Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гук г. Москвы библиотека украинской литературы мастера искусств Украины




Скачать 190.2 Kb.
Дата17.06.2017
Размер190.2 Kb.


ГУК г. Москвы БИБЛИОТЕКА УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастера искусств Украины


Феодосий ГУМЕНЮК

К 70-й годовщине со дня рождения

украинского живописца Феодосия Максимовича ГУМЕНЮКА



Информ-блок.

Электронное издание БУЛ

На русском и украинском языках

Составление, перевод В.Г. Крикуненко
Москва

6 сентября 2011 г.



От составителя
Жизнь и творчество замечательного мастера живописи Феодосия Гуменюка — живое свидетельство преемственности лучших традиций в современном украинском искусстве.

Примечательно, что формирование этого художника проходило на берегах Невы в стенах той же академии, где мужал и гений Тараса Шевченко. Несомненно благотворное влияние ленинградской школы, свободомыслящей российской творческой среды на становление нонкорфомистской позиции молодого украинского живописца.

Глубинное национальное содержание и столь же самобытная окрашенная в фольклорно насыщенные и барокковые тона форма его произведений в полную силу проявились уже в ленинградский период творчества Феодосия Гуменюка, и это также заставляет вспомнить художественный и поэтический опыт великого Кобзаря, дает возможность проследить еще одну золотую нить преемственности, связывающую Санкт-Петербург и Украину, российскую и украинскую культуру.

Нельзя не дорожить этими связями и всем тем, что взаимно обогащает нас в духовном общении.

Пример Феодосия Гуменюка — в прошлом известного как ленинградский художник-нонкорформист, ставшего признанным мэтром украинской живописи, — еще одно подверждение этой истины.

Свидетельство

Карта памятных мест нонкорфомистов Санкт-Петербурга


– Мастерская художника Феодосия Гуменюка, Кировский пр., 38. 

Источник: volokhonsky.livejournal.com605783.html копия

Основная тема — Украина
Его искусство — это страстное отстаивание права на правомочность собственного самобытного художественного высказывания, не лишенного стилистических крайностей. Тем не менее они оправданы появлением новых образов, идей, чувств, которые в наше время имеют более важное значение, чем соблюдение канонов капризной стилистики.
Основная тема творчества Феодосия Гуменюка — Украина, ее история, народ, его герои, верования, прошлое и сущее, что сталкиваются между собой, как в поединке, так как должны в соревновании раскрыть трагическую сущность предначертанных действий, а прежде всего — сущность самого народа, его трудной и вместе с тем великой судьбы.
Гуменюк обращается к нам постоянно — и в этом активность его искусства, вселяющего надежду и укрепляющего веру. Возможно, это наибольшее, чего следует требовать от искусства, и самое почетное для художника, когда он решается творить для народа, затрагивая глубины его истории и культуры. Творчество Гуменюка иначе не назовешь, как посвящение, — ведь он сам в картине "Посвящение" (1988) программирует священность клятвы на верность правде и добру, так как иначе человеческая деятельность в обществе теряет свой смысл.
Источник: сайт Национального художественного музея Украины

ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА


Феодосий Гуменюк (род. 6 сентября 1941 г. в с. Рибчинцах Винницкой обл) - украинский живописец, график, лауреат Шевченковской премии (1993), народный художник Украины (с 2009), Заслужений деятель искусств Украины, член Национального Союза художников Украины.

Учился в Днепропетровском художественном училище, где был учеником Якова Калашника, выпускника Латвийской академии искусств в Риге. В 1965 году старается поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который тогда считался лучшей живописной школой в СССР. На обучение в этом институте тогда претендовало 350 человек, из которых приняли 28, в том числе Гуменюка и еще восемь украинцев. В 1971 году он закончил институт, потом учился в мастерских И.Серебрянского, написал для музея Переяслава-Хмельницкого полотна на историческую тематику. Преподавал в ленинградских учебных художественных заведениях, работал на художественных комбинатах Ленинграда.

Кроме живописи, Гуменюк занимался изучением истории и традиций своего народа. Там же, в Ленинграде, глубоко изучил историю запорожского казачества, труды Д. Яворницкого, М. Грушевского, "Историю русов" Г. Конисского. Проштудировал "Киевскую старину" и массу другой периодики. Бывал в Музее этнографии народов СССР, где ознакомился с предметами украинского народного искусства. Особенно поразили две иконы, написанные на... сушенной рыбе.

