Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. А. Крылов великий мастер русской басни




Скачать 58.21 Kb.
Дата17.06.2017
Размер58.21 Kb.
Оренбургская область Соль- Илецкий район МОАУ « Ветлянская средняя общеобразовательная школа» 2013-2014 учебный год Конспект внеклассного мероприятия в 5-6 классах по теме: «И. А. Крылов - великий мастер русской басни». Разработала и провела учитель русского языка и литературы Амамбаева Гульсара Жумабаевна тема: И.А. Крылов - великий мастер русской басни. Цели мероприятия: Образовательные - Знакомство с основными вехами жизненного и творческого пути И.А.Крылова; - Закрепление понятия басни и ее признаков; - Развитие умения выразительно читать басни. 2. Развивающие - развитие культуры читательского восприятия художественного текста на примере басен. 3. Воспитательные - воспитание чувства патриотизма, справедливости, внимания к человеку. Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, презентация, рисунки учащихся. Категория участников: учащиеся 5-6 классов. Ход мероприятия: 1. Вступительное слово учителя: (слайд 1 ) Здравствуйте, дорогие ребята! На уроках литературы мы познакомились с историей возникновения басни как жанра, с творчеством известных баснописцев: Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Хемницера. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве великого мастера русской басни И.А.Крылова. Любой из нас знаком с баснями великого мастера. Каждая басня по-своему интересная, поучительная, в каждой своя мораль, своя наука. Наше мероприятие посвящено 245-летию со дня рождения великого мастера русской басни Ивана Андреевича Крылова. Спустя почти два столетия басни Крылова также поучительны и любимы как детьми, так и взрослыми. Учитель: (слайд 2) Кто не слыхал его живого слова Кто в жизни с ним не встретился своей Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский. 2. Слово о Крылове (сообщение, подготовленное учеником). (слайд 3) Из биографии писателя Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещённых людей своего времени. Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде… В 11 лет написал первую басню. С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен. В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря. 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. Учитель: — Вспомните, что такое басня, каковы её признаки и особенности. (слайд 4 ) Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ……… 2. Мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни. А теперь, ребята, проведём конкурсы. Конкурс № 1. (слайды 5-6) Письмо: «Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы. С благодарностью Иван Андреевич Крылов». Посмотрите на этих героев басен и скажите, из какой басни каждый предмет. Конкурс № 2. (слайды 7-8 ) Что это за басня Рассмотрите иллюстрации. Рубрика Это интересно! Учитель: Сейчас, ребята, вы прослушаете интересное произведение. Это произведение называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений! Зубастой Щуке в ум пришло За кошачье приняться ремесло. Да призадумалась. А сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала. И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Отколь такой берётся голосок И чист, и нежен, и высок”. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. 1. Лебедь, Щука и Рак; Квартет; Музыканты; Осел и Соловей; 2. Щука и Кот; Ворона и Лисица; Кукушка и Петух; Волк и Журавль). Конкурс № 3. (слайд 9 ) Узнаем героя по реплике! 1) «Ты всё пела Это дело: Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей») 2) «А… (кто он) в углу, припав за уксусным бочонком… трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар») 3) «Лишь были б жёлуди: Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом») 4) «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух») 5) «Я удавилась бы с тоски, Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало») Конкурс № 4. Прочтём басню! (слайды 10-11 ) Учащиеся читают басни И. А. Крылова. Учитель: Многие художники запечатлели Крылова на своих полотнах. (слайды 12 -13) Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. К.П.Брюллов Государственная Третьяковская галерея Иван Андреевич Крылов.1834 И.Е.Эггинк Учитель: Обратите внимание на памятники Крылову (слайды 14-15 ) Памятник И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге (1845—1851, скульптор Пётр Карлович Клодт, рельефы Александра Алексеевича Агина) Памятник И.А.Крылову в Москве на Патриарших прудах Учитель: Крылов написал более 200 басен. Как вы думаете, откуда черпал поэт свои сюжеты Сделайте вывод о том, что служило источником басен Крылова. Источники сюжетов басен И.А.Крылова (слайд 16 ) Личные наблюдения, опыт Рассказы друзей Библейские сюжеты Басни Эзопа, Лафонтена Заключительное слово учителя: Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что басни его — “книга мудрости самого народа”. Его притчи -достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Н.В. Гоголь (слайд 17 ) Во многих баснях своё “простодушие” Крылов, когда это было необходимо, очень умно использовал. Под масками львов, орлов, медведей современники легко угадывали неправедных судей, лукавых и льстивых царедворцев, именитых сановников. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух. Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

  • Разработала и провела учитель русского языка и литературы Амамбаева Гульсара Жумабаевна
  • (слайд 4 ) Басня
  • Конкурс № 1. (слайды 5-6) Письмо: «Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы. С благодарностью Иван Андреевич Крылов».
  • Конкурс № 2. (слайды 7-8 ) Что это за басня
  • Конкурс № 3. (слайд 9 ) Узнаем героя по реплике!
  • Конкурс № 4. Прочтём басню! (слайды 10-11 )
  • (слайд 16 ) Личные наблюдения, опыт Рассказы друзей Библейские сюжеты Басни Эзопа, Лафонтена
  • "Его притчи -достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа".