Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


I. Жизнь и деятельность о. Иоанна Кронштадтского




Скачать 214.41 Kb.
Дата01.07.2017
Размер214.41 Kb.
ТипОбзор
Материалы предоставлены интернет - проектом br > Содержание Оглавление...2 Введение...3 Обзор источников...8 Историографический очерк...14 Глава I. Жизнь и деятельность о. Иоанна Кронштадтского...31 Глава II. Пастырское служение о. Иоанна Кронштадтского в восприятии современников...81 2. 1. Особенности священнического служения о. Иоанна...81 2. 2. Восприятие материального благополучия о. Иоанна...101 2. 3. Портрет отца Иоанна Кронштадтского в восприятии современников...107 Глава III. Общественная деятельность о. Иоанна Кронштадтского в восприятии современников...114 3. 1. «Гуманистическое» восприятие святости...114 3. 2. Отец Иоанн как общественный деятель...134 3. 3. Особенности восприятия исцелений и прозорливости отца Иоанна Кронштадтского...150 Глава IV. Особенности восприятия славы о. Иоанна Кронштадского современниками...158 4. 1. Тайна личности отца Иоанна...158 4. 2. «Сословное» восприятие о. Иоанна...166 4. 3. Отец Иоанн как объект молвы...173 4.4. Восприятие о. Иоанна в перспективе русской истории...181 Заключение...193 Библиография...195 Источники...195 Литература...223 Введение История Русской Православной Церкви — важная и неотъемлемая часть истории России. Православие в дореволюционный период являлось государственной религией, а Православная Церковь как административный институт занимала особое место в системе управления Российского государства до 1917 года, играла определяющую роль в формировании государственной идеологии и поддержании социального спокойствия. С одной стороны, Православная Церковь выполняла важнейшую государственную функцию — духовенство отвечало за оформление актов гражданского состояния, и в этом смысле Церковь можно рассматривать как один из элементов государственного аппарата, не только регистрирующего рождения, браки и смерти, но и отвечающей за благонадежность общества, состояние умов. Кроме того, Православная Церковь всегда претендовала на большее, нежели считаться просто частью, элементом системы государственного управления и имела реальную возможность выходить за рамки чисто бюрократического института, в каковой она была превращена императорской властью в так называемый Синодальный период (XVIII — нач. XX вв.). В известном смысле государственная власть ограничивала сферу церковной деятельности формальными рамками, но желала видеть в православной церкви не слепое орудие своей воли, а сознательного и активного партнера, защитника и проводника государственных интересов. Сама Русская Православная церковь, объявляя сферой своей деятельности души людей, а целью их спасение, имела все основания претендовать на особое положение в Российской империи. Повсеместное распространение гуманистической секулярной культуры поставила на повестку дня проблему существования на «одном поле», с одной стороны, Православной Церкви, с другой, — светского, просвещенного общества. Образованное общество, российская интеллигенция, вооруженные новейшими достижениями отечественной и европейской мысли, успешно потеснили Церковь с ее традиционного места, изъявив намерение и готовность взять на себя ее функции в той их части, которая касалась «учительства» людей. Положение государственной Церкви в условиях господства секулярной культуры неизбежно заставляло отождествлять Церковь и государство, причем, недостатки последнего усваивались первым и наоборот, то есть, образованное общество воспринимало Церковь как часть окостеневшей, формальной традиции в обветшавшем здании государственности. К этому следует добавить, что культурный уровень духовенства, особенно сельского, был невысок, вследствие чего влияние его на общественную жизнь могло быть только очень ограниченным. Священник мог оказывать некоторое влияние на общество более всего как преподаватель Закона Божия, как проповедник с амвона и как духовник. Но даже в этих