Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И цумадинские уроки




Скачать 276.88 Kb.
Дата03.07.2017
Размер276.88 Kb.
Рабочий вариант 28 июня 2009г ЦУМАДА. ЦУМАДИСТАН И ЦУМАДИНСКИЕ УРОКИ Эмоциональные раздумья в связи с 80-летием Цумадинского района 1. ЦУМ В США демонстрировали. фильм о Второй мировой войне под названием « Неизвестная война», в котором заслуги США в победе во Второй мировой войне превозносились, а великая заслуга с миллионными жертвами народов Советского Союза в реальном избавлении человечества от фашизма были приуменьшены. Цумадинский район мне напоминает «Неизвестный район» Дагестана, ибо почти 90 дагестанцев ни разу не бывали в этом, самом отдаленном и высокогорном районе. Поэтому я решил поведать читателям о моем родном районе. Это не документальное, а субъективное повествование с философскими включениями. Мои раздумья адресованы к сердцам добрых, думающих и отзывчивых людей, а таких в мире абсолютное большинство. И так, начнем. «Цум»-по аварски означает «орел», а «орла», к примеру, на чамалинском языке называют «ахаша» , багвалинском- « шурикча», тиндинском –«ссу», хваршинском- «це», инхвокваринском-«хъарчигъан», на цихалалском-«цсо. И, тем не менее, общность народов Цумадинского района очевидная и она исходит из далеких, хурритских времен. Удивленный феноменом существования в одном районе обилие бесписьменных языков известный меценат и путешественник, гендиректор московской фабрики кухонной мебели «Форема» Омари Калаев специально приезжал в Цумада, побывал во многих селах и решил, что « Цумада- должен стать притягательным центром для международного этнологического, этического,экологического, лингвистического, оздоровительного и экстремального туризма. И выразил готовность вместе с цумадинцами содействовать этому. Цумадинцы проживают не просто высоко в горах, а порой и на горе, доступной лишь орлам. Здесь трудно или почти не возможно отыскать майдана ( площадки) для волейбола так, чтобы мяч после удара не улетела в пропасть. И сакли над утесами- привычная особенность Цумадинской архитектуры. Помню как меня в детстве перевязывали веревками и спускали в пропасть за роем пчел, которые приютились на деревьях, растущих в скалах, рядом с гнездами орлов. Орлы и цумадинцы как бы из одних корней и устремлены к вершинам. Они синонимы и это соответствие вполне допустимое. Орлы парят и летают над ущельями и над людьми, а когда же смельчаки поднимаются на остроконечные вершины с продуваемыми со всех сторон ветрами, то орлы из-за уважения к этим храбрецам спускаются ниже, приветствуя смельчаков на сквозном ветру. И взошедшие на вершины зачарованно наблюдают восход солнца и грациозный полет орлов. Это нескончаемое очарование исходит из глубины веков и продолжается по сей день на радость всем нам. И продолжится, я уверен, в веках при любых политических ветрах, ибо природная красота и настоящая истина не подвержены девальвацию по человеческой прихоти. Семь народностей Цумады издревле жили, живут и будут жить в братстве и семь их языков никогда не мешали взаимопониманию цумадинцев. Безусловно, бывали дискуссии между соседними аулами по поводу пастбищ, но и этот вопрос аксакали (аксакалы) решали с достоинством. Этот неистовый и поистине высокогорный район Дагестана восхищенные цумадинцы и их гости любовно называют «Цумадистаном», подразумевая, что этот район не имеет аналогов в мире. Цумадинцы решились даже на создание своего герба, гимна и знамени. Это- не противопоставление всем и всему, а лишь попытка выразить свою особенность в общедагестанском и всероссийском пространствах. Можно учредить еще и общественный орден « За заслуги перед Цумадистаном» и диплом « Почетного Цумадинца». К тому же эти новшества не противоречит законам России и Дагестана о местном самоуправлении. Мне нравится само название Цумада. Что-то величавое, чистое, зовущее, таинственное и возвышенное я ощущаю в нем. Не зря же психологи отмечает, что имя влияет на характер человека и народа, но даже и на эпоху. Мне тоже верится этому постулату, ибо вначале было слово. Нижеизложенное тоже подтверждает это наблюдение. Когда по Европе только начал бродить призрак коммунизма, в Цумада уже были институты народовластия, свободы и свободных суждений. В горах все соткано из свободы и испытываешь необыкновенное наслаждение быть свободным и находится среди равных, свободных, простых, добрых, красивых и достойных людей! Свобода и Честь- внутреннее составляющее цумадинцев. Свободе мысли, человеческому достоинству и уважению к другим я учился у гор, орлов и водопадов и, кончено же, у горцев. Достоинству и трудолюбию я учился не только у односельчан: Ахмеда и Магомеда Ашиковых, Мухидина Магомедова и Мухли Магомедова, Джабраила и Мансура Пириловых, Абакара Измаилова и Алигаджи Магомедова, но у Залимхана Зубаирова из Ричаганих и Магомеда Алиева из Верхней Гаквари, Мутарпаши из Агвали и Исмаила из Хуштада идругих цумадинцев, которые не наставляли меня, а сами вели жизнь высокой Чести. Им я подражал и никогда в жизни я не мог ни словом, ни деяниями переступить этот Порог Чести чистейших цумадинцев! В Цумаде не были ни князей, ни рабов. От рожденья здесь все свободные (уздены) и равноправные граждане. Здесь НИКОГДА не было рабство и работорговля! Здесь люди как горы и их не возможно покорить. К ним можно и нужно только приблизиться и подняться. С ними нужно и можно подружиться. И это взаимно и навсегда. У цумадинца не возможно ничего отнять, но у них можно все материальное выпросить. Здесь все обращаются друг с другом только на «ты»! Здесь нет депрессии и меланхолии, химии и льжи, апатии и гипертонии, холестерина и неврозов, бессонницы и агрессии, отчаяния и истерию. Здесь есть жизнь и желание жить, работать и любить. Здесь стыкуются миг и вечность в сочетании с библейско-коранической чистотой! Кто желает долго жить, должен жить в горах или чаще приезжать в горы! Здесь иммунная, кроветворная и патентная системы сразу же приобретают молодость, а тестостерон и эритроциты зашкаливает выше нормы. Старшая сестра моей бабушки- Марьям в возрасте 110 лет жаловалась мне на угры на коже лица: «-А не начнут ли они расти изнутри щеки». А вторая тетя –Патимат-никогда за свои 100 лет не выезжала за пределы аула и не знала аварского языка, зато на чамалинском языке рассказывала бесконечное число сказок. Я их не записал и жалею об этом до сих пор. Третья тетя-Заграт- вынуждена была выехать в далекую Шикъири, откуда были выселены чеченцев- наших соседей. Цумада- безальтернативная, единственная, уникальная и неповторимая . И сколько бы не рассказывали мне о красотах Швейцарии и Канарских островов, волшебство Цумады для меня выше, шире, естественнее и притягательнее. Здесь зимой снег не доходит до Агвалинской долины и даже в августовскую жару на Аддала-горе ледники со времен Адама и Евы. Семь поясов фауны и флоры. Семь языков. Семь народностей. Трудно отыскать в глобализирующем мире подобного, не тронутой цивилизацией и временем района! Занести бы Цумадистан в реестр природного парка под эгидой ЮНЕСКО или Правительства России! Блаженная и божественная Цумада! Моя молитва и моя Мекка! Не знают о тебе не только в мире, но и в России. Даже сами дагестанцы- редкие госты твои, ибо далеко до тебя и нет дорог сквозь тебя. Здесь нет ни ресторанов, ни казино. Здесь нет даже банка. В советско-коммунистическое время в райцентре-Агвали успешно функционировал банк под руководством профессионала высокого класса Джахбара. В современной ( как будь-то бы демократизирующей) России под руководством властвующей партии «Единая Россия» решили ликвидировать банка в Агвали и заставлять за сотни километров добираться цумадинцев в Ботлихский банк по ухабистым дорогам. И надо ус петь до 12 часов дня. Не успеешь- пеняй на себя. Диагноз этой партийно-государственной глупости: « Наплевательство!». Через Цумада не проходили караваны и шелковый путь. Цумада- аппендикс Отчизны: без него не рождаются и его не замечают до острого приступа. У каждого района Дагестана своя особенность и хорошо бы со школьных лет дети Северного Дагестана посещали Юждаг и наоборот. От этого мы-дагестанцы стали бы еще ближе, богаче и роднее! В Цумаде свое измерение, свой дух и своя ментальность. Здесь не увидите плачущего мальчика, ибо с рожденья знает он, что «мужчина никогда не плачет и не жалуется». И капризных карапузиков за едой не увидите и хлеба не найдете выброшенным, ибо знают в горах с каким тяжелым трудом создается и достается хлеб. Здесь младший всегда встанет перед страшим и гостя считает посланником судьбы. Даже Президент встает когда входит старший по возрасту. Здесь никогда- НИКОГДА- не услышите осквернительных слов, ибо это может привести к большой трагедии. Никто в горах не потерпит матерных слов без которого жизнь кое-где давно стала не мыслимой. Здесь сын НИКОГДА не покурить и не станет выпивать при отце или старшем брате. Вообще-то, среди цумадинцев маловато любителей покурить и выпивать. Здесь мама встречает сына стоя, воспытивая в нем МУЖЧИНУ. Зато отец может хмуро взглянуть на сына из-за его проступка. И старший брат может поругать младшего. И этого достаточно, чтобы проступок не повторился. И никаких нравоучений и наставлений. Здесь не подает руку тому, кто ударит жену, ибо слабого обижать -не геройство. Здесь еще рождаются рыцари. «-Если твой дом у дороги, то тебе обеспечена дорога в рай»-есть такая поговорка у цумадинцев. И еще говорил мне 100-летный Хаджимахаммад Накаев, что «-Къиралом (королем, президентом, главой) должен быть мужчина, который еще способен волноваться при встрече красивой женщины».Это было уже в завершающий период одряхлевшего Брежнева. Удивительным трудолюбием, спокойствием и мудростью отличался Хаджимаххаммад. Его младший сын-Ахмед рос отчаянным крепышем. И однажды, прыгая с крыши одной сакли Ахмед не допрыгнул до крыши другой сакли упал и от полученных травм не мог даже встать. Отец подходит к нему и спокойно говорить: «-Сынок, у тебя, наверное, все болит. И я не знаю куда тебя ударить за твое хулиганство». Не ударил и понес сына домой. Ахмед вырос Апполоном. Вообще-то, цумадинцы – люди крепкого сложения. Это подметил даже Гамзат Цадаса. Вспомните его стихотворение об Агвалинском Мажиде, у которого гигантские руки. Вероятно, необходимость подниматься на вершины и подтягиваться к звездам формируют их дух и тело. В полдневный жар пастухи любят с биноклем в руках восседать на этих головокружительных высотах и обозревать ассамблею скал и склонов. И ощущает человек в такие минуты свое единство и воссоединенность с этим сказочным миром и очарование самой жизнью. А кому посчастливилось ночевать вместе с чабанами на этих вершинах, тому открывается бесконечность звездных миров во Вселенной. Но даже с этих головокружительных высот поднебесной Цумады все равно не раскрывается увлекательная тайна мироздания. И пока объемно постичь эту тайну никому не удается. 2. Посидим у очага Я соткан из этих вершин и ущелий, а потому нет никакой тайны и исключительности в моей любви к Цумадистану. Без этой любви к Цумаде я не был бы способен возлюбить Мир и народов, в нем живущих, вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности. Я люблю разнообразие этого мира и не защоренных фанатов в хрупком мире нашем. Эта естественность для нормального человека. И чувствую я свой долг поведать другим о чудном районе и его чудесных людях. И потому продолжим повествование у горного очага, а затем и я тоже выслушаю Вас с огромным наслаждением у горного родника. Я бегал по этим вершинам, засыпал на этих камнях, загорал под горным солнцем. Слушал песен водопадов и рек. Здесь с каждым серпантином я знаком и зимой босиком по сельским переулочкам бегал без печали. И за козами мне приходились в такие скалы подниматься, что нынче это вспоминается как сон и повествование лунатика. Стоит подниматься в Цумада раз в году или, хотя бы, раз в жизни, чтобы осмыслить бытие и ощутить величие и разнообразие Отечества. Зачем, не пойму я, нас влекут турецкие берега и завлекают арабские пустыни, когда у нас столько еще первозданных красот! Не зря же Владимир Высоцкий до хрипоты пел «-Лучше гор могут быть только горы». И эта правда. Давно ощущаю я обиду гор на нас и их надежду на нас! Потому я тороплюсь в горы, не очень-то задерживаясь не только в шумных городах, но даже на песчаных берегах седого Каспия. Тороплюсь из шумных столиц в скромную саклю свою, что над утесом. Здесь под песней речки засыпаюсь я без всяких снотворных. Не много же нужно человеку в жизни! Цумадинцы, как в прочем и все дагестанцы, будучи очень гостеприимными, ни в кои времена не дозволяли врагам восседать на своих вершинах. Помнят в народе строки из былинной поэмы о войне с могущественным тираном- Надыр-Шахом Иранским. « И пришли чамалинцы и багвалинцы в Андалал для войны с не прошенными персами». У цумадинцев, как и у всех дагестанцев, сильна генетическая память. А потому быстренько очистили Цумаду в августе-сентябре 1999 года от международных бандформирований, вторгшихся из Чечни в Цумаду. Среди них, к стыду нашему, оказались и пара этнических цумадинцев тоже. Незваные пришельцы, вооруженные чужеродными идеями и с оружием в руках, осмелились диктовать независимым цумадинцам как им жить и чем заниматься. Какой примитивизм, ибо у горца настолько высоко свое достоинство, что с любым Президентом и Королем, Шейхом и Маршалом, Эмиром или Премьером он разговаривает на равных и только на равных с соблюдением принципа человеческого взаимоуважения. И отношение к смерти у горцев вполне спокойное. Известный кавказовед Е.Марков давно писал: «-Человек умирает здесь твердо, как мужчина, не торгуясь за свою жизнь, не входя в трусливые сделки с совестью». Вместе с главой МЧС Цумадинского района Тагиром Ахмедовым я встречался с некоторыми из этих пришельцев в Эчединском майдане. Долго беседовали. Тогда еще не было им поздно призадуматься, переосмыслить свои убеждения, отказаться от инъецированной им агрессии. Искренне сожалею, что те молодые, вооруженные люди не вняли нашим советам и первыми пролили кровь, убив ни в чем не повинных дагестанцев. Они стали обыкновенными убийцами, а убийц любое общество отвергает от себя. Кощунственно при этом апеллировать к исламу, ибо никому и ни одна религия не проповедует насилие. Я изучал ислам с детства и понял, что сутью не политизированного, а нормального ислама является миролюбие, милосердие, стремление к знаниям, сострадание и благотворительность. В исламе воспета любовь к сиротам и возвеличена женщина, а экстремисты же порождает новых сирот и траурных женщин. Ислам зиждется на доброте, а не на крови и насилии, не в страхе и страхе, не на убийствах и увеличения число сирот. В исламе запрещено не только убывать другого, но даже и самого себя. Эта пререгатива Творца и не пристало человеку посягать на функцию Всевышнего. И, вообще, разумное никогда не нуждалось в диктатуре! А сила оружия всегда порождают негодование, ненависть и возмездие. Живи со своими убеждениями, но не навязывай их силой другому или другим. В этом вся премудрость мирососедство. В школьные годы я увлекался геологией и даже успел поработать разнорабочим шахтером вместе с дядей Исрапилом. Потом узнал, что цумадинские горы не хранит в своих тайниках золото и нет здесь нефтяных пластов и залежей урановой руды. Это и хорошо, ибо никто и ничто не угрожает чистоте и первозданности цумадинских высот. Зато есть здесь истоки рек с чистейшей водой и громады древних ледников. Здесь нет асфальтных трасс и фешенебельные отели, зато здесь есть извилистые серпантины и изящные пещеры, где никто не мешает человеку размышлять о бытие наших предков и о вечности мироздания. Здесь усталые, мятежные, ищущие и отчаявшиеся приобретают покой души и телесную радость. Здесь есть первозданные родники и талой воды потоки. Сюда за тысячи километров на целительный водопой прилетают птицы из дальних краев и стран. Здесь ягоды и цветы на всем обозримом пространстве. Здесь, под гакваринскими водопадами можно освежить усталые мышцы, а в инхвокваринском минеральном, йодосодержащем источнике «Регьа» рубцуются любой давности желудочно-кишечные язвы исчезает зоб и устраняются боли в изношенных суставах, а сон становится младенческим. Вряд ли существует в мире более мощной, целебной воды, чем инхвакваринская. И здесь особая энергетическая аура! Когда предприниматели захотели «бутылировать» эту воду и продавать ее горожанам во имя «больших прибылей для инхвокваринцев», то эти достойнейшие горцы не приняли такие «дары» и ответили: «--Не следует торговать тем, что не создано нами!» Разве это не нравственный урок для сообщества предпринимателей! Порой, кажется мне, что бескрайная наша Россия завершается высоченными горами Цумадинского района или же беспокойная и не очень-то обустроенная Родина наша начинается с района Орлов. Это смотря как встать к Цумадистану: лицом или спиной. Мне до сих пор представляется, что Цумадинский район является не только самым отдаленным, но, как ни обидно, и самым обездоленным во всей необъятной России. Когда увидела неимоверные тяготи цумадинского быта, известная в Советском Союзе педагог Большого театра, балетмейстер Маргарита Юсим сказала, что «- Этим людям нужно щедро платить лишь за то, что они живут здесь!» Я благодарен каждому, кто был, есть и будет полезен Цумаде! Хочу, чтобы таких стало больше.Каждому кто воспел, возвысил и благословил ее! Каждому, кто понял, полюбил Цумаду и помог этому району, расположенного в закоулках страны. 3. Поднимемся в Хушети Сомневающихся в обездоленности цумадинцев приглашаю подняться в Хушети, что на границе с некогда дружеской нам Грузией и куда хушетинцы без виз издревле шли к своим грузинским кунакам. И грузины были частыми гостьми у своих цумадинских друзей. Новые времена и новые лидеры разобщили людей во имя собственного вождизма. Бог создал мир единым, а политики и военные разграничили и разъединили людей и народов. Божья Земля и Совесть Людская оскорблены высокими заборами, строжевыми вышками и колючей проволокой. Здесь, в Хушети, где до сих пор нет ни автодороги царствует беспросветная бедность в саклях и величайшая чистота в людских сердцах. До сих пор дорога на эти вершины проходят по краю скалы над бурными потоками Андийского Койсу. Я был покорен древнейшей традицией хушетинцев устанавливать в нище кладбищенского забора по его периметру камни с высеченными на них именами хушетинцев, которые похоронены за пределами аула. Таким путем, уходя в вечность, хущетинцы собираются вместе. Мудро! Смею предположить, что хушетинская традиция сбережения в камне и мраморе памяти об ушедших позже стала всемирной. А, ведь, археологи установили, что возраст здешних вулканических гор за пределами 25 миллион лет и, что человек появился здесь 2 миллиона лет тому назад. В Хушети я ел лепешки, испеченные на тонких к а м е н н ы х плитах. Вряд ли можно существует в мире более вкусного хлеба! Из этих вершин не захотела уехать изумительной красоты медсестра Ася Денисенко во время переселения хушетинцев на равнину, ближе к морю и городу. Ася поработала в этих труднейших условиях в течение 9 лет и погибла зимой, когда торопливо рано утром шла на помощь роженице в соседний аул –Цихалах. Поскользнулась и упала в пропасть. Хушетинцы и хваршинцы уговорили брата погибшей Геннадия Денисенко оставить свою сестру на века с ними, на этих полюбившихся ей вершинах. И согласился брат на мольбу горцев. На базальтовом надгробие незабвенной Аси хваршинцы высекли бессмертные слова «ПОДНЯЛАСЬ И ВОЗВЫСИЛАСЬ». Отмечено верно, ибо Ася после детского дома и медицинского училища поднялась к горцам, усвоила языки аборигенов, служила им и погибла при исполнении своего долга, но навеки осталась в памяти благодарных современников и потомков. А это не гибель-это возвышение! Ася возвысилась в сердцах благодарных цумадинцев. Ее именем назвали фельдшерско-акушерский пункт в Хваршины. Ее именем называли новорожденных дочерей. Плачь горских женщин об Асе не возможно слушать без слез из сердца. Разве это не сюжет для добротного художественного фильма о любви, долге и благодарности! К стати, Центральная студия документальных фильмов Советского Союза сняли получасовой документальный фильм об Асе Денисенко по названием « Мир оставляю Вам…». Бессмертный фильм! Советского Союза уже нет, но фильм , к счастью, сохранился в Дагестанском телевидении. И хорошо бы показать этот фильм в Дагестане и в Москве накануне 80-летия Цумадинского района. А в современной России я никак не найду средств для снятия философского фильма « Пять молитв о Дагестане». Вообще-то, цумадинцы умеют безошибочно определят степень человечности в каждом живущем здесь и приезжающим сюда. Приезжал на эти вершины и знаменитый доктор-хирург-ортопед ученый и писатель Ариэль Алесандрович Аренберг. Он полюбил цумадинцев и они ответили ему тем же. Торопливым и эмоциональным цумадинцам сложно и долго было называть моего друга по имени и отчеству, а потому они просто и точно назвали его Орлом и всякий раз ждут приезда в горы друга-Орла. Кстати, никогда я не услышал более страстного исполнения легендарной песни Расула Гамзатова «Журавли», нежели в исполнении цумадинского учителя Хайбулы Даудбекова! И когда вижу полет орла, то я вспоминаю моего друга из Израиля Ариэля Аренберга, а когда же слышу голоса журавлей, мне явно слышится среди них и голос моего дивного, гордого и незабвенного земляка Хайбулы Даудбекова. А когда же цумадинцы восседают на многовековых камнях в вечерний час в годекане( центральная площадка в ауле), то не торопливые беседы аксакалов мне напоминает форум сенаторов в мраморном амфитеатре Древнего Рима. Только у римлян многовато было коварства и амбиций. В горах нельзя, не возможно и не допустимо быть петухами и подлецами. В горах возможны ошибки, в том числе даже трагического характера. Ошибок прощают в горах. Но коварство и подлость не прощают никому и никогда, Здесь честью и совестью дорожать, хотя и этих ценностей постигает эрозия времени. Здесь еще сильно куначество ( братание), джамаатское (общеаульское) мнение и маслаат (примирение), хотя иногда у иных самомнение превалирует над мнением односельчан. 4. Тинди-это древный Рим Однажды у меня вместе с московским профессором из Института Мировой Литературы РАН Казбеком Султановым и Президентом Московского центра культуры «Дагестан» Арсеном Гусейновым состоялась добротная встреча с Генеральным директором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым в связи с его намерением снять художественный фильм «Амалат-Бек» по трагической повести не менее трагического писателя Александра Бестужева-Марлинского. Для снятия эпизодов той эпохи именитому режиссеру мы настоятельно рекомендовали Тинди- самый большой аул Цумадинского района. В тиндинской школе я учился и жил в интернате. Я сразу же влюбился в Тинди. Это было первое в моей жизни-зарубежье. Тинди мне напоминает Рим, вознесенный на вершину. У тиндинцов хватило мудрости не разрушить старый аул, а построить поблизости новое поселение. Ни одного дома не разрушили! Получилось красиво и достойно! Не для всего ли мира поучителен этот тиндинский урок сбережения памяти и памятников, ибо ни одно поколение не имеет морального права разрушать то, что оно не воздвигнул, не построило и не выстрадало. Новое следует создавать не разрушая память и не проклиная историю! В каждом ауле района выстроены памятники, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Много не вернувшихся. Много их полегло на полях сражения за Правду, Достоинство и Независимость! Много цумадинцев покоятся и в братских могилах по всей Европе! Очень много. Вечная им память! И не дай Бог, нам и будущим поколениям забыть подвиг этих молодых и храбрых освободителей Европы от фашистской чумы. И моя радость пребывания в Тинди, не меньше от того восторга, которого я испытиваю от красот Дамаска или Стамбула, Праги или Киева. Выдающийся академик архитектуры Геннадий Мовчан издал великую книгу «Старый аварский дом».