Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Храм христа спасителя и поместный собор 1917–1918 гг




Скачать 161.18 Kb.
Дата08.07.2017
Размер161.18 Kb.
Н.А. Кривошеева старший научный сотрудник ПСТГУ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ И ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918 гг. 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет со дня варварского уничтожения одной из святынь России – храма Христа Спасителя – кафедрального собора Русской Православной Церкви. Храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели»1. Общий вид здания напоминал древние русские храмы, построенные по образцу византийской архитектуры. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года. Храм был заложен 23 сентября 1839 года и строился по проекту архитектора Константина Тона. 26 мая 1883 года храм был освящен. Истории храма посвящено немало трудов. Мы остановимся на истории храма, связанной с именем святителя Тихона, патриарха Московского и всея России в 1917 –1922 годах и Поместным Собором 1917–1918 гг. В этот исторический период настоятелями храма были протопресвитер Владимир Марков2, затем протоиерей Иоанн Арсеньев3, ключарем храма в 1917–1922 гг. был священномученик Александр Хотовицкий4. В феврале 1917 года в России произошла революция, изменилось и положение Церкви. Временным Правительством, в лице обер-прокурора Святейшего Синода, обеим столицам предоставлено было право выбрать себе архипастырей на свободные кафедры по своему желанию. Для избрания митрополита был назначен Епархиальный съезд духовенства и мирян Московской епархии с особым представительством. 21 июня 1917 года «в Храме Христа Спасителя, куда торжественно была принесена икона Владимирской Божией Матери из Успенского Собора, были произведены выборы Московского митрополита. После окончания подсчета записок, служившие архиепископы, епископы вышли в мантиях на амвон, а протодиакон Розов прочел следующий акт об избрании: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 1917 года, месяца июня в 21 день по благословению Святейшего Синода Российской Православной Церкви представители клира и мирян Московской епархии, собравшись в кафедральном храме Христа Спасителя, в присутствии архипастырей приступили к избранию архипастыря церкви Московской, и им оказался избранный высокопреосвященный Тихон, архиепископ Виленский”»5. Архиепископ Тихон не присутствовал на избрании, в это время он был в Петрограде. 28 июня архиепископ прибыл в Москву и сразу вступил в непосредственное управление Московской епархией. В воскресенье, 2 июля, архиепископ Тихон как предстоятель Московской кафедры совершил свою первую литургию в храме Христа Спасителя6. Вскоре Святейший Синод определил провести в Москве Поместный Собор Всероссийской Православной Церкви. Под руководством нового архипастыря началась подготовка к столь значительному событию в истории Русской Православной Церкви. 15 августа, в день Успения Божией Матери, состоялось торжественное открытие Священного Собора. По этому случаю в храмах и монастырях Москвы прошли Божественные литургии, по окончании которых из 255 храмов крестные ходы прошествовали на Красную площадь. В храме Христа Спасителя Божественную литургию отслужил митрополит Тихон со своими викариями. После литургии крестный ход из храма Христа Спасителя направился к Красной площади, где был совершен молебен по случаю открытия Собора. На следующий день, 16 августа, Божественную литургию в храме Христа Спасителя также совершал митрополит Московский и Коломенский Тихон в сослужении преосвященных московских викариев и отцов-членов Собора и соборного причта. Во время причастного стиха член Собора протопресвитер Большого Успенского собора Николай Любимов произнес слово на начало работы Собора. По окончании литургии епископы, выйдя из алтаря царскими вратами, разместились посередине храма на особых скамьях, покрытых красным сукном, а все прочие члены Собора заняли места по правой и левой сторонам от епископов. Работа Собора началась с приветствий от различных лиц и организаций. От Московской епархии слово произнес митрополит Тихон. На следующий день начались рабочие заседания в Соборной палате Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Собор собрался в один из переломных моментов Российской истории. События в стране менялись столь стремительно, что Собор едва успевал реагировать на них. «14 сентября в Москве, согласно постановлению Собора, были совершены всенародные моления о даровании мира и прекращении междоусобий по России. В храме Христа Спасителя литургию, начавшуюся в 8 часов утра, совершал владыка митрополит Тихон с епископами […] и соборным духовенством. Масса молящихся переполняла собор во время богослужения. К окончанию литургии к собору подошли крестные ходы с духовенством из других церквей7. После литургии началось молебствие, во время которого из собора был совершен крестный ход в Успенский собор, сопровождаемый всю дорогу митрополитом Тихоном. [...] По окончании литургии из Успенского собора был совершен крестный ход на Лобное место. Во главе духовенства шли митрополиты Владимир и Тихон, архиепископы, члены Синода, миряне – члены Собора – следовали за духовенством. На Лобном месте было совершено по особому чину молебствие, перед началом которого о. протопресвитер Николай Любимов прочел “Воззвание Собора к православному народу русскому”. При окончании молебна митрополит Владимир прочел особую молитву с коленопреклонением. Масса богомольцев переполняла вчера Кремль и всю Красную площадь во время молебна. Им раздавались отпечатанные в Синодской типографии Воззвания Собора»8. Разруха в стране коснулась и великих святынь, так сообщалось, что уже 7 октября «Митрополит Тихон пожертвовал из своих средств по 500 руб. в пользу причтов соборов: Успенского и храма Христа Спасителя, для раздела между духовенством и клиром в пособие ввиду дороговизны и недостаточности получаемого ими содержания»9. Одним из самых важных вопросов, поднятых на Соборе, был вопрос о Высшем Церковном Управлении. Вопрос обсуждался на Соборе с первых дней его работы, особые споры вызвал вопрос о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви. Октябрьские бои в Москве ускорили решение этого вопроса. Под грохот артиллерийских снарядов было принято решение о восстановлении Патриаршества, были избраны три кандидата на Патриарший Престол: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Беллавин). «Так как Кремль был заперт, а в Успенском соборе было невозможно совершать богослужение вследствие громадных повреждений от обстрела его главных куполов, глав и стен, члены Собора находились в большом затруднении, что делать. Раздавались голоса, что нужно на некоторое время отложить избрание Патриарха.[…] В субботу, 4 ноября, состоялось пленарное заседание Собора. Схимник Зосимовой пустыни о. Алексий попросил слова и заявил, что выборы Патриарха нужно произвести немедленно во время богослужения в храме Христа Спасителя. Туда должна быть принесена с крестным ходом из Успенского собора икона Владимирской Божией Матери и иконы Московских святителей. Собор согласился с предложением о. Алексия, и затем был выработан и утвержден согласно древнему чину церемониал избрания Патриарха в воскресенье, 5 ноября. Были отпечатаны особые воззвания к православным о предстоящем торжестве с приглашением прибыть 5 ноября в храм Христа Спасителя к литургии и «вознести усердные молитвы к Господу Богу о благословении и благоуспешном совершении великого для всей православной России дела – избрания Святейшего Патриарха»10. «5 ноября с выдающейся торжественностью было совершено в храме Спасителя избрание Святейшего Патриарха. Много усилий и хлопот было положено для того, чтобы добиться разрешения взять икону Божией Матери из Успенского собора и перенести ее в храм Христа Спасителя. Разрешение было дано под условием, чтобы духовенство сопровождало икону без облачений и без несения фонаря. В 8 часов утра в воскресенье к Успенскому собору собрались митрополит Кавказский Платон, архиепископ Гродненский Михаил [...] После долгих ожиданий собор был отперт, и духовенству было приказано немедленно взять оттуда чудотворную икону и удалиться. [...] Икону вынули из киота, духовенство взяло ее на руки и вынесло из собора, и он был опять заперт. Чудотворную икону понесли не по Моховой и Волхонке, а Лебяжьим переулком и набережной, и, наконец, святыня была принесена с колокольным звоном в храм Спасителя. Храм Спасителя с 8 часов утра стал наполняться богомольцами; середина собора была отведена для членов Собора, которые явились сюда почти все. В алтаре собрались три митрополита, до 40 архиепископов и более 100 архимандритов и протоиереев – членов Собора. Возле св. престола с левой стороны был поставлен покрытый парчой столик, а на нем – древний серебряный, вызолоченный ковчег для жребиев, серебряный снурок, печать Собора, сургуч и на серебряной тарелке – три листика пергаментной бумаги с печатью Собора для написания имен кандидатов, чернильница и перо. В 10 часов утра началась литургия, которую служили митрополиты Владимир и Вениамин с 9 архиепископами [...] Молебен совершали по особому чину Св. Троице, Владимирской Божией Матери и Московским святителям. В положенное время митрополит Владимир прочел особую молитву, а затем проследовал с середины собора на солею, куда был принесен столик с ковчегом и именами кандидатов на патриарший престол. Сюда же приблизился и схимник Зосимовой пустыни о. Алексий. Митрополит Владимир обрезал серебряный снур, снял