Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гражданской авиации




страница1/3
Дата01.07.2017
Размер0.64 Mb.
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

Н.А. Суворов



ЭКОНОМИКА
Пособие

по изучению раздела дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ»
для студентов

всех специальностей

всех форм обучения


Москва - 2007

ББК 33


С89
Рецензент д-р филос. наук, проф. К.Н. Панферов

Суворов Н.А.


С89 Экономика: Пособие по изучению раздела дисциплины «Экономический рост». -М.: МГТУ ГА, 2007. - 36 с.
Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.02 «Экономика» по Учебному плану для студентов всех специальностей всех форм обучения, утвержденному в 2001г.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 13.02.07г.

Редактор И.В. Вилкова

Подписано в печать 27.09.07 г.

Печать офсетная Формат 60х84/16 2,3 уч.-изд. л.

2,09 усл.печ.л. Заказ № 387/ Тираж 300 экз.



Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20

Редакционно-издательский отдел

125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а
© Московский государственный

технический университет ГА, 2007



Введение
Осмысление и анализ сложной взаимосвязи факторов, определяющих понятие экономического роста, являются одной из сложных проблем, стоящих перед экономической наукой в настоящее время.

Особую сложность этой проблемы можно подчеркнуть сравнением количественных и качественных показателей экономического развития разных стран, положительных и отрицательных последствий технического прогресса, соотношением темпов роста населения с истощением природных ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды.

Наиболее простое представление об экономическом росте состоит в том, что через определенные периоды времени в обществе выпускается все больше и больше продукции. Объемы выпускаемой продукции, к примеру, можно сравнить с помощью цен на эту продукцию с поправкой на инфляцию. А вот сравнить затраты, которые были необходимы в каждый из периодов, для обеспечения соответствующего выпуска продукции значительно сложнее. За счет каких дополнительных затрат обеспечивается рост выпуска продукции? Простой ответ в том, что источником роста являются средства, накопленные или сэкономленные на протяжении предыдущего периода экономического развития. Но возникает вопрос – только ли за счет экономии или чего-то еще???

Так источником дополнительных затрат, капитальных стоимостей, необходимых для роста выпуска продукции, являются накопления, создаваемые крупным машинным производством. Значительно сложнее раскрыть динамику накоплений интеллектуального капитала, затраты которого в наши дни определяют победителей в соревновании за темпы экономического роста.

Эти и другие вопросы, связанные с экономическим ростом, освещаются в данном пособии.



  1. Экономический рост, экономическое развитие

и экономический прогресс

Понятие экономического прогресса, роста и развития

Объект, на который влияет экономическая политика, должен быть определен и заданы направления или факторы, которые требуют воздействия со стороны государства.

Экономический рост. На протяжении очень длительного времени развитие экономической деятельности сопровождалось неуклонным ростом возможностей общества. Становилось возможным все более полное удовлетворение потребностей людей, вследствие роста производства, происходящего на основе технического и технологического прогресса, и все более эффективного использования человеческих и природных ресурсов при одновременном уменьшении приложения людских усилий и сопровождающих их тягот.

Определим экономический рост как устойчивое повышение совокупного производства товаров и услуг в конкретной экономике. А измерение объема этого совокупного производства обычно принято производить в терминах национального дохода либо валового внутреннего продукта (ВВП).

Рост валового производства может быть следствием либо увеличения затрат факторов производства, либо более эффективного использования имеющихся факторов. В первом случае это подразумевает увеличение двух компонентов – численности населения и объема наличных ресурсов. Увеличение численности населения является одной из важнейших реалий современного мира - мировое население в ХХI веке составляет более 6 млрд. человек, а в 1650 году оно равнялось 500 млн. человек, в 1900 году только 1,5 млрд. человек. А рост наличных ресурсов движется параллельно увеличению численности населения. За этот же период наблюдалось значительное увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства. Во втором случае имеется в виду непрерывно происходящее повышение производительности труда и развитие технологий. Так в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности объем производства на душу населения непрерывно возрастал. Кроме того, рост производительности труда сопровождается уменьшением продолжительности рабочего времени. Здесь же необходимо отметить и другую важнейшую составляющую повышения эффективности использования факторов производства - существеннейшее увеличение сроков обучения людей.

