Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга




страница1/9
Дата24.06.2018
Размер1.43 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9






Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга







Программа принята
на педагогическом совете


Утверждена

Протокол от 30.08.2017 № 1



Директор ЦТР и ГО "На Васильевском"

____________Л.П.Новикова


Приказ от 30.08.2017 № 41

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ансамблевое музицирование»

Возраст учащихся: 8 - 18 лет

Срок реализации: 8 лет

Разработчики программы:

Богач О.В.

Варенцева Т.Н.

Джиджихия Н. В.

Хилинская И.Г.,

педагоги дополнительного образования



Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Уровень освоения – углубленный
Актуальность программы - ансамблевая игра постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности - эмоциональной отзывчивости» на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение.

Ансамблевое музицирование, способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося - музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Развитие этих способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности - прослушивании музыки, изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда учащийся собственноручно оперирует с материалом. «Лучший способ понять и освоить явление - это воссоздать и воспроизвести его» (С. И. Савшинский)



Отличительные особенности - особенностью данной программы является возможность начать заниматься учащимся с любого года обучения (начиная со второго). Поэтому каждый год обучения представляет собой некую начальную ступень с включением развивающих, более сложных задач. Отсюда присутствует определенная повторяемость тем на каждом году обучения. Также это объясняется цикличностью изучения репертуара: каждый год учащиеся знакомятся с полифоническими произведениями, cонатным Allegro, пьесами классических и современных композиторов. И так в течение всего времени реализации программы.

Адресат программы - возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8 – 18 лет.

Цель образовательной программы - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами ансамблевого музицирования.

Задачи:

Обучающие:

  • овладение практическими навыками ансамблевого музицирования на фортепиано;

  • формирование способности к художественному коллективному творчеству, к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа;

  • изучение мировой музыкальной культуры.

Развивающие:

  • раскрытие индивидуальных способностей учащихся на основе совместного музицирования;

  • развитие и применение на практике в виде ансамблевого музицирования комплекса музыкальных способностей (музыкального слуха и памяти, чувства ритма, эмоционального восприятия музыкальных произведений, чувства формы музыкальных произведений).

Воспитательные:

  • включение учащихся в коллективный процесс музицирования;

  • поднятие самооценки у детей, испытывающих трудности при сольном исполнении;

  • воспитание коммуникативных качеств личности каждого из участников дуэта.

Условия реализации программы - 8 лет, 36 часов в год.

Условия набора – дети могут начать заниматься по данной программе с любого года обучения, начиная со второго года обучения.

Кадровое обеспечение программы – профессиональная компетентность педагогического состава, обладающего высоким уровнем профессионально значимых личностных качеств.

Материально – техническое обеспечение программы

Наличие материальных условий для реализации учебного процесса:

1.Учебное помещение с хорошим освещением, одним или двумя инструментами

2.Наличие на занятиях музыкальных учебников, пособий, справочных изданий

3.Наличие компьютера с выходом в Internet

4.Наличие метронома и аудиоаппаратуры

5.Соблюдение санитарно – гигиенических требований

Особенности организации образовательного процесса – концертная деятельность, подготовка к конкурсам и к фестивалям, назначение дополнительных репетиций.

Формы проведения занятий: репетиции, зачеты, академические концерты 2 раза в год, концертные выступления, фестивали, конкурсы, промежуточный и итоговый контроль в форме выступления в зале.

Формы организации деятельности. Основная форма проведения занятий – групповая (в парах) и индивидуально – групповая. Индивидуальная форма предполагает работу индивидуально с каждым из участников дуэта в те часы, когда дуэт приходит на занятия. В общем значении «режим» - устоявшаяся, многократно повторяющаяся во времени, последовательная очередность частей одного целого. Если исходить из этого понятия, то режим занятий дуэта состоит из определенного цикла учебной деятельности, который повторяется каждое полугодие. Это групповое занятие с педагогом, индивидуальные самостоятельные занятия каждого из участников дуэта дома, совместное самостоятельное занятия (без педагога) дома или на базе учреждения, беседы с родителями, подготовка к концерту (дополнительные занятия с дуэтом вне рабочего времени преподавателя), концертное выступление, обсуждение выступления, подбор новой программы и планирование дальнейших совместных мероприятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Планируемые результаты:

Предметные:


  • Уметь самостоятельно разбирать и работать над ансамблевыми произведениями

  • Владеть навыками ансамблевого музицирования

  • Свободно исполнять произведения из репертуара пройденной программы

Метапредметные:

  • Уметь оперировать знаниями по истории мировой и российской музыкальной культуры

Личностные:

  • Владеть коммуникативными навыками, приобретенными в процессе обучения по данной программе

  • Воспитание любителя музыки, обладающего навыками творческого музицирования

Учебный план первого года обучения

Тема

Кол-во часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие

0,5

0,5

-

Опрос
Открытые занятия

Сдача партий


Диагностика

Анализ приобретённых навыков


Академический концерт
Промежуточный контроль

Итоговый контроль



  1. Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5

0,5

1

  1. Работа над ансамблевой техникой: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука

4

0,5

3,5

  1. Работа над ансамблевой техникой: Достижение равновесия звучания в удвоениях и аккордах разделенных между партнерами

4

0,5

3,5

  1. Значение партий

1,5

0,5

1

  1. Звукоизвлечение, штрихи и динамика

5

2

3

  1. Соблюдение общности ритмического пульса

5

2

3

  1. Подбор по слуху и транспонирование

5

2

3

  1. Слушание музыки

1,5

0,5

1

  1. Подготовка к первым концертным выступлениям

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

4

0,5

3,5

Итого часов

36

10

26





Учебный план второго года обучения

Тема


Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, знакомство, правила поведения в Центре

0,5

0,5

-

Опрос
Открытые занятия

Сдача партий


Диагностика

Анализ приобретённых навыков


Академический концерт
Промежуточный контроль

Итоговый контроль



  1. Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5

0,5

1

  1. Работа над ансамблевой техникой: значение пауз, навык отсчета пауз

2

0,5

1,5

  1. Работа над ансамблевой техникой: одновременность вступления и снятия заключительных аккордов.

3

0,5

2,5

  1. Значение партий, знакомство с различными типами фактур

1,5

0,5

1

  1. Звукоизвлечение, штрихи и динамика

5

2

3

  1. Соблюдение общности ритмического пульса

5

2

3

  1. Развитие гармонического слуха

2

1

1

  1. Развитие полифонического слуха

1,5

0,5

1

  1. Работа над репертуаром

6

-

6

  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

4

0,5

3,5

Итого часов

36

9

27
















Учебный план третьего года обучения

Тема


Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля




Всего

Теория

Практика




  1. Вводное занятие, знакомство, правила поведения в Центре

0,5

0,5

-

Опрос
Открытые занятия
Сдача партий
Диагностика

Анализ приобретённых навыков


Академический концерт
Промежуточный контроль

Итоговый контроль






  1. Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5

0,5

1




  1. Работа над ансамблевой техникой: значение пауз, навык отсчета пауз

2

0,5

1,5




  1. Работа над ансамблевой техникой: одновременность вступления и снятия заключительных аккордов.

2

0,5

1,5




  1. Значение партий, знакомство с различными типами фактур

2,5

0,5

2




  1. Звукоизвлечение, штрихи и динамика

4

1

3




  1. Работа над темпоритмом произведения

4

1

3




  1. Подбор по слуху и транспонирование

2

1

1




  1. Чтение с листа

3,5

0,5

3




  1. Работа над репертуаром

6

-

6




  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5




  1. Концертные выступления

4

0,5

3,5




Итого часов

36

7

29








Учебный план четвертого года обучения

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, знакомство, правила поведения в Центре

0,5

0,5

-

Опрос
Открытые занятия

Сдача партий


Диагностика

Анализ приобретённых навыков


Академический концерт

Промежуточный контроль


Итоговый контроль

  1. Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5

0,5

1

  1. Работа над ансамблевой техникой: дирижерские жесты в ансамбле, синхронность звучания,одновременное вступление и снятие

4

0,5

3,5

  1. Работа над ансамблевой техникой: навык передачи мелодии из одной партии в другую

2

0,5

1,5

  1. Развитие тембро-динамического слуха

1,5

0,5

1

  1. Звукоизвлечение, штрихи и динамика

3.5

0.5

3

  1. Соблюдение общности ритмического пульса и агогика в совместном исполнении

5

0.5

3

  1. Подбор по слуху и транспонирование

5

2

3

  1. Чтение с листа

1,5

0,5

1

  1. Работа над репертуаром










  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

4

0,5

3,5

Итого часов

36

10

26





Учебный план пятого года обучения

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, знакомство, правила поведения в Центре

0,5

0,5

-

Опрос
Открытые занятия

Сдача партий
Диагностика

Анализ приобретённых навыков


Академический концерт

Промежуточный контроль


Итоговый контроль

  1. Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5

0,5

1

  1. Работа над ансамблевой техникой: дирижерские жесты в ансамбле, синхронность звучания

4

0,5

3,5

  1. Работа над ансамблевой техникой: навык передачи мелодии из одной партии в другую

4

0,5

3,5

  1. Развитие тембро - динамического слуха

1,5

0,5

1

  1. Звукоизвлечение штрихи и динамика

2

0.5

1,5

  1. Соблюдение общности ритмического пульса и агогика в совместном исполнении

2

0.5

1,5

  1. Подбор по слуху и транспонирование

2

0.5

1,5

  1. Чтение с листа

2,5

0,5

2

  1. Работа над репертуаром

6

-

6

  1. Комплексный исполнительско - педагогический анализ произведения:

2

0,5

1,5

  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

4

-

4

Итого часов

36

5.5

30.5





Учебный план шестого года обучения

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, знакомство

0,5

0,5

-

Опрос

Открытые занятия

Сдача партий

Диагностика

Анализ приобретённых навыков

Академический концерт

Промежуточный контроль

Итоговый контроль



  1. Знакомство с фортепианными переложениями произведений оперного, балетного и симфонического жанров.

8

2

6

  1. Работа над всем комплексом ансамблевой техники.

4

0,5

3,5

  1. Работа над выпускной программой

9

1

8

  1. Читка с листа

5.5

-

5.5

  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

5

-

5

Итого часов

36

4,5

31.5





Учебный план седьмого года обучения

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, знакомство

1

1

-

Опрос

Открытые занятия

Сдача партий

Диагностика

Анализ приобретённых навыков

Академический концерт

Промежуточный контроль

Итоговый контроль



  1. Знакомство с фортепианными переложениями произведений оперного, балетного и симфонического жанров.

8

2

6

  1. Работа над всем комплексом ансамблевой техники.

4

0,5

3,5

  1. Работа над выпускной программой

9

1

8

  1. Читка с листа

5

-

5

  1. Слушание музыки

4

0,5

3,5

  1. Концертные выступления

5

-

5

Итого часов

36

5

31




Учебный план восьмого года обучения

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие, знакомство

1

0,5

0,5

Опрос

Открытые занятия

Сдача партий

Диагностика

Анализ приобретённых навыков

Академический концерт

Промежуточный контроль

Итоговый контроль



2.Знакомство с фортепианными переложениями произведений оперного, балетного и симфонического жанров.

8

2

6

3.Работа над всем комплексом ансамблевой техники.

4

1

3

4. Работа над выпускной программой

9

1

8

5.Читка с листа

5

1

4

6.Слушание музыки

4

0,5

3,5

7.Концертные выступления

5

-

5

Итого часов

36

6

30





Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала освоения программы

Дата окончания освоения программы

Всего учебных недель

Всего учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2017

25.05.2018

36



36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

2 год

01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

3 год

01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

4 год

01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

5 год

01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

6 год


01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

7 год


01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

8 год

01.09.2017

25.05.2018

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

Рабочая программа

Рабочая программа первого года обучения

Задачи первого года обучения:

  • формирование профессионально - исполнительских навыков игры в ансамбле

  • формирование эстетического чувства и кругозора

  • умение воспринимать и выполнять задания педагога, концентрировать внимание

  • воспитание трудолюбия и волевых качеств, для достижения поставленной задачи

Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения:

  • Сформированная посадка фортепианного дуэта за инструментом

  • Сформированные первоначальные навыки ансамблевого исполнительства

  • Синхронное вступление

  • Синхронное исполнение

  • Синхронное окончания исполнения и снятие рук


Календарно-тематическое планирование первого года обучения

2017-2018 учебный год

Дооп «Ансамблевое музицирование»

Дни занятий:




п/п


Название раздела, темы

Количество часов по расписанию

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие

0,5







2.

Посадка фортепианного дуэта за инструментом и педализация

1,5







3.

Работа над ансамблевой техникой: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука

4







4.

Работа над ансамблевой техникой: Достижение равновесия звучания в удвоениях и аккордах разделенных между партнерами

4







5.

Значение партий

1,5







6.

Звукоизвлечение, штрихи и динамика

5







7.

Соблюдение общности ритмического пульса

5







8.

Подбор по слуху и транспонирование

5







9.

Слушание музыки

1,5







10.

Подготовка к первым концертным выступлениям

4







11.

Концертные выступления

4










Итого часов

36







Содержание программы первого года обучения

Четырехручным ансамблем учащиеся начинают заниматься со второго года обучения, т.е. можно предположить, что они занимаются на фортепиано уже третий год. К этому времени, уже сформированы некоторые навыки слухо - моторной и зрительно-моторной координации, учащийся обладает основными теоретическими знаниями (нотная грамота, основные гармонические функции T,S,D), знаком с некоторыми видами фортепианной техники (мелкой, пятипальцевой, гаммообразной, арпеджио, аккордовой), знаком с основными видами фактуры (одноголосная, полифоническая, гармоническая) и, соответственно, с некоторыми основными видами аккомпанемента (аккордовый и бас-аккорд), имеет навыки педализации.

И, конечно, у учащегося уже имеется небольшой опыт четырехручного музицирования, полученный с первых шагов в обучении - это ансамбль с педагогом. В пьесах предназначенных малышам первая партия является одноголосной, а вторая – басовая, для преподавателя, содержит гармоническое сопровождение, полифонически обогащающее фактуру.

В фортепианном дуэте «учащийся - учащийся» партнерами обычно становятся дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. К первым шагам в овладении ансамблевой техникой, можно отнести следующие разделы начального обучения: особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоениях и аккордах разделенных между партнерами; согласование приемов звукоизвлечения; соразмерность в сочетании нескольких голосов исполняемых разными партнерами; соблюдение общности ритмического пульса.




  1. Каталог: data -> files
    files -> «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А. Ахматова
    files -> А. М. Аджиев, Х. М. Халилов
    files -> Цель: Воспитание личности патриота и гражданина
    files -> Роль сарапульских купцов И. С. Колчина и У. С. Курбатова в развитии российского пароходства
    files -> Подбор торгового персонала
    files -> Я. водичар, докт наук, асс проф
    files -> Рабочая программа учебной дисциплины литература северодвинск 2014
    files -> Конкурс научных проектов шотландские предки М. Ю. Лермонтова и влияние Д. Байрона на формирование поэта Научная статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9