Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Хх съезд кпсс и начало либерализации




Скачать 105.09 Kb.
Дата08.07.2017
Размер105.09 Kb.
ТипУрок
ХХ СЪЕЗД КПСС И НАЧАЛО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВА.ИСТОРИЯ УКРАИНЫ, 11 класс

Зелинский В.Г., ОШ №1, г. Кировское, Донецкая обл.



Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен и альтернативы развития страны после смерти И. Сталина, раскрыть механизм подготовки Н. Хрущевым ХХ съезда КПСС, причины поверхностной критики культа личности И. Сталина лидером государства, основные решения и историческое значение съезда в деле либерализации общества; развивать историческую сознательность учащихся, умение анализировать исторические факты и роль личности в истории, излагать и аргументированно отстаивать свои взгляды, развивать умение работать с понятиями и документами, толерантно относиться к мыслям и суждениям других; воспитывать в учащихся чувства уважения к историческому прошлому страны, высокие моральные качества, осмысление роли личности в истории.

Тип урока: пресс-конференция.

Оборудование: учебник, карта « Политическая карта мира», портреты Н.Хрущева, Л. Берии, Г. Маленкова, выдержки из доклада Н. Хрущева «О культе личности и его последствиях», стенд «Материалы периодики периода «оттепели», фотография учителя 1956 г., гармошка, мультимедийный экран, рефераты учащихся, ватман, маркеры, презентация « ХХ съезд КПСС».

Основные термины и понятия: «оттепель», «десталинизация», «реабилитация», «либерализация», «волюнтаризм».

Компетентности: хронологическая, информационная, коммуникативная, логическая, аксиологическая.

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:



  • применять и объяснять термины и понятия;

  • объяснять механизм подготовки ХХ съезда КПСС, его решения и значение;

  • характеризовать причины непоследовательности Н. Хрущева в критике сталинизма;

  • давать субъективную оценку деятельности Н. Хрущева, событиям и фактам;

  • проявлять свои творческие способности, моральные качества.



ХОД УРОКА.

І. Организация класса.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые друзья, дорогие гости.

Начинаем заседание ученого совета Кировской национальной гуманитарной академии № 1. У нас сегодня присутствуют молодые и перспективные ученые, будущая гордость нашей науки. Здесь, я думаю, пройдет интересная и плодотворная дискуссия по событиям 57-летней давности, результатом которой станут ответы на проблемный вопрос: «Почему критика сталинизма Н. Хрущевым была не исчерпывающей?».

У нас в аудитории присутствуют сторонники политики Н. Хрущева, его оппоненты и эксперты, которые подведут итоги нашего обсуждения.

Итак, обратите внимание на экран. На экране - тема нашего научного обсуждения - «ХХ съезд КПСС и начало либерализации общества».

Обратите также внимание и на ожидаемые результаты нашего обсуждения.
ІІ. Актуализация знаний.

Учитель. Перед тем, как непосредственно перейти к обсуждаемой теме, давайте окунемся в заседание нашего предыдущего ученого совета. Мы обсуждаем вопросы начального периода десталинизации: победа Н. Хрущева в борьбе за власть, начало «оттепели», первые шаги Н. Хрущева в либерализации общества. Давайте восстановим в памяти некоторые вопросы:


  1. После тяжелой 30-летней сталинской зимы пришла долгожданная «оттепель». Как Вы понимаете это понятие?

  2. Был ли приход Н.Хрущева к власти легким?

  3. Между какими лидерами партии и государства шла упорная борьба за власть?

  4. Одним из первых шагов Н.Хрущева стал процесс десталинизации.

Что Вы вкладываете в это понятие?

  1. После первой волны амнистии начался процесс реабилитации.

Дайте объяснение этому понятию.
ІІІ. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, давайте представим себе смертельно больную страну, задыхающуюся от тоталитаризма и репрессий, постоянного страха и вопиющего беззакония, нехватки свежего воздуха свободы. Никто не в состоянии ей помочь. И вдруг приходит врач, подключает к больной стране кислородную подушку и начинает ее реанимировать. Этим врачом – спасителем оказался Н. Хрущев, а вожделенной кислородной подушкой – ХХ съезд партии, проходивший с 14 февраля по 25 февраля 1956года.

Давайте мы на несколько минут перенесемся в далекий 1956 год, и прочувствуем атмосферу съезда, который был переломным в истории нашей страны.

Презентация кинофрагмента « ХХ съезд КПСС. Доклад Н. Хрущева

25 февраля 1956 года «О культе личности и его последствиях».



Учитель. У вас на столах и на экране – выдержки из доклада Н. Хрущева. Прочитайте их внимательно, проанализируйте сказанное лидером государства и ответьте на вопросы:

  1. О каких фактах деятельности И. Сталина говорилось в докладе?

  2. Какой была реакция делегатов ХХ съезда КПСС? Почему?

Учитель. На предыдущем заседании ученого совета вы получили опережающее задание – проанализировать основные решения съезда и деятельность

Н. Хрущева.



Итак, в работу включаются наши ученые - сторонники и оппоненты Н. Хрущева.
Вопрос 1. «Что побудило Н. Хрущева произнести речь «О культе личности и его последствиях»?

Сторонник 1. Я хочу подчеркнуть,что начало съезда не предвещало ничего необычного. Все шло, как и обычно, говорили о промышленности, сельском хозяйстве, пенсионной реформе, о разрядке международной напряженности, 19 заседаний съезда ничем не отличались от предыдущих съездов. Каждый выступающий, как обычно, начинал с восхваления ЦК КПСС без какой – либо критики недостатков. Ни в докладе, ни в выступлениях делегатов, а их на съезде было 1400 человек, не было никаких восхвалений в адрес И. Сталина.
Оппонент 1. Я думаю, что Н. Хрущев, готовя этот взрывоопасный доклад, многого боялся. Во-первых он не знал реакции делегатов съезда на свое выступлению. Во-вторых, Сталина уже не было, но метастазы сталинизма еще существовали, в партии и обществе еще были сторонники вождя. Еще были «трудовые» лагеря, где томились заключенные, не все незаконно осужденные были еще реабилитированы. Из архивов были убраны материалы, подтверждающие участие в репрессиях самого Хрущева. Я думаю, что выступление Микояна, который упомянул несколько жертв террора, было попыткой Хрущева прощупать общественное мнение.
Вопрос 2. « Как вы считаете, почему этот доклад был опубликован только через 33 года, в 1989году»?
Сторонник 2. Мне кажется, что доклад Хрущева надо было опубликовать сразу же после съезда. Народ узнал бы о преступлениях Сталина, и мнение людей об этом лидере не рождало бы никаких сомнений и кривотолков. И главное, люди бы четко уяснили себе, что началось то, что рано или поздно должно было начаться - настоящая борьба с культом личности, началось сложное, но так необходимое обществу изменение образа жизни народа. А с другой стороны, Хрущев, очевидно, понимал, что нельзя сразу перестроить сознание народа. Нужен определенный период для осуществления критического анализа прошлого,
Оппонент 2. Я думаю, что у Хрущева были причины не опубликовывать доклад сразу же после съезда. Обнародование фактов незаконных массовых репрессий выдвинуло бы вопрос о коллективной ответственности за террор ближайшего окружения Сталина, которые еще были у власти, а ведь и Хрущев в то время входил в окружение Сталина. Боясь, что существующая оппозиция может нанести удар Хрущеву, он и не хотел копнуть глубже. Мне кажется, что он хотел избавить высшие слои бюрократии от страха. Ведь эта бюрократия не хотела гласности, эта гласность могла подорвать и ее авторитет.
Вопрос 3. « В жизни Н. Хрущев два раза шел на очень рискованные шаги – арест Л. Берии и доклад на ХХ съезде КПСС. В 1957 году журнал «Тайм» удостоил его титула «Человек года». Почему мы говорим о мужестве Н. Хрущева?
Сторонник 3. Хрущев был человеком той системы, которую нельзя было сразу сломать. На съезде он проявил гражданское мужество, которое было главнее всех его будущих ошибок. Он оказался единственным человеком в партии, который поднял руку на то, чем жила бюрократия в течение 30 лет- насилие, произвол и беззаконие. Здесь был огромный риск. Он знал, что это разоблачение может повернуться и против него.

Но он сознательно рисковал, зная, что продолжение сталинизма может стать окончательной катастрофой страны. Я думаю, что за это мы должны быть только благодарны Никите Сергеевичу. А ведь тело Сталина все еще лежало в Мовзолее рядом с телом Ленина. Я думаю, что Хрущев вошел и останется в истории в первую очередь благодаря ХХ съезду КПСС.



Оппонент 3. Мне кажется, что чрезмерная самоуверенность Хрущева, восхваления без чувств меры и стали причинами его неудачи. Хрущев не выдержал испытания славой. И эта была роковая ошибка всех наших вождей. Хрущев оказался неблагодарным к Маршалу Г. Жукову, который два раза спасал его. Осудив культ личности Сталина,он вскоре сам стал культом личности и ушел от коллективного руководства страной. Начал гонение на творческую интеллигенцию. Неудачу реформ перекладывал на других, сделав их «мальчиками для бития». Все это и порождало оппозицию, приближало время отставки Хрущева.
Эксперт. Выслушав обе стороны, можно подвести определенные итоги. Да, ХХ съезд КПСС навсегда оставил личность Н. Хрущева в истории. Он был первым руководителем страны, замахнувшимся на тоталитаризм Сталина и его политику. Он проявил гражданское мужество, повернув уставшее общество от тоталитарной зимы к демократической весне. Доклад Н. Хрущева носил разоблачительный характер. Полного же разоблачения культа личности Сталина не могло быть потому, что слишком глубокими были корни сталинизма.

Прошло уже 60 лет, как нет Сталина, но и сегодня есть люди, которые хотят «реабилитировать» вождя.


Учитель. Мне хотелось бы привести высказывания некоторых исследователей и известных личностей относительно эпохи Н. Хрущева.

Ф. Бурлацкий, советский ученый и публицист. «Это был один из уникальных случаев в истории, когда политический руководитель (Хрущев) поставил на карту свою личную власть и даже жизнь во имя высших общественных ценностей».

А. Вознесенский, поэт. « Он был воспитан сталинской структурой – тем весомее его подвиг и риск на ХХ съезде. Без этого не было бы перестройки».

Марк Френкланд, английский писатель. « Как в глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем ее получил».



Учитель. А теперь давайте возвратимся к проблемному вопросу. Еще раз я Вам его напоминаю: «Почему критика сталинизма Н. Хрущевым была не исчерпывающей?»

Учащиеся высказывают свои субъективные мнения.



Ученик(учителю). А чем Вам запомнился 1956 год?

Учитель. В работе съезда я, конечно же, не участвовал - мне тогда было ровно 4 года. Вы, очевидно, войдя в аудиторию, заметили вещи, не имеющие прямого отношения к нашей теме – гармошку и мою фотографию. Им – 57 лет, они ровесники ХХ съезда КПСС. Где-то зимой 1956 года, когда проходил съезд, отец привез мне из Харькова эту гармошку и сфотографировал меня с ней. Их я храню как драгоценную реликвию тех далеких лет.

Учитель демонстрирует гармошку и фотографию 57-летней давности.

Игра «Черное или белое?»

Учитель. После смерти Н. Хрущева известный скульптор Э. Неизвестный поставил на его могиле памятник - бронзовую скульптуру на фоне белого и черного мрамора, что символизировало противоречивость хрущевской эпохи.

Группам учеников даются листы ватмана, маркеры. На листах ватмана надо в течение 5 минут опорными сигналами нарисовать положительное(«белое») и отрицательное («черное») в деятельности Н. Хрущева.Представитель каждой творческой группы презентует свой продукт. В итоге получается характеристика деятельности Н. Хрущева.

Эксперты оценивают выполненное задание.

« Характеристика личности»

Обозначьте знаком « » характеристики, которые присущи политическому лидеру страны Н. С. Хрущеву.

А родился в г.Одесса.

Б передача Крыма в состав УССР.

В родился в с.Калиновка Курской области.

Г поддержка творческой интеллигенции.

Д возвращение депортированных народов на свою родину.

Е участие в гражданской войне.

Ж сокращение жилищного строительства.

З похоронен на Лычаковском кладбище.

Ответ: Б, В, Е



ІV. Рефлекция «Сегодня на уроке»

( Учащиеся выбирают вопросы и дают на них ответы)



  • Больше всего меня сегодня поразило…

  • Главное, что я узнал (-ла) на уроке - это…

  • Раньше я думал (-ла), что… а теперь верю,что…

  • Сегодняшняя тема связана с моим опытом тем, что…

  • Я хотел(-ла) бы больше узнать о …

  • Из того, что мы сегодня выучили, мне помогло…

Учитель. Уважаемые друзья! В конце нашей дискуссии я хочу прочитать стихотворение, которое в какой-то степени отражает трагизм страны и народа за почти 70-летнее проведение экспериментов над обществом.

Когда предстанем пред судом1

Своих детей

За то, что ложью мы живем,

За грех потерь?

За рабство мыслей ти делов,

Позора стыд,

За смешанную с грязью кровь,-

Кто нас простит?

За прочь поруганную честь

И геноцид,

За сброшенный на землю Крест,-

Кто нас простит?

За жалкий, низменный цинизм

Тупых умов,

За семь кощунственных интриг,

Ничтожность слов,

За путь, ведущий в никуда,

Разгул хапуг,

За то, что правит бал беда

И замкнут круг,

Простят ли дети нам развал

Своей мечты,

За то, что каждый спасовал,


Сбежал в кусты?

Что унижали мы страну,

Родную мать,

Ушли безумно на войну

Своих стрелять?

Предстанем мы перед судом

Своих детей,

Но только поздно мы поймем

Весь груз потерь…
V.Домашнее задание.


  1. Средний уровень – проработать § 11 с.107-115

(А.К.Струкевич, И.М.Романюк,С.И. Дровозюк/История Украины: Учебник для 11-го кл. К.:Грамота,2011).

Провести социологический опрос « Мое отношение к личности и деятельности Н.Хрущева».



  1. Достаточный уровень – проработать т 11 с.107-115,

Подготовить рефераты, мини – исследования по теме.

  1. Высокий уровень – проработать 11 с.107-115,

Подготовить презентацию « ХХ съезд КПСС».
1В работе использовано стихотворение автора.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Струкевич А.К., Романюк И.М., Дровозюк С.И., История Украины: учебник для 11 кл. – К.: Грамота, 2011.-с.107-115.

  2. Пометун О.І., Гупан Н.М. Історія України: підручник для 11 кл.-К.: Освіта,2011.-с.112-118

  3. Хрущов М.С. Про культ особи та його наслідки. Доповідь на ХХ з’їзда КПРС // Неделя.- 1989 – 18 квітня

  4. Вінцковский Г.С. Політичні діячі Украіни: с.917-2004//Бібліотека журналу «Історія на правознавство»/ за ред.Г.С.Вінцковського.-Х.:В.Г.»Основа», 2005.-Вип.2.-с.130

  5. Дороніна О.Ф. Україна в умовах десталінізаціі//Бібліотека журналу «Історія та правознавство»/ за ред.Н.І. Харківськоі.-Х.:В.Г. «Основа», 2005.- Вип.12.-с.124-129.

  6. 6. Медведев Р.Н. Н.С.Хрущев.Политическая биография.-М: Книга, 1990.-с.130

  7. 7. Медведев Р.Н. Год 56-й. Время и эхо двадцатого съезда – «Новое время».-1988.-№32.-с.40-42

  • Тип урока
  • Основные термины и понятия
  • ХОД УРОКА. І. Организация класса. Учитель.
  • ІІ. Актуализация знаний. Учитель.
  • ІІІ. Изучение нового материала. Учитель.
  • Ученик(учителю).
  • ІV. Рефлекция «Сегодня на уроке»