Обычно в любой данный момент (период) времени объем совокупного производства определяется количеством используемых факторов производства. Однако при этом подразумевается, что предпочтения людей, технология и общественные институты (формы экономической, социальной и политической организации, законодательство и многое другое) не меняются, хотя они также существенно влияют на экономическую деятельность. Ведь, как известно, именно изменения институтов и особенно технологий задают особо динамичные изменения в экономике.



Экономическое развитие. Под экономическим развитием будем понимать экономический рост, сопровождающийся значительными структурными или организационными изменениями (сдвигами) в экономике. Эти изменения отражают соотношение между различными секторами экономики, например, рост доли промышленности и сферы услуг в совокупном объеме производства. Эти структурные или организационные изменения могут быть причиной экономического роста, но это вовсе не обязательно.

Экономический прогресс в самых общих чертах определяют как рост наличных ресурсов, обгоняющий рост населения. Однако суть данного феномена значительно глубже. Данное определение требует использования средних показателей: реальный национальный доход на душу населения – отношение между совокупным доходом и численностью всего населения; реальный продукт на душу населения – отношение между валовым внутренним продуктом и численностью всего населения; реальное потребление на душу населения. Эти величины могут приблизительно отражать состояние экономического прогресса. Поэтому необходимо принимать во внимание и учитывать происходящие при этом изменения, характеризующие структуру потребления и производства. Экономическому прогрессу свойственно вызывать в сфере потребления определенные структурные изменения. Так рост доходов меняет структуру потребительских расходов, при росте доходов в пределах каждого вида расходов увеличивается доля «благ для богатых» по сравнению с «благами для бедных». Для сферы производства при этом характерны: 1) рост производства товаров и услуг, являющихся определяющими для прогресса (цемент, сталь, транспорт и др.); 2) перемены в распределении активного населения между различными секторами экономики.

Но, кроме того (и это чрезвычайно важно!), экономический прогресс зависит от созидательной способности людей и от распространения инноваций, которое происходит быстро и с меньшими социальными и человеческими издержками, если имеется в наличии сеть экономических институтов, занятых все более разносторонней деятельностью. Всякие количественные приращения недостаточны для того, чтобы сделать общество прогрессивным, если они не сопровождаются качественными переменами, благоприятствующими развитию и процветанию всех людей, составляющих это общество.



Положительные стороны экономического роста. Экономический рост - ключевой фактор повышения уровня благосостояния общества. Именно экономический рост позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т.д. И даже, если такие улучшения в течение года происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разнице в скорости роста. Если, например, экономика растет на 2,5% в год, реальный ВВП будет удваиваться каждые 28 лет; если же темпы роста повысятся до 3% в год, то удвоение ВВП будет происходить раз в 24 года.

Помимо этого, экономический рост облегчает правительству решение ряда задач экономической политики. Возрастающие доходы от налогообложения по текущим ставкам позволяют государству развивать свои услуги (те же здравоохранение и образование), не повышая налоги. Так важно отметить и то, что перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения становится возможным при одновременном повышении благосостояния тех, чьи доходы выше.


2. Факторы, влияющие на экономический рост

Говоря об экономическом росте, необходимо учитывать влияющие на него факторы. Правда, при этом необходимо учитывать динамику изменения численности населения. Так при возрастании численности населения возможен рост ВВП при неменяющемся производстве на душу населения. А если темп роста населения обгоняет темп роста производства, то показатель ВВП на душу населения может и снизиться.

Принято выделять пять основных факторов, определяющих темпы экономического роста.

1. Рост производительности существующих факторов производства.

В краткосрочном периоде производительность может быть повышена за счет усовершенствования экономической организации, что позволяет углубить разделение труда, реализовать экономию на крупных масштабах производства или интенсивнее использовать капитальное оборудование, работая в несколько смен. Производительность может повыситься и при улучшении качества рабочей силы, например, при улучшении специального образования рабочей силы, и условий труда.

Развитие общего уровня образования и на его базе высокой профессиональной подготовки в долгосрочном периоде позволяет добиваться более существенных сдвигов в производительности. Впрочем, подобные сдвиги скорее следует относить на счет роста капитальных инвестиций в людские ресурсы.

2. Рост наличных запасов факторов производства:

а) рост использования труда. Использование труда увеличи­вается либо вследствие роста продолжительности рабочего дня, либо при повышении доли занятых в общественном производстве, в обшей численности населения. В нормальных условиях первый из этих факторов не способен послужить причиной роста, так как повышение уровня благосостояния людей скорее увеличит их "спрос" на свободное время. Напротив, второй фактор вполне в состоянии способствовать экономическому росту, если увеличивается доля населения трудоспособного возраста или изменяется отношение людей к труду;

б) разработка природных ресурсов. Если нефть и природный газ имеются в значительных количествах и доступ к ним не затруднен, то это обеспечивает экономику топливом при уменьшении затрат, что позволяет перекинуть часть ресурсов на производство других благ и ускоряет экономический рост;

в) дополнительное капитальное оборудование. Рост капитала "вширь" необходим для поддержания постоянного соотношения капитала и труда и существующего уровня выпуска на каждого работающего по мере роста занятости. Рост капитала "вширь" не увеличивает производительности: он лишь поддерживает на неизменном уровне убывающую отдачу от труда. Рост капитала "вглубь" выражается в росте отношения капитала к труду.



3. Развитие технологий.

Технологические изменения со временем могут заметно увеличить производительность. На практике производительность обычно растет по всем трем причинам (рост капитала "вширь" и "вглубь" и развитие технологий). Рост использования труда или природных ресурсов увеличивает и потребности в капитале, что создает прямые стимулы для развития технологий.

Скорость внедрения технических изобретений и обновления капитала зависит и от цены капитального оборудования по сравнению с заработной платой рабочих, труд которых замещает этот капитал. На протяжении последних 50 лет в развитых странах заработная плата, как правило, росла сравнительно быстрее издержек приобретения оборудования. Предприятия за­мещали труд капиталом, и темпы технического прогресса заметно ускорились во многих отраслях, что на своих рабочих местах почувствовали и сельскохозяйственный рабочий, и грузчик, и транспортный рабочий, и докер, и шахтер.

Кроме того, на экономический рост влияет следующее.



4. Фундаментальные изменения структуры выпуска.

По мере роста уровня благосостояния населения страны изменяется структура их расходов. Основной объем расходов постепенно перемещается с сельскохозяйственной продукции на промышленную продукцию, а затем и на сферу услуг. Поскольку возможности интенсивного использования капитала и технологических инноваций шире всего в промышленности, темпы роста любой экономики уве­личиваются при ее индустриализации. Однако по мере увели­чения доли затрат на покупку частных и государственных услуг темпы роста снова замедляются.



  1. Постоянное улучшение условий торговли.

В настоящее время является общепризнанным то, что одним из главных источников экономического роста является производство знаний. Для обозначения этого нового явления появился и получил широкое распространение даже специальный термин - «экономика знаний».

Экономика знаний – основные понятия. В развитых странах в конце XX века в сфере науки и высоких технологий были заняты уже более 25% рабочей силы. В современном мире конкуренция государств – это конкуренция в уровне знаний. К 2010 году объединенная Европа планирует создать мощную экономику знаний на основе концентрации и интеграции европейской науки и попытается достичь в этой области уровня США и Японии. В Северной Америке Канада планирует (в соответствии со своей Общенациональной программой построения в Канаде инновационного общества) добиться к 2010 году вхождения страны в пятерку научных держав мира.

