Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гимназическая игра




Скачать 155.9 Kb.
Дата07.07.2017
Размер155.9 Kb.
Приложение 36

ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ИГРА

Одно из направлений воспитательной работы в начальной школе нашей гимназии – развитие познавательной самостоятельности и активности детей.

Основным средством развития стала интеллектуально-познавательная гимназическая игра. Такая форма выбрана не случайно. Дети всегда стремятся к игре. Она предоставляет им возможность для самовыражения, даёт эмоциональную разрядку. Успех в игре придаёт уверенности в своих силах (соревнуешься и побеждаешь, можешь быть лучше других) – у победителей поднимается настроение. Но и неудачи не страшны – это всего лишь игра, но ребёнок приобретает новые знания и умения (которые преподносятся в занимательной форме), демонстрирует эрудицию, находчивость, сообразительность, творческие способности. Оказавшись не хуже других, он испытывает огромное чувство удовлетворения. Игра делает активными и разговорчивыми даже малообщительных ребят. В игровых ситуациях воспитывается моральная ответственность (например, не подвести товарищей), чувство взаимопомощи и сопереживания. Игра учит ребят принимать решения и нести за них ответственность, воспитывает важные нравственные качества. От результата подготовки и участия каждого ребёнка зависит общий результат. Здесь участники блещут эрудицией, талантами, остроумием.

Цель игры: Создание оптимальных условий для выявления и поддержки одарённых и талантливых детей; привитие детям интереса к чтению; развитие эрудиции, памяти и орфографической зоркости у детей; воспитание коллективизма, нравственных качеств через коллективную деятельность.

Наша цель – приобщить детей к чтению, посредствам вовлечения их в интеллектуальную игру.

Гимназические игры в занимательной и доступной форме позволяют проверить и уточнить свои знания по какой-то определённой теме. Игра организуется так, чтобы в неё активно включались все участники учебного процесса: учителя, педагоги дополнительного образования (хореограф, музыкальный руководитель), библиотекари, родители, сами учащиеся со 2 по 4 класс.

Алгоритм организационных действий складывается из следующих этапов:

в течение учебного года проводится 4 интеллектуальных гимназических игр (один раз в четверть). Игры проводятся по четырём направлениям: литературе, истории, природоведению и на общую эрудицию. Итоги членами жюри (учителя и работник библиотеки) подводятся сразу же по окончании игры.

Методика обучения истории, природоведению и чтению в начальной школе предполагает использование самых разнообразных приёмов и форм организации учебного процесса. И одна из наиболее любимых и эффективных – игра, провоцирующая детей на чтение и изучение дополнительного материала.

Игры разных направлений и строятся по-разному. Тема для игр по истории выбирается по актуальности: юбилей какого-либо события, значимость и соответствие возрасту. Так, например, к юбилею флота проводилась игра «Свистать всех наверх!», к юбилею Куликовской битвы – «На поле Куликовом», к юбилею Москвы – «Наша древняя столица» и т.д. Очень часто темой для игры по истории выбираются темы по краеведению, например, к юбилею города – «Мыс Невинный», к юбилею освобождения города от немецко-фашистских захватчиков – «Чтобы помнили», по истории и обычаям кубанского казачества - «Казачья станица» и др. В «Колесе истории» выявляются дети для участия в городской интеллектуальной игре. Алгоритм игры по истории следующий: заранее объявляется тема гимназической игры, выдаются вопросы учителю. Получая вопросы от учителя, класс выбирает наиболее приемлемый для себя способ поиска информации, подключая родителей, работников библиотеки, учителей. Наиболее эффективным является самостоятельный поиск ответов на заявленные вопросы. Иногда весь класс ищет ответы на все вопросы игры, иногда вопросы распределяются между участниками, и каждый отвечает за какой-то определённый вопрос перед классом, что повышает его ответственность за общий результат.

Гимназические игры по чтению составляются с учётом книг для внеклассного чтения, рекомендуемых детям младшего школьного возраста и выбирается совместно с учителями из юбилейных дат авторов и книг-юбиляров, а так же в соответствии с возрастными особенностями, воспитательными задачами и интересами детей.

Темы для ребят 2 класса , 3 - 4 классов назначаются отдельно. К различным юбилеям предлагались для чтения книги А. Линдгрен, Э.Успенского, Н.Носова, А. Волкова, Б. Житкова, К. Ушинского, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. Здесь вопросы не даются заранее. Но к составлению вопросов привлекаются сами учащиеся. Ребята приносят вопросы для игры, отбираются самые оригинальные и интересные, часто причинно-следственного характера. Вопросы выбираются самые разнообразные: на развитие памяти и мышления, этического и культурного воспитания. Вопросы ребят тоже включаются в игру.

Тема игры по природоведению выбирается самими детьми по их опросу. Темы игр: « Ровесники динозавров» (о крокодилах), « Лягушки-квакушки», «Самый первый, самый верный» (о собаках), « Моё пушистее счастье» (о кошках), «Сумчатые», «Птицы», «Муравьи», «Пчёлы» и др. Эти игры расширяет кругозор детей, учат работать с различными источниками информации, в том числе со справочной и энциклопедической литературой, а так же имеют большую воспитательную ценность – любовь и уважение к живой природе, к любым формам жизни, раскрывают детям огромный и удивительный мир природы. Так как на гимназических играх используются информационные технологии, к их подготовке привлекаются учителя информатики.

Ещё к одной группе гимназических игр относятся игры на общую эрудицию. Это игры, не требующие специальной подготовки. Эти игры проводятся, как правило, в 4-ой четверти, в конце учебного года. Сюда включаются игры на знание ПДД и ОБЖ, «Интеллектуальный марафон», «Народные праздники и обряды», «Что такое этикет?», «Радуга», о музыке и композиторах и т.д., т.е. любые темы, знания по которым хотелось бы уточнить и углубить. Как правило, все игры сопровождаются слайдами, подготовленными учителями информатики. В игры включается показ кинохроники, отрывков из анимационных фильмов.

Ход игры включает в себя не только вопросы викторины. Ответы детей сменяются показом домашних заданий в рисунках, кроссвордах, сценках, песнями, стихотворениями, танцами. Это даёт возможность проявить себя детям с различными способностями.

Алгоритм проведения игры. Каждый класс, как единая команда, занимает своё место в зале за столом. Таким образом, в соревновании принимает участие 4 команды, по числу классов на параллели. За отдельным столом сидят члены жюри. Работник библиотеки оформляет выставку литературы, соответствующей теме игры, а так же экспозицию новинок литературных произведений. Если требуется, готовятся плакаты, атрибуты, оформление зала детскими работами в соответствии с темой игры. Ведущий предлагает познакомиться с командами. У каждой команды своя эмблема. И заранее выбранный капитан каждой команды представляет свою команду, которая хором произносит название команды, девиз. Затем капитан представляется сам. Команды приветствуют друг друга аплодисментами. Командам представляются члены жюри. И начинается сама игра.

Самая первая гимназическая игра для учеников 2-х классов составляется из вопросов, большинство из которых не вызывают большой трудности - для создания ситуации успеха, чтобы не вызвать отторжения и неприятия игры. А ¼ вопросов игры показывает ребятам, что для достижения победы игра требует серьёзной подготовки.

Игра начинается с разминки, где на вопросы даются варианты ответов. После короткого обсуждения, капитан поднимает карточку с номером предполагаемого правильного ответа. В разминке члены жюри ведут подсчёт правильных ответов простым путём – 1 бал за каждый правильный ответ. Вторая часть игры – вопросы каждой команде. Для этой части игры подбираются вопросы причинно-следственного характера, требующие рассуждения, используются вопросы «ловушки». Если команда не отвечает или отвечает неправильно, у остальных команд есть возможность заработать дополнительный бал. Каждая команда даёт свой ответ на вопрос без комментариев ведущего. В качестве динамической паузы и снятия напряжения выступает третья часть игры – домашнее задание: подготовленные художественные номера в соответствии с темой игры и заданием ведущего. В четвёртой и последней части игры используется дидактический материал (кроссворды, рисунки, вопросы письменного характера и т.д.). Таким образом, в течение игры происходит смена способов подачи заданий и деятельности.

В процессе подготовки к игре командой выбирается капитан. Обычно это ребёнок, который показал лучшие знания по предмету игры. А так как тема игр меняется предметно, меняются и капитаны команд. У каждого ребёнка есть возможность стать лидером, стоит приложить к этому усилия и лучше подготовиться. Во время игры капитан руководит действиями своей команды. Он выслушивает обсуждение, назначает отвечающего или отвечает сам. От его выбора зависит результат игры команды. Результат зависит от дружбы и слаженности работы всей команды и от степени подготовки каждого игрока.

