Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.93 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4




Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга







Программа принята
на педагогическом совете


Утверждена

Протокол от 27.05.2016 г № 4



Директор ЦТР и ГО "На Васильевском"

____________Л.П.Новикова

Приказ от 01.06.2016 г № 28


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Обучение игре на фортепиано»





Возраст обучающихся: 6–18 лет

Срок реализации программы: 8 лет
Авторы-составители -

педагоги дополнительного образования

инструментальной секции









Санкт-Петербург

2016


"Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего

учить, чему учить и как учить?" (Г.Каган)
Пояснительная записка
В настоящее время часть образовательных учреждений, находящихся в системе дополнительного образования, ставит перед собой задачу развития навыков любительского музицирования. Именно такой вид деятельности учащихся объединяет профессиональную работу преподавателя с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни ребенка и после окончания школы.
Другая часть (лицеи, гимназии, школы) по направленности учебного процесса ставит перед собой задачу профессионального образования, таким образом, исходя из современной ситуации в системе дополнительного образования, программа преследует как цели гуманитарного развития, так и профессионального образования.

Направленность программы – художественная

Актуальность – необходимость повысить занятость детей социально полезным делом, последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”. Осознание необходимости создания условий реализации и совершенствования человеком своего духовного начала. Понимание творческой деятельности (как со стороны учащегося, так и со стороны педагога) как важнейшего социального процесса, создающего новую «культурную норму», которая делает человека Личностью;

Педагогическая целесообразность – формирование духовной культуры, нравственных качеств личности, воспитание художественного вкуса, развитие общей культуры детей и подростков, расширение их кругозора.

Цели:
- формирование творческой личности средствами музыкальной педагогики;
- формирование духовного мира учащихся;
- формирование потребности к саморазвитию, самообразованию, самореализации.
Задачи:

Обучающие

• Изучение музыкальной грамоты, основ музыкальной теории и гармонии;

• Овладение практическими навыками игры на фортепиано;

• Формирование пианистических и исполнительских навыков;

• Формирование способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа;

• Формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

Изучение мировой музыкальной культуры;

• Формирование исполнительских, творческих навыков;

• Освоение ансамблевой игры и навыков аккомпанемента.
Развивающие

• Раскрытие индивидуальных способностей учащихся; средствами музыкальной педагогики;

• Развитие основных психических процессов и качеств, необходимых для творческой деятельности (восприятия, памяти, фантазии, воображения);

• Развитие и применение на практике комплекса музыкальных способностей (музыкального слуха и памяти, чувства ритма, эмоционального восприятия музыкальных произведений, чувства формы музыкальных произведений);

• Развитие координации движений.
Воспитательные

• Обогащение духовного мира;

Воспитание учащихся как слушателей музыкальных произведений;

• Снятие нервно-психических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.

• Повышение уровня самосознания и самооценки.

Особенность данной программы заключается в том, что она преследует как цели гуманитарного развития, так и профессионального образования, давая возможность наиболее одарённым и профессионально перспективным детям получить образование, соответствующее уровню выпускника музыкальной школы и дающее возможность поступления в среднее специальное учебное заведение.

Для каждого учащегося программа конкретизируется и индивидуализируется, общие музыкальные способности оцениваются на подготовительном этапе обучения, а более точное прогнозирование происходит к окончанию начальных классов, когда сформируются и разовьются основные пианистические и исполнительские навыки.



Условия реализации Программы
1. Наличие материальных условий для реализации учебного процесса. Помещение с инструментами (желательно два фортепиано) - класс. Наличие в классе аудиоаппаратуры, метронома.

2. Наличие профессионального педагогического состава и контингента учащихся (желательно отобранного по конкурсу).

3. Наличие в Школе Искусств учебно-методического кабинета, оснащенного аудио- и видеоаппаратурой, наглядными и методическими пособиями.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.


Сроки реализации программы

Программа рассчитана на подготовительный курс и семь лет обучения.

Подготовительный этап. Срок обучения 1 год - для детей 6-7 лет.

Начальный этап. Срок обучения 4 года - для детей 8-12 лет.

Основной этап. Срок обучения 3 года – для детей 13 -18 лет.

Следует учитывать, что возраст детей указан среднестатистический и не является решающим моментом.

Для каждого обучающегося программа конкретизируется и индивидуализируется, общие музыкальные способности оцениваются на подготовительном этапе обучения, а более точное прогнозирование происходит по окончании начальных классов, когда сформируются и разовьются основные пианистические и исполнительские навыки.

Программа отражает требования курса специального фортепиано, частично затрагивая аккомпанемент и ансамбль. В неё включены годовые требования, репертуарные списки (крупная форма, пьесы), примерные программы переводных экзаменов.



Формы и режим занятий
Основной формой работы является индивидуальное занятие. Также с обучающимися проводятся беседы, лекции, посещения концертов - как индивидуальная, так и групповая формы работы. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по академическому часу.

Ожидаемый результат по окончании обучения по данной программе

1. Воспитание любителя музыки, обладающего навыками творческого музицирования.

2.«Взращение» слушателя, способного к восприятию интонационно-образного многообразия музыкального искусства.

Формы контроля результативности освоения программы

Предварительный контроль – имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки учащегося. Предварительная диагностика необходима для того, чтобы определить его приращение в конце учебного года.

Текущий контроль – это систематическая проверка образовательных результатов учащегося. Желательно, чтобы текущий контроль проводился на каждом занятии.

Периодический контроль – осуществляется на контрольных уроках, открытых уроках, прослушиваниях. А также на технических зачётах, академических концертах, фестивалях, конкурсах, полугодовом экзамене.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме экзамена. Он предполагает комплексную проверку образовательных результатов.

Выпускные экзамены в конце седьмого года обучения.


Оценка, производимая на конец каждого учебного года:


  1. Уровень музыкальных данных (слух, ритм, память). Соответствие исполнительского аппарата учащегося данному инструменту. Степень приспособленности к инструменту.

  2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.

  3. Отношение к музыке, занятиям.

  4. Работоспособность, собранность.

  5. Самостоятельность.

  6. Успехи к концу года.

  7. Недостатки.

Для профориентации: художественное воображение, музыкальная инициатива, технические данные. Успеваемость учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, открытых уроках, конкурсах, прослушиваниях.

Экзамены выпускные – 7 год обучения.





Учебно-тематический план по годам обучения
Подготовительное отделение




Вид деятельности

Кол-во часов за год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Подготовительные упражнения, гимнастика для раскрепощения мышечного аппарата

2

1

1

3.

Организация аппарата (постановка руки)

2

1

1

4.

Воспитание чувства метроритма

2

1

1

5.

Воспитание звуковысотного слуха

2

1

1

6.

Творческая работа

2

1

1

7.

Формирование звукового самоконтроля

3

1

2

8.

Работа над штрихами, техникой

6

2

4

9.

Чтение с листа

2

1

1

10.

Начальные навыки подбора аккомпанемента

2

1

1

11.

Координация движений рук и звуковых ощущений

5

1

4

12.

Средства музыкальной выразительности, фразировка, динамика

4

1

3

13.

Публичные выступления

2

1

1

14

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого часов

36

14

22


Содержание подготовительного курса

Основные обучающие задачи подготовительного курса:

- организация движений ребенка на начальной стадии обучения (включает подготовительные упражнения, гимнастику для раскрепощения мышечного аппарата),

- организация аппарата (постановка руки),

- воспитание чувства ритма и овладение метро - ритмической записью,

- воспитание звуковысотного слуха и освоение звуковысотной записи,

- начальные навыки подбирания и транспонирования,

- формирование музыкального мышления и самоконтроля (прежде всего слухового),

- воспитание образного восприятия и эмоционального переживания музыки,

- развитие творческой инициативы (подбор аппликатуры, досочинение, сочинение текстов к маленьким песням, пьесам, сочинение мелодий на заданный текст, ритм, образ и т.д.),

- освоение основных технических приемов и штрихов,

- развитие самостоятельности учащегося (умение свободно и грамотно разбираться в нотном тексте),

- знакомство со средствами музыкальной выразительности, с образностью динамики, артикуляционных штрихов, интонацией, музыкальной фразировкой,

- навыки слушания гармонической и элементарной полифонической вертикали,

- координация движений рук и звуковых ощущений,

- развитие начальных навыков чтения с листа,

- освоение основных элементов фактурной ткани (аккорды, альбертиевы басы и т.д.),

- освоение элементарных приемов фактурного варьирования,

- начальные навыки подбора аккомпанемента (в виде баса, бурдона, основных трезвучий),

- начальные навыки чтения с листа (на доступном материале),

- решение звуковых задач,

- знакомство с педалью.


  1. Вводное занятие.

Теория-знакомство с инструментом и историей его развития, показ слайдов с применением возможностей мультимедиа (You Tube).

Практика-первый опыт знакомства с инструментом.



  1. Подготовительные упражнения, гимнастика для раскрепощения мышечного аппарата.

Теория - упражнения для освобождения пианистического аппарата, посадка за инструментом.

Практика – выполнение упражнений на освобождение мышц спины, рук, кисти.



  1. Организация аппарата (постановка руки).

Теория – отсутствие напряжения при извлечении звука, закруглённое положение пальцев, ощущение лёгкой упругости всей руки.

Практика – игра упражнений и элементарных пьес.



  1. Воспитание чувства метроритма.

Теория – основные ритмические фигуры: целые, половинные, четвертные, восьмые ноты и паузы.

Практика – чтение нотного текста с названием ритмослогов, игры с ритмо - слогами, чтение ритмических схем.



  1. Воспитание звуковысотного слуха.

Теория – направление движения мелодической линии (вверх, вниз, на месте).

Практика - петь интонационно чисто, с осмысленной фразировкой, показывать рукой направления движения мелодии.



  1. Творческая работа.

Теория – использование зрительных и вербальных образов в работе над музыкальным материалом.

Практика - Определение характера музыки. Передача впечатления через слово, движение, рисунок.




  1. Формирование звукового самоконтроля.

Теория – направление восприятия на динамический профиль, артикуляцию и фразировку.

Практика – осмысленное исполнение, передающее смысл музыкального текста.



  1. Работа над штрихами, техникой.

Теория – освоение штрихов в тесной связи со слухом, звуковыми задачами.

Практика – игра упражнений и пьес с основными штрихами(non legato, legato.staccato) ,техническое освоение фактуры.



  1. Чтение с листа.

Теория – внимание к ключевым знакам, размеру, ритму, аппликатуре. Умение видеть текст на такт вперёд.

Практика – игра по нотам, не глядя на клавиатуру.



  1. Начальные навыки подбора аккомпанемента.

Теория – понятие об основных функциях лада (тоника, доминанта).

Практика – подбор аккомпанемента к простым песням с использованием баса, бурдона, основных трезвучий.



  1. Координация движений рук и звуковых ощущений.

Теория – умение выполнять несколько задач одновременно (разные функции рук, ассиметричная аппликатура, педаль).

Практика – игра каждой рукой отдельно самостоятельно и в ансамбле с педагогом, затем двумя руками при постоянном слуховом контроле.



  1. Средства музыкальной выразительности, фразировка, динамика.

Теория – определение линии динамического развития и кульминационной точки. Динамические оттенки.

Практика - выстраивать линию развития с точки зрения динамики и смысловых цезур.



  1. Публичные выступления.

Теория – умение контролировать исполнение, концентрировать внимание и волю.

Практика – осмысленное исполнение, умение эмоционально раскрыть и донести музыкальный образ.



  1. Итоговое занятие.

Теория – подведение итогов учебного года.

Практика – демонстрация умений и навыков, приобретённых в течение года.


Ожидаемые результаты освоения программы подготовительного отделения
В результате освоения программы учащиеся должны:

• хорошо ориентироваться на клавиатуре, в нотной записи;

• уметь выразить характер произведения, его опорно-смысловые моменты, жанровые признаки;

• выработать пластичность аппарата в технике поп legato, legato;

• освоить штрих staccato;

• уметь выбирать необходимый темп и выдерживать его на протяжении всего произведения;

• уметь координировать движения рук для достижения синхронности и правильного соотношения звучания мелодии и аккомпанемента;

• уметь определить основные средства музыкальной выразительности, передающие характер произведения;

• производить контроль за качеством исполнения;

• получить первоначальные навыки чтения нот с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента




Репертуарный план
Первое полугодие:

• 20-25 упражнений;

• 20-25 разнохарактерных пьес;

• 5-10 ансамблей исполняемых с педагогом.

Второе полугодие:

• 10-15 этюдов;

• 5-10 пьес;

• 4-5 ансамблей;

В конце года на экзамене исполняется:

• 1 полифоническое произведение, либо пьеса с элементами полифонии;

• пьеса;

• 1-2 этюда на разные виды техники.

В середине и конце года необходимо провести концерты класса, на котором каждый ребенок должен исполнить 1-2 произведения (желательно разнохарактерных) и ансамбль (с педагогом или другим учащимся).
Ожидаемые результаты освоения программы подготовительного отделения
В результате освоения программы учащиеся должны:

• хорошо ориентироваться на клавиатуре, в нотной записи;

• уметь выразить характер произведения, его опорно-смысловые моменты, жанровые признаки;

выработать пластичность аппарата в технике поп legato, legato;

• освоить штрих staccato;

• уметь выбирать необходимый темп и выдерживать его на протяжении всего произведения;

• уметь координировать движения рук для достижения синхронности и правильного соотношения звучания мелодии и аккомпанемента;

• уметь определить основные средства музыкальной выразительности, передающие характер произведения;

• производить контроль за качеством исполнения;

• получить первоначальные навыки чтения нот с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента



Подготовительный класс

О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Изд-во «Композитор», СПб, 1997 г.

Сост. Любомудрова, Сорокин, Туманян. Хрестоматия пед.репертуара для ф-но. 1 класс. Изд-во «Музыка», М., 1976 г.

А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд-во «Советский композитор», М., 1986 г. Б.Березовский, Борзенков «Я начинаю играть на ф-но».

Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей для начинающих. I ч. сост. Ляховицкая. Изд-во «Музыка», Л., 1982 г.
Примерная вступительная программа в 1 класс

1. Шитте Этюд

2. Гнесина Этюд

3. Ю.Виноградов «Танец медвежат»



1 год обучения




Вид деятельности

Кол-во часов за год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Организация музыкальных интересов

2

1

1

3.

Освоение музыкальной грамоты и

формирование творческих навыков:

1. чтение с листа

2. подбор по слуху

3. транспонирование


2

2



2

1

1



1

1

1



1

4.

Работа над техникой

5

1

4

5.

Работа над репертуаром

18

2

16

6.

Концертная деятельность

3

1

2

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого часов

36

9

27



Содержание первого года обучения

Основные обучающие задачи:

    • развитие музыкально-слуховых представлений, знакомство с языком музыки и средствами музыкальной выразительности,

    • организация пианистического аппарата, овладение основными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato, portamento),

    • развитие музыкального мышления, умение разбираться в строении музыкальной формы (первоначальные теоретические знания),

    • развитие творческого воображения, инициативы, самостоятельности мышления,

    • расширение жанровых рамок в подборе репертуара,

    • освоение новых фактурных приемов,

    • подбор элементарного аккомпанемента к песням,

    • совершенствование навыков работы над произведением,

1. Вводное занятие

Теория – повторение и закрепление ранее изученного материала (музыкальные ключи, длительности, паузы, размер такта).

Практика – игра упражнений, способствующих приведению рук и пальцев в рабочее состояние.

2. Организация музыкальных интересов.

Теория - выстраивание педагогом урока таким образом, чтобы у ребенка пробуждался интерес к музицированию и дальнейшему углублению музыкальных знаний (рассказ о композиторах, музыкальных стилях и эпохах, жанрах, связях с другими видами искусства). Слушание музыки в исполнении педагога. Пробуждение и развитие интереса у ребенка к конкретному музыкальному произведению и музыке в целом.

Практика - исполнение пьес педагогом как неотъемлемый фактор возникновения живейшего интереса у детей «сесть» за инструмент помузицировать, приобщиться к музыкальному творчеству.

3. Освоение музыкальной грамоты и формирование творческих навыков.

а) Чтение с листа.

Теория - объяснение принципа чтения с листа: определение тональности произведения, размера такта, наличие ключевых знаков, ритмические фигуры, длительности. Обращение внимания на аппликатуру, динамические оттенки.

Практика - Игра по нотам в медленном темпе и по возможности не глядя на клавиатуру.
б) Подбор по слуху.

Теория - объяснение принципа подбора мелодии и аккомпанемента и необходимости подбора в процессе обучения игре на фортепиано.

Практика - игра на инструменте простейших песенок с подключением элементарного аккомпанемента, используя основные функции лада.

в) Транспонирование.

Теория - объяснение принципа транспонирования.

Практика - игра несложных мелодий или песенок от разных звуков.

4. Работа над техникой.

Теория - объяснение принципов строения и исполнения гамм на 1-2 октавы, длинных арпеджио,3-ехзвучных аккордов, хроматической гаммы (смена позиции и местоположение 1-го пальца на клавиатуре).

Практика - исполнение гамм, аккордов, длинных арпеджио, хроматической гаммы с 1-2мя знаками при ключе.

5. Работа над репертуаром.

Теория – беседа с учащимся о различных музыкальных жанрах, стилях, эпохах, композиторах, учитывая при этом технические возможности конкретного учащегося.

Практика – работа над разнохарактерными произведениями, включающими разные фактурные приёмы. Распределение звука между правой и левой руками.

6. Концертная деятельность.

Теория - объяснение правил поведения на сцене во время исполнения произведения ; настрой на выразительность исполнения ; умение подойти к инструменту, поклониться до и после исполнения.

Практика - исполнение концертной программы.

7. Итоговое занятие.

Теория - подведение итогов работы за год обучения: успехи, неудачи, творческие планы на будущее.

Практика - подбор новой программы.



Ожидаемые результаты по окончании первого года обучения
В результате освоения программы I года обучения учащиеся:

• продолжают совершенствовать навыки работы над произведением, проявляют самостоятельность в разборе текста;

• повышается эмоциональная восприимчивость, гибкость приспособления к двигательным навыкам, что позволяет гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.

Репертуарный план
Первый класс

Количество произведений, рекомендуемых для изучения в течение года:

Крупная форма - 1

Пьесы - 6 (примерно).



Произведения крупной формы

Фортепиано Сост. Милич 1 класс

В.Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Ю.Некрасов Маленькая Соната ми минор

И.Беркович «Во саду ли в огороде»

Д.Штейбельт Сонатина До мажор

Г.Хаслингер «Сонатина» До мажор
Пьесы

Р.Шуман «Альбом для юношества»: «Марш», «Первая утрата»

П.Чайковский «Детский альбом»: Французская песенка, Болезнь куклы.

С.Майкапар «Бирюльки»

Музыкальная мозаика, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998 г.
Примерная переводная программа во 2 класс

Д.Штейбельт Сонатина До мажор

Р.Шуман «Марш»

2 год обучения




Вид деятельности

Кол-во часов за год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Организация музыкальных интересов

4

1

3

3.

Чтение музыки с листа, подбор по слуху несложных мелодий и аккомпанемента,

транспонирование



3

1

2

4.

Развитие технических навыков (этюды, гаммы, упражнения)

3

1

2

5.

Работа над репертуаром.


7

1

6

6.

Освоение новых фактурных приемов

5

1

4

7.

Расширение жанровых рамок в подборе репертуара

4

1

3

8.

Знакомство с более крупными музыкальными формами

4

1

3

9.

Концертная деятельность

4

1

3

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого часов

36

9

27


Содержание программы второго года обучения

Основные обучающие задачи:


    • совершенствование пианистических приёмов, навыков,

    • знакомство с новыми, более сложными формами (соната, вариации),

    • развитие ощущения кульминации, понятие мелодического дыхания,

    • расширение жанровых рамок, интонационного и ритмического строя исполняемых произведений,

- развитие технических навыков,

- развитие навыков музицирования,


1.Вводное занятие

Теория - изучение и анализ нового репертуара.

Практика – игра упражнений, пьес, направленных на восстановление пианистической формы.

2. Организация музыкальных интересов

Теория – пополнение слухового багажа учащегося на примерах мирового музыкального наследия. Расширение кругозора, посещение и обсуждение концертов, выставок.

Практика - исполнение пьес педагогом, совместное музицирование, как побудительный мотив для дальнейшего развития интереса ребенка к конкретному музыкальному произведению и музыке в целом.

3. Освоение музыкальной грамоты и формирование творческих навыков:

а) Чтение с листа.

Теория – объяснение принципа чтения с листа: определение тональности, необходимость мыслить при чтении с листа в данной конкретной тональности с определенным количеством знаков, опережая глазами нотный текст на 1-2 такта вперед. Обращение внимания на основные ритмические фигуры, встречающиеся в данном произведении, на динамические оттенки, итальянские термины, аппликатуру.


Практика – исполнение пьес не глядя на клавиатуру.

б) Подбор по слуху.

Теория – объяснение принципа подбора по слуху мелодии, и аккомпанемента, изучение основных функций лада- T, S, D с последующим усложнением функции D (доминантовый септаккорд). Изучение понятия фактуры и её разновидностей.

Практика – подбор несложных песен и мелодий с аккомпанементом используя различные виды фактуры.

в) Транспонирование.

Теория – объяснение принципа транспонирования.

Практика – используя знания теоретического порядка, играть пьесы и песни более сложного уровня от разных звуков.

4.Работа над техникой.

Теория – знакомство с комплексом гамм в целом; основные аппликатурные формулы; ладо - тональные соотношения. Объяснение функций правой и левой педалей.

Практика – исполнение гамм с динамическими оттенками (к вершине на crescendo, к основной ступени на diminuendo). Пальцевая четкость, ровность, беглость при экономии движений. Доведение до автоматизма закрепленных технических приемов игры. Прямая и запаздывающая педаль.

5. Работа над репертуаром.

Теория – совершенствование навыков работы над произведением с увеличением самостоятельности учащегося в разборе текста.

Практика – раскрытие интонационно - образной природы музыки, характера конкретного произведения средствами музыкальной выразительности. Подбор репертуара не должен ограничиваться только практической целесообразностью ( разучиваемая музыка должна нравиться ребенку и вызывать у него живой непосредственный отклик в душе).

6. Освоение новых фактурных приемов.

Теория-знакомство с жанровыми фактурами, которые сформировались в народном танцевальном и песенном творчестве.

Практика – освоение разных видов фактуры.

7.Расширение жанровых рамок в подборе репертуара.

Теория - изучение произведений с жанровыми вариантами фактуры – «песенной», «маршевой», «вальсовой», «полечной».

Практика – работа над пьесами разных жанров.

8. Знакомство с более крупными музыкальными формами

Теория - обращение к крупной форме (сонатины, вариации). Особенности строения данных форм. Закономерности тонального и структурного развития.

Практика – работа над произведениями крупной формы.

9.Концертная деятельность.

Теория – настрой учащегося на выступление. Установка на веру в свои силы и возможности. Воспитание воли, которая питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Честолюбие как стимул в продвижении и преодоление боязни сцены.

Практика – исполнение концертной программы.

10. Итоговое занятие:

Теория – итоги достижений за год обучения. Обсуждение усвоенного материала; демонстрация нового уровня музыкальной культуры; победы и неудачи учащегося.

Практика – выбор репертуара на следующий год.


Ожидаемые результаты по окончании второго года обучения
1. Развитие музыкальности, умения создать в произведениях различные яркие, эмоциональные образы.

2. Умение ощущать фразировку, улавливать и передавать логику музыкального развития.

3. Развитие гармонического слышания, умение различать ладовую и гармоническую окраску звука.

4. Развитие навыков ясного звукоизвлечения, выразительного интонирования, четкого метроритма, технической свободы аппарата.

5. Приобщение и развитие навыков исполнения произведений крупной формы, а также пьес разных жанров.
Репертуарный план

Второй класс

Крупная форма - 2 (примерно)

Пьесы 4 (примерно)

Крупная форма

Андре «Сонатина» G-dur

Гедике «Сонатина» C-dur соч.36

Дюбюк «Вариации на Р.Н.П»

Бетховен «Сонатина» G-dur часть 1

Клементи «Сонатина» соч.36 №1 C-dur

Хаслингер «Сонатина» C-dur части 1;2

Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»; «Allegro»

Душек «Сонатина» G-dur часть 3
Пьесы

Гайдн «Пьесы» соч.6 №5;8;15;19

Гречанинов «Детский альбом» соч.98; «Бусинки» соч.123

Майкапар «Бирюльки» соч.28; «Мотылёк»; «Маленький командир»; «В садике»

Александров «Просьба»; «Вальс»

Чайковский «Детский альбом» : «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков»

Градески «Счастливые буги»

Металлиди «Мой конь»

Виноградов «Танец медвежат»

Роули «В стране гномов»

Майкапар «Дождик» , «Полька»
Экзамен

Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Чайковский «Старинная французская песенка»
3 год обучения




Вид деятельности

Кол-во часов за год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Организация музыкальных интересов

2

1

1

3.

Освоение музыкальной грамоты и

формирование творческих навыков:

1. чтение с листа

2. подбор по слуху

3. транспонирование


2

2



2

1

1



1

1

1



1

4.

Работа над техникой

10

2

8

5.

Работа над репертуаром

12

2

10

6.

Концертная деятельность

4

1

3

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого часов

36

10

26


Содержание программы третьего года обучения
Основные обучающие задачи:



    • совершенствование пианистических приемов, навыков,

    • знакомство с новыми, более сложными формами (рондо),

    • развитие творческих навыков,

    • развитие навыков музицирования,

    • развитие моторики в пьесах подвижного характера,

    • звуковой контроль, интонационная, ритмическая, темповая выразительность,

    • навык выразительной и певучей игры и педализации в пьесах кантиленного характера.

1.Вводное занятие.

Теория – обсуждение нового репертуара. Анализ содержания и музыкально – выразительных средств.

Практика – игра упражнений для приведения аппарата в форму. Разбор программы.

2.Организация музыкальных интересов.

Теория - прослушивание новых пьес в различном исполнение (You Тube).

Практика - Определение отличительных черт каждой трактовки

3.Освоение музыкальной грамоты и формирование творческих навыков.

а) Чтение с листа.

Теория – определение тональности, размера, гармонической основы. Необходимость опережать глазами нотный текст на 1-2 такта вперед.

Практика – исполнение пьес не глядя на клавиатуру.

б) Подбор по слуху.

Теория - определение тональности и ступени, с которой начинается подбираемая мелодия. Уточнение ритма и определение гармонической последовательности в аккомпанементе.

Практика – поэтапный подбор (мелодия, аккомпанемент). Выбор фактуры. Необходимость концентрации внимания.

в) Транспонирование.

Теория – повтор принципа транспонирования.

Практика – игра пьес и песен более сложного уровня от разных звуков.

4.Работа над техникой.

Теория – подробный позиционный и ритмический анализ текста. Поиски путей преодоления технических трудностей.

Практика – работа над автоматизацией движений, ровностью и активностью пальцев в пассажах. Синхронность и объёмность в аккордах. Незаметное подкладывание первого пальца при смене позиций.

5 .Работа над репертуаром.

Теория - тщательное изучение каждого произведения. Выявление особенностей фразировки и фактуры. Выявление образно – смыслового содержания.

Практика – работа над естественностью и целесообразностью приёмов звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. Работа над экономией движений, ясностью фактуры, регулировкой звучности.

6. Концертная деятельность.

Теория – оживить настрой на образ, почувствовать себя в «нужной ритмической среде».

Практика - концентрация исполнительской воли для передачи художественного содержания исполняемого произведения. Ориентация на слушателя в «подаче» содержания.

7. Итоговое занятие.

Теория – обсуждение пройденного музыкального материала, приобретённых за учебный год навыков.

Практика - исполнение экзаменационной программы. Выбор репертуара на следующий год.

Ожидаемые результаты по окончании третьего года обучения


  1. Грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений.

  2. Развитие творческих навыков.

  3. Развитие навыков музицирования.

  4. Исполнение произведений крупной формы: соната, вариация.

  5. Умение анализировать структуру музыкального произведения.

  6. Исполнение этюдов, упражнений с более сложной исполнительской техникой.

  7. Владеть на уровне требований данной Программы умением играть в ансамбле, читать ноты с листа, подбирать по слуху.



Репертуарный план
Третий класс

Рондо, сонатины, вариации - 2

Пьесы - 4

Произведения крупной формы

Фортепиано. 3 класс сост. Милич, Киев, 1980 г.

Ф.Кулау Вариации

Л.Бетховен Сонатина фа мажор I ч.

М.Клементи Сонатина ор 36 №2

А.Бейл Сонатина ля минор

Р.Глиер Рондо
Пьесы

П.Чайковский «Полька», «Камаринская»

С.Прокофьев ор 65, «Детская музыка», «Прогулка»

Гедике А. Соч.6 20 маленьких пьес для начинающих №№14,16-20

Гречанинов А. Соч.123 Бусинки

Э.Григ ор 12 «Ариетта», ор 38 «Вальс».

Хачатурян А. Андантино

Фортеп. Тетрадь юного музыканта. Сост. Глушенко. «Музыка», Л., 1989 г.

Сборник пьес для ф-но. 3-4 кл. ДМШ, сост. С.А.Барсуков, «Феникс», Ростов-на-Дону», 1999г.
Примерная переводная программа в 4 класс

Ф.Кулау Вариации

Хачатурян А. Андантино

4 год обучения




Вид деятельности

Кол-во часов за год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Организация музыкальных интересов

2

1

1

3.

Освоение музыкальной грамоты и

формирование творческих навыков:

1. чтение с листа

2. подбор по слуху

3. транспонирование


2

2



2

1

1



1

1

1



1

4.

Работа над техникой

10

2

8

5.

Работа над репертуаром

12

2

10

6.

Концертная деятельность

4

1

3

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого часов

36

10

26


Содержание программы четвёртого года обучения
Основные обучающие задачи


    • овладение основными пианистическими приемами и навыками,

    • дальнейшее развитие эмоционально-чувственной сферы,

    • активизация воображения через образное восприятие музыки,

    • формирование образно-ассоциативных представлений,

    • расширение музыкального кругозора.

1. Вводное занятие.

Теория - анализ нового репертуара.

Практика - повторение упражнений, способствующих приведению аппарата в рабочую форму.

2. Организация музыкальных интересов.

Теория - корректировка репертуара по желанию учащегося, прослушивание новых пьес в различном исполнение (You Тube).Определение их эмоциональной и художественной направленности.

Практика - начинаем работу над наиболее эмоционально затронувшими музыкальными произведениями. Охват произведений в целом, разбор двумя руками без детализации.

3. Освоение музыкальной грамоты и формирование творческих навыков.

а) Чтение с листа.

Теория - определение тональности произведения, границ музыкальных фраз, анализ фактуры аккомпанимента.

Практика - умение читать ноты группами (мотивами), глядя на 2-3 звука вперёд. Преодоление разрозненного процесса складывания отдельных звуков, стремление к слитному процессу исполнения хотя бы небольшого отрывка музыкального произведения.

б) Подбор по слуху. Теория - определение тональности и ступени, с которой начинается подбираемая мелодия.Выбор гармонической последовательности в аккомпанименте.

Практика - создание условий для естественной концентрации внимания и "слуховой наблюдательности".

в) Транспонирование.

Теория - принцип транспонирования на полтона вверх или вниз.

Практика - транспонирование простейших этюдов (К.Черни в редакции Гермера) Постепенное усложнение задач.

4 .Работа над техникой.

Теория - понятие техники, как основы к выполнению художественно-музыкальных задач. Цель - технического развития - обеспечение условий, при которых аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу.

Практика:

а) развитие гибкости и эластичности аппарата.

б) связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых пальцах.

в) целесообразность и экономность движений.

г) управляемость техническими процессами.

д) звуковой результат, как необходимый итог.

5 .Работа над репертуаром.

Теория - тщательное изучение каждого произведения. Понимание образно – смыслового содержания.

Практика - " Сыграйте сперва точно то, что написано, если вы полностью воздали этому должное и затем вам захочется что-нибудь добавить или изменить, что ж, сделайте это". А. Рубинштейн.

6. Концертная деятельность.

Теория - режим в день выступления.

Практика. Концентрация исполнительской воли для передачи смыслового и эмоционального содержания исполняемого произведения. Неослабевающий слуховой контроль.

7. Итоговое занятие.

Теория - осмысление пройденного музыкального материала, приобретённых за учебный год навыков.

Практика - исполнение экзаменационной программы. Выбор репертуара на следующий год.

  1   2   3   4

  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском»
  • Василеостровского района Санкт-Петербурга
  • «Обучение игре на фортепиано»
  • Направленность программы
  • Педагогическая целесообразность
  • Условия реализации Программы
  • Сроки реализации программы
  • Ожидаемый результат по окончании обучения по данной программе
  • Формы контроля результативности освоения программы
  • Учебно-тематический план по годам обучения
  • Содержание подготовительного курса Основные обучающие задачи подготовительного курса
  • Ожидаемые результаты освоения программы подготовительного отделения
  • Содержание первого года обучения Основные обучающие задачи
  • Ожидаемые результаты по окончании первого года обучения
  • Репертуарный план Первый класс
  • Содержание программы второго года обучения Основные обучающие задачи
  • Ожидаемые результаты по окончании второго года обучения
  • Репертуарный план Второй класс
  • Содержание программы третьего года обучения Основные обучающие задачи
  • Репертуарный план Третий класс
  • Содержание программы четвёртого года обучения Основные обучающие задачи