Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Хайбуллаев хайбулла Хакимович учитель истории, обществознания и краеведения мкоу «Эрпелинской сош им. М. Апашева» Буйнакского района Республики Дагестан




страница1/4
Дата03.07.2017
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. М.Апашева»

Патриотическое воспитание учащихся

на уроках истории и во внеурочное время

посредством

исторического краеведения


Автор работы:

ХАЙБУЛЛАЕВ Хайбулла Хакимович -

учитель истории, обществознания и краеведения МКОУ «Эрпелинской СОШ им. М.Апашева» Буйнакского района Республики Дагестан.
2016г.
«Краеведение – основа нравственного воспитания народа»

(Д.Лихачёв)

Цели:

1. Формирование у учащихся гордости за свою малую родину, привязанности к родному краю.

2. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, исторического сознания и социальной активности детей.
Задачи:


  • Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и всего Дагестана.

  • сохранение исторической памяти родного села и района.



Содержание:


  1. Вступление. Школьное историческое краеведение …..…. .. . . . . …. 4


II. Основная часть:


  1. Краеведческая познавательная деятельность учащихся . . . . . . . . . . 5

2. Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании» . . . . 6

1.2. Содержание краеведческих знаний

1.2.1. Примерная модель исторического краеведения . . . . . 7

1.2.2. Предмет исторического краеведения . . . . . . . . . . . . .8

1.2.3. Связь с другими областями краеведения . . . . . . . . . .9

1.3. Организационные формы историко-краеведческой

работы в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9


  1. 4. Виды внеклассной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

  1. 5. Краеведческие программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3.Поисковые и исследовательские модели обучения школьников

3. 1. Экскурсии по родному краю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

3. 2. Работа над проектами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

3. 2. 1. Виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

3. 2. 2. Разделы проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3. 3. Исследовательские работы учащихся во

внеурочное время. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3. 4. Школьные музеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций. 15

5. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15



III.Литература……………………………………………………………………..16
IV. Приложения

  1. Сценарий урока «Мы дружбой народов сильны»…………….,….. 17-22

  2. Исследовательский проект «Фольклор и традиции моего села»…..23-29

  3. Проект «Пусть память будет крепче, чем гранит»………………….30-42

  4. Методическая разработка урока: «Конституция РФ»………………43-50



  1. Вступление. Школьное историческое краеведение

Родина, Отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

От этих слов возникли понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.



Краеведение означает: знание о своей ближайшей родине, - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему.

Границы «края» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, район, республика.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании детей, приобщать их к исследованиям – об этом писали еще Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Ф.И.Янкович, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы.

Около 150 лет тому назад К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».1

Академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».2.


1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

2.Лихачев Д. С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.


  1. Краеведческая познавательная деятельность учащихся

Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности учащихся:

1) получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;

2) самостоятельное приобретение знаний через учебные пособия, научно-популярную литературу, публикации в местной и профильной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.;

3) изучение школьниками истории родного края в ходе исследовательского поиска.

Первый из этих уровней является главным в начальных и младших классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах средней школы (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют ребята, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

Педагогу необходимо держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Урочные, факультативные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют:


  • развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому;

  • накоплению систематических знаний по истории своей ««малой» родины: села, района, республики;

  • овладению методами исторического познания (с учетом возраста учащихся), выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками научной информации;

  • помогают учащимся приобщиться к сбору историко-краеведческих материалов, к охране памятников истории и культуры, участию в культурно-просветительной и экологической работе в родной местности.

Занятия по краеведению тесно связаны с основным курсом Отечественной истории и содействуют углубленному изучению истории народов Российской Федерации, расширению общеисторических знаний учащихся.

Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Сегодня они становятся приоритетными задачами школьного исторического образования.

Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны.
2. Краеведение и Закон Российской Федерации «Об образовании»

Краеведение, особенно историческое, является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи.

В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знание о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

Краеведение – это поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

Сегодня важно, чтобы подрастающая молодежь хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного развития.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:


  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

  • формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

  • гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.

Занятие краеведением поможет учащимся глубже уяснить сущность юридических норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»1.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, «вариативными», но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по школьной истории. Это будет отвечать требованиям федерального государственного стандарта современного школьного исторического образования.




  1. Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)



1.2. Содержание краеведческих знаний

1.2.1. Примерная модель исторического краеведения

В основу модели исторического краеведения в современной школе можно условно положить принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю

родного края как бы по концентрам – своеобразным кругам:
Так изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.

Если говорить об историческом краеведении не как об отдельном учебном предмете, а о краеведении непосредственно в программном курсе Отечественной истории на уроках истории России, то основное внимание обычно уделяется раскрытию темы «История Дагестана, например, темы: «Наша республика в первой половине XIX столетия», «Наш Дагестан в годы Великой Отечественной войны» (с включением отдельных сведений, фактов ).


1.2.2. Предмет исторического краеведения

Каков же содержательный компонент исторического краеведения.

Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (село, район, республика).

Изучаются различные сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей республики, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в республике.

Большое значение имеет изучение духовной жизни людей: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является также религия.

