Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«гранатовый браслет» Работа с текстом




Скачать 271.12 Kb.
Дата04.04.2017
Размер271.12 Kb.
Модуль 2.

А.И.Куприн (1870-1932)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»




Работа с текстом


  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания рассказа.

_____________________


Вера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны. Собираются гости, приезжает сестра Анна, генерал Аносов (боевой товарищ отца веры и Анны, друг семьи). Гости начинают играть в покер, Вера Николаевна замечает, что всего гостей – тринадцать и это будит в ней суеверные страхи. Она выходит на кухню и получает от горничной сверток без подписи. Развернув сверток, Вера Николаевна обнаруживает футляр, в котором лежит золотой браслет с красными и одним зеленым гранатом и записка. В записке говорится, что этот браслет носила еще прабабка дарителя, и, якобы браслет наделяет носящих его женщин даром предвидения. Кроме того, автор даже не просит не гневаться не него за то, что он любит Веру Николаевну уже семь лет. Записка оказывается подписанной инициалами Г. С. Ж. Вера Николаевна решает после ухода гостей показать подарок и записку мужу. В это же время ее муж занимает гостей смешными рассказами о знакомых и членах семьи, основанными на реальных, но сильно приукрашенных событиях. Среди этих рассказов и рассказ о несчастном влюбленном в Веру Николаевну телеграфисте.

Наступает вечер. Многие гости разъезжаются, остается генерал Аносов, который рассказывает о своей женитьбе. До свадьбы его жена была свежей девочкой с длинными ресницами, но уже через три месяца после свадьбы ходила в грязном халате, нечесаная и ругалась, как кухарка. Вскоре она сбежала от Аносова с актером, а когда попыталась вернуться, Аносов ее не принял. Затем Аносов добавляет, что любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире и никакие жизненные удобства, компромиссы и расчеты не должны ее касаться.

Вера рассказывает ему историю о своем тайном поклоннике, Г. С. Ж. Служит (стало ясно по письмам) мелким чиновникам и всегда знает, где, и что делает Вера Николаевна, то есть, по видимому, следит за ней. Аносов говорит, что, возможно, это маньяк, но при этом предполагает, что может быть, это именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Муж Веры Николаевны и ее брат решают по инициалам в списках городских служащих найти поклонника, так как боятся, что за браслетом могут последовать и другие подарки, и, соответственно, растрата казенных денег.

Загадочным Г.С.Ж. оказывается мелкий чиновник Желтков, живущий под самой крышей в одном бедном доме. Ему возвращают браслет, он же признается, что любит жену князя вот уже семь лет, а посылка браслета – глупость.

Вечером Вера Николаевна говорит мужу, что чувствует, что тот человек убьет себя. Вскоре из одной из газет она читает о самоубийстве Желткова, объясняемое растратой казенных денег, о которых было сказано в предсмертной записке. В этот же вечер почтальон приносит письмо от Желткова, в письме говорится о том, что Вера Николаевна была единственной радостью в его жизни, что он больше ничем не напомнит ей о своем существовании. Но если она когда-нибудь вспомнит его, то пусть сыграет сонату Бетховена «Largo Appassionato».

Вера Николаевна решает съездить в город, найти квартиру Желткова. Когда она видит покой и умиротворение на его лице, она понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Вернувшись, домой, Вера Николаевна просит пианистку, ее подругу по Смольному институту, сыграть ей что-нибудь, и пианистка начинает играть ту самую сонату, о которой говорил Желтков. Из глаз Веры Николаевны начинают литься слезы и она как будто слышит слова покойного, успокаивающего ее, уверяющего в своей вечной любви.

===================



  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Желткова;

    • образ Веры Николаевны Шеиной;

    • образ Василия Львовича Шеина;

    • образ Анны Николаевны Фриессе;

    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    • образ генерала Аносова.

_____________________

    • образ Желткова;

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».


«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»
«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом»
«Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона».


    • образ Веры Николаевны Шеиной;

«Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве»


«Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»
«Что касается Веры — та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами»
«Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна»


    • образ Василия Львовича Шеина;

«Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть, и благодаря ему, едва сводил концы с концами»


«За обедом всех потешал князь Василий Львович. У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать»
«Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (слова Шеина)



    • образ Анны Николаевны Фриессе;

«Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры»


«Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей — мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела»
«Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница»


    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

«А в прежнее время я бы просто велел отвести его на конюшню и наказать розгами»


«Я давно настаивал! — говорил Николай раздраженно и делая правой рукой такой жест, точно он бросал на землю какую-то невидимую тяжесть».


    • образ генерала Аносова.

«У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть».


«Генерал Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного князя Мирза-Булат-Тугановского. Всю нежную дружбу и любовь он после смерти князя перенес на его дочерей».
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, — черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной физической и нравственной выносливости».

===================


3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа.
===================


Развитие навыков литературоведческого анализа





  1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?

_____________________
===================

  1. Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.

.

_____________________


===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________


===================



  1. Исследуйте стилистические особенности рассказа.

_____________________
===================


Анализ проблематики





  1. Раскройте купринское понимание темы любви.

_____________________
Любовь в произведениях Куприна занимает одно из центральных мест. Она представляется ему в величественном и часто трагическом свете. В рассказе «Гранатовый браслет» тема любви и купринское понимание любви проявляется в двух образах: Желткова и генерала Аносова.

Для Желткова любовь – смысл жизни. Причем любовь, не рассчитывающая, не имеющая ни малейшей надежды на взаимность. Это не значит, что Желтков не хочет взаимности. Конечно же, ему больно ощущать безразличие, и автор показывает его страдания. Но эти страдания Желтков принимает со смирением. Любовь для него не просто смысл жизни и не просто страдания (нельзя сказать, что он видит в страданиях смысл жизни) – любовь для него это величайший и бесценный дар Бога, единственная радость и утешение.

Генерал Аносов раскрывает свое понимание любви в разговоре с Верой Николаевной. Он не только говорит, какой он представляет себе любовь, а еще и замечает, что вокруг себя он такой любви не видит. Даже те истории, которые он рассказывает, он называет лишь «похожими» случаями. Поэтому любовь для него – это редкость, нечто, что так трудно найти, и чего, кстати, не было и в его жизни. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость <…>. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Еще не зная истории любви Желткова, он, по сути дела, описывает его любовь. И именно он первым, уже по рассказу Веры, понимает, что это за чувство и говорит Вере, что, возможно, ее жизнь посетила именно такая, редкая, великая любовь.

Характерно, что любовь для Куприна находится надо всем. В его системе ценностей она занимает не просто главное место, а уникальное место, она вне иерархии ценностей. Она асоциальна и оторвана от действительности, от времени, от пространства. Ведь отношения Желткова и Веры не прекращаются даже когда он умирает.


===================

  1. Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова

_____________________
1. Любовь Желткова носит романтический характер. Во-первых, она безответная. Во-вторых, он испытывает к возлюбленной благоговение, почти рабскую преданность. Такое отношение к женщине – одна из черт романтизма.
2. Словесный портрет Желткова. Высокий рост, длинные мягкие волосы, бледность – черты, скорее, поэта или художника, чем мелкого чиновника. Несовпадение его натуры, его потенциала с реальным положением – признак романтического двоемирия.

Другие характерные черты портрета Желткова: во всей его внешности есть что-то детское, нежное. Это свидетельствует о его неприспособленности к реальной жизни, а то, что выглядит он при этом на 30 – 35 лет – свидетельствует о его противоречивости, что тоже является романтической чертой.


3. Смерть Желткова. В сознании Веры Николаевны умиротворенное, просветленное выражение лица покойного Желткова ассоциируется с посмертными масками Пушкина и Наполеона. Эти люди были не только «великими страдальцами», как пишет Куприн, но и своего рода романтиками. В творчестве Пушкина важное, одно из центральных мест занимал романтизм. Наполеон для многих стал романтическим образом. Поэтому сравнение Желткова с этими людьми – тоже признак того, что образ романтический.

===================



  1. Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.

_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

  3. Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».


Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна
План
I. Вступление

Тема любви в русской литературе



II. Основная часть

1. Тема любви в творчестве Бунина

А) Цикл рассказов «Темные аллеи»

Б) Рассказ «Солнечный удар»

- смысл названия рассказа

- В основе сюжета – мимолетная связь мужчины и женщины

- Ночь, проведенная ими вместе, оказывается лишь завязкой сюжета

- Эта ночь переворачивает всю жизнь героя, потому что жизнь без этой женщины оказывается бессмысленной

- Любовь оказывается лишь кратким мигом в жизни героев. Их чувство не совместимо с бытом и обыденностью

В) Рассказ «Чистый понедельник»

- «странная» любовь»

- внешность героев

- жизненные обстоятельства, на первый взгляд, благоприятны для развития любовных отношений героев

- герой не может понять всей глубины духовных потребностей своей возлюбленной и сила его любви не может уменьшить пропасти между ними

- герои как бы принадлежать к разным мирам, и в конечном итоге это становится причиной разрыва

- не смотря ни на что, любовь остается в их сердцах навсегда

2. Тема любви в творчестве Куприна

А) любовь в произведениях Куприна (как и у Бунина) – всегда сильное, всепоглощающее, но трагическое чувство

Б) Безответная любовь чиновника Желткова

В) Гранатовый браслет. Нарастающая тревога Вери Николаевны

- гранатовый браслет – символ любви и смерти

- рассказы генерала Аносова и его пророческие слова

Г) Смерть Желткова заставляет Веру Николаевну осознать и оценить всю глубину и силу любви, которую он к ней испытывал

- Вера Николаевна узнает о смерти Желткова из газеты

- Она едет посмотреть на погибшего

- Соната Бетховена. Любовь, победившая смерть



III. Заключение

Любовь в творчестве Куприна и Бунина – самое лучшее, великое, чистое и прекрасное чувство, которое только может испытывать человек, независимо от того, трагичен ее конец или нет


Тема любви всегда занимала в русской литературе особое место. Каждый великий русский писатель, так или иначе, касался ее в своем творчестве, хотя представление о ней у всех было разное. Например, Л.Н. Толстой осуждал плотскую, чувственную любовь-страсть, но семейный союз считал основным смыслом человеческой жизни. Ф.М. Достоевский представляет любовь как альтруизм и самопожертвование, но в то же время – как единственный способ спасения души. В любом случае изображение любви в русской литературе всегда отличалось неким целомудрием. В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой предпочел целую строку заполнить точками, но не раскрыл тайну близости Анны и Вронского.

Однако в начале XX века в русской литературе появляется другая точка зрения на любовь и другой способ изображать ее. Напряженные творческие и духовные искания русских писателей рубежа веков, безусловно, нашли свое отражение и в теме отношений между мужчиной и женщиной. Кто-то оставался верен традиционному взгляду на любовь, кто-то поклонялся «вечной женственности». Своя, особая точка зрения на любовь была и у Ивана Бунина.

Первое, что бросается в глаза во всех его рассказах о любви – это, как правило, ее трагический конец. Огромный цикл рассказов, целиком посвященный любви, встречам, расставаниям, не случайно назван «Темные аллеи». Мы видим в нем темные и, чаще всего, трагичные стороны любви.

Такой же болезненный характер носит любовь и в более раннем рассказе Бунина – «Солнечный удар». Опять-таки, смысл произведения приоткрывается перед нами уже в названии, представляющем собой метафорический образ любви. Солнечный – значит, светлый, радостный, но, в тоже время, удар, а значит, нечто, причиняющее сильную боль. Рассказ начинается как легкое приключение, мимолетная связь двух молодых людей. Но результат настолько трагичен, что герой «стареет на десять лет». Его случайная знакомая, эта веселая, естественная, молодая женщина в холстинковом платье, внезапно становится для него смыслом жизни. Но понимает это молодой поручик слишком поздно: вернуть незнакомку уже нельзя. Бунин рисует перед нами необыкновенно красочную чувственную картину, сильнейшее влечение двух людей друг к другу, и, что еще более важно, впервые в русской литературе называет любовью именно это пьянящее чувство. Она не просто оказывается важнее и прекраснее всего, что герои когда-либо знали или чувствовали, она переворачивает всю их жизнь. Ночь, проведенная вместе, оказывается лишь завязкой сюжета – основное действие начинается потом, когда поручик понимает истинное значение произошедшего. Его поражает вначале чувство пустоты без нее в номере, а потом и в жизни. Она все еще присутствует в его сердце, но рядом ее больше нет, и это доставляет ему нестерпимые страдания. Вся простая, обыденная жизнь превращается для него в муку, потому что это жизнь без нее. И виноваты в этом не герои, не «порочность» самого чувства. Виновата сама жизнь. Любовь не сочетается с обыденной жизнью, бытом, любовь как бы слишком хороша для жизни.

Любовь обрекает на страдания и героев рассказа «Чистый понедельник», и заметить это можно еще в самом начале рассказа. Рассказчик сразу предупреждает о том, что перед нами будет разворачиваться «странная любовь». Знакомство с героями начинается с описания их внешности, и она тоже необычна. В наружности мужчины есть что-то сицилийское (хотя он родом из Пензы), а его любимую называют «шамаханской царицей». Они оба молоды, богаты, но при кажущемся сходстве они все-таки совершенно разные люди, что в конечном итоге и приведет их к разлуке. В этом заключается различие между концепцией любви в «Солнечном ударе» и «Чистом понедельнике». Жизненные обстоятельства, казалось бы, лишь способствуют их любви. Но это лишь видимость. Главный герой любит свою «шамаханскую царицу» до обожания и поклонения, он счастлив находиться рядом с ней, дарить подарки, водить в рестораны, но к счастью его всегда примешивается тревога и страх потерять ее. Принимая его знаки внимания, не отказываясь от его общества, она как будто постоянно ускользает от него душой, стремясь к чему-то иному, непонятному и ненужному герою. Он следует за ней по инерции, воспринимая одинаково и ее страсть к монастырям, и поход на капустник, все принимая как ее каприз. Ему все равно, куда ехать за ней – в «Метрополь» или на Ордынку, искать «дом Грибоедова», сидеть за ужином в трактире или слушать цыган. Он не ощущает той пошлости, которая окружает его и его любимую и не понимает всей глубины ее взглядов. Хотя он ценит и замечает ее противоречивость, жадно ловит каждое ее слово, интонацию, и не может смотреть без умиления даже на следы ее каблуков на снегу. Но сила чувства героя не может уменьшить пропасти между ними, что в конечном итоге и становится причиной разрыва. Героиня вынуждена уйти в монастырь – единственное место, отвечающее ее духовным потребностям и содержащее в себе тот мир, который она не может найти в обычной жизни. Таким образом, любовь разрушают сами герои, сама сущность их душ. Они как бы принадлежат к разным мирам: она – к духовному миру, к миру уходящей России, он – к земному миру, к миру современности; и оба они оказываются не в состоянии преодолеть эту преграду. Однако, изгнать любовь из своего сердца также не может ни один из них.

Совсем по-иному изображает любовь другой писатель рубежа веков – А. И. Куприн. В чем же принципиальное отличие его произведений? Куприн, как и Бунин, уделяет огромное внимание сильной, всепоглощающей и чаще всего несчастной любви. Но, в отличие от Бунина, он делает это не столь откровенно и чувственно. Однако мы всегда можем судить по поступкам героев Куприна о силе и глубине их чувств. Его истории о любви всегда трогательны, поэтичны, и в то же время не оторваны от реальности.

