Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Гг до н э. умер в свой день рождения. Настоящее имя Аристокл, а Платон прозвище. 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осазнал разницу между материализмом и идеализмом




Скачать 69.16 Kb.
Дата21.07.2017
Размер69.16 Kb.
Платон (427-347 гг до н.э.) умер в свой день рождения. Настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище. 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осазнал разницу между материализмом и идеализмом. Что первично материя или сознание И познаваем ли мир Эти два вопроса и делили философов на материалистов и идеалистов. (см. конец предыдущей лекции – прим.ред.). Школу свою Платон основал в 386 году, называлась она Академия. Просуществовала эта школа беспрацендентно долго – 900 с лишним лет, пока в 629 году император Юстиниан не позакрывал все философские школы в Афинах. Платон считается первым объективним идеалистом. Сходные позиции с Парменидом, который считал, что чувственный мир приходящ, а идеальный мир вечен. Отношение людей к миру и к познанию мира похоже на положение людей, которые сидят в тёмной пещере (но пещера, естественно есть выход) и видат в ней какие-то тени, и по этим теням они судят о отм, что происходит вне пещеры. Вот так действует и человек – в соответствии со своими ощущениями, то естьон пытается воспринимать чувственно постигаемый мир, а на самом деле мир можно постигнуть лишь постигая мир Идей. Наряду с миром Идей существует также и мир Материи. Сама по себе материя бесформенна, пассивна, и практически она отождествляется с небытиём. Всякая вещь представляет собой отпечаток идет в материи. Стоял на позиции телеологии (учении о всеобщей целесообразности). А коль скоро всё целесообразно, то мы живём в лучшем из миров, даже если он и не совершенен. Души бессмертны, после смерти они переселяются в другие тела. Действует такой закон сохранения душ: души творятся в определённом количестве один раз, и больше не творятся и никуда не пропадают, а лишь только меняют своё место обитания. Души творятся богами и как только они были сотворены, были помещены на звёзды, откуда они созерцают окружающий мир. Когда они погружаются в тело, ониначинают вспоминать всё, что созерцали пока не спустились. Поэтому если мы хотим получить какое-то знание, то мы должны погрузиться в самих себя. То есть грубая аналогия – познавая себя ты познаёшь мир. Основными философскими источниками платоновского учения об идеях являются три компоненты. Певрое – учение Сократа о всеобщем (основа этики). Второе это учение элиатов об истинном неподвижном вечном бытие. И третье это учение Пифогора о числах как истиных сущностях вещей. Основной вопрос философии об отношении духа и природы (идея и материи в данном случае). Дух, идеи первичны, материя – вторична. Мир чувственых вещей изменчив, он приходящ. Мир идей неизменен, вечен. Совокупность мира идей это истинное бытие. А чувственный мир занимает промежуточное положение между бытиём и небытиём. Идеи – глобальные цели, определяющие направление развития вещей. Космос – большой шар, в центре которого находится Земля, которая так же имеет шарообразную форму. Движение космическое возможно благодаря мировой душе, а движение конкретной вещи определяется конкретной душой. Небесные тела он рассматривал богами, обладающими телом и душой. Всё наше знание всего лишь припоминание, и потому знание в принципе непередаваемо от одного человека к другому, то есть не воспринимаемо. Души все разные по своим возможностям. Те, которые созерцали как можно больше и которые могую припоминать как можно больше, такие души погружаются в семьи, в которых должен быть философ. Кто похуже – военоначальники и цари. Дальше чиновники и так далее. Замыкают список софисты, люди заискивающие расположение у толпы и тираны. Чтобы систематизировать всю ту внутреннюю информация, чтобы получать из неё что-то действительно целостностное, осмысленное необходимо пользоваться диалектическим методом. Платон разрабатывает диалектику не только как учение о развитии, но использует диалектические методы уже в теории познