Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Грани добра и зла в рассказе В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»»




Скачать 64.52 Kb.
Дата27.06.2017
Размер64.52 Kb.
ТипКонспект
БОУ ВО « Грязовецкая школа-интернат II вида»

КОНСПЕКТ

открытого урока литературы в 10 класс II отделения

Тема: «Грани добра и зла в рассказе В.Солоухина «Каравай заварного хлеба»».

Учитель русского языка и литературы Грушина Е.В.

2012год

Тема: « Грани добра и зла в рассказе В.Солоухина « Каравай заварного хлеба»»

Цель: понять, кто из героев рассказа совершает поступки на грани добра, а кто из героев совершает поступки на грани зла; каких поступков в рассказе больше- добрых или злых.

Задачи:

образовательные

-познакомиться с творчеством В.Солоухина и его биографией;

-познакомиться с текстом рассказа « Каравай заварного хлеба»;

развивающие

-развивать навыки анализа текста;

-развивать коммуникативные компетенции;

-развивать память, логическое мышление;

-развивать творческие способности;

-развивать умение самостоятельно выполнять задания;



воспитательные

-воспитывать чувство добра к людям;

-воспитывать патриотические чувства;

-воспитывать уважение и любовь к русской литературе;



коррекционные

-развивать слух и формировать произношение;

-следить за правильностью произнесения звуков;

-следить за правильностью чтения.



Используемые педагогические технологии: личностно- ориентированного обучения, дифферинцированного обучения, игровые технологии, проблемного обучения.

Ход урока.



I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературы.



Экран. Кто меня слышит, поднимите руку.

Экран. Аппараты у всех работают?

II.Мотивация на работу.

Ребята, чтобы настроить вас на активную, плодотворную работу, я ставлю перед вами цель- в конце урока каждый поставит себе отметку . Из чего же она будет складываться?



Вы должны показать правильную, чёткую речь. Постоянно контролировать звуки, над которыми работаете на индивидуальных занятиях. Давать полные ответы на вопросы. Правильно строить предложения, показать умение пользоваться текстом, показать знания литературных терминов, проявить своё творчество и домашнюю подготовку к уроку.

III.Сообщение темы и цели.

Учитель: К сегодняшнему уроку вы читали рассказ Владимира Солоухина « Каравай заварного хлеба». Поразмышляем над рассказом.

Тему урока я сформулировала так: грани добра и зла в рассказе В.солоухина « каравай заварного хлеба».

Как вы понимаете слово» грани»?( Стороны , признаки)

Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель, которую мы должны поставить и достигнуть в конце урока.(Ребята делают предположения)

Итак, цель урока- понять, кто из персонажей рассказа совершает поступки на грани добра, а кто совершает поступки на грани зла. И выяснить, каких поступков больше.

IY.Проверка вечернего задания.

Мы с вами должны узнать о писателе Владимире Солоухине.

( Рассказывает ученик, который подготовил несколько слайдов о писателе. После своего рассказа ученик классу задаёт несколько вопросов по биографии писателя).

Вопросы:


1.Где родился писатель?

2.Где учился?

3.Какое второе образование получил?

4.Какие наказы давал по изучению русской литературы?

Учитель: обратимся к сюжету рассказа.

Экран. Что такое рассказ?

Экран. Что такое сюжет?

Учитель: ( имя ученика) перескажет сюжет, вы слушайте внимательно и дополните , если он что-то пропустит.

( Ученик пересказывает сюжет рассказа).



Учитель: ребята, напоминаю вам цель урока- понять, кто из героев совершает добрые поступки, а кто- злые.

Учитель: вам было задано посмотреть в словаре значения слов ДОБРО и ЗЛО.

Экран. Что такое добро? ( отвечают по записям в тетради)

Экран. Что такое зло?( отвечают по записям в тетради)

(Можно сделать таблички на доску)



Учитель: чем являются зти слова по отношению друг к другу?( Антонимами)

Учитель: ребята, а какие есть ещё слова синонимичные каждому из слов, и которые очень часто сейчас употребляются в речи? ( ДОБРО- НРАВСТВЕННОСТЬ, ЗЛО-БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ) ( Можно таблички)

Учитель: молодцы, ребята. Я вижу, вы хорошо поняли значения этих слов.

Учитель: переходим к анализу рассказа.

Учитель: у вас лежат таблички, в которые вы будете самостоятельно вносить записи в графы, а в конце сделаем вывод.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1.В какое время происходит действие рассказа? ( В военное время)

2.Подберите синонимы к словосочетанию « военное время». ( трудное, суровое, голодное, тяжёлое)

3.Куда, зачем, почему собирается идти главный герой рассказа?

4.Какой, по-вашему мнению, он совершает поступок? (Добрый, хороший, правильный)

5.Расскажите о Мишке Елисееве? Какой он совершает поступок?( Злой, поступает жестоко, нагло)

6.Расскажите о мужчине, которого встретил герой? Как оцениваете его действия? ( Проявил равнодушие. А равнодушие хуже зла)

7.Какая ситуация произошла с грузовиком? Как оцениваете поступок шофёра?

8. Встреча с тётей Машей. Оцените её поступок. ( Учащиеся представляют инсценировку диалога между героем и тётей Машей. Требуется подбор одежды, предметов быта. Диалог со слов: « Я постучал в дверь…. Закончит словами: « И тётя Маша стала мне рассказывать, а я слушал…..») ( Бедная, простая женщина совершает добрый, хороший поступок)

9.Что дала мать герою. Как вы оцениваете её действия.

10.Эпизод встречи с водителем. Оцените его поступок. ( Ребята инсценируют диалог героя с водителем. Водитель забирает у героя каравай хлеба).

11.Прочитайте эпизод « бунта» героя. Оцените его действия.( Ребята могут по-разному оценит действия героя. Нужно принять разные точки зрения).

Учитель: итак, ребята посмотрите на свою табличку. Каких поступков у вас получилось больше?( Должно получиться больше добрых поступков, но может получиться равное количество и добрых и злых поступков. И тогда нужно сказать, что получается равновесие между добрыми и злыми поступками. Может быть и так в жизни).

Вывод: итак, ребята. Даже в такое трудное время, как война- добро побеждает зло или добро уравновешивает злые поступки людей.

Y.Рефлексия.

1.Как вы думаете, ребята, урок достиг цели?( Да. Мы поняли, кто совершает зло, а кто- добро)

2.Что вы ещё запомнили с сегодняшнего урока?

YI.Самооценка.( Каждый называет свою отметку. Учитель может прокомментировать, а может не комментировать отметки. Но все они должны быть поставлены в пользу учеников)

YII.Домашнее задание.

Пользуясь своим жизненным опытом, напишите сочинение на любую из тем: « поступок, которым я горжусь» и « Поступок, за который мне было стыдно».



ПРИЛОЖЕНИЯ

1.ДОБРО ЗЛО НРАВСТВЕННОСТЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ

РАССКАЗ СЮЖЕТ АНТОНИМЫ ЭПИТЕТЫ ( эти слова напечатать как таблички и прикрепить магнитами на доску по ходу урока)

2.ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ,ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ ( определение добра, прикрепить под табличку ДОБРО)

3.НЕЧТО ДУРНОЕ, ВРЕДНОЕ,ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДОБРУ(определение зла, прикрепить под табличку ЗЛО)

4.

Персонаж

Поступок

Добро

Зло













































































































  • Учитель русского языка и литературы Грушина Е.В. 2012год Тема
  • Задачи: образовательные
  • Используемые педагогические технологии
  • I.Организационный момент.
  • III.Сообщение темы и цели. Учитель
  • Тему урока я сформулировала так
  • IY.Проверка вечернего задания.
  • Экран
  • Учитель
  • Экран.
  • Вывод: итак, ребята. Даже в такое трудное время, как война- добро побеждает зло или добро уравновешивает злые поступки людей. Y.Рефлексия.
  • ПРИЛОЖЕНИЯ 1.ДОБРО ЗЛО НРАВСТВЕННОСТЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ
  • 2.ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ,ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ ( определение добра, прикрепить под табличку ДОБРО)
  • Персонаж Поступок Добро Зло