Учащиеся на уроках и во внеурочное время изучают прошлое мечетей, религиозных деятелей, обращаются к различным источникам религии.

Учащиеся также изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. К субъектам исторического процесса необходимо отнести и коллективы предприятий, колхозов, других учреждений.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.

Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.

Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.

Для нашей многонациональной республики большое значение имеет сохранение мира и согласия между народами. (Сценарий мероприятия «Мы дружбой народов сильны». Приложение №1)

Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.



1.2.3. Связь с другими областями краеведения

Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным и т.д. Оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.

Мы в нашей школе активно привлекаем детей к краеведению. Каждый год отряд ТОКСа школы участвует в краеведческой олимпиаде, побеждает в различных конкурсах, совершает экскурсии и походы в исторические места нашего района и Дагестана. Основная часть краеведческой деятельности осуществляется во внеурочное время.
1.3. Организационные формы историко-краеведческой работы в школе

Один из компонентов модели – организационные формы историко-краеведческой работы в школе. Эти формы разнообразны.

К ним можно отнести:

1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и о специальных уроках по истории края (уроках исторического краеведения) в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории, а также ближнего и дальнего зарубежья (курс «Мир и Россия»).



  1. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в старших классах основной школы). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы как, например, «Родной край: страницы истории», «Наш край в ХХ столетии», и общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей страны», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война», «Из истории религий» и т.д.

  2. Довольно широко распространенны в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, клубов и объединений.

  3. В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ, проведение предметных недель) и внешкольное (проводимое под руководством Центра краеведения и туризма).

Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм – условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, внешкольных учреждений, методистов различных уровней, преподавателей педагогических курсов, участников краеведческих кружков и объединений.
1.4. Виды внеклассной работы

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. В ряде школ внеурочный краеведческий поиск успешно сочетается с туризмом, походами.

Непременными участниками внеклассной работы, связанной со сборами и пропагандой материалов по истории родного края, возрождением, воссозданием местных национально-культурных и трудовых традиций, могут стать члены кружков, клубов, студий, а также местное население, в первую очередь родственники учащихся. В МКОУ «Эрпелинская СОШ им.Апашева» по инициативе отряда ТОКСа во время летних каникулов совершаются походы по родному краю, экскурсии. Слёты краеведов, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, поездки в города герои Севатосопль, Волгоград, Керчь, экскурсия в песчаный бархан «Сарыкум», изучение фольклора нашего села, а именно историю появления народного хора «Эрпели-Мадигин» - это лишь маленькая частичка большой деятельности учащихся. (Исследовательский проект «Фольклор и традиции моего села». Приложение № 2)

Залог успеха в работе по изучению прошлого родного края состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским принципом, эмоциональным накалом. Чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных национальных и региональных культурных традиций.


1.5. Краеведческие программы

Для определения содержания историко-краеведческой работы в школе, в том числе тематики конкретных ученических исследований, представляющих научный интерес, педагогу и учащимся полезно обратиться к специальным краеведческим программам, рекомендованным в последние годы различными общественными организациями и научными учреждениями Российской Федерации (Российским фондом культуры, Союзом краеведов России, Российской Академией сельскохозяйственных наук, Экспериментальным Центром краеведения, этнографии и экскурсий и Центром детско-юношеского туризма и краеведения).

Приводим наименование ряда предлагаемых программ:


  • Возвращение забытых имен;

  • Земляки (о жителях края, выехавших в разные годы в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье);

  • Древние города России;

  • Исчезнувшие памятники;

  • Великая Отечественная война;

  • Летописание;

  • Архивы;

  • Программа по топонимике и другие.




3.Поисковые и исследовательские модели обучения школьников

3.1. Экскурсии по родному краю

Экскурсия как метод, позволяющий организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях (исторические места, памятники природы и т.д.) или в музеях и на выставках является неотъемлемой частью поисково-исследовательской работы школьников. Сюда можно также отнести экспедиции и походы по родному краю.

Важна работа учащихся после проведенной экскурсии, похода. Это: обработка и изучение собранных краеведческих материалов, использование их при подготовке сообщений, рефератов, сочинений, докладов к урокам, семинарским занятиям, конференциям, для создания проектов; изготовление карт, схем, диаграмм, рисунков, макетов и т.д.; оформление выставок, пополнение экспозиций школьных музеев, проведение собраний-отчетов, исторических вечеров, диспутов, викторин; участие в работе научно-практических конференций, в краеведческих олимпиадах, в районных и республиканских конкурсах и т.п.
3.2. Работа над проектами

Учитель, применяющий в своей педагогической деятельности метод проектов должен:



  • создать мотивацию и образовательную среду;

  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

  • представлять возможные способы презентации для проблемы исследования;

  • организовать работу (в малых группах, индивидуально);

  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т. п.;

  • консультировать (по методу убывающих подсказок);

  • иметь критерии объективной оценки.

В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы.

3.2.1. Виды проектов

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, которые заранее неизвестны, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм этого вида деятельности.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм.

