Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гильмутдинов А. Х., Вахрушева И. Г., Сафина Э. Р. Уроки лидерства пособие для школьников




страница1/9
Дата10.04.2018
Размер1.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Гильмутдинов А.Х., Вахрушева И.Г., Сафина Э.Р. Уроки лидерства ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Министерство образования и науки Республики Татарстан Гильмутдинов А.Х., Вахрушева И.Г., Сафина Э.Р. Уроки лидерства ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Казань 2012 УДК_____ ББК ______ _____ Рецензенты: Вахрушева И.Г., Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р. Уроки лидерства: Пособие для школьников. – Казань: Изд-во____, 2012.- ___с. ISBN Пособие «Уроки лидерства» разработано в соответствии с Программой дополнительного образования «Основы лидерства» адресована учащимся старших классов и направлена на их личностное развитие. Пособие призвано помочь школьникам в развитии социальной активности, формировании универсальных коммуникационных умений и навыков. Программа включает в себя следующие разделы: «Целеполагание», «Установление отношений и разрешение А.Х. Гильмутдинова в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и реализации мероприятия Стратегии развития образования в Республике Татарстан «Килэчэк» на 2010-2015 годы. В разработке программы курса принимали участие Поминов А.И., заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, Герасимова В.В. – зам. директора МОУ «Школьный центр психолого-медико-социального-сопровождения «Ресурс» Московского района г.Казани, Башлай Э.Х., педагог-психолог МАОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при при Казанском (Приволжском) федеральном университете», Дмитриева О.Н., учитель математики, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Мухамадеева А.Р., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Файзеева Г.Д., учитель русского языка и литературы, МХК, классный руководитель МОУ «СОШ № 84» Советского района г. Казани, Зарубежнова Е.М., классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, Чугунова О.М., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Курилова Л.А., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» Вахитовского района г. Казани, Федорченко Ю.Д., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, Муравьевы Д.Р., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» г. Казани, Чекмарёва Е.В., методист по детскому движению МУДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г.Казани, Ерунова Н.В., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Гильмутдинов Р. Р., педагог-организатор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Миронова М.А., методист республиканского оздоровиетльно-образовательного центра «Костёр», Калашникова Е.Г., методист МОУ ДОД «Городской дворец детского творчества им. А. Алиша». Авторы благодарны им за предоставленные материалы и помощь в разработке программы курса. ISBN ©Министерство Образования и науки РТ, 2012 ©Вахрушева И.Г., Гильмутдинов А.Х, Сафина Э.Р., 2012 Почему и для кого написана эта книга Дорогие читатели! Если у вас в руках эта книга, значит вам не безразлично ваше будущее, а мы ваши помощники на нелегком пути становления успешной личности. Кто мы Мы – команда единомышленников, которая поделится с вами секретами, способными сделать из вас уверенную в своих возможностях личность, раскрыть ваши способности, привести к поставленной цели, сделать из вас настоящего лидера на вашем жизненном пути. Считается, что лидерами могут стать только 4-5 людей. Такая трактовка имеет право на существование. Действительно, лидерами государств, отраслей, наук можно только родиться. Но в нашем понимании определение «лидерство» гораздо шире. Лидер – это человек, способный принять на себя ответственность. Лидер – это человек, который умеет анализировать свои поступки, поведение, постоянно работает над своим развитием. Это человек, способный увлечь своими идеями, повести за собой команду. Это человек, который не спрашивает «Почему именно я», а живет по принципу «Кто, если не я». Мы твердо убеждены, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. Работу над своим успешным будущим можно и нужно начинать уже со школьной скамьи. И чтобы стать лидером, можно и нужно учиться ставить цели, выстраивать приоритеты, развивать в себе соответствующие качества. Книга, которую вы держите в руках, может стать помощником в нужные моменты жизни. Здесь можно найти полезные советы и практические рекомендации. Сделайте свою жизнь и жизнь своих друзей разнообразнее, будьте активней и уверенно идите по жизни! Мы рады видеть вас в рядах лидеров! А эта книга может стать вам добрым союзником в непростом пути становления успешной личности. От авторов Урок 13. Трудности общения Единственная настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения. (Антуан де Сент-Экзюпери). Умеете ли вы общаться На первый взгляд это - простой вопрос. Многие из вас, не задумываясь, ответят на этот вопрос утвердительно. А умеете ли вы переводить с японского языка Может быть, единицы из вас ответят на этот вопрос утвердительно. В чем разница и в то же время сходство этих вопросов Разница в том, что вы разговариваете друг с другом на родном языке, а для того чтобы переводить, необходимо знать иностранный язык. А сходство в том, что в обоих случаях стоит вопрос о понимании. Всегда ли вы понимаете, что вам говорят, например, родители или ваши друзья Всегда ли вас понимают ваши родители или друзья Всегда ли у вас получается диалог с вашими родителями, незнакомыми людьми или друзьями Умение говорить на родном языке совсем не означает наличие умения общаться. Можно говорить много и долго, но общение может и не состояться. Так что же такое общение Исторически развитие любого языка было вызвано потребностями людей в совместной деятельности для выживания вида. В современном мире проблема выживания не стоит, но мы не сможем представить свою жизнь вне общения. Так что же такое общение Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает в процессе совместной деятельности. Общение включает в себя: - восприятие другого человека (приятен или неприятен вам партнер по общению, хотите вы или нет продолжать с ним общение и т.п.); - обмен информацией (обмен мыслями, переживаниями, планами и т.п.); - выработку единой стратегии взаимодействия (распределение обязанностей в деятельности, совместные планы, цели и конечный результат). Это упрощенное определение, но оно показывает, насколько многогранен этот процесс. Почему общение так важно Почему когда человек долгое время находится один, у него появляется желание с кем-нибудь поговорить О чем поговорить О своих мыслях, сомнениях, переживаниях, планах, мечтах и т.п. Возникающая потребность в общении заставляет обратиться к другому человеку для того, чтобы поделиться мыслями, новыми идеями, проблемами. А готов ли этот другой его выслушать В современном мире информационных технологий люди все чаще заменяют непосредственное общение на общение в Интернете. Совсем просто включить компьютер и реализовать свою потребность в общении с посторонним человеком. И здесь нет необходимости сразу же получить обратную связь, главное – выговориться, особо не заботясь, поймут или нет. Такой вид общения не является в полном смысле общением, так как нет партнера по общению. Это как разговор с самим собой, только в напечатанном виде и с отсрочкой ответа или без него. Удобно написать, увидеть свои мысли, подкорректировать, стереть, написать заново, а затем отправить в виртуальную сеть. В реальном общении такой возможности нет. Слово не воробей, улетит – не поймаешь. Поэтому увлечение общением в Интернете создает сложности в непосредственном общении. Можно привести множество примеров, когда мы вступаем во взаимодействие с людьми. Вся наша жизнь состоит из таких многочисленных взаимодействий – удачных и неудачных. Необходимо постоянно учиться общаться, для того чтобы удачных взаимодействий было больше. Особенно это важно для тех, кто стремится быть успешным. Умение общаться складывается из больших и маленьких отдельных слагаемых: умение слушать и слышать, умение понимать сказанное, выразить мысль и чувства, видеть чувства других, умение разрешать конфликты и т.д. Но для лидера важны еще и специальные умения, отличающие его: его особые способности к общению - умение влиять на людей, умение заражать идеей, умение повести за собой и т.д. Эффективность общения зависит от того, насколько хорошо человек умеет выражать свои мысли и насколько хорошо понимает другого человека. От понимания другого человека зависит успешность общения. Когда мы общаемся, обращаем внимание на то, как реагирует человек на наши слова, и мы сами по-разному реагируем на сказанное нам. Можно ли увидеть это в виртуальном общении Можно выделить основные характеристики эффективного и неэффективного общения: Эффективное общение Неэффективное общение - понимающее общение – безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) партнер - принижающее общение – ущемление прав партнера - рефлексивное общение – «Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю» - агрессивное общение – то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера. - защитно-агрессивное общение – агрессивное общение, вызванное другим партнером. Любая агрессия – это признак слабости, это форма, через которую человек защищается. Если говорить о трудностях общения, то можно выделить множество причин, по которым затрудняется взаимодействие. Например, если человек замкнут, стеснителен или имеет какие-либо комплексы, то ему трудно первому начать общаться или же у него просто нет потребности в нем. В этом случае причина лежит в самом человеке. Но бывает, что человек легко первым заводит разговор, пытается общаться, но взаимодействия не происходит. К таким трудностям относятся следующие: 1. Трудность в организации понимания общения: - трудность установления контакта с партнером (партнер не хочет поддерживать общение, молчит, что может быть связано с разными причинами, например, вы ему не нравитесь или он не может выразить свои мысли); - проблема выхода за границы дозволенного (например, быстрый переход от официального к панибратскому общению, когда партер не готов к этому, что приводит к разрушению установившегося контакта); - трудность «чтения» молчания – неумение понять молчание партера по общению (например, ему нечего сказать в ответ, или он намеренно не хочет отвечать). 2. Трудности, затрудняющие процесс слушания: - человек не слушает того, что вы ему говорите, т.к. поглощен обдумыванием ответа на предыдущее сообщение; - человек слишком быстро вступает в разговор, не дослушав вас; - человеку не интересно то, о чем вы говорите и он переводит разговор на нужную или интересную ему тему; - человек прекращает разговор, если он не касается его интересов или скучен ему; - человек эмоционально реагирует на сообщение или какую-либо его часть, упустив основную вашу мысль; - человек легко отвлекается от разговора с вами, реагируя на посторонние звуки, движения и т.п. Существует и другие трудности, связанные с общением. Например, в понимании смысла слов, которые вы используете. Каждый человек по-своему реагирует на слова, многое зависит от того, какой смысл в него вкладывает, независимо от значения слова. Как преодолеть возникающие трудности в общении Только непосредственно общаясь с разными людьми. Никакое виртуальное общение не поможет ему научиться, так как нет главного – обратной связи от партнера. Невозможно увидеть его глаза и эмоции, услышать его интонацию, невозможно определить, искренен ли он или нет. Считаете ли вы себя эффективным в общении Предлагаем вам оценить свой уровень общительности. Тест Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, отвечайте быстро и однозначно: «да», «иногда», «нет». 1. Вам предстоит важная встреча. Тревожитесь ли вы, ожидая ее 2. Вам предложили выступить с докладом. Вызывает ли это у вас недовольство или смятение 3. Вы не любите делиться с другими своими переживаниями 4. Если вам предстоит поездка в лагерь, где много незнакомых подростков, стремитесь ли вы уклониться под разными предлогами от нее 5. Раздражаетесь ли вы, если к вам обратиться с просьбой незнакомый человек 6. Услышав противоположное мнение по какому-нибудь вопросу, предпочитаете ли вы промолчать, не высказывать свое мнение 7. Вам легче изложить свои мысли в письменной форме, чем в устной 8. Вам трудно задать интересующий вас вопрос учителю 9. Вы легко обижаетесь на сказанные в ваш адрес неприятные на ваш взгляд слова 10. Вам трудно первому вступить в разговор с незнакомым, но интересным для вас человеком А теперь подсчитайте количество набранных баллов: «Да» - 2 балла; «Иногда» - 1 балл; «Нет» - 0 баллов. Интерпретация результатов: 30 – 28 баллов – у вас явно есть трудности в общении; 27 - 20 баллов – вы неразговорчивы, у вас мало друзей, но от вас зависит, будет ли их больше, необходимо учиться общаться. 19 – 13 баллов – вы вполне общительны, но имеются трудности с установлением новых контактов, что вполне можете преодолеть, если захотите над этим работать. 12 - 6 баллов - вы весьма общительны и не испытываете особых трудностей в общении. Ниже 5 баллов – вы чрезмерно общительны, что создает трудности у ваших партнеров по общению, т.к. вы излишне стараетесь навязать свою точку зрения или мнения, не считаясь с другими. Это поправимо, если вы будете учиться слышать других и видеть реакции других. Притча Один человек пришел к Сократу и спросил: - А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг - Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. - Три сита - Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда - Нет. Просто я слышал... - Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее - Нет! Напротив! - Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать - Нет, в этом нет необходимости. - Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить... Советы Несколько правил для преодоления трудностей в общении. 1. Установить контакт можно с помощью простых фраз: «Я весь во внимании», «Я вас внимательно слушаю», но не следует употреблять фразу «Я слушаю», которая несет на себе директивный оттенок. 2. Установить контакт помогают некоторые поведенческие акты: - наличие контакта глазами; - кивание головой; - наклоны туловища в сторону собеседника; - уменьшение расстояния между партнерами снижение голоса; - отсутствие защитных положений руки (рука у лица, у рта, у лба, у щеки). 3. Если вы чрезмерно общительны, учитесь больше слушать другого и меньше говорите. 4. Стремитесь понять эмоциональное состояние партнера, а не только слушайте его слова. 5. Учитесь оценивать и понимать молчание. Мудрые мысли Кто после разговора с вами бывает доволен собою и своим умом, тот и вами вполне доволен (Лабрюйер Ж.). Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать (Плутарх). Умение вести разговор — это талант (Стендаль). Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие (Лабрюйер Ж). Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится (Белинский В.Г.) Домашнее задание О чем притча Всегда ли вы просеиваете информацию, которую предлагаете своим друзьям При очередном случае вспомните эту притчу и измените ситуацию в лучшую сторону. При очередном общении попробуйте осознать свои трудности в общении и постарайтесь их преодолеть, проследите за тем насколько успешно вы с ними справляетесь. Подберите 10-12 наиболее понравившихся высказываний, афоризмов, мудрых, мыслей по теме «Общение», выучите несколько из них наизусть. Это интересно! Билл Гейтс Родился 28 октября 1955 года. Программист и предприниматель, создатель корпорации Microsoft. Его любимое хобби - игра в бридж. Господином Гейтсом написано две книги - Дорога в будущее (1995 г.) и Бизнес со скоростью мысли (1999 г.) в которых он описывает свой взгляд на ведение бизнеса. В детстве Билл Гейтс носил очки из-за близорукости, был нерешителен, застенчив. В тринадцать лет Билл написал первую компьютерную программу. Учась в колледже, создал из одноклассников компанию по разработке программ для местных властей. В пятнадцать написал программу для регулирования уличного движения и заработал на этом проекте 20000 долларов. Позже он скажет: «Я могу сделать все, к чему приложу свой интеллект». Сегодня мало кто может представить себе жизнь без продукции компании Microsoft, а сам Билл – вероятно, один из самых успешных людей современности. Интересный факт: В 1968 году в престижном колледже Лэйксайд были установлены первые компьютеры, и  Гейтс начал дневать и ночевать около них. Это повлияло не лучшим образом на его успеваемость. В ответ на замечания профессоров университета, Билл Гейтс заявил, что станет миллионером к тридцати годам. Он сдержал свое слово и даже более чем - стал к 31 году миллиардером.  Цитаты Билла Гейтса: Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения следующих десяти лет. Чтобы привлечь и удержать на работе умных людей, необходимо обеспечить им возможность общаться с другими умными людьми. Огромное богатство идет рука об руку с большой ответственностью, обязательствами поделиться с обществом и обеспечить наилучшее распределение этих средств тем, кто в них нуждается.    Я оптимист, но это не значит, что я смотрю на мир сквозь розовые очки.    Знание – главный инструмент управления. Урок 14. Учимся слушать других Существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать (К.Морли). Вам приходилось когда-нибудь слышать разговор двух маленьких детей (3-4лет), когда они играют Каждый из них говорит о чем-то своем и диалога не происходит. Дети растут, взрослеют, начинают строить диалоги в процессе общения, несмотря на это часто можно наблюдать, что каждый продолжает настаивать на своем, не слушая, что говорит партнер. В современном мире мы часто ощущаем, что нас не слушают. Это достаточно трудно принять в обыденной жизни, но когда дело касается деловой сферы, это может быть катастрофой. Нет ничего более приятного, чем человек, который ценит ваше мнение. Говоря другими словами, лучший способ показать кому-то, что вы цените его мысли и идеи, это выслушать его. Когда вы начинаете внимательно слушать и вникать в смысл того, что вам говорят, то можете заметить, что не стремитесь сразу же критиковать, а думаете о том, что в этой точке зрения что-то есть. Например, вам часто что-то советуют родители, они вас любят и желают только самого лучшего. Но почему-то вам не всегда хочется их слушать и слышать, считая, что все равно они вас не поймут. Почему такая предвзятость по отношению к ним Попробуйте услышать и заметите, как улучшится ваше общение с ними. Если вы посмотрите, что у вас внутри, то сможете обнаружить, что многое нужно изменить, пересмотреть свои привычки в общении, преодолеть трудности взаимодействия не только с родителями, но и с одноклассниками. Одна из главных вещей, на которые нужно обратить внимание, это мотив вашего взаимодействия с другими. Если камень преткновения - неумение слушать, нужно разобраться, почему вы не слушаете. Обычно, когда кто-то делится с нами своими идеями, мы начинаем формировать свои идеи. Если кто-то рассказывает о своих мыслях, мы почему-то начинаем думать о чем-то своем, оцениваем лучше ли они и насколько отличаются. При этом мы склонны считать, что наши мысли лучше, чем те, которые мы слышим. Это заставляет нас обороняться, так как мы чувствуем необходимость защищать или отстаивать свою позицию. Итак, что же происходит, когда мы обороняемся Мы не слышим то, что нам говорят, и мы не можем придти к согласию, потеряв цель взаимодействия. Каждый пытается донести и защитить свою идею, при этом выискивает недостатки в идее другого. Прекрасно, не так ли Это нормально, не хорошо, но нормально, часто именно так и происходит в обыденной жизни подростков. В этом кроются многие проблемы, мешающие эффективному общению. Хорошие лидеры умеют слушать. Они борются, защищаясь, как и все, но относятся к этому по-другому. Такое отношение, как: «Моя идея лучше твоей» является самым губительным для построения команды. Выдающееся лидерство то, которое объединяет все идеи, и берёт лучшее из каждой из них. Многие становится лидерами благодаря тому, что они лучшие в своём деле. Это хорошо, когда вы соревнуетесь за позицию, но это не способствует хорошей работе команды. Выдающееся лидерство вырисовывает сильные стороны других, увеличивает их, для хорошей работы всей группы. Это хорошо получается, благодаря умению внимательно выслушать идеи других и принять их. Итак, первое, что может улучшить взаимоотношения - это умение слушать. Второе, что мы можем сделать для улучшения взаимоотношений - принять, что мы можем быть не правы, и даже ошибаться. Большинство из нас начинает спорить, потому что хотят быть правыми. Но всё на самом деле ещё хуже. Мы хотим быть правыми во всём. Нам кажется, что если мы не правы, значит мы плохие, а если правы – то лучшие. Естественно, быть не правым, это не самая страшная ошибка, которую мы можем совершить. Самая большая ошибка, это неспособность признать это. Если мы решим, что же для нас является главным, то сразу увидим, что быть правым не так важно, как сами отношения. В-третьих, необходимо просить прощение. С этим проблемы есть как у взрослых, так и у детей. Но, если мы учим детей тому, что они должны извиняться и просить прощение, то сами должны показывать им пример. Умение попросить прощение является показателем уверенности. Нужно быть действительно сильной личностью, чтобы попросить прощение, особенно если другой человек сильно обижен или разъярен. В-четвёртых, ваши отношения невозможны без того, чтобы уделять им время. Как говорится в одной старой пословице, дети, и возможно мы все, под словом любовь, подразумеваем время. Оно необходимо, чтобы выслушать, понять, но как часто именно на это не хватает времени. Итак, проверьте себя, умеете ли вы слушать Для этого вспомните какой-нибудь серьезный разговор, который произошел совсем недавно и спросите себя: «Как я слушал собеседника Действительно ли я слышал его или просто ждал своей очереди высказаться». Проведите самоанализ, ответив на следующие вопросы: Легко ли я отвлекаюсь Не делаю ли я вид, что слушаю Может быть, я слушаю просто из вежливости Реагирую ли я на эмоционально окрашенные слова Часто ли я перебиваю собеседника Если слушать совсем не интересно, я думаю о чем-то своем Не предаюсь ли я своим мыслям, если собеседник говорит медленно Раздражают ли меня ошибки в поведении собеседника Не делаю ли я поспешных выводов Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем меньше вы слушаете во время разговора, тем самым меньше воспринимаете и понимаете сказанное. Можно ли улучшить свою способность слушать Да, если вы действительно хотите улучшить взаимоотношения и научиться общаться, то можете использовать техники активного слушания. В зависимости от собеседника и той информации, которую он сообщает, применяются различные техники активного слушания: пассивное слушание, эмпатическое слушание, активное слушание. Пассивное слушание полезно применять, когда ваш собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения и ему хочется выговориться. В этом случае необходимо самому эмоционально не включаться, а задавать уточняющие вопросы, для того чтобы были выпущены негативные эмоции партнера по общению. Полезно также давать минимальные словесные реакции (угу, да, понятно и т.п.). Эмпатийное слушание – это слушание с разделением эмоциональных переживаний партнера по общению, с сопереживанием. Оно предполагает создание доверительной атмосферы во время общения, отражение переживаний, чувств и освобождение себя от собственных переживаний. Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к партнеру по общению, поддержание постоянной обратной связи и использование специальных техник активного слушания. Основные техники активного слушания: Расспрашивание или выяснение с помощью вопросов. Эта техника направлена на прояснение того, что же все-таки хочет сказать партнер по общению или какова основная мысль сказанного. Используется для облегчения понимания и восприятия информации. Вопросы могут быть сформулированы: - на уточнение каких-либо высказываний (уточните, повторите и т.п.); - на развитие сказанного (Что Где Как Когда Почему Зачем Разъясни более подробно… и т.п.); - на отношение к мнениям, суждениям (Что ты думаешь о… Как ты относишься к … Как, по-твоему мнению… и т.п.); - на понимание сказанного (правильно ли я тебя понял… - далее идет повторение основной мысли сказанного). Отвечая на вопросы, партнер по общению повторяет, комментирует, разъясняет, переформулирует, что помогает правильно понять его. Перефразирование. Эта техника направлена на возвращение партнеру сути сказанного. Перефразировать – значит высказать мысль партнера, но другими словами, для того, чтобы он смог оценивать правильность понимания. Перефразирование начинают со слов: «Ты думаешь, что…, насколько я смог понять…, иными словами, ты считаешь…, если я правильно понял, с твоей точки зрения…» и т.п. Отражение чувств. Основное внимание при использовании этой техники уделяется чувствам партнера по общению. Особенно важно использовать ее в тех случаях, когда видно, что партнер скрывает свои чувства, не говорит о них. Отражение чувств помогает взаимопониманию, поэтому необходимо показать партнеру, что его понимают, разделяют его чувства, сочувствуют. Можно начать с таких слов: «Мне кажется, что ты испытываешь…, вероятно, это тебя расстроило…, представляю, как тебе тяжело…, я вижу, как ты переживаешь…, ты чувствуешь себя раздраженным (задетым, обиженным, оскорбленным…)» и т.п. Использовать отражение чувств можно лишь при наличии у человека психологической культуры, такта, умения всем своим видом показать искреннее сочувствие и сопереживание. Резюмирование. Резюмирование или обобщение помогает связать услышанную информацию в единое целое. Обобщая услышанное, дается обратная связь партнеру по общению, что основные его мысли или идеи поняты и восприняты. Используются следующие вступительные фразы: «Обобщая то, что ты сказал…, твоими основными идеями, как я понял…, итак, ты считаешь…, если подвести итог сказанному…». Умение слушать является важнейшим условием эффективного общения, установления психологического контакта и возникновения чувства удовлетворенности от общения. Притча Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность. Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй — изо рта, а у третьей — через пупок. Подумав немного, он сказал: — Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех. Советы Чего нельзя делать, внимательно слушая: Вносить реплику: «Со мною это когда-то тоже было». Успокаивать партнера: «Это еще не так плохо, могло быть хуже». Оценивать: «Однако это очень хорошо (плохо)». Критиковать: «Здесь ты сделал ошибку». Мудрые мысли Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно (Э. Севрус). Не умеет молчать тот, кто не умеет говорить (Публилий Сир). Нам приятно, когда нас спрашивают о том, о чем мы склонны рассказать и без чьей-либо просьбы (Плутарх). Болтуны никого не слышат, ибо сами говорят беспрерывно (Плутарх). Коммуникабельность начинается с внимания к другим людям (Ж. Лабрюйер). Домашнее задание Потренируйтесь в техниках активного слушания при общении с разными людьми (родными, друзьями и т.д.). Проанализируйте после общения, как вы их слушали, воспользовавшись вопросами, предложенными на этом уроке. Проанализируйте как вас слушали, умеют ли слушать вас собеседники Это интересно! Константин Сергеевич Станиславский - театральный режиссер, преподаватель и актер. Родился в России 5 января 1863 года. По словам Станиславского, всего существует 3 основных технологии актерского искусства - ремесло, представление и переживание. Ремесло основано на готовых штампах, по которым зритель может понять какие эмоции имеет ввиду актер, но не переживает их. Представление подразумевает под собой длительные репетиции, на которых актер испытывает настоящие переживания и эмоции, которые автоматически создают форму их проявления на сцене. При этом актер по-настоящему не испытывает  этих переживаний. Переживание - это актерское искусство высшей степени, когда актер,  и на репетициях и на самом спектакле, испытывает подлинные чувства, не такие как в жизни, но все же настоящие, создавая картину живого образа, насыщенную столь интересными и тонкими деталями. Советы от К.С. Станиславского: Понимать - значит чувствовать. Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе. Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием. Говорите глазу, а не уху. Глаза самый чуткий орган, приводящий к чувству мысли. Жить - это значит действовать. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть. Урок 15. Учимся видеть других Глаза – более точные свидетели, чем уши (Гераклит). Эффективность взаимодействия зависит не только от умения слушать и понимать сказанное, но и от умения видеть, как это было сказано. Любые переживания, мысли, протекающие в мозгу, отражаются на облике человека, в его движениях вполне определенным образом. Поэтому, глядя на человека и слушая его речь, вы можете по каким-то неосознанным причинам ему не поверить. Почему С одной стороны человек говорит убедительно, логично, а с другой - вы сомневаетесь в его словах. И это недоверие может быть вызвано несоответствием облика человека (мимика, жесты, поза и т.д.) его словам. Все дело в том, что средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Вербальные средства передают чистую информацию, а невербальные – отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение является отражением эмоционального состояния человека, его внутреннего мира, скрытых качеств личности, скрытых мотивов. Более чем на 60 информации в ходе общения передаются взглядом, мимикой, жестам, т.