Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И что мне не лететь до ленинграда




Скачать 152.01 Kb.
Дата04.07.2017
Размер152.01 Kb.
Ольга ШИЛИНА И ЧТО МНЕ НЕ ЛЕТЕТЬ ДО ЛЕНИНГРАДА.... Ленинград в творческой судьбе Владимира Высоцкого Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград... Наверное, трудно найти русского писателя, в судьбе которого этот город не сыграл бы сколько-нибудь значительной роли. Он мог нравиться или не нравиться, мог огорчать и радовать, мог восхищать и ужасать, но никого не оставлял равнодушным. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Достоевский, Блок, Есенин, Зощенко, Ахматова, Рубцов... Сколько в Петербурге - Ленинграде мест, связанных с их жизнью и творчеством! А что же Владимир Высоцкий Можем ли мы и его поставить в этот ряд Ведь всем известно, что Высоцкий никогда не жил в Ленинграде - он сугубо московский поэт: вся его жизнь и творчество тесно связаны с Москвой. Для него это действительно город главный, как известно, златоглавый... Но не будем спешить с выводами, ибо даже поверхностное знакомство с биографией и творчеством поэта убеждает нас, что Ленинград занимает особое место в его жизни. Любопытна одна деталь: многие события в жизни В. Высоцкого впервые произошли именно в Ленинграде. Первая песня - Татуировка - написана здесь; первая съемка поющего Высоцкого - документальный фильм Срочно требуется песня - проходила в клубе Восток; подготовка первой публикации стихов - в ленинградском журнале Аврора; даже пение Булата Окуджавы, во многом определившее дальнейший творческий путь Владимира Высоцкого, было впервые услышано им тоже в Ленинграде, во время съемок кинофильма 713-й просит посадку. Первое предложение работать в театре тогда еще выпускнику Школы-студии МХАТ Владимиру Высоцкому было сделано опять же из Ленинграда - актером и режиссером Роланом Быковым, руководившим в то время Ленинградским театром имени Ленинского комсомола. Высоцкий тогда отказался, но по окончании студии, еще до распределения, с несколькими однокурсниками (Романом Вильданом, Валентином Никулиным и др.) отправился в Ленинград, где показывался сразу в несколько ленинградских театров: Товстоногову в БДТ, Кондрашову в Театр Ленсовета и Акимову в Театр комедии, куда, однако, принят не был1 . Известно также, что он пробовался в Театр имени Комиссаржевской, но главный режиссер Сулимов сказал, что у него старческий голос, а сам он очень молод и что его, как режиссера, не устраивает это несоответствие...2 Высоцкий часто снимался на Ленфильме, был даже период в его жизни, когда он, по его выражению, жил в поезде Москва - Ленинград, ставший на какое-то время его творческой лабораторией. Ведь именно здесь была написана Песня о нейтральной полосе, доделана мелодия к песне беспокойства Парус3 . Приезжая в Ленинград, останавливался в гостиницах Выборгская, Октябрьская, иногда у друзей - у Романа Вильдана, Кирилла Ласкари... Здесь же, в гостинице Выборгская, что на Черной речке, где он жил во время съемок фильма 713-й просит посадку, познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его женой и матерью двух его сыновей. стр. 238 Стихов и песен, посвященных Ленинграду, в творчестве Владимира Высоцкого немного, но при этом по частоте упоминаний город на Неве соперничает в нем с Одессой и Магаданом, в целом достаточно часто упоминавшимися в произведениях поэта4 . Высоцкий неоднократно признавался, что его удивляет, как это поэты ездят в творческие командировки: съездил и зарифмовал впечатления. Поэтому он редко писал стихи по впечатлениям от поездок. Кроме того, Высоцкий ведь поэт балладного типа, он любил, чтобы в его песнях что-нибудь происходило, поэтому конкретные впечатления складываются в сюжет , а не в эмоцию. Так появляются и Саня Соколов, получивший по морде у Пяти Углов, и герой, выросший в ленинградскую блокаду и стоявший в очередях за хлебушком. Так появляется и Татуировка - первая песня Владимира Высоцкого. 