областях возможности его влияния были невелики. Так, Закон Божий в средней школе обычно рассматривался как один из многих и, притом, не главных предметов. Преподавание велось формально-схоластическим методом и по таким же учебникам. При своем невысоком культурном уровне священники очень мало проповедовали, а отдельные проповедники стали выдвигаться только в столицах и крупных городах. Что касается духовничества и связанной с ним литургической жизни церкви, то тут положение, возможно, было еще хуже. Для большинства просвещенного населения восприятие светских, не церковных ценностей означало то, что литургия перестала быть центром церковной жизни. Всеобщим убеждением было такое формальное восприятия церковной жизни, как уверенность в том, что достаточно причащаться один раз в год. При тесном единении Церкви и государства гражданская власть требовала от учащихся, чиновников и военных ежегодного причащения во время Великого Поста. Это вмешательство светской власти в религиозную жизнь способствовало тому, что глубочайший акт христианской церковной жизни в сознании очень многих стал пониматься как внешняя гражданская обязанность. В купечестве и крестьянстве древнее благочестие оставалось более живым. Здесь еще сохранился былой, допетровский, окрашенный церковностью быт. Но в этом быту благочестие часто выливалось в пристрастие к внешней обрядности, которая, особенно в крестьянстве, сочеталось нередко с суеверными языческими обычаями. Кроме того, в этой среде за обрядовым благочестием нередко скрывался грубый бытовой материализм. Бытовая церковность сохранялась в чистом виде более всего в самом духовном сословии, хотя, несмотря на его бедность, замкнутость и малокультурность в нем можно было найти и подлинную духовность. Конец XIX — начало XX вв. не время святых, общество было обмирщено до предела. Это особый период отечественной истории, время утверждения капиталистических отношений с их культом материального преуспевания, утилитарной моралью (ситуационной этикой), безжалостной эксплуатацией человека человеком. Одной из наиболее ярких черт пореформенного периода русской истории была ломка устоев традиционного общества, ориентированного в христианской системе ценностей. Бурное экономическое развитие, модернизация и европеизация страны требовали и формировали новое гражданское, светское и материалистическое сознание. Просвещенная часть российского общества должна была пройти через глобальную переоценку ценностей, когда на смену иррациональному учению православной церкви приходит прагматическое отношение к жизни и деятельности всякого человека. Известные противоречия политического строя Российской империи и развитие экономических отношений привели к росту социальной напряженности, нашедшей в начале XX века свое выражение в революционных событиях 1905 года, появлению черносотенных, с одной, и революционных, с другой стороны, партий. В это время на небосклоне российской действительности появляется личность, превосходящая привычные рамки. Не в далеком монастыре, а вблизи столичного Петербурга в реформенное и пореформенное, предреволюционное и революционное время, время нигилизма, засилья бюрократии и расцвета материализма вдруг появляется обычный приходской священник города Кронштадта Иван Ильич Сергиев, чья жизнь и деятельность выходила за границы рационального поведения людей. Известность этого пресвитера выходила за любые границы: поток паломников и просителей с течением времени только возрастал, как возрастали и размеры материальных пожертвований, проходивших сквозь его руки. И если для выходца из простого народа достаточно было простого объяснения — это может быть только святой, то есть сверхнормальный человек, то представитель образованной части общества, настроенный более скептически, не мог не попытаться рационально оценить подобное небывалое явление. Тем самым тема данного диссертационного исследования представляет интерес, и с точки зрения научного поиска, и с позиции рационального изучения такого сложного и многогранного явления, как восприятие влияющих друг на друга выдающейся личности — отца Иоанна Кронштадтского (субъект) и окружающих его современников (объект). Думается, что сложность общественной жизни России в рассматриваемый период имеет некоторые общие черты с современностью, которые так же делают эту работу актуальной. На основе анализа источников и литературы формулируются цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ особенностей восприятия о. Иоанна Кронштадтского современниками, то есть, во-первых, автор стремиться дать ясное представление о том, какое впечатление производил о. Иоанн на окружающих, во-вторых, увидеть и современников, и о. Иоанна через призму восприятия первыми последнего. Для достижения поставленной цели мы постараемся решить следующие конкретные задачи: 1. Какие особенности жизни и деятельности о. Иоанна привлекали внимание современников 2. Как очевидцы воспринимали замечательные особенности знаменитого кронштадтского протоиерея 3. Почему те или иные особенности пастырского служения о. Иоанна Кронштадтского получили ту или иную оценку Цели и задачи диссертации определяют и структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав (с десятью параграфами), заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава «Жизнь и деятельность о. Иоанна Кронштадтского» носит вспомогательный в рамках всего исследования характер, и содержит биографию нашего героя, что позволяет читателю войти в проблематику «эпохи и личности о. Иоанна Кронштадтского». На основе анализа необходимой литературы и источников подробно описана биография и практические аспекты профессиональной деятельности о. Иоанна, обрисована общая картина общественной жизни пореформенной России. Вторая глава «Пастырское служение о. Иоанна Кронштадтского в восприятии современников» состоит из трех параграфов, раскрывающих соответсвенно такие вопросы как восприятие особенностей профессиональной деятельности о. Иоанна, его материального благополучия и внешности. Третья глава «Общественная деятельность о. Иоанна Кронштадтского в восприятии современников» также состоит из трех параграфов, первый из которых посвящен определению того образа, который хотели увидеть современники в о. Иоанне, второй раскрывает восприятие его общественной деятельности, а в третьем рассматриваются восприятия исцелений, происходивших по молитве кронштадтского священника. Четвертая глава «Особенности восприятия славы о. Иоанна Кронштадтского современниками» состоит из четырех параграфов и посвящена особенностям восприятия всероссийской популярности о. Иоанна Кронштадтского. Так, в первом параграфе мы попытались глазами современников увидеть тайну успеха о. Иоанна. Во втором параграфе рассматривается такая примечательная особенность восприятия о. Иоанна, как попытки современников определить его как священника для определенной социальной группы, сословия. В следующем разделе мы попытались вместе с очевидцами увидеть такие разные грани известности как клевета и обожествление; те пределы известности о. Иоанна, которые позволили выявить такую особенность его восприятия как прижизненные попытки определить место о. Иоанна в перспективе русской истории, составляют содержание четвертого параграфа. В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования и формулируются конкретные результаты работы. Обзор источников При работе над данной темой мы ознакомились с достаточно широким кругом источников. Абсолютное большинство составляют источники личного происхождения: дневники, мемуары, воспоминания, посвященные ему лично, некрологи; отдельно следует назвать такие «жизнеописательные» источники, как поздравления и речи в честь о. Иоанна. Особенно многочисленную группу составляют такие своеобразные источники как жизнеописания о. Иоанна Кронштадтского: «прижизненные и посмертные, общие и посвященные отдельным периодам и случаям из его жизни. Мы также располагаем небольшим количеством делопроизводственных материалов, связанных с награждениями о. Иоанна, справка о его духовном завещании, определения Святейшего Синода по поводу его кончины, но источников этого вида исчезающе мало. Кроме того, нам пришлось привлечь и некоторое количество материалов периодической печати, по преимуществу это авторские статьи или проповеди, посвященные о. Иоанну. Самую значительную группу составляют такие источники как письма почитателей о. Иоанна, или в которых он упомянут (большинство из них хранится в ЦГИА г. С-Пб. ф 2219), таким образом основную массу наших источников составляют материалы мемуарного характера, письма адресованные о. Иоанну и его биографии. Материалы делопроизводства и публицистики играют второстепенную роль. В целом, источниковая база исследования составляет более чем три с половиной сотни наименований. Причем, если значительная часть источников опубликована или отдельными изданиями, или в виде сборников, посвященных о. Иоанну, отрывков из воспоминаний различных авторов, то основной массив адресованных о. Иоанну писем, некоторые дневники, делопроизводительные документы и материалы периодической печати находятся в хранилищах центральных отечественных архивов (РГИА и ЦГИА С-Пб. ) и отделах рукописей центральных российских библиотек (РГБ и РНБ). Безусловно такой обширный источниковый материал должен быть каким-либо образом упорядочен. Исходя из особенностей исследования, нам представляется возможным отказаться от видовой классификации изучаемых источников. Нам пришлось отказаться и от классификации по социальному происхождению авторов — многие работы не содержат указаний на своего автора или изданы только с указанием его инициалов. Кроме того, социальное положение большей части авторов нам установить не удалось. Также надо отметить, что социальные характеристики не всегда переплетаются с позицией авторов - критиков, скептиков и апологетов - почитателей мы можем найти среди людей любого имущественного положения. Работа с материалом ясно показывает непредставительность систематизации источников в зависимости от отношения их авторов к о. Иоанну Кронштадтскому. В этом случае нам не удается в полной мере показать специфику источнико-вого материала. Таким образом, учитывая особенности материала представляется оптимальным положить в особенность источниковой классификации семантический (содержательный) аспект информации, содержащийся в изученных источниках, и разделить весь массив источников на следующие большие группы: ; 1. Материалы, содержащие жизнеописание о. Иоанна. 2. Документы, отношение светских и церковных властей к о. Иоанну. 3. Тексты, иллюстрирующие восприятие о. Иоанна Кронштадтского представителями белого духовенства 4. Тексты, иллюстрирующие восприятие о. Иоанна Кронштадтского представителями черного духовенства (т. е. лицами в монашеском чине). 5. Свидетельства, отражающие отношение к о. Иоанну светских современников. 6. Источники вышедшие из-под пера Иоаннитов и освещающие их восприятие о. Иоанна. 7. Источники, выражающие критическое отношение к о. Иоанну. 8. Материалы, отражающие восприятие о. Иоанна за границей. В этом разделе нашего исследования мы попытаемся кратко представить весь массив привлеченных источников, исходя из вышеприведенной систематизации материала на восемь групп. Первую группу источников можно условно разделить на две подгруппы. 1. Прижизненные и посмертные жизнеописания о. Иоанна без указания автора и авторские биографии. 2. Биографические свидетельства, посвященные отдельным случаям и событиям в жизни о. Иоанна. Часть авторов источников первой подгруппы не указаны и по большей части установить авторство нам не удалось, в то время, как ряд источников этой подгруппы имеют прямое указание на автора. Главной отличительной чертой этих материалов является житийный характер биографий о. Иоанна, когда последовательное жизнеописание сопровождается описанием прижизненных и посмертных чудес. Авторы воспринимали о. Иоанна Кронштадтского, если не как святого, то, как человека праведного. Привлекает внимание сам факт появления подобного рода жизнеописаний в подобном количестве. Типичными работами подобного рода можно назвать следующие: О. Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1890, Жизнь и чудеса о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909, Аниси-мов В Верный слуга Христов и строитель Тайн Божиих в наше время (о. Иоанн Кронштадтский) Одесса, 1894. Во второй подгруппе собраны источники освещающие: Отдельные моменты жизни о. Иоанна Кронштадтского (Например: Детство о. Иоанна Кронштадтского СПб., 1913) Путешествия о. Иоанна в различные города России (о. Иоанн Кронштадтский в Костроме СПб., 1902, Зарницкий Я. И. О. Иоанн Кронштадтский на Волге, летом 1894г. СПб., 1895) Празднования публичных юбилеев о. Иоанна (Описание празднования 35 юбилея прот. Андреевского собора в Кронштадте о. Иоанна Ильича Сергиева. Кронштадт, 1891) Различные аспекты его пастырской деятельности (Прот. Иоанн Ильич Сергиев как пастырь праведник. Харьков, 1902, Нищие о. Иоанна. СПб., 1891) Чрезвычайно интересной видится следующая группа источников в определенном смысле иллюстрирующая восприятие о. Иоанна Кронштадтского во-первых административными органами, во-вторых отдельными представителями бюрократического аппарата, вообще, и власти (всего 18 источников). В первом случае — это разнообразные материалы официального происхождения, например официальная переписка Обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева с директором канцелярии обер-прокурора Ненароковым И. К. и начальником главного управления по делам печати Е. М. Феоктистовым по поводу появления в прессе благодарственных статей об о. Иоанне (Альманах Река времени кн. 2, М.,1995). Сюда мы отнесли также официальные документы касающиеся личности, наград, завещания и т. д. Примечательно, что в основном это неопубликованные архивные материалы (Пример: Дело о запрещении печатать статьи, касающиеся личности о. Иоанна без духовной цензуры РГИА ф. 776 оп. 21 ч. 1 д. 60 лл. 1-5, О награждение о. Иоанна орденом св. Анны РГИА ф. 797 оп. 66 д. 101 (отд. III; б. 4), Документы о духовном завещании о. Иоанна РГИА ф. 799 оп. 6 д. 30 и др. ). ряд источников личного происхождения (представленных дневниками, воспоминаниями, письмами и телеграммами) знакомит нас с реакцией на о. Иоанна отдельных лиц, занимающих высокие и высшие государственные посты. Здесь мы также используем еще неопубликованные материалы (Пример: Письмо гр. К. Н. фон дер Палена отцу Иоанну [Кронштадтскому], черновик РГИА ф. 1016 оп. 1 д. 494, Витте С. Ю. Воспоминания т. 2, М-Т 1994, Дневник А. А. Киреева РГБ ОР ф. 126 д. 14 л. 3417 об., Телеграмма имп. Николая II о. Иоанну Ильичу Сергееву Прибавление к Церковным Ведомостям. 1908 N21 С. 971 и др. ) Следующие две группы представляют подборку воспоминаний, высказываний, речей об о. Иоанне отдельных представителей белого и черного духовенства (кроме того ряд воспоминаний опубликован в сборниках). Восприятие коллегами выдающегося собрата представляется весьма любопытным. Более того, собранный материал содержит оценки о. Иоанна представителями всех ступеней церковной иерархии (диакон, иерей, архиерей), духовенством не только столичного, но и провинциального, и монастырского клира. Если перу таких известных столичных протоиереев как прот. Ф. Орантский (СПб.) и прот. И. Восторгов (М.) принадлежат многие речи, проповеди, статьи об о. Иоанне, на его смерть, на памятные после кончины о. Иоанна дни и опубликованные часто в периодической печати, то воспоминания провинциального духовенства в основном состоят из описания приезда автора к о. Иоанну в Кронштадт на 2-3 дня, совместного служения, иногда беседы, как то запомнившихся особенностей деятельности и служения о. Иоанна, иногда, чудес и опубликованы в Епархиальных Ведомостях соответствующей епархии. Воспоминания черного духовенства интересны нам тем, что некоторые архиереи (например архиеп. Серафим Чичагов и др. ) и монашествующие были духовными детьми о. Иоанна Кронштадтского, видимо состояли с ним в переписке, во многом разделяли и поддерживали убеждения Кронштадтского протоиерея. Среди них находятся воспоминания и первого биографа о. Иоанна— иером. Михаила, и знаменитого миссионера и просветителя Камчатки иером. Нестора (Анисимова), впоследствии Камчатского архиерея. Важно отметить, что все представители духовенства относятся к о. Иоанну Кронштадтскому с глубочайшим почтением, многие почитают его за праведника (Примеры источников: Попов И., прот., Поездка в Кронштадт к о. Иоанну Орловские Епархиальные Ведомости 1893 №15-16, Гавриил Е. свящ., Воспоминания о праведнике Томские ЕВ 1917 №24, Восторгов И., прот., Пасхальный батюшка Прибавлние к Церковным Ведомостям 1910 №1, Нестор иеом., Из Камчатки Владивостокские ЕВ 1909 №5, Михаил (Семенов П. В. ) иером., О. Иоанн Кронштадтский, СПб., 1903, Воспоминания еп. Арсения об о. Иоанне Кронштадтском, М., 1992, Евло-гий (Георгиевский) митр., Путь моей жизни, М., 1994 и др. ). Пятая группа источников — по содержанию близки воспоминаниям духовенства. Но здесь авторы — люди самого разного социального положения— писатели, литераторы, профессора психиатрии и депутаты Государственной Думы— пытаются осмыслить жизнь и деятельность, несомненно, сакральной фигуры, с куда большей силой апелируя к разуму, чем православные иерархи и рядовое духовенство. Некоторые из этих материалов содержат впечатления от поездок в Кронштадт, другие о путешествиях с о. Иоанном, третьи просто упоминают кронштадтского протоиерея в письме или воспоминаниях. Примеры источников: Письмо Батюшковой С — Юзефович РГИА ф. 707 оп. 1 д. 17, Письмо Меньшикова М. О. Богдановичу Е. В. РПБ ОР ф. 1000 оп. 2 д. 850, Шульгин В. В., Годы. Дни. 1920, М., 1990, Нарцизова А. Б., Письма о путешествиях с о. Иоанном Кронштадтским на его роду и в другие места, СПб., 1894, Завет со священой гробницы приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского СПб., 1914, Щеглов И., У о. Иоанна Кронштадтского М., 1894). Мы выделили отдельно источники, авторы которых принадлежат к печально известной секте иоаннитов. Это брошюры и книжки апологетического характера, часто не в защиту о. Иоанна, а в ответ на какого-либо рода осуждение деятельности секты. Некоторые из этих работ были запрещены к печати (например: Пустошкин В. Ф., Еще днем закатилось солнце СПб., 1908). Показательно, что самое большое по объему жизнеописание о. Иоанна Кронштадтского принадлежит ио-аннитам. Творчество иоаннитов отличает несколько истеричный тон и сектантский фанатизм аргументации, кроме того интересно, что большинство работ принадлежит двум авторам: Пустошкину В. Ф. и Большакову Н. И (Алексеев И. А., Суд иоаннитов СПб., 1908. Пустошкин В. Ф. Столп православной церкви всенародно чтимый пастырь и праведник СПб., 1915. Пустошкин В. Ф. Правда дороже золота СПб., 1911). Большаков Н. И. Правда о секте иоаннитов. Взгляд русского народа на Иоанна Кронштадтского. Беседа В. Ф Пустошкина с Н. И. Большаковым С-Пб., 1910. Большаков Н. И. Сборник стихов, в разное время посвященных настоятелю Кронштадтского Андреевского собора митрофорному протоиерею о. Иоанну Кронштадтскому СПб., 1907). Нам показалось необходимым выделить в отдельную группу источники, авторы которых настороены по отношению к о. Иоанну, его деятельности скептически. В данном случае мы встречаемся с полным неприятием личности о. Иоанна, поиска разумных объяснений особенностям его служения, поведения, наконец для этих авторов не существует категории чуда, а есть понятия обмана и шарлатанства. Среди них мы встречаем врача, художника, писателя, журналиста, судебного пристава, служащего, студента (Примеры источников: Толстой П. Н. ПСС, Т. 38 Номер газеты, Голотица А. Н. о. Иоанн Кронштадтский. Его мнения об иноверцах и иностранцах М., 1915, Шебуев Н. Г. Кронштадтские письма СПб., 1904, Салтыков К. М. Интимный Щедрин М.,Пг., 1923, Тихонов А. Н. Время и люди: Воспоминания 1898 — 1909 М., 1960). Последнюю группу источников составляют весьма любопытные свидетельства. Нам удалось подобрать и систематизировать материалы зарубежной прессы, отдельные высказывания иностранцев об о. Иоанне (3 сборника, один из которых неопубликован). Тексты этих источников (их составителей установить не удалось) — содержит оценки о. Иоанна Кронштадтского и восхваления его пастырской деятельности (Источники: переводы статей из иностранных газет об о. Иоанне Кронштадтском РГИА Рукописи Синода (колл. ) ф. 834 оп. 4. № 250. 