Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Хрестоматия




Скачать 195.14 Kb.
Дата25.02.2017
Размер195.14 Kb.

Хрестоматия




Елена Юрьевна Вера Анатольевна Бикеева

преподаватель русского языка и литературы

Новосибирского колледжа телекоммуникаций и информатики,

Г. Новосибирск



Поэт и мудрец слились в нём воедино
Разработка мероприятия, посвященного 245-летию
со дня рождения русского баснописца
Ивана Андреевича Крылова
Цель мероприятия:

  • расширить знания обучающихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, показать своеобразие его басен;

  • выявление талантливых чтецов.


Задачи мероприятия:

образовательная:

    • изучить основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова;

    • раскрыть И.А.Крылова как создателя русской реалистической басни;

    • показать значение басен И.А.Крылова для развития русской литературы;

    • дать представление об общественно-политической жизни России XIX века;

развивающая:

способствовать развитию



    • интереса к изучению жизни и творчества И.А.Крылова;

    • познавательного интереса к изучению русской литературы;

    • навыков выразительного чтения;

    • навыков работы перед аудиторией;

воспитывающая:

способствовать воспитанию



  • любви к русской литературе и родному языку;

  • уважения к русскому слову;

  • сплоченности коллектива и развитию общих интересов.


Действующие лица:

  • двое ведущих (юноша и девушка);

  • преподаватель;

  • чтец (чтецы) стихотворений П.А.Вяземского, М.В.Исаковского;

  • чтецы басен И.А. Крылова – участники конкурсов.


Оборудование мероприятия:

  1. ноутбук;

  2. мультимедийный проектор и экран;

  3. микрофоны;

  4. журнальный столик или выставочный книжный стеллаж;

  5. планшеты или папки для ведущих;

  6. листочки и фломастеры (для конкурса-разминки);

  7. строки басен И.А.Крылова (2–3 басни) на разных листочках-полосках, клей, листы А4 (для конкурса «Собери басню»);

  8. тексты басен И.А.Крылова;

  9. листы для команд с филвордом «Найди персонажей басен И.А.Крылова» (приложение 1);

  10. нарисованный на ватмане «Сундучок впечатлений»;

  11. стикеры двух цветов (синий и красный).


Музыкальное оформление мероприятия:

Музыка для конкурсов.


Художественное оформление мероприятия:

  1. большой портрет И.А. Крылова;

  2. презентация Microsoft PowerPoint ( в т.ч. слайды:

  • I слайд – название мероприятие «Поэт и мудрец слились в нём воедино»;

  • II – «13 февраля исполняется 245 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова»;

  • эпиграф мероприятия: «Басни Крылова – книга мудрости самого народа» (Н.В.Гоголь );

  • краткая биография И.А.Крылова;

  • портреты И.А.Крылова;

  • портреты: Эзоп, Ж.Лафонтен; Екатерина II, Павел I, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.И.Сумароков, И.И.Дмитриев и др.;

  • портреты, высказывания: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь и др.;

  • портреты, стихотворения: П.А. Вяземский, М.В. Исаковский;

  • памятники И.А. Крылову);

  1. презентация Microsoft PowerPoint «Бессмертные творения Крылова…» ( в т.ч. слайды:

  • иллюстрации к басням И.А. Крылова;

  • слайды с крылатыми выражениями из басен И.А. Крылова и др.);

  1. презентация Microsoft PowerPoint «Назови басню Крылова…» (для конкурса-разминки);

  2. книги с текстами басен и произведений И.А. Крылова, книги, статьи об И.А. Крылове;

  3. фильмы, фрагменты фильмов о жизни и творчестве И.А. Крылова (ресурсы Интернета);

  4. буклеты «Крылов И.А. Поэт и мудрец слились в нем воедино»;

  5. буклеты «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» (приложение 1);

  6. мультфильмы, снятые по басням И.А. Крылова.


Для участия в конкурсах (варианты):

  • зрители в зале делятся на две части,

  • формируется команда из равного числа участников.


Предварительная подготовка:

  1. подготовить сценку по басне И.А.Крылова (по возможности костюмы, декорации);

  2. подготовить басню (чтение наизусть или выразительное чтение (на усмотрение организатора мероприятия))


Варианты проведения мероприятия:

  1. в соответствии с разработкой;

  2. в соответствии с разработкой (но не как конкурс чтецов, а чтение басен Крылова);

  3. в соответствии с разработкой фильм (фрагменты фильма) о жизни и творчестве И.А. Крылова;

  4. в соответствии с разработкой фильм (фрагменты фильма) о жизни и творчестве И.А. Крылова просмотр после мероприятия мультфильма(ов), снятого(ых) по басне(ям) И.А. Крылова.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Перед началом мероприятия демонстрируются мультфильмы, снятые по басням И.А. Крылова.
Преподаватель или ведущая

II слайд. 13 февраля исполняется 245 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца, с творчеством которого в нашей стране знаком каждый, басни которого любят с детства, а фразы из басен Крылова настолько давно и удачно «пошли в народ», что порой читатель может удивиться, узнав первоисточник, узнав автора этой крылатой фразы.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова с легкой руки поэта и литературного критика Петра Андреевича Вяземского (слайд – портрет) народ давно зовёт «дедушкой Крыловым» («Песнь в день юбилея И.А. Крылова», 1838).



Слайды с портретами И.А. Крылова. Но И.А. Крылов был не только баснописцем. Он был журналистом, издателем, библиотекарем, переводчиком, академиком Петербургской академии наук.

От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников И.А. Крылова.

Сам Крылов не любил рассказывать о себе. Когда он стал знаменит, его просили написать автобиографию, он отказался. Когда же его биография была написана Каменским и Крылова попросили: «Прочтите и поправьте или вымарайте, что заблагорассудите», Иван Андреевич ответил: «Прочел, ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет». Позднее из Парижа Крылову прислали его жизнеописание для биографического словаря достопамятных людей. Реакция была следующей: «Пусть пишут обо мне, что хотят».

Именно поэтому в биографии И.А. Крылова много несоответствий, о многом можно говорить лишь предположительно. Неизвестен даже точный год его рождения (1769/1768/1766).

Но бесспорно одно: творчество Крылова любили и любят многие поколения, а его басни – «книга мудрости самого народа» (Н.В. Гоголь)…
Ведущий

Отец Ивана Андреевича Крылова, Андрей Прохорович, – армейский офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачёвского бунта руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824).

В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1779).

Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.

С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязин­ском земском суде, затем в Тверском магистрате подканцеляристом.

Жить в Твери было не на что, и семья решила переехать в Петербург. С 1783 г. Крылов служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой, покрови­тельствовавшей Крылову.


Конкурс-разминка «Назови басню Крылова…»: Командам на листочках необходимо правильно указать название басен И.А.Крылова (на экране слайды с иллюстрациями к басням И.А. Крылова).
Ведущая

Начало литературной деятельности.
Крылов-драматург

Литературную деятельность Крылов начал как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782 г. (Крылову 14 лет), трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.).

Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две последние основывались на со­временном автору русском материале. В «Бешеной семье» высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем известный темперамент Екатерины II), а в «Сочи­нителе в прихожей» – литератор, униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего.

В этот период Крылов сблизился с ведущим актёром русской петербургской труппы И.А. Дмитриевским, драматургом и актером П.А.Плавильщиковым.

В 1788 г. Крылов лишился матери и на руках его остался маленький его брат Лев, о кото­ром он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»).

В конце 1780-х гг. Крылов сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял первого драматурга Я.Б.Княжнина и его жену, дочь А.П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучён от театра.


Конкурс «Продолжи фразу…». Командам необходимо правильно продолжить фразу из басен И.А. Крылова.

  • А ларчик просто … (открывался),

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, /А сапоги тачать … (пирожник),

  • Без драки попасть в большие … (забияки),

  • Великий зверь на малые … (дела),

  • Ворона в павлиньих … (перьях),

  • Если голова пуста, / То голове ума не придадут … (места),

  • И правы, – сам себя вини: что ты посеял – то и … (жни),

  • От радости в зобу дыханье … (спёрло),

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне … (кушать),

  • У сильного всегда бессильный … (виноват).


Ведущий

Крылов-журналист и издатель

Крылов занимался и журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал тради­ции просветителя, писателя, журналиста, издателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) (слайд – портрет), как мыслитель – традиции философов Просвещения.

В 1789 г. в типографии Ивана Герасимовича Рахманинова Крылов начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки водяных, воздушных и подземных духов с философом Маликульмульком давалась широкая сатирическая картина русского общества времён Екатерины II (1729–1796). Крылов в своих сатирических письмах смело обличал пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. По отзыву современника, это был самый колкий из всех сатирических журналов. Журнал был запрещён (последний выпуск – март 1790).

В 1791 г. при участии актеров И.А.Дмитриевского, П.А.Плавильщикова и драматурга А.И.Клушина Крыловым была учреждена книгоиздательская компания «Крылов с товарищи». В 1792 г. Крылов начинает печатать в ней журнал «Зритель», в 1793 – «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь Крылов также выступал обличителем поврежденных нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переш1л к морализаторству.

Открыла компания и свою книготорговую лавку. Журнал был запрещён из-за общих цензурных строгостей, причём есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794–1796 гг., известно мало. В 1797 г. он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей и секретаря.

В 1799–1800 гг. Крыловым написана злая антиправительственная «шутотрагедия» «Триумф» («Подщипа») (другой вариант «Подщипа, или Триумф»), которая распространялась в рукописных списках. Крылов осмеял в своём произведении Павла I (1754–1801; император с 1796 по 801 гг.). Впоследствии ее распространяли и увлеченно читали декабристы. Один из декабристов так охарактеризовал «шутотрагедию»: «Ни один революционер не придумал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная с главы государства до государственных учреждений и негласных советников». Смелая сатира Крылова вызвала недовольство императора и двора, писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции.

Лишь в 1806 г. Крылов смог вернуться в Петербург.

В 1806–1807 гг. написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивающие галломанию дворянства. Комедии имели большой успех.

Крылов становится завсегдатаем салона российского государственного деятеля, историка, художника, археолога Алексея Николаевича Оленина (1763–1843) (слайд – портрет), под его началом служит в 1808-10 в Монетном департаменте.


Конкурс «Басня называется…»: Назовите басню И.А.Крылова, из которой взята цитата…
«Он баснями себя прославил…»

Чтец

… Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят. (П.А. Вяземский)
Ведущая

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал поэту, баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву (1760–1837) (слайд – портрет) свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разбор­чивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен.

Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805. Это были переводы басен знаменитого французского баснописца Жана де Лафонтена (1621–1695) (слайд – портрет).

В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен. При жизни Крылова вышло 9 сборников басен (последнее издание выпущено в декабре 1843 г.), все они имели большой успех, становились событиями литературной жизни своего времени.

Часть басен Крылова (напр., «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, народность басен, гибкий стихотворный язык, обширность содержания басен позволяют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп:



  • басни на общественно-политические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» – отклики на деятельность Государственного совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. – на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба» – на разногласия среди членов Священного союза и пр.);

  • басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Любопытный», «Свинья под дубом» и др.);

  • басни на исторические темы («Волк на псарне», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» и др.);

  • нравственно-философские басни («Обезьяна», «Туча», «Две Бочки», «Белка» и др.);

  • басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Кукушка и Петух», «Осел и Соловей», «Демьянова уха» и др.);

  • бытовые басни – наиболее многочисленные. Они обобщают типичные жизненные ситуации, выводят практические законы человеческой жизни, показывают человеческие пороки: праздность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и очки»), неблагодарность («Волк и Журавль»), тщеславие («Гуси») и т.д.

Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования.

Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и очки»), не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь») и др.

Басни Крылова быстро получили широкую известность как в России, так и за её пределами. Уже в 1824 г. в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Позднее последовали переводы на большинство европейских языков.

Успех произведений Крылова объяснялся тем, что он представил русскую жизнь во всех её противоречиях. Если раньше основу басни составляла дидактика, мораль, то Крылов стремился нарисовать реалистическую сценку.


Конкурс «Собери басню»: Командам необходимо правильно «собрать басню» (2–3 басни или фрагменты басен) И.А. Крылова (басни для команд одинаковы).
Ведущий

«Поэт и мудрец слились в нём воедино»

Особенность И.А. Крылова в том, что он не поучает, а наблюдает и выносит на суд читателя свои наблюдения. Басни И.А.Крылова лишены сухого морализаторства: к нравствен­ному выводу, заключенному в них, читатель приходит сам. Личность автора отделена от образов как содержательно, так и стилистически. Голос автора-рассказчика всегда звучит довольно определенно, всегда ясно, чью сторону он занимает.

Рассказчик, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направляет внимание читателя на обличение пороков: пороков человеческих и общественных. Причём рассказчик не высказывает своего мнения, а адресует слушателей к молве, преданиям, к пословицам и пого­воркам. Поэтому басни написаны живым, разговорным языком.

Главное в творчестве Крылова – это его мудрая способность находить во всем меру, золо­тую середину. Н.В. Гоголь (слайд – портрет) писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нём воедино». Иван Андреевич Крылов – поэт, сумевший дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность.

Краткость и образность языка Крылова поразительны. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами, одной-двумя строками. Басенный жанр Крылов довел до высочайшего поэтического совершенства. Он придал басне совершенную и отточенную форму.

Жанр басни под пером Крылова оказался способен отразить передовые идеи века и вмес­тить большое философское-социальное содержание. Н.В. Гоголь (слайд – портрет) писал: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа…».

Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. (А.И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни («Крылов, как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни. Можно сказать, что он создал русскую басню», – писал В.Г. Белинский), и – шире – вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализма.
Конкурс чтецов басен И.А. Крылова (на экране слайды с иллюстрациями к басням И.А. Крылова: чтение басни и слайды к этой басне)
Ведущая

«И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова…»

Уникальность дарования И.А. Крылова подтверждает и тот факт, что многие фразы из его басен стали крылатыми. Они стали украшением русского языка.

У русского советского поэта Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) (слайд – портрет) есть такие строки:

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.
Чтец

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.
Благодаря простоте, меткости, гениальности Крылова (действительно, все гениальное просто!) многие строки крыловских басен стали народными пословицами и поговорками, стали крылатыми:


  • А Васька слушает, да ест («Кот и повар»),

  • А вы, друзья, как ни садитесь, /Всё в музыканты не годитесь («Квартет»),

  • А ларчик просто открывался («Ларчик»),

  • Ай, Моська! Знать, она сильна, /Что лает на Слона! («Слон и Моська»),

  • Кукушка хвалит Петуха /За то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»),

  • От радости в зобу дыханье спёрло («Ворона и Лисица»),

  • Уж сколько раз твердили миру, /Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, /И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»),

  • Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь») и др.

Вошли в обиходную речь и названия басен, отдельные образы:



  • Ворона в павлиньих перьях,

  • Демьянова уха,

  • Медвежья услуга,

  • Тришкин кафтан и др.

Можно еще и еще приводить примеры строк из басен Крылова, ставших крылатыми выражениями. Порой уже и не поймёшь, что было ранее: народная поговорка, пословица или строка Крылова…
Конкурс «Домашнее задание»: Представить подготовленную сценку по басне И.А. Крылова (на экране слайды с иллюстрациями к басням И.А. Крылова)
Ведущий

Крылов-библиотекарь

В списке имен известных библиотекарей разных веков, таких как Каллимах, Эратосфен, Готфрид Лейбниц, Николай Иванович Лобачевский, Владимир Федорович Одоевский есть и имя Ивана Андреевича Крылова.

Этим делом Крылов добросовестно занимался на протяжении почти тридцати лет.

С 1812 (по другим источникам – 1810), когда А.Н. Оленин стал директором Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (сейчас это одна из крупнейших библиотек мира), Крылов назначается помощником библиотекаря; его пенсия составляет 1500 рублей в год. Впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», пенсия удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, причём его по­вышают в чинах и в должности. С 23 марта 1816 г. Крылов назначен библиотекарем с квартирой при библиотеке; при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке.

В 1812 г., когда писатель начал работать в Публичной библиотеке, фонд отечественной литературы насчитывал, трудно поверить, всего лишь 4 русские книги. Крылов занимался ком­плектованием фонда, наладил тесные контакты с книгопродавцами. Благодаря его связям с издателями и книгопродавцами книги часто покупались за полцены или дарились библиотеке. Через два года (!) в фонде уже было 2 тысячи 300 русских книг, в 1836 г. – 20 тысяч книг, а к концу службы Крылова – около 30 тысяч экземпляров, не считая 10 тысяч дубликатов.

Крылов любил библиотечную работу. Иван Андреевич не только занимался комплектова­нием фонда (часто редчайшими книгами), следил за постоянным поступлением обязательного экземпляра, но и много работал по составлению библиографических указателей, тематических списков, выполнял библиографические справки. Именно Крылов впервые составил список книг о Санкт-Петербурге, изданных с 1741 по 1826 г. Другая крупная его работа – Указатель по различным отраслям знания, содержащий 3,3 тыс наименований книг (изданных в 1663–1822 гг.). Также Крылов участвовал в составлении славяно-русского словаря. Занимался он и непосредст­венно выдачей книг, но к старости это стало для него тяжело.

Крылов сам составлял каталоги (в этом ему помогали первый в России библиограф B.C. Со­пиков и будущий писатель М.Н. Загоскин), шифровал, расставлял книги на полках. В 1814 г. он впервые ввел описание книг под коллективным автором.

Кроме того, он ввел у себя в отделе упрощенный топографический каталог: все каталожные карточки имели свой номер, который заносился в особую «нумерационную тетрадь». По этому номеру в другой графе библиотекарь находил указание номера комнаты, шкафа, полки и номера книги на полке (считалось, что шифр для читателя должен быть тайной).

В 1815 г. Крылов составил правила пользования книгами в читальном зале: по уставу пола­галось быть добропорядочного поведения, честными и бескорыстными. А еще предписывалось, что библиотекарь «не должен быть только хранителем, регистратором и только выдавать книги. Он должен быть в курсе современной науки, чтобы обеспечивать квалифицированные библиографические работы, систематическое пополнение фонда, а также научно обоснованно отвечать на вопросы читателей». И это доказывает справедливость слов, что библиотекарь дер­жит в своих руках ключи от мудрости, ведь он – проводник человеческой мысли.
Конкурс-импровизация «Забавой он людей исправил…»: Командам нужно разыграть сценку по басне И.А. Крылова (на экране слайды с иллюстрациями к басням И.А. Крылова: чтение басни и слайды к этой басне)
Ведущая

(Слайды с портретами И.А. Крылова.) В 1811 г. Крылов был избран членом Российской академии, получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской академии в отделение русского языка и словесности Академии наук (1841) был утвержден её ординарным академиком, на чём настоял сам император Николай I.

До самой старости Крылов продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегре­ческий, брал уроки английского.

Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках.

По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли. Крылов же, по сви­детельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.

В конце жизни Крылов был обласкан властью. Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 г. Крылову назна­чена пожизненная пенсия, в 1820 он получает орден св. Владимира IV степени, в 1838 – Ста­нислава II степени, в 1830 г. в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника.

Крылов находил общий язык с разными людьми. Его с радостью принимали везде. Его узнавали. Его уважали люди разного достатка, разных сословий, всех возрастов.

В 1838 г. властями и общественностью был торжественно отмечен юбилей Крылова – 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

В 1841 г. Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери) на Васильевском острове. Там он и провёл оставшиеся годы.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 г. В расцвете славы, всенародно люби­мым писателем.

Похоронен 13 ноября 1844 г. на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Хоро­нили Крылова и первые сановники государства, и интеллигенция, и простолюдины. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «При­ношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Вскоре была объявлена подписка на памятник, в сборе денег участвовала вся Россия.
Ведущий

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 г. памятник работы П. К. Клодта (слайд – портрет) «Дедушке Крылову» (слайды с изображением памятника Крылову И.А.) был установлен в Летнем саду в Петербурге.

Этот памятник представляет собой бронзовую статую сидящего на пьедестале баснописца, окруженного персонажами его басен. Рассматривая бронзовый зверинец, каждый отправляется в своеобразное путешествие по басням любимого баснописца, вспоминает знакомые и любимые с детства басни: «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...
Завершение мероприятия

Подведение итогов конкурсов (как вариант: «Победила дружба!»). Пока подводятся итоги (на усмотрение организатора) участникам команд можно предложить отгадать фил­ворд «Найди персонажей басен И.А. Крылова» (приложение 2).
Ведущая

Друг Крылова, профессор и ректор Петербургского университета П.А. Плетнев, писал: «Он каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько дает, сколько кто взять может». И каждое поколе­ние берет из творческого наследия великого баснописца то, что ему ближе, интереснее...

Творчество Крылова, его басни – это достояние русского народа! Было (басни Крылова ста­ли известны и любимы русским народом еще при жизни великого баснописца), есть (шли десятилетия, менялся строй, императоры и главы России, а басни Крылова живут два столетия, их знают, любят и высоко ценят. Они и в наши дни не потеряли злободневности и помогают изживать многие человеческие недостатки: лень, зависть, невежество, предательство, лицемерие, неблагодарность, холуйство и др.) и будет! «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» (В.Г. Белинский).

Басни Крылова никого не могут оставить равнодушными. Читайте, изучайте их! Откры­вайте для себя новые басни Крылова! Открывайте для себя новое в этих баснях!



Гений всегда остаётся новым,
И нынче глубокого смысла полны
Басни, написанные Крыловым… (В.И. Лебедев-Кумач)
Зрителям предлагается оставить в «Сундучке впечатлений» стикер-листок синего цвета (если мероприятие понравилось) или стикер-листок красного цвета (если мероприятие не понравилось).


Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru
Электронное приложение к журналу «Библиотека в школе» / февраль 2014 стр. из


  • Поэт и мудрец слились в нём воедино Разработка мероприятия, посвященного 245-летию со дня рождения русского баснописца Ивана Андреевича Крылова Цель мероприятия
  • Оборудование мероприятия
  • Музыкальное оформление мероприятия
  • Для участия в конкурсах (варианты): зрители в зале делятся на две части
  • Варианты проведения мероприятия
  • Конкурс-разминка «Назови басню Крылова…»
  • Начало литературной деятельности. Крылов-драматург
  • Конкурс «Продолжи фразу…».
  • Крылов-журналист и издатель
  • Конкурс «Басня называется…»: Назовите басню И.А.Крылова, из которой взята цитата… «Он баснями себя прославил…»
  • Конкурс «Собери басню»
  • «Поэт и мудрец слились в нём воедино»
  • «И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова…»
  • Конкурс
  • Конкурс-импровизация «Забавой он людей исправил…»: Командам нужно разыграть сценку по басне И.А. Крылова