Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Города десногорска




страница1/3
Дата08.01.2017
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ГОРОДА ДЕСНОГОРСКА
Адрес: 216400, Первый микрорайон,

Тел. 7-32-78
Директор: Савина Антонина Ивановна

Автор - разработчик: Коровина Раиса Николаевна, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ


ПРОГРАММА
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И СЛОВЕСНОСТЬ
7 класс
Авторы программы: Сипинев Ю.А., Сипинева И.А.

Редактор программы: Коровина Раиса Николаевна, учитель русского языка и литературы
Введение.
Повторение изученного в 5-6 классах; развитие отдельных тем: Введение в курс 7 класса. Человек и мир. Мир как «совершенное художественное произведение»1 и человек как его творец.

Художественное произведение как отображение, воссоздание и исследование жизни и мира и человека.

Значение книги в жизни человека. Понятие классики, образца, идеала, совершенства. Библия как главная книга христианской истории; ее общее содержание и особенности.

Н.А.Тэффи. Книга. И.А.Бунин. Отрывок из романа «Жизнь Арсеньева» (книга первая, гл. ХV).

Важнейшие знаковые образы культуры и литературы: дорога, река, поле, сад, степь и др. Дорога как метафора жизненного пути человека. Художественные произведения, содержащие рассматриваемые образы.



А.П.Чехов. Степь.

Мотив пути в повести, пребывание героев в движении. Путь Егорушки к учению, знаниям. Спутники и наставники Егорушки на его пути, различие их отношений к жизни, знаниям окружающему миру (Иван Иванович — путь стяжания земных богатств, расчета и выгоды; Дымов – путь «разрушения и саморазрушения», безблагодатного скитальчества; «пастырь добрый» отец Христофор («он всегда с Богом» — Б.К.Зайцев). Имена чеховских героев и их христианская символика.

Степь, открывающая мальчику свои тайны. Мотивы тоски, жажды; образ грозы в повести и их символическое значение

Мотивные взаимосвязи чеховской повести с биографией М. В. Ломоносова, произведениями А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Евангельский контекст: повествование о призвании апостолов Петра и Андрея (Мф.4,18-22; Лк.5,10-11; Мк. 1,16-18).



А.С.Пушкин. Отрок («Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря...»). Н.А.Некрасов. Школьник. *А.Черный. Ломоносов отрок.

«Душа живая». Человек как творение

Священное Писание о сотворении человека (развитие представлений). Книга Бытия, гл. 1—2.

Шестой день Творения мира. Создание человека «из праха земного». Идея родства человека со всей видимой природой, с животным царством. Материальность физической человеческой природы – «нравственный урок смирения» (А.П.Лопухин), данный людям.

Одухотворение человека Богом. Душа человека. Ее отличие от души животных, птиц и рыб. Человек как связь двух миров: мира видимого, физического (телом), и мира невидимого, духовного (душою). Человек как царь природы и образ самого Бога на земле.

Начала христианской антропологии. Святоотеческое учение о трехсоставности человека (тело, душа, дух). Три уровня жизни человека и их проявление.

Сложность внутреннего мира, жизни души человека. Чувства, переживания в их многообразии (радость, печаль, гнев, страх, жалость, сострадание; способность воображения, память, способность мыслить и дар слова (бессловесность остальной твари и дар слова у человека). Ответственность за этот дар. Слово «внутреннее» и произнесенное.

Предвечный совет Бога о человеке: «Сотворим человека по образу Нашему, по " подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Участие в творении человека (как и в творении мира) всех трех лиц живоначалъной Троицы. Цена принятого решения: «Сотворим...» как готовность к крестной жертве во спасение человечества.

Понятие о Троице. Троица ветхозаветная. Явление Святой Троицы в виде странников праведнику Аврааму (Быт., гл. 18)

А.Рублсв и его икона «Троица». Понятие об иконе. История создания и содержание рублевской «Троицы». Символика чаши и Тельца, прообразующего Христа Спасителя. Другие произведения А.Рублева.