27 лл., Суждения за границей об о. Иоанне Кронштадтском СПб., 1895, Суждения иностранцев об о. Иоанне Кронштадтском Пг., 1915). Таким образом, мы видим, что диссертационная работа в достаточной мере обеспечена источниковыми материалами. Особенности содержания источников заставили нас отказаться от классификации по виду источников или исходя из социального положения и позиции авторов в пользу общей классификации. Типовой характер текста позволил нам, с одной стороны, выбрать наиболее представительные источники, которые мы использовали непосредственно в основной части работы, с другой — потребовал максимально широкого и показательного цитирования отобранных источников в тексте. Остальные источники составляют собой тот необходимый массив материалов, который позволяет говорить о представительности выборки. Историографический очерк. Жизнь, деятельность и личность о. Иоанна Кронштадтского до сих пор не подвергались строго научному, историческому исследованию. Тем более это касается заявленной нами темы: «Отец Иоанн Кронштадтский в восприятии современников». Большим вниманием пользовались его труды — их комментировали целиком в авторском варианте или подбирали отрывки по различным проблемам. Подобную работу в лучшем случае, но с натяжкой, можно назвать теологическими исследованиями на основе трудов о. Иоанна Кронштадтского. Но нашей целью не является ни оценка, ни комментарий этих пастырско-богословских произведений. Обращаясь к истории изучения жизни и деятельности о. Иоанна Кронштадтского, необходимо отметить, что практически все, что написано об о. Иоанне Кронштадтском, написано или в России или нашими соотечественниками, оказавшимися по каким-либо причинам за границей. Будучи личностью сильной и неординарной, о. Иоанн еще при жизни вызывал прямо противоположные отклики и мнения - от исступленного почитания и поклонения секты «иоаннитов» до уничижительных пасквильных обвинений в революционных и интеллигентских кругах. Все сочинения, попавшие в поле нашего зрения, можно разделить на три основные группы. Два направления (представляется возможность назвать их «житийно - описательное» или агиографическое и «материалистическое» или антижитийное) тесно связаны между собой по однозначности отношения к объекту исследования — полное одобрение или полное неприятие. Исследования третьего направления объединяют попытки научного подхода. Если первое возникло едва ли не при жизни о. Иоанна, а второе, в основном, после событий 1917г., то третье начало формироваться совсем недавно. Разработка проблем жизни и деятельности о. Иоанна Кронштадтского велась в основном по пути описания жизни святого (апологеты о. Иоанна) или составление биографии одного из самых неприятных персонажей в истории XIX-нач. ХХв (критики о. Иоанна). Подобная предвзятость суждений и оценок перекочевала и в последующие исторические исследования, посвященные данной эпохе: в советской историографии — по вполне понятным идеологическим основаниям, в зарубежной — в силу той же либеральной и революционно-демократической ангажированности, почерпнутой западными русистами и советологами у нашей эмиграции. И только в некоторых работах находим попытки непредвзятого анализа личности о. Иоанна (подробно об этих работах ниже). Среди этих работ, посвященных о. Иоанну Кронштадтскому, явно выделяются две исходные точки зрения: о. Иоанн Кронштадтский — это святой, и все, что с ним связано, хорошо, и о. Иоанн Кронштадтский— (враг рода человеческого) враг всего прогрессивного, светлого, пособник всякого мракобесия и реакции, вся его жизнь и деятельность — зло. Канонизация пастыря внесла свою специфику в дело конкретного исторического изучения его деятельности, потребовав от исследователей предельной корректности и деликатности. Словом, сложившаяся вокруг о. Иоанна ситуация предъявляла к его биографу, претендующему на объективность и историчность подачи материала, весьма серьезные требования - как собственно профессиональные, так и мировоззренческие. Пытаясь оценить восприятие личности о. Иоанна Кронштадтского, его жизни и деятельности отечественными и зарубежными исследователями, мы выделим основные сочинения, посвященные исследованию кронштадтского «феномена» в исторической науке, чтобы сосредоточиться на изложении существующих научных исследований по проблемно-тематическому принципу и выявить стержневые дискуссионные проблемы, которые, собственно, и продолжают стимулировать дальнейшую разработку темы. Итак, в восприятии о. Иоанна Кронштадтского можно выделить три основных направления. Сразу оговоримся, что работы, написанные в первые 10— 15 лет по смерти о. Иоанна Кронштадтского мы не рассматриваем в этом разделе, так как они носят характер некрологов или личных воспоминаний и, как нам представляется, являются скорее источниками по нашей теме. Наиболее широко о. Иоанном Кронштадтским интересовались русские эмигранты первого поколения. Так, исходя из авторства работ, первое направление мы можем условно называть «эмигрантским»1, а хАверкий (Таушев), архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский как пророк Божий, посланный России для вразумления. Джорданвилль, тип. преп. Иова По-чаевского. 1963.24 с. если ориентироваться на содержательный аспект этих исследований, то, как уже говорилось выше, мы имеем дело с житийным характером подачи материала. Хронологические рамки этого направления следует определить с конца 1920-х гг. и до середины 1960-х гг., когда в 135 годовщину со дня рождения о. Иоанна Кронштадтского (1964 год) он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей. В этот период из-за недостаточно большой временной дистанции между исследователями и изучаемым материалом, из-за политических изменений в жизни, в целом, и каждого автора в частности, многие исторические проблемы вовлекались в сферу политических и идейных споров, грань между апологетикой своих идей и историческим исследованием была прозрачна. Зачастую на научные труды сильнейшее Арапова Д. А. Жизнь о. Иоанна Кронштадтского, рассказанная для детей и юношества. Лондон, 1949. Вениамин (Федченков) архиепископ. Учение о. Иоанна Кронштадтского о божественной Литургии. Париж. Православное изд-во, 1932. Вениамин (Федченков), архиепископ. Небо на земле. Forestville Вениамин (Федченков), митрополит. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., Кронштадт 2000. Житие святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Джордан-вилль, 1966, 30 с. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Чудотворца. Ко дню прославления 19 октября 1964 года. Джорданвилль. Изд. Свято-Троицкого монастыря. 1964,24 с. К 50-летию со дня кончины о. Иоанна Кронштадтского Вестник. РСХД. 1958. №51. Мефодий архим. Протоиерей Иоанн Кронштадтский Вечное. 1948. №9. Николаевский А. Великий пастырь земли русской. Мюнхен, 1948. Отец Иоанн Кронштадтский. Его жизнь, подвиги и чудеса. Париж. 1929. Пантелеймон, архим. Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского Чудотворца. Б.м. 1976. Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Малый Кламар. 1965. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Мюнхен, 1965, 36 с. Семенов-Тянь-Шанский А. свящ., Отец Иоанн Кронштадтский. Париж. 1990. Соллогуб А. А. граф. Отец Иоанн Кронштадтский: Жизнь, деятельность, избранные чудеса. Нью-Йорк, 1951. Соллогуб А.А. граф. Отец Иоанн Кронштадтский. Доклад. Б.м., Б.г. Сурский И.К (Ильяшевич Я.В.) Отец Иоанн Кронштадтский. Т 1,2, М., 1994. Четвериков С. прот. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Новый сад. 1939.