1. ТАТУИРОВКА Владимир Высоцкий : Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка - нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: Люба, я тебя не забуду!. И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню Татуировка, только вместо Любы поставил для рифмы Валю5 . Не делили мы тебя и не ласкали, А что любили - так это позади, - Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, А Леша выколол твой образ на груди. И в тот день, когда прощались на вокзале, Я тебя до гроба помнить обещал, Я сказал: Я не забуду в жизни Вали! - А я - тем более! - мне Леша отвечал. И теперь реши, кому из нас с ним хуже, И кому трудней - попробуй разбери: У него - твой профиль выколот снаружи, А у меня - душа исколота снутри. И когда мне так уж тошно, хоть на плаху, - Пусть слова мои тебя не оскорбят, - Я прошу, чтоб Леша расстегнул рубаху, И гляжу, гляжу часами на тебя. Но недавно мой товарищ, друг хороший, Он беду мою искусством поборол: Он скопировал тебя с груди у Леши И на грудь мою твой профиль наколол. Знаю я, своих друзей чернить неловко, Но ты мне ближе и роднее оттого, Что моя - верней, твоя татуировка Много лучше и красивше, чем его! О том, как она была написана, сохранились воспоминания людей, близко знавших В. Высоцкого. Вспоминает Инна Кочарян, жена друга Высоцкого по Большому Каретному: Во-первых, я просто помню, как была написана самая первая песня. Это было в 1961 году. Я хорошо это помню, потому что Лева работал тогда на Увольнении на берег, а Володя там снимался. И вот тогда Володя написал эту песню Татуировка. Причем он подошел ко мне и говорит: Иннуль, ребята не верят, что это я написал, - ты уж подтверди6 . А вот как об этом вспоминает школьный друг Высоцкого Игорь Кохановский, правда, со слов В. Акимова: С осени 1961 года Володя стал писать песни. О появлении на свет первой, Татуировки, рассказал мне много лет спустя Володя Акимов. Он с Высоцким поехал провожать на Курский вокзал Инну, жену Левы Кочаряна. Они посадили Инну в вагон, у Володи (Высоцкого) была с собой гитара, и он решил на дорожку спеть Инне одну песню, которую, как сказал, сам написал сегодня утром. Спел Татуировку и очень сокрушенно посетовал, что никто, кому он уже успел исполнить, не верит, что это написал он (Инна вроде бы сразу поверила), и попросил все рассказать Леве и обязательно подчеркнуть его авторство...7 Еще один факт о написании этой песни содержится в воспоминаниях однокурсника В. Высоцкого по Школе-студии МХАТ Романа Вильдана и его брата, Ричарда Вильдана. Роман Вильдан : - Первую песню, Татуировка, Володя стр. 239 написал, вернее, записал, у нас, на 7-й Красноармейской, в присутствии моего брата. Ричард Вильдан : - Дома я был один. Мне-то Володя и рассказал про человека, который ехал в автобусе в майке. А после взял подвернувшийся под руку узкий и длинный листик бумаги, сел за стол и написал на нем текст. Я так полагаю, что текст у него в голове сложился. Володя направился к пианино , открыл крышку и стал подбирать мелодию. Я помню, как он сидел за пианино, что-то бормотал и слегка придавливал клавиши. Дело в том, что гитары у нас в доме не было. Текст Татуировки мне понравился. Я, помнится, еще сказал ему: Ну надо же, как интересно - из такой мелочи ты песню сделал!8 В дни памяти В. Высоцкого в 1995 году Ричард Вильдан через своего брата Романа передал черновую рукопись этого произведения в музей В. Высоцкого в Москве. Известно, что Татуировку пытались инсценировать в 1962 году актеры Театра миниатюр, в котором Владимир Высоцкий тогда работал. Об этой попытке он рассказал своей жене, Людмиле Абрамовой, в одном из писем из Свердловска, где в то время театр был на гастролях: ...Хотят инсценировать мою Татуировку. Сделать пародию на псевдолирику и псевдо же блатнянку. Я буду петь, а в это время будут играть то, что там есть, например: Я прошу, чтоб Леша расстегнул рубаху, и гляжу, гляжу часами на тебя! Актер, играющий Лешу, рвет на груди рубаху - там нарисована женщина-вампир, или русалка, или сфинкс, или вообще бог знает что. Другой становится на колени, плачет, раздирает лицо и глядит, а сзади часы - стрелки крутятся. Можно, чтобы он глядел 7, 8, 9, 10, 11, 12 (больше нельзя) часов. Так всю песню можно сделать. Но это - проект. И потом - мне немного жаль Алешу, Валю и самого, у кого душа исколота снутри9 . Эта попытка инсценировать Татуировку весьма показательна, ибо она подтверждает драматургичность песни - наличие в ней конфликта, столкновения, хотя и не такого острого, как в последующих произведениях поэта. Здесь пока еще все очень тонко, лирично и легко разрешимо: Но недавно мой товарищ, друг хороший, Он беду мою искусством поборол: Он скопировал тебя с груди у Леши И на грудь мою твой профиль наколол. И хотя буквально все здесь пронизано иронией: и любовный треугольник, и найденный выход из положения, - заметно, что автор относится к своим героям по-доброму, почти по-дружески, с пониманием и сочувствием. Уже здесь, в этой первой песне Высоцкого, есть все, что в дальнейшем станет характерным для его творчества в целом: соединение эпоса, лирики и драмы, использование сказовой манеры, игра со словом, новеллистический финал. Наконец, самое главное - уважительно-сочувственное отношение к человеку. 2. ленинградская блокада Одной из первых песен Высоцкого является Ленинградская блокада, написанная в том же 1961 году10 . Таким образом, дважды Ленинград становится крестным отцом молодого поэта: первая песня - Татуировка - написана в Ленинграде и одна из первых песен - Ленинградская блокада - о Ленинграде. И не о красоте, величии или героизме города на Неве идет в ней речь, а об одной из трагических страниц его истории - блокаде, да еще с социально-нравственным подтекстом: Я вырос в ленинградскую блокаду, но я тогда не пил и не гулял. Я видел, как горят огнем Бадаевские склады, в очередях за хлебушком стоял. Граждане смелые, а что тогда вы делали, когда наш город счет не вел смертям Ели хлеб с икоркою, - а я считал махоркою стр. 240 Окурок с-под платформы черт-те с чем напополам. От стужи даже птицы не летали, и вору было нечего украсть. Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали, а я боялся - только б не упасть! Было здесь до фига голодных и дистрофиков - все голодали, даже прокурор, - а вы в эвакуации читали информации и слушали по радио От Совинформбюро. Блокада затянулась, даже слишком, но наш народ врагов своих разбил, - и можно жить как у Христа за пазухой, под мышкой, но только вот мешает бригадмил. Я скажу вам ласково, граждане с повязками, в душу ко мне лапою не лезь! Про жизню вашу личную и непатриотичную знают уже органы и ВЦСПС! Уже в этой ранней песне обращает на себя внимание удивительная достоверность изображаемых событий и точное попадание в образ, стремление разрушить сложившиеся стереотипы и соединить конкретику и универсальность. Но возникает вопрос, откуда у двадцатитрехлетнего Высоцкого мог взяться материал для обобщения такого уровня Для этого необходимы, как минимум, два компонента: конкретные рассказы очевидца и собственно поэтическая отзывчивость на события. Документальным источником могли послужить рассказы отца Романа Вильдана, Мечислава Карловича, с которым они часто и много говорили о блокаде11 , когда Владимир Высоцкий в начале 1960-х останавливался у них в доме на 7-й Красноармейской. Уже тогда Ричард обратил внимание, что юного Владимира Высоцкого в то время очень интересовала блокада12 . Но если умение слушать, жадно впитывать и запоминать услышанное, по свидетельству людей, близко знавших поэта, отмечалось у него чуть ли не с детства, то поэтическая отзывчивость на события, глубина сопереживания и умение посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны проявились здесь едва ли не впервые. Чего стоит хотя бы вот эта фраза: Блокада затянулась, даже слишком... Герой песни, по всему видать, человек трудной судьбы, вынесший все тяготы блокады, оказывается под прицелом граждан с повязками, которые в самое трудное время находились в эвакуации и ели хлеб с икоркою. Иными словами, противостояние здесь не столько социальное, сколько нравственное: эти граждане смелые, по мнению героя, не имеют права выступать в роли блюстителей закона и нравственности13 . Ленинградская блокада здесь является своеобразным критерием человеческих отношений. 3. ЗАРИСОВКА О ЛЕНИНГРАДЕ Жанр этой песни определен автором как зарисовка, и это вовсе не означает, что таким образом Высоцкий как бы ставил ее во второй ряд, отказывал в эстетической полноценности14 . Давайте попробуем перевести это название на язык изобразительного искусства, где зарисовка - это не что иное, как набросок, небольшой, беглый рисунок, выполненный на ходу, с целью зафиксировать какое-нибудь сиюминутное, мимолетное впечатление. Но ведь это не уменьшает ее эстетической ценности: великий художник и в зарисовке остается великим художником. Вспомним хотя бы известный рисунок Амедео Модильяни с изображением Анны Ахматовой, в котором буквально одним росчерком карандаша художник создал образ Поэта. Итак, Зарисовка о Ленинграде. Эта песня написана в 1967 году. А заготовку к ней, как утверждает Л. В. Абрамова, В. Высоцкий сделал все в том же 1961 году, во время съемок фильма 713-й просит посадку: Вспоминаю, как мы поехали втроем с Каменноостровского в Асторию, потому что в Астории жил Костя Худяков. Поехали туда, забрали Костю и поехали на Васильевский остров к кому-то в гости. Торчали там долгое время. Выходим, на чем свет стоит ругаемся, что не поймать машину. Холодно, идет снег, а Костя перед этим подрался на Исаакиевской, уронил часы в сугроб; когда доставал, ему кто-то поддал. И мы все это стр. 241 с хохотом перевариваем. Вдруг подъезжает такси и останавливается. Мы, стуча зубами, падаем в это такси, ютимся в уголках, одеты во все такое драное, тертое, Володя во всем казенном. И вот мы сели в это такси, трясясь, водитель говорит: Ну что, домой вас везти Мы: Сперва на Исаакиевскую... - Ну понятно, потом в Выборгскую... Мы на него уставились. Оказывается, это тот самый водитель, который нас вез, и Володя с ним выяснил, что такое пять углов. В Москве тоже есть какое-то место, которое называется пять углов. И вот Володя это с ним выяснял, что, дескать, в Москве пять углов лучше, чем в Ленинграде. И... насчет такси, которое не остановится, тоже сюда попало и долго отлеживалось15 . В Ленинграде-городе у Пяти Углов получил по морде Саня Соколов: пел немузыкально, скандалил, - ну и, значит, правильно, что дали. В Ленинграде-городе - тишь да благодать! Где шпана и воры где Просто не видать! Не сравнить с Афинами - прохладно, правда - шведы с финнами, - ну ладно! В Ленинграде-городе - как везде, такси, - Но не остановите - даже не проси! Если сильно водку пьешь по пьянке - не захочешь, а дойдешь к стоянке! На этот раз, казалось бы, никаких фантазий, все точно: и про то, что прохладно, и про шведов с финнами. Ну а Саня Соколов Это реальный персонаж или тоже - для рифмы На этот раз обратимся к воспоминаниям А. С. Макарова: А Саша Соколов И его прекрасная семья - жена Клава и дочка Клавдия... Они жили у Пушкинской площади - очень близкий нам дом... Это Саня приехал из Ленинграда и рассказал какую-то историю... Иными словами, это абсолютно реальный персонаж и абсолютно реальная история, произошедшая в Ленинграде. Правда, может