В 1975 году на выставке нонконформистов в Ленинграде особое внимание ретивых критиков привлекли его работы с изображениями казаков. Художник был обвинено в национализме и лишен ленинградской прописки, поэтому Феодосий с женой и дочерью переселился в Днепропетровск, где пробыл шесть лет, работая над эскизами витражей. Также подготовил "Украинский календарь" на 1977 и 1978 года для одного из издательств в Варшаве. В 1983 году Гуменюки снова оказались в Ленинграде, где Феодосия тепло встретили коллеги-художники и сразу пригласили принять участие в выставке "Группы четырнадцати".

В 1988 году его выставку экспонировали в залах Национального архива Канады в Оттаве, в Украинском музее в Нью-Йорке. Там же, познакомившись с местной украинской интеллигенцией, художник смог ближе увидеть жизнь диаспоры и зафиксировать ее на полотне. "Пасха в Торонто" — одна из композиций "канадского" периода.

Позднее было участие в выставке работ украинских художников в Гранд-Пали, в Париже; персональная выставка в Национальном художественном музее в Киеве, где была представлена созданная Ф. Гуменюком галерея гетманов, и присуждение в 1993 году Национальной премии имени Т. Шевченко в области изобразительного искусства.

В 1992 году художник возвращается в Украину. С 1993 года работает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, возглавляет учебно-творческую мастерскую исторической живописи; с 2000 года — профессор кафедры живописи и композиции.

В 2010 году киевская галерея "Авс-арт" издала замечательный альбом о творчестве Феодосия Гуменюка (редактор-составитель А. Маричевская). В издании представлены аналитические статьи о мастере всемирно известного искусствоведа Святослава Гординского, художественных критиков Владимира Овсийчука, Владимира Подгоры, Григория Мищенко и других исследователей его творчества, как с Украины, так и зарубежных.

Афиша выставки "Возвращение из похода"Творчество Феодосия Гуменюка сориентирована на исконные духовные национальные ценности. Произведения мастера посвящены историческому прошлому Украины, обрядам, верованием украинцев. Через символы-метафоры, образы-символы художник приближается к глубинам украинской ментальности. Стилистически живописные и графические произведения мастера с их лаконизмом, монументальностью, очень своеобразной и выразительной декоративностью, многоплановостью и колористикою чаще всего напоминают традиционные украинские ковры, щедро орнаментированные растительными мотивами. Фигуры, предметы быта, фантастические сопоставления изображений, масштабов, пространств, структур, деталей, образов, все это создает эффект ковра, в котором каждый клочок является очень важным элементом орнаментальной композиции... Гетманы, казаки, девушки в венках, ангелы, птицы, кони — постоянные участники живописного действа, которое будто перетекает из одной картины Феодосия Гуменюка в другую.

Искусство Феодосия Гуменюка развивается от лирики до эпики, от изоморфности до поэтически идеализированной фантазии с реминисценциями близких ему художественных вершин, как-то Византия, Венеция, украинское барокко, бойчукизм. Художник подчеркнуто избегает чувственности, натурализма, концентрирует внимание на певучести линий, выразительности ритма, цвета, фактуры. Исходя из этого, Ф. Гуменюк разработал собственную поэтику, основанную на соединении украинской символики с современными основами живописи.


Творчество Феодосия Гуменюка получило высокие оценки отечественных и зарубежных искусствоведов.

Вот лишь некоторые из таких откликов.

"Феодосий Гуменюк — яркая самобытная личность из тех художников, кто создавал новое украинское искусство 1970- х. Он — один из организаторов и участников нелегальных, нонконформистских выставок в Москве и Санкт-Петербурге, мастер, творчество которого в свое время было подвергнуто притеснениям в СССР, однако поразило и восхитило США и Канаде..."