Л.Столица (Л.Н.Ершова). Благодатный богомаз (Иконописец Андрей Рублев).

Лицо, личина и лик. Лицо и личина (маска) как принадлежность портрета в искусстве, лик как предмет иконописи. Взаимосвязь внешнего изображения с сущностными (психологическими, нравственными, духовными) внутренними качествами человека. Индивидуальность портрета. Условность иконы, ее символизм. Икона как «богословие в красках» (князь Е.Трубецкой) и символическое изображение преображенного (обоженного) человечества.

Иносказание (аллегория). Иносказание как литературный прием. Басня — «истина вполоткрыта» (И.С.Крылов). Понятие морали в басне.

И.А.Крылов. Зеркало и обезьяна. Орел и пчела. Камень и червяк. Бочка. Гребень. Крестьянин и лошадь. Пушки и паруса. Водопад и ручей. Безбожники.

*Конь и всадник. *Василек. *Лань и дервиш. *Два мальчика. *Мыши. * Две бочки.
Понятие о притче. Притча и басня.

Евангельские притчи. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 30—37). О мытаре и фарисее Лк. 18, 9—14). О бесплодной смоковнице (Лк.13, 6—9). О талантах (Мф. 25, 14—50).


«Камень преткновения и камень соблазна» 1. Зло в мире
Священное Писание о смысле и происхождении зла; понятие греха нарушения Божиих заповедей. Заповеди. Зло в ангельском мире. Грехопадение прародителей (Адама и Евы), его последствия.

Книга Бытия, глава 3.

М.Ю.Лермонтов. Ангел.

Душа человека, вызванная к бытию в мире «печали и слез» и песня небожителей об утраченном рае. Судьба человека и его страдальческий путь в земном мире. «Скучные песни земли» и стремление человеческой души к горнему миру.



A.М.Жемчужников. «Восторгом святым пламенея...». А.К.Толстой. «Горними тихо летела душа небесами...»
Понятие искушения, как оно раскрывается в духовной традиции.

Тема искушения в поэзии. Л.A.Meй. «Отойди от меня, сатана!»; А.А.Фет. «Когда Божественный бежал людских речей...»


Человек и силы зла. Раскрытие темы в литературе.

Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством.

Изображение зла Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: присутствие нечистой силы и зримом облике. Образ Вакулы — благочестивого кузнеца и богомаза (иконописца). Содержание и значение праздника Рождества, рождественских даров. Пленение Вакулы мечтой во что бы то ни стало добиться любви Оксаны. Попытка достижения цели с помощью нечистой силы. Обожание как кумиротворение. Гоголь о возможности преодоления власти бесов над человеком силой креста и покаянием. Смех у Гоголя, его значение.



Вий.

Значение экспозиции повести. Образ оскверненной святыни земли русской — Киева. Изображение семинарии — училища для духовных лиц — как пораженного грехом и страстями места. Поруганное, «гнилое» слово как знак духовного неблагополучия людей. Художественные средства, образы, используемые Гоголем для описания жизни семинарии.

Три бурсака и история, приключившаяся с ними.

Бессилие Хомы Брута перед нечистой силой. Грех Хомы (воровство), дающий власть над ним ведьме и попытка философа победить зло ведовскими и суеверными способами (заклятия, круг). Образ заброшенной церкви, на стенах которой после смерти Хомы изображены бесовские лики.

Смысл финала повести. Неусвоенный семинаристами урок и легкомысленное отношение ко злу.

Образ дороги, в повести. Тема слова в многообразии его смыслов. А.С.Пушкин. Анчар.

Философская природа произведения; поэтическая картина-символ. Образ мира с «центром мироздания» — древом смерти как противоположностью древу жизни; образы дождя, тучи, «вихря черного». Стихотворение Пушкина как притча о законах бытия мира и человека. Отсутствие в мире источника жизни. Категории свободы, власти; человек в стихотворении. Тема ответственности человека за распространение в мире зла. «Непобедимый владыка» и «послушный раб».

Значение церковнославянизмов в произведении.

Другие повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

*А.Погорельский. Лафертовская Маковница. * А.С.Пушкин. Бесы.
Из Древнерусской литературы.

Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим.

Змей как зримый образ, принимаемый искусителем (злой силой).



Повторение материала 5—6 классов (сказка, мифология; классическая литература).

Змей (дракон) как библейский образ сатаны. Откровение Иоанна Богослова. (Апокалипсис) о битве небесного воинства с драконом (о происхождении зла).

Мотив змееборчества в русской культуре и литературе. Из устного народного творчества. Добрыня и змей (былина). Духовные стихи: Сказание о Георгии Храбром, искоренителе басурманства и поборнике Светлой Руси; Егорий и змей.

Повторение "изученного о духовных стихах и былинах. Из древнерусской литературы. Чудо Георгия о змие. Тема змееборчества в иконописи. «Чудо Георгия о змие» (иконы новгородской школы XII — XVI вв. и др.). Вопрос об изображении нечистого духа на иконе.

Тема змееборчества («битвы с драконом») в западноевропейской живописи и других видах искусства. Картины Рафаэля, А.Дюрера и др. «Медный всадник» Фалъконе и др.

Б.АПастернак. Ожившая фреска. А.Жигулин. «Упал снаряд, и совершилось чудо...». Н.Гумилёв. Георгий Победоносец.

Из средневекового эпоса. Песнь о Нибелунгах (отрывки). Младшая Эдда (отрывки). Цикл романов о короле Артуре (Король Артур и рыцари Круглого стола). *А.Теннисон. Королевские идиллии.

Г.К.Честертон. Деревянный меч. Рассказ. *Из рассказов о патере Брауне: Летучие звезды. Невидимка. Сломанная шпага. Чудо «Полумесяца». Вещая собака.

К.С.Льюис. «Покоритель Зари», или Плавание на край света. (Повесть из «Хроник Норнии») Шварц «Дракон».


Человек в его земных путях
1. «Заступники и помощники Отечеству своему». Святость

Назначение человеческой жизни, как оно раскрывается в христианском учении: путь преодоления греха, победа над ним. Христианское понятие спасения души. Идеал святости как путь ко спасению.

«В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14,2). Различные пути ко спасению (согласно христианскому учению). Степени спасения. Понятие святости; чины святости: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные.

В.А.Жуковский. Выбор креста.

Житие Бориса и Глеба.

Первые канонизированные русские святые. Подвиг Бориса и Глеба, св. мучеников, уподобившихся в пути своем и кротком принятии смерти Христу.

М.Нестеров. Святой Борис. Святой Глеб.



Житие св. преподобного Феодосия Печерского (в сокращении). Другие жития из Киево-Печерского патерика. Повторение изученного о патериках.

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Житие праведников.


Монашество (иночество) как «ступень между людьми и ангельским чином» (И.М.Концевич). Краткая история монашества и его сущность.

Монашество и монастыри на Руси, важнейшие русские святыни (Новый Афон, Киево-Печерская лавра, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь и др.). Троице-Сергиева лавра — великая святыня земли русской; ее история и место в духовной жизни XIV—XV вв. Основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский. , .



Житие преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий и князь Дмитрий Донской: два великих заступника земли русской. Значение Куликовской битвы в истории России; благословение на битву князя Дмитрия, монахов Пересвета и Осляби и молитвенное участие в событиях преподобного Сергия.



Л.Столица (Л.Н.Ершова). У Троицы. Н.М.Рубцов. Ферапонтово. А.С.Пушкин. Монастырь на Казбеке.

Образ преподобного Сергия в живописи. М.Нестеров. Видение отрока Варфоломея. Юность преподобного Сергия Радонежского и др. произведения.

Католический тип святости. Франциск Ассизский. Рассказы из книги «Цветочки св. Франциска Ассизского».

Традиция старчества и оптинские старцы.

Ф.М.Достоевский. «Из жития старца Зосимы...» (В отрывках. Из романа «Братья Карамазовы»
2. «Монастырь в миру». Праведники в мирской жизни
Н.С.Лесков. Кадетский монастырь.

Образ жизни, установленный в кадетском корпусе, ее устроение. Директор Перский, бригадир Бобров, доктор Зеленский и «последний» архимандрит Ириней — люди, несущие попечение о душах вверенных им детей в «глухую пору». Смысл названия произведения.


3. «...Но яко разбойника мя прими»
Евангельская тема разбойника (Мф. 27, 38-44; Мк.15, 25-32; Лк. 23, 33-43).
Благоразумный разбойник, обретающий спасение в последние мгновения земной жизни. Возможность спасения для самого страшного грешника.

Житие св. Никиты столпника, Н.А.Некрасов. Влас. Ф.М.Достоевский. Рассказ о купце Скотобойникове (отрывок из романа «Подросток»).

Ч.Диккенс. Рождественская песня в прозе. В.Гюго Главы из романа «Отверженные» (из книг «Праведник» и «Падение»).
4. «Не может сердце жить покоем...» 1

Начальные понятия о романтизме как направлении в литературе. Исторические корни и духовные основы романтизма (общие представления). Черты активного романтического мироощущения: неудовлетворенность бытием, разочарование в настоящем, «…мировая скорбь», мятежность, бунт против мироздания и Творца. Категория покоя в христианском миропонимании и романтизме. Отрицание покоя как состояния, когда «мир соприкасается и сливается с Богом» (В.А,Котельников); присутствие в романтическом мироощущении


понимания покоя как окончательного завершения бытия человека. Бунтарское неверие в абсолютную Истину. Беспокойство как внутреннее духовное состояние романтического героя, находящее оправдание в видимом несовершенстве мира. Романтический культ' сильных страстей, природы.

М.Ю.Лермонтов. Мцыри.
5. «Возлюбил я обитель дома Твоего» 2
Притча о блудном сыне (Лк. 15, 11— 32) и ее отражение в русской литературе.

А.С.Пушкин. Метель. Станционный смотритель. И.А.Бунин. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»
6. «Странники, Небесного Града взыскующие»
Странничество в русской духовной культуре и русской классической литературе.

Из духовной поэзии. Алексей Божий человек.



«Неведомый миру подвижник» (Из книги «Райские цветы с русской земли»)

А.Н.Муравьев. Путешествие по святым местам в 1830 г. (отрывки).

М.Е. Салтыков- Щедрин. «Богомольцы, странники и проезжие» (Глава из «Губернских очерков», в отрывках.). И.С.Шмелев. Богомолье. Повесть. .

Образ Святой земли в русской поэзии. М.Ю.Лермонтов. Ветка Палестины.

Пальмин Л.И. Библейские листья (в сокращении), *К.Р. Легенда про Мертвое море. *П.П.Ершов. Ночь на Рождество Христово. П.А.Вяземский. Палестина (в сокращении). Одно сокровище (В сокращении). *И.И.Козлов. Обетованная земля (в сокращении) и др.
7. «Древо познается по плоду своему» 3
Дом, семья. Взаимосвязь духовного пути родителей и детей. Семья христианина — отец, мать, дети; соединенные любовью, — «образ Святой Троицы на земле» (Н.Е.Пестов). Дом и «его мистика» (Б.В.Ничипоров). Дом «как материализующее внешнеявленное начало семьи, как место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи». Стены дома, как образ ограды и опоры, внешне выраженное духовное состояние живущих в доме («что на стенах, то и в душе»). Дух дома, гармония (уют - покой, в котором структурирована, упорядочена душевная жизнь человека) или дисгармония жизни семьи.

Тема семьи, дома в русской классической литературе.



В.Г.Короленко. В дурном обществе. Повесть.

Жизнь, затухающая в доме Васи, сына судьи, со смертью матери. Чувство

долга у отца и невозможность полюбить сына «по долгу». Образ маленького скитальца, покинувшего свой дом и обретающего его в развалинах у пана Тыбурция. Смерть Маруси, принесшая примирение отца с сыном и воскрешение семьи.

Л.Н.Толотой. Детство. Повесть.

Сложность и богатство жизни души десятилетнего ребенка. Тончайшие


переходы душевного состояния мальчика. Значение для ребёнка открытия в себе внутренней жизни: радостное и пугающее в этом открытии. Слово сказанное и «внутреннее», непроизнесенное слово в его роли для мира души ребенка. (Глава «Карл Иваныч»).

Отец и мать маленького героя. Тема дома, ее связь с образом матери и тема манящей в неведомую даль дороги в ее связи с образом отца героя повести. Последние счастливые дни жизни семьи. Предчувствия и знаки о грядущих испытаниях, посланные семье Иртеньевых. (Главы «Maman», «Папа», «Классы», «Занятия в кабинете и гостиной»).

Соприкосновение Николеньки и других детей со святостью в лице «юродивого странника» Гриши. «Великий христианин Гриша» в его кротком приятии обид и поношений и его любовь к хозяйке дома и детям. Предвидение святым грядущего сиротства детей и попытка отмолить их мать. Смирение святого перед непреклонностью Божией воли. Слезная молитва юродивого Гриши глазами и сердцем ребенка. (Главы «Юродивый», «Гриша»).

Глава «Ивины»: сотворение Николенькой кумира из Сережи Ивина. «Желание казаться молодцом», затмившее совесть. Угрызения совести. Стыд и раскаяние через много лет.

Перемены в доме со смертью матери. Чувство сиротства, возникающее у Николеньки. Обречение героя на внутреннее скитальчество.

Наталья Савишна и ее уроки веры.



Ф.М.Достоевский. Глава «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». История Илюшечки Снегирева и Коли Красоткина.

Илюшечка: болезнь от уязвленного чувства достоинства за оскорбленного отца. Смерть мальчика, собирающая вокруг детей. Светлые минуты, ими переживаемые. Клятва, данная у могильного камня.

Коля: преодоление «болезни века» (безбожия), отречение от него.

*Ф.М Достоевский. Мальчик у Христа на елке. Рассказ. И.С.Шмелев. Глава «Скорби» из романа «Лето Господне».

Н.А.Некрасов. На Волге (Детство Валежникова).

Отвержение героем «ничем не купленного покоя», бунтарский дух, уводящий его в юности из дома. Картины бурлацкой жизни, вызвавшие бунт против бессмысленности страдания и покорности. Тема страдания, не связываемого в сознании героя с его искупительным смыслом. Образ Волги — реки жизни, «колыбели», ставшей «рекой рабства и тоски». Возвращение по прошествию многих лет в родную обитель — и чувство «напрасно убитой жизни», раскаяние в бунтарстве и отрицании.



«Отечество нам Царское Село...»

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. 19 октября («Роняет лес багряный свой убор..»). 19 октября 1827 г. «Чем чаще празднует лицей...». «Была пора: наш праздник молодой...». И.И.Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный!»). Вакхическая песнь. Пирующие студенты.



«Детских лет люблю воспоминанье...»

«Наперсница волшебной старины...». Сон (отрывок). Зимний вечер. А.Черный. Няня Пушкина.

*М.Горький. Детство. Повесть.

Тема дома, детства в русской литературе второй половины XX в. Ф.Искандер. Возмездие. Защита Чика и др. В.Распутин. Уроки французского. Ф.Абрамов. Безотцовщина. В.Инбер. Сыну, которого нет и другие произведения.
8. «Исчезающие в суете дней наших»
Образ пути в мире человека, «отпавшего от Бога». Человек, живущий только внешней. Проблема оскудения человеческой души.

Н.В Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никофоровичем.

Понятие о комическом в искусстве. Сатира как вид комического. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (по выбору). Человек, в рассказах А.П.Чехова. Толстый и тонкий. Смерть чиновника. Хамелеон.

Из сатирической литературы XX в. Рассказы Н.А.Тэффи, М.М.Зощенко (по выбору).
9.В поиске иных миров. Космические скитальцы
Видение мира и человека в фантастике; тема детства в фантастической литературе.

Произведения Р.Брэдбери; К.Саймака; А.Азимова и пр. (по выбору);

Особенности жанра научно-фантастической литературы, предпосылки и история ее "возникновения; характерные черты мироощущения писателя-фантаста и героев его произведений.

Фантастика с точки зрения русской духовной культуры. Изощренность вымышленного сюжета как «иная реальность», в которой прочитывается жажда человеком сверхъестественного, чудесного. Остросюжетность как устойчивый признак жанра, отражающий стремление писателя-фантаста к чувственному подчинению внутреннего мира читателя; образ фантастических миров как произвольно вносимая в сознание читателя модель будущего мира, возможного как реальность отдаленного времени. Тенденция прогнозирования (предсказания) будущего в фантастике как трансформированное и специфически осмысленное пророчество о будущем (в том числе с элементами суда над ним). Природа пророческого дара в христианском миропонимании и научно-технический базис «предвидения» грядущего у писателей-фантастов. Воображение как дар в свете русской духовной традиции и повышенная суггестивность сверхъестественных образов в фантастике (в т.ч. разрушительного; и темного содержания). Вера в исключительные возможности человека, (физические, умственные, психологические) относительно познания и устроения мира как одна из основ фантастического мироощущения. Понятие сверхчеловека. Внутреннее содержание сленгового понятия супермен («сверхчеловек»). Элементы языческого мироощущения в фантастической литературе.

«Космическая фантастика» и ее отдельные черты в свете русской духовной культуры. Чрезвычайная устремлённость героев «к звездам», к космосу как подмена исканий духовных, вечной жажды человеком иного, горнего мира и земли заповеданной. Бесконечность пространственного движения человека в фантастической литературе и его обреченность на вечные, не завершающиеся итогом странствия в холодном и равнодушном космосе. Путь героя фантастических произведений в сравнении с традиционным пониманием пути человека в мире, смысла его бытия как возвращения к Богу. Количественная ограниченность фантастических сюжетов.

Мироощущение человека «космоса»: надежда исключительно на собственные силы (и скрытая пружина фантастики: испытание человеческих возможностей сверхъестественным для человека).

Пространства и измерения физические и метафизические; пребывание героев фантастического произведения в первом из них. Различие между движением материальным (физическим) и духовным (нефизическим). «Движение» человека (духовный путь героя) в русской классике.

Будущее в фантастике и современный мир: черты тождественности. Безблагодатность умозрительного будущего в фантастических утопиях.


Рэй Брэдбери. Подарок.

Картина будущего в рассказе и современная реальность мира. Привычность близости космоса, отсутствие чувства новизны при соприкосновении с ним; обытовленность общения с мирозданием, формализация этого процесса.

Человек в мире будущего (в рассказе Брэдбери). Тема времени в рассказе, ее важнейшая роль (в т.ч. в фантастике вообще). Мотив преодоления времени как торжества человека над тленностью, слабостью физической природы человека; как непременное условие существования будущего «звездного человечества». Беспредельное время космоса и время Земли; мотив временного и вечного в рассказе. Живое чувство текущего времени и его роль для человека.

Мальчик в рассказе Брэдбери. Ожидание ребенком праздника как внутреннее противостояние повседневности: стремление к радости. Годовой круг земного времени как единственно возможная форма существования всего временного; внутреннее неприятие ребенком холодной бесконечности. Земные праздники как этапы годового круга жизни, вехи текущего времени мира, отмечаемые и чувствуемые человеком. Рождество - праздник обновления мира и человеческой души; его роль в рассказе. «Древний», полузабытый людьми и все-таки «незабываемый» рождественский гимн, звучащий в финале рассказа — радостная и торжественная слава Вечному, приобщение к которому чувствует человек через праздник.

Тема подарка в рассказе. Христианский смысл подарка. Особенное значение подарка к Рождеству, «когда в мир пришла живая любовь». Рождественское торжество всего мироздания и причастность к нему героев рассказа, выделенных тем самым из «плотной людской толпы», находящейся в наглухо изолированном от космоса межпланетном, корабле. Символ рождественской ели; единство в нем земного и вечного, как оно открывается героям рассказа.

Темя семьи в рассказе Брэдбери; Обобщенность образов главных героев (отец – мать - сын). Чувство живой любви, соединяющей семью. Совместная причастность к великому празднику мира, переживание его.



Вельд. Отрезвляющая новелла-антиутопия Р.Брэдбери. Фантастический рассказ американского писателя в свете русской культуры.

Идеальный мир будущего в рассказе Брэдбери; черты его совершенного устроения: абсолютная материальная обеспеченность, полный физический комфорт для человека; максимальная реализация научно-технических достижений для устроения беспроблемного счастья. Специфическое отображение в идеальном мире рассказа черт утилитарно понятого человеком райского существования. Дом под названном «Все для счастья», в котором живут герои рассказа. Тема счастья в рассказе. «Счастливое детство» детей Хедли, лишенное страданий, дискомфорта и душевного труда, с максимальным удовлетворением их душевно-телесных потребностей — доведенный до логической законченности один из современных взглядом на воспитание детей. Своеобразная жертвенность родителей (Джорджа и Лидии Хедли) и ее страшный результат. Замещение любви как явления духа материальными знаками ее «выражения»; разодухотворенность человеческих взаимоотношений: пропасть отчужденности, скрытая за яркой оболочкой внешних знаков внимания. — Образ совершенной машины для удовлетворения чувственных потребностей человека как закономерная замена (эквивалент) родительской любви и самих родителей.

Чудеся техники будущего в рассказе: детская, способная к материализации из «психической эманации», практически «из ничего»; фантастические возможности развитой цивилизации, позволяющие человеку видимо конкурировать с Творцом, — и катастрофическое обращение бездуховного чуда в античудо, разрушение, смерть. Материализация зверя, выращенного и взлелеянного разодухотворенной психикой человека; прямое и символическое звучание темы в рассказе. «Детская» Брэдбери и современные компьютерно-телевизионные достижения. Образ детской в русской классике.

Тема взаимоотношения поколений в рассказе, ответственности родителей за воспитание ребенка. Обманчивость мнения о спонтанном воспитании комфортом, хорошими книгами, искусством вне духовного взращивания человека (от Аладдина, Алисы в стране чудес, ангельского пения — к вельду).

Образ «антисада» в рассказе. Цинизм развращенных комфортом молодых людей, раскрывающийся в финале произведения. Вельд как символ выжженной, опустошенной души, не способной к раскаянию.

Антиутопический смысл рассказа Р.Брэдбери.



Повторение и обобщение
В.Ф.Одоевский. Необойденный дом (Древнее сказание о калике перехожей и о некоем старце).

О премудрости Божией, устраивающей спасение самого последнего грешника. Жизненный путь странницы - богомолки, потерявшей от рук страшных разбойников своих детей. Вера странницы в спасительную силу молитвы и покаяния. Великая сила любви и прощения, вознаграждаемая сторицей. Семья, спасаемая праведницей. Образ раскаявшегося разбойника, уверовавшего в милость Божию и прощение.

Своеобразие композиции рассказа Одоевского. Образ времени и пути героев в рассказе.

Ч.Диккенс. Лавка древностей. Главы из романа

Образ дома — «лавки древностей», оставленной Нелли и ее дедом. Мотивы скитальчества и странничества в романе: «безрассудное путешествие» или «пути паломников»? Тема, истинной свободы и истинных сокровищ человеческого бытия. Тема города, дороги. Роль описаний природы в романе. .

«Кроткая, терпеливая, полная благородства» Нелли Трент в «ее ангельском величии»— главная героиня романа и; его духовное средоточие.

«—Все,; с кем породнились они своим одиночеством». Люди и встречи, посланные «двум бедным странникам» на их дороге.

Кристофер Набблс. Его преданность и верность старому хозяину и его внучке.

Любовь, милосердие, жертвенность, прощение и покаяние как важнейшие категории жизни человека.

« Гротескная, но все же правдоподобная: фигура» Дэниела Квилпа, его жизнь и смерть. «Творящие зло» в произведениях Ч.Диккенса и их судьба. Ч.Диккенс о путях преодоления зла в мире. Раскаявшиеся злодеи в романе.

Смысл финала романа «Давка древности».



МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ СЛОВЕСНОСТИ

В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ

«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,

«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

Урок 1. Введение.
Тема: Священное писание о сотворении человека (развитие представлений).

  1. Шестой день творения мира.

  2. Создание человека «из праха земного».

  3. Идея родства человека со всей видимой природой, с животным царством.

  4. Одухотворение человека Богом.

  5. Душа человека.

  6. Её отличие от души животных, птиц, рыб.

  7. Человек как связь двух миров: видимого (телом) и невидимого (душой).

  8. Человек как образ Бога на земле.

  9. Человек как «душа живая» – сознательная личность, наделённая разумом и свободной волею.

  10. Чтение и анализ стихотворений Н.Гумилева «Слово», «Душа и тело».

Чтение: День шестой. «И сказал Бог… и увидел Бог, что это хорошо».

В чём грань между животными 5 и 6 дней Творения? / Животные 6 дня живородящие/

Человек сотворён после того, 1) как образованы все элементы его природы; 2) как возникла та среда, в которой он будет жить. Таким образом, он венец творения, нечто самое совершенное.

В человеке Образ Божий есть главная черта. На человеке запечатлён Образ Творца. Ему дана власть господствовать на земле.

Сотворив человека, Бог почил, т.е. более не творил совершенных существ.

Во 2 части говорится: «афар мин га адама» – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою».

В человеке живая природа двуедина:



Телесная: по телу он один из организмов на земле, зависим от природы, не может без питания, размножается.

Божественная: вдунуто в лице его дыхание от Самого Бога, в человеке сила ума, свободы (образ Божий) и добродетели ( подобие Божие)

Чтение стихотворения Н.Гумилёва «Душа и тело»


Урок 2 Введение
Тема: Начала христианской антропологии. Святоотеческое учение о трёхсоставности человека (тело, душа, дух). Душа как своеобразный мост от тела к духу. Беседа о проявлении душевного уровня жизни человека. Человек внешний.


  • Человек сотворён после того, как сотворена и возникла та среда, в которой он будет жить. Он – самое совершенное по отношению ко всем остальным элементам космоса и живым тварям.

  • Образ Божий в человеке есть важнейшая черта человека. На человеке запечатлён Образ самого Творца. Человеку дана власть господствовать на земле. Он может своей волей изменять окружающую среду.

  • Сотворением человека заканчивается процесс творения. Бог «почил от дел Своих», сотворив человека как вершину всего мироздания. Он уже не творил более совершенных существ.

  • Во 2 главе Книги Бытия говорится о внутреннем устроении человека, о его связи с природой, взаимоотношениях с Творцом. «Создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни…»

  • Здесь же говорится о двуединой природе человека – телесной и божественной. По телу он есть один из организмов. Но в «лице» его «вдунуто» дыхание от Самого Бога.

  • В 5 главе говорится о сотворении человека, мужчины и женщины, с равным достоинством, равными качественно между собою.

  • По телу человек мало чем отличается от остальных тварей, зависим от Природы, не может без питания, размножается. Поэтому о нём говорится, что он создан из праха земного.


Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Совесть.
Бог для нас непостижим. Это свойство усматривается и в человеке (тайна человеческой личности: мысли, например). Только человек призван ко спасению и вечной жизни.

Бог и человек только отчасти могут открыться.

Душа человека – христианка. В душе он носит образ Бога (разум, свобода, совесть, творческие способности, способность любить).

Разумность – способность осознать «Я»; сыновнее отношение к Богу.

Свобода – способность к внутреннему самоопределению, самая загадочная черта человека.

Бог рисковал, даруя человеку свободу, т.к. со стороны человека возможен отказ.



«Где дух Господен, там свобода».

Свобода – это не только право выбора, а его осуществление.



Совесть – глас Божий в душе человека, со – весть, со – знание, со – ведание.

  1   2   3