печать и открыл ковчег; схимник Алексий перекрестился, снял клобук и, вынув из ковчега один из жребиев, вручил его митрополиту Владимиру. Митрополит развернул список и громким голосом прочел: “Высокопреосвященный Тихон, митрополит Московский и Коломенский”. По окончании молебна протодиакон Розов провозгласил: “Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Тихону, новоизбранному в Патриарха Богоспасаемого града Москвы и всея России, многая лета”. Было исполнено многолетие. А потом начался по церквам Москвы звон. После богослужения, закончившегося во втором часу дня, особая депутация направилась на Троицкое подворье, где в храме совершали богослужение кандидаты на патриарший престол – митрополит Тихон и архиепископы Антоний и Арсений. Один из депутатов обратился к митрополиту Тихону с заявлением, что он избран на патриарший престол. Новый Патриарх ответил, что он “приемлет это назначение и ничего же вопреки глаголет”. После этого было отслужено краткое молебствие с провозглашением многолетия новому Патриарху»11. В результате боев в Москве оказалось много погибших, которые не получили должного церковного погребения. «В этих целях в храме Христа Спасителя в 12-й день ноября совершено было соборное молебствие об упокоении всех без различия, павших жертвами народного волнения последних дней. Приглашая всех православных принять участие в этом молении, Собор оповестил их об этом следующими словами: “Жители Москвы – богатые и бедные, и знатные и простые, и военные и не военные, – все приглашаются, забыв всякую партийную рознь и помня только заветы великой Христовой любви, объединяться в общецерковной молитве о блаженном упокоении почивших”»12. Как известно торжественная интронизация Святейшего Патриарха Тихона была совершена в Успенском соборе Московского Кремля 21 ноября, на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 23 ноября 1917 г. «Патриарх Тихон совершил первое служение в храме Спасителя с соблюдением особого древнего чина. При входе в собор Патриарха встретил кафедральный протоиерей, который произнес приветственную речь и поднес Патриарху икону св. Александра Невского. Приложившись к иконам, Патриарх был облачен среди собора священниками [...] По окончании литургии Патриарх произнес проповедь по поводу празднования св. Александру Невскому, причем указал, что этот святой покорно выполнял приказания татар, но отчаянно боролся и побеждал немцев и шведов за то, что они старались уничтожить православие и русский народный дух. В настоящее тяжелое время нам необходимо молиться св. князю Александру, чтобы он ходатайствовал пред Богом об укреплении православного духа в наших воинах, и только при этом условии Россия может получить силу и крепость для поражения врагов, на нее нападающих. После литургии Патриарх совершил молебен св. Александру Невскому и, разоблачившись и надев клобук и мантию Патриарха Никона, долго благословлял богомольцев, во множестве собравшихся в соборе»13. С тревогой встречал новый 1918 год русский православный народ. Обращаясь к народу в храме Христа Спасителя перед началом новогоднего молебна, Святитель Тихон дал оценку происходящим событиям: «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства [...] Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. [...] И вся эта разруха и недостатки от того, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных Советах, парламентах, предпарламентах Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит Советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его (Плач. 1, 18)»14. С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. «В Совете приходов по инициативе А. Д. Самарина возникла мысль об образовании при храме Христа Спасителя особого Братства, деятельность которого, направленная на защиту церкви, постепенно распространялась бы на всю Россию. Братство это должно стать центром русской религиозной жизни. В Совете возникла также мысль об образовании особой патриаршей казны, которая будет создана путем добровольных пожертвований. Патриаршая казна будет передана в личное распоряжение Патриарха»15. С целью поддержания жизнедеятельности храма организованное Братство храма Христа Спасителя за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре храма Христа Спасителя16. Собор принял решение в целях обще-церковной казны учреждения особый церковный сбор под наименованием «Церковная лепта». В то же самое время, – как писали газеты, – «за последнее время московское духовенство и члены Церковного Собора, обсуждая вопрос об охране интересов церкви и поднятия ее значения, обратили внимание на то, что Патриарх Тихон часто, по приглашению богатого купечества, совершает богослужения в приходских церквах, что, по мнению представителей духовенства, служит “размениванию” на мелочи высокого престижа патриаршего сана. По этому поводу в частном совещании при Соборе протоиерей Хотовицкий выказал мнение, что Патриарх должен совершать, за редким лишь исключением, свои богослужения только в храме Христа Спасителя. Здесь должно быть сосредоточие церковной жизни России: здесь должны проповедовать лучшие церковные ораторы, здесь же надлежит провести в исполнение послание Патриарха об анафеме “извергов рода человеческого”, ополчившихся на Церковь»17. Но Патриарх не согласился на предложение прот. Хотовицкого и продолжал служить в различных храмах Москвы, однако, около ста богослужений до 1922 года он совершил в храме Христа Спасителя. В начале 1918 года даже встал вопрос о закрытии храма Христа Спасителя, так как у храма не было «средств на содержание штата служащих после повышения им окладов жалования. В виду этого с благословения Патриарха в субботу на Страстной неделе и в первый день Святой Пасхи во всех церквах вместо обычного сбора в пользу палестинских учреждений был произведен сбор на содержание храма Христа Спасителя»18. 8-го июня 1818 года исполнилось 35 лет со дня освящения храма Христа Спасителя. Юбилейные церковные торжества в храме начались накануне заупокойною всенощною по героям Отечественной войны 1812г. и создателям храма. В 10 часов утра архиерейским служением были совершены заупокойные литургии и панихиды, в 7 часов вечера – торжественная всенощная. 8 июня литургию и молебен совершил Патриарх Тихон. По окончании литургии был крестный ход вокруг храма19. В 1919–1922 годах Патриарх Тихон совершал торжественные богослужения на Рождество и на Святую Пасху только в храме Христа Спасителя. Причем на совершение каждого богослужения требовалось особое разрешение властей. Приведем одно из прошений причта Храма Спасителя: «ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА тов. КАЛИНИНУ группы верующих храма Христа Спасителя заявление. Настоящим покорно просим Вас дать разрешение на приглашение Святейшего Патриарха Тихона для совершения в храме Христа Спасителя богослужения в следующие дни 6, 7, 18, 19 января, 15 и 16 февраля, 13 и 20 марта, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15 и 16 апреля 1922 г., с правом ночлега с 6 на 7 января в церковном доме за поздним часом богослужения. Кафедральный протоиерей Иоанн Арсеньев Председатель группы верующих прот. Александр Хотовицкий Староста собора С. Головкин 1921 г. декабря 19, храм Христа Спасителя»20. Разрешение было дано 23 декабря 1921 г. на все даты, просимые в заявлении, но с условием «без произнесения проповедей»21 Патриархом Тихоном. Последнее богослужение Патриархом Тихоном в Храме Христа Спасителя было совершено на Пасху 1922 года – 3(16) апреля. Вскоре Патриарх был заключен под арест в Донском монастыре. С мая 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина (Грановского), а впоследствии обновленческого Священного Синода – вплоть до его закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества «митрополит» Александр Введенский. Одна свидетельниц тех событий, оказавшаяся за границей, писала: «Мне пришлось поехать в Москву в сентябре 1918 года. Думала покончить в два-три дня, но задержалась на лишнее время. С одной стороны мне хотелось поскорее вернуться домой, а с другой стороны я была рада, что могу попасть на крестный ход из храма Христа Спасителя на Красную площадь 14-го сентября, в день Воздвижения Животворящего Креста. Когда я первый раз подошла к храму Христа Спасителя, то была поражена, что вокруг храма был полный беспорядок: колонны, на которых стояли двуглавый орлы, были повалены на землю: орлы разбросаны в разных местах, золотая корона снята и самой ограды больше не было. Видно было, что руки безбожников там хозяйничали. Как грустно было смотреть на все это, и слезы невольно наворачивались на глаза. Зато, стоило войти в храм, как впечатление менялось. Внутри такая красота и великолепие! […] Накануне Воздвижения Животворящего Креста я была у всенощной. Служба была торжественная. Служил сам Патриарх Тихон. После всенощной все стали подходить под благословение Патриарха. Народа было очень много, но я решила, что не уйду без благословения. С последними подошла и я. Кроткое, доброе старческое лицо Патриарха Тихона приветливо смотрело на каждого подходящего. С молитвенными словами Патриарх, не спеша, благословлял всякого. Я ушла из храма с живым чувством спокойствия и надежды на помощь Спасителя. На следующий день, т. е. 14-го сентября, была торжественная обедня, после которой часть молящихся вышла и стала против храма, а другая должна была идти за крестным ходом. По обеим сторонам лестницы, ведущей в храм, стало пришедшее духовенство с крестным ходом из других церквей, с крестами, иконами и хоругвями. Когда вышел