В своих комментариях к ответам на вопросы ведущий даёт дополнительные интересные факты и сведения, чтобы на игре ребята не только вспомнили и повторили уже известное им, но и узнали что-то новое. Часто сама игра начинается с загадки, в процессе игры использую цитаты, элементы устного народного творчества, стихотворения, афоризмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки и др. При проведении игр используются информационные технологии. Игра заканчивается общей песней.

Итоги подводятся сразу же по окончании игры председателем жюри, как правило, это заведующий кафедрой начального образования или работник библиотеки. В конце игры проводится обзор новинок литературы. В гимназической игре нет проигравших, так как каждая команда награждается грамотой – за 1,2 и 3 место.

Гимназическая игра способствует не только развития интеллекта детей, познавательной деятельности, вызывает желание много читать, много знать, а также даёт возможность подготовить детей к городским интеллектуальным играм для начальной школы. Как правило, наши дети с радостью и большой увлечённостью занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу. Показателем этой работы является то, что наши гимназисты занимают традиционно призовые места на городских интеллектуальных играх.

Гимназическая игра
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОРТФЕЛЬНУЮ СТРАНУ
1. Знакомство с командами

2. Представление членов жюри


3. В русском языке существует множество слов, которые все произносят, не задумываясь над тем, что они означают, откуда произошли? И мы очень часто даже не подозреваем, что обозначают они на самом деле совсем не те понятия, что мы в них вкладываем. Я решила выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов и понятий, связанных со школой. Я взяла для исследования слова, наиболее часто употребляемые школьниками – школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, акварель, цифра и некоторые другие. Ведь почти каждый день мы произносим эти слова. Но мы редко задумываемся, какова история слов. А ведь это интересно! Ведь у каждой вещи, ну, например, тетрадки или ластика, есть своя биография, своя удивительная история? (стихотворение «Русской речи государь по прозванию словарь») Я приглашаю вас в путешествие в одну волшебную страну, чтобы ближе познакомиться с её жителями – школьными принадлежностями

Загадка: Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настаёт,

Меня он за руку берёт. (Портфель)

Тема гимназической игры: «Портфельная страна»


  1. РАЗМИНКА

  1. Портфель – слово французского происхождения (напр. трюфель). Слово сложное. Состоит из двух слов: PORTE (носить) и FEUILLE.

Вопрос: Что, по мнению французов, носят в портфеле?

    1. бумаги

    2. запасную обувь

    3. бутерброды

PORTE (носить) FEUILLE (бумаги, листы) (портянки; портки - штаны)

  1. С портфелями ученики ходят в школу. Первые школы Слово школа имеет давнюю историю: от поляков попало к римлянам, а оттуда – к грекам, а от греков - к нам. В русский язык школа пришла из Греции.

Вопрос: Греки, как и поляки, и римляне, считали, что школа – это место для:

  1. учёбы

  2. отдыха

  3. спорта

SCHOLA (схолэ) – отдых, досуг, праздность. То есть очень приятное время препровождение. На Руси первая школа была открыта в 1030 году Ярославом Мудрым в Новгороде.

  1. А вот слово гимназия тоже попало к нам из Древней Греции.

Вопрос: Слово «гимназия» древнегреческое. Оно означает означает:

    1. место для гимнастёрок

    2. место для уроков

    3. место для спортивных упражнений

GYMNAS – гимнастика (отсюда и «гимнастёрка» - «рубашка гимнаста»). В здоровом теле – здоровый дух. Позже в гимназиях начали упражнять не только тело, но и ум. В гимназии - гимнастика для ума.

  1. Любимое слово учеников – слово «каникулы». Каникулой древние римляни называли самую яркую звезду созвездия Большого Пса.

Вопрос: Какая звезда древними римлянами называлась Каникулой (CANICULA)?

    1. Сириус

    2. Солнце (не в созвездии Б.П.)

    3. Юпитер (планета)

  1. Вопрос: Название звезды Каникула (или «Сириус») переводится с латыни как:

    1. блеск, сияние

    2. огонь, жара

    3. собачка, щенок (ПЁС ОРИОНА созвездия Большого Пса)

6. Вопрос: Слово КАНИКУЛЫ означает:

1. дни отдыха

2. жаркие дни

3. собачьи дни


(В самые жаркие дни (в июле-августе), когда солнце проходило через созвездие Большого Пса, делали перерыв в занятиях – наступали каникулы (собачьи дни).

Все любят каникулы. В каникулы можно погулять, поиграть и книжку хорошую почитать.

