Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Города томска




Скачать 453.25 Kb.
страница1/3
Дата28.06.2017
Размер453.25 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

ГОРОДА ТОМСКА



Электронное пособие

«Исследовательская деятельность старшеклассников»

Томск-2008
В пособии предложена примерная система организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками с учётом специфики гуманитарных дисциплин.

Пособие адресовано учащимся, руководителям-тьюторам, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой.

Содержание.

I. Введение. Понятие исследовательской работы. Классификация работ в области гуманитарных наук.




II. Основные понятия научно-исследовательской работы




III. Этапы проведения исследовательской работы.

1.Подготовительный.

1.1Выбор темы.





1.2. Определение объекта, предмета исследования.




1.3. Обоснование значимости, актуальности темы.




1.4. Формулировка цели предпринимаемого исследования. Составление индивидуального маршрута.




а) источники информации




б) способы сбора и анализа информации




в) способы представления результатов




2. Основной: создание текста научно-исследовательской работы




3. Заключительный этап. Оформление работы. Тезисы. Аннотация.




IV. Заключение.





I. Введение

Понятие исследовательской деятельности.

В 1904 году лингвист Л.В.Щерба сказал: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть связаны с наблюдениями самих учеников под руководством учителя над собственным языком». Самостоятельные наблюдения, из которых потом следуют другие выводы – это и есть исследование. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение информации, исследование кажется революционным. Его достоинство состоит из двух моментов: 1) развивает мышление; 2) даёт возможность самостоятельно искать знания.

В советской школе исследовательский метод стал основным с 1920 года. Но обнаружилась бессистемность полученных знаний, и метод был осужден постановлением ЦК ВКП (б) 1931г. и вытеснен из школьной практики. Психолого-педагогические исследования 60-70г.г. 20 века показали, что интерес к обучению у школьников упал. Главными причинами стали: перегрузка памяти, эмоциональное воспроизведение информации, страх перед оценками и учителем. Поэтому стали вводить в школьную практику движения юношеских научных обществ и малых академий наук.

В последнее десятилетие 20 века произошел информационный взрыв, признаком которого являются легкость и общедоступность информации. Уже недостаточно стало просто воспроизводить полученные знания – нужно уметь применять их на практике, уметь работать с информацией. До 20% учебного времени отдано для профильных предметов и элективов (курсов по выбору), среди которых появились курсы «Исследовательской деятельности учащихся»



Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н. Поддьяков)1.

Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков)2.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С. Обухов)3.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося

Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Советы эксперта4:. Что необходимо учитывать при написании исследовательской работы.

Первое и самое важное при оценке письменной работы – это ее содержание. Очень важно, чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали цели и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранным материалами.

В учебно-исследовательских работах недопустимо использование литературного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей изложения материала. Довольно часто учащиеся используют личностный подход к подаче материала, в научном языке это принято только в том случае, когда это делает очень большой ученый, внесший огромный самостоятельный вклад в науку. Довольно раздражающим бывает «наукообразный» способ изложения материала. Это относится к работам, перегруженным терминологией. Особенно неприятно, когда учащийся не очень точно представляет себе значение термина или использует термин собственного изготовления, не давая его расшифровки.



II. Основные понятия научно-исследовательской работы. Глоссарий.
Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Основу языка науки составляют термины5 и понятия6, с некоторыми из которых вы



познакомитесь ниже.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Анализ- это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого. При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий. Синтез - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д.

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Аналогия – это сходство каких-либо признаков объектов, которые в общем не тождественны.

Аргументы – это проверенные положения, которыми пользуются при обосновании тезиса. Различают несколько видов аргументов:

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Ведущий замысел - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Доказательство – это приведение аргументов в пользу истинности или ложности рассматриваемого положения, мысли, утверждения.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация

релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, срок исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Конспект - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов.

Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Метод исследования - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение – это результирующее суммирование признаков фактов, объектов и т.п., рассматриваемых в данном случае, и формирование на этой основе результирующего вывода.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема исследования - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес. Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен.

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Тезис – это положение, истинность которого необходимо доказать. Вокруг тезиса должно происходить всё рассуждение.

Тезисы - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами.

Тема исследования - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Учебно-научный доклад - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения.

Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Форма доказательства - способ логической связи между тезисом и аргументом. В основу такой связи могут быть положены индуктивные и дедуктивные рассуждения.
III. Этапы проведения исследовательской работы

1. Подготовительный: Выбор темы
Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы собственного исследования. Это очень серьёзный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Психологи отмечают, что исследование тогда принесет плоды, когда будет основываться исследовательская деятельность на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Поэтому прежде чем выбрать тему своей работы, подумайте: о чём бы вы хотели узнать подробнее? Что вас больше всего интересует при знакомстве с разделами языка? Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время.

1. Только принципы личной заинтересованности и добровольности помогут определиться с темой. Так, например, девятиклассника Сашу Шрайнера заинтересовало происхождение названия улицы, на которой он жил, что дало толчок к созданию работы «Годонимы Норильска и Красноярска: сравнительная характеристика».

2. Выбранная вами тема должна быть посильна. Если тема сформулирована общо, ученику нечего исследовать, а можно выполнить обзор существующих работ (чаще всего даже неполный), что провоцирует на написание работы реферативного характера. Опыт показывает, что выбирать тему необходимо узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Тема исследовательской работы Гончаровой Ксении «Структурные, функциональные, языковые особенности примет таймырских ненцев». На примере этой темы можно заметить, что касается исследователь только одного вопроса УНТ – примет, но примет не всех народов мира, а только коренных жителей Таймыра ненцев, хотя на территории проживают и другие народности.

3. Тема должна быть актуальна.

4. По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.

5 . При решении задачи по выбранной теме вы должны пройти по всем основным этапам исследования, а именно:

а/ изучение и осмысление теорий, законов, принципов, правил, а также обобщение своих знаний по той науки, по которой должны вести исследование;

б/ анализ известных вам фактов, идей и других сведений по конкретной теме исследования и выбор направления действий по поиску недостающих знаний;

в/ поиск недостающих знаний – чтение книг, газет, архивных документов, проведение интервью, проведение работ по эксперименту и т.д.;

г/ построение мысленной модели объекта исследования;

д/ разработка рабочей гипотезы или ведущего замысла;

е/ проведение рассуждений методом индукции и дедукции, рефлексии;

ж/ выдвижение тезисов и обоснование их;

з/ обобщение и выводы.

Выбрать тему исследования могут помочь следующие приёмы:



1. просмотр тем, уже выполненных в выбранной области, в том числе тех, которые велись как в нашей гимназии:

  • Ономастикон фамилий;

  • Топонимическая карта Томская;

  • Структурные, функциональные, языковые особенности примет томских татар;

  • Этимологические особенности народных календарей коренных жителей Сибири;

  • Азбука флоры и фауны

  • Судьбы декабристов

  • Судьбы в эпоху репрессий

  • Прозвища

  • Индивидуальный дискурс в молодёжном общении

  • Особенности языка Томской области

  • Стилевые особенности языка томского чата и другие

И, конечно же, нельзя забывать о том, что объектом исследования может являться текст. Это может быть как текст художественный («Особенности языка повести В.П.Астафьева «Звездопад»), так и текст бытового характера («Типология ошибок в речи моих одноклассников»).

2.Тема должна быть значимой для класса, школы, населенного пункта. То есть тема НИР должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива школы или населенного пункта.


Советы эксперта: Какие темы сейчас наиболее актуальны?

По мнению Л.П.Крысина7, с середины 90-х 20 века появилось множество работ по социолингвистике, что связано с запретом на существование лексических носителей (наркоманов, нищих, хиппи и др.), гендерных различий. Старшеклассники ставят в центр проблемы себя: свой речевой опыт, свою языковую личности или же свой класс, свою группировку, с которой они общаются: скейтеры, рокеры, готы и т.д. или свой пол. Необходимо также обратить внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в науке применительно к изучению «своей» области знаний.


2. Определение объекта, предмета исследования.
Если вы уже выбрали тему, чтобы она уложилась в вашем сознании, желательно проговорить ее. После этого необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит вам более ясно понимать, над чем работаете. Напоминаем, что под объектом исследования принято понимать процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой. Рассмотрим эти понятия на примере темы «Этимологические особенности народных календарей коренных жителей Таймыра».

Объектом исследования в поставленной проблеме является "образование, функционирование народного календаря".

Предметом исследования будет - "этимология названий месяцев народностей Сибири» По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".
  1   2   3