Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Хлеб Ирины Адольфовны «ростововедение» для 5-7 классов I




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.83 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


 

 

 



 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

учителя географии, педагога дополнительного образования

Хлеб Ирины Адольфовны

«РОСТОВОВЕДЕНИЕ»

для 5-7 классов

 

 



 

 

 



 

                                                                               

 

 

 



 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как приятно, что у каждого из нас есть место, о котором можно сказать – Мой любимый город! Как приятно знать в нем каждый уголок…с удовольствием бродить по любимому городу, показывать его улочки и известные достопримечательности, но самое главное уметь рассказать о них. Программа «Мой город» о самом главном и интересном, о том, чем гордитесь, что любите, где чаще всего бываете… о Вашем родном городе, городе Ростове-на-Дону! Подарите себе город в подарок!

Содержание программы разработано с учётом главных концептуальных идей в соответствии с государственной программой РФ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ (от 15 мая 2013 г. N 792-р), в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ «Об образовании» (Новая редакция Закона РФ «Об образовании» с изменениями). Структурные аспекты образовательной программы опираются на Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".

В настоящее время со стороны Правительства РФ и Правительства Ростовской области усилено внимание к гражданско-патриотическому воспитанию, возрождению утраченных ценностей. Перед образовательными учреждениями стоит важная задача - донести глубину понятия «гражданин» до ученика еще не взрослого человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что знаешь, чувствуешь и понимаешь. От богатства чувств, которые проявляет ребенок, зависит эмоционально-чувственное восприятие явлений окружающего мира.

Актуальность создания образовательной программы «Ростововедение» определяется важностью гражданско-патриотического воспитания в современных условиях, которое указывается в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.», утверждённой постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г.



Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что в школьном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. В этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей Родине. Понимание Родины у школьников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места. Ознакомление с историей своего города, своего края выступает одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей. Образовательная программа «Ростововедение» предоставляет возможность юным горожанам познакомиться с городом, в котором они живут и учатся.

Программа «Ростововедение» предусматривает всестороннее изучение города, его природы, населения, хозяйства, истории и культуры, тем самым имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветительное значение. Как лучше узнать свой город? Как познакомиться с ним так, чтобы он перестал быть чужим? Как путешествовать по городу, чтобы было интересно?

Образовательная программа «Ростововедение» туристско-краеведческой направленности дает возможность широкого выбора направлений и тем для исследования своего города. Важно сформировать в сознании воспитанников многоликий образ родного города - образ города глазами юного ростовчанина. Калейдоскоп образа города складывается на основе изучения разных особенностей, включая природу и историю, хозяйство и политику, культуру и жизнедеятельность людей, проживающих в городе.

Цель: создание условий для становления гражданской идентичности обучающихся в процессе исследования культурно-исторических ценностей и объектов города Ростова-на-Дону.
Задачи программы:
Обучающие:

-познакомить с историей, культурой, природой, экономикой и архитектурой родного города;

-расширить и углубить знания, полученные о городе;

-сформировать умения сравнивать, сопоставлять события и факты;

-сформировать навыки работы с различными источниками информации.
Развивающие:

-развивать аналитическое мышление;

-развить устойчивый интерес и любовь к родному городу Ростову-на-Дону;

-развивать коммуникативные навыки, навыки публичной презентации творческих работ;

-развивать способность грамотно и четко излагать свои мысли, идеи;

-формировать понимание связи с окружающим миром города, эффективно взаимодействовать с ним.



Воспитательные:

-воспитывать чувства гордости и восхищения талантами знаменитых людей города Ростова-на-Дону;

-сформировать активную гражданскую позицию воспитанников, чувства патриотизма;

-воспитывать уважительное, бережное и созидательное отношение к историческим и культурным объектам родного края;

-создать коллектив единомышленников, интересующихся изучением своего города.

Срок реализации программы- 3 года.

1 год обучения – 34 часов (1 час в неделю);

2 год обучения – 34 часов (1 час в неделю);

2 год обучения – 34 часов (1 час в неделю);


По уровню усвоения программа - углубленная, поскольку предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Сфера реализации: дополнительное образование (внеурочная деятельность).
Формы организации деятельности воспитанников на занятиях: групповая и индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, экскурсии, дискуссии, мультимедийные презентации, занятия в библиотеке и музеях, участие в научно- исследовательских конференциях.

Формы подведения итогов реализации программы: защита учебно-исследовательских проектов; участие в конкурсах и конференциях различного уровня.

Ожидаемые результаты:
имеет представление:

-об уникальном историко-культурном наследии г. Ростова-на-Дону;

-о географическом расположении города;

-о природных особенностях г. Ростова-на-Дону;

-о символике г. Ростова-на-Дону;

-об основных коммуникациях г. Ростова-на-Дону;

-об особенностях архитектуры и основных архитекторах г. Ростова-на-Дону;

-о происхождении названий улиц г. Ростова-на-Дону;

-об основных транспортных системах города;

-об основных религиозных конфессиях г. Ростова-на-Дону;

-о людях, прославивших город в истории Российского государства.
знает:

- историю возникновения и важные исторические события г. Ростова-на-Дону;

-технологию разработки маршрута экскурсии;

-основные предприятия и промышленные объекты города;

-основные памятники, объекты культуры и искусства г. Ростова-на-Дону.
умеет:

- называть и рассказывать о достопримечательностях и культурных ценностях родного города;

-разрабатывать индивидуальный экскурсионный маршрут;

- обобщать, сопоставлять факты и события, анализировать, делать выводы;

- грамотно и четко излагать свои мысли;

-взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.


обладает:

- коммуникативными навыками и навыками публичной презентации;

- развитым аналитическим мышлением;

-навыками учебно-исследовательской деятельности;

-навыками экскурсионной деятельности;

-устойчивым интересом к изучению родного города Ростова-на-Дону;

-активной гражданской позицией и чувством патриотизма;

-чувством гордости и восхищения талантами наших соотечественников.


Диагностика результативности реализации программы
Диагностика уровня обученности школьников оценивается по результатам усвоения учебного материала. Основным методом диагностики уровня обученности является итоговое тестирование в конце каждого года обучения по программе (приложение 1,2.3).
II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Режим работы: 1 час в неделю )






№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов




Теория

Практика

Всего







Первый год обучения

1 час в неделю










1




Вводное занятие. Что изучают в программе курса «Ростововедение »1-й год обучения

1




1

2




Краеведение. Методы краеведения.

1




1




Раздел 1. Геоурбанистика.

2

2

4

3

1.1

Определение города. Классификация и типология городов.

1

-

1

4

1.2

Ростов-на-Дону как административный центр Ростовской области

1

-

1

5

1.3.

Карта Ростовской области , основные характеристики




1

1

6

1.4

Обобщение по теме




1

1




Раздел 2. Экскурсия как особая форма познания городской среды.

2

1

3

7

2.1

Технология разработки экскурсии.

1




1

8

2.2

Индивидуальный маршрут. Выбор тем





1

1

9

2.3

Исследовательская работа


1




1




Раздел 3. Ростов-на-Дону на карте и на плане.

4

3

8

10

3.1

Ростов-на-Дону на карте Ростовской области, на карте России.


1




1

11

3.2.

Географическое положение города.




1

1

12

3.3

План города.Условные обозначения

1




1

13

3.4

Моя улица на плане города.




1

1

14

3.5

Районирование города. Общая характеристика районов города.

1




1

15

3.6

Памятные и достопримечательные места рядом с местом жительства




1

1

16

3.7

Промышленные зоны(предприятия) в разных районах города на плане города

1




1




Раздел 4. Природа города.

7

4

11

17

4.1

Природные условия города.

1




1

18

4.2

Природная зона.

1




1

19

4.3

Гидрография. Поверхностные воды города




1

1

20

4.4

Река Дон




1

1

21

4.5

Река Темерник




1

1

22

4.6

Грунтовые воды города.

1




1

23

4.7

Флора города. Видовой состав.

1




1

24

4.8

Фауна города. Видовой состав.

1




1

25

4.9

Птицы.

1




1

26

4.10

Озеленение города.

1




1

27

4.11

Обобщение по теме




1

1




Раздел 5. Ростов исторический.

5

3

8

28

5.1

История возникновения города.

1




1

29

5.2

Выдающиеся личности в истории города Ростова-на-Дону.




1

1

30

5.3

Крепость Дм. Ростовского

1




1

31

5.4

Город в 18-19 веках. Ростов купеческий.

1

-

1

32

5.5

Символика города. Награды города.




1

1

33

5.6

Связь истории города с важнейшими событиями гражданской войны.

1




1

34

5.7

Связь истории города с важнейшими событиями ВОВ.

1




1







ИТОГО

22 час

12час

34 часа

























Второй год обучения

(1 час в неделю)
















Раздел 5 . Ростов исторический (продолжение)










1

5.8

Вводное занятие. Что изучают в программе курса «Ростововедение»2-й год обучения

1




1

2

5.9

Ростов-на-Дону -город Воинской славы.




1

1

3

5.10

История города в названиях улиц.

1




1

4

5.11

История города в названиях улиц.




1

1




Раздел 6.Город как социальная система.

9

5

14

5

6.1

Население города.

1




1

6

6.2

Почетные жители города («Проспект звезд»




1

1

7

6.3

Национальный состав жителей города.

1




1

8

6.4

Ростов религиозный.

1







9

6.5

Храм рождества Пресвятой Богородицы




1




10

6.6

Католический храм

1







11

6.7

Женский монастырь

1







12

7.8

Синагога

1







13

6.9

Сурбхач, армянские монастыри




1




14

6.10

Культура и традиции народностей, проживающих в Ростове-на-Дону.

1







15

6.11

Ростов спортивный




1




16

6.12

Города побратимы Ростова.

1







17

6.13

Объекты образования ЮФУ

1







18

7.14

Обобщение по разделу




1







Раздел 7. Цикл путешествий по Ростову. Достопримечательности.
















8

9

17

19

7.1

Экспозиции музея краеведения -свидетели исторического прошлого города.




1




20

7.2

Набережная города.

1







21

7.3

Улица Большая Садовая.

1







22

7.4

Ворошиловский проспект

1







23

7.5

Буденновский проспект

1







24

7.6

Площади города




1




25

7.7

Пушкинская улица.




1




26

7.8

Парки города.

1







27

7.9

Парк.им. М.Горького




1




28

7.10

Парк им. В.Черевичкина




1




29

7.11

Покровский сквер




1




30

7.12

Парк им. Н.Островского




1




31

7.13

Парк 1 мая

1







32

7.14

Парк Дружбы

1







33

7.15

Памятники в центральной части города

1







34

7.16

Обобщение по разделу




1










ИТОГО

19

15

34 час

























Третий год обучения










1




Вводное занятие. Что изучают в программе курса «Ростововедение»3-й год обучения

1










Раздел 8. Ростов экономический.

8

4

12

2

8.1

Город замечательных дел.

1







3

8.2

Табачное производство на Дону.




1




4

8.3

Ростсельмаш – крупнейший производитель сельхозтехники




1




5

8.4

Ростовский вертолетный завод

1







6

8.5

Завод «ЭМПИЛС»

1







7

8.6

РЭВЗ

1







8

8.7

ТЭЦ-2




1




9

8.8

Основные виды продукций предприятий города. Внешнеэкономические связи

1







10

8.9

Сельскохозяйственное производство

1







11

8.10

Сельскохозяйственной ярмарки. Составление перечня продукции выставляемой на ярмарке.




1




12

8.11

Коммуникации Ростова-на-Дону.

1







13

8.12

ЖКХ Ростова-на-Дону. Формы управления ЖКХ

1







14

8.13

Обобщение по разделу













Раздел 9 Транспорт.

5

3

8

15

9.1

Порт 5 морей. Речной вокзал.

1







16

9.2

Ростовский порт




1




17

9.3

Мосты города.




1




18

9.4

Железные дороги.

1







19

9.5

Аэропорт

1







20

9.6

Основные автомагистрали и автовокзалы.


1







21

9.7

Ростовский метрополитен. Миф или реальность?

1







22

9.8

Обобщение по разделу




1







Раздел 10. Культура и искусство

4

2

6

23

10.1

Театры. Театр имени М. Горького.




1




24

10.2

Молодежный театр

1







25

10.3

Театр кукол

1







26

10.4

Ростовский государственный цирк.

1







27

10.5

Ростов литературный

1







28

10.6

«Ростов-на-Дону в «лицах»».




1










Раздел 11. Ростов архитектурный

2

3

5

29

11.1

Интересные старинные архитектурные сооружения города.

1







30

11.2

Архитекторы города. Роль в формировании архитектурного облика Ростова.

1







31

11.3

«Старый город». Особенности фасадного архитектурного декора Ростова.




1




32

11.4

Живопись по переходам в Ростове-на-Дону.




1




33

11.5

Обобщение по разделу




1

1

34

11.6

Педагогическая диагностика




1

1







ИТОГО:

20

14

34


















  1   2   3

  • Индивидуальный маршрут. Выбор тем
  • Исследовательская работа