В год 70-летия Победы в МКОУ «Эрпелинская СОШ им.Апашева» осуществлялся проект «Память». Проделанная работа учащихся под руководством педагогов была очень плодотворной. Нам удалось собрать большой объем информации и фото-видео материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Были выяснены места гибели и боевой путь более 15 наших земляков-участников войны, которые до сих пор считались без вести пропавшими. Итогом реализации проекта стало проведение единого урока на тему «Во имя жизни на земле» и урока мужества «Без вести я не пропал…». (Проект «Память». Приложение №3)



Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации (ролевая игра, «круглый стол», деловая игра). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
3.3. Исследовательские работы учащихся во внеурочное время

По своему характеру внеурочная исследовательская деятельность учащихся бывает самой разнообразной. Школьники включаются в самостоятельную работу с различными историко-краеведческими источниками, выполняют отдельные поисковые и учебно-исследовательские задания, готовят сообщения к учебным и внеклассным занятиям, пишут рефераты к научно-практическим конференциям, принимают участие в викторинах и конкурсах на уровне школы, района и республики.

Последние годы тематика исследовательских работ учащихся нашей школы была разнообразной.

- «Дагестан: 200 лет в составе России», Шапиева Дженнет, 11 класс

- «Отцовскую славу храним и множим», Койчакаев Динислам, 10 класс.

- «Высокий патриотизм», Алиева Дженнет, 8 класс.

- «И гордо реет флаг державный», Хайбуллаева Марьям, 4 класс.
3.4. Школьные музеи

Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционное время. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.

Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.

Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.

Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.

Отрадно, что в последние годы в Дагестане по предложению

Министерства образования и науки РД большое внимание уделяется созданию школьных музеев и музейных уголков в каждой школе.

4. Роль краеведения в формировании образовательных компетенций

Школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.



Ценностно-смысловые:

- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- выбор темы для исследовательской работы;

- постановка цели и определение направления своих действий и поступков;

- определение логики, последовательности выполнение работы

Учебно-познавательные:

- ставить цель, организовывать её достижение;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

- описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.

- проведение школьных краеведческих конференций и «круглых столов»;

- проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки» и др.;

- исследовательские проекты «История моего села», «Летопись нашей школы»;

- участие в районных и региональных краеведческих конференциях.

Общекультурные компетенции:

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

- владеть культурными нормами и традициями;

- владеть эффективными способами организации свободного времени;

- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.

- изучение традиций, обрядов народов Дагестана;

- экскурсии по историческим местам;

- экскурсии в школьный краеведческий музей;

- работа школьного краеведческого кружка «Юный краевед».



Коммуникативные компетенции:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, событиями;

- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; и др.

- сбор материала для школьной краеведческой экспозиции



Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др.

- подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятия .

- участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах.

Социально-трудовые компетенции:

- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых, гражданских взаимоотношений.

- акции «Мое чистое село», «Мы за ЗОЖ», Неделя добра и т.д.

Компетенции личностного самосовершенствования:

- ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

- владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

- ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет.
5. Выводы

Изучение передовой школьной практики, педагогических идей, анализ личного опыта позволяет сформулировать некоторые принципы организации и функционирования системы исторического краеведения в современной школе:



  • концентризм – изучение учащимися истории родного края по концентрам: 1. Родной дом. Моя родословная. 2. Родная школа, ее история, традиции. 3. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития. 4. История района. 5. История республики;

  • изучение различных сторон общественной жизни края: социальной, экономической, политической и культурной. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной сферы деятельности людей.

  • изучение субъектов исторического процесса: деятельность жителей села и района, представителей разных поколений своей семьи; истории социальных групп, местных этносов, общественных организаций и объединений;

  • история края («малой родины») рассматривается как часть истории России, как частица всемирной истории;

  • наблюдается сочетание с другими областями краеведения: географическим, экономическим, литературным, естественнонаучным, этнографическим и др.;

  • направленность на воспитание у молодежи нравственности, духовности и патриотизма на основе приобщения их к общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям, идеалам, традициям;

  • направленность на решение задач социальной адаптации школьников, формирования у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, республике, участвовать в их социально-экономическом и культурном развитии; связь с проблемами экологии, охраны природы, памятников истории и культуры;

  • приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории края, в том числе реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»;

  • исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся; использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия; связь с туризмом;



Использованная литература:


  1. Конституция Российской Федерации: (Статья 44, часть 3; статья 58)

  2. Лихачев Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.

  3. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. – М., Интерпракс, 1994. – 144 с.

  4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

  5. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.

  6. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6

  7. Парфенова Е.А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Журнал «Преподавание истории в школе». 2004. № 2.

  8. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.

  9. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».-2002.-№ 3.- С.40-47.

Приложение №1.


МКОУ «Эрпелинская СОШ им.М.Апашева»

ОТКРЫТЫЙ УРОК


в 5 «б» классе

на тему:

«Мы дружбой народов сильны»

(Посвящается Дню единства народов Дагестана)




Учитель истории: Хайбуллаев Х.Х.

2015 г., сентябрь



  1   2   3   4