Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гуманитарных наук




страница1/6
Дата29.06.2017
Размер1.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Исторический факультет

РОССИЙСКАЯ

АКАДЕМИЯ

НАУК

Институт всеобщей истории

Научно-образовательный центр по истории

_____________________________________________________________________



Дипломные работы,

защищенные студентами Исторического факультета Государственного университета гуманитарных наук
в 2006 г.

Аннотации

Москва 2007


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Исторический факультет

РОССИЙСКАЯ

АКАДЕМИЯ

НАУК

Институт всеобщей истории

Научно-образовательный центр по истории

____________________________________________________________________




Дипломные работы,

защищенные студентами Исторического факультета Государственного университета гуманитарных наук

в 2006 г.

Аннотации
_________________________
Graduate papers

defended by the students of the Historical Faculty

of the State University for Human Sciences

in 2006

Abstracts


Москва 2007 Moscow

ББК 63.3

Д 469

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

академик А.О. Чубарьян (отв. редактор)

д.и.н. М.В. Винокурова

к.и.н. И. В. Галкина

Т.А. Бахарева

СОСТАВИТЕЛИ:

к.и.н. Т.В. Гимон

А.В. Лавренова

А.С. Майер

Дипломные работы, защищенные студентами Исторического факультета Государственного университета гуманитарных наук в 2006 г.: Аннотации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М. : ИВИ РАН, 2007. – 99 с.

Сборник содержит аннотации (авторефераты) дипломных работ, защищенных на Историческом факультете Государственного университета гуманитарных наук в 2006 г. Работы посвящены истории средних веков, нового и новейшего времени; истории России, Западной и Центральной Европы, Азии, Африки и Америки; проблемам международных отношений и межкультурных контактов; источниковедению. Для историков, преподавателей и студентов исторических факультетов.

ISBN 5-94067-192-6

© ИИ ГУГН, ИВИ РАН, НОЦ по истории, 2006

© Редколлегия, составители, коллектив авторов, 2006
Содержание


Table of contents

5

Предисловие

7

А.М. Волчков. Воспоминания католических капелланов итальянской армии о России (1941-1943) как исторический источник

9


В.С. Волчкова. Проблемы начального школьного образования в Италии (1848-1920)

14

С.В. Воробьёв. Перспективы расширения ЕС и европейское экспертно-аналитическое сообщество (2001-2004)

20

Т.А. Гражданкина. Свидетельства о рождении княжичей в летописании XI-XV вв.

25

Е.М. Гришина. Журнал “Женский вестник” как исторический источник (1905-1914)

27

К.Е. Евграфов. Центральная Азия в общественно-политическом дискурсе России (80-е гг. XIX в. – 1914 г.)

31

Д.А. Зубова. Государство, общество и Российская православная церковь во время обер-прокурорства Константина Петровича Победоносцева (по материалам Уфимской, Херсонской и Полтавской губерний)

39


Г.И. Карданов. Политические и социально-экономические изменения в постапартеидной ЮАР

41

Н.В. Коваленко. Полицейский социализм в России: Георгий Гапон и его рабочая организация

42

А.С. Кунец. Советская интеллигенция и Холодная война: Опыт устной истории

47

Е.С. Куренкова. Наполеон III глазами современников: По материалам российской печати

52

А.В. Лавренова. Установление советско-французских отношений и русская эмиграция во Франции (1921-1924 гг.)

53

Е.П. Макарова. Советские буквари для взрослых (1919-1930)

58

М.А. Мельниченко. Образ В.И. Ленина в сознании советского человека (на материале политического анекдота)

65


Л.М. Орлова. Производство пергаменных книг в России XV в. (по материалам записей писцов)

68

А.С. Прохорова. Имперская иммиграция и иммиграционная политика Великобритании в 1948-1962 гг.

75


Н.В. Саложина. Помощь США Советской России во время голода 1921-1923 годов

78


Д.С. Секиринский. I Съезд народных депутатов СССР в оценках периодической печати США

79


К.Б. Стернина. Переписка А.С. Пушкина как исторический источник

85

Д.А. Федосов. Бунты черных в США 60 х годов и их влияние на движение за гражданские права

88

М.Н. Хананашвили. Религия и алхимия в Европе XVI-XVII веков

89

А.А. Чернышёва. Старые и новые праздники на страницах советской периодической печати (1924 год)

91

С.С. Шеваков. М.А. Барг исследования в области социально экономической и политической истории Англии

94


Table of Contents


Introduction

7

Aleksey M. Volchkov. Russia in the Memoirs of the Italian Catholic Military Chaplains, 1941-1943

9

Victoria S. Volchkova. The Problems of Primary School Education in Italy, 1848-1920

14

Sergey V. Vorobiev. The Perspectives of the Widening of the European Union and the Expert and Analytical Community of Europe, 2001-2004

20


Tatiana A. Grazhdankina. The Russian Chronicles on Birth of Children in the Princes’ Family, the 11th-15th Centuries

25


Ekaterina M. Grishina. The Russian Magazine ‘Women’s Gerald’ as a Historical Source, 1905-1914

27


Konstantin E. Evgrafov. Central Asia in the Public and Political Discourse of Russia, the 1880s–1914

31

Daria A. Zubova. State, Society and the Russian Orthodox Church under Konstantin Pobedonostsev (on the Materials of the Ufa, Kherson and Poltava Provinces)

39


Georgy I. Kardanov. The Political, Social and Economic Changes in Post-Apartheid South Africa

41

Nadezhda V. Kovalenko. The ‘Police Socialism’ in Russia: Georgy Gapon and His Workers’ Organization

42

Anna S. Kunets. The Soviet Intelligentsia and the Cold War: An Oral-Historical Research

47

Ekaterina S. Kurenkova. The Perception of Napoleon III in the Russian Press

52

Aleksandra V. Lavrenova. The Establishment of the Diplomatic Relations between France and the Soviet Union and the Russian Emigrants in France, 1921-1924

53


Ekaterina P. Makarova. The Soviet ABC Books for Adults, 1919-1930

58

Mikhail A. Melnichenko. The Image of Vladimir Lenin in the Mind of Soviet Man: A Study of Political Anecdotes

65

Ludmila M. Orlova. The Production of Parchment Books in the 15th-Century Russia: A Study of Scribal Inscriptions

68

Anna S. Prokhorova. The Immigration from the Colonies and the Immigration Policy of Great Britain in 1948-1962

75

Natalia V. Salozhina. The American Help to Soviet Russia during the Famine of 1921-1923

78

Denis S. Sekirinsky. The First Congress of the People’s Deputies of the USSR (1989) as Seen by the American Press

79

Ksenia B. Sternina. The correspondence of Alexander Pushkin as a Historical Source

85


Dmitry A. Fedosov. The Revolts of the Black in the USA in the 1960s and Their Influence on the Human Rights Movement

88


Mikhail N. Khananashvili. Religion and Alchemy in Europe, the 16th-17th Centuries

89


Anna A. Chernysheva. Traditional and New Holidays in the Soviet Newspapers and Magazines, the Year 1924

91


Sviatoslav S. Shevakov. Mikhail A. Barg and His Studies in the Social, Economic and Political History of England

94



Предисловие
Перед вами третий выпуск сборника аннотаций дипломных работ, защищенных студентами V курса Исторического факультета Государственного университета гуманитарных наук1.

Государственный университет гуманитарных наук существует с 1995 г. (до 1998 г. – Российский центр гуманитарного образования), его факультеты тесно связаны с исследовательскими институтами Российской академии наук. Исторический факультет ГУГН функционирует при Институте всеобщей истории РАН, но среди его преподавателей и также сотрудники других научных учреждений Москвы. Одна из основных задач университета – интеграция науки и высшего образования. Отсюда – особенное внимание, которое в университете уделяется научной работе студентов – дипломным и курсовым работам, выступлениям на конференциях, научным публикациям.

В 2005 г. на базе Исторического факультета ГУГН и Института всеобщей истории РАН был создан Научно-образовательный центр по истории, задачи которого связаны с более тесной интеграцией науки и образования и в частности – с подготовкой научных изданий, эту интеграцию отражающих. На базе факультета и центра уже были подготовлены несколько сборников научных исследований студентов и аспирантов2. Другое направление нашей издательской деятельности – подготовка сборников аннотаций дипломных работ.

В настоящем издании приводятся краткие сведения о дипломных работах: фамилия, имя и отчество дипломника, сведения о научном руководителе и официальном оппоненте, аннотация (“автореферат”) работы, ее оглавление, список научных публикаций дипломников (если таковые имеются). С полным текстом дипломных работ можно ознакомиться в библиотеке Исторического факультета ГУГН3.

Среди дипломных работ, защищенных на истфаке ГУГН в 2006 г., есть исследования по истории средних веков, нового и новейшего времени; истории России, Западной и Центральной Европы, Азии, Африки и Америки; по проблемам международных отношений и межкультурных контактов; по источниковедению.

Мы надеемся, что публикация сведений о дипломных работах, защищенных в Институте истории ГУГН, будет и в дальнейшем служить развитию единого научного и образовательного пространства, обмену опытом между университетами разных городов. Знакомство со сборником может оказаться полезным и для студентов-историков, только приступающих к написанию дипломной работы. Но главная цель издания – та же, что и у авторефератов диссертаций: довести до сведения научной общественности основные положения непубликуемых квалификационных работ.


Алексей Михайлович ВОЛЧКОВ

Воспоминания католических капелланов итальянской армии о России (1941-1943) как исторический источник

Научный руководитель: д.и.н. Е.С. Токарева

Официальный оппонент: к.и.н. А.Л. Беглов

Цель работы – выявление особенностей воспоминаний католических военных священников, связанных с взаимодействием их с представителями различных национальностей, конфессий и политических взглядов в экстремальных условиях войны. Для этого необходимо датировать события, упоминаемые в мемуарах, проанализировать особенности написания текстов, степень их достоверности и дать характеристику той информации о России и ее населении, которую воспоминания военных капелланов могут дать исследователю.

Исследование проводилось следующим образом: после общего анализа текста и его особенностей были выделены и классифицированы сюжеты, посвященные России и ее населению. Был проведен сравнительный анализ этих сюжетов для решения названных выше задач.

Из обширного списка доступных воспоминаний капелланов были исключены книги, авторы которых попали в советский плен, поскольку в центре внимания дипломной работы находятся именно боевые действия, а не сталинские лагеря, – а в названных текстах основное внимание уделено как раз последним. Таким образом, в работе изучались произведения только двух авторов – почетного епископа Альдо Дель Монте и монсеньора Джузеппе Нардо.

Книга “Крест на подсолнухах” Альдо Дель Монте издана в русском переводе. Перед началом исследования русское издание было сопоставлено с доступными итальянскими публикациями и выявлена высокая точность перевода, что позволило опираться в работе на русское издание. Сам Дель Монте несколько раз упоминает о времени и месте написания 20-ти тетрадей “Креста на подсолнухах”, а также об обстоятельствах его издания: написано через два месяца после возвращения (т.е. в марте 1943 г.), в горах Новары, по просьбе лечащего врача, который и издал книгу. Установлено, что последнее событие произошло не позднее 28 декабря 1945 г. Удалось выяснить, что, помимо собственных впечатлений (которые переданы, как показал анализ текста, с фотографической точностью), Дель Монте пользовался своими записями, в том числе письмами, хотя его архив, по словам автора, практически весь погиб под Сталинградом. Возможно, отец Альдо опирался на устные или письменные свидетельства своих боевых товарищей. Данных о том, что он пользовался печатными изданиями, нет.

Книга Джузеппе Нардо “Моя Россия” в науке до сих пор не использовалась. Книга написана и издана в Мотта ди Ливенца, в июле 1997 г., т.е. через полвека после описываемых в ней событий. Неизвестно, пользовался ли автор при написании этой книги какими-то источниками, кроме своей памяти. Мемуары снабжены большим количеством фотографий, явно взятых из архива самого автора. Фотографии очень информативны и любопытны, но именно в подписях к ним видны следы неаккуратности работы автора. Об этом же свидетельствуют многочисленные грамматические ошибки, что требует очень осторожного обращения с текстом. Важно, что к воспоминаниям Джузеппе Нардо прилагается его краткий дневник, что облегчает датировку многих событий.

В итальянской историографии имеется ряд монографий, посвященных итальянским капелланам, но в них мемуарные источники или не используются вообще, или выдержки из них приводятся в качестве иллюстрации. В отечественной науке католическое военное духовенство практически не рассматривалось (из известных автору статей ни одна не касается Второй мировой войны). Почти нет и публикаций документов, писем, дневников. Единственная отечественная монография об итальянских войсках на советско-германском фронте была издана в 1990 г. В.Г. Сафроновым.

В первой главе дипломной работы производится датировка отдельных событий, о которых рассказывается в мемуарах капелланов, а также устанавливаются названия и номера подразделений, где служили капелланы – авторы мемуаров.

Вторая глава посвящена анализу выделенных курсивом слов и фраз, которые казались Альдо дель Монте особенно важными, а точнее – любопытными с точки зрения духовного лица. Этот анализ не только показал удивительно четкую расстановку акцентов, говорящую о несколько настораживающей продуманности текста, но и вскрыл важные особенности мировоззрения Альдо Дель Монте – яркого представителя западного, католического мира. Это и стремление к индивидуальности, и превалирование духовных ценностей над материальными, и боязнь потерять отличительные признаки, наложенные западной цивилизацией. Курсив воспоминаний отражает и менталитет священника, причем не обязательно католического. А главное, автору дипломной работы удалось вычленить два противоположных момента, специально выделенных Дель Монте и выражающих его взгляды как священнослужителя на войну и мир и представляющих собой ключевые моменты книги. “Крест на подсолнухах” отражает перестановку акцентов на духовные, христианские ценности в условиях войны в сравнении с мирным временем. Абстрагируясь от понятия “католицизм”, капеллан не личным опытом службы, а тонкими и четкими наблюдениями обосновывает переосмысление терминов и понятий, а также ненавязчиво указывает на острую необходимость присутствия священника в зоне боевых действий.

Третья глава посвящена анализу впечатлений мемуаристов о Советской России. Произведена классификация пейзажных описаний в книге Альдо Дель Монте, позволившая установить, что автора сильно беспокоила одна мысль, скрытая в тексте книги: и у самой природы может быть враг – человек. Кроме того, капелланы сообщают нам важные подробности методов борьбы итальянских военнослужащих с непривычными им погодными условиями. Источники подтверждают решающее значение для военных действий необычайных холодов тех лет. Капелланы отмечают нищету России и даже называют ее причины. Очень много подробностей сообщается о повседневной жизни местного населения в условиях войны. Описание подготовки и проведения массовой казни евреев в Первомайске позволяет установить даты и подробности этой трагедии. Каждое свидетельство по отдельности удивляет, но вместе они образуют закономерность, что подтверждает взаимодополняемость наших источников. Особое внимание в воспоминаниях уделено большевистским идеям, а точнее – их проникновению в жизнь и образ мыслей русских людей. Большое значение священники придавали таким явлениям, как индустриализация и коллективизация. В целом, наблюдения итальянцев, их взгляд “со стороны” не просто интересен, но способен опровергнуть многие утверждения советской пропаганды или, наоборот, подтвердить гипотезы исследователей. По воспоминаниям капелланов можно выделить приоритеты коммунистического строительства: в первую очередь – большевизация молодежи и советизация пролетариата, затем – индустриализация страны, потом – милитаризация населения и, наконец, коллективизация сельского хозяйства.

Четвертая глава дипломной работы посвящена анализу взглядов капелланов на советских граждан. Помимо подтверждения того, что большевикам не удалось полностью подменить “политической религией” религию православную, в воспоминаниях найдено огромное количество описаний конкретных эпизодов коммунистической борьбы с церковью и ее результатов, а также фактов противодействия такому насаждению чуждого христианину мировоззрения. Необходимо обратить внимание на сомнительность некоторых сведений, сообщавшихся капелланам местным населением. Эти сведения требуют более тщательного исследования, с привлечением других источников. Анализ текста показал, что капелланы проводили некоторые религиозные мероприятия для местного населения, в том числе православного. При этом они, по крайней мере, не отказывали желающим перейти в католицизм, хотя в исследуемых воспоминаниях нет ни одного прямого упоминания о совершении такого перехода.

Особый интерес представляет собирательный образ русского человека. Это молчаливый, необщительный, безразличный, неблагодарный, недоверчивый, вечно голодный оборванец в стеганом тулупчике и всегда с покрытой головой. Он постоянно грызет семечки. Его тело не знакомо с правилами гигиены, а душа – с понятием о самодостаточном Боге. Он нищий материально, а иногда – и морально. Если он молод, он атеист и материалист, если в возрасте – глубоко религиозен. В любом случае русский человек склонен к фатализму, пренебрегает жизнью, не боится смерти. Он настолько мистичен, что явил миру самый яркий пример “политической религии”. Он не привязан к семье, живет без определенной цели, фактически ничего не делает, а лишь сидя ловит удачу или двигается по течению. Из русского получается солдат не патриотичный, не мужественный, не самоотверженный, но беспрекословно выполняющий приказы, даже ценой жизни. Это жестокий воин, совершающий зверские убийства гражданского персонала, устраивающий резни раненых. Ну и конечно, любой русский умеет играть на балалайке. Многие из этих утверждений спорны, а некоторые – особенно обидны. Наиболее вероятным представляется, что этот образ сшит из нескольких “источников”. Во-первых, это стереотип русского человека, образ, составленный итальянцами еще на родине, основанный на рассказах друзей и преподавателей, на газетах и слухах. Во-вторых, это собирательный образ людей, увиденных в определенных, экстремальных обстоятельствах войны. В-третьих, капелланы видели не всех советских людей, но лишь несколько тысяч, а то и сотен человек. Дальнейшее исследование восприятия итальянцами русских необходимо продолжить на более широком источниковом материале.

В целом, сравнительный анализ двух мемуарных источников показал не только различия в стиле воспоминаний, но и в степени, а точнее – в характере их информативности. Необходимо признать высокую степень достоверности “Креста на подсолнухах”. Также можно отметить патриотичность текста Альдо Дель Монте. Совсем иначе выглядит книга Джузеппе Нардо. Иногда его информация выглядит сомнительно – в первую очередь, из-за отсутствия тех частностей, по которым можно было бы проверить достоверность информации.

Воспоминания армейских капелланов представляются исключительными по своей информативности источниками, освещающими конфессиональное мировоззрение и религиозную деятельность, в том числе и советских граждан на оккупированных территориях. Особенно ценны эти источники с точки зрения двух проблем – мифологизации представлений о чужих народах и проблемы возникновения “политических религий”. Рассмотренные в дипломной работе источники ценны и своей конкретно-исторической информацией. Так, уникально сообщение о судьбе экипажа и пассажиров советского бомбардировщика Пе 8, выполнявшего неизвестное, скорее всего, секретное, задание. Очень интересна информация источников о том, что итальянские военные, отправлявшиеся на Восточный фронт, более тщательное изучали немецкий язык (к носителям которого итальянцы относились, скорее, негативно, временно мирясь со зверствами союзника), а не язык местного населения, казалось бы, более необходимый оккупантам.

Высокая степень достоверности, особенности изложения материала, а также внимание к определенного рода деталям, связанное с тем фактом, что авторами воспоминаний были священники, обусловливают большую ценность мемуаров итальянских военных капелланов как для исторических, так и, вероятно, для психологических исследований.

Оглавление дипломной работы:

Введение


Характеристика источников.

  1. Критерии отбора источников

  2. Альдо Дель Монте. Крест на подсолнухах

  3. Джузеппе Нардо. Моя Россия

Обзор историографии

Воспоминания католических капелланов итальянской армии о России как исторический источник (1941-1943)



  1. Общее содержание текстов

а) Джузеппе Нардо. Моя Россия

б) Альдо Дель Монте. Крест на подсолнухах



  1. О курсивах и языках

  2. О Советской России

  3. О советских гражданах

Заключение

Библиография



Научные публикации:

  1. Волчков А.М. Опыт исследования отношения человека к военным достижениям других народов (по трактатам Никколо Макиавелли) // Взаимодействие культур в историческом контексте: Сб. ст. по мат-лам межвуз. науч. конф., 27-28 ноября 2003 г. М., 2005. С. 32-51.

Виктория Сергеевна ВОЛЧКОВА

Проблемы начального школьного образования в Италии (1848-1920)

Научный руководитель: д.и.н. Е.С. Токарева

Официальный оппонент: к.и.н. С.Г. Яковенко

Цель работы – выявление основных проблем начального школьного образования в истории итальянской школы в 1848-1920 гг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. На примере основных законодательных актов в области школьного образования Сардинского Королевства, в будущем – королевства Италии, выяснить основной круг вопросов, интересовавших правительство;

2. Выяснить отношение церкви к реформированию начального школьного образования;

3. Определить, насколько сильным было влияние церкви на образование и воспитание детей;

4. Выяснить степень влияния идеологии правящего класса на воспитание детей в начальной школе;

5. Определить основной круг вопросов в области начального школьного образования, волновавших широкую общественность;

6. Оценить эффективность проводившейся государством и церковью политики в области народного образования.

Работа основана на большом круге источников. Статистическая информация до 1861 г. главным образом представлена приложениями к министерским отчетам и переписями населения (в 1848 г. в перепись впервые был включен раздел об образовании; результаты переписи были опубликованы в 1852 г.). С 1861 г., с вступлением в силу закона Габрио Казати 1859 г., который установил определенную форму отчетности, выходят статистические справочники-ежегодники под редакцией Министерства сельского хозяйства, индустрии и коммерции. Статистические источники позволяют проследить динамику развития начального школьного образования. Рассматривая статистические данные за различные годы по темам (школы государственного и частного секторов, количество учеников и учениц в школах, размер заработной платы педагогов различных степеней), можно выяснить эффективность принимаемых законов, декретов и любых управленческих решений. Сопоставляя данные, можно выявить круг основных проблем школьного образования.

Законопроекты, декреты, циркуляры, королевские указы позволяют проследить курс правительства в области начального школьного образования. Сравнительный анализ статей законов за различные периоды дает возможность очертить круг вопросов, волновавших правительство, выявить проблемы в области начального школьного образования и пути их решения.

Бóльшая часть документов по истории школьного образования в Италии с 1848 по 1859 г. хранится в архивах Турина. Из доступных нам источников за этот период можно выделить парламентские акты и выдержки из протоколов заседаний. Эти источники позволяют лучше понять политическую и идеологическую обстановку в стране. Интересно рассмотреть различные точки зрения по основным вопросам реформирования школьной системы. Также к исследованию были привлечены выдержки из речей известных политических деятелей и педагогов, таких как Карло Каттанео, Ламбурджини, Де Санктис, опубликованные в книге Луиджи Борги.

Важный источник – это школьные программы и пояснительные записки к ним. Они позволяют ответить на вопрос о том, насколько сильно влияла идеология правящего класса на воспитание детей в начальных школах. Папские послания, в частности энциклики, позволяют выяснить отношение церкви к основным общественно-политическим вопросам, в том числе – к вопросу реформирования начального образования.

Сведения периодики позволяют взглянуть на проблемы образования под другим углом. Среди периодических изданий религиозного толка можно выделить газету “Чивильта Католика”, печатный орган общества иезуитов; среди педагогических изданий – “Эдукаторе” и “Ривиста Педагогико”. Мемуары Карло Бонкомпаньи позволяют лучше понять условия, в которых создавался законопроект 1848 г.

В итальянской науке истории школьного образования посвящено значительное число работ (Д.Б. Джованни, С. Карбона-ро, Э. де Форт, С. Фреста, А.С. Руджиу, Т. Томази, М. Винчигуэ-ре, М.К. Морандини, Л. Борги, Ч.М. Чипполо, К. Лакаито, Дж. Та-ламо, Л. д’Арконте и др.). Сравнительно немного книг посвящено истории школы в период до объединения Италии (среди них – работа Ф. Сантамарии 1909 г.). Вопросам истории католического движения в Италии, истории церкви и ее влиянию на процесс образования и воспитания посвящены работы Дж. Канде-лоро, Р. Форнако, Л. Пазаглиа. Однако в итальянской историографии пока нет труда, посвященного проблемам начального школьного образования, в котором использовался бы комплексный подход. Невозможно рассматривать историю школьного образования в отрыве от истории католического движения в Италии или не учитывать экономический, политический и культурный факторы развития общества.

Причины многих проблем в области начального школьного образования заключаются в первых шагах правительства Сардинского королевства в период до объединения Италии. Создание в 1847 г. Министерства народного образования стало поворотным моментом в истории итальянской школы. Претензия государства на единоличное управление образованием, создание единого органа управления вместо многочисленных ведомств и управлений становятся главным поводом для беспокойства духовенства; начинает обсуждаться проблема свободы образования. Любые реформы в области образования воспринимаются как прямая угроза монополии духовенства на воспитание и образование.

С присоединением в 1870 г. Рима возникла новая проблема: как подчинить школы, находившиеся в ведении монашеских организаций, светскому законодательству Королевства Италия. В это же время возник “римский вопрос”, который, несомненно, повлиял и на развитие итальянской начальной школы, что выразилось в прямом протесте папы против политики либерального правительства. На протяжении всего рассматриваемого нами периода, от эпохи, непосредственно предшествовавшей объединению итальянских земель, до крушения либерального режима Джолитти, дискуссия по проблеме соотношения церковной и государственной власти в области начального школьного образования то стихала, то вновь разгоралась с новой силой.