А вот цитата из статьи Елены Седик ""Чего изволите" - Здесь не проходит" для газеты "Дзеркало тижня": " Его живописные работы, привлекая своим мастерством и эмоциональностью, как сундучок с секретом. В них лишь названия простые и знакомые ("Гетман Дорошенко", "Маруся Чурай", "Мотря Кочубеевна". "И. Мазепа "," Рождество "," Крещение "," Пасха "," Посвящение в гетманы "," Старые вербы "). На самом деле они преисполненные символов, аллегорий, реминисценций, в которые проникаешь постепенно, осмысливая изображенное. Однако это не ребусы. Это -—духовный мир человека, положенный на полотно. "


Наиболее известные произведения художника:
Живопись:

"Верность Украине" (1972)

"Возвращение чумака" (1974)

"Зеленые праздники" (1976)

"Моя Украина" (1979)

"Звон" (1981)

"Сорочинская ярмарка. Троистые музыки" (1982)

"Коляда" (1986)

"Мотря Кочубеевна и Мазепа" (1987)

"Маланка" (1988)

"Писанка. Всенощная" (1990)

"Освящение колодца" (1991).


Графика:

"Колядовщики" (1987)

"Коза",

"Вертеп"

"Рождественская звезда"

"Ворожение" (все 4 - 1990)

"Купала" (1993)

"Писанка. Подсвечник" (1994).


Галерея посвящения в гетманы

Маруся Богуславка

Иван Мазепа

Свете тихий

Белые маковки

Казак Мамай


Источники: Биография Феодосия Гуменюка на сайте Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, Вікіпедія — Вільна енциклопедія
Приближение к гению

«Открыл Шевченко для себя в Северной Пальмире...»

В Национальном музее литературы Украины проходит выставка Ф. Гуменюка, посвященная 150-летию со дня смерти Тараса Шевченко. В экспозиции представлено около 30 разножанровых полотен, которые на языке живописи раскрывают образ Кобзаря и сущность его произведений.

Сегодня имя Феодосия Гуменюка — члена Национального союза художников Украины, Шевченковского лауреата — широко известно не только на родине, но и за рубежом. Выставку дополняют ценные раритеты из фондов музея — прижизненные издания произведений поэта, документы, фотографии и редкие экземпляры просветительских альманахов («Хата», 1860 г., «Основа», 1861 г. и др.).

Шевченкиана в украинском изобразительном искусстве — это особое пространство генетической памяти и национальных культурных достижений. К образу Кобзаря и его поэтического мира обращалось много известных талантливых художников. Каждый мастер в творчестве поэта видел свои особенные смыслы, воспринимал его через призму собственного миропонимания, взглядов и гражданской совести. Для них воссоздание на полотне образов произведений Шевченко — не дань моде по случаю юбилеев, а кропотливый труд в течение многих лет по убеждению и зову души.

— По-настоящему открыл для себя Тараса Шевченко, «цього велетня духу», как сказал о поэте Иван Франко, в Северной Пальмире, где учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Ивана Репина, — рассказал Феодосий ГУМЕНЮК. — Ведь именно в столице царской России украинский поэт раскрыл себя как личность, как защитник своего народа, обличитель «неситих панів, магнатів» и как великий редкий талант в изобразительном искусстве. Мне выпало счастье ходить по тем мостовым, набережным, мостам, где ступала нога великого поэта Украины, заниматься живописью в Летнем саду, который, как известно, в белые ночи на своих аллеях в те далекие времена приютил юного Шевченко оттачивать свою одаренность. Словом, везде, где и сейчас незримо витает душа поэта. Не проникнуться духом Кобзаря я просто не мог, не имел права, потому что вскормила меня Подольская земля (Гуменюк родом из Винницкой области. — Н.Ш.), где «гуляли» гайдамаки Шевченко, где «тополя серед поля», где «пишається червона калина», «соловейко в гаї», где казацкие могилы, «славою повиті»… Эти ассоциации предстали позже на полотнах в монументальных образах («Де Залізняк, Гонта з свяченим гуляли…», «За байраком байрак…» и др.). Мне долго пришлось (1960 — 1970-е годы) жить и работать в Ленинграде. Непростые то были времена. Проявление национального духа тогда не приветствовалось в советском государстве. Но насквозь фальшивый пролетарский интернационализм не вдохновлял меня на творчество. Украинские глубинные смыслы, народнопоэтическая символика и история моего народа всегда были и остаются смыслом моей жизни и творчества, а потому я был опальным художником, «неформалом» и очень «неудобным» тогдашней власти…

— Интересно, что жизненный путь Феодосия Гуменюка, — рассказала Наталья ПЕТРЕНКО, организатор выставки, заведующая сектором Национального музея литературы Украины, — очень перекликается с судьбой поэта. По-видимому, художник не случайно попал в Ленинград — их души там непременно должны были встретиться. По окончании института Гуменюк работал преподавателем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. Тогда в Ленинграде сплотилась многочисленная украинская община… В 1975—1976 гг. Феодосий Гуменюк для Украинского культурного общества в Варшаве оформил «Украинский календарь 1977—1978 годов». Параллельно в 1975 году организовал в Москве Первую и Вторую выставки украинских неофициальных художников, за что преследовался КГБ и вынужден был выехать в Днепропетровск (Киев для художника был «закрыт»). Но условий для творчества не было никаких, «перебивался» с семьей случайными заработками. Благодаря друзьям семья вернулась в Ленинград и нашла пристанище в маленькой комнатушке коммунальной квартиры. Тут Гуменюк много и плодотворно работает. В 1978 году состоялась его персональная выставка в Канаде, за что художника «увенчали» титулом «изменника», потом — выставки в США, Франции. Но Ф. Гуменюк не просто воплощал на полотне ассоциативные образы — он изучал архивные материалы, исторические труды, перечитывал «Кобзаря», произведения многих других писателей. На сюжетных картинах художника мы видим символические народнопоэтические смыслы: казацкая могила — заснувшая воля, казацкие колокола — зовут проснуться, вспомнить «чиї сини, яких батьків»…

После провозглашения независимости Феодосий Гуменюк смог вернуться в Украину. С 1992 года живет и работает в Киеве. В 1993 году возглавил мастерскую исторической живописи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Историческое прошлое, народные обычаи и обряды стали сквозной темой его творчества. Гуменюк считает, что задача современного искусства — возродить исторический жанр, который бы стал особым мощным катализатором исторической памяти и украинского сознания. Художник никогда и нигде не изменял своему творческому кредо.

— Выставка восхищает монументальными эпическими полотнами, — делится впечатлениями Олеся Антонюк, филолог, — яркой образностью и глубинной символикой. Знакомые образы предстают здесь с новой силой. Каждая картина — как диалог поэта Шевченко и художника Гуменюка с сегодняшним поколением. Особенно поражает монументальное произведение «Дивлюсь, аж світає…» (по поэме «Сон»), где центральной фигурой является изображение молодого Кобзаря. Интересная интерпретация женских образов — «Катерина», «Тополя», «Сова», «Сон» («На панщині пшеницю жала…»).

«Поклін складаю митцеві, що в недобрі для нас часи відкриває нам душу Тараса Шевченка як рятунковий незбагненний простір, де відновлює своє широке дихання і наша душа, — написал в книге отзывов известный поэт Дмытро ПАВЛЫЧКО. — Він любить Україну й її Пророка в живих образах, які переконують, що український народ має свою велику минувшину, хоч не державну, але перенизану боротьбою за свою державність. Це монументальні образи незламних борців і характерів, сильних людей».
Источник: газета «День»


Выставка как откровение

Гора осиянная

Этот вторник стал для Национального художественного музея двойным праздником: как день Покровы и как день открытия выставки Феодосия Гуменюка. Выбор даты открытия сделал сам Ф.Гуменюк. Сюжеты, отражающие значение Покровы Божьей Матери для Украины и украинского казачества, — органическая часть его живописи, один из главных несущих духовных символов.

И на новой выставке тематика, связанная с духовной жизнью, получила воплощение в нескольких работах художника: в тонкой цветовой гамме предстают перед зрителем два уголка Киево-Печерской лавры(«Лаврські мури», «Свята Лавра»). Глубокую смысловую нагрузку несет также и «Хресний хід» с узнаваемыми для прежнего Гуменюка образами: Покрова-Богородица, осеняющая своим присутствием величавое народное шествие, казацкий полковник, дети со свечами на переднем плане, выразительные казацкие профили, в образах которых угадываются барочные черты персонажей живописи старой Украины. Но дело не только в тематике отдельных полотен, а прежде всего в общей смысловой значительности полотен. «Я все время хотел посвятить свое творчество истории Украины», — говорит Феодосий Гуменюк.

Эта формула творчества так же емка, как и сама манера общения художника: он скуп на слова, потому что щедро его творчество. Его «история Украины» — это не только собственно история, но также и ее великие символы: Высокий Храм, Родная Земля, Верность. Эти мотивы читаются как ведущие и в новой выставке. Но особенно впечатляет мастерское соединение этих мотивов с силой высокого искусства. Именно это придает выставке значение яркого события в культурной жизни Украины.

Ему даны от Бога не только искра видения, но и тяжелый дар труда и непростых жизненных испытаний. Его верность Украине (сейчас общеизвестное полотно с таким названием, как и, впрочем, другие полотна-символы, стали хрестоматийными) была в свое время причиной его преследований и вынужденной эмиграции. Он уехал из Украины и жил в Ленинграде. Выдавливая из Украины лучшие творческие силы и создавая им более-менее сносные условия в России, московские власти превращали Украину в этнографическую провинцию.

В изгнании Феодосий и написал многие из своих полотен-символов. В Ленинграде он имел возможность быть участником оживленной культурной жизни. Кроме того, в этом городе, на треть состоящем из выходцев из Украины, он находил множество тем для раздумий о Родине. Любя ее, он любил и этот город. Таково происхождение ленинградских городских пейзажей, представленных на теперешней выставке. Они выписаны в традициях лучших академических школ европейской живописи. Но академизм Гуменюка согрет теплотой души Мастера.

Особое восхищение вызывает большая группа натюрмортов, выполненных в той же строгой манере. Глиняные глечики, металлические кубки, бокалы и подсвечники, причудливые морские раковины (мушли), светлые пятна драпировочной ткани. Отточенное умение передавать мерцание световых бликов, взаимовлияние цвета и формы. Неуловимая глубина и наполненность темных фонов. И какая-то особенная обворожительность: будто бы все эти простые и изящные подсвечники и глечики окутаны легкой дымкой. Возможно, так превращается в зрительный образ чувство художника: для него привлекательны не только фактура материала и цвет, но и то, что сами эти предметы созданы чьей-то рукой, чьим-то трудом и помыслом. В этой серии натюрмортов чувствуется не только поющая кисть художника-мастера, но и его интеллигентная душа.

Особую страницу выставки составляют пейзажные работы. Высокопоэтичны полтавские сюжеты. Феодосий Гуменюк в последние годы много работает на Полтавщине, вбирая в себя очарование ее широких левад и рек. Как символ Вечной Украины предстают перед нами необозримые просторы этого края («Полтавщина», «Кручі над р. Псьол»). Умение художника схватить миг в изменчивой игре солнечного света в пейзаже «Освітлена гора» получает глубокое философское значение. На обычный вроде бы холм с размытым ветрами и дождями склоном из разрыва туч внезапно прорывается бурный поток солнечного света, и холм преображается в некое место озарения, настоящую гору осиянную.

Но оказывается, что этот холм имеет также историю своего спасения
Источник: Арсен Зинченко. «Зеркало недели» №44, 1 ноября 1997
Романтика мифа

И оживает история...
Прожив свыше четверти столетия в России, в 1993 году Феодосий Гуменюк вернулся в Киев, на Родину. Это стало логическим продолжением его жизненного пути, на котором он упрямо держался своей национальной идентичности, куда бы его не заносила судьба.

Украинскость является сквозной темой творчества художника. Украинские обычаи, украинская история, украинские пейзажи, украинские герои и героини наполняют его картины украинским смыслом. Фактически, его работы несут огромную идеологическую нагрузку — их можно назвать образной украинской национальной идеей.

Том не менее, отнюдь нельзя преуменьшать художественную ценность картин Феодосия Гуменюка. В них ощущаются влияния Михаила Бойчука, Георгия Нарбута, кубизма и "аналитического искусства" русского авангарда. Стилистически художник олицетворяет украинский романтизм как далекий отголосок Весны народов, которая пробудила в девятнадцатом столетии к жизни десятки европейских наций.

Еще в 1970- е годы художник взорвался неслыханной для того времени вспышкой украинского сознания. В рамках мастерской исторической живописи Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры, которую художник возглавил в 1993 г., им были созданы картины "В моей хате казачество гуляет" (посвященная Тарасу Шевченко), "1659 г. Конотоп. Встреча гетмана Виговского", "Избрание гетмана Полуботка". Украинское казачество вдохновило художника на целую серию небольших по размерам картин, которые изображают степное рыцарство в повседневных ситуациях: "Пеший казак", "Гетман и Бунчужный", "Полковой обозный и пушки", "Полковник и его куренчик", "Казак на сторожевой башне", "Генеральный есаул и джура". Не обошел своим вниманием Феодосий Гуменюк и тему украинской жіенщины: В 1997 г. он создает серию исторических портретов, посвященных известным в украинской истории женщинам - Лисавете Гулевичевне, Марусе Богуславке, Насте Лисовской.

Отдельно хотелось бы выделить пейзажи Гуменюка. Они чрезвычайно реалистичны: например, "Теплый вечер" буквально излучает свое тепло. Некоторые из них тоже несут идеологическую нагрузку (скажем, "Киевская Лавра" и "Наша лавра"). И это целиком отвечает общей направленности творчества художника.

Ведь Феодосий Гуменюк создает мифы, которые по-своему нужны современному украинскому государству... Конечно, кто-то может найти в картинах художника исторические несоответствия, а кое-кто — и назвать это фантазиями. И это в известной мере естественно: существует даже такое определение "историк — это фантаст, который пишет о прошлом". Частично соглашаясь с этой дефиницией, должны подчеркнуть, что в отличие от фантаста-писателя на фантаста-историка возложен груз большой ответственности за становление самоидентичности миллионов соотечественников. Художник, который пишет исторические полотна, должен ощущать это бремя даже в большей мере. Ведь он ответственен за то, каким будут представлять прошлое его современники.

Феодосий Гуменюк ощущает эту ответственность перед своей страной и миллионами ее граждан. Его проект воспроизведения Украины культивирует преданность Родине и подпитывает чувство гордости за Родину и предков, заставляя вместе с тем задуматься над тем, что вряд ли не правый был Тарас Шевченко, когда писал о "знаменитых прадедах великих правнуков поганых".
Источник: сайт kolega@ukrania.com

Галерея

ОБЛИЧЧЯ УКРАЇНИ. ФЕОДОСІЙ ГУМЕНЮК




Феодосій Гуменюк. "Зелені свята". 1976.

Феодосій Гуменюк. "Козак Мамай". 1974.


Феодосій Гуменюк. "Білі маківки". 1974.

Феодосій Гуменюк. "Сивий гетьман". 1976.


Феодосій Гуменюк. "Світе тихий". 1981.



Рекомендуем книгу
В прошлом году киевская галерея "АВС-арт" выпустила прекрасный альбом о творчестве Феодосия Гуменюка (редактор-усоставитель А. Маричевская).
Анотация:
Феодосій Гуменюк – яскрава самобутня особистість з-поміж тих художників, хто творив нове українське мистецтво 1970-х. Він – один із організаторів та учасників нелегальних, нонконформістських виставок у Москві та Санкт-Петербурзі, майстер, творчість якого свого часу зазнавала утисків у СРСР, але вразила й захопила США та Канаду.
Мистецтво Феодосія Гуменюка розвивається від лірики до епіки, від ізоморфності до поетично-ідеалізованої фантазії з ремінісценціями близьких йому артистичних вершин, як-то Візантія, Венеція, українське бароко, бойчукізм. Художник підкреслено уникає чуттєвості, натуралізму, зосереджує увагу на співучості ліній, виразності ритму, кольору, фактури. Виходячи з цього, мистець розробив власну поетику, засновану на сполученні української символіки із сучасними засадами малярства.
Живописні й графічні твори Феодосія Гуменюка, починаючи від 1970-х років і до сьогодні, вперше зібрані під однією обкладинкою у великому мистецькому альбомі, який вийшов за сприяння галереї «АВС-арт» у серії «Імена». Видання містить автобіографічні нотатки самого майстра під назвою «Дорога через молодість» – це ключ до розуміння його життєвої й творчої позиції.

Грани творчества

Одухотворенная графика

Первая картина, открывающая выставку работ Феодосия Гуменюка в галерее «Творча збірка», изображает святых на фоне камбалы. Художник объяснил: «Эта работа построена как крест, терновый венец — символ страдания, мак — где посеется мак, там и родит земля. Я длительное время жил в Петербурге, там есть Музей этнографии, где сохранились только два экземпляра чумацкой иконы. Чумаки делали такие иконы: рыба камбала, а на ней изображение Спасителя и Божьей Матери. На рыбе, потому что рыба — символ Христа. Вот я тогда накупил камбалы, засушил и разрисовал. Ее не нужно грунтовать, там сама пленка такая, что на нее хорошо ложится краска. Ко мне люди приходили, удивлялись. Но один художник увидел это у меня и позаимствовал. Я нарисовал с десятка два, а он штук 50—60, и выставлял тогда в Планетарии, и конечно же не сказал никому, что это он у меня перенял».

Тушью и пером написан крестьянский натюрморт: сноп, вода, вол и другие элементы крестьянского труда. Ряд работ — цветные литографии, каждая из которых создается в несколько этапов из 7—8 отпечатков (каждый цвет — отдельный слой). Сначала идет работа над светлыми тонами, потом темнее и темнее, они сохнут, тогда работают над следующими слоями.

Феодосий Гуменюк в 1965 году вступил в Петербургскую академию, ведь в те времена все дороги вели в Петербург, и успешно ее окончил в 1971 году. Для тех, у кого есть высшее образование, там открываются двери в большие библиотеки. В библиотеке Салтыкова-Щедрина есть украинский отдел, где Феодосий Гуменюк проводил все свободное время, читая книги и журналы, которые были запрещены в Украине (Грушевского, Яворницкого, журналы «Українська хата», «Основа» и т.п.). Там наш герой и заинтересовался украинскими обычаями и обрядами. Читая о каждом обряде, Гуменюк проводил свою параллель — в своем воображении представлял, как происходит обряд, и переносил это на бумагу. Это и жатвы, когда собирали урожай, и Ивана Купала, когда колесо пускали с горы и поджигали, обливальный понедельник — после Пасхи парни обливали незамужних девушек. «На ярмарку», где везут кувшины на Сорочинскую ярмарку. Но чтобы продолжить создавать подобные работы, нужно окунуться в тот мир опять, вчитаться, полностью переключиться. В Петербурге было сложно работать в небольшой мастерской. Вскоре Феодосия пригласили в Киев преподавать в Академии искусств и дали прекрасную мастерскую (63 метра квадратных) на Крещатике. Уже десять лет он преподает в мастерской исторической живописи.

Отдельная серия акварельных работ объединена под названием «Українське козацтво». К каждой работе имеется литературное описание. Эту серию Гуменюк подготовил для календаря, который издали, но, по мнению автора, недостаточно качественно и поздно. Поэтому есть надежда, что он будет переиздан, ведь ярко передает дух украинского казачества (хорунжие, украинские музыканты, полковник, гетман и т.д.).

По словам Феодосия, он «пишет большие исторические картины, а это — пластичная разработка, разминка». Огромные исторические полотна — два на пять метров — вот картины, с которыми ассоциируется имя Феодосия Гуменюка. И выставки соответственно проводятся нечасто и в больших музейных помещениях (например, музей им. Т. Шевченко). Эта выставка — исключение. Она удивила посетителей, ведь это камерная выставка в небольшой, но уютной галерее в центре Киева. Здесь собрали графику, которую не каждый день увидишь.


Источник: газета «День», 23 июня 2009 г.

ГУК г. Москвы БИБЛИОТЕКА УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Мастера искусств Украины


Феодосий ГУМЕНЮК

К 70-й годовщине со дня рождения

украинского живописца Феодосия Максимовича ГУМЕНЮКА

Информ-блок. Электронное издание БУЛ

На русском и украинском языках

Составление, перевод В.Г. Крикуненко

Тел.:6313417; E-mail: vitkrik@yandex.ru

Москва


6 сентября 2011 г.



  • Свидетельство
  • ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
  • Выставка как откровение
  • ОБЛИЧЧЯ УКРАЇНИ. ФЕОДОСІЙ ГУМЕНЮК
  • Мастера искусств Украины