7. Готовясь к игре, кто-то из вас посещал школьную библиотеку. БИБЛИОТЕКА слово греческое. Состоит из двух слов «библио» и «тека»

Вопрос: Каким другим словом можно буквально заменить слово «библиотека»:


  1. книга чтение

  2. книга хранилище (собрание книг)

  3. книга писание

(«библиотека» – буквально «книгохранилище»)

8. Бумага была изобретена в Китае. Первую бумагу изготовил китайский учёный Цай Лунь много веков назад.



Вопрос: При каком царе на Руси впервые изготовили собственную бумагу?

1. Александр Невский



2. Иван Грозный

3. Екатерина Великая

9. Вопрос: Слово «тетрадь» тоже греческого происхождения. Сколько листов было в древнегреческой тетради (TETRADOS)?

1. четыре (от TETRAS – четыре)

2. восемь

3. сто


На ваших столах лежат листы бумаги. За 10 секунд сделайте из них, пожалуйста, древнегреческую тетрадь.

10. Большой лист белой плотной бумаги называется ватманом.



Вопрос: Почему бумага получила название ватман?

  1. В честь города, в котором была произведена впервые

  2. В честь человека, который изобрёл бумагу (man – человек)

  3. В честь человека, впервые массово изготовившего этот вид бумаги

(Whatman paper (чья?) Ватманская бумага. Фабрикант Ватман)

11. «Грамоте учиться – всегда пригодиться» Слово «грамота» греческого происхождения grammata. Произошло от слова gramma. Чему учиться призывает пословица?



Вопрос: Как переводится слово gramma с греч. языка?

  1. буква

  2. слово

  3. вопрос

(Слово gramma в переводе с греч. языка означает «буква», грамматика)

12.Слово gramma в переводе с греч. языка означает «буква».



Вопрос: Что означает слово «орфограмма»?

  1. Правильная буква

  2. Настоящая буква

  3. Загадочная буква

(Орфограмма (orthos gramma) – правильная буква, орфография (orthos graphein – правильное писание (словарь), орфоэпия (orthos epos – правильная речь)

13. Вопрос: Какое слово русского языка произошло от арабского слова «сыфр» т.е. «ноль», «пустышка»

1. цифра

2. циркуль

3. карандаш (слово «шифр» того же происхождения)

14. На экране вы видите карандаши: разноцветные, яркие. А какого цвета были первые карандаши? Слово «карандаш». В самом слове «карандаш» указан его цвет.



Вопрос: В переводе с тюркского «кара» означает:

1. серый


2. красный

3. чёрный

Слово карандаш, а так же слова: Кара-кум, Карачай, Карабах - слова сложные. Первая часть всех этих слов КАРА. Что в переводе с тюркского языка – «чёрный» Кара – чёрный, дас – камень.



(Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдёт, там чёрную заметку кладёт)

15. Сколько часов в начальной школе тратится на чистописание, а всё равно некоторые умудряются писать как курица лапой, и получаются каракули. Каракули – это крючки и загогулины небрежного письма. Слово «каракули» тюркское.



Вопрос: Как переводится слово «каракули»?

1. чёрное руно (от названия меха баранов каракуля)

2. чёрное озеро (от названия озера Кара – Куль, где и была выведена порода баранов с ценным мехом каракулем)

3. чёрная рука (Kul – рука, дурная рука)

16. Что хранили древние римляне в пенале?

1. ручки


2. перья («пенна» – лат.)

3. стрелы

(Пенал (лат) – коробочка для перьев)

17. В самом названии этого предмета указывается его цвет. Карандаш – кара – чёрный, а «альбом»? В слове «альбом» так же на латыни указан цвет этого предмета.



Вопрос: Какого цвета «альбом»?

  1. белый

  2. алый

  3. разноцветный

По-латыни album означает «белый». (от лат. ALBUS – белый)

В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий. (альбинос)

18. Вопрос: Чем разводится акварель?

1. маслом

2. водой

3. ничем


Акварель. Название произошло от латинского aqua, что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими.

19. Древние египтяне создали рецепт вещества, которое состояло из сажи и масла.



Вопрос: Что это за вещество?

  1. клей

  2. чернила

  3. гуашь

(Сажа – чёрная, отсюда – чернила. Египтяне придумали первую ручку, а затем и фломастер. На Руси сажу смешивали с вишнёвым клеем, разведённым водой)

20. Вопрос: Какой предмет получил первым название «непроливайка»?