Экономика знаний (иногда употребляют термин инновационная экономика)экономика, основанная на науке, это означает, что значительные средства вкладываются в научно-техническое развитие и эти средства очень быстро дают отдачу в виде самой современной техники, приборов, технологий, различных методов производства товаров и услуг. Самое главное при этом, что все это открытое и разработанное немедленно внедряется в производство, и на этой основе происходит выпуск новейших товаров и услуг, продажа которых дает прибыль! Ориентация на прибыль означает, что производство и сбыт, как и раньше, должны продолжать ориентироваться на потребительский спрос и функционировать эффективно. Особенностью современной человеческой деятельности является наличие в каждом продукте и услуге такой составляющей как знание! Фактически экономика знаний - это новая организация народного хозяйства, в котором значительное место по сравнению с предшествующим периодом занимает наука, внедренческая деятельность и главное восприимчивость экономики к инновациям! Это означает изменение ценностных ориентиров общества, изменение социально-экономической структуры общества. Сейчас знания не только создаются, но и эффективно используются. Знания воздействуют на все сферы жизни общества и экономической деятельности, их уже сложно отделить от товара или услуги. Причем, говоря «наука» надо понимать, что речь идет и о фундаментальной науке, и о прикладной науке. Так уже примерно с середины 50-х годов ХХ века на современной научной и технической основе стал складываться единый научно-производственный комплекс, основа которого - синтез, комплексное взаимопроникновение науки, техники и производства. Наука постепенно, но все более полно превращается в непосредственную производительную силу. Так уже в 60-70-е гг. ХХ столетия в развитых странах путь «новинки» от кабинета ученого до массового потребителя составлял 5-7 лет. Сейчас же эти сроки внедрения значительно сократились. При этом изменился характер конкурентной борьбы - в ее основе теперь борьба за новизну продукции, технический уровень, ее качество. А «интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций». Считается, что экономика знаний (knowledge-based economy) станет наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Инновационное развитие экономики (а инновации – это люди, действующие инновационно, и условия, способствующие таким их действиям и, что очень важно, поощряющие их действовать новаторски!) основано на непосредственных прямых и обратных связях между наукой, производством и подготовкой кадров. Без этого невозможен непрерывный процесс разработки высоких технологий и продвижения на рынок новых видов продукции. Приоритетными направлениями инвестиций становятся человеческий потенциал, новые управленческие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, информационные технологии.

Предпринимательская способность в науке - это умение продвигать научные разработки в производство. Знания могут применяться и непосредственно на производстве, и как научные консультации, и как чтение популярных и специальных лекций.

Появление требований к предпринимательским способностям ученых - это ответ на вызовы современных реалий. Считается, что ученый должен быть способен создать компанию по передаче своих технологий в производство, ему также должны быть свойственны кроме высокого уровня знаний и понимание экономической ситуации, и навыки в консалтинге и маркетинге. Неслучайно в одном из лучших вузов России, в Физтехе, создается факультет, где будут готовить ученых-предпринимателей.

Главным направлением развития нового общества, как считается, должно стать развитие человеческого потенциала.
3. Пределы роста

На практике не всегда удается поддерживать высокие темпы экономического роста. Причинами этого могут быть:

а) повышение занятости, что приводит к увеличению потребительского спроса и сокращает инвестиционные ресурсы;

б) на темпах инвестиций неблагоприятно сказывается высокий уровень инфляции, а государственные антиинфляционные меры только подрывают доверие со стороны предпринимателей;

в) временами рост оказывается несовместим с другими задачами правительства. К примеру, по мере роста доходов увеличивается импорт, что приводит к ухудшению состояния платежного баланса, так что правительству приходится ограничивать стимулирование экономического роста;

г) рост связан с отложенным текущим потреблением во имя накопления дополнительного капитала. Чем больших темпов роста хочет добиться страна, тем больше приходится откладывать. Это означает, что в экономике должны произойти существенные структурные сдвиги, которые не могут не привести к увеличению безработицы. В этих условиях для обеспечения желательных темпов роста каждый рабочий должен быть готов быстро сменить профессию три-четыре раза в течение своей трудовой биографии, со всеми сопутствующими переподготов­ками и переездами на новое место жительство;

д) рост неизбежно связан с определенным ущербом для окружающей среды. Производство наращивается ценой загрязнений, возросшего уровня шума, утраты первозданной красоты заповедных уголков природы, разрушения среды обитания диких животных. По мере роста материального богатства все чаще возникает вопрос: каковы полные издержки такого роста? С этой точки зрения нередко оказывается, что некоторое снижение темпов роста было бы даже желательным;

е) в том же направлении действует еще одно обстоятельство. Экономический рост оценивается по приросту ВВП. Однако повышение благосостояния может выражаться не только (и даже не столько) в приращении матери­альных благ в условиях постоянного стресса, но и в снижении ритма деловой жизни при увеличении свободного времени.

