Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. Д. Лельчицкий Д38 Детское кино детям Дебют




страница1/8
Дата08.01.2017
Размер1.53 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»


ДЕТСКОЕ КИНО ДЕТЯМ – ДЕБЮТ


Материалы научно-практической конференции

Второго Тверского регионального кинофестиваля


ТВЕРЬ 2011

УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431

Д38

Научный рецензент

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики,

социальной работы и социальной психологии

И. Д. Лельчицкий




Д38 Детское кино детям – Дебют: материалы научно-практической конференции Второго Тверского регионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 98 с.

Сборник содержит доклады, представленные на научно-практической конференции в рамках Тверского регионального кинофестиваля «Детское кино детям – Дебют», который прошёл 13 мая 2011 г. на базе ГБООУ «Медновская санаторная школа-интернат» Калининского района Тверской области. Кинофестиваль был посвящён теме воспитания детей средствами киноискусства.

Сборник адресован педагогам образовательных учреждений – руководителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется проблемами киновоспитания детей и юношества.
УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431


© Солдатов В.В., 2011

© Авторы статей, 2011

© Тверской государственный

университет, 2011

СЛОВО СОСТАВИТЕЛЯ


В данный сборник вошли доклады, представленные на научно-практической конференции в рамках II Тверского регионального кинофестиваля «Детское кино детям – Дебют». Фестиваль состоялся 13 мая 2011 г. на базе государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Медновская санаторная школа-интернат» Калининского района Тверской области.

Мероприятие было выстроено согласно научно-методическим принципам и общей теме, заявленной в 2010 г. для I Тверского регионального кинофорума «Детское кино – детям!»киновоспитание детей и юношества на современном этапе.

Материалы сборника представляют собой уникальный опыт научно-методической и практической работы педагогов и исследователей Тверского региона, городов Москвы, Обнинска, Кирова.

Специфика доминирующей среды в закрытых интернатных учреждениях анализируется во вступительной статье О. А. Мирошниченко (Министерство образования Тверской области).

Эффективное существование в современном медиапространстве и перспективы его развития обсуждаются с постановкой различных акцентов С. Б. Цымбаленко, О. А. Барановым, м. Софией (Ищенко), М. В. Кузьминой.

Главная тема конференции раскрывается в статьях И. Е. Виноградовой, О. В. Дворникова, К. А. Купцова, А. Е. Дылевского, М. А. Блиновой, А. Н. Безгаловой и Е. Н. Солдатовой, В. Л. Саед и Е. А. Жуковой.



В. Н. Бабковский делает попытку сравнить психологию восприятия масштабности на киноэкране и телеэкране. И. В. Демидов и В. В. Солдатов анализируют нравственную составляющую современного медиапространства и её влияние на культуру нации.

Приложения включают в себя каталог художественных и телевизионных фильмов школьного кинотеатра и пресс-релиз II Тверского регионального кинофестиваля «Детское кино детям – Дебют».
В. В. Солдатов

О. А. Мирошниченко



заведующий отделом социальной защиты

Министерства образования Тверской области,

кандидат психологических наук
Изменение себя – изменение мира:

опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей,

и детьми из асоциальных семей в Тверской области
«Мир спасет красота.»

(Ф. М. Достоевский)

А кто спасает красоту?

Красоту в этом мире спасают дети.
Нет смысла доказывать, что семья – это единственное место, где должен расти и развиваться ребенок. Тем не менее, в Тверской области более 1100 детей проживают в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах. Персонал учреждений пытается разными способами заполнить быт и досуг детей, оставшихся без попечения родителей. Проводятся различные мероприятия, направленные на социализацию и формирование адаптации, например через уроки по социально-бытовой ориентации, занятия с инструкторами труда, кружковую и секционную деятельности.

Вместе с тем, не смотря на методическую организованность и педа­гогические ухищрения персонала, на заполненность свободного времени детей разными мероприяти­ями и кружками следует отметить тот факт, что после выхода из учреждений дети, оставшиеся без попечения родителей, нередко становятся асоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, часто эмоционально глухими и жестокими. Безусловно, что это не относится ко всем выпускникам, среди которых есть достойные и заслуживающие уважения люди. Анализ выпускников за последние десять лет показал сокращение количества лиц, которые попадают в места заключения. Все изложенные проблемы подтверждают тот факт, что современная педагогика не определяет однозначных подходов к воспитанию детей данной категории.

Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспита­тельной системе учреждений главное направление отношений между воспитанниками и взрослыми – это воздействие или статичное взаимодействие, в котором один воспитывает, а другой подчиняется. В такой системе отсутствует взаимодействие, а дети, оставшиеся без попечения родителей, копируют эту модель. В итоге свое общение они строят по вертикали: одни приказывают, требуют, критикуют, наказы­вают, другие подчиняются, сопротивляются, в контактах между ними нет взаимодействия «на равных».

Авторитарная система по-прежнему доминирует и не предусматривает проявление инициативы ни у персонала, ни у ребенка и поддерживает только выполнение жест­кой программы, игнорируя любую инициативу. В этой воспитательной системе часто не предусматривается ни выявле­ние желаний детей, оставшихся без попечения родителей, ни оказание помощи в их реализации. Свобода выбо­ра как возможность самостоятельного принятия решения практически ис­ключается. Личность ребенка подавляется, или он воспитывается в рам­ках жесткого подчинения дисциплине, что приводит к деформации личности, и со временем это закрепляется. Полученный личностный опыт детей, оставшихся без попечения родителей, не включает их чувств. У них остается всего два выбора: быть пассивным, подчиненным или сильным, властным, жестоким, чтобы влиять на других. Некоторые из методов воспитательного воздействия – беседы, лекции, разговоры «по душам».

В данной системе отсутствует принцип взаимодействия или обратной связи. Переход от статичной системы воспитания к динамичной, в которой сам ребенок становится равноправным участником взаимодействия, заставляет педагогическое сообщество искать новые подходы и воспитательные методы. Одним из таких подходов становится детское кино в интернатных учреждениях. Киноискусство раскрывает рамки закрытого учреждения, расширяет его границы и позволяет всю детскую фантазию направить на создание позитивных установок.

Когда ребенок через искусство раскрывает себя, выражает свои чувства, при этом активно переживая взаимодействия той команды, в которой он находится в период творчества, он преобразовывает не только мир но и в первую очередь самого себя. Через эти активные методы совместной творческой деятельности ребенок, переживая свои эмоции, преобразовывает их, меняя собственные установки и мотивы. Изучая мир кино, ребенок отражает положительных киногероев, т. е. аккумулирует то позитивное, что приобрел. А это и есть тот эффективный критерий усвоения ребенком позитивного социального опыта.

Медновская санаторная школа-интернат в этом направлении делает уверенные шаги, направленные на изменение системы ценностей воспитанников, которые приходят в учреждения из асоциальных семей, имея негативный жизненный опыт, в которых пренебрегали интересами детей. Кинофестиваль «Детское кино – детям!» объединил шесть учреждений разного статуса, в том числе воспитанников учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Работа в этом направлении продолжается. И, возможно, определяя активные методики в воспитательной системе с непростыми детьми, мы позволим детям менять не только себя, но и мир, в который они пришли.

С. Б. ЦЫМБАЛЕНКО



кандидат философских наук,

президент творческого объединения «ЮНПРЕСС» (г. Москва)
Межпоколенческий диалог и детское кинотворчество
Если взглянуть на прошлое сегодняшними глазами, то его можно разделить на две цивилизации. История много веков происходила как конфликт и смена поколений, где доминировали взрослые. Дети были бесправны и ждали своей очереди, чтобы, повзрослев, оттолкнуть поколение отцов, занять их место в обществе.

Сейчас мы на пороге новой цивилизации, когда есть возможность и необходимость развиваться через равноправный диалог поколений [Левада 2005]. Одной из первых на это обратила внимание еще в середине прошлого века этнограф Маргарет Мид, изучая первобытные сообщества. Она предсказала появление «префигуративного» (диалогового) общества, где взрослые также учатся у своих детей, вступая с ними в равноправное общение [Мид 1988: 322, 342]. Такая характеристика ХХI века точнее и богаче, чем «информационное общество», ведь информационные процессы лишь обеспечивают взаимообогащение поколений.

При этом подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых технологий и новых культурологических процессов, так как меньше испытывает влияние инертности прежних форм.

Сосуществование происходит в вертикали поколений. Смена поколений – всегда обмен опытом, передача информации, необходимой для дальнейшего использования и усовершенствования имеющихся социальных реалий. Диалог культур как диалог поколений меняет жизненные ориентиры и смысл жизни личности, группы, общества.

Наши исследования [Цымбаленко 2010] каналов, по которым российские подростки получают значимые для них сведения, показали, что в целом они по-прежнему – «безмолвное поколение» в «бездетном» информационном пространстве. Подрастающее поколение – более трети населения России – формально равноправно с другими возрастными группами, но для него полностью отсутствует информационная структура, включающая его в жизнь общества. Юные россияне оторваны от средств коммуникации, которые позволяли бы обществу слышать их, мнение подрастающего поколения не востребовано.

Пока большая часть взрослого поколения России снисходительно смотрит на тех, кто идет следом, юное поколение уже живет в другой реальности. Среди источников значимой информации с конца 1990-х гг. лидируют межличностные каналы; социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками и взрослыми (родителями, учителями) в поколенческом и межпоколенческом (в ближайшем окружении) диалоге. Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным, полученная таким образом информация вызывает у подростков большее доверие, чем знания, предлагаемые взрослыми. Межличностное общение среди сверстников и равноправный межпоколенческий диалог – это клеточка, которая призвана вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетворчества.

Поддерживая визуальное и любое творчество детей, мы занимаемся созиданием новой цивилизации. Э. Тоффлер обращает внимание: цель, к которой стремится ребенок, – это его «сфокусированный будущий ролевой образ», представление о том, как ему или ей хотелось бы выглядеть в различные моменты будущего. Этот образ – «созданная будущим общая схема настоящего» [Тоффлер 2008: 458]. Когда подобные идеальные образы рождаются в информационном и других видах творчества юных авторов, возникает двойной психологический эффект. Их создатели проектируют не только свое будущее, но и своей группы, поколения. Л. А. Крапивина, нынешний руководитель разновозрастного отряда «Каравелла» (г. Екатеринбург), называет это творческим методом спроектированного идеала: «Художественный образ отражает действительность в ее лучшем выражении, а действительность изменяется под воздействием художественного образца» [Крапивина 2006: 15]. Опыт мультипликационных студий, которые работают с детьми 3-5 лет (в г. Екатеринбурге, Новосибирске, Ярославле и др.), показывает, что уже в этом возрасте имеется своеобразное видение мира, они способны к проектированию действительности.

Современное информационное пространство и технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности как микрокосму человечества. К концу подросткового возраста юный человек ХХI века проходит основные стадии общечеловеческого развития средств коммуникативной деятельности – это жестовая, устно-речевая, письменная, книжная, аудиальная (радио, музыка), визуальная (кино, телевидение, видео), компьютерная, мультимедийная культуры. Одна из них может стать определяющей в зависимости от других факторов. В связи с этим мы имеем уже в юном возрасте людей с соответствующей культурой, которая определяет способ и особенности включения в межпоколенческий и поколенческий диалог.

Завтрашний день Интернет-технологий – это интеграция всех современных возможностей информирования, мультивидение. Продукты, созданные таким способом, позволяют видеть картинку как на телевидении, но в отличие от него задерживаться, чтобы понять сложные термины, получить дополнительные сведения с помощью текстовой информации; они усиливаются графиками, схемами, сопровождаются реальными звуками или музыкой. В рамках мультивидийного пространства каждый сможет предложить свой продукт, реализовать себя. Новости и самопрезентации – это первые ниши, в которые проникнет новая визуальная продукция.

Как и в текстовом интернете, стихийный вал угрожает наводнить новое пространство «мусором». Именно поэтому, по инициативе известного кинорежиссера В. А. Грамматикова, старшее поколение кинематографистов решило протянуть руку младшему – в 2006 г. появился Всероссийский открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», который проходит во Всероссийском детском центре «Орленок». Его главное достоинство – содружество поколений, возможность диалога профессиональных и начинающих кинематографистов, тележурналистов.

Даже недельное общение подростков с деятелями культуры и искусства из ХХ века приводит к расширению их мировоззренческого горизонта, существенному творческому и психологическому взрослению. Это происходит подобно внутреннему «взрыву», в результате которого подростки испытывают катарсис от нового взгляда на мир.

Эффективность влияния медиапроводников особенно усиливается, когда среди них есть и сверстники. В 2010 г. на форум «Бумеранг» были приглашены победители Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который ежегодно проводит телеканал «Культура». Возраст юных виртуозов 12-16 лет. Их выступления совместно с музыковедом С. В. Виноградовой помогли многим ребятам открыть для себя классическую музыку. После смены в ВДЦ «Орленок» ребята стали скачивать ее из Интернета, в том числе на свои мобильные телефоны.

Форма форума выбрана, чтобы обеспечить интегративный характер данного проекта. Он опирается на активную деятельность самих детских и юношеских видеообъединений, их стремление проводить в регионах фестивали киновидеотворчества. Ежегодно их проходит более десяти. Форум стал механизмом широкомасштабной деятельности по интеграции студий, объединений экранного творчества, индивидуальных творческих инициатив. Сегодня это тысячи детей, которые занимаются в телевизионных и видеостудиях. Причем наиболее успешными оказываются ребята из небольших сел, городов – студии «Радиус» Останкинского детского дома Нижегородской области, «Радуга» села Хворостянка Самарской области, «Кино-Отрок» Медновской санаторной школы-интерната села Медное Тверской области и др.

Огромное значение для саморазвития юного человека и детских социумов, моделирования реальной жизни, независимо от возраста, имеет игра как коммуникативное средство. Под игрой часто понимают состязания, хотя ее природа иная. Она умирает, если целью становится определенный результат, награда. Особенность игры – ролевой характер и увлеченность участников самим процессом. Она основывается на желании человека прожить не одну, а множество жизней, примерить на себя общечеловеческий опыт. То есть, по своей сути этот вид деятельности и общения выполняет моделирующие и прогностические функции, подготавливая юного человека к выполнению будущих ролей и действий.

Многие опытные руководители студий в игровой форме проводят занятия с детьми. Всего один пример из нашей практики. В 1991 г. по инициативе популярной актрисы Татьяны Веденеевой, тогда ведущей утренней программы ОРТ, на главном телеканале страны появилась рубрика «Школьные новости», которые готовили и вели сами дети. Татьяна Вениаминовна объясняла: «Я хочу, чтобы взрослые услышали своих детей хотя бы с помощью телевидения».

Для этого проекта было создано объединение юных тележурналистов – самых обычных детей «с улицы» 8-12 лет. Занятия с ними строились в игровой форме. Прежде всего, пришлось избавляться от школьных стереотипов, раскрепостить естественную творческую активность и непосредственность ребят. Рождение сюжетов, подготовка к эфиру проходили так, что маленькие ведущие не подозревали, где кончается игра и начинается съемка.

К примеру, существовала рубрика «Министры в коротких штанишках». Ребята сидели в креслах и министра образования, и министра обороны. На очередном занятии было предложено представить себя на месте руководителя Государственного комитета по делам молодежи. Один из маленьких ведущих представил себе государственного человека так: он поднимает трубку телефона и повелевает «Девушка, чаю». На съемках в настоящем кабинете настоящего председателя ребятам было предложено повторить то, что родилось в ходе деловой игры. Представьте себе удивление мальчика, когда он снял трубку, сказал заветные слова – и вошла женщина-секретарь с чаем. Неповторимые детские реакции и составляли изюминку телерубрики. Затем настоящий председатель комитета (им тогда был А. В. Шаронов) комментировал то, что предложили ребята, оказавшиеся на его месте. Даже солидные телеоператоры, привыкшие снимать торжественные события в Кремле, увлеклись игрой-съемкой.

Близко к игре по своей значимости и прогностическим функциям находится и искусство, особенно видеоинсценировки жизненных ситуаций из своего опыта или литературных произведений.

Это общий «секрет» современных информационных проектов и продукции: они должны включать в себя обратную связь, партнерские отношения с аудиторией, носить диалоговый характер. Далее они должны быть многовариантными и, благодаря коммуникативным связям субъектов, включать в себя процессы новообразования и поиска, отбора как творчества взамен стихии рыночного отбора. Нужны циклы программ, предполагающих подобный диалог аудитории, совместный поиск выхода из жизненных тупиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Крапивина Л. А. Воспитательная система разновозрастного объединения как средство социального развития личности подростков (на материале отряда «Каравелла» и движения разновозрастных объединений России): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006.
Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России. – М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ-МОСКВА, 2008.
Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

О. А. БАРАНОВ



кандидат искусствоведения,

профессор Тверского государственного университета,

член Союза кинематографистов,

член редакционной коллегии журнала «Медиаобразование»,

Заслуженный учитель Российской Федерации (г. Тверь)

Использование произведений киноискусства

в воспитании школьников
Ребенок рано начинает осознавать значение других людей в своей жизни. В широком смысле слова общество – объединение людей для облегчения борьбы за существование и развитие культуры. Абсолютно все достижения цивилизации (включая мораль, науку, технику, медицину, образование, культуру, искусство и т.п.) – итог коллективных усилий множества поколений. Ребенок вначале имеет дело с микроколлективами: семья, родные, потом сверстники. Постепенно границы его общественного интереса расширяются: одноклассники, сокурсники, сослуживцы. Весь этот комплекс взаимоотношений человека с обществом – среда, т.е. совокупность условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Среда стихийна, ее воздействие часто неорганизованно и неуправляемо, тем не менее, именно она в основном формирует личность. Хорошо, если она благополучна, что бывает далеко не всегда. В противном случае среда калечит личность, наносит ей ущерб. Единственное, на наш взгляд, что способно противостоять среде, – целенаправленная воспитательная работа. Влияние воспитания тем и отличается от среды, что строго продумано, базируется на коллективном опыте предыдущих поколений и выработанных им правилах. Воспитание преследует определенную цель: подготовить юную личность к жизни. А среда, которой молодые вынуждены подражать, перенимая ее негласные установки (вследствие, порабощения их воли более могучей силой отдельного человека или коллективным давлением), – водоворот, безжалостно поглощающий всё встреченное на пути и выбрасывающий жертвы в измененном виде.

Важнейшей (и по объему и по значению) составной частью современной среды стали СМИ – средства массовой информации. Педагоги и родители именно им отведут одно из первых мест среди трудностей воспитательной деятельности. Это они – телевизор, кинематограф, видео, глянцевые журналы и компьютер – стали «хронофагами» (расхитителями времени) детей и молодежи, это они несут вредные идеи и соблазны, насаждают жестокость и вседозволенность. Это из-за них учащиеся забросили книгу.

А что если сделать поворот на 180 градусов и увидеть в ТВ, кино, в других экранных искусствах не врагов, а союзников, помощников преподавателя, классного руководителя, родителей? Именно к этому призывает новое направление педагогики – медиаобразование. Сделать это непросто. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к существованию в современных информационных условиях к восприятию и пониманию различной информации, осознанию последствий ее воздействия.

Современную жизнь невозможно представить вне медиа. Что объединяет кинематограф с другими видами медиа? Связь с техникой, с НТР. Кинокамера автоматически (в отличие от художника) фиксирует и воспроизводит изображения предметов в движении. Принцип механизации в кинематографе распространяется и на процессы размножения готовых фильмокопий. Подобно изобретению книгопечатания изобретение кино было подлинным переворотом в способах распространения, хранения, тиражирования и транспортировки информации.

Медиапедагоги справедливо считают: чтобы овладеть секретами воспитания с помощью кино, успешно использовать фильм в воспитательной работе в школе и в вузе, требуется минимум два условия. Первое – педагогу и его воспитанникам любить и знать кино, его прошлое и настоящее, ориентироваться в его теории. Второе условие – наставнику овладеть суммой методических приемов.

Художественное творчество обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности.

К сожалению, не все способны реализовать свое право на наслаждение самым молодым искусством – кино. Причина – в распространенном заблуждении, будто для восприятия фильма не требуется никаких знаний никаких усилий. А это не так. Экранное искусство обладает сегодня богатыми и подчас сложными средствами художественной выразительности. Начальные сведения о специфике кино, средствах, с помощью которых создается фильм, обязательны, чтобы полностью разобраться в происходящем на экране, верно расшифровать авторский замысел, объективно проанализировать картину. Другими словами, необходима эстетическая подготовка кинозрителей.

Эстетическое воспитание с помощью кино бифункционально: важно само по себе и как средство для проявления этического начала. Не проникнув в эстетическую сущность кинопроизведения, невозможно в полной мере заметить, оценить его нравственное содержание, откликнуться на него. Одна из трудностей использования кино педагогами в школе и связана с тем обстоятельством, что двадцать лет назад был неправомерно поставлен знак равенства между идеологией и воспитанием. В результате «вместе с водой выплеснули и ребенка». Теперь спохватились, вопрос формирования личности будущего гражданина вновь стоит на повестке дня. Но ведь известно, что разрушить налаженную систему легче, нежели вновь ее воссоздать.

В современном киноискусстве царит резкая поляризация: масскульту противостоят серьезные произведения, поднимающие важные проблемы. Масскульт, кич, ремесленные поделки монофункциональны – они призваны лишь развлекать. Авторское искусство выполняет познавательную, воспитательную, коммуникативную (как средство общения), эстетическую функции. Вот почему киноискусство, как любая сложная деятельность, требует серьезной подготовки и усилий не только от художника, но и от публики. Следовательно, чтобы фильмы участвовали в гуманизации образования, стали помощником воспитателя, нужно, как минимум, два условия:



  • дать возможность учащимся встретиться с серьезными произведениями;

  • подготовить их к этой встрече, нейтрализовав вредное влияние.

Для большинства учащихся приобретение знаний о кино – это дополнительное образование, задачи которого:

  • компенсация недостатков общего школьного и вузовского образования;

  • адаптация учащихся к быстроменяющейся информации;

  • развитие творческого потенциала юной личности.

Школа должна сориентировать выпускников на непрерывное кинообразование, в том числе и после окончания учебного заведения. Лучшая форма для продолжения кинообразования самостоятельно – киноклуб. Специфика методики киноклубного образования во многом определяется тем, что туда приходят так же, как на факультатив, – добровольно. В своем отношении к этой новой форме гуманитарного образования молодые кинозрители проходят три стадии:

Первая – пассивная, когда смотрят всё подряд, не умея сделать сознательный выбор.

Вторая – активная, когда происходит «целевое» знакомство с сознательно выбранным (рекомендованным) фильмом.

Третья стадия – активно-пропагандистская, когда молодые зрители начинают участвовать в диспутах, включаться в пропагандистскую работу.

Говоря о воспитании, обычно имеют в виду прямое, непосредственное воздействие родителей, педагогов и вообще старших на детей и подростков, которое имеет целью привить последним те или иные взгляды, навыки поведения, вкусы, чувства, манеры и т.д., словом, так или иначе повлиять на становление их характеров. Традиционными средствами подобного воспитания обычно являются словесные беседы, уговоры, наставления и приказы поступать так-то и не делать того-то. Ну и, конечно, замечания, выговоры и наказания за нарушение запретов или неисполнение приказов. Но словесное воспитание не достигает поставленной цели, если ребенок, подросток, юноша не видят вокруг наглядных примеров, живого воплощения в реальность всех тех правил поведения, о которых им рассказывается. Вот тут-то и приходит на помощь кино.

Мерцающий экран дарит нам ни с чем не сравнимое ощущение: мы так увлекаемся зрелищем, что незаметно для себя оказываемся среди экранных героев и начинаем жить их жизнью. Что самое интересное – отождествляем себя с ними. Каждый из нас «превращается» в самого-рассамого – становится сильным, ловким, красивым и остроумным. Когда в зале зажигается свет, мы продолжаем по инерции оставаться как бы одним из героев или его заступником. Размышляем, как повели бы себя на его месте, какой нашли бы выход из опасной ситуации. Следите внимательно: вроде бы мы наслаждаемся просмотром картины, но одновременно волнуемся, переживаем, сочувствуем, заступаемся (точнее – жаждем, мечтаем заступиться) за слабых и угнетенных. Хотим помочь им, стремимся сами стать смелыми, умными, добрыми, справедливыми – точь-в-точь, как любимый киногерой. Так что же происходит? Оказывается, кино может нас исправлять, развивать и делать лучше.

Воспитатель – это не только наставник, напоминающий, как важно быть прилежным, или родитель, хватающийся за ремень со словами: «Я тебе покажу!..» Есть и такая форма воспитания: ученик удобно расположился в мягком кресле, перед ним сверкающий всеми цветами радуги экран, на котором его сверстники напевают: «Бабочки летают, бабочки...» Ему и невдомек, что просмотр фильма «Розыгрыш» (реж. В. Меньшов, 1976 г.) – это и урок на моральную тему: «Лгать нельзя никогда!» Урок кино.

Искусство не сводится только к воспитанию. В кино мы узнаем прошлое и настоящее нашей страны и всей планеты, расширяем свой горизонт. Это познавательная функция кино. С помощью экрана путешествуем, знакомимся с другими людьми, как бы общаемся друг с другом. Это коммуникативная функция. Еще в кино мы наслаждаемся талантливой игрой актеров, изумительными съемками оператора, каскадом режиссерских находок, остроумными диалогами, придуманными сценаристом, работой художника, композитора... Всё это – эстетическая функция.

Наконец, кино просто доставляет удовольствие. Школьникам и студентам нравится, когда на экране поют и танцуют? Нравится хохотать до упаду на развеселой кинокомедии? Нравится множество раз смотреть один и тот же приключенческий фильм? Как говорится, на здоровье! Беда лишь в том случае, если они ищут в кино только бездумные развлечения. Кино – информация, и источник знаний, и способ проведения досуга, и встреча с прекрасным. И всё-таки для педагога главное – это воспитание. Лучшие картины о Великой Отечественной войне, о выдающихся деятелях прошлого, о наших современниках, о ровесниках тех, кто сегодня сидит за партой или учится в вузе, представляют исключительную ценность для педагога. Собственно, любой хороший фильм содержит нравственный урок, может служить опорой и поддержкой преподавателю в его нелегком труде. Воспитывает своих героев и нас, зрителей.

Услуга кино незаменима. Кто не испытал на себе волшебного влияния экрана! Мы стремимся подражать киногероям. Сначала бессознательно, потом преднамеренно. От подражания внешности (одежда, походка) приходим к подражанию внутренним свойствам. Отправляясь в кино, подростки и юноши надеются, что мысли и дела героев в чем-то существенном будут опережать их собственный уровень развития. Исходным принципом «фильма о молодых, фильма для молодых» должен стать определенный разлад между идеалом и повседневностью, ибо воспитание и есть преодоление противоречия между качествами, которые «есть» и которые «должны быть».

Необходимо учитывать, что именно на это ссылаются противники воспитания, которые считают его недопустимым давлением на юную личность. В самом деле, воспитание легко может превратиться в манипулирование людьми. К чему это приводит – наше поколение убедилось на собственном печальном опыте... Но у кино и здесь преимущество: экран дарит свободу выбора. Ты сам решаешь, на чьей ты стороне, с чем согласен, а с чем – нет. Фильм дает материал для размышления, а выводы каждый должен делать самостоятельно. Как ни полезны нам всем «педагогические образцы», они не всесильны. А. С. Макаренко предупреждал, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда тот смог бы проявить соответствующие качества. Не помогут и фильмы о подвигах смельчаков: нужна самостоятельная деятельность молодого человека.

Тут мы вспоминаем о другом педагогическом методе – проблемно-ситуационном. Старший не поучает, не доказывает, а организует обстоятельства, которые требуют определенной реакции, вызывают активность. Оказавшись в новых условиях, воспитанник убеждается, что поступать надо именно так: он начинает опираться не на чужой, а на собственный опыт.

Всё сказанное правильно... в теории. А как педагогу создать загадочную «проблемную ситуацию»? Отвести школьников в дремучий лес и оставить одних? Смелые и находчивые, дескать, выберутся, а ленивые и трусливые – как хотят? На помощь вновь приходит кино. Фильм выступает своеобразным тренажером, создает иллюзорные обстоятельства, требующие принятия решения. Благодаря «эффекту присутствия» нам кажется, будто мы находимся среди экранных героев. Например, когда смотрим «Розыгрыш», оказываемся в классе, где девятиклассники договорились притвориться, будто слыхом не слыхали о предстоящей контрольной. Мы знаем: обманывать нехорошо. Нам известно: преподаватель математики Мария Васильевна о контрольной предупреждала. Как быть – пойти наперекор друзьям или предать любимую учительницу? Что же выбрать?

Проблемная ситуация переходит в проблему морального выбора. Помните, в былине богатырь в задумчивости остановился у пересечения трех дорог и читает надпись на камне: «Направо пойдешь – голову сложишь, налево…» То древнейшая проблема морального выбора, символ, ибо любого из нас на жизненных путях-дорогах поджидает множество таких перекрестков. Кинематографистам давно пришлось по вкусу проблемная ситуация, идет ли в фильме речь о выборе героем профессии, спутника жизни, принятия важного решения. Приглашением к спору о правильности морального выбора героев являются и многие картины о подростках, начиная с первой отечественной звуковой «фильмы» знаменитой «Путевки в жизнь» (реж. Н. Экк, 1931 г.).

Педагоги репродукционно-объяснительный и проблемно-ситуационный методы обычно чередуют и комбинируют. Так же поступают и авторы фильмов, все определяется конкретными обстоятельствами.

Почему, спрашивается, сказочные достижения в науке и технике минувшего века сопровождались невиданным взлетом жестокости? Шестьдесят шесть лет назад, когда кончилась война, мы думали, что все, с ненавистью и войнами покончено, народы поумнели. Ничуть не бывало! И сегодня, на старте нового века, приходится с грустью констатировать: эскалация насилия продолжается. Закономерно, что педагогам все чаще приходится задумываться о правах ребенка, молодежи и проблеме насилия в масс-медиа.

«Все эти эпидемические самоубийства и убийства, все эти самосуды и решения «собственной воли» несомненно свидетельствуют о том, что в деле нашего школьного и семейного воспитания существуют глубокие дефекты. Мы положительно забрасываем нравственный мир наших детей, отдаем их на отраву «случайностей», и эта ядовитая змея, порожденная хаосом безверия и распущенности, делает то, что может делать. Мы коверкаем наше юное поколение патологической беллетристикой, разнузданным театром, так что остается удивляться, как у нас еще мало «сверх-человеков», «убийц и самоубийц». Угадайте, когда это написано? Сегодня? Сто шесть лет назад в статье И. М. Радецкого «Кто виноват?», опубликованной в апрельском выпуске российского журнала «Воспитание и обучение» за 1905 г.

Провоцируют ли частые изображения зла и насилия в современном массовом искусстве агрессивное поведение юных зрителей? Большинство педагогов ответит: да, конечно. Но масштабных социолого-психологических исследований, которые подтвердили или опровергли бы это утверждение, у нас не проводилось. Мы лишь догадываемся, что бесконечные «стрелялки», «ужастики», ленты о киллерах пользы не приносят, но наши опасения – на уровне эмоций. Бесспорным остается, что теперь печатный текст утрачивает свою привлекательность для молодежи, ее интерес сосредоточен на экране. Не знаем, преследуются ли в современном кинопроизводстве политические цели, но не сомневаемся, что ради получения прибыли идет процесс сознательного оглупления молодежи. К счастью, есть и другое кино – авторское. То есть серьезное кино, которое позволяет отделять добро от зла. Ведь абсолютно все недостатки в нашей жизни (имеем в виду всю планету) происходят от того, что подчас торжествует зло. А человеку – тем более юному – надо раскрывать глаза на добро, объяснять причины распространения зла.

Любой фильм на полтора-два часа выключает нас из реальной действительности и переносит в экранную. Надо ли напоминать, как ценно это качество для педагога! За короткое время наши воспитанники узнают то, что им абсолютно недоступно при прямом наблюдении: внутренний мир других людей, скрытый от посторонних глаз, жизнь прошлых поколений, неведомые им страны и народы и многое другое. Фильм, как в свое время книга, словно специально изобретен в помощь школе и вузу!

Чем обогатило кино нас всех, чем облагородило многострадальный минувший век? Что вспоминаем из увиденного? Для каждого из нас история кино – это маленький смешной человечек в шляпе и с тросточкой, готовый за всех заступиться; это мечущийся в муках сомнения грозный царь Иван; это разведчик-подросток, из-за жестокой войны преждевременно расставшийся с детством; это знаменитый режиссер, переживающий творческий кризис после восьми с половиной поставленных им фильмов; это парижский мальчик, на которого судьба несправедливо обрушила «четыреста ударов»; это многострадальная Вероника, чей жених Борис погиб на фронте; это подросток Митя, переживающий самое трудное время – сто дней после детства; это учитель физкультуры, пожертвовавший спортивной карьерой ради «трудных» пацанов... Прервем воспоминания – все перечислить невозможно. У каждого в этом списке свои персонажи, которых экран сделал близкими и понятными. Главное – человек. Так повелось издавна, с самых истоков художественного творчества. Так будет всегда.

Предмет искусства – личность. Ars est homo additus naturae. Искусство – это человек плюс природа. Существует два метода познания человека: экстроспективный и интроспективный. Первый – стремление понять индивида на основе того же подхода, который применим ко всем объектам внешнего мира. Второй – рефлектирование, познание самого себя. Художественное творчество всегда опиралось на оба способа, но в XX веке искусство постепенно расстается с экстроспективным методом, почти полностью оставляя за собой интроспекцию. Стодвадцатилетняя история экранного искусства – это постепенный переход от экстравертивного фильма к интровертивному, способному показать (именно показать) внутренний мир героя.

Педагогу, который захочет взять в помощники экран, необходимо иметь ясное представление, как, при каких условиях, когда кино из механизма для фиксации реальности (на синематограф Люмьеров смотрели как на «ожившие фотографии») превратилось в искусство – творческое, образное отражение реального мира. Громадный познавательный и воспитательный потенциал современного кино связан с тем, что оно за очень короткий срок стало искусством.

Особенность кинообразования обусловлена двойственной природой кинематографа, который, с одной стороны, относится к средствам массовой коммуникации, а с другой (художественное, т.е. игровое, документальное и анимационное кино) – к искусству. Педагогу необходимо отчетливо представлять, что объединяет медиаобразование и кинообразование, а в чем их различия. Чтобы проанализировать эти сложные взаимоотношения, требуется изучить специфику киноискусства, его историю, его особое место в системе искусств и в системе медиа.

Фильм – своеобразный медиатекст, функционирующий одновременно и по законам медиа (т.е. является источником информации), и по законам художественного творчества. Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой, деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Вот почему фильм – это такой медиатекст, который предъявляет повышенные требования к аудитории; в большинстве других средств массовой коммуникации понятие «художественный образ» отсутствует.

Одна из главных задач медиаобразования сегодня – заинтересовать педагогов, пробудить потребность опираться в своей работе на экранные искусства. С сожалением приходится констатировать, что пока потребление медиакультуры (в первую очередь кино и телевидения) носит случайный характер. Это следствие, во-первых, обилия фильмов и телепередач различной художественной ценности, идейной и нравственной направленности; во-вторых, отсутствия у молодого зрителя навыков их отбора. Многие кинопроизведения, которые являются гордостью художественной культуры и могут быть полезны для воспитания молодежи, по тем или иным причинам трудны для неподготовленного в эстетическом плане зрителя.

Фильм в этом отношении беззащитен: у него нет предисловия (даже в бонусах DVD-дисков), как у книги; перед началом его показа в кино­театре или по телевидению, за редким исключением, не бывает бесед киноведа. Вот почему мы убеждены, что в схеме «производство фильмов—прокат—зритель» кроме традиционных фигур (авторы, кинофикаторы и т.д.) необходимо присутствие педагога. Будут фильмы и телепередачи приносить пользу или вред зависит от того, сохранится ли «стихийное» их потребление или педагог найдет и приведет в действие механизм, обеспечивающий гармоническое развитие личности во взаимосвязи с культурой кинематографа. Для этого учителю, на наш взгляд, необходимо:



  • намечать долговременную перспективу по использованию фильмов в воспитательном процессе;

  • расширять свои знания в области теории и истории медиакультуры вообще и кинематографа в частности;

  • иметь практическую возможность регулировать контакты молодежи с экранным искусством;

  • владеть методом определения уровня воспитательного влияния кинематографа, чтобы постоянно его контролировать.

Технические новинки (видео, DVD-диски, Интернет и т.д.) увеличивают возможности использования кино и телевидения в учебных заведениях, аудиовизуализации учебно-воспитательного процесса. Но центральной фигурой в cредней и высшей школе был и остается педагог. Поэтому попытаемся коротко раскрыть формы использования фильма в воспитательной работе. Фактически их, конечно, больше. Любой преподаватель способен придумать новые приемы, опираясь на собственный опыт и воображение. Успех работы по использованию фильма в школе и вузе зависит от многих факторов, но главный из них – это личность воспитателя. Творчески работающие педагоги всегда ищут и обязательно находят.

Модели кинообразования направленные на нравственное и эстетическое развитие личности растущего человека, можно представить в следующем виде:



  • образовательно-информационные модели (изучение теории и истории, языка медиакультуры – кино, в частности);

  • воспитательно-эстетические модели (рассмотрение моральных, философских проблем на материале кино);

  • практико-утилитарные модели (изучение работы различных медиасредств с целью последующих фото-видеосъемок, создания интернет-сайтов и т.д.);

  • эстетические модели (ориентирование прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры);

  • модели развивающего обучения (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления).

Часто эти модели выступают не в чистом виде, а синтетическом. Например, модель «медиаграмотности» сочетает в себе элементы образовательно-информационной модели (изучение языка медиа) и модели развивающего и практического обучения (деятельностный подход, опора на творческие задания, связанные с видеосъемкой или медиавосприятием). Модель развития критического мышления концентрируется в основном на одном аспекте модели развивающего обучения, помогающем аудитории понять явные и скрытые цели и задачи, заложенные в том или ином медиатексте. Эстетические модели, также полагаясь на развивающее обучение, уделяют внимание проблемам художественного восприятия, вкуса, анализа медиатекста и т.д.

Модель медиаобразования учащихся может включать следующие основные этапы:



  • констатацию уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в данной аудитории;

  • овладение школьниками креативными умениями на материале медиа и формирование полноценного восприятия медиатекстов (с учетом их видов и жанров, связей с различными искусствами и т.д.);

  • развитие умений анализа медиатекстов;

  • знакомство с основными вехами истории медиакультуры, с современной социокультурной ситуацией.

В плане подготовки педагогов к медиаобразованию учащихся приведенная модель дополняется следующими специфическими этапами:

1) изучение методов и форм медиаобразования аудиторий;

2) использование изученных знаний и умений в области медиаобразования при написании курсовых и выпускных работ по педагогике в процессе педагогической практике.

Строить занятия исключительно на поп-арте нельзя, так как нельзя ожидать существенных результатов в развитии восприятия сложной полиграфической структуры. Однако надо признать, что произведения популярной культуры (как самые популярные в молодежной аудитории) позволяют в значительной степени подготовить аудиторию к анализу сложныхболее смелых медиатекстов.



Методика медиаобразования базируется на реализации разнообразных творческих заданий, способов деятельности: дескриптивного (пересказ содержания, перечисление событий медиатекста), классификационного (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте), аналитического (анализ структуры и языка медиатекста, авторских концепций и т.д.), личностного (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом), объяснительно-оценочного (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и другими критериями).

Общая схема обсуждения медиатекста:

  • вступительное слово ведущего (его цель – дать краткую информацию о создателях медиатекста, напомнить их предшествующие работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения и обратиться к другим произведениям этих авторов, если есть в том необходимость, остановиться на историческом или политическом контексте событий, не касаясь художественных, нравственных и иных оценок авторской позиции, не пересказывая фабулу произведения), т.е. установка на медиавосприятие;

  • коллективное «чтение» медиатекста (коммуникативный этап);

  • обсуждение медиатекста, подведение итогов занятия.

Обсуждение медиатекстов начинается с относительно более простых для восприятия произведений массовой (популярной) культуры со следующими этапами:

  • выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности построения всего медиатекста;

  • анализ данных эпизодов (попытка разобраться в логике авторского мышления – в комплексном, взаимосвязанном развитии конфликта, характеров, идей, звукозрительного ряда и т.д.);

  • выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией.

Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа медиатекста (например: «С какими известными вам медиатекстами можно сравнить данное произведение? Почему? Что между ними общего?»)

В работе с подростками надо иметь в виду, что главной особенностью восприятия подростка является его поэпизодность, фрагментарность, т.е. отрыв части от целого и замена целого частью. В этом возрасте учащиеся еще не могут охватить произведение искуccтва целиком даже по составу событий. Они, как правило, выделяют только один или несколько эпизодов, эмоционально наиболее сильных по воздействию, и характеризуют на основе этого все произведение в целом. Это не означает, что эпизод осмысливается в отрыве от произведения; он может вобрать в себя всю совокупность впечатлений от произведения и даже обобщенное представление об увиденном или прочитанном, но только в свернутом виде.

Однако между эпизодами неизбежно разрываются причинно-следственные связи, опускаются частности и детали, и произведение лишается в восприятии завершенной формы.

Поэтому ведущим мотивом в работе с подростками должны быть идейно-нравственный, воспитательный аспекты, которые еще не отрывают учащихся от привычного для них интуитивно-эмоционального восприятии, но должны подготовить почву для перехода к конкретному художественному анализу.

Основной структурной единицей анализа становится медиатекст, отвечающий психофизическим особенностям восприятия данной возрастной группы и соответствующий основным композиционным закономерностям построения произведений медиакультуры.

В юношеском возрасте основой содержания работы являются элементы художественной структуры фильма, композиционный строй эпизода и фильма в целом, диалектическая взаимосвязь художественного образа и понятия, объединенных развитием центральной мысли картины, принципы отбора выразительных средств создания образа человека на экране. Важно подвести учащихся к анализу художественной структуры не только через сценки композиции, но и через анализ актерского решения характера, а также через рассмотрение режиссерского замысла и его реализации, анализ элементов полифонического истинного строя.

Важно, как показал многолетний опыт экспериментальной работы, обратить внимание на процесс самостоятельной оценки фильма в двух планах – бытовом и философском, на определение внутреннего драматургического конфликта, который открывает перед учащимися динамику авторской мысли, столкновение идей, мировосприятия, различных жизненных концепций. В результате перед старшеклассниками открывается возможность выявить многоаспектность социальных, философских, нравственных проблем, затронутых художником.

Ведущими темами при этом могут быть такие, как «герой и время», «личность и история», проблема ответственности за судьбы двух людей, причастность к жизни мира, тема стремлений российской действительности.

Если же выходить на конкретную работу классного руководителя, то его модель использования фильма в воспитательной работе может выглядеть следующим образом (модель успешно реализуется в опыте работы классного руководителя 10 класса СОШ № 14 г. Твери Г. А. Смирновой).
Видеофильм и телепередачи в работе классного руководителя



  1. Киноориетация учащихся:

  • анализ текущего кинорепертуара;

  • анализ программ телепередач;

  • рубрики в классном уголке: «Внимание, интересный фильм», «Фильм-дебют», «Знакомьтесь – режиссерский дебют»;

  • корреспондентские активы.

  1. Подготовка к коллективному просмотру кино-видеофильма (вступительная беседа, выставка афиш).
  2. Организация просмотра.



  3. Первичный обмен мнениями после просмотра видеофильма, телепередачи.

  4. Обсуждение фильма, телепередачи. Рецензирование, дискуссии по фильмам, конференции.

  5. Использование фильма, телепередач и фрагментов из них при проведении:

  • этических бесед;

  • рассказов на этические темы; Использование метода деловых игр.

  • родительских собраний.

  1. Кинофакультативы, кинокружки, киноклубы (формы, направленные на систематизацию знаний об аудиовизуальных видах искусства).




Возраст

Репертуар*

Ведущие формы работы

Задачи

Основной метод

Методические советы

Младший школьный

Фильмы-сказки, мультипликация, фильмы о животных, комедии

Первоначальные беседы учителя

об экранных средствах информации по трем проблемам «Кто изменил известную по книге сказку,

как и зачем?»


Формирование наряду

с эмоциональным отношением к кинозрелищу понимания многообразных возможностей экрана запечатлевать не только события и поступки, но и мысли человека



Коллективное обсуждение просмотренного материала

Считаться с эстетическими запросами детей, постараться войти в положение сегодняшнего подрастающего человека

Подростковый

Детективы, приключения, фильмы из общего репертуара,

не имеющие строго возрастных ограничений



Киновидеокружки

(в том числе технической направленности, всевозможные студии по интересам, школьный кинотеатр)



Идейно-нравственный воспитательный аспект, который не отрывает учащихся от привычного для них эмоционального восприятия, но должен подготовить почву для перехода к первым попыткам конкретного художественного анализа

Помимо обсуждения фильмов основными методами становятся всевозможные игры

Ничего не запрещать, лучше познакомить с собственным идеалом и посмотреть, по каким причинам он не принимается учеником

Юношеский

Фильмы для юношества,

фильмы взрослого репертуара



Киноклуб

Кинофакультатив

Любительская

киностудия



Формирование осознанной оценки киновидеоматериала, избирательности по отношению к репертуару

Дискуссия, самостоятельная творческая деятельность. Пропагандистская работа

Если не получается убедить ребенка в ценности своей эстетической платформы, то стремиться хотя бы согласовать с ним нравственные выводы из увиденного (чем примитивнее эстетическая природа произведения, тем проще эти выводы складываются)

Примечание. *– фильмы просматриваются по совету учителя по телевидению, либо в школьном кинотеатре.

м. СОФИЯ (ИЩЕНКО)



педагог, президент Международного православного

Сретенского кинофестиваля «Встреча» (г. Обнинск)
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Д38 Детское кино детям – Дебют
  • II Тверского регионального кинофестиваля «Детское кино детям – Дебют».
  • «Медновская санаторная школа-интернат»
  • I Тверского регионального кинофорума «Детское кино – детям!» – киновоспитание детей и юношества на современном этапе
  • С. Б. Цымбаленко, О. А. Барановым, м. Софией (Ищенко), М. В. Кузьминой.
  • И. В. Демидов и В. В. Солдатов
  • Изменение себя – изменение мира: опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми из асоциальных семей в Тверской области
  • Межпоколенческий диалог и детское кинотворчество
  • Диалог культур как диалог поколений
  • «безмолвное поколение» в «бездетном» информационном пространстве.
  • Межличностное общение среди сверстников и равноправный межпоколенческий диалог – это клеточка, которая призвана вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетворчества.
  • Использование произведений киноискусства в воспитании школьников
  • Методика медиаобразования
  • Общая схема обсуждения медиатекста