Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Христианское социальное учение обработано и дополнено Лотаром Роосом Культурный центр «Духовная Библиотека»




страница1/21
Дата01.07.2017
Размер3.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
 

Кардинал Йозеф Хёффнер

ХРИСТИАНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ

 

Обработано и дополнено Лотаром Роосом



Культурный центр
«Духовная Библиотека»

 

Название оригинала:


Christliche Gesellschaftslehre / Joseph Kardinal Hoffner

Перевод с нем. яз.Мария Шиллер и Валентин Песенко



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к новому изданию

Введение

§ 1. Задачи и понятие Христианского социального учения

§ 2. Метод Христианского социального учения

Первая часть ОСНОВЫ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Первая глава: Социальное качество человека

§ 1. Личностность как основа и предпосылка социального качества человека

§ 2. Доказательство социального качества человека

§ 3. Социообразующие силы в человеке

Вторая глава: Сообщество, общество, омассовление

§ 1. Общность и общество

§ 2. Массовость и омассовление

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Первая глава: Принцип солидарности

§ 1. Смысл принципа солидарности

§ 2. Обоснование принципа солидарности

Вторая глава: Принцип общего блага

§ 1. Преимущество общего блага перед личным интересом

§ 2. Сохранение достоинства личности

§ 3. Власть

Третья глава: Принцип субсидиарности

§ 1. Смысл принципа субсидиарности

§ 2. Обоснование принципа субсидиарности

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Первая глава: Право как норма общественной жизни

§ 1. Естественное право как существенное право

§ 2. Борьба за естественное право

§ 3. Естественное право и позитивное право

§ 4. Черты естественного права

Вторая глава: Добродетель справедливости

§ 1. Сущность справедливости

§ 2. Основные формы справедливости

§ 3. Социальная справедливость и социальная любовь

Вторая часть УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: БРАК И СЕМЬЯ

Первая глава: Брак

§ 1. Половое бытие

§ 2. Диалогическая связь полов

§ 3. Половое влечение

§ 4. Защитные силы

§ 5. Вожделенная любовь Эроса

§ 6. Самоотверженная любовь

§ 7. Пробуждение новой жизни

§ 8. Брак как договор

§ 9. Брак как институт

§ 10. Брак как таинство

Вторая глава: Семья

§ 1. Семья как жизненная общность родителей и детей

§ 2. Семья как «ячейка» человеческого общества

§ 3. Прекращение и изменение функций семьи в индустриальном обществе

§ 4. Задачи политики в области семьи в современном обществе

§ 5. Брак и целомудрие

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: ТРУД И ПРОФЕССИЯ

Первая глава: Христианское толкование смысла труда и профессии

§ 1. Понятие и его границы

§ 2. Семь значений труда и профессии

§ 3. Труд и досуг

Вторая глава: Трудовые и профессиональные отношения в индустриальном обществе и христианская этика

§ 1. Особенности современного мира труда и профессий

§ 2. Выводы с точки зрения христианской трудовой и профессиональной этики

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: ЭКОНОМИКА

Первая глава: Цель экономики

§ 1. Причины, определяющие цели экономики

§ 2. Следствия, вытекающие из цели экономики

Вторая глава: Экономический строй

§ 1. Экономический строй в представлениях либерализма

§ 2. Экономический строй в представлениях социализма

§ 3. Частная собственность как основа экономического строя в духе Христианского социального учения

§ 4. Естественно-правовой характер частной собственности

§ 5. Двоякий характер собственности (индивидуальная и социальная функция)

§ 6. Кризис экономической организующей функции частной собственности в современном обществе

Третья глава: Распределение совокупного общественного продукта

§ 1. Земельная рента

§ 2. Процент

§ 3. Трудовой доход

§ 4. Предпринимательская прибыль

§ 5. Корректировка первоначального образования доходов системой социального обеспечения