Она удостоена Государственной премии России! И начинается книга с повествования Тиндинской архитектуры! Каждой тиндинский, цумадинской, дагестанской семье пристало иметь эту книгу-шедевр у себя дома, а потому хочу верить, что бизнесмены из Тинди переиздадут эту уникальную книгу, а разрешение на ее переиздание от сына автора- Дмитрия Мовчана получено. 5. Поклонимся же женщинам В военные годы бывало в горах, что женщинам приходилось копать могилы умершим односельчанам и похоронить их, ибо в селах в те годы оставались лишь женщины и мальчишки. Не забудем же и о подвиге матерей, бабушек, сестер и дочерей Дагестана! О них мало сказано и еще меньше написано. Женщинам Дагестана не свойственно жаловаться на судьбу и упрекать мужчин за дискомфортность своего житья. Они молча несли тяжкий свой крест не только в годы военного лихолетья. Они отдали все свои серебряные украшения (а золотых украшений и бриллиантов я не видел с роду у горских женщин) на фронт, на Победу. Не оттого ли беднее всех в мире были одеты женщины гор Но, более всего, досталось горским женщинам при выполнении изнурительной работы в колхозах за килограммы мяса, пшеницы и картошки в конце года В моей памяти навсегда запечатлелся силует горянки, согнувшейся от неимоверной тяжести снопа сена на спине, что она несла с малых лет по горным ухабам в жаркий день за несколько километров в сельскую мечеть, превращенную идеологами коммунизма в колхозный склад. Это был пожизненный крест горянок! Это был Гольгоф горских женщин! И старели горянки рано и болели тяжко, но они НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛИСЬ. Об этих Мадоннах не сложены великие поэмы и оды; не написан ни один роман мирового уровня. Рахитичные фильмы и худосочные строки не в счет. Два года, как равный, я жил в семье Умакусум Абдулатиповой, когда после школы работал в Гигатлинской семилетней школы. Пятеро ее сыновей и я еще в эту же семью, как племянник кунака (друга, брата) ее незабвенного мужа. И был я для нее шестым сыном. Возможна ли такая щедрость и такая доброта в так называемом «цивилизованном» мире! Цумадинцы ежегодно сдавали государству сотни тонн мясо, шерсти, молоко и зерна И это был почти каторжный труд. И цумадинцы в изнурительной жаре и под стаями жестоких кровожадных комаров строили 140-киллометровый Октябрьский канал для обеспечения городов Дагестана водой И цумадинцев выселяли в аулы выселенных чеченцев и после возвращения чеченцев вернулись в свои же разрушенные сакли, оставив в целости дома чеченцев. При этом цумадинцы не получили материальных компенсаций. Цумадинцы тоже осваивали заброшенные, болотистые, кутанные земли на равнине, болея при этом малярией и умирая от истощения организма и не привичных для них болезней Жили строители тогда во влажных землянках, как воины в Великой Отечественной войне. Не забыть бы нам и об этом трудовом их подвиге, не отмеченным нигде, ни кем и ни чем. И неверно когда ура-националисты с высоты современности негативно упрекает горцев словами «-Понаехали тут..». Жизнь так коротка, что не стоит ее потратить на принижение и унижение других, ибо это всегда контрпродуктивно. Вспоминаю своих школьных учителей: чамалинцев, тиндинцев, багвалинцев, аварцев, ахвахцев, ботлихцев, кумыков, лезгин, тат, осетин, грузин, армян, азербайджанцев и, конечно же, русских. Малик Мусаев-Цедатлинский, Расул Халидов-Гакваринский, Сиражудинов Абдурахман-Тиндинский, Расул Газиев-Агвалинский, Сааду Гимбатов-Ободинский, Ирина Зайцева ( Карпова) из Сталинграда… О,как же они вдохновенно работали в горских школах! Они понимали и любили детей. Дети и их родители тоже отвечали учителям искренней любовью. Помню как всем селом (все) вышли за аул провожать Таисию Илларионовну и Евдокию Ивановну после их многолетней работы в нашем районе. Фамилии их уже не припоминаю. К тем же больным и пожилым, сельчанам, которые не могли придти их проводы, учителя сами пришли в их сакли, чтобы попрощаться. Русских учителей горцы провожали, не стеснялись своих слез. Я это видел! Плакали учителя тоже. Никогда не было у цумадинцев антирусской или любой иной антинациональной настроенности, ибо с детства знали, что в соседнем ауле разговаривают на другом языке и это никак не мешает дружбе и любви друг друга и помощи друг другу. Хуштадинцы с любовью относятся к осетинской Лидии Ходовой, которая посвятила свою жизнь чистому и честному служению здоровью хуштадинцев Лида прекрасно говорить на хуштадинском языке. Все, буквально все цумадинские женщины благословляют Анну Герасимову- акушерку Цумадинской райбольницы. Она-профессиональ высочайшего класса! И таких примеров не мало в Цумадинском районе. Если Дагестан это ООН в миниатюре, то Цумада-это маленький Дагестан. К стати, многоязычие способствует цумадинцам легко усваивать любые другие языки. Вспоминаю встречу декана иностранного факультета Дагестанского педагогического института Магомеда Алиева с Послом Великобритании в Москве. Британский посол удивился безупречному языку своего собеседника и потому в конце встречи спросил: «-А Вы, случайно, не в Лондоне родились» Оказывается , Хуштадинский Магомед даже не изучал английский язык в школе. Замечательно, что в Махачкале воздвигнули памятник Русской Учительнице. Я-то воспринимаю этот памятник как нашу вечную благодарность учителям, ибо у того народа есть будущее, где учителей почитают больше, чем чиновников. Не забыть бы нам и о большом и важном труде всех тех, кто способствовал просвещению и укреплению здоровью цумадинцев, а также развитию экономики района. 6. Цумадинцы-люди верхнего этажа Из числа цумадинцев мало, до обидного мало приглашают талантливых специалистов на республиканские должности. За все 80 лет из числа цумадинцев всего троим позволили стать министрам Дагестана. За 80 лет только троим! Правда, один раз случилось то, что писателю и журналисту из Тлондода Магомеду Шамхалову доверили республиканскую газету «Красное знамя» на аварском языке. Кроме слова восхищения о его деятельности в качестве главного редактора газеты «Красное знамя» я не услышал других мнений. Дагестанцы знают и большую работу главного травматолога-ортопеда Дагестана, профессора Магомеда Омарова и главного сексопатолога республики, профессора и депутата республиканского парламента Ахмеда Азизова. А когда , во время открытия во Всероссийском музее (Москва)декоративно-прикладного и народного искусства персональной выставки гениального ювелира, Народного художника России Магомеда Джамалудинова, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедова, то я радовался за талант и мудрость этого красивого и талантливого цумадинца. Других случаев приглашения цумадинцев на республиканские высоты мне не припоминаются. Во власти республики всегда было стеснительное отношение к цумадинцам. Нет никаких признаков излечения от этого хронического недуга. И это в родном-то Дагестане, где якобы всегда пытаются соблюсти этноравновесие во власти. Пока вблизисидящим , вблизинаходящимся и по близости расположенным отдают большие кресла, не остаются их для далеко живущих цумадинцев, хотя Цумадинский район рождает много ярких личностей. Такая кадровая установка пораждает в душах цумадинцев ощущение своей отстраненности от политической, общественной и экономической жизни Дагестана. Мне не раз приходилось слышать от цумадинцев: «-Соблюдая в Дагестане национальное квотирование во власти позабыли о равновесие районных представителей во власти и потому нас давно не замечают и пренебрежительно оставили на обочине властной пирамиды, хотя мы- люди из «верхнего этажа», но до властных этажей мы никак не взберемся…». Напомню, что первые выпускники- цумадинцы с высшим образованием в районе появились лишь в 60-е годы прошлого столетия. Магомед Шамхалов и Амир Магомедов из Тлондода, Хандула Магомедов,Закарья Абдулкеримов и Бадави Гаджиев из Гаквари, Абдурахман Магомаев, Абдула Магомедов и Курамагомед Магомедов из Тинди, Марьям Кахиева и Магомедзагид Магомедов из Агвали, Шапигаджи Исаев и Магомед Дибирасулаев из Гигатли…Вспомним, что из Цумадинского района лишь вначале ХХ1 стали девушки поступать в Высшие учебные заведения. В этом великая заслуга Секретаря Цумадинского райкома КПСС по идеологии Зайнаб Магомедовой, которая проявила настойчивости и мудрости для уговаривания родителей отпустить своих дочерей на учебу в Махачкала. Вообще-то, есть настоятельная необходимость создавать историко-этнографический музей Цумадинского района! Когда к Абуталибу Абдулмуталимову- крупнейшему в Дагестане промышленнику, аграрнику и строителю в Кизляр и Кизилюрт сегодня приезжают коллеги из Италии, Израиля, Голландии и Москвы с целью налаживания делового сотрудничества с абуталибовской «ДЭА»-фирмой, то я радуюсь за этого масштабного цумадинца, который мог бы давно и с блеском возглавить правительство Дагестана, ибо Абуталиб- это дагестанский Столыпин по своей мобилизованности на созидание. А разве хозяйственная и управленческая деятельность Олимпийского чемпиона Саида Муртузалиева в качестве главы Кизлярсккого района не вызивает у кизлярцев чувство благодарности к нему 7. И помнится еще… Помню свое детство в хуторе Асатхе, где еще не было стекло и на оконные рамы натягивали брюшину быков. Я свидетель первой «лампочки Ильича» , первого радио и радиоприемника, первого первого телевизора, первого автомобиля и первой автоаварии в районе. И даже был знаком с гигатлинкой, которая в день празднования приезда в Гигатли первой машины с легендарным водителем –Канзула- угостила машину сеном, ибо, по ее мнению, люди забыли накормить главного виновника-автомобиля- на торжества. Помню даже первого немецкого трофейного мотоцикла в Агвали, на котором после окончания войны Тлондодинский Хайбула Абакаров приехал из Берлина ( ! ) до Агвали (!), что указывет на высокое качество немецкой продукции и сверхвыносливости советского солдата! Помню Героев, вернувшихся с войны! С орденами на гимнастерках и костылями в руках. Я даже помню гимерсинского Магомеда Гасанова, вернувшегося из плена. Об его трагической судьбе блитательно написал талантливый врач и журналист Абдурашид Саидов. Уверяю, что повесть « Узник двух лагерей» посильнее Шолоховской повести «Судьба Человека». Издать бы эту повесть и снять бы фильм о судьбе юноши, прошагавшего всю Европу и испившего горечь войны, плена и не справедливости. Помню как провожали односельчан на службу в Советскую Армию и как их встречали! Это были Праздники! Помню первых киномехаников (Хайбула Азизов, Абдулла Тиндинский, Халилахмад Магомедов), первых депутатов( Ачуева Патимат и Шапигаджи Исаев),первого радио-телеинжинера (Курамагомед Саидов)….Помню, как в школе чернилу готовили из ягод и на каменных плитках решали теорему Пифагора.. Динамика времени фантастическая! Замечательно, что цумадинцы не страдают манкуртизмом и верхоглядством. У цумадинцев, как впрочем и у других дагестанцев, много бывало депутатов разных и разного уровня. Но один из них- Петр Плещаков- эксминистр радиопромышленности СССР сделал для Цумадинского района и других районов Дагестана значительно больше, чем любой депутат-дагестанец. Именно Плещаков помог построить в горах филиалы радиоэлектронных заводов, где молодые люди работали в халатах как медики и зарабатывали два-три раза больше, чем медики. Попробуем и о нем не забыть! Петру Плещакову за его гражданский, депутатский и государственный подвиг надо памятник бы в горах воздвигнуть! Цумадинцы до сих пор с благодарностью вспоминают Саида Саидова-отца Патимат Саидовой (жены Расула Гамзатова) за то, что безвозмездно передал трубы для проведения воды в аулы района. С большой радостью показывал мне ветеран войны Магомед Меджидов холодильник, подаренный ему Гамзатом Гамзатовым. Оказывается гендиректор Дагэнерго бесплатно снабдил всех ветеранов войны холодильниками. Спасибо Вам, Гамзат Магомедович, за множество Ваших благодеяний! Расширилась география жизни и деятельности цумадинцев. Кизляр, Кизилюрт, Махачкала, Москва, Днепропетровск. Министр торговли Сумской области –цумадинец Магомед-Шарип Галаев. Директор департамента авиации и космоса Малайзии-Саид Саидов-цумадинец, замгенерального консула России в Садовской Аравии, историк -Багавудин Алиев из Цумадистана. Депутат Европарламента Исмаил из Сильди- был человеком огромного авторитета в Турции. Имама Хасавюртовской мечети Магомеда-Саида Хуштадинского почитали и алимами в Арабском мире. Врачей, ученых, строителей и бизнесменов из Цумады, работающих в Дагестане и за его пределами не перечесть. Имя руководителя научного центра Уральского отделения РАН, академика Асхаба Асхабова широко известно в среде физиков. Гендиректор Сахалинской фирмы по прокладыванию газотрубной системы- Магомед Магомедов из Агвали спонсирует в августе волейбольный турнир в честь 80-летия Цумадинского района. Думаю, что этот пример своей полезности Цумаде станет заразительным. Когда речь заходит о Дагестане, голос лидера сирийских дагестанцев Бадрудина Авари из Акнада изменяется от ностальгии по району и Дагестану. 8. Стоит приезжать в Цумада Стоит приезжать в Цумадинский район, чтобы ночевать в Акнада- северной тюрьме имама Шамиля. В историю это небольшое село вошло под названием –«Шамилевская Сибирь». И это село было насильно (1944г) в Чечню после выселения чеченцев и тогда были ограблены богатейшие библиотеки акнадинцев, ибо в Акнаде родились много выдающихся ученых-арабистов. Которые работали даже в Арабских странах. В Европе популярен экстримтуризм с ночлегом в бывших тюрьмах с тюремной едой. Акнада- давно не тюрьма, а памятник природы рядом с бурной Тиндинкой. Правда, зимой солнце не успевает заглянуть в Акнадинское ущелье. Стоит приезжать в Цумадинский район, чтобы принять участие на ежегодных восхождениях ( в первые выходные августа) на ледники Аддала-Шухгэльмеэр (4151м),чтобы беседовать с молчаливыми метеорологами у подножья ледников и очарованно прикасаться к ледникам с толщиной в 300 метров. Наверняка, миллионы не видели ледниковых папах и бурок гор! Стоит почувствовать могущество этого белоснежного одеяния гор! Здесь озеро чистейшей воды куда на водопой приходят горные туры. Какие красивые творения эти горные туры! Заклинаю всех и навсегда: не убивайте горных туров! В Дагестане они должны жить в любви и раздолье, а не в страхе быть убитыми в любой день. Ничего же плохого никому и никогда они не сделали! Нет у людей нравственного права, чтобы стрелять в этих древних и редких животных, занесенных в Красную Книгу. Безусловно, у Цумадинского района древнейшая история, но как районное образование у него еще не век, а всего лишь 80 лет, которого цумадинцы запланировали отметить 6 августа 2009 года. И в этот день взгляд цумадинцев будет обращен не только на современность и будущее, но, безусловно, и на великое и драматическое прошлое. Цумадинцы не были изолированы от мировой истории. Они сами вривались в историю. Я знал Коркиева Хаджи, который вернулся из США, а ездил он туда вместе с другими кавказцами на заработки. Не знаю что он заработал, но богатым Хаджи не был. Видел я и изрешеченный плащ Хасбулы-цумадинца-участника русско-японской войны. Мне показывали фотографию 300-летия дома Романовых. И среди приглашенных в Царский Дворец был и цумадинец. У меня есть избирательный бюллетень, где вместе с Коркмассовым, Далгатом , Махачевым баллотировался и Халид Закарьев Гакваринский. И в Казани вместе с Владимиром Ульяновым учился цумадинский Магомед Сугратов, который впоследствии был избран Кадием Дагестана (судья) в Темир-хан-Шуре. И в революциях, и в гражданской войне цумадинцы принимали участие. Да и сталинские лагеря их не миновали. Легендарный Супьян Измаилов, первый студент в истории Цумадинского района- студент- журналист МГУ, провел 10 лет в ГУЛАГе за то, что выступил против подлости первого секретаря Ботлихского райкома партии. В тот период Супьян уже работал первым секретарем Ботлихского РК ВЛКСМ и был членом Бюро Дагестанского Обкома комсомола. И рассказывал Супьян, что он выжил из-за того, что работал завскладом в ГУЛАГе, а одежду заключенным стирала жена маршала Тухачевского. Сложный и не однозначный период истории нашей страны. В горах мечети были превращены в хлева. И представители Комбедов (комитет бедноты) измывались над зажиточными крестьянами. И в избачитальных ( клубы с библиотекой) по вечерам взрослые постигали грамотность. Цумадинцы жили далеко, но не изолированно от страны и они тоже выстояли вместе со страной. И в день юбилея пристало нам вспомнить всех поименно. А разве не заслуживает великого повествования жизнь и подвиг Паранга Магомеда, который всю жизнь вместе с сыном без зарплаты строил мосты и акведуки через неприступные скал цумадинских! Восхищенный его подвигом из Москвы собкор «Известия» Али Казиханов ( ныне-главный редактор самой авторитетной на Кавказе газеты «Северный Кавказ») приезжал в Цумада и написал прекрасный очерк о паранге. Затем поэт Роберт Рождественский о нем организовал телерепортаж еще в советские время. Хотели даже представит Паранга к званию Героя Социалистического труда, но, оказалось, что он не имел ни паспорта, ни трудовой книжки, ни политической подкованности. На вопрос «-Во имя кого или во имя чего Вы так безвозмездно трудитесь», бесхитростный Паранг сказал, что «-Он сделал все это во имя Аллаха». Надо было бы переводчику схитрить и сказать «-Во имя Партии, Правительства и исполнения решения очередного съезда КПСС» .