быть, не у Пяти Углов, а где-нибудь в другом месте, ну а Пять Углов вышли из той, отлежавшейся истории. Да и мордобитие Кости Худякова из истории, рассказанной Л. В. Абрамовой, возможно, тоже как-то отозвалось. Драка на Исаакиевской, часы в сугробе, чей-то пинок - все это тогда воспринималось с хохотом, и в песне ситуация дана отнюдь не трагически: пел-то немузыкально да еще скандалил в людном месте - ну и, значит, правильно, что дали. Попробуем определить отношение автора к персонажу. Очевидно, что в нем нет драматизма, но нет и насмешки - оно не выходит за рамки легкой иронии, веселого дружеского понимания16 . Иными словами, Зарисовка о Ленинграде - это своеобразный дружеский шарж, сделанный с любовью и адресованный и персонажу, и городу. 4. ПАРУС 18 января 1967 года в недавно созданном клубе авторской (тогда она еще называлась самодеятельной) песни Восток, который расположился в ДК пищевиков в Ленинграде, кстати, в непосредственной близости от Пяти Углов - на улице Правды, состоялось выступление Владимира Высоцкого. Это было одно из первых публичных выступлений Высоцкого в нашем городе. И по счастливой случайности этот вечер был снят ленинградскими кинематографистами со студии кинохроники (Леннаучфильм), а его фрагменты вошли в документальный фильм Срочно требуется песня. Сам Высоцкий считал его своим исполнительским дебютом в кино. В тот вечер им были исполнены Братские могилы, Песня о госпитале, Звезды, Марш физиков и Песня студентов-археологов, несколько спортивных песен, песни из Вертикали, Песня космических негодяев, сказки. Но в фильм вошла только песня Парус. Высоцкий ее представил так: Песня совсем новая, которая называется Парус, или Песня беспокойства. Впоследствии этой песней он часто завершал свои выступления и комментировал ее так: Песня, с которой я начинал свою ра- стр. 242 боту в кино. Она звучала в фильме Срочно требуется песня. В ней нет сюжета, как в других моих вещах, есть просто набор беспокойных фраз. Это просто о всеобщей нашей ответственности и причастности ко всему, что происходит в мире17 . А у дельфина Взрезано брюхо винтом! Выстрела в спину Не ожидает никто. На батарее Нету снарядов уже. Надо быстрее На вираже! Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь! Даже в дозоре Можешь не встретить врага. Это не горе - Если болит нога. Петли дверные Многим скрипят, многим поют: Кто вы такие Вас здесь не ждут! Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь! Многие лета - Всем, кто поет во сне! Все части света Могут лежать на дне, Все континенты Могут гореть в огне, - Только все это - Не по мне! Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь! По воспоминаниям Л. В. Абрамовой, черновой вариант этой песни был написан еще осенью 1966 года в квартире матери поэта, Н. М. Высоцкой, в Черемушках, где они тогда жили: Он стал записывать слова, то, что композиторы называют рыбой. Вот забуду, забуду к завтрашнему дню. Вот такое гениальное, такой аккомпанемент потрясающий, и громко поиграть невозможно - дети спят. Только по ладам гитары шебаршат, а правой рукой струны не трогает - и на клочке пишет эту самую рыбу. И вдруг говорит: Ты посмотри, какая у меня гениальная песня получается, но вот пока что только вчерне. Давай закроем двери, и я тихо спою. И вполголоса, почти без гитары, только чуть-чуть топая ногой, поет мне первые четыре строчки Паруса. Он говорит: Это рыба, слов еще нет, надо будет думать, никак не получается, какой-то надо сюжет придумать, может, действительно про дельфинов. Это был октябрь18 . Работа над песней продлится около двух месяцев, а доделана она будет только в поезде, по дороге в Питер19 и исполнена в готовом виде впервые в Ленинграде. Эта песня - действительно редкий (если не единственный) случай в творчестве В. Высоцкого: в ней нет сюжета, нет героя, нет второго дна, по авторскому выражению, то есть подтекста. Есть только общая идея, которая... пронизывает, - это человеческое волнение, причастность ко всему и ответственность за все, что происходит вокруг. Не случайно она станет одним из программных произведений поэта: в полной мере она отвечает его главной творческой установке: Я вообще целью своего творчества - и в кино, и в театре, и в песне - ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию20 . Конечно, этими песнями не исчерпываются творческие, поэтические связи Владимира Высоцкого с нашим городом. Была еще и Нейтральная полоса, написанная в поезде по дороге в Ленинград и впервые исполненная в ленинградском Институте высокомолекулярных соединений, были и многочисленные упоминания в песнях (Москва - Одесса, Осторожно, гризли! и др.). Безусловно, Высоцкий был москвичом и по рождению, и по духу (М. Рощин), но очевидно, что к Ленинграду он относился с особым чувством: Я свой Санкт-Петербург не променяю На вкупе все, хоть он и - Ленинград. Было ли это чувство взаимным Думается, да. Не говоря о теплом приеме слушателей, гостеприимных домах и душах, распахивающих свои двери ему навстречу, о попытках увеко- стр. 243 вечить память поэта (проект переименования проспекта Суслова в проспект Высоцкого, макет памятника и т. д.), создании клубов любителей его творчества (Иноходец и др.) и даже об исследованиях его поэзии (защита кандидатской диссертации автора этих строк состоялась в Пушкинском доме) - хотелось бы сказать о главном - о продолжении традиций. А именно нашему городу принадлежит главная в этом заслуга: традиции песенно-поэтического творчества В. Высоцкого продолжили питерские рок-музыканты - А. Башлачев, К. Кинчев, Ю. Шевчук, которые считают Высоцкого своим учителем - первым российским рокером и отцом русского рока. Но это уже другая история. ----- 1 Живая жизнь. Сборник. М., 1988. С. 119 2 Савченко Р. Я могу работать лучше... Вагант. 1992. N 10. С. 12. 3 Новиков В. Высоцкий. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. М., 2002. С. 74, 96. 4 Кормилов С. Города в поэзии В. С. Высоцкого Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. VI. М., 2002. С. 249. 5 Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути. М., 1989. С. 115. 6 Живая жизнь: Сборник. - М.: Московский рабочий, 1988. С. 89 7 Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М., 1989. С. 207 - 208. 8 Желтов В. Г. Москвич Владимир Высоцкий в Ленинграде История Петербурга. 2005. N 3. С. 79. 9 Из письма к Л. В. Абрамовой от 4 марта 1962 г. из Свердловска, гостиница Большой Урал, N 464. Гастроли Театра миниатюр Факты его биографии. Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. М., 1991. С. 53 - 54. 10 Ленинградская блокада занимает в творчестве Владимира Высоцкого важное место не только потому, что это одно из первых произведений В. Высоцкого, но и потому, что это, как справедливо отмечено С. И. Кормиловым, первое обращение Высоцкого к теме Великой Отечественной войны (Кормилов С. И. Города в поэзии В. С. Высоцкого Мир Высоцкого. Исследования и материалы. М. 2002. С. 246). 11 Желтов В. Г. Там же. С. 77. 12 Там же. 13 В то время как А. В. Кулагин считает, что уже в этой песне впервые прозвучала отчетливо выраженная тема социального неравенства. См: Кулагин А. В. В Ленинграде-городе у Пяти Углов... Нева. 1992. С. 266. 14 Там же. С. 268. 15 Абрамова Л. В. Из таких иллюзий может кое-что сложиться... Электрик. 13 мая 1991 г. С. 4. 16 Кормилов С. И. Там же. С. 247. 17 Вагант. 1992. N 10. С. 6. 18 Абрамова Л. В. Там же. 19 Новиков В. И. Высоцкий. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. С. 96. 20 Владимир Высоцкий. Монологи Юность. 1986. N 12. С. 85. стр. 244

  • 1. "ТАТУИРОВКА" Владимир Высоцкий
  • 2. "ленинградская блокада"
  • 3. "ЗАРИСОВКА О ЛЕНИНГРАДЕ"