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ: ГОСУДАРСТВО

Первая глава: Происхождение и сущность государства

§ 1. Различные толкования

§ 2. Христианское социальное учение о происхождении и сущности государства

Вторая глава: Государственная власть

§ 1. Естественно-правовой характер государственной власти

§ 2. Носители государственной власти

§ 3. Права и обязанности государственной власти

§ 4. Границы государственной власти и право народа на сопротивление

Третья глава: Нравственная ответственность за государство

§ 1. Выполнение обязанностей гражданами государства

§ 2. Группы интересов и общее благо

Четвертая глава: Государство и Церковь

§ 1. Различие и самостоятельность государства и Церкви

§ 2. Связь Церкви и государства

§ 3. Церковь и партия

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ: СООБЩЕСТВО НАРОДОВ

Первая глава: Единство человеческого рода как фундамент сообщества народов

§ 1. Духовно-нравственное единство человечества

§ 2. Человечество как правовая общность

§ 3. Экономическая солидарность человечества

Вторая глава: Организация сообщества народов

§ 1. Необходимость организации сообщества народов

§ 2. Сложность создания действенной организации сообщества народов

Третья глава: Сегодняшние задачи сообщества народов

§ 1. Наследие колониализма

§ 2. Помощь развивающимся странам

Кардинал Йозеф Хёффнер (1906_1989):

Один из наиболее знаменитых представителей католического социального учения, был профессором Христианских социальных наук в Мюнстере с 1951 по 1962 гг., в 1962 г. стал епископом Мюнстера, в 1969 г. был назначен архиепископом Кёльна. С 1976 по 1987 гг. он был председателем Германской епископской конференции.

Едва ли есть более удачный учебник по социальному учению Церкви, чем «Христианское социальное учение» кардинала Йозефа Хёффнера. Впервые изданное в 1962 году, оно выдержало к 1983 году восемь частично дополненных переизданий.

В это новое издание — оно уже готово в английском и литовском переводе, готовится испанский — включены существенные положения социальных энциклик «Sollicitudo rei socialis» (1987 г.) и «Centesimus annus» (1991 г.), появившихся после смерти кардинала Йозефа Хёффнера.

Тем самым снова становится доступным часто спрашиваемый «классик», надежно информирующий о методических основах, принципиальных положениях и социально-этических выводах социального учения Церкви.

Издатель: д-р Лотар Роос — профессор Христианского социального учения и пастырской социологии Католико-теологичес кого факультета Рейнского университета Фридриха-Вильгельма в Бонне.

Список сокращений:

AA Декрет о задачах мирян «Apostolicam actuositatem» (Второй Ватиканский Собор)

AAS Acta apostolicae sedic

CA Иоанн Павел II, энциклика «Centesimus annus»

DH Заявление о религиозной свободе «Dignitatis humanae» (Второй Ватиканский Собор)

DS Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. Ed. H.Denzinger/A.Schцnmetzer, Freiburg i.Br. 361976.

GE Заявление о христианском воспитании в «Gravissimum educationis» (Второй Ватиканский Собор)

GS Пастырское постановление о Церкви в современном мире «Gaudium et spes» (Второй Ватиканский Собор)

Ika Internationale katholische Zeitschrift «Communio» Международный католический журнал «Коммунио»

JCSW Jahrbuch fьr christliche Sozialwissenschaften Ежегодник христианских социальных наук

KuG Reihe «Kirche und Gesellschaft» Серия «Церковь и общество»

LE Иоанн Павел II, энциклика «Laborem exercens»

LG Догматическое постановление о Церкви «Lumen gentium» (Второй Ватиканский Собор)

MM Иоанн XXIII, энциклика «Mater et Magistra»

My Sal Mysterium salutis. Grundriss heilsgeschtlicher Dogmatik. 5 Bde.

Hg. v. J.Feiner/M.Lohrer. Einsiedeln/Zurich 1965-1981

NZZ Neue Zurcher Zeitung

OA Павел VI. Апостольское Послание «Octogesima adveniens»

PP Павел VI, энциклика «Populorum Progressio»

PT Иоанн XXIII, энциклика «Pacem in terris»

QA Пий XI, энциклика «Quadragesimo anno»

RH Иоанн Павел II, энциклика «Redemptor hominis»

RN Лев XIII, энциклика «Rerum novarum»

SRS Иоанн Павел II, энциклика «Sollicitudo rei socialis»

Thr Theologische Rundschau («Теологическое обозрение»)

StZ Stimmen der Zeit (Голоса времени)

UG Aufbau und Entfaltung des gesellschaftlichen Lebens. Soziale Summe. Pius XII. (Построение и развитие общественной жизни. Социальный обзор. Пий XII). 3 Bde. Hg. von A.-F.Utz/J.-F.Groner. Freiburg (Schweiz) 1954-1961

ZKTh Zeitschrift fur Katholische Theologie (Журнал католической теологии)

Предисловие к новому изданию

Вряд ли найдется более удачный учебник по социальному учению Церкви, чем «Христианское социальное учение» Й. Хёффнера. Впервые опубликованный в 1962 г., к 1983 г. он выдержал за 20 лет восемь частично расширенных переизданий и шесть переводов на иностранные языки (в 1964 г. на английский и испанский; в 1967 г. на японский; в 1970 г. на португальский, точнее, на его бразильский вариант; в 1979 г. на итальянский и корейский языки.) Уже отсюда ясно видно, что речь идет о явно исключительном произведении в масштабе мировой Церкви. «Секрет успеха» автора заключается, очевидно, в столь же неповторимом сочетании его качеств. Йозеф Хёффнер был историком и систематиком, теологом и экономистом, фундаментальным исследова телем и «популяризатором», профессором и епископом.

Йозеф Хёффнер родился в 1906 г. в Хорхаузене (Вестервальд) в многодетной крестьянской семье (у него было семеро братьев и сестер.) В 1929 г. он получил ученую степень доктора философии в Папском университете Григориана в Риме и, после возведения в сан священника в 1932 г., защитил в 1934 г. там же и докторскую диссертацию по теологии на тему: «Социальная справедливость и социальная любовь». За исследования в области социальной истории и социальной этики «Крестьянин и Церковь в средневековой Германии» он получил в 1938 г. во Фрайбурге (Брайсгау) степень доктора теологии также и в Германии. Его экономические исследования увенчались завершением в том же университете в 1940 г. диссертации на тему: «Хозяйственная этика и монополии в XV_XVI веках», выполненной под научным руководством Вальтера Ойкена. И наконец в 1944 г. он защитил также во Фрайбурге (Брайсгау) диссертацию по теологии морали на тему: «Христианство и человеческое достоинство. Задачи испанской колониальной этики в Золотом веке» (опубликована в 1947 г.).

В 1945 г. Йозеф Хёффнер становится профессором практической теологии и Христианского социального учения в Трирской духовной семинарии, в 1951 г. он принимает кафедру Христианских социальных наук в Мюнстерском университете. Там он основывает в 1960 г. «Ежегодник Христианских социальных наук». Наряду с научной и педагогической деятельностью он принимает участие в социально-политическом восстановлении послевоенной Германии, в том числе в качестве члена научных советов при федеральных министерствах по вопросам семьи и молодежи, жилищного строительства, по труду и социальным вопросам, в качестве руководителя отдела социальных проблем в Центральном Комитете Союза немецких католиков, а также духовного наставника Союза предпринимателей-католиков.

«Христианское социальное учение» Й. Хёффнера вышло в свет в год его назначения епископом Мюнстера (1962 г.) как результат его многолетней педагогической деятельности. Таким образом, свою академическую и религиозную значимость книга проявила лишь тогда, когда ее автор в качестве епископа Мюнстера, а затем архиепископа Кельна (с 1969 г.) и председателя Германской епископской конференции (Высший орган Церкви в стране - Прим. перев.)(с 1976 г.) сменил должность университетс кого профессора на пост епископа. Его епископские послания, многие публикации, прежде всего его знаменитые доклады на осенних ассамблеях Германской епископской конференции показывают, сколь обильно он умел черпать из источников Христианского социального учения. Работы последних лет: «Социальное учение Церкви или теология освобождения?» (1984 г.); «Экономический строй и хозяйственная этика» (1985 г.), «Государство. Слуга строя» (1986 г.). Доклад 1985 года был распространен почти в 30 странах, не в последнюю очередь потому, что их автор сам стал все более уважаемым представителем социального учения Церкви благодаря значимости Кельнской епархии в мировой Церкви и многочисленным пастырским поездкам его самого в качестве председателя Германской епископской конференции во многие страны Третьего мира. Еще в декабре 1986 г. (Йозеф Хёффнер скончался 16 октября 1987 г.) широко задуманная поездка привела его, среди прочего, в Никарагуа. В Никарагуа он прибыл с трудной политической посреднической миссией к главе сандинистского правительства Ортеге; в Мехико-Сити и Маниле он был удостоен степени почетного доктора экономических факультетов.

На этом биографическом фоне1становятся понятными своеобразие и значение учебника в мировой Церкви. Йозеф Хёффнер был глубоко убежден в том, что социальная ответственность Церкви может быть воспринята только на основе начатого епископом Кеттлером и Папой Львом ХIII и постоянно развиваемого социального учения Церкви. Приветливый, с чувством юмора, порою не без едкой иронии, всегда остроумно соединяющий историю, эмпирию и теологически-этическую систематику, Хёффнер развивает в своем учебнике социальное учение церкви и защищает его от идеологических нападок извне и от модных суррогатов изнутри. Так возник классический учебник, который использует и перерабатывает на основе собственного изучения первоисточников как средневековую традицию церковных социальных учений, впервые ярко проявившуюся у Фомы Аквината или в поздней испанской схоластике, так и современную традицию церковного социального учения, начинающуюся с энциклики «Rerum novarum» (1891 г.) О ней говорится в материалах Второго Ватиканского Собора — Церковь «всегда и везде (...) осуществляет право провозглашать в условиях подлинной свободы веру, свое социальное учение (...) а также подвергать нравственному анализу и политические обстоятельства, если этого требуют основные права человека или спасение душ» (GS 76). Как указывает Й. Хёффнер в предисловии к последнему подготовленному им изданию, его «Христианское социальное учение» служит задаче, вновь поставленной Собором: верующие должны «так изучать основы социального учения, чтобы они могли способствовать, в меру своих возможностей, прогрессу учения и правильно применять его в конкретных случаях» (АА 31), в соответствии с призывом Папы Иоанна ХХIII: «Прежде всего Мы желаем, чтобы оно (Христианское социальное учение) преподавалось бы в католических школах всех ступеней, особенно в семинариях, в качестве обязательного предмета... Кроме того, социальное учение должно быть включено в религиозно-просветительскую работу общин и мирских апостольских движений» (MM 223). Кто хочет знать, чему учит, какие взгляды представляет Церковь в этой области, всегда найдет прочную основу у Й. Хёффнера. В то же время его учебник имеет весьма характерную личностную окраску. Во многих местах чувствуется связь академического исследования и преподавания, социально-этического консультирования политики и пастырских наставлений. Эти элементы соединены таким оригинальным образом, что подходы и стиль учебника едва ли можно скопировать или попытаться переработать.

Но какой же смысл сегодня снова издавать учебник? Конечно, с тех пор прошли интенсивные научно-теоретические дискуссии по поводу обоснования этики вообще и католического социального учения в частности. Есть разделы, которые в сегодняшнем учебнике Христианского социального учения должны быть изложены подробнее, например, политическая этика демократии, отношение Церкви и демократического общества или далеко идущие вопросы экологии и мировой экономики. Но все, что здесь можно сказать, нельзя рассматривать в отрыве от тех оснований и решений, которые дало социальное учение Церкви за долгую и особенно современную историю папских энциклик по социальным вопросам, начиная со Льва ХIII. Такой прочной и не теряющей значимости основе служит учебник Йозефа Хёффнера. И если даже часть приведенного там статистического материала и некоторые примеры устарели, то это ни в коей мере не касается существа содержания. Для того, кто хочет составить себе ясное и полное представление о методических основах, принципиальных позициях и социально-этических выводах социального учения Церкви, «Христианское социальное учение» Й. Хёффнера по-прежнему остается важной, не устаревшей фундаментальной работой.

