Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Guide to the Serbian Mentality" и "111 прича"




страница1/5
Дата07.07.2018
Размер0.73 Mb.
ТипGuide
  1   2   3   4   5
Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет Кафедра славянской филологии Беловал Полина Андреевна Природа комического в малой прозе М. Капора (на материале сборников “A Guide to the Serbian Mentality” и “111 прича”) Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра лингвистики Научный руководитель: к.ф.н., доцент М.Л. Бершадская Рецензент: к.ф.н., доцент А.Г. Бодрова Санкт-Петербург 2017 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Глава 1. Момчило Капор и его творческое наследие 6 Очерк жизни и творчества Момчило Капора 6 История возникновения сборника “A guide to the Serbian mentalty” 13 Глава 2. Комическое и его связь с языком, мышлением и культурой 17 Понятие комического, виды и функции в литературе 17 Связь языка и мышления в контексте категории комического 30 Меметика в контексте категории комического 33 Глава 3. Комическое в рассказах Момо Капора 40 Заключение. 60 Список использованной литературы и интернет-источников: 62 Список использованной литературы: 62 Список использованных интернет источников: 64 Введение Данная дипломная работа посвящена природе комического в малой прозе известного сербского писателя, художника и журналиста Момо Капора. Комическое с давних пор вызывало большой интерес и являлoсь предметом литературоведческого исследования. Все авторы используют свои стилистические приемы и тропы для создания комического эффекта, из-за чего их стиль и язык становятся неповторимыми, особенными, достойными детального рассмотрения и изучения. Более того, каждый писатель выбирает для изображения свои темы, события и героев, которые ему кажутся комичными. В данной работе мы постараемся определить, в чем же заключается своеобразие природы комического у популярного сербского писателя Момо Капора, найдем наиболее общие тропы, используемые автором для передачи комического эффекта, и, проанализировав теоретические материалы и некоторые литературные источники, попробуем понять, что и каким образом высмеивает автор малой прозы. В нашем дипломном сочинении мы будем опираться на труды о комическом русских и зарубежных философов, статью сербского профессора философского факультета города Ниш Весны Лопичич, «East, West, Home is Best: Momo Kapor and the Units of Serbian Culture», представленную в сборнике Values Across Cultures and Times и опирающуюся на всемирно известную концепцию, отраженную в дискуссионной книге об эволюции «Эгоистичный ген», написанной английским этологом, биологом и ученым Ричардом Докинзом, основоположником учения о меметике. Кроме того, важную роль для нашего исследования играет понятие “стереотип”, введенное в сферу научного употребления американским социологом У. Липпманом. Актуальность исследования обусловлена слабой изученностью творчества Момо Капора в целом и вопроса о природе комического в прозе писателя в частности, а также важностью подобного анализа для понимания специфики национального характера сербского народа и сложившихся на его основе стереотипов и мемов, так мастерски высмеянных М. Капором. Кроме того, рассмотрение природы комического в малой прозе данного писателя небезынтересно с лингвокультурологической точки зрения в силу наличия в творческом наследии автора оригинальных текстов на двух языках – английском и сербском. Объектом исследования является малая проза Момо Капора, рассказы, включаемые в сборники “A Guide to the Serbian Mentality” и “111 прича”. Предмет исследования: природа комического в прозе Капора, языковые способы и приемы выражения комического в текстах писателя. Цель работы: проанализировать комическое в малой прозе М. Капора, выявить те языковые средства, которыми пользуется писатель для создания комического эффекта, исследовать ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя неповторимым, идентифицировать и проанализировать способы отражения в рассказах национально-культурных особенностей и устоявшихся стереотипов о сербском народе, созданных иностранцами и самим народом, понять какую роль играет в природе комического у данного писателя концепция о меметике. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) Представить очерк биографии писателя и его творческого пути 2) Изучить историю создания сборника “A Guide to the Serbian Mentality” 3) Определить базовые для данного исследования понятия, такие как “комическое”, “стереотип”, “мем” 4) Рассмотреть некоторые существующие концепции природы комического в произведениях искусства 5) Выявить языковые и культурологические особенности малой прозы Капора 6) Представить анализ некоторых, наиболее иллюстративных текстов, содержащихся в сборниках, рассмотрев на их примере природу комического в творчестве данного писателя и используемые им тропы Структура и объем данной работы обусловлены поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор объекта исследования, определяются его цель и задачи, формулируются актуальность, указываются методы анализа и дается характеристика исследуемого материала. В первой главе представлена подробная биография Момо Капора и его творческий путь. Кроме того, описывается история одного из анализируемых нами сборника рассказов, наиболее интересного с лингвокультурологической точки зрения. Во второй главе освещаются философские труды о комическом зарубежных и отечественных философов, раскрываются такие понятия, как “комическое”, “стереотип”, “мем”, представляются теории о стереотипе и меметике, описываются способы достижения комического эффекта в литературных произведениях. В основной части анализируются рассказы, которые ярче всего отражают природу комического писателя, представлены способы достижения комического эффекта и выявляется культурологическая юмористическая составляющая рассказов. Более того, в данной части наглядно представлено то, какую роль играют понятия стереотипа и мема в малой прозе М. Капора. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, подчеркиваются наиболее важные моменты анализа и прогнозируется перспектива дальнейшего исследования.
  1   2   3   4   5

  • Оглавление