Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«херсонская академия непрерывного образования» кафедра менеджмента образования научно-методическая лаборатория управления




Скачать 458.13 Kb.
страница1/2
Дата21.07.2017
Размер458.13 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
КОММУНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ХЕРСОНСКАЯ АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ


«Ave, Skovoroda! Идем за Сковородой!»
Программа

авторского элективного спецкурса

с медиаобразовательным компонентом

для учащихся 9 (10,11) классов

общеобразовательных учебных заведений
Херсон

2015

УДК 37.18(092)

ББК 74.26-263

А95

Одобрено на заседании Ученого совета

КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования»

(протокол № 2 от 19.03.2015 г.)


                                                                 

Авторы-составители:

    Сагач Галина Михайловна, доктор педагогических наук, доктор теологии, профессор КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования», академик АН высшего образования Украины, академик 4-х Международных академий, проректор Всеукраинского народного университета украиноведения имени Григория Сковороды, соучредитель Института генезиса Жизни и Вселенной.

    Кузьмич Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующая научно-методической лабораторией управления общеобразовательными учебными заведениями КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования»
Рецензенты:

   Голобородько Евдокия Петровна, член-корреспондент АПН Украины, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования».

   Шуляр Василий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературно-языкового образования Николаевского областного института последипломного педагогического образования, научный консультант Всеукраинского эксперимента по внедрению медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.

   Кузнецова Мария Владимировна, ведущий специалист учебного отдела, преподаватель украинского языка и литературы Херсонского государственного университета.


 А95 «Ave, Skovoroda! Идем за Сковородой!». Программа авторского элективного спецкурса с медиаобразовательным компонентом для учеников 9 (10,11) классов общеобразовательных учебных заведений / составители: Сагач Г. М., Кузьмич Т.А., – Херсон: КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования», 2015. - 27 с.

Программа спецкурса «Ave, Skovoroda! Идем за Сковородой!» рекомендована для использования в практической работе учителей-филологов, библиотекарей, методистов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Спецкурс можно включать в школьный учебный план за счет часов вариативной части или часов кружковой работы. Материалы программы спецкурса могут быть использованы в организации и проведении мероприятий, посвященных 300-летнему юбилею Григория Сковороды.



УДК 37.18(092)

ББК 74.26-263


© Сагач Г.М., Кузьмич Т.А., 2015

© КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования», 2015

Обращение

Юбилейного международного форума

«Григорий Сковорода как лозунг времени»,

  посвященного 290-ой годовщине со дня рождения



Григория Сковороды / 1722-1794 /,

выдающегося украинского философа, поэта, музыканта, педагога и богослова

к общественности Украины и мира
1 декабря 2012 года в Духовно-просветительском центре г. Киева состоялся юбилейный Международный форум «Григорий Сковорода как лозунг времени». В его работе приняли участие представители науки, образования, культуры, средств массовой информации, издательского дела, целого ряда общественных организаций.

В раздумьях о жизни и деятельности народного учителя, выдающегося проводника практической нравственной философии, выступающие отмечали высокую актуальность творческого наследия Григория Сковороды в государственном, общественном, культурном развитии независимой Украины. Сегодня все громче раздаются голоса ученых, общественных деятелей, практиков о нарастании духовно-нравственных кризисных явлений в нашем обществе, падении престижа науки, образования, культуры, искусства.

Духовное исцеление общества и личности можно преодолевать разными путями, одним из которых является воспитание на основе учения Сковороды христианской морали. Григорий Сковорода призывал к формированию ума, сердца, воли человека на триединой основе. По утверждению философа, основополагающей основой формирования личности выступает разум, поскольку без ума человек слеп. Разум властвует над телесным воплощением человека, поэтому возрастает ответственность за чистоту наших помыслов, стремлений, поступков.

Сердце человека – центральный объект воспитания нравственных качеств личности, в частности, трудолюбия, честности, пренебрежения к житейским соблазнам, чрезмерного обогащения, зависти и т.д.. Воспитание воли человека – третий обязательный элемент педагогики Григория Сковороды, без которого невозможно единство мысли, слова и дела. Итак, философская мудрость гениального мыслителя подсказывает нам стратегический путь преодоления духовного кризиса – это консолидация действий государственных, научных, образовательных, художественных заведений и организаций, широких общественных сил общества на принципах христианской морали, духовных народных ценностей с приоритетом духовно-нравственного фактора над преувеличенным сегодня материальным. Такой главный вывод сделан в ходе обсуждения духовно-нравственных проблем на оживленном сковородинском форуме.

