Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


И. А. Бунин. "Детство"




Скачать 46.35 Kb.
Дата24.06.2017
Размер46.35 Kb.
ТипУрок
Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"



Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением

Задачи:

- продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

- над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

- воспитывать любовь к природе, к чтению.



Оборудование: портрет  И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

ХОД УРОКА



I. Организационный  момент

- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.



II. Проверка  домашнего задания

Ещё не знаю, что будет



III. Сообщение темы урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.



IV Биография И.А.Бунина

- Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

- Какие у него черты лица?

- Как бы вы его описали?

- Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что узнали?

IV. Изучение нового материала

- Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

- Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

- А какие произведения про детство вы уже читали?

- Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

– Сейчас услышите стихотворение «Детство».


– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

  • О нем самом, потому что он говорит о себе.  

  • О том, как он гулял в лесу.

  • О дубовой роще.

Чтение вслух учителем

– Изменились мнения у вас?



Вывод: за каждым стихотворением он сам,  его переживания, его мысли.  

Самостоятельная работа с текстом

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение  самостоятельно.  Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте  непонятные слова.


– Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору,   ароматом,  палатам, зной)
– Назовите близкое по значению   слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны) 
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете?  В каких случаях  употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.


Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

– Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)


– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
– А у Бунина?  (Солнечные палаты)

V. Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?


2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI. Выборочное чтение

– Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:


– В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.


Дышать сухим смолистым ароматом».

– В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».

– Почему так сказал Бунин? (Песок  мягкий и шелк  мягкий, песок блестит и шелк блестит.)


– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения  нового материала.

Работа над выразительным чтением.

Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

- Такая рифма называется перекрестной.

- Давайте, расставим паузы и логические ударения.

- Выразительное чтение I строфы.

- Теперь, давайте посмотрим на II строфу.

- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

- Расстановим паузы и логические ударения.


- Выразительное чтение II строфы.

- В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

- Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
– Удалось ли вам проникнуть  в душу поэта, узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока.  Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII. Итог  урока

– Что нового узнали о жизни и творчестве  И.А.Бунина?




IX. Домашнее задание

Выучить наизусть
Каталог: uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> Писатели о себе (автобиографические книги)
doc -> Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни
doc -> Ы. Алтынсариннің 175 жылдығына к 165-летию И. Алтынсарина Ибрай Алтынсарин
doc -> Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
doc -> Праздники Новой Зеландии Панорама Окленда — города парусов
doc -> Справка по результатам Недели русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина
doc -> Устный журнал ко Дню Первого Президента рк для учащихся 6 класса
doc -> Кураторский час Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: «Моя страна. Мой президент» Куратор : Нуганова Гульжанар Асхатовна у-11
doc -> Сведения о кандидатах в депутаты земских и поселкового собраний Прохоровского района третьего созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам