когда душа тоскует по Родине. Эту горечь помогает ярче показать эпитет «горькую траву». Важную роль в создании настроения играют глаголы: «страдал», «плакал», «ронял». Не нужно высоких слов для человека, который нашёл свою родину. Он бы «просил лишь, чтобы в последний миг над ним светилось небо Родины…». Метафора «светилось небо» полнее раскрывает чувства автора, показывает, что Родина – это самое заветное, что есть у человека, что счастлив тот, кто дышит родным воздухом, ходит по родной земле, где слышен «вольной птицы крик». Эпитет «вольной» противопоставляет образу казаков, находящихся в чужой земле, «в туретчине, неметчине». Казак – вольная птица, а воля для казака – это быть на Родине и умереть под её небом.

XII.Cтихотворение «Три имени» и рассказ по собственной иллюстрации о поэтическом кредо автора.Сайко Елена.

XIII.Исполнение песни «Над водой калина спелая».

XIV.Сравнительный анализ стихотворений С.А.Есенина «Выткался на озере алый цвет зари» и С.Н.Хохлова«Над водой калина спелая».

XV.Чтение стихотворений «Кубань»и «Приду сюда».

XVI.Инсценировка песни на стихи С.Хохлова «Ой да, Краснодарский край».

XVII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.



XVIII.Домашнее задание: Письменная работа на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворений С.Н.Хохлова о Кубани».

  • С. Хохлова : Весенняя зорька
  • Люди такие разные
  • Неожиданность
  • Осенины
  • Неизбывный свет