В декабре 2022 года будет отмечаться 300-летний юбилей Григория Сковороды. К этой знаменательной дате научная элита Харьковских вузов начала детально разработанный, направленный на перспективу Великий проект «Григорий Сковорода – 300». Юбилейный форум вместе с Общественным организационным комитетом Великого проекта «Григорий Сковорода – 300» предлагает осуществить такие мероприятия и акции во время подготовки к празднованию 300-летия со дня рождения Григория Сковороды:

– обратиться в Верховную Раду Украины, Конституционную ассамблею с предложением внести в преамбулу Конституции Украины сковородинское понятие «счастье» как одну из высших ценностей – цель украинского народа;

– органично соединить сковородинское учение о счастье человека с глобальным требованием современности – постоянным / сбалансированным / развитием общества через практическое воплощение Великого проекта «Григорий Сковорода – 300»;

– решением Кабинета министров Украины Великому проекту «Григорий Сковорода – 300» предоставить статус Национального проекта Украины XXI века;

– обратиться на уровне Президента Украины, Верховной Рады Украины, Правительства Украины в ООН с предложением провести в Киеве в 2022 году, на 300-летие со дня рождения Григория Сковороды, очередной Всемирный саммит с повесткой дня: «Духовность и нравственность в XXI веке»;

– открыть в Киеве Государственный литературно-мемориальный музей Григория Сковороды;

–осуществить Полное академическое издание произведений Григория Сковороды;

– установить памятник Григорию Сковороде в поселке Чернухи – родине философа;

– издать ряд художественных произведений, осуществить постановку документальных и полнометражного художественного фильма о Григории Сковороде;

– упорядочить места пребывания и деятельности Григория Сковороды, открыть мемориальные доски, установить памятные знаки в тех местах, где путешествовал философ;

– продолжить создание «живых памятников» Тарасу Шевченко и Григорию Сковороде – зеленых дубрав, «священных рощ», скверов и аллей, проведение творческих «пленэров» молодых художников и скульпторов;

– в высших учебных заведениях, художественных и музыкальных училищах, музеях, школах, библиотеках проводить тематические уроки, чтения, творческие вечера, выставки, «круглые столы», посвященные Григорию Сковороде.

Оргкомитет форума призывает ученых, педагогов, писателей, журналистов, работников учреждений культуры, издателей и общественных деятелей принять активное участие в организации, проведении и освещении в СМИ этих мероприятий.

«Обращение» Оргкомитет направляет:

Министерству культуры Украины; Министерству образования и науки, молодежи и спорта Украины; Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры; Госкомтелерадио Украины; руководителям областных государственных администраций с просьбой активно приобщиться к перспективной подготовке и празднованию 300-летнего юбилея Григория Саввовича Сковороды.

Принято 1 декабря 2012 года, г. Киев.



«Ave, Skovoroda! Идем за Сковородой!»
Программа

авторского элективного спецкурса

с медиаобразовательным компонентом

для учащихся 9 (10,11) классов

общеобразовательных учебных заведений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    Реформирование образования, переход к личностно-ориентированному обучению, внедрение нового Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования требуют утверждения нестандартных подходов к организации процесса обучения, в частности, рассмотрения инновационных аспектов изучения программных произведений и литературных образов.

    В условиях развития Украинского государства особая роль принадлежит формированию национального сознания, патриотизма и духовно-нравственной культуры сердца юного гражданина. Реализации такой важной миссии будет способствовать преподавание в общеобразовательных учебных заведениях разных типов спецкурсов и факультативных курсов культуроведческого направления.

В 2022 году прогрессивное человечество будет отмечать 300-летие со дня рождения ноосферного гения христианства, философа-поэта, просветителя-писателя, богослова-педагога Григория Саввовича Сковороды (1722 – 1794) в рамках Великого проекта «Сковорода – 300» (руководитель – профессор И. Гришин, Б. Олейник, В. Стадниченко и др.). Духовно-нравственный, интеллектуальный кризис современного общества можно преодолеть возвышением духа народа, укреплением его веры, надежды, любви, софийности на принципах христианской традиции, культуры, образования, науки, искусства в их синергетическом единстве и силе.

    Синтез теоцентризма, антропоцентризма, природосоответствия – жизненное и творческое наследие гениального мыслителя Г. Сковороды, который призывал к развитию ума, сердца, воли человека на триединой основе.

  Сердце человека – центр воспитания духовно-нравственной культуры личности – стало фундаментом великой философии сердца (кордоцентризма) Г. Сковороды и его последователей. Разум властвует над телесным воплощением человека, без ума человек слеп, поэтому сейчас возрастает ответственность за чистоту наших помыслов, стремлений, поступков. Воспитание воли человека – третий обязательный элемент педагогики Г. Сковороды, без которого невозможно единство мысли, слова и дела.

Философско-богословская, психолого-педагогическая, этико-эстетическая мудрость ноосферного гения Григория Сковороды –стратегический, концептуальный путь преодоления нынешних апокалиптических вызовов XXI века, обязывающий педагогов к консолидации государственных, научных, образовательных, художественных заведений и организаций, широких кругов общества с приоритетом духовно-нравственных ценностей над материальными, преувеличенными в наше время.

   Авторы программы разделяют стратегические идеи, изложенные в Обращении юбилейного Международного форума «Григорий Сковорода как лозунг времени» (декабрь 2012).

     Наследие Г. Сковороды не теряет своего уникального познавательного, этико-воспитательного, эстетического значения и сегодня, в период бурного развития новейших медиатехнологий. Освоение педагогами современных информационных технологий подтверждает вывод о том, что культура, как своеобразная форма общественного сознания, возникает непрерывно, что это не только традиционное наследие, но и творчество современников.

Сегодня медиа – комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа), активизации знаний, полученных в процессе изучения различных предметов. Во многих современных учебных заведениях этот потенциал до сих пор остается нереализованным. При этом медиакультура (например, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобрав в себя черты таких предметов школьного курса, как язык, литература, театр, музыка, изобразительное искусство, во многих случаях имеет широкий спектр воздействия на становление личности ребенка. Одной из важнейших целей медиаобразования считают развитие критического подхода к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа – газетная статья, телепередача, видеоролик, фильм и др.). Особое внимание в школьной практике сегодня надо уделить кинообразованию как потенциальной воспитательной форме медиакультуры.

Программа спецкурса также рассчитана на учащихся, интересующихся литературой, стремящихся лучше ориентироваться в процессах, происходящих в культуре в целом и отечественной литературе; для тех, кто планирует связать свою дальнейшую жизнь с отраслями, которые имеют непосредственное отношение к литературе (филология, журналистика, культурология, литературное творчество и т.д.) и философии. Она открывает широкие возможности перед теми школьниками, которые реализуют творческие силы на ниве риторики и художественной литературы.

 Концептуальным положением программы элективного курса является реализация подхода к преподаванию литературы как искусству слова. Формирование читательской компетенции учащихся видится не только в усвоении системы предметных знаний (содержание художественных произведений, научных статей и справочных материалов), а больше всего – в умении оперировать этими знаниями в соответствии с учебными задачами различного уровня сложности. Методические подходы направлены не только на то, чтобы передать определенную совокупность знаний, но и на то, чтобы создать у ученика собственную этико-эстетическую установку, согласно которой он, читая художественное произведение, постигает художественный текст, формирует собственное видение, дает свою интерпретацию прочитанному.

Предлагаемая программа расширяет знания о личности и творчестве Г. Сковороды, может быть приложением к основному курсу литературы в школе, дополняя и углубляя его. Учитель, который будет преподавать этот курс, должен провести своих воспитанников от глубокого философского анализа произведений Г. Сковороды к их творческому развитию и воплощению, что позволит реализовать деятельностный принцип обучения и воспитания.

   Большое внимание следует уделить межпредметным связям (литература – язык – художественная культура – музыка – изобразительное искусство – философия – медиаобразование). Программа характеризуется введением элементов ораторского искусства, которые дают возможность подготовить выступления учеников так, чтобы максимально точно и выразительно донести до аудитории мысли, убедить в их правильности, повлиять на чувства слушателей, а порой и побудить их к определенным духовно-нравственным поступкам.

   Программа предлагает произведения Г. Сковороды как для обязательного текстуального изучения, так и для дополнительного самостоятельного чтения. Перечень тем подан полужирным шрифтом, дальше сформулирован комплекс вопросов, которые будут изучаться в процессе анализа каждой из них. Программа предусматривает творческий подход учителя к преподаванию материала, что повышает интерес к курсу и будет способствовать развитию креативных способностей школьников.


Объект изучения авторского спецкурса: жизнь и творческое наследие Г. Сковороды в мировом и славянском контексте.

    Цель изучения курса:

– способствовать формированию национальной сознательности граждан Украины, патриотов родной земли и государства;

способствовать всестороннему развитию духовно-нравственной культуры поколения, которому предстоит строить наше государство в последующие годы;

– ориентировать педагогов и учеников на приоритет воспитывающего обучения;

– помочь ученикам осознать историческое величие фигуры Г. Сковороды в мировом сообществе, глубже познать славянский контекст его творчества;

– формировать медиаобразовательную компетентность учащихся, развивать их этико-эстетическое сознание и творческую индивидуальность;

– способствовать успешной социализации учащихся на социокультурном материале.

Основные задачи изучения авторского спецкурса такие:

– воспитывать этико-эстетические вкусы, умение видеть и понимать силу и красоту художественного Слова;

– развивать самостоятельное творческое мышление учащихся, способствовать усвоению ими основных литературоведческих теоретических понятий, овладение ими основ научно-исследовательской работы;

– обеспечить соответствующий уровень филологической подготовки учащихся;

– формировать навыки анализа медиатекстов, способствовать развитию креативных практических умений на материале медиа.

    В итоге ученики должны получить репрезентативные представления о разностороннем характере личности Г. Сковороды, ноосферном значении его синкретического творчества; пропагандировать великие идеи гениального украинского мыслителя, используя современные медийные средства: уметь интерпретировать медиатекст кино (анализировать цели автора, устно и письменно обсуждать характеры персонажей и развитие сюжета, связать его со своим опытом и опытом других – поставить себя на место персонажа, оценивать факты и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия), декодировать медиатекст, делать монтаж; реагировать на произведение (написать кинорецензии, интервью, мини-сценарий, эссе); создать видеоролик, презентацию, фотоколлаж, тематическую библиотеку и глоссарий; понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу). Каждое занятие авторского спецкурса завершается блоком «Медиаобразовательный компонент» – практическими заданиями с различными видами медиатекстов, что формирует у учащихся медиакомпетентность. На заключительных занятиях презентуется контентная составляющая школьного блога (сайта) «Сковорода-300», где должны быть представлены лучшие работы учеников. Функционирование таких школьных блогов (сайтов) может стать началом творческой работы по подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Г. Сковороды.

    Итак, актуальность авторского спецкурса определяется в интегративном сочетании культуроведческих и медиаобразовательных знаний как эффективного средства развития творческой, духовно-нравственной, самостоятельно и критически мыслящей личности, с положительным мировосприятием, которая осознает свою земную миссию в «родственном труде».

Рекомендуемая литература представлена в конце программы. Авторский спецкурс предусматривает использование программных произведений Г. Сковороды, которые стали значительным достижением славянской и мировой культуры. В список литературы введены ценные исследования и источники о творчестве известного украинского философа, а также по вопросам медиаобразования. Такой большой перечень источников и глоссарий представлен в помощь педагогу с целью облегчения его работы по организации обучения учащихся в рамках авторского спецкурса.

 При выборе такого курса в качестве элективного учителю необходимо учитывать, что авторы не ставили задачу охватить весь спектр творческой деятельности учащихся в рамках школьной программы; этот курс не предусматривает также только повторение программных произведений, хотя и опирается на них в целом ряде случаев. Авторы стремились донести до сознания и сердца учеников те вопросы, которые вызывают наибольшие трудности, имеют большую перспективу.

Авторский элективный спецкурс с элементами медиаобразования «Ave, Skovoroda! Идем за Сковородой!» предназначен для учащихся 9 (10, 11) классов (17 ч., одно занятие в неделю).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


К-во часов

Дата

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню учебных достижений учащихся

1




Вводное занятие 1. Мировая Сокровищница Мудрости. Духовные Собратья, Славянские Гиганты Духа и Слова, пассионарные, синкретические гении христианской культуры, патриоты-гуманисты: Г. Сковорода, Ф. Скорина, М. Ломоносов и др. Жизнь и творчество как служение Богу и народу.

Г. Сковорода – «Украинский Сократ», «путешествующая академия», «гражданин мира», «чудак» и т.д., Учитель Вечности, наш духовный апостол, создатель уникальной философии сердца (кордоцентризма), ноосферный гений, которого Господь наделил многочисленными дарами: философа, богослова, поэта, баснописца, просветителя, музыканта, певца, композитора, полиглота, природолюба – человека барокковой культуры.

Г. Сковорода – феномен синтеза, единства прошлого, настоящего и будущего, солидарности веры и знания, науки и религии, синтеза небесного и земного, духовного и материального, реального и мистического. Инсайты (озарения) в духовной жизни Г. Сковороды, или встречи с Богом.

  Достойное бытие народное, государственное строительство новой Украины под духовной защитой Г. Сковороды, следуя высоте его мысли, величию его слова. Значение творчества Великого праведника и мудреца в эпоху кризиса веры, морали, инфляции слова.



Медиаобразовательный компонент: проанализировать документальный фильм «Лицо украинской истории. Г. Сковорода» (2011г.); разработать план создания концепции школьного блога (сайта) «Сковорода-300».

Знать определение терминов кордо- центризм, инсайт, пассионарный,

ноосферный.
Акцентировать внимание на значении творчества Г. Сковороды - познавательном, воспитательном, эстетическом.
Пояснять феномен синтеза искусств в творчестве Г. Сковороды.
Осознание ответственности за сохранение бессмертных произведений «украинского Сократа».

1




Занятие 2. Учитель Вечности, Человек Сердца, наш духовный апостол Г. Сковорода и современность: христианский идеал чистоты и мудрости жизни, жертвенной любви к Богу и народу, духовно-нравственной мудрости ноосферного общества, избранный светильник Божьей любви.

Г. Сковорода – образец христианских добродетелей, идеал жизненной мудрости. Н. Бердяев: «Тайна всякой индивидуальности познается только любовью, и в ней всегда остается что-то непостижимое до конца, до последней глубины».

   Рассказ об уникальном жизненном пути гениального мыслителя и просветителя Г. Сковороды, анализ основных вех его благословенной Судьбы. Взлеты и муки, радости и испытания творчества.

Христианское становление философа на территории родной Украины, в университетах Европы, где он постоянно учился, творил собственный мир.

  Использование богатого материала, посвященного сравнительной характеристике творческого наследия ноосферного гения Г. Сковороды с другими гигантами Духа и Слова, представителями других народов (Н. Грундтвиг – Дания, М. Ломоносов – Россия, Ф. Скорина, С. Полоцкий – Беларусь) и др.

Медиаобразовательный компонент: проанализировать документальный фильм «Таинственный Сковорода», реж. О. Хмиров, 2012г. В выступлениях современных ученых найти высказывания об актуальности творчества Г. Сковороды, сделать монтаж.


Показывать на конкретных примерах уникальность, величие жизненного пути украинского просветителя.
Уметь творчески использовать материал, посвященный сравнительной характеристике творческого наследия Г. Сковороды.

Осознание христианского мировоззрения украинского мыслителя

1




Занятие 3. Ноосферная и ноомузейна педагогика. Паломничество к Г. Сковороде, пилигриму веков, или Идем путями Сковороды - от колыбели (с. Чернухи на Полтавщине) к могиле (с. Сковородиновка на Харьковщине), сохраняя ценности духовной культуры славян.

Г. Сковорода: «Жизнь наша – путешествие». Программирование трансмиссии культурных ценностей в духовном измерении философа.

Мир Г. Сковороды – это его место рождения (с. Чернухи на Полтавщине) и последний земной дом (с. Сковородиновка на Харьковщине), между которыми 72 года подвижнического служения Богу, родному народу, всему человечеству.

Музей Сковороды в с. Чернухи, в с. Сковородиновка, в г. Переяслав-Хмельницком (уникальный класс поэтики и риторики с восковой фигурой мыслителя). Творческое сочетание бытовой будничной и бытийно-богоносной информации, которая лелеет духовно-интеллектуальный идеал ценностно-смыслового универсума личности.



Медиаобразовательный компонент: создать фотоколлаж для виртуального музея на тему: «Там, где ступал Сковорода».



Знать значение терминов трансмиссия, универсум, ноосфера.
Раскрывать сущность трансмиссии культурных ценностей в духовном измерении Г.Сковороды.
Понимать и анализировать духовно-нравственный, интеллектуальный идеал ценностно-смыслового универсума личности по учению Г. Сковороды.
Осознание ноосферного значения личности и творчества Г. Сковороды

1




Занятие № 4. Светоносное этико-философское наследие мудреца Г. Сковороды с планетарным мышлением, вселенским сердцем, «совестью, как чистый хрусталь».

Интеграция этико-философского наследия украинского любомудра и праведника-аскета Г. Сковороды, которого Д. Чижевский называл «философом духа», с размышлениями античных мыслителей – Сократа, Платона, Филона, Плотина и др., мистиками средневековья, отцами Церкви, с идеями немецких мистиков и др.

Доментий Олянчин и другие исследователи о глубинном этико-философском ресурсе Г. Сковороды: «в самоанализе и в самоиспытании с целью совершенствования жизни в его идеях об учительской деятельности в народе и для народа, в его отказе от элементов испорченности и лжи в жизненных формах, в его философии познания и морали, в его религии и в его педагогических идеях. Он выступал за нового духовного человека, имеющего свободную волю, за самопознание, за понимание мира в пределах диалектики материи и духа, за понимание общего смысла, за религиозность, альтруизм, совесть, мораль, добродетель, за то, чтобы душевный мир и человеческая любовь всегда имели живое значение не только для современности, но и для будущего».

Медиаобразовательный компонент: проанализировать медиатекст телевизионного проекта «Великие Украинцы. Григорий Сковорода», реж. А. Лябах, 2008 г.; составить глоссарий этико-философского наследия Г. Сковороды.


Уметь охарактеризовать этико-философское наследие украинского мудреца Г. Сковороды.

Объяснять мировое значение творчества украинского мыслителя.



Развитие философского мышления учащихся.

1




Занятие № 5. Д. Чижевский и другие мыслители о философском наследии Г. Сковороды. Философия истинной свободы и ответственности.

    Д. Чижевский (1894-1977) – один из крупнейших философов духа, исследователь духовной жизни славян, философского кордоцентричного наследия Г. Сковороды. Философия свободы во Христе.

Анализ работы Д. Чижевского «Григорий Сковорода» (Д. Чижевский. Философские произведения в четырех томах.-Т.1 -К., «Факел», 2005): «Жизнь есть философия, и философия есть жизнь»: примат «сердца» над разумом, требование Г. Сковороды «познай себя», определение равноценности различных человеческих типов и человеческих индивидуумов, в частности, в теории «неравного равенства» людей по их нравственной и духовно-религиозной жизни. Духовная вертикаль украинского любомудра: самопознание –Богопознание – познание мира – счастье. Укоренение Г. Сковородой самостоятельности философской мысли в национальную и мировую философско-теологическую почву.

Медиаобразовательный компонент: проанализировать художественный фильм «Григорий Сковорода», реж. И. Кавалеридзе, 1959г., по следующему плану:

1.Охарактеризуйте главного героя, обратите внимание на его взгляды и ценности, жизненные приоритеты, социальный статус, образ жизни.

2. Определите позицию героя, смысловую нагрузку данного образа. Каково основное желание героя?

3.Определите антагониста главного героя. Обратите внимание на его жизненные приоритеты, взгляды и ценности.

4.Определите центральный вопрос, на который отвечает герой фильма.

5.Проанализуйте стратегию повествования фильма, способ представления материала.


Объяснять смысл философии кордоцентричного наследия Г.Сковороды в контексте славянской культуры.
 Воспитание интереса к духовной жизни славян.

1




Занятие № 6. Г. Сковорода христианский поэт, исполин слова-логоса одухотворенного, животворящего, нацеленного в Вечность. Экология Духа и Слова современного духовного пространства эпохи психоинформационного противостояния.

     Анализ художественных текстов гениального мыслителя: «Сад божественных песен», «De Libertate» - образец высокой патриотической лирики и гражданского мужества.

Учитель может использовать элементы педагогической игры, педагогического театра, распределив роли: «литературоведы» исследуют самостоятельно поэтическое, басенное наследие Г. Сковороды; «декламаторы-ораторы» выразительно прочтут фрагменты текстов известного автора; «художники» изготовят мультимедийную презентацию с афоризмами писателя-философа.

Вклад Г. Сковороды в становление новой украинской литературы, в развитие мировой литературы. Понимание глубинных смыслов творчества «украинского Сократа», которые развивают мышление, питают духовность, воспитывают патриотическое сознание; ноосферные измерения творчества в единстве небесного и земного, времени и вечности, науки и религии, а также Божьего дара слова-логоса животворящего. Медиаобразовательный компонент: создать презентацию «Афоризмы Сковороды».




