Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. А. Гончаров (1812-1891) вопросы и задания работа с текстами Внимательно перечитайте роман «Обломов». Дайте краткое (0,5-1 стр.) и стилистически корректное изложение




страница1/4
Дата02.06.2017
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4
МОДУЛЬ 4
И.А. Гончаров (1812-1891)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Работа с текстами


  1. Внимательно перечитайте роман «Обломов». Дайте краткое (0,5-1 стр.) и стилистически корректное изложение содержания романа по главам.

_____________________

Часть первая. Действие начинается на Гороховой улице, в квартире Ильи Ильича Обломова., который вечно лежит в своем халате. В это утро он получил письмо от старосты, где говорилось о неурожае и уменьшении доходов. Был у него слуга Захар.Обломов обвинил его в в беспорядке, царящем в квартире. Захар объявляет, что надо съезжать с квартиры- это требование управляющего. Вскоре заходят к нему приятели - Волков, Судьбинский, Пенкин. После их ухода входит Алексеев ( точнее Обломов его так называл). Он передал приглашение знакомых ехать в Екатерингов и просьбу нанять для всех коляску. Но Обломомв лишь промолвил: «Чего я там не видел?». Приглашает Алексеева остаться обедать.Вскоре приходит Тарантьев.. Он взял у Обломова деньги якобы на вино к обеду, на рассказ Обломова о своих несчастьях предложил ему переехать в дом к его куме, назвал старосту мошенником, посоветовал написать письма исправнику, губернатору и соседу с просьбой о помощи. И Тарантьев, и Алексеев вскоре уходят. Пока Обломов дремлет, мечтает, вкратце рассказывается его биография. Но его безмятежность была нарушена криками с улицы. В комнату входит Захар и начинает разговор о переезде. Нечаянно брошенная фраза становится поводом для ссоры между слугой и хозяином. Обломов снова решает передохнуть, Захар ушел к себе. Илья Ильич засыпает, и снится ему его детство, его Обломовка. Когда слуга входит в комнату будить барина, Обломов просыпается и вскоре видит Штольца, искренне радуется.


Часть вторая. Рассказывается биография Штольца. Разговор друзей начинается с жалоб Обломова на болезни и несчастья.Андрей советует ему ехать за границу, рассказывает о своих делах. Ему даже удалось вытащить Обломова из дома. Так продолжалось неделю, но Илье Ильичу не нравилось всё это. Он нарисовал Штольцу картину размеренной деревенской жизни, как бы он хотел жить. Выслушав Обломова, штольц решил помочь другу. Вскоре он уезжает в Англию, взяв с Ильи обещание, что они встретятся в Париже. Но Обломов даже не отвечал на его письма. Вскоре он знакомится с Ольгой Ильинской. Теперь он не лежит всё время, встает в семь, читает. Часто он бывал у нее в доме. Вскоре они полюбили друг друга. Но однажды Обломов проснулся и почувствовал, что чувство, которое в нём- не любовь. Он написал Ольге прощальное письмо. Но Ольга эту проверку вынесла с достоинством. Она утверждает .что любит Обломова и не боится той ошибки, о которой он пишет в письме.
Часть третья. Вскоре Обломов едет на новую квартиру. Её хозяйкой была Агафья Матвеевна Пшеницына. Обломов сообщает ей, что переехать не сможет и готов передать квартиру другому, но в конце августа Ильинские уехали в город, поэтому Обломов переехать на Выборгскую сторону «до приискания новой квартиры». Постепенно Обломов вновь начинает вести лежачий образ жизни. Однажды входит Захар и спрашивает у барина, когда будет их свадьба с Ольгой. Эти слова напгугали Обломова. Он хотнл убедить Ольгу не встречаться с ним вне дома, боялся чужих разговоров.. Затем он написал, что болен и две недели не езди к Ильинской.. Вскоре он получает письмо из деревни, где нет никаких утешительных известий. Он отправляет туда на четыре месяца своего поверенного. Он споказал письмо Ольге и сказал, что когда дела там пойдут успешно, то и они не расстанутся больше, но он увидел в её взгляде решение рассттаться.. Сердце в нем было убито, на следующий день у Обломова обнаружилась горячка.
Часть четвертая.Агафья Пшеницына ухаживает за Обломовым. Ей было приятно это делать.. Обломов каждый день сдруживался с ней всё больше., она ничего от него не требовала, и ему нравилось это.. Когда они отмечали Ильин день, к обеду приехал Штолльц. Он не всё рассказал ему. В париже он встретил Ольгу и в течение полугода каждый день проводил с Ильинскими. Он понял,что не может жить без нее. Как-то раз Андрей попросил рассказать, что было с тех пор, как они не виделись, она всё ему рассказала..
После этой встречи Обломова и Штольца прошло полгода. Все доходы с Обломовки поступали брату Агафьи Матвеевны, который с Тарантьевым обманул Илью Ильича. Только Штольц смог восстановить справедливость. Обломов понял, что это за человек- Тарантьев. Больше они никогда не встречались. В эту встречу Штольц сообщает Илье, что Ольга- его жена.
Идиллия стоит на Выборгской стороне. Агафья Матвеевна по-прежнему занята только хозяйскими заботами. Но вскоре у Обломова случился апоплексический удар., но его привели в чувство. Снова приезжает Штольц. Он приехал, чтобы забрать Илью в деревню, в карете их ждала Ольга. Илья не сообщил ему о своей женитьбе на Агафье Матвеевне, но сказал про сына Андрея. Он просил штольца не забыть про его сына Андрея. Эта была его последняя просьба. Штольц молча вышел вон.
Прошло лет пять. Обломов умер три года назад. Штольц и Ольга попросили взять на воспитание сына Обломова-Андрея. Агафья Матвеевна с радостью согласилась.
Однажды на Выборгской стороне шли два господина, один из них- Штольц, другой- его приятель.Вдруг Андрей увидел Захара, тот поведал о своем нерадостном житье, он ушел из дома Пшеницыной из- за Тарантьева. Андрей пригласил его взглянуть на сына Обломова, тот согласился.
Приятель Штольца спросил того, что сделалось с Обломовым, Андрей ответил: «Пропал ни за что…». А причина тому- обломовщина.

===================



  1. Охарактеризуйте систему персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»; обязательно наличие всех без исключения персонажей).

_____________________

Полное имя персонажа в авторском употреблении и написании

Фактическая информация, содержащаяся в тексте (происхождение, сословная принадлежность, образование, возраст, род занятий и т.д.)

Личные качества персонажа, убеждения, высказываемые идеи и т.д.

Отношения с другими персонажами по сюжету (любовь, дружба, неприязнь, идейное противостояние и т.д.)

Художественная функция (место в иерархии персонажей, принадлежность к определенной группе персонажей, роль в конфликте, функции повествователя, резонера, ‹‹двойника›› и проч.)

Илья Ильич Обломов

Дворянин, помещик. Ему 32-33 года. Он живет в Петербурге и редко выходит из дома.

Обломов – домосед. Он любит поспать и вкусно поесть. Обломов- добрый, мягкий, безвольный и ленивый человек.

Обломов влюбляется в молодую дворянку Ольгу Ильинскую, но их роман заканчивается разрывом. Позже Обломов женится на трудолюбивой бедной вдове Агафье Пшеницыной.




Андрей Иванович Штольц

Штольцу за 30 лет. Он - дворянин, отставной чиновник. Штольц - наполовину немец (по отцу), наполовину русский (по матери). Штольц дослужился до высокого чина надворного советника.

Он занимается торговлей, много путешествует. Штольц - упорный, трудолюбивый, энергичный человек. Он всегда помогает Обломову в его делах. Штольц ценит Обломова за его чистое сердце.

Лучший друг Ильи Обломова. Обломов и Штольц дружат с детства.




Ольга Сергеевна Ильинская

Молодая дворянка в возрасте 20 лет.

Ольга – умная, красивая девушка, энергична и любознательна.

Ольга и Обломов влюбляются друг в друга. Ольга пытается отучить Обломова от лени и скуки, но ей это не удается. В конце романа Ольга выходит замуж за Штольца.




Агафья Матвеевна Пшеницына

Бедная вдова с двумя детьми. Агафья - хозяйка дома, где Обломов снимает жилье. Агафье 30 лет. Она - бедная дворянка.

Агафья - блестящая хозяйка. Она вкусно готовит, шьет и т.д. Агафья, добра, мила, трудолюбива, но глупа.

В конце романа она становится женой Обломова. У них рождается сын Андрюша




Захар Трофимович

Слуга Обломова. Захару за 50 лет. Он с молодости служит у Обломова.

Захар очень похож на своего барина: он такой же ленивый человек, как и Обломов. Захар вечно ворчит, ворует еду у Обломова и часто врет ему. Но при этом Захар предан Обломову. После смерти Обломова и своей жены Анисьи Захар становится бродягой.







Анисья

Кухарка Ильи Обломова. Анисье 47 лет.

Анисья - хорошая хозяйка, трудолюбивая, проворная, ласковая, тихая, добрая женщина. Анисья довольно неглупа.

Она выходит замуж за слугу Захара. Спустя несколько лет Анисья умирает от холеры.




Иван Матвеевич Мухояров

Родной брат Агафьи Пшеницыной. Мухояров много лет служит секретарем в канцелярии.

Он берет мелкие взятки, благодаря чему скопил большой капитал. С виду Мухояров кажется кротким и тихим человеком, но в душе он – подлый, хитрый, бессовестный человек. Мухояров и Тарантьев проворачивают несколько афер с целью обворовать Обломова. В конце концов Штольц раскрывает аферы Мухоярова и спасает Обломова от разорения.







Господин Волков

Волкову 25 лет. Он – богатый дворянин, модник, и любитель светской жизни.

Он носит самую модную одежду и прическу. Каждый день Волков бывает на балах, в театре и т.д. Обломов и Волков имеют общих знакомых в светском обществе.

Знакомый Обломова. Волков - это первый гость, который приходит к Обломову в начале романа




Судьбинский

Судьбинский активно строит свою карьеру чиновника, старается получать все возможные награды и премии.

Он получает хорошее жалованье, но при этом и много работает. Вся жизнь Судьбинского заключается в службе.

Бывший сослуживец Обломова по канцелярии, второй гость Обломова.




Пенкин

Модный литератор, писатель.

Он пишет статьи и заметки о светских новостях, интересных происшествиях т.д. Он много работает, ведет насыщенную жизнь и хорошо зарабатывает.

Знакомый Обломова, третий гость Обломова.




Иван Алексеевич Алексеев

мелкий чиновник

Незаметный, непримечательный, робкий человек. Он ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть.

Знакомый Обломова, четвертый посетитель Обломова.




Михей Андреевич Тарантьев

Тарантьеву около 40 лет. Он уже 25 лет служит мелким чиновником и никак не продвигается по службе

Грубый, хитрый и подлый человек. Тарантьев с Мухояровым обманывают Обломова и «выкачивают» из него деньги.

Знакомый Обломова, его пятый гость.




Доктор

Лечит состоятельных клиентов.

Это внимательный и сдержанный человек. Доктор советует Обломову меньше лежать и больше двигаться, но тот не прислушивается к советам доктора.

Шестой посетитель Обломова. Доктор хорошо знаком с Обломовым



===================



  1. Приведите по несколько фактов и высказываний, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, раскрывающих личность следующих персонажей:

  • Илья Ильич Обломов;

  • Андрей Штольц;

  • Ольга Ильинская;

  • Агафья Пшеницына.

_____________________

Илья Ильич Обломов ( о жизни): «Если б она всё по голове гладила, а то пристает, как, бывало, в школе к смирному ученику пристают забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком…мочи нет!»


«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов, ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят- за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лёжа у себя жома и не заражая головы тройками и валетами?»
«У меня всё это время так напугано воображение этими ужасами за тебя, так истерзан ум заботами, сердце наболело то от сбывающихся, то от пропадающих надежд, от ожиданий, что весь организм мой потрясён: он немеет, требует хоть временного успокоения».
•Полюбил Ольгу за её духовный мир, влюбился в неё после того, как она спела Casta diva

•Ему нравились ухаживанья Агафьи Матвеевны, а соответственно, нравилась и она сама.

•Недоволен обществом, которым он окружен в Петербурге.

•Не смог устоять против соблазна вернуться снова к «обломовщине»

Штольц Обломову: « Зачем же хлопочут строить везде железные дороги, пароходы, если идеал жизни- сидеть на месте?»
Ольге: «Но у вас до сердца и не доходило, воображение и самолюбие с одной стороны, слабость с другой.. А вы боялись, что не будет другого праздника в жизни, что этот бледный луч озарит жизнь и потом будет вечная ночь»
•Ни минуты без дела, всегда в движеньи, образован, умен, строг.

•Антипод Обломова.

•При встрече с Ильей Ильичом «всегда испытывалто успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»

•Он любил Ольгу скорее умом, чем сердцем.

Ольга Обломову: « Спроси же строго у своей совести и скажи, я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизни?»
«Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, такое же?»
•полюбила в Обломове его доброе сердце и до последнего ждала, что он изменится.

•Даже после того, как рассталась с Обломовым, она продолжала любить его духовный мир.

Агафья Пшеницына: «Отчего же не полюбить? Бог всех велел любить»
« Смотрите,просыплю корицу; вам же нечего будет в пиожное положить»
«Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо»
*Любит обломова как барина, ей очень приятно за ним ухаживать
* постоянно занимается хозяйственными делами, ни минуты не сидит без дела.

===================



  1. Составьте краткий конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Изложите Ваше отношение к взглядам критика (1-1,5 стр.).

_____________________

Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.


В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. "Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура,- пишет Добролюбов.- Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,- развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу... Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится..."
Но потому и слуга Захар в известном смысле "барин" над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - "праздность и покой" - является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга,- дети Обломовки. "Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней". У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили.
"Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам,- заключает Добролюбов.- В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово". "Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности,- я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он - Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п., я не сомневаюсь, что он - Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали,- я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода,- я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку",- пишет Добролюбов. Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова "Обломов", на истоки характера главного героя.

===================


Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. В чем заключается композиционное своеобразие романа? С какого момента, на Ваш взгляд, начинается собственно романное действие? Каков смысл такого композиционного решения?

_____________________

Главная задача композиционно-смыслового центра произведения- показать отношения Ильи Ильича с Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной и, соответственно, раскрытие личности Обломова в этих отношениях. На первый взгляд, поведение Ильи Ильича обуславливается его воспитанием и его понятиями о жизни, которые сформировались у него еще в Обломовке. Однако, уже во второй части романа, когда Обломов признается в любви Ольге и происходит завязка романа, становится понятно, что основной причиною бездействия Обломова является бездуховное общество: «Гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье, злую и холодную болтовню, пустоту…». Таким образом, сначала автор нас знакомит с вечно лежащим Обломовым и ищет причины его бездействия в детстве, но с начала романного действия, движения Обломов раскрывает нам главную причину его бездеятельности. Гончаров при работе над романом углубляет образ своего героя. Подтверждает желание Гончарова изменить образ Обломова после первой части и его обращение к Краевскому: «Я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить, что, словом, работа эта никуда не годится

===================


  1. Охарактеризуйте трех персонажей (по выбору) в соответствии со схемой анализа художественного образа, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________
===================

  1. Отдельно перечислите приемы и средства психологического анализа, которыми пользуется Гончаров для создания динамической картины внутреннего мира героев, для мотивированного раскрытия их личностных черт. Приведите примеры.

_____________________

Художественный образ может раскрываться:


1)через портрет
пример:
( О Штольце) «Он весь составлен из костей мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»
2)авторскую характеристику
3)характеристику других действующих лиц
пример:
(об Обломове) «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи»
4)предысторию или биографию персонажа
пример:
( О Штольце) «В селе Вёрхлеве, где отец его был управляющим, Штольц вырос и воспитывался. С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…»
5) цепь поступков и их мотивировку
пример: Обломов вышел в отставку, отказался от света и т. д.
6)речевую характеристику
Обломов: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины. с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье…»
7)отношение к другим персонажам
например, отношение Обломова к Штольцу, к Ольге.
8)окружающую обстановку.
Обломов: «Боже! Сирени поблекли,-думал он, глядя на висящие сирени,-вчера поблекло, письмо тоже поблекло, и этот миг, лучший в моей жизни, когда женщина в первый раз сказала мне, как голос с неба, что есть во мне хорошего, и он поблек!..»_____________________

===================



  1. В чем, на Ваш взгляд, заключается драматизм в романе? Определите характер и сущность конфликта.

_____________________

Роман "Обломов" ориентирован не только на социально-историческую и национальную проблематику. Несомненно, высшей художественной задачей для Гончарова было дать нравственный идеал человеческой личности. С этой точки зрения драматическая коллизия романа - это коллизия самопознания и попыток борьбы с самим собой доброго, но гибнущего человека. У Обломова нет явных врагов, нет борьбы с какими бы то ни было противниками. Вся борьба замыкается на самом себе, происходит в душе Ильи Ильича. Остальные герои так расставлены автором в композиции романа, что они лишь оттеняют и иллюстрируют эту внутреннюю борьбу Обломова с самим собой. Штольц в этом плане хотя и обладает противоположными качествами характера, натуры, менталитета, но вовсе не является врагом Обломова, "конфликтующей стороной". Это служебная фигура, введенная в роман для поучительного и достаточно мягкого сопоставления, но не противопоставления.

Точно так же Агафья Матвеевна вовсе не входит в конфликт с Ольгой Ильинской. Это конфликт в душе Обломова. Даже Тарантьев, которому Обломов дает пощечину, вовсе не враг Ильи Ильича, а всего лишь дополняющий его "двойник". Не случайно, когда роман заканчивается, все продолжает крутиться вокруг Ильи Ильича Обломова. Его вспоминает добрым словом Захар, к нему на могилу ходит и молится о нем Агафья Матвеевна, живущая лишь памятью об Илье Ильиче, который просиял в ее жизни, как солнце. Штольц и Ольга Ильинская воспитывают ребенка Ильи Ильича. Обломову не с кем конфликтовать в романе: его фигура столь велика, что она как бы вбирает в себя всех остальных героев, которые лишь акцентируют и оттеняют драматизм главного конфликта романа: Обломов против Обломова.

Драматизм этой борьбы не просто велик: речь идет о смысле жизни человека.

===================


  1. Уточните свои представления о понятиях «художественный тип», «типическое» и «типизация». Определите принципы и приемы типизации, использованные в романе.

_____________________

Типическое- черта, особенность, в которой наиболее ярко проявляются сущность качества и свойства, характерные для ряда каких-либо жизненных явлений, общественного строя, определенной группы людей.


Типизация- воплощение типического.
Ярким примером типизации служит описание жизни в Обломовке. Эта дворянская усадьба- одна из тысяч подобных в России того времени. Описана природа этого края, обитатели, их нравы, пристрастия, повседневная жизнь. Но, как я уже сказала, все проявления житья в Обломовке, даже природу пронизывает один мотив –мотив тишины и спокойствия, мотив «обломовщины»
Характеры героев также являются крупномасштабными и представляют собой художественные типы. Так, ярким типом является Обломов, сразу представляется человек, лежащий в халате, любящий помечтать о семейном счастье, обладающий добрым сердцем.
Художественным типом является Ольга, воплощающая собой непорочную женственность и нравственное самосовершенствование.
Художественный тип представляет собой и Штольц. Суховатый, вечно занятой немец, в котором ум преобладает над сердцем.

===================



  1. Перечислите и кратко охарактеризуйте содержащиеся в романе описания дворянско-помещичьего быта (указывайте точное место в романе, на которое ссылаетесь).

_____________________

Описание природы в Обломовке, её обитателей, их нравов, жизнедеятельности - всё это сливается в один образ, который, в свою очередь, представляет собой мотив тишины и спокойствия.


I часть. Сон Обломова.
Так, про природу говорится вначале «Сна»:
«Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях…»
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю»
«Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, тёплый день».
Об обитателях.
В начале «Сна»: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там: ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»
«Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, продают. Какие же страсти и волнения могли быть у них?»
В середине «Сна»:«Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами».
Об их жизнедеятельности.
В середине «Сна»: «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго»
Таким образом, описание жизни в Обломовке с разных сторон не только обобщается в единое, но и представляет собой тип жизни, который можно назвать всемирным

===================



  1. Охарактеризуйте своеобразие женских образов в романе.

_____________________

В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 го­да» отмечал, что И. А. Гончаров наделен «сильным, замечательным» талантом. И к особенностям этого таланта причислял в первую оче­редь «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». «Он никогда не повторяет себя, — писал критик, — ни одна его женщи­на не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны».

В романе Гончарова «Обломов» выведены замечательные женские образы, и один из них — Ольга Сергеевна Ильинская. Критик Д .И. Писарев усматривал в Ольге «тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи», которые старались в то время ввести в женское воспитание. В личности Ольги, « привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами», он особо выделяет «два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения». «Естественность и присутствие сознания» — вот что, по мнению Писарева, отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Отличает потому, что «эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги», к тому же представлены в романе с такой художественной правдивостью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за «невозможный идеал», созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Вероятно, за это последнее качество И. Анненский назвал Ольгу «одной из русских миссионерок», девиз которых — «пострадать, послужить, пожертвовать собой». Но Ольга — миссионерка «умеренная, уравновешенная», так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. «Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», и миссия у нее «скромная» — «разбудить спящую душу» Обломова.
Для русской литературы Ольга — новый образ в самом широком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений». С другой стороны, Ольга — самый интересный персонаж в романе «Обломов ». Она живет богатой духовной жизнью, полна сил и желания действовать. У нее сильный характер, она мечтает о герое, соединяющем в себе высокий ум и страстное чуство с энергией, волей и большой целью в жизни. Редкие появления подруги Ольги — Сонечки — очень красноречиво подчеркивают контраст между героиней и такими, как ее подруга, — пустыми кокетками.

Подчеркивая в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а но эгоистических целей, Н. А. Добролюбов, видевший в ней передовую русскую женщину, замечает: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения но перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову».

Еще один женский образ воплощен у Гончарова полнокровно и многокрасочно. Это образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, вдовы коллежского секретаря, в доме которой Обломов обрел спокойное счастье и семью.

Агафья Матвеевна — простая, заурядная, необразованная женщина из мещанской среды, которая, тем не менее, нежно полюбила Илью Ильича, трогательно заботилась о нем и очень гордилась его привязанностью. Она живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Но нельзя отрицать, что образ Агафьи Матвеевны достаточно поэтичен. Предоставив Обломову домашний очаг и обеспечив ему желанный покой, эта добрая и мягкая женщина нашла в своем преданном чувстве к герою смысл своей жизни. Ее любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенной. Когда Обломов был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, его спасла любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем, ради любимого человека. И Илья Ильич окончательно убедил себя, что в этой женщине воплотился «идеал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отеческою кровлей», то есть «…идеал его жизни осуществился».

Еще один колоритный женский образ в романе — образ жены Захара Анисьи, принадлежащей к многочисленной петербургской обслуге. Анисья — «живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками». До замужества она занималась рынком и кухней, а после замужества быстро причислила себя к дому Обломовых, бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жизнью, домом и особой Ильи Ильича. Этот образ введен автором не случайно.

Если слуга Обломова Захар является своеобразным двойником своего барина, то Анисья олицетворяет собой тот тип служанки, который полностью приспосабливается к хозяину. Даже во внешности ее особо отмечается незаметность лица: «Лица у ней почти вовсе не было… оно так обтянулось, выцвело, что о носе ее давно уже получишь ясно понятие, а лица все не заметишь». Зато благодаря своей ловкости и проворности она быстро, «в две недели» доказала свою незаменимость. Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, была умнее мужа. Он понимал, что благодаря всем этим качествам она очень скоро вытеснит его из жизни любимого барина, и не мог смириться, а потому стал грубым, стремился всячески обидеть и унизить Анисью. Но, несмотря на враждебное отношение Захара, именно она стала его спасительницей. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.

Женские образы романа можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отданы автором женщинам обычным, традиционным, и их образы резко противопоставляются образу главной героини, тем самым подчеркивается необычность и значимость Ольги Ильинской, типичность образов других героинь. Образ Ольги Ильинской энергично движет все действие, объединяет центральные мужские фигуры (Обломова и Штольца), выявляет достоинства и недостатки обоих главных героев-антиподов. Именно в этом образе выдающийся критик Н. А. Добролюбов усмотрел «намек на новую русскую жизнь», потому что от Ольги «…можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину». Обломовщина «хорошо ей знакома», и «она сумеет различить ее во всех видах, под всеми мас­ками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»

===================



  1. Как Вы понимаете жанровую специфику романа? Определите и проинтерпретируйте черты и элементы различных жанров и типов романного повествования, присутствующих в произведении.

_____________________

Обломов» - реалистический социально-бытовой роман. В этом произведении ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды.

На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как «обломовщина». Сам же характер Обломова крупнее и масштабнее.

Гончаров считал, что тип «слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц». Именно поэтому неспешное бытописание, объективное воссоздание повседневной жизни - характерные черты реалистического письма И. А. Гончарова.

Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально-помещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Тарантьева, Мухоярова, Затертого и др.

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.

Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.

===================



  1. В чем Вы видите своеобразие стиля романа?

_____________________

Добролюбов отмечал, что особенность стиля Гончарова — в тщательности описания: «Автор не поражается одной стороной предмета, одним моментом бытия, а вертит предмет со всех сторон, что позволяет ему охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» («Что такое обломовщина?»). Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара. Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Показать характер героя через предметы блестяще умел и Гоголь. Помещики в «Мёртвых душах» изображаются сатирически, описание их мёртвых душ писатель сводит к одной главной черте. Например, в Собакевиче подчёркивается хозяйственность, основательность, неуклюжесть. Эти близкие черты проявляются во внешнем облике деревни и во внутреннем убранстве помещичьего дома: избы, заборы, даже колодец были выстроены из таких толстых брёвен, какие идут только на корабельные мачты, а мебель в гостиной Собакевича была простая, но крепкая и устойчивая, как сам хозяин, похожий на медведя средней величины.

Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова — лень — раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.

В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами». Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.

Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: "Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает"». Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла». Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка».

Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, — это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.

===================

  1   2   3   4

  • Развитие навыков литературоведческого анализа