Правда, в одном аспекте дополнение возможно и оправданно: после последнего издания учебника (1983 г.) папское социальное учение было существенным образом развито в двух энцикликах: «Sollicitudo rei socialis» (1987 г.) и «Centesimus annus» (1991 г.). Первая опубликованная энциклика Иоанна Павла II «Laborem exercens» (1981 г.) была уже частично учтена кардиналом Й. Хёффнером в последнем издании. Исходя из этого, следует дополнить официальные папские послания по социальным вопросам последними существенными высказываниями. В предлагаемом издании это осуществляется в соответствующих местах в форме осторожных дополнений. Вставки издателя в текст отмечены квадратными скобками. При этом речь идет о немногих изъятиях (в основном устаревший статистический материал, вместо которого нетрудно достать новые данные) и об уже упомянутых дополнениях 2.

Теперь новое издание часто спрашиваемого «классика» учебников (новые английский и литовский переводы уже готовы, испанский готовится) становится доступным и для германоязыч ного ареала. Читатель получает учебник, в котором социальное учение Церкви строго выдержано от его начал до современности и в то же время даны новейшие фундаментальные положения папских посланий по социальным вопросам.

Лотар Роос



1 См. подробную биографию: L. Roos: Joseph Kardinal Hoffner (1906_1987) в: J. Aretz/R. Morsey/A. Rauscher (Hg.), Zeitgeschichte in Lebensbildern. VIII. Mainz 1997, 173_195, 319_320.

2 Особой благодарности за помощь в переработке книги и подготовке рукописи к печати заслуживает мой научный сотрудник Вольфганг Фишер.

Введение

§ 1. Задачи и понятие Христианского социального учения

1. Христианское социальное учение — это не перечень практических указаний для решения «социального вопроса» и не удачная подборка определенных знаний из области современной социологии, пригодных для христианско-социального обучения, а «интегративная составная часть христианского учения о человеке» (MM 222). Особое значение имеет Христианское социальное учение, провозглашенное церковью «с первых столетий» 1, в эпоху индустриализма, что подтверждается крупными энцикликами по социальным вопросам «Rerum novarum» (1891), «Quadragesimo anno» (1931), «Mater et Magistra» (1961), «Pacem in terris» (1963), «Populorum progressio» (1967) и «Laborem exercens» (1981), а также Пастырским Постановлением Второго Ватиканского Собора «Gaudium et spes» о роли Церкви в сегодняшнем мире.

[Спустя 20 лет после «Populorum progressio» Иоанн Павел II в энциклике «Sollicitudo rei socialis» (1987) вновь выражает социальную озабоченность Церкви по поводу подлинного развития человека и общества (SRS 1) в изменившихся условиях. Сотая годовщина «Rerum novarum» стала поводом для появления «Centesimus annus» (1991), его, пожалуй, самой значительной энциклики по социальным вопросам.]

2. Теологическая значимость Христианского социального учения обосновывается пятью соображениями:

а) Человек — подобие Бога, спасенный кровью Христа и призванный к вечной связи с Богом. Его нельзя унизить до предмета и средства государственных, общественных или экономических процессов. Потому что «порядок вещей должен быть поставлен на службу порядку людей, а не наоборот» (GS 26). Любовь в Богу и к ближнему — великая заповедь Нового Завета.

б) Христос спас человека как целостность также и потому, что он (человек) соотнесен с Ты и с социумом. Было бы опасным упрощением христианского учения о человеке видеть в нем только призванного Богом одиночку.

в) В противоположность широко распространенному супернатурализму Христианское социальное учение подчеркивает, что и после грехопадения существует основывающийся на социальной природе человека, т.е. угодный Богу социальный строй совместной жизни общества. Этот «общественный строй, его поддержание и его завершение по спасительным предначертаниям Евангелия» (QA), его «созидание в свете христианского учения» (MM) является предметом Христианского социального учения. Бог не отдал падший мир своим противникам.

г) С точки зрения Спасения общественным условиям принадлежит огромное значение вследствие нашей унизительной зависимости от окружающей среды, поскольку людей, «находящихся в социальных условиях, в которых они живут и в которые они включены с детства, часто отвлекают от творения добра и подталкива ют к злу» (GS 25). Нарушение богоугодного порядка действитель но «чрезвычайно затрудняет огромное число людей» «совершать необходимое, их вечное Спасение» (QA 130). Условия, противоре чащие Спасению, например, состояние нищеты в некоторых развивающихся странах, — это те бедствия, которые взывают к помощи, причем не только в форме социальной критики и милостыни, но и в форме преобразования общества на принципах Христианского социального учения. Упорная и страстная борьба с бедностью, голодом, болезнями, нуждой и нищетой — христианский долг. Заведомый отказ от борьбы был бы не христианским подчинением воле Бога, а фаталистическим квиетизмом, за который христианскую веру упрекают в том, что она якобы является «опиумом для народа».

д) То, что Христианское социальное учение является «составляющей частью христианского учения о человеке» (MM 222), вытекает со всей глубиной из становления Христа человеком. Слово Божье, принимая «действительно человеческую природу», «включается в историческую и социальную жизнь человечества», так что христианин, который бы не использовал «силу веры в вопросах строя в общественной жизни», совершал бы «предательство по отношению к Богочеловеку». Благодаря становлению Христа человеком Церковь является «принципом жизни человеческого общества» 2. Противопоставления «Церкви и мира», «Церкви и государства», «милости Божьей и природы», «веры и знания» имеют, правда, смысл, но не должны быть поняты так, будто бы Церковь просто находится вне мира. Церковь и мир пронизывают друг друга. Церковь не только ведет — находясь на периферии — диалог с миром, но находится сегодня в центре мира в целях спасения как «закваска» (Мф 13, 33), как «соль земли» (Мф 5, 13), как «доброе семя на поле своем» (Мф 13, 24), как «свет мира» (Мф 5, 14). В результате пришествия Христа вся человеческая история была вовлечена в божественный промысел Спасения. Мастерски, хотя и в негативной форме, выразил эту истину апостол Павел: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим 8, 38_39). «Через становление человеком Бог придал человеческой жизни то измерение, которое было задумано им сначала» (RH 1).

[Иоанн Павел II постоянно подчеркивает, что действитель но гуманное общество может быть создано только на основе обязательной этики, которая находит свое самое прочное обоснование в «трансцендентной истине» и человеке. «Если нет трансцендентной истины, принимая которую человек достигает своей полной идентичности, то нет никакого прочного принципа, который гарантирует справедливые отношения между людьми». Достоинство человека основывается в конечном счете на том, что оно является «видимым отпечатком невидимого Бога» (CA 44).]

3. На основе ранее изложенных размышлений можно определить Христианское социальное учение как совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя.

§ 2. Метод Христианского социального учения

1. Христианское социальное учение охватывает как онтологические, так и нормативные дисциплины, при этом оно пользуется социально-философскими и социально-теологическими методами. На упрек, будто социальная философия не типично «христианс кая», следует возразить, что, согласно учению Второго Ватиканского Собора, задачей Церкви является «возвещать истину, которая является Христом, и аутентично учить ей, и одновременно авторитетно разъяснять и утверждать принципы нравственного строя, которые вытекают из самой сущности человека» (DH 14). К тому же многие «естественные» истины социальной метафизики и социальной этики однозначно подтверждены Божественным Откровением и тем самым обрели ту достоверность, которую не может достичь философское мышление. Впрочем, Христианское социальное учение исходит из того, что «основы естественного права и истины Откровения, как два ни в коей мере не противоположных, а равнонаправленных водопада, имеют оба свой общий источник в Боге»3 и что оба являются, правда, различными, не одного уровня областями, но однако встречаются в одном — спасенной Христом человеческой личности. Созданная Богом конкретная человеческая природа бытийно соотносится с Христом и включается в строй Спасения, охватывающий естественное и сверхъестественное. По христианскому пониманию первородный грех, правда, «ранил и ослабил» природу человека, но «не задел сердцевину» сил и наклонностей человека, хотя человек только «с помощью всемогущей милости Христа может жить так, как этого требуют Божья честь и собственное достоинство человека» 4. Существенно то, что Христианское социальное учение занимается естественно выросшими социальными устройствами, исходя в конечном счете из христианского строя Спасения. Благодаря этому направлению Христианское социальное учение обретает свой теологический характер, причем следует учесть, что вследствие Христоцентризма всего Создания все верное с точки зрения естественного права является связанным с Христом, т.е. христианским в сокровенном и подлинном смысле и относится к одному делу Спасения. (См. Кол 1, 16; 2, 10; Еф 1, 22). Этим ни в коем случае не высказывается сакральное преобладание в земной реальности. Христианское социальное учение, напротив, однозначно признает относительную самостоятельность сфер культуры (государства, экономики, науки, искусства и т.д.). Мы должны дать не только в политике «кесарево кесарю» (Мф 22, 21). Средневековое смешение религиозной и светской сфер не было христианским идеалом. Второй Ватиканский Собор неоднозначно высказывал сожаление по поводу определенного «состояния умов, которые когда-то встречались и среди христиан в силу недостаточного понимания легитимности автономии науки» (GS 36).