Патриарх, то он, стоя наверху на паперти, сначала благословил всех и потом начал медленно спускаться вниз. Картина была замечательная, и в эту минуту солнце выглянуло из-за туч. […] Когда кончился молебен, все стали расходиться по своим церквам. Я пошла с крестным ходом к храму Христа Спасителя. В это время из Кремля выехало несколько автомобилей с главами правительства, и крестный ход со своими иконами и крестом должен дать дорогу безбожникам. И так тяжело было это видеть и так больно. В прежние годы все всегда останавливались и пропускали Крестный Ход, кланялись и неизбежно крестились. Покидая Москву, мне так грустно стало, что я больше не побывала в храме Христа Спасителя. Стоя у окна вагона, я не могла оторвать глаз от этого дорогого для меня места и смотрела до тех пор, пока поезд не переменил своего направления. Как хорошо и удачно было выбрано место для постройки храма Христа Спасителя! С какой болью в душе уже заграницей я узнала, что храм разрушен, и на его место выстроили какое-то здание. Оторвалось что-то дорогое. Даст Бог, со временем, когда наступит мир и тишина, наши православные русские снова воздвигнут на прежнем месте святой храм Христа Спасителя, такой, какой он был раньше – в счастливые дни нашей православной России»22. К счастью, ее мечты сбылись, после взрыва храма на его месте не осуществилось строительство вавилонской башни в виде Дворца Советов, а уже в наше время «наши православные русские снова воздвигли на прежнем месте святой храм Христа Спасителя, такой, какой он был раньше». 1 Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года. 2Марков Владимир Семенович (1841–29.12.1917), протопресвитер. В 1868 г. окончил Московскую Духовную академию, кандидат богословия, преподаватель, инспектор Спасо-Вифанской духовной семинарии, в 1871 г. удостоен степени магистра богословия, рукоположен во иерея к церкви Живоначальной Троицы на Арбате, преподаватель Московской духовной семинарии. С 1892 г. протоиерей. В январе 1900 г. назначен протопресвитером Московского Большого Успенского собора. С 10.08.1911 г. настоятель Храма Христа Спасителя (см: Маркова Н. А. Протопресвитер Владимир Семенович Марков: Материалы к биографии Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II: 3 (32). С. 18–36). 3 Арсеньев Иван Васильевич (1862–1936), протоиерей. После окончания в 1889 г. Московской Духовной академии, кандидат богословия, преподаватель Вифанской духовной семинарии. С 1892 г. протоиерей. В 1904–1917 гг. настоятель, законоучитель Московского Екатерининского женского института. В 1914 г. присуждена степень доктора церковной истории. Был назначен настоятелем в храм Христа Спасителя в начале 1918 г., где прослужил до момента ареста в связи с изъятием церковных ценностей в 1922г. Приговорен к 5 годам заключения. Вернувшись из ссылки до своей кончины служил священником храма Иоанна Воина на Якиманке. 4 Александр (Хотовицкий Александр Александрович; 11.02.1872 —19.08.1937), священномученик, протопресвитер. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. по избранию как клирик от Финляндской епархии. Окончил Волынскую духовную семинарию, в 1895 г. – Санкт-Петербургскую Духовную академию, кандидат богословия. В 1895—1914 гг. — миссионер в Америке. 25.02.1896 рукоположен во иерея к приходу свт. Николая в Нью-Йорке, Алеутская и Североамериканская епархия. С 10.08.1901 протоиерей. В 1914 г. вернулся в Россию, в 1914—1917 гг. протоиерей Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки). С 1917 г. ключарь храма Христа Спасителя. В 1922 г. арестован. Осужден на 10 лет тюремного заключения. В 1923 г. освобожден по амнистии. В 1924 г. вновь арестован и сослан в Туруханский край. В 1928 г. возведен в сан протопресвитера. В 1930-е годы служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Похоронен на Донском кладбище. 02.12.1994 Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. 5 Московский листок. 1917. 22 июня. 6 Московский листок. 1917. 30 июня. 7 Аналогичные богослужения и крестные ходы были совершены в большинстве храмов Москвы. 8 Московский листок. 1917. 16 сентября. 9 Московский листок. 1917. 7 октября. 10 Московский листок. 1917. 6 ноября. 11 Московский листок. 1917. 8 ноября. 12 Московский листок. 1917. 17 ноября. 13 Московский листок. 1917. 24 ноября. 14 Церковные Ведомости. 1918. № 1. С. 32. 15 Власть народа. 1918. Четверг, 28 (15) марта. 16 Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1918. 17 Голос Москвы. 1918. № 31. 23 февраля. 18 Раннее утро. 1918. Суббота, 27 (14) апреля. 19 Свобода России. 1918. Пятница, 7 июня (25 мая). 20 ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 58. Д. 26 Л. 252. Рукопись. 21 Там же. 22 Е. Бехтеева. Крестный ход в Москве в 1918 году Православная жизнь. 1952. № 2. Февраль.