1. чернильница

2. лейка


3. стакан

(Чернильница - небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером)

21. Найдите синоним слову «дневник»:

1. календарь

2. ежедневник

3. записка

(В России дневник известен со времён ПетраI)

22. «Папка» - странное слово, правда? Найдите слово, родственное со словом «папка»:

1. папа

2. мама

3. бумага

В немецком языке есть слово Pappe (картон), в английском Papper (бумага). Из них и делали папки. В русском языке получилось «папка» (по аналогии со словами обложка, закладка, тетрадка)


23. В толковом словаре читаем: «картографическое изображение на поверхности шара, сохраняющее соотношение площадей» Вопрос: Что это?

1. карта


2. атлас

3. глобус

Само латинское слово globus означает «шар». Держа в руках глобус, вы держите земной шар.

24. Этот привычный школьный предмет появился примерно сто лет назад. Создал его знаменитый врач офтальмолог Фёдор Фёдорович Эрисман. А название этот предмет получил от латинского слова «группа», то есть соединённые вместе. Что это за предмет?

1. кисточка

2. ножницы

3. парта (отсюда и слово «партия»)

- У меня в руках два карандаша. Один из них обычный – круглый, а второй, который изобрёл граф Лотар фон Фабер Касти в конце 19 век - шестигранный. Для чего граф изменил карандаш? Продемонстрируйте изобретение графа.

(Граф предложил сделать корпус карандаша шестигранным, заметив, что круглый карандаш часто скатывается с наклонной парты)


ВОПРОС КОМАНДАМ:

1.Слово «буква» от германского boka. Много букв – получилась уже книга - bokos. (на многих языках слово «книга» именно так и звучит - бук). Название «бук» произошло от названия дерева Бук. Вопрос: Какое отношение слово «буква» имеет к дереву «бук»? (ответ: бук - дерево, на дощечках из которого первоначально писали письменные знаки древние германцы, которые и стали называть буквами)

2. Шариковая ручка. Какое отношение она имеет к шарику? (Шариком она пишет. Крошечным, еле заметным блестящим и очень твёрдым, который находится в её кончике. Внутри ручки цветная паста. Шарик всё время как бы обмакивает в пасту то один свой бочок, то другой и пишет, пишет, пишет.

3. «Отметка» произошла от слова «метить». Самое знакомое нам значение этого слова — «балл» (цифровая оценка знаний). «Я получил высший балл!» — скажете вы с гордостью. Какое отношение слово «обалл» имеет к шару? Французское balle значит «шар». Когда-то при голосованиях было принято опускать в урну не бюллетени, а шары: белые — «за», черные — «против». Говорили: на баллотировке он получил столько-то баллов — то есть шаров «за». Вспомните: футбол, баскетбол происходят от английского болл — «мяч» (а пишется оно ball).

4. У стёрки два имени: первое – «ластик», второе – «резинка». Почему стёрка названа ластиком, это всем понятно – она эластичная. (потому, что по латыни gummi elasticus «ластик» значит «упругий» или «хорошо растягивающийся».

Вопрос: Почему второе имя стёрки резинка? Что означает слово «резина»?

(Резиновая (латинское резина – «смола»). (15 апреля 1770 г. американец Джозеф Пристли обнаружил материал, который идеально подходил для стирания надписей карандашом на бумаге. Это был застывший сок каучукового дерева гевеи, который собирали индейцы. Теперь 15 апреля в США названо «днём резины»)

Кстати, ВОПРОС ВСЕМ: Чем стирали надписи до изобретения ластика? (мякишем хлеба)

В начале игры я говорила о том, что каждая нас окружающая вещь имеет свою историю. И как интересно изучать эти истории.

Например: книга.

Из чего делали книги до изобретения бумаги?

(пергамент - кожа животных, папирус, глина, воск, узелковое письмо, камень, дерево - бук)

На чём писали в древней Руси до изобретения бумаги? (на бересте)

И вот люди обратили внимание на ос. Осиное гнездо. И наладили производство бумаги.

Чем писали до изобретения ручки? (гусиным пером)

Вот как изменялась ручка.

И такая история есть у каждой вещи, живущей в вашем портфеле. В вашей портфельной стране.

Читайте книги. Интересно и полезно.

Слово членам жюри.



Игра закончена. Спасибо.



  • Гимназическая игра ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОРТФЕЛЬНУЮ СТРАНУ
  • В честь человека, впервые массово изготовившего этот вид бумаги