Сооружения Паранга до сих пор функционально способные. О нем бы издать брошюру для внешкольного чтения. К стати, до сих пор нет ни одной книги по биографии и географии Цумадинского района. Будет чрезвычайно познавательным посещение некогда мощной, семиэтажной, но сегодня полуразрушенной Гигатлинской башни-крепости. А разве мавзолей и библиотеку друга Имама Шамиля, легендарного воина и ученого Загалава из Хварши не нужно посещать благодарным потомкам! Загалав завещал богатую свою библиотеку людям, но без право вывоза книг из аула. Часто в фотографиях рядом с Имамом Шамиля можно видеть его легендарного наиба Магомеда Кадылова из Гигатли. И каждый раз, приезжая в Цумада, я поклоняюсь Герою Советского Союза- танкисту Кади Абакарову. В бронзе он стоит перед зданием администрации района. Героем социалистического труда в районе никто так и не стал, ибо сложно что-то выдающегося посеять на горных террасах. В дни юбилея цумадинцы и гости, смогут увидеть уникальное и чрезвычайно смелую архитектуру Тиндинской мечети. На кинжальном острие скалы с двух сторон, не видя друг друга великие каменщики построили эту великолепную мечеть. Их имена не известны, как и имена великих наших предков. В горах историю писали кинжалом и кирькой, а не карандашом и ручкой. Наша задача сегодня изучить и описать эту историю. А потому цумадинцы решили воссоздать биографию 100 великих цумадинцев, включая туда и не цумадинцев, но внесших серьезный вклад в культуру, образованию, здравоохранение, экономику и нравственность Цумадинского района. Они великие в масштабах района! И живут в Цумада очень добрые люди с открытыми душами. Мне не приходилось встретиться цумадинца с дурным характером, совершившим безнравственные поступки. Духовным уродам и амбициозным эгоистам не место в горах, ибо суровые условия природы требует от человека быть не только смелым, но отзывчивым, бескорыстным и искренним. У цумадинцев спартанское воспитание и спартанская философия. И в их сердцах еще не оборвалась нить времени и связка эпох, утонченный юмор и иссякаемый оптимизм. И это здорово! Стоит подниматься на эти вершины, посидеть у родников, согреться у очага и вместе подумать о прошлом, настоящем и будущем Цумадистана. А главное подумать бы нам о том, что нужно сделать сегодня, чтобы наши села через столетия не превратились в Карфаген, как после хрущевской безмозглой политики укрупнения колхозов, изгоняя горцев из их родовых хуторов в села. Разрушенные хутора- исторический укор не только невежественным политикам, но и нам- наследникам славных предков. Может отыщутся мудрые бизнесмены, которые зарегистрируют свои фирмы в Цумадистане! 9. Встретимся у орлов Что же не хватает нам, чтобы придать новое дыхание и современное измерение жизни в горах Почему жизнь горцев в Турции, Греции, Исландии и Испании, Японии и Сингапуре, Австралии и Италии во стократ благополучнее, нежели у нас Там меньше воруют казну, чем у нас Не хватает нам ума и предприимчивости И почему же наш район в статусе вечных подачек Мы не способны сами себя прокормить Какая польза от нашего района России Почему так много инвалидности устанавливают цумадинцам Из-за отсутствия других источников дохода Даже чемпионы имеют инвалидность. Чем каждый из нас может быть полезен цумадинцам и Цумадинскиму району, Дагестану, России и Миру Думать бы не о том, что государство нам дает, а о том, что мы даем государству! Избавиться от психологии « подайте нам» и перейти в статус « мы можем быть полезными не только самым себе, но и стране». Это уже более высокий уровень гражданственности. Уверен, что цумадинцы на это способны. Созидателями современного уровня нам еще предстоит стать, выдавливая из себя потребительскую психологию. Попробуем собраться вместе, чтобы подумать о пройденных годах и будущем 80-летие района. А для переписки у цумадинцев и их друзей есть очень богатый сайт «Цумада» ( www.tsumada.ru ) замечательного цумадинца Гусейна Халилулаева ( gusen_ha Во сне часто я вижу Цумадинский район и на яву ежегодно совершаю паломничество в божественный Цумадистан! Это мой выбор, ибо там -эпицентр моего сердца, хотя судьба унесла меня далеко. Мне представляется, что у Цумады и цумадинцев гигантская энергетика, вселенская доброта и множество не реализованных возможностей. И когда на английском языке в Лондоне выступает Фатима Цумадинская на международном форуме эндокринологов, то у меня появляется вера, что когда-нибудь ученому из Цумада доверят заведование кафедрой в Оксфордском или в другом университете мирового уровня! Верю в добротное будущее Цумадистана и европейцы станут приезжать на эти вершины! Счастье цумадинцам и их друзьям! Встретимся под звездами на орлинных вершинах! Доктор Магомед Абдулхабиров , 89035773525, Цумада-Москва E=mail abdulkabirov@yandex.ru

  • »-по аварски
  • «хъарчигъан
  • 4. Тинди-это древный Рим
  • 5. Поклонимся же женщинам
  • 6. Цумадинцы-люди верхнего этажа
  • 8. Стоит приезжать в Цумада