Правящие классы понимали важность реформирования школьной системы. После получения результатов переписи населения 1848 г. проблема массовой безграмотности стала очевидна. Проекты Карло Бонкомпаньи и Джованни Ланца задали тон дальнейшему развитию всей школьной системы. Результатом десятилетней борьбы в парламенте, жарких споров стал закон Габрио Казати. Принцип обязательного бесплатного образования, бесспорно, был революционным, но, вместе с опытом своих предшественников, Казати получил тяжелое наследство в виде нерешенных проблем.

Централизация школьной системы проходила по пьемонтскому образцу, без учета различий и особенностей присоединяемых территорий. Между тем, по мере расширения территории королевства к старым проблемам добавлялись новые. Огромная пропасть в промышленном и культурном развитии существовала между индустриальным севером Италии и аграрным югом, где патриархальные пережитки были наиболее сильны. Этот дисбаланс четко прослеживается по переписи населения 1861 г.: уровень грамотности на юге королевства был намного ниже, чем на севере.

Уже в первом опросе за 1864-1865 гг. был выявлен ряд новых проблем, таких как существенная диспропорция между коммунами сельского и городского типов, между северными и южными областями. Было установлено, что положение об обязательном обучении в рамках первого курса начальной школы не выполнялось. Правительство столкнулось с реалиями массовой безграмотности. На практике единая программа не была распространена. В связи с этим было предложено упростить школьную программу, “растянув” ее на три года. Но и этого было недостаточно для улучшения качества образования. Опросы также выявили применение в некоторых южных провинциях телесных наказаний.

Проблема образования для женщин постепенно стала решаться. С присоединением Папской области, где в школах разрыв в количестве учениц и учеников не был столь значителен, общее число женщин в школах значительно увеличилось. К началу ХХ в. было достигнуто стабильное положение в этом вопросе. Интересно, что в годы правления реакционных правительств Криспи и Пеллу число женщин в школах снизилось. Это связано с большой социальной напряженностью в королевстве, выражавшейся в волнениях на юге и в массовых голодных бунтах.

К концу XIX в. также постепенно стала решаться проблема массовой безграмотности. Статистические данные за 1861-1900 гг. показывают некоторую положительную динамику. Увеличивается количество школ и количество учеников обоих полов. Количественная разница между учениками и ученицами по-прежнему существует, но уже незначительная. Несмотря на перемены в политическом мире и смену “правого” на “левое”, существенных изменений в курсе школьной политики не произошло.

Проблема свободы образования, имевшая наибольшее значение в годы правления “правых” и первые годы “левого” правительства, отошла на второй план в 80-90-х годах XIX в., в связи с ростом движения рабочих и возникновением социалистического движения. В результате долгой работы правительств “правых” и “левых” начальная школа приобрела светский характер. Об этом свидетельствуют тексты школьных программ и положений, направленных на улучшение условий труда педагогов начальных школ. Повсеместно открываются новые педагогические училища. В 1878 г. была воплощена в жизнь идея создания пенсионного фонда, предложенная еще министром Габрио Казати.

Как показала практика, введение штрафных санкций по отношению к родителям и опекунам детей в случае неподчинения статьям закона не смогло решить проблему посещаемости школ. Цель превратить начальную школу в “общественную” так и не была достигнута. Наоборот, это вызвало широкую критику в общественных кругах (как светских, так и католических), среди тех, кто отстаивал естественное право отца решать вопрос об образовании и воспитании своих детей.

Вопрос финансирования был сложным на протяжении всего рассмотренного периода. Первоначально, в еще не до конца объединенной Италии, эта проблема была наиболее ощутима, т.к. велики были расходы на армию. В дальнейшем широко стала распространяться практика займов. В целом, к 1899 г. расходы министерства на школьное образование увеличились, однако этого было недостаточно для нормального функционирования школьной системы. Проблема эффективного финансирования начальной школы так и не была решена, о чем может свидетельствовать политика патроната Е. Джантурко.

С 1900 по 1920 г. облик королевства и его внутренне состояние изменились. Возрастающая социальная напряженность свидетельствовала о недостаточной эффективности преобразований в этот период. Были сделаны попытки улучшить условия жизни преподавателей, был закреплен их юридический статус, повышена заработная плата. Условия работы и зарплата для мужчин и женщин были уравнены. Произошли преобразования в южных провинциях, распространились положения о пенсионном фонде, поднимались вопросы дополнительного ассигнования. Ужесточалось наблюдение за посещаемостью. Принимались меры, даже через трудовое законодательство, чтобы добиться обязательности образования на практике, а не на бумаге. В школах вводилась третья сила – патронат, в дополнение к усиливавшимся органам государственного управления и местного контроля. Были введены ограничения на разделение классов по половому признаку, хотя до конца этот вопрос не был решен.

Эволюционировали в сторону поиска консенсуса отношения церкви и государства в вопросах воспитания и образования. В спорном вопросе о религиозном образовании было достигнуто соглашение, воплотившееся в королевском декрете от 6 февраля 1908 г. Новый устав начальной школы передавал решение вопроса о преподавании в школе закона Божьего на усмотрение родителей и коммун на местах. Провинциальные советы должны были выбрать преподавателя, место проведения занятий, а родители – взять на себя все расходы. Проблема частных школ также не теряла своей актуальности, давление на них с целью унификации системы образования и подчинения ее государственным интересам было по-прежнему сильно.

Как мы видим, в целом можно отметить неэффективность государственной политики в области начального школьного образования за период с 1848 по 1920 г. Во многом это объясняется простым нежеланием правящих кругов действенно решать насущные проблемы низшего класса. На первое место в политике правящего класса выходит проблема соотношения государства и церкви в вопросах образования. Некоторым проблемам вообще не было уделено должного внимания – таким, например, как телесные наказания в южных провинциях.

К 1920 м годам ни одна из проблем не была полностью решена. Одной из причин прихода фашистов к власти в Италии была социальная напряженность, вызванная, в частности, нерешенностью проблем начального школьного образования.



Оглавление дипломной работы:

Введение


Характеристика источников

Историография

Глава I. Первые шаги в области начального школьного образования: от закона Карло Бонкомпаньи к закону Габрио Казати

Глава II. Школьная политика в первые десятилетия объединенной Италии

Глава III. Начальная школа от эпохи Джолитти до крушения либерального государства

Заключение

Приложение


  1.  Статистические данные

  2.  Религиозные институты, задействованные в области школьного образования в период с 1814 по 1860 г. на территории г. Пьемонт

  3.  Министры народного образования с 1848 по 1920 г.

  4.  Библиография

Научные публикации:

  1. Волчкова В.С. Клубная жизнь Лондона и Москвы в XIX в. // Взаимодействие культур в историческом контексте: Сб. ст. по мат-лам межвуз. науч. конф., 27-28 ноября 2003 г. М., 2005. С. 95-109.

  2. Волчкова В.С. Реформа 1859 г. в области школьного образования в Италии и ее значение // Власть, общество и личность в истории: Тезисы науч. конф., 22-24 ноября 2006 г. М., 2006. С. 27-29.

Сергей Владимирович ВОРОБЬЁВ

Перспективы расширения ЕС и европейское экспертно-аналитическое сообщество (2001-2004)

Научный руководитель: д.и.н. Ар.А. Улунян

Официальный оппонент: д.и.н. М.Ц. Арзаканян

Европейский Союз (ЕС), проблемы его становления, развития и влияния давно привлекают внимание ученых – историков, политологов, экономистов. Существует обширная историография, в которой рассматриваются различные аспекты этого объединения в разные периоды его развития, с 1951 г. по настоящее время. Основной массив научных трудов, посвященных этой теме, связан с частными проблемами истории и эволюции ЕС. Проблема изучения экспертно-аналитического сообщества в основном представлена в работах западных ученых. В отечественной историографии пока не существует специальных исследований, посвященных этому вопросу, и лишь отдельные, в основном теоретические аспекты изучаемой проблемы были в центре внимания российских учёных. Таким образом, тема экспертно-аналитических оценок европейского расширения в 2001-2004 гг. является малоизученной.

Предметом предпринятого исследования стал анализ проблем, прогнозов и сценариев развития ЕС накануне его расширения в работах европейских мозговых центров. Хронологические рамки работы определяются рядом факторов. В 2001 г. начались001 г.ого Союзай о кты этого О________________________________________________________________________________________________mm активные переговоры перед вступлением в ЕС десяти новых стран (самое большое в истории этой организации расширение). Тогда же начались наиболее важные структурные изменения в рамках Евросоюза. В 2004 г. новые страны вступили в ЕС, в связи с чем завершились изучаемые переговоры и дискуссии.

Целью работы является выявление через исследование продукции мозговых центров общественно-политического дискурса, который складывался по тем или иным проблемам и вопросам, связанным с расширением Европейского Союза. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:



  • определить, классифицировать и показать историю развития мозговых центров;

  • охарактеризовать продукцию их работы и выявить ее специфику;

  • выявить основные тенденции и прогнозы, содержащиеся в этой продукции, по конкретным проблемам развития ЕС накануне расширения, а именно:

    • становление и развитие институциональных структур ЕС;

    • аспекты внутриевропейского сотрудничества;

    • вопросы оборонных инициатив Евросоюза.

Основной вектор работы направлен на изучение того, как расширение 2004 г. могло повлиять на структуру и функционирование ЕС, какие шаги предпринимались для выработки новых механизмов взаимодействия и как эти шаги оценивались такой структурой экспертно-аналитического сообщества, как “фабрики мысли” или мозговые центры.

Источниковой базой работы является продукция евро-ориентированных мозговых центров различных стран-членов ЕС. Под “евро-ориентированностью” в данном случае подразумеваются исследования, касающиеся европейской интеграции, расширения ЕС и прочей общеевропейской проблематики. Вышеупомянутая продукция мозговых центров подразделяется на ряд основных типов: короткие и актуальные политические брифинги, отчеты о научно-исследовательской работе, отчеты конференций и протоколы заседаний, книги, журналы и информационные бюллетени.

Термин “экспертно-аналитическое сообщество” служит для обозначения широкой группы специалистов, занимающихся экспертно-аналитической и прогностической деятельностью как в системе институционально определенных учреждений и структур, так и вне их. В систему экспертно-аналитического сообщества входят организации и структуры нескольких типов, занимающиеся сбором информации, её мониторингом и анализом, а также прогнозированием вариантов возможного развития событий. Так, в частности, в их число входят мозговые центры (think tanks), научно-исследовательские институты, университетские исследовательские центры, правительственные агентства и внутри-институциональные подразделения (государственные или коммерческие).

Под “мозговыми центрами” подразумеваются постоянно действующие независимые организации, специализирующиеся на исследовании, в рамках публичной политики, различного рода вопросов и проблем, имеющие штат сотрудников для сбора и анализа информации, проведения экспертных оценок, аналитических исследований, разработок вариантов решений по конкретным проблемам, с последующим предоставлением результатов работы государственным и общественным структурам, а также формулировании "повестки дня" общественного дискурса. Мозговые центры не несут ответственности за принимаемые правительством или другими институтами власти решения. Существует четыре основных подтипа мозговых центров: академические, контрактные, партийные и правозащитные.

Насколько продукция работы мозговых центров востребована и насколько она влияет на принимаемые политические решения? На эти вопросы вряд ли можно ответить однозначно. Большинство лиц, принимающих решения (ЛПР), представителей СМИ и других пользователей продукции мозговых центров высоко ценят существование их как таковых, но, при этом, многие отмечают недостаточное влияние этой продукции на принятие решений. Можно выделить целый ряд мозговых центов, которые своими работами влияют на ЛПР и принимаемые решения и имеют хорошую репутацию, заработанную годами.

Первый и, вероятно, самый главный вывод дипломной работы касается специфики привлеченных источников. Можно говорить о том, что из всей совокупности работ мозговых центров по разным вопросам весьма небольшая их часть содержит именно прогнозные оценки и сценарии дальнейшего развития. Большинство документов посвящено анализу текущей ситуации, выделению основных проблем, путей или способов их решения.

Во-вторых, если говорить о практическом воплощении тех или иных прогнозных оценок и предлагаемых решений, то наиболее рельефно это можно проследить на примере вопросов институционального развития Евросоюза и, в частности, разработки и принятия Конституции. Имеется возможность сопоставления принятого документа и тех аналитико-прогностических моделей, которые содержатся в работах “фабрик мысли”.

Несмотря на некоторую неопределенность в вопросе о влиянии “фабрик мысли” на принятие политических решений, удалось выявить общественно-политический дискурс, который складывался по тем или иным проблемам и вопросам, касавшимся расширения ЕС (создание и принятие Конституции ЕС, внешнеполитическое сотрудничество ЕС, миграционные процессы, общеевропейское экономическое сообщество, оборонные программы ЕС). Основная масса работ мозговых центров, затрагивающих вопросы европейского расширения, так или иначе посвящена коммуникативным аспектам и проблемам поиска взаимоприемлемых компромиссов, преодоления разногласий и конфликтов различных национальных интересов стран-членов Евросоюза, созданию структур и механизмов, необходимых для дальнейшего функционирования ЕС в расширенном до двадцати пяти членов составе. Также в целом ряде работ в том или ином виде можно проследить отпечаток старой, но все еще живой дискуссии о природе, характере и дальнейших путях развития ЕС, о тех возможных финальных воплощениях, к которым он может, в конечном счете, придти. Следующей по важности является дискуссия о концепции или структуре механизмов общеевропейского сотрудничества и способах их коммуникации как с наднациональными институтами ЕС, так и с национальными институтами стран-членов.

Вообще же, если условно структурировать основные направления работы мозговых центров, можно выработать следующую классификацию:


  • вопросы общего характера (причины создания и разработки той или иной европейской структуры или политики);

  • вопросы функционирования той или иной структуры, ее нормативно-правовой базы и способов ее регулирования;

  • совокупность конкретных частных вопросов.

Под данную классификацию подпадают, в частности, рассмотренные в работе вопросы внешнеполитического сотрудничества, миграционных процессов и оборонной программы ЕС.

Если структурировать направления работ по различным уровням, то можно выделить следующие:



  • работы, посвященные наднациональным проблемам:

    • анализ институциональных структур и общеевропейских объединений;

    • анализ концепций развития ЕС;

  • работы, освещающие различные национальные аспекты в контексте той или иной общеевропейской проблематики.

А если обратиться к структуре подразделения мозговых центров по типологии "Старые–Запад" и "Новые–Восток", то мозговые центры первой группы выбрали главным вектором своих исследований общеевропейскую проблематику, а вторая группа, в силу объективных причин, сосредоточилась на более важных для них национальных аспектах того или иного общеевропейского вопроса или проблемы.

Оглавление дипломной работы:

Введение


  1   2   3   4   5   6

  • АКАДЕМИЯ НАУК Институт всеобщей истории Научно-образовательный центр по истории
  • Дипломные работы
  • Аннотации
  • 7 Moscow ББК 63.3 Д 469
  • Table of Contents
  • Алексей Михайлович ВОЛЧКОВ Воспоминания католических капелланов итальянской армии о России (1941-1943) как исторический источник Научный руководитель
  • Оглавление дипломной работы
  • Виктория Сергеевна ВОЛЧКОВА Проблемы начального школьного образования в Италии (1848-1920) Научный руководитель
  • Сергей Владимирович ВОРОБЬЁВ Перспективы расширения ЕС и европейское экспертно-аналитическое сообщество (2001-2004) Научный руководитель