Уметь анализировать тексты произведений христианского поэта, используя элементы инновационных технологий.
Воспитание интереса к произведениям Г. Сковороды.

1




Занятие № 7. Г. Сковорода - талантливый баснописец и учитель жизнетворчества.

Мировая сокровищница жанра басни (Эзоп, И. Крылов, Л. Глебов и др.), их интегративная специфика на уровне философско-познавательном, этико-эстетическом и т.д.

Истоки басенного творчества Г. Сковороды, история создания сборника «Басни Харьковские», значение письма-обращения писателя к другу-читателю в начале сборника, анализ его особенностей (образная система, своеобразие языка, специфика стихосложения и т.д.).

Обсуждение идей лучших басен Г. Сковороды, его афоризмов.

В обобщающей части урока учитель обсуждает концептуальные вопросы: Чем поражает басенное творчество философа? Какую основную проблему освещает большинство басен? Помогло ли Вам изучение «Басен Харьковских» приблизиться к пониманию смысла жизни? Как?

Медиаобразовательный компонент: найти в Интернет-источниках аудиоматериалы - актерское чтение произведений Г. Сковороды; подготовить выразительное чтение 2 (3) басен для участия в конкурсе ораторов.


Уметь характеризовать поэтический язык басни, анализировать философский смысл басен Г. Сковороды.
Формирование креативной личности с эффективным мышлением.

1




Занятие № 8. Г. Сковорода - выдающийся музыкант, композитор, певец.

Сущность музыкальной харизмы Г. Сковороды: его музыкальный опыт через труды А. Шреер-Ткаченко, М. Боровика, Г.Вербы, Н.Сидоренко, О.Петренко, Т.Кононенко, Т.Шевчука и т.д.

  Анализ музыкальных произведений Г. Сковороды в области церковной и светской музыки (пасхальное пение «Воскресения день», «Харьковская песня»), канты и псалмы («Пастыри милые», «Ангелы, снижайтесь», «Ах, счастье, счастье», «Песнь Рождеству Христову и нищете Его», песни-романсы «Всякому городу нрав и права»).

Г. Сковорода – выдающийся музыкант-универсал, основатель уникальной формы «философского размышления» – симфонии, («музыкально-симфоническая составляющая» его философских произведений). Музыкант-новатор, создатель философских притч в песенно-поэтической форме.

   Музыкальный код философского творчества Г. Сковороды: явление контаминации (смешивания), диффузии различных типов мышления (вербального, фиксирующий философские размышления; музыкального, который придает Слову-Логосу эмоционально-экспрессивную окраску, обогащает мысль, возвышает дух божественной благодатью).

 Г. Сковорода как мастер игры на свирели, флейте, скрипке, клавесине, цимбалах, бандуре, лире, органе, как уставщик Императорской Петербургской Придворной певческой капеллы, лучшего в Европе хорового акапельного коллектива.

Обсуждение картины С. Васильковского «Народ слушает песни Сковороды».

Медиаобразовательный компонент: прослушать музыкальные произведения Г. Сковороды (отрывки из документального фильма «В поисках счастья», 2011г. и художественного фильма «Григорий Сковорода», реж. И. Кавалеридзе, 1959г.), написать эссе «Музыкальная философия Сковороды».




Знать определение терминов харизма, канты, псалмы.
Понимать и анализировать музыкальное наследие

Г. Сковороды.


Развитие мета- предметных навыков учащихся, воспитание их эстетических вкусов.

1




   Занятие № 9. Сковорода - великий педагог и христианский просветитель, образец христианского социального активизма.

Анализ педагогической деятельности Г. Сковороды в Переяслав-Хмельницком коллегиуме, Харьковском коллегиуме, как частного учителя С. Томари, духовного наставника М. Ковалинского и др. современников.

Роль христианского просветительства во времена Г. Сковороды и в наше время, миссионерская деятельность «украинского Сократа», «украинской странствующей академии», «чудака» Сковороды.

Организация диспута на темы: «В чем заключается истинное счастье человека?» «Как отдать Богу и народу свою духовную десятину?» Письменное задание на тему: «Григорий Сковорода в моей (нашей) жизни».



Медиаобразовательный компонент: подготовить сценарий выступления для радиопередачи «Педагогические истины Г. Сковороды»

Знать определение терминов христианский социальный активизм, миссионер.

Объяснять сущность и роль педагогической деятельности Г. Сковороды.

Воспитание уважения к Г. Сковороде как к духовному Учителю

1




Занятие№10. Великая дружба-филиа Г. Сковороды и М. Ковалинского. Уникальная переписка Учителя с учеником.

 Анализ концепта «дружба» в философско-этических измерениях на уровне афоризмов лучших мыслителей, поэтов разных времен и народов.

 Размышления учащихся о роли дружбы в жизни человека на примере дружбы Г. Сковороды и его любимого ученика, духовного сына М. Ковалинского (анализ эпистолярного наследия

 Г. Сковороды): «Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю», «Я буду с тобой в памяти, мысленно, в молчаливой беседе. Такая любовь сильнее самой смерти ». 



Медиаобразовательный компонент: на основе переписки Г. Сковороды и М. Ковалинского составить текст виртуального интервью для размещения на будущем блоге (сайте).

Понимать эпистолярное наследие Г. Сковороды.
Трактовать концепт дружба в контексте размышлений украинского философа.
Осознание необходимости в жизни человека таких моральных категорий как дружба, взаимоуважение, эмпатия.

1




Занятие № 11. Диалог культур в творческом наследии Г. Сковороды и современность.

Г. Сковорода – феномен украинской, славянской и мировой культуры: философской, этической, эстетической, художественно-поэтической, религиозной, педагогической, просветительской, музыкальной, песенной.

   Дар диалогичности в творчестве украинского любомудра, шедевры в стиле «беседы», «разговоры», «споры», «диалоги». Искусный внутренний диалог с Богом, с природой, с современниками, будущими поколениями; обучение искусству жить счастливым человеком.

Анализ произведений «Беседа, названная Двое, о том, что легко быть блаженным», «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни (дружеский разговор о духовном мире)».

 Проповедническо-пастырское направление диалогов украинского мудреца. Социотип Г. Сковороды – мудрого миротворца, старца-любомудра, который жил для Бога и народа, возвышая его дух, веру, мораль, слово. Противопоставление псевдокультуре более высокой культуры сердца, духа, мысли, слова, поступков.

Диалог с Вечностью как познание себя в поликультурном пространстве, где происходит социокультурная идентификация личности, усвоение христианских ценностей.



Медиаобразовательный компонент: проанализировать художественный фильм «Григорий Сковорода», реж. И. Кавалеридзе, 1959 г. по следующему плану:

1. Что именно Вам больше всего понравилось в этом фильме? Почему?

2.О чем фильм? Какие проблемы он затрагивает?

3.Какая, на Ваш взгляд, основная мысль этого фильма? Согласны ли Вы с ней?

4.Предлагает ли этот фильм некую «мораль» или он поучает? Если да – чему именно?

5. Какие средства (драматические, визуальные) использованы в фильме для пояснения зрителю этой «морали»?

6.Каким образом эта «мораль» соответствует Вашему опыту?

7.Какие Ваши представления о жизни изменились в результате просмотра фильма?

Понимать диалогический характер творчества мыслителя Г.Сковороды.
Выделять и объяснять проповедническо-пастырскую направленность диалогов.

Формирование поликультурных навыков у старшеклассников.

1




Занятие №12. Великие идеи Г. Сковороды в контексте философии «сродного труда» выбора профессии как залога выполнения земной миссии.

Диалог Г. Сковороды «Разговор, называемый алфавит, или букварь мира».

   Анализ произведений Г. Сковороды на основе концепта «сродного труда». Образ фонтана с разнообразными трубками как идея «неравного равенства» в отличие от ложного «равного равенства».

Связь идеалов совершенного мироустройства с идеалами общественного самоопределения человека в единстве любви к Богу, к ближнему; жизнь в обществе любви – как кольцо вечности.

Организация коллективной дискуссия на темы: «Общество потребления с критерием выгоды или гармоничное общество творчески реализованных личностей: какой твой выбор и почему?», «Кем или каким ты мечтаешь быть в будущем?», «Что такое истинный человек по учению Г. Сковороды?», «Правда ли, что сродная профессия – это почти половина счастья человека?»

Медиаобразовательный компонент: проанализировать художественный фильм «Григорий Сковорода», реж. И. Кавалеридзе, 1959г. с точки зрения отражения в нем системы ценностей и представлений, присущих современному обществу, по следующему плану:

1. Какие ценностные ориентиры (систему ценностей) предлагает этот фильм?

2. Какие жизненные приоритеты он пропагандирует? К чему этот фильм побуждает стремиться?

3. Какие жизненные цели предлагает этот фильм?

4.Какие идеалы определены в этом фильме?

5. Какие Ваши представления, ценности этот фильм укрепляет?

6.В какой мере ценности, представленные в этом фильме, распространены в украинском обществе?


Знать толкование термина сродный труд.
Понимать идеалы общественного самоопределения человека в сковородинском творчестве.
Осмысление учащимися своей будущей судьбы, земной миссии.

1




Занятие № 13. Круглый стол. Философия счастья в жизни и творчестве Г. Сковороды: «Мы родились для настоящего счастья и путешествуем к нему».

Анализ философского, поэтического материала о концепте «счастье» в произведениях мыслителей, представителей различных цивилизаций и культур.

Духовно-философский златослов (афоризмы), поэтические произведения, песенные произведения философа на тему счастья.

Подготовка материалов «круглого стола» или научно-практической конференции в рамках МАН на тему: «Григорий Сковорода – гениальный философ счастья и современность».



Медиаобразовательный компонент: подготовить кинорецензию на документальный фильм «В поисках счастья», 2011г. (из цикла культурологических программ «Портрет» телекомпании ГЛАС).

Понимать смысл философии счастья Г.Сковороды
Воспитание интереса к мировоззрению Г.Сковороды.

1




Занятие №14. Духовный и жизнетворческий златослов Г. Сковороды мыслителя, «совершенного Божьего человека».

Анализ духовного златослова Г. Сковороды:

«Блажен тот, кто с пеленок посвятил себя Христу, день и ночь мыслит по Его слову», « Кто нечистый сердцем, тот не увидит Господа», «Душа моя – ива, а ты – вода», «Ангельский ум тайну видит», «Всякому сердцу своя есть любовь», «Дух – это бездна в человеке, бездна шире всех вод и небес», «О роща! О зеленая! Мать моя родная! », «Ой ты, птичка желтобокая – не вей гнезда высоко», «О счастье, наш ясный мир! О счастье, наш красный цвет! », «А моя судьба – быть с бедными. Зато мне Бог дал немного мудрости», «О одиночество, мать дум небесных», «О, библиотека, ты моя избранная! О, книги, которые немногие читают!», «О сын мой, сын! Отдай мне сердце твое!», «Кто чист от грехов, тот действительно ангел Божий», «Пристани крепко держись, пока Христос тебя учит», «И пока живешь, за любовь ты благодари любовью, а моей любви к тебе ни одна старость не сможет погасить», «Скажешь: счастливый пахарь. Но счастливее него тот, кто охотно обработал ниву душевную свою», «Мой дорогой, пока, и ангела день проживи, как ангел», «Телом далек от вас я, а сердцем близок», «Сердце наше – это настоящая голубка Ноя», «Истина не имеет начала», «Лелеем же дружбу!», «Единство мнений и есть настоящая дружба», «Любовь есть источник всякой жизни».

Медиаобразовательный компонент: создать видеоролик «Читайте Сковороду» (1 мин.)




Понимать и толковать афоризмы Г. Сковороды.

Воспитание позитивного отношения к жизни человека, осознание роли счастья в собственном жизнетворчестве

1




Занятие №15. Г. Сковорода и украинская литература. Сковородиана В. Стадниченко: «Иду за Сковородой», «Садовник счастья» и другие.

  Анализ Сковородианы XIX-XXI веков, в частности П. Билецкого-Носенко (басни о Г. Сковороде), исследования И. Вернета, В. Масловича, Г. Гесс де Кальве, А. Мишанича, поэма П. Кулиша «Григорий Сковорода. Старорусская поэма»; произведения И. Драча, С. Крымского, М. Поповича; книги Л.Махновца, И. Пильгука, Ф. Полищука, В. Шевчука, Ю. Барабаша, Л. Ушкалова, Д. Кременя, Л. Костенко, В. Стадниченко и др.

Влияние идей Г. Сковороды на творчество В. Капниста, И. Котляревского, Т. Шевченко (повесть «Близнецы», стихотворение «А.А. Козачинскому»).

Анализ повести И. Срезневского «Майор, майор!» с сакрализацией биографии любомудра.  



Медиаобразовательный компонент: создать список материалов для медиатеки, посвященной творчеству Г. Сковороды.


Знать определение термина сковородиниана.   

Объяснять и понимать причины обращения писателей XIX-XXI вв. к творчеству Г. Сковороды.

Осознание в разные исторические времена актуальности творческого наследия Г.Сковороды.

1




Занятие №16. В «Сковородиновском кругу». Славянские Исполины Духа и Слова Г. Сковорода, Ф. Скорина, М. Ломоносов и другие. Практическое воплощение идей духовной мудрости ноосферных гениев в современное жизнетворчество.

 Г. Сковорода высоко ценил «правильную практику», которую считал «корнем» и «плодом истины», исповедуя Библейское: дерево познается по плодам, а вера – по делам веры.

 Анализ благотворительной, волонтерской деятельности известных личностей разных времен и народов. Достижения современных местных благотворителей, просветителей, которые творчески трансформировали христианскую аксиологию, философию сердца Г. Сковороды во славу Бога и родного народа.

Просветительская благотворительная работа Всеукраинского народного университета им. Г. Сковороды (проф. Г.М.Сагач), Университета третьего поколения (проф. М. Букач). 



Медиаобразовательный компонент: проанализировать художественные фильмы «Я –Франциск Скорина», реж. Ю.Филин, 1969, и «Михаил Ломоносов», реж. А. Прошкин, 1986.. Сделать декодирование медиатекста: выделить отрывки фильма, в которых мысли главных героев созвучны размышлениям философа Г. Сковороды, подготовить монтаж.



Знать определение термина христианская аксиология.

Понимать духовное единство представителей трех братских народов на уровне их национальных гениев.

Воспитание патриотических чувств, интереса к славянской духовной культуре, уважения к знаменитым историческим деятелям.

2




Заключительное занятие №17. Сковородинизация Украины, славянских стран и мира. Великий проект «Сковорода - 300», или Странствующая Академия Сковороды засевает духовную ниву христианской мудростью, праведностью, любовью и совершенством.

В. Стадниченко: «Каждое новое столетие начинается мыслью и словом Сковороды».

Заключительное занятие может иметь различные творческие решения, в частности, конкурсы на лучшее знание биографии гениального любомудра, его творчества, на лучшее исполнение его произведений.

Театральная педагогика дает возможность создать мини-спектакль по произведениям Г. Сковороды, в частности, на основе «Басен Харьковских».

Учитель озвучивает Большой проект «Сковорода-300», который коллективно обсуждается всеми участниками урока-действа.

Медиаобразовательный компонент: презентация материалов школьного блога (сайта) «Сковорода-300»




Обобщить полученные знания с использованием элементов театральной педагогики.
Призыв увековечить имя Г. Сковороды реальными добрыми делами.
Приобщение учащихся к сохранению и восстановлению сковородиновских традиций в современном мире

  1   2