Один из таких рассказов – «Гранатовый браслет». В основе сюжета этого произведения лежит неразделенная любовь мелкого чиновника Желткова к аристократке Вере Николаевне. Желткова не смущает ни разница в социальном статусе, ни то, что его любимая замужем. На взаимность он даже не надеется, но от этого его любовь не становится меньше. Семь лет он пишет возлюбленной письма (даже не показываясь ей на глаза) и на восьмой год решается прислать ей подарок. Что же он может подарить ей? Самое дорогое, что у него есть: гранатовый браслет, принадлежавший когда-то его матери и, по семейному преданию, сообщающий дар и охраняющий от насильственной смерти тех, кто его носит.

Но Вера Николаевна не может оценить ни его усилий, ни его чувств. До определенного момента она просто не замечает этой любви, считает ее сумасшествием, помешательством. Ее собственная любовь к мужу давно переросла в дружбу, а ее собственная жизнь давно ограничилась кругом бытовых потребностей и проблем. Но постепенно, с самого начала рассказа, ее привычный мир начинает рушиться. Она замечает несчастливое число гостей – тринадцать, – и это становится как бы первым предзнаменованием беды. Вскоре она получает подарок Желткова – гранатовый браслет. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с пятью алыми, кровавыми огнями, а Вера Николаевна с тревогой восклицает: «Точно кровь!». Гранатовый браслет символизирует одновременно и любовь и смерть. Любовь как бы постепенно проникает в жизнь героини, но идет она рука об руку с горем. Еще более явно об этом говорят рассказы генерала Аносова, который, в конечном итоге, и дает понять Вере Николаевне, что же она на самом деле отвергала все эти семь лет. Генерал рассказывает несколько историй, иллюстрирующих его понятие о любви. Все они заканчиваются печально. Он говорит о любви как о необыкновенном даре, о самом великом, что может пережить человек, и в то же время как о чем-то очень трагичном. В чем-то такой взгляд на любовь напоминает любовь в рассказах Бунина. Перед отъездом генерал Аносов произносит по-настоящему пророческие слова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Но даже это не заставляет Веру Николаевну пересмотреть свою жизнь и свое отношение к Желткову. Беспокойство нарастает, но она не обращает на него внимания. Лишь самоубийство Желткова заставляет ее задуматься.

Брат Веры Николаевны, а также ее безразличие вынудили молодого человека уехать навсегда и не давать больше о себе знать. Он и так не докучал ей, а лишь изредка писал письма и издалека наблюдал за ней, но его лишили и этого, а без своей возлюбленной он жить не мог. В отличие от большинства самоубийц, Желтков сделал это не из мести, не для того чтобы кому-то что-то доказать, и потому попытался создать у Веры Николаевны иллюзию, что действительно уехал (он сказал об этом в своем последнем письме). О его смерти женщина узнала случайно (прочитала в газете), и это перевернуло всю ее жизнь. А впрочем, статья в газете лишь позволила ей удостовериться в смерти Желткова. Всмомним, что она говорила мужу накануне вечером: «…я знаю, что этот человек убьет себя».

Вера Николаевна осознала всю глубину чувства Желткова и захотела увидеть хотя бы труп человека, который настолько сильно ее любил. Мне кажется, посмертная встреча Желткова с Верой Николаевной – это кульминационный момент рассказа. Главным образом, потому, что, осознав, насколько сильно он любил ее, поняв, может быть, впервые в жизни, что же такое настоящая любовь, Вера Николаевна все-таки ответила ему взаимностью. Именно поэтому она горько плачет, слушая ту музыку, которую просил послушать в память о нем покойный. Через эту музыку героиня может понять его чувства, которые в ее сознании приобретают форму слов, и она почти наяву разговаривает с умершим. О чем он говорит ей? Его слова – все те же благословления, прославления любви, пусть несбывшейся, несчастной, но от этого не менее великой. Он говорит, что они «любили друг друга только одно мгновение, но навеки», - и в этих словах, как мне кажется, и заключен весь философский смысл рассказа и все, что Куприн хотел сказать нам о любви.

Сравнивая это со взглядами Бунина, можно отметить, что его герои также любят друг друга лишь одно мгновение, но любовь в их сердцах остается навсегда. Иногда она оставляет за собой лишь тоску и горечь, как в рассказе «Солнечный удар», иногда заставляет пройти через страдания и боль, но в конце концов все-таки приносит покой, как в рассказе «Чистый понедельник», а для кого-то, как для чиновника Желткова, она остается единственной радостью и смыслом жизни навсегда, и даже смерть не способна победить ее. Но в каждом из этих произведений любовь – самое лучшее, что происходит в жизни героев. Поэтому мысль, объединяющую понимание любви и Бунина, и Куприна, можно выразить короткой фразой из рассказа «Гранатовый браслет», адресованной не просто к женщине, но к самой любви: «Да святится имя твое».

А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА




Работа с текстами





  1. Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.

_____________________
===================

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

    • трактовку темы поэта и поэзии;

    • образ России.

(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________


===================


  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа





  1. Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?

_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________
===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».

_____________________
===================

  1. Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.

_____________________
===================

Анализ проблематики





  1. Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.

_____________________
===================

  1. Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.

_____________________
===================

  1. Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.

_____________________
===================
«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом





  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

    • образ Петьки;

    • образ Андрюхи;

    • образ России.

_____________________
===================


  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • катахреза.

_____________________
===================


  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

  • своеобразие рифм;

  • своеобразие инструментовки стиха.

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа





  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

_____________________
===================

  1. Проанализируйте стилистические особенности поэмы.

_____________________
===================

  1. Проанализируйте систему образов поэмы.

_____________________
===================

Анализ проблематики





  1. Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?

_____________________
===================

  1. Как преломились в поэме идеи Достоевского?

_____________________
===================

  1. Как соотносятся образы России и Катьки?

_____________________
===================

  1. Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.

_____________________
===================

  1. Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?

_____________________
===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Основные мотивы лирики Блока.

  2. Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

  3. Лирический герой поэзии Блока.



С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА




Работа с текстами





  1. Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.

_____________________
===================

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________
===================

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

    • образ России;

    • образ любимой.

_____________________



    • своеобразие цветовых эпитетов;

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску».


«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».




    • образ России;

«Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.


И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем».




    • образ любимой.

«Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...»


«Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват»


«Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ».
«И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом».


===================



Развитие навыков литературоведческого анализа





  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).

_____________________
Имажинизм – литературное течение, в котором во главу угла ставится не слово, не предмет описания, не мораль или лозунг, а образ. Образ становится одновременно и средством, и целью поэзии имажинистов. Поэтому главной особенностью их поэзии являются очень сложные, необычные метафоры, которыми так богаты стихи Есенина (причем независимо от течения имажинизма).
===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.

_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________
===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.

_____________________
«Цветы мне говорят – прощай,

Головками склоняясь ниже…»


«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком».


«Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя…»


«Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани»

Приводить примеры использования олицетворения в стихах Есенина можно бесконечно, потому что почти в каждом (особенно раннем) стихотворении Есенина присутствует этот прием. Почему поэт так часто его использует? Природа для Есенина представляет единый живой организм, своего рода часть космоса, часто мирового разума. Для раннего Есенина мир – это гармоничное целое. Поэтому растения, небесные светила легко наделяются свойствами животных, они же обретают человеческий разум и чувства, при этом лирический герой может легко понять печаль животного (стихотворения «Корова», «Песнь о Собаке», «Лисица»), а животные, в свою очередь, могут понять печаль человека лучше людей, которые его окружают («Дай Джим, на счастье, лапу мне…»).

Олицетворения в стихотворениях Есенина очень разные и каждый раз они имеют разное значение. Иногда это одушевление природы, наделение неживой природы либо свойствами животного либо свойствам человека, и в таком случае в этом есть нечто языческое. Существует несколько стихотворений, где это принимает почти эротический характер («Зленная прическа, девическая грудь…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»). При этом почти каждое олицетворение становится как бы откровением лирического героя, его глубоко личным, интимным переживанием. Посредствам этого стихотворения лирический герой практически вступает в диалог с природой, выстраивает не просто свое отношение к ней, а свои отношения с ней.


===================

Анализ проблематики





  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.

_____________________
===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.

_____________________
===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?

_____________________
В моем понимании народность творчества Есенина обусловлена, в первую очередь, его происхождением и его духовной связью с той средой, откуда он произошел. Есенин родился и вырос в деревне, в крестьянской семье, и его ранняя лирика целиком посвящена тому, среди чего он вырос: деревне, природе, крестьянам. Он описывает этот мир самодостаточным и гармоничным.

Позже, когда темы лирики Есенина меняются, меняется его круг интересов, он все равно сохраняет духовную связь с родными местами. Благо для России он всегда рассматривает как благо для деревни. В таком случае, как можно назвать Есенина народным поэтом? Ведь народ состоял не только из крестьян. Здесь, мне кажется, нужно учитывать классовый состав и экономическое устройство России в то время. Большую часть населения России составляли крестьяне. Почти все рабочие и городские жители были недавними выходцами из того же самого крестьянства. Поэтому интересы крестьян были в то время интересами большинства.



Немаловажно и то, какими были стихи Есенина, и каким был он сам. Его поэзия (особенно ранняя) носит на себе отпечаток фольклора, изобилует просторечными выражениями, и при этом сохраняет утонченность и красоту литературного русского языка. Поэтому поэзия Есенина всегда была понятна и близка как простым людям, так и интеллигенции. Сам же поэт до конца жизни тянулся к родным местам, снова и снова возвращаясь в родную деревню Константиново. Малая родина давала ему духовные силы, вдохновляла его, и в конечном итоге всегда была центральной темой его поэзии, ее главной героиней.
===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.

_____________________
===================
«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом





  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.

_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.

_____________________
===================


Развитие навыков литературоведческого анализа





  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

_____________________
===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.

_____________________
===================

  1. Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.

_____________________
Поэма «Анна Снегина» - лиро-эпическая. Это означает, что в этом произведении, изложенном в стихотворной форме, переплетаются две сюжетные линии: интимная, личностная и эпохальная, то есть эпическая. Лирическая линия представлена в поэме переживаниями главного героя и его отношениями с Анной Снегиной, а также ее чувствами, связанными и с героем, и с тем, что происходит вокруг нее. А происходит переворот всей русской жизни, революция, и именно на фоне революции показаны все чувства героев. Характерно то, что их чувства неразрывно связаны с тем, что происходит вокруг и зависят от происходящего.
===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.

_____________________
===================

Анализ проблематики





  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.

_____________________
===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?

_____________________
На мой взгляд, вся поэма, в том числе образ лирического героя, носят условно биографический характер. Совпадают и имена, и детали портрета автора и лирического героя, и детали биографии.
===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.

_____________________
История несбывшейся, невысказанной любви Сергея и Анны разворачивается на фоне революционных событий и переворотов в общественной, социальной и политической жизни России. Революция влияет не только на жизнь героев, но и на их отношения. Их любовь не была ими инициирована, но из-за эмиграции героини этой любви уже не дано развиваться. Политика определяет судьбу героев, лишая их свободы и права выбора.
===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?

_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.


  • Развитие навыков литературоведческого анализа
  • ЛИРИКА Работа с текстами