2. Исходя из Божьего Творения и Cпасения, Христианское социальное учение видит в человеке, социальном по своей сути, не только подобие Бога, Творца, но и спасенного «кровью Христа и Божьей милостью, возвышенного до более высокого строя» и призванного быть чадом Божьим5. Поэтому Христианское социальное учение должно развиваться путем развития специфически теологических категорий, выходя за пределы естественного права. Так, например, следует более подробно исследовать социальное значение коренной связи и солидарности всех людей, как это вытекает из учения о Создании, сотворении мужчины и женщины, Спасении, совершенном Христом, о чадах Божьих и мистическом теле Христа. Следует также рассматривать социальное действие греха и его последствий, а также историко-теологическое значение учения об Антихристе и торжестве всемирной истории благодаря второму пришествию Христа. Как все сотворенное Богом, социальное тоже нуждается в Спасении и является связанным с Христом.

3. Наконец, Христианскому социальному учению выпадает важная задача — в социально-теологическом плане — предостерегать от любого социал-утопизма. Перед Вознесением апостолы спросили Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израиль?» (Деян 1, 6), досадный вопрос, который проходит через все века христианства. Снова и снова поднимают голос сектанты и предвещают рай на земле. Христианское социальное учение знает, что до Страшного суда не будет никакого рая, что бы ни говорили все пророки на Востоке и на Западе. И самые ревностные апостолы-дилетанты не смогут создать никакого христианского идеального строя, потому что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19). В конце веков земные социальные системы и учреждения ни в коей мере не достигнут христианского завершения, а ими овладеет и будет судить вновь пришедший Христос (ср. Рим 3, 6).

С XVIII века утопия спасения в этом мире пытается снова и снова прикрыться неясной и многозначной идеологией «прогресса». Слово «прогресс» первым ввел в немецкий язык Кристлоб Милиус (1722_1754), издатель газеты «Вольнодумец», где-то около 1750 г., т.е. в середине эпохи Просвещения. Новый Завет употребляет слово «prokope» (прокопе), что, собственно, означает не «прогресс», а проведение корабля вперед с трудом, в двояком смысле. «Прокопе» означает, с одной стороны, дарованное нам Божьей милостью продвижение в вере и в следовании Христу (1 Тим 4, 15; Флп 1, 25), т.е. «к большему успеху благовествования» (Флп 1, 12), с другой стороны, прогресс ереси, которая распространяется «как рак» и будет пожирать все вокруг себя. (2 Тим 2, 16_17; 3, 13). Все дело в том, что оставляют при прогрессе и на что идут. Апостолы, «оставивши свои сети», пошли за Иисусом (Мф 4, 20; 19, 27). Но человек может далее оставить Господа и побежать за чужими богами (Втор 11, 16; Ис Нав 22, 16; Суд 2, 12; Ис 1, 4). Он может, «оставивши прямой путь» (2 Петр 2, 15), отказаться от «первой любви» (Откр 2, 4) и «все дальше уходить от Бога» (2 Тим 2, 16).

Технический и экономический прогресс не обусловливают прямо и непосредственно «новое небо и новую землю» (Откр 21, 1). Настоящий прогресс, который освящен тайной Креста и Воскресения, происходит в большей мере через приумножение веры, надежды и любви. Правильно понятые, прогресс и традиции — это не противоположности, а две основные позиции, жизненно важные для человека. Не все старое заслуживает сохранения. В некоторых областях существует оправданный отказ от доселе существующего . Достойно сохранения то, что действительно во все времена. Здесь необходим постоянный «возврат к истокам». «Когда пьешь, думай об источнике», — говорит пословица. «Кто ищет источник, должен плыть против течения», — пишет польский писатель Станислав Ежи Лец. Христианин не должен по-конформистски плыть со всеми по течению, а быть волноломом.

Между тем две идеологии прогресса, которые обольстили много людей и народов в XIX и XX веках, подверглись тяжелым потрясениям: ни технократически подстегнутый прогресс экономики и материального благосостояния, ни революционное построение социалистического общественного строя не могут принести людям счастья и свободы.

[Иоанн Павел II видит «подлинную причину» «краха марксизма», помимо «неэффективности экономической системы», в «духовном вакууме, вызванном атеизмом». Он «лишил чувства направленности молодые поколения» (CA 24). И «отчуждение», наблюдаемое в «западных обществах», имеет в конечном счете теологические причины. Если ослабляется «внутренне присущая человеку способность к трансценденции», возникает угроза «обратного порядка между средствами и целями». Люди взаимно используют друг друга «как средство» для удовлетворения «своих особых и второстепенных потребностей» и становятся таким образом неспособны ми к «свободной самоотдаче» (CA 41). Это ведет к разрушению семьи, а также к выхолащиванию «демократического идеала». Без конечного трансцендентного обоснования человеческого достоинства «демократические системы» рисковали изнурять себя в антагонизме «личных интересов» и терять силу, необходимую для достижения основанного на общем благе консенсуса (см. CA 46/47).]

Целью Христианского социального учения — прежде всего в его общественно-политическом, социально-этическом и социально -педагогическом аспектах — является не земной рай и не неотриумфалистское прославление «светского мира», а тот социальный строй, при котором человек может выполнять волю Бога и вести христианский образ жизни. Итак, следует отвергать как социал-утопизм, так и спиритуалистически замкнутое христианство, которое не хочет признавать за христианской верой преобразующей силы в области общественной жизни и хочет бросить мир на произвол судьбы. Надежда на будущее не отчуждает нас от реального мира, а делает нас внутренне свободными, так что мы получаем возможность создавать силой веры земную реальность.

4. Хотя самой важной задачей Христианского социального учения является исследование социально-метафизических, социально-этических и социально-теологических основ, оно все же должно стремиться к пониманию «знамений времени» (Мф 16, 3). Иначе оно обречено стать абстракцией, оторванной от современности, хотя и верной принципам. Отсюда следует, что Христианское социальное учение должно детально учитывать и оценивать результаты системно-эмпирической социологии, социальной истории, социальной психологии, демографии и т.д., особенно в наш век, когда стремительное общественное, техническое и экономическое развитие коренным образом преобразовывает способы существования и формы жизни людей. Христианское социальное учение борется с напряженностью между Божественным и исторически изменчивым в Церкви, между установленным и тем, от чего отказываются, между необходимостью и свободой.

5. В этом очерке изложение положенных Богом неизменных ценностей и систем должно быть связано с анализом условий нашего времени. Насколько это возможно в кратком очерке, будут рассмотрены все соответствующие вопросы общего и частного в Христианском социальном учении.





1 Pius XII., 23.2.1944 (UG 94).

2 См. Pius XII., 17.8.1958 (UG 4520).

3 Pius XII., 1.6.1941 (UG 498).

4 Pius XII., 25.9.1949 (UG 358).

5 Pius XII., 23.2.1944 (UG 94).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

  • Название оригинала: Christliche Gesellschaftslehre / Joseph Kardinal Hoffner Перевод с нем. яз.
  • ПЕРВАЯ ЧАСТЬ