Экономический рост неизбежно связан с определенным ущербом для ок­ружающей среды. Производство наращивается ценой загрязне­ний, возросшего уровня шума, утраты заповедных уголков природы, разрушения среды обитания ди­ких животных. По мере роста материального богатства люди все чаще спрашивают себя: каковы полные издержки такого роста? С этой точки зрения нередко оказывается, что некоторое снижение темпов роста было бы даже желательным;

е) в том же направлении действует еще одно обстоятельство. Экономический рост оценивается по приросту ВВП. Однако повышение благосостояния может выражаться не только (и даже не столько) в приращении материальных благ в условиях постоянного стресса, но и в снижении ритма деловой жизни при увеличении свободного времени.


4. Государство и экономический рост

Проблемы выработки экономической политики. При выработке политики, направленной на достижение устойчивого роста, приходится сталкиваться с трудностями следующего порядка:

1. Как измерять темпы роста? В чем воплощается рост? В увеличении свободного времени, в сокращении расходов на военные нужды, в успешной борьбе с загрязнениями, в охране памятников архитектуры и заповедных уголков природы или, быть может, в других показателях?

2. Какой из факторов роста способствует этому более всего? Образование, медицинское обеспечение населения, система подготовки кадров, рост запасов капитального оборудования, развитие технологий? Однако роль каждого из этих факторов однозначно измерить просто невозможно.

3. Темпы роста никогда не бывают устойчивыми: напротив, неизбежны его колебания вокруг общего повышательного тренда. Понимая это, предприятия обычно изменяют уровень своих запасов; однако это не решает проблем инвестиций, которые могут сильно упасть, если заметные колебания темпов роста сделают будущие перспективы слишком неопределенными.

Государственная политика содействия экономическому росту. Поскольку ни одна теория роста не может быть признана вполне удовлетворительной, обычно применяется целый ряд мер, способствующих возможно более полной реализации всех факторов роста.

Основным из них остаются все же капитальные инвестиции. Но ведь накопление капитала невозможно без отказа от текущего потребления — без сбережений. Поэтому первостепенная задача правительства состоит в выработке такой политики (прежде всего это касается налогообложения), которая обеспечит требуемый уровень сбережений.

Далее, приращение капитала происходит как в частном, так и в общественном секторе экономики. Одним из основных инвесторов в проекты общественного сектора (инфраструктура, больницы, дороги и пр.) является само правительство, которое к тому же берет на себя значительную долю расходов на образование и переподготовку кадров. Например, одной из основ бурного экономического развития Германии в XIX веке, заложенной еще королем Пруссии Фридрихом II, было всеобщее обязательное начальное образование, которое Фридрих II под влиянием идей Вольтера (навеянных перепиской с ними), ввел для своих подданных. По окончании обучения учащиеся должны были сдавать экзамены. При этом для контроля и процесса обучения, и подготовки преподавательского состава был введен институт инспекторов. Дважды за период с 1871г. по 1961г. звучали слова: «Эту битву выиграл школьный учитель». Первый раз их произнес Бисмарк по поводу франко-прусской войны, в которой французы потерпели сокрушительное поражение. Во второй раз президент США по поводу первенства СССР в освоении космического пространства.

Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Это значение находит отражение в различных теоретических концепциях.

Теория человеческого капитала рассматривает образование как процесс инвестиций в человека, его знания, умения, навыки, которые позволяют ему получать более высокие доходы на рынке труда. Многочисленные исследования, проведенные учеными разных стран, начиная со второй половины ХХ века, подтверждают, что в целом существует устойчивая прямая зависимость заработков человека от уровня полученного им образования. Работники с более высоким уровнем образования приносят более высокий доход не только себе и своим семьям, но и предприятию, на котором они работают, и обществу, в котором они живут. В этой связи при определенных условиях инвестировать в образование становится экономически выгодным не только отдельным индивидуумам, но и фирмам, и государствам. При этом государство преимущественно инвестирует в общеобразовательную подготовку детей, обеспечивая тем самым базовый минимум стандартного образования, а фирмы, наоборот, как правило, предоставляют возможности обучения, повышения квалификации специалистам, уже имеющим профессиональное образование, но нуждающимся в приобретении дополнительных знаний в тех узких сферах их деятельности, где происходят постоянные изменения. Теория человеческого капитала определяет и границы экономической целесообразности инвестиций в образование. Расходы на образование должны компенсироваться будущими доходами, полученными благодаря данному образованию.

Другая концепция - теория образовательных сигналов - утверждает, что образование само по себе не увеличивает способностей и возможностей работников, оно лишь проявляет те способности, которые уже заложены в человеке. То есть, если умственная деятельность, связанная с освоением новых знаний, дается человеку достаточно легко, не требует чрезмерных усилий и сверхвысоких денежных затрат, то, руководствуясь принципом экономической целесообразности, человек будет получать высшее образование. Если же способности к обучению невелики, то затраты, как моральные, так и денежные, на обучение будут настолько высоки, что получать высшее образование станет экономически невыгодным. Поэтому работодатель, подбирая работника на должность, требующую больших умственных усилий, предпочитает взять человека с высшим образованием, как имеющего большие способности к такого рода деятельности. Доказательством того, что образовательные сигналы существуют, являются несколько факторов. Во-первых, в объявлениях о найме сотрудников нередко указывается лишь требование о наличии высшего образования без указания профессии или специальности. Во-вторых, согласно статистическим данным, работники, имеющие диплом о высшем образовании, как уже было сказано выше, в целом получают значительно более высокую заработную плату, чем те, кто имеет среднее образование. При этом интересно, что заработки тех, кто почти до самого окончания обучался в высшем учебном заведении, но по каким-то причинам не смог получить диплом (то есть по объему человеческого капитала практически сравнялся с дипломированными выпускниками), значительно ниже, чем у тех, кто имеет диплом и по размеру ближе к заработкам работников со средним образованием. В-третьих, не случайно широкое распространение получила торговля дипломами и сертификатами об образовании – для трудоустройства именно наличие документа, а не знаний нередко имеет решающее значение. Образовательным сигналом для работодателя может служить не только сам факт окончания высшего учебного заведения, но и название вуза, форма обучения (очная, заочная, вечерняя, краткосрочные курсы). Работодатель оценивает потенциал работника по сложившимся в обществе представлениям об уровне интенсивности и трудоемкости обучения.

Концепция человеческого развития, в качестве основополагающего, выдвигает тезис о том, что оценивать достижения экономики надо не тоннами добытых ископаемых и километрами проложенных трасс, а изменениями к лучшему важнейших показателей жизни человека: здоровья и долголетия, уровня образования, возможности трудиться за достойную заработную плату, иметь доступ к благам цивилизации при сохранении окружающей среды.

Анализируя роль образования, сторонники этой концепции акцентируют внимание не столько на уровне доходов, сколько на расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной и, в конце концов, более счастливой. Образование рассматривается как необходимое благо для укрепления здоровья и обеспечения активного долголетия человека, для воспитания более здорового и благополучного потомства, для сохранения благоприятной окружающей среды, для поддержания социального мира и взаимопонимания различных групп населения. То есть образование в большей степени выступает как социальное благо, одной из функций которого может выступать принесение денежного дохода. Действительно, многовековой опыт эволюции человечества показывает, что образование является неотъемлемой частью экономического и культурного развития, будучи и результатом, и предпосылкой этого развития. Тогда всеобщая доступность образования становится важнейшей политической задачей, решение которой приведет к единству и равенству, благополучию и процветанию.

С другой стороны, размах государственных расходов не должен приводить к вытеснению желательных частных инвестиций. Когда речь заходит о подобных альтернативах, решения принимают на основе ожидаемых преимуществ каждого варианта. Частные инвестиции могут быть увеличены, если правительству удается обеспечить устойчивость инвестиционного климата, и не будет искусственно сдерживаться рост. Это позволяет воплотить все научно-технические открытия и изобретения в конкретных капитальных благах.

Основные периоды заметного экономического роста исторически следовали за крупными прорывами в области технологии с последующим практическим использованием научных и конструкторских разработок. Самолеты, компьютеры, антибиотики и прочие лекарства, выведение новых сортов полезных расте­ний, селекция животных, пестициды — вот лишь некоторые из многочисленных плодов долгосрочного развития науки и тех­ники.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3

  • «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
  • Москва - 2007
  • Московский государственный технический университет ГА