е. невербальным поведением человека. Даже небольшое расхождение смысла слов человека с его жестами, мимикой может вызвать недоверие к сказанному. Например, ваш знакомый сообщает, что он рад видеть вас, но почему-то отводит глаза и не отвечает на рукопожатие. Возникает противоречие между словами и его невербальным поведением. Чему верить – словам или телу Скорее вы поверите его телу, чем словам. Внутренний мир человека и язык его тела взаимосвязаны. Рефлекторная природа большинства реакций, отражаемых мимикой, жестами, позой, не может в полной мере контролироваться человеком. Люди редко во время разговора задумываются над своими движениями, поэтому, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты их выдают. Когда мы замечаем неискренность партнера по общению, то и ссылаемся на интуицию. На самом деле неосознанно обращаем внимание на мелкие невербальные сигналы, которые и позволяют увидеть несоответствие между словами и телом. Само слово интуиция в переводе с латинского языка означает «внимательно смотреть». Еще древние мыслители обращали внимание на это умение. Поэтому важно уметь видеть и правильно понимать то, что вы видите. А можно ли увидеть невербальные сигналы при общении в сети Интернет Умение видеть невербальные сигналы дает преимущества человеку. Во-первых, можно увидеть затруднения, возникающие на уровне отношений в самом начале, перестроится или изменить тактику ведения разговора. Во-вторых, можно перепроверить правильность своего понимания невербальных сигналов партнера и ввести контроль истинности. Контроль истинности необходим всегда, иначе можно наделать много ошибок и неправильно понять партнера по общению. Известны разные формы невербальной коммуникации. Каждая из них имеет свою собственную знаковую систему. Первая из них включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические выражения несут более 70 информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Жесты при общении несут также много информации. Жестами можно нарисовать образные картинки, можно указать, можно попрощаться, выразить эмоции, и т.д. Позы человека взаимосвязаны с жестами и несут информацию о настроении человека, эмоциональном состоянии, некоторых личностных качествах, например уверенности-неуверенности и т.д. Вторая форма - это качество голоса, его диапазон, тональность. Включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи увеличивают значимую информацию, или же снижают ее. Например, если человек начинает покашливать (без медицинской причины) во время аргументации своей точки зрения, возможно, что он сам не верит в свои слова. Пространство и время организации общения также являются одной из знаковых невербальных систем и несут смысловую нагрузку. Например, если посадить оппонентов напротив друг друга - они могут начать конфликтовать, вместо того, чтобы начать договариваться. Если незнакомый вам человек приблизится к вам на близкое расстояние при знакомстве, вы будете воспринимать это приближение как угрозу, так как он нарушил ваше личное пространство. Еще одна специфическая знаковая система, используемая в общении – это «контакт глаз». Если вы будете смотреть более трех секунд на персону противоположного пола в транспорте, это будет истолковано «жертвой» как приставание, желание познакомиться, или как угроза. А если это будет друг или любимый человек, то это вызовет совершенно другие эмоции. Известны также значения движений глаз. Например, когда человек опускает глаза при разговоре, то погружается в свои неприятные ощущения. Изучение языка те­лодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) процесс увлекательный и интересный, позволяющий улучшать навыки взаимодействия с людьми, познания их эмоционального состояния, скрытых мотивов, степени искренности и т.п. Об этом написано много книг и даже снят сериал «Обмани меня». Для успешного лидера важно не только читать телодвижения других людей, но и самому научиться по возможности контролировать язык своего тела. От того, как вы себя держите, какие у вас жесты, мимика, интонации и другие невербальные сигналы во многом зависит каким вас будут видеть другие. Например, подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение имеют всегда отрицательный смысл, выражаются в стремлении не видеть, не смотреть в сторону другого человека. Подозрение и скрытность могут проявляться в следующих движениях: сложенные руки, отклоненное назад тело, скрещенные ноги, «втягиваемая голова» в плечи, взгляд исподлобья. Умение видеть это и оптимально изменять свое поведение и других – важный инструмент эффективного общения. Притча Однажды Аристотелю отдали на обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение. - С тебя – вдвое больше, чем с остальных, - ответил философ. - Почему – удивился тот. - Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать. Советы Что необходимо сделать, чтобы произвести хорошее впечатление на собеседника: Старайтесь выглядеть уверенно, оптимистично, держаться с поднятой головой. Слегка улыбайтесь, сохраняйте доброжелательное выражение лица, открытый взгляд. Сохраняйте осанку на всем протяжении общения. Спокойно и свободно держите руки. Слегка наклонитесь вперед к собеседнику в момент общения. Сохраняйте внимание и будьте готовым к неожиданностям, которые могут осложнить беседу. Поддерживайте высокую активность в общении. Мудрые мысли Ушам люди меньше доверяют, чем глазам (Геродот). Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак (Диоген Лаэртский). Ум и видит, ум и слышит, неразумный глух и слеп (Эпихарм). Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна (Квинтилиан). Чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды (Сенека). Домашнее задание Если вас заинтересовала тема невербального поведения, обратитесь к книге Алана Пиза «Язык телодвижений». Выпишите для себя из этой книги или других источников значения невербальных сигналов, которые вам интересны. Понаблюдайте за невербальным поведением своих родных, друзей во время общения, проинтерпретируйте и проконтролируйте - правильно ли вы поняли его. Это интересно! Коко Шанель - ведущий французский модельер ХХ столетия, внесла огромный вклад в историю моды. Советы от Коко Шанель: Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти. Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали. Люди не умеют жить. Их этому не учат. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет. Урок 16. Общение в коллективе Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А.Н.Толстой Вы задумывались над тем, какое место занимает в вашей жизни общение с одноклассниками, другими подростковыми объединениями (кружки, спортивные секции и т.п.) Важно ли для вас то место, которое вы занимаете в этих объединениях Отличается ли общение с другом от общения в коллективе Несомненно вы ответите на эти вопросы утвердительно. Для нормального личностного развития для вас важно, как к вам относятся ваши сверстники. Быть принятым сверстниками – это значит соответствовать их требованиям. Любая, даже небольшая группа подростков имеет так называемый кодекс чести или неписанные правила, по которым она существует. Сколько групп – столько правил. Может быть, вы никогда не задумывались над тем, есть ли в вашем классе неписанные правила, по которым одни школьники являются популярными, а над другими посмеиваются Как заслуживается авторитет и признание одноклассников Общение в группе отличается от общения с другом. С другом вы можете поделиться своими сокровенными мыслями, проблемами, планами. А уместно ли будет об этом рассказывать всем своим одноклассникам Сможете ли вы найти понимание у них Иметь друга необходимо в вашем возрасте, но также необходимо быть частью определенной группы сверстников, быть принятой ею. Вы можете быть частью различных подростковых объединений как формальных так и не формальных. Прежде всего, вы являетесь членом вашего класса – это формальное объединение. Вы не выбирали школу, класс – это выбор ваших родителей. Конечно, большинство родителей выбирают для своих детей школу и класс по внешним критериям – гимназия, лицей, класс с углубленным изучением каких-либо предметов, т.е. при выборе они ориентируются на возможности получения детьми хорошего образования. Но совершенно не задумываются о неформальных взаимоотношениях, складывающихся у детей во время обучения. Неформальную группу выбираете вы или же группа привлекает вас в свои ряды, а может быть, вы сами объединяете вокруг себя остальных сверстников. Исторически люди объединялись в группы для совместной деятельности, например, для совместной охоты за крупным животным. Один человек не смог бы выжить, а изгнание из группы за нарушения правил считалось смерти подобно. Общение в таких группах сводилось к координации совместных действий, мотивации на успех, распределения ролей во время охоты и т.п. Если в настоящее время посмотреть на различные подростковые объединения, то они объединяются совершенно по разным причинам и преследуют различные цели. Казалось бы, что формальное объединение – школьный класс должно иметь главную цель – учебную деятельность. В реальной жизни любой класс распадается на разные неформальные группы с разными целями. Для одних цель – учеба, для других – демонстрация силы и превосходства, для третьих – совместная общественная деятельность и т.п. Чем больше таких неформальных групп в классе, тем меньше он похож на единый коллектив. Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Этот нелегкий путь можно разбить на уровни. Очень интересную характеристику этапов сплочения коллектива, команды предложил А.Н. Лутошкин. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а в коллективе им может стать лидер, этот материал превращается в искусный сосуд, но он может остаться куском глины, если к нему не приложить усилия. Более того, если глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые, хотя и робкие, усилия по сплочению коллектива. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. «Мерцающий маяк» В штормовом море и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность утверждение: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание –это еще не все. Бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. «Алый парус» Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь по-настоящему действует принцип «один – за всех, и все – за одного». У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Они живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя класс и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. «Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Формирование коллектива – процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи на какой-то период, надо более точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем продолжить маршрут, определяет положение своего корабля, так и лидер в целом должен знать ту точку, от которой необходимо отправиться в путь. В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться настаивающий, требующий стиль руководства. Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. В группах «Мягкая глина» этот же стиль руководства еще может преобладать, но все активнее вводятся советующиеся, консультирующиеся, требующие приемы руководства: создание актива, опора на него, привлечение членов класса к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива. В группах «Мерцающий маяк» органы самоуправления имеют большой вес, и лидер может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. Иногда допустимы настаивающие, требующие приемы руководства, иногда – советующие, консультирующие. В целях создания положительного эмоционального климата иногда нужно быть уступчивым, идти на компромисс. Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становятся основным способом на ступени «Алый парус». Ведущий тип руководства – коллегиальный, консультирующийся, советующийся. В основе взаимоотношений лидер и коллектив – взаимное доверие. Сплоченность и сработанность коллектива освобождают лидера от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела. В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», – самоуправление, опора на группу в целом. Требования лидера к личности предъявляются от имени всего класса. Основное внимание лидера направлено на установление связей с другими коллективами, на формирование активной позиции своего коллектива. Стабильный коллектив – залог успеха. Недаром опытный руководитель, получив свое назначение или задачу, сначала формирует вокруг себя коллектив, или, как многие говорят, команду. Большинство из них руководствуется при этом жизненным опытом и интуицией. В ходе исследований психологами было выяснено, что стабилен лишь тот коллектив, где люди играют различные роли. Как правило, эти роли определяются природными данными каждого, их характерами. Существует несколько вариантов стабильных команд, но наиболее эффективна та, где прослеживаются 8 командных ролей. Координатор – координирует деятельность коллектива, создает условия, где каждый может делать свое дело. Другими словами он контролирует процесс. Двигатель – наделяет энергией, желает действий, придает форму, вселяет энтузиазм. Следует отметить, что между координатором и двигателем часто может возникнуть конфликт. Это легко понять, если представить себе, что «координатор» действует не торопясь, наверняка, «включая» в процесс новые силы по строгому им разработанному плану. А «двигатель» нетерпелив, тороплив, ему порой неважно, что кто-то «выключен» из игры, ведь он своей энергией, энтузиазмом способен возложить обязанности «выключенного» игрока на других. Генератор идей – интересная личность. Часто он не заботится о том, как можно практически осуществить его идею. (Например, предлагает построить дом из яичной скорлупы.) Другие члены команды порой смотрят на него как на сумасшедшего. Идей у него очень много, но лишь некоторые воплощаются в действительность. Основным виновником этого является человек, играющий следующую роль. Практик – принимает, проверяет практичность идей. Отсюда возникает конфликт между ним и «генератором идей». Успокоитель – создает мир в команде, гасит конфликты, мирит. Делатель – в первую очередь непосредственный исполнитель, делает все педантично, щепетильно. Этому человеку можно доверить жизнь, он выполнит свое дело. Болезненно воспринимает внезапное изменение цели. Внешний контактор – не очень озабочен действиями внутри команды, находит внешние контакты для решения внутренних задач. Как правило, хочет, чтобы все происходило быстро. Контроль на выходе – необычайно внимателен, просматривает до мелочи, все ли выполнено по плану. Поднимает тревогу, если «на выходе» получилось нечто не совсем соответствующее первоначальному замыслу. В высокостабильной команде может быть более или менее 8 человек. Если людей больше, то ясно, что кто-то играет одни и те же роли, т.е. дублируют друг друга. При меньшем количестве членов команды один человек может играть несколько ролей. Например, 1-2, часто встречаются сочетания 3-5-7, 2-6-8, 1-5, а вот сочетание 3-4 практически невозможно. Некоторые люди, вследствие своих природных данных, могут играть все роли и часто включаются туда, где считают себя нужнее. Если в коллективе присутствуют все «ролевые персонажи», то при правильном руководстве, имеется в виду создание мотивирующих условий для каждого, от него следует ожидать больших результатов, он, несомненно, проявит признаки высокоорганизованной команды. Анкета Инструкция: Вам предлагаются вопросы, которые дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если вы сможете ответить, хотя бы, на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, вы получите представление о себе как о коммуникаторе. 1 блок. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество У меня много друзей или очень мало Много ли времени провожу я с моими друзьями Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей, и я очень часто испытываю чувство одиночества Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно 2 блок. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я Почему для меня эти качества в людях являются привлекательными и значимыми Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны В чем Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот Даю ли я другим знать, что хочу от них Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем 3 блок. Как я строю свои отношения со сверстниками и взрослыми людьми Нравится ли мне управлять людьми Позволяю ли я другим управлять мной Часто ли я уступаю другим Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными О чем я прошу моих друзей О чем мои друзья просят меня Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом 4 блок. Каковы мои основные ценности в межличностном общении Готов ли я принимать людей такими, какие они есть Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми С чем связаны мои страхи Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою учебу или другие занятия Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми Притча На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами». Советы Стадии вхождения в группу. 1. Адаптация – присвоение социальных норм и ценностей группы, становление типового поведения группы. Адаптироваться в группе значит принять ее, стать ее частью и удовлетворять ее требованиям. Если вы не принимаете ценности группы, ее нормы, отношение друг к другу, то, что она делает – то вам не по пути с этой группой. Бессмысленно на этом этапе предлагать изменения или ломать группу под себя. 2. Индивидуализация – открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуального стиля деятельности и общения. Только адаптировавшись в группе, сравнивая себя с другими членами группы можно осознать, на что вы способны, что вы умеете делать лучше других, чем вы будете полезны группе. 3. Интеграция – изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов в их принятие и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, становление всеобщего в сознании. Осознав свои способности, вы можете предложить свой вклад в общее дело группы, предложить то, что продвинет всех на новый уровень. Мудрые мысли Одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править (Аристотель). Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять (Платон). Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше (Сенека). Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли (Сенека). Даже чтобы бороться за права личности, необходимо создать коллектив (Тадеуш Котарбиньский). Домашнее задание 1. Как вы можете охарактеризовать уровень развития группы, в которую входите Какие цели объединяют группу Совпадают ли ваши цели с целями группы 2. Какую роль в группе выполняете вы Какие роли вы могли бы взять на себя 3. Подумайте над своими ответами на анкету. Что можно было бы в себе изменить, для того, чтобы улучшить взаимодействие с людьми. Это интересно!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Уроки лидерства ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Казань 2012 УДК_____ ББК ______
  • Урок 13. Трудности общения
  • 30 – 28 баллов
  • 19 – 13 баллов
  • Это интересно! Билл Гейтс
  • Урок 14. Учимся слушать других
  • Советы от К.С. Станиславского
  • Урок 15. Учимся видеть других
  • Урок 16. Общение в коллективе Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения