Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. Е. Мелентьева, ведущий научный сотрудник сектора по изучению наследия А. И. Солженицына Дома русского зарубежья




Скачать 43.54 Kb.
Дата06.07.2017
Размер43.54 Kb.

И.Е. Мелентьева,
ведущий научный сотрудник
сектора по изучению наследия
А.И. Солженицына
Дома русского зарубежья

«Пир победителей» на сцене Малого театра:
история постановки




Фото Олега Паршина

23 ноября 2011 года в Доме русского зарубежья состоялось очередное заседание семинара сектора по изучению наследия А.И. Солженицына. С докладом об истории постановки в Малом театре пьесы «Пир победителей» выступил ректор Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина профессор Б.Н. Любимов.

Борис Николаевич — непосредственный свидетель зарождения интереса к драматургии Солженицына в театральном мире Москвы. Осенью 1963 года Любимов, в то время ученик школы рабочей молодёжи, начинает работать осветителем в театре «Современник», где ещё только год назад проходили читки «Оленя и шалашовки» и о Солженицыне говорят и думают все: от руководства театра до рабочих сцены. Борис Николаевич вспоминает, как юношей проговорил целую ночь о творчестве писателя в театральной подсобке «Современника» с местным сантехником, который оказался большим любителем не только театра, но и литературы. Но в ту пору познакомиться с текстами пьес Солженицына Любимову не удалось, прочитал он их впервые лишь в 1988 году, когда случилось по знакомству достать зарубежное издание.

В 70-е годы в руки Бориса Николаевича (работающего уже в литчасти «Современника») попадает «Архипелаг ГУЛАГ», и его как театрального человека поражает, что судебные процессы описываются при помощи театрального метаязыка: роль, текст, лубянские суфлёры, усатый режиссёр и т.п. Прочитав же «В круге первом», с многочисленными упоминаниями спектаклей того времени, Любимов приходит к выводу об устойчивом интересе Солженицына к театру.

В конце 1988 года Борис Николаевич получает приглашение от нового худрука Малого театра В.М. Соломина и режиссера Б.А. Морозова заведовать литчастью Малого. Любимов соглашается и убеждает руководство театра, что пора ставить Солженицына. Неожиданно выбор падает на «Пир победителей» — Б.А. Морозов загорается идеей театрально обыграть стол-зеркало. Но по политическим причинам проект не состоялся.

Лишь в 1994 году Малый театр возвращается к идее постановки этой пьесы. Но возникают опасения — ведь 9 мая 1995 года будет отмечаться 50 летие Победы, сможет такую непривычную пьесу зритель воспринять как юбилейную? Да ещё в Россию возвращается сам автор (ходят слухи о его неуступчивом характере), как он отнесётся к спектаклю? И всё же решено начать репетиции с октября и назначить премьеру на конец декабря 1994 года. На пути к премьере пришлось преодолеть много трудностей. Это и отвычка актёров играть в современной пьесе и носить современный костюм, и театральные слухи об антисоветской «власовской» пьесе, и косность академического театра, привыкшего долго раскачиваться перед каждой постановкой, и смерть одного из актёров, и долгие перерывы в репетициях.

10 ноября 1994 года была устроена встреча труппы Малого театра с А.И. Сол­же­ни­цы­ным. На этой встрече было многое прояснено. Б.Н. Любимов вообще считает «Пир победителей» уникальным явлением в истории театра. Во-первых, это настоящая смешная комедия о современной войне, но в ней поднимаются такие серьёзные темы, как рыцарское отношение к женщине, ужасы ГУЛАГа и колхозной жизни и др. Во-вторых, эта пьеса был сочинена устно, запоминался автором наизусть. В-третьих, от произведения, созданного зэком в лагере, ожидалась озлобленность, а не свет и победительность, которые мы видим в пьесе.

В силу ряда причин премьера «Пира» была перенесена на 25 января 1995 — пятидесятилетнюю годовщину событий пьесы. Александр Исаевич присутствовал на спектакле. После окончания Солженицын сказал: «Сегодня один из самых счастливых дней моей жизни — я увидел “Пир победителей” на сцене». И далее дал очень подробный и сочувственный разбор спектакля.

Не оправдалось и ожидание неудачи с юбилейным показом «Пира»: он успешно игрался 9 мая 1995 года. И в тот день после спектакля неразгримированные актёры влились в праздничную толпу возле Большого театра.

Спектакль жил не очень долго, и причинами того во многом — уход режиссёра Б.А. Морозова из Малого и смерть актёра, игравшего Нержина, да и пресса не была сочувственной и понимающей1.

Борис Николаевич рассказал ещё о некоторых внетеатральных событиях, связанных с пьесой. В труппе театра был тогда и есть до сих пор актёр В.И. Езепов — сын следователя И.И. Езепова, который вел дело и допрашивал Солженицына в 1945 году. В.И. Езе­пова думали назначить на роль смершевца, но отказались от этого, посчитав натяжкой. (Кстати, его отец приходил на премьеру «Пира победителей».) В пьесе лишь у одного героя имя совпадает с именем прототипа — это начштаба капитан Александр Доброхотов-Майков, который погиб в мае 1945, и поэтому ему уже ничего не могло повредить. Благодаря спектаклю, дочери Доброхотова-Майкова узнали подробности о жизни отца и, можно сказать, встретились с ним.

Б.Н. Любимов закончил доклад тем, что считает пьесу «Пир победителей» не только фактом литературной биографии Солженицына, не только фактом истории театра, но знáком связи А.И. с традициями русской литературы: ни один большой русский писатель без театра не обходился.



После доклада состоялся показ фрагментов уникальной любительской видеозаписи спектакля Малого театра «Пир победителей» 9 мая 1996 года.


Фото Олега Паршина

Во время обсуждения доклада проф. Л.И. Сараскина поведала о своём знакомстве с сёстрами Доброхотовыми-Майковыми, напомнила об одной из худших рецензий на спектакль2 и отметила, что многие несправедливо считают заглавие пьесы ироничным.

Н.Д. Солженицына рассказала, как Александр Исаевич в последние годы жалел, что чересчур карикатурно показал Бербенчука (прототипом которого был командир артиллерийского разведдивизиона Е. Пшеченко, добрый и славный человек), а также объявила о телевизионном показе уникального интервью — российский зритель впервые увидит беседу писателя с французским журналистом Б. Пиво, снятую в 1983 году в Вермонте3.

В заключение все присутствовавшие на заседании согласно выразили пожелание, чтобы в Доме русского зарубежья был организован показ упомянутой записи спектакля «Пир победителей», а Б.Н. Любимов обещал пригласить на него актеров, принимавших участие в постановке.





1 Б.Н. Любимов вспоминает лишь одну достойную статью: Зайонц М., Немзер А. В зале старинного замка // Сегодня. 1995. 28 янв. С. 12.

2 Седых М. Тень Грозного их не остановила: «Пир победителей» написан в 51 м, в лагере, в Экибастузе // Лит. газета. 1995. 15 февр. С. 8.

3 «Александр Солженицын. Спасенное интервью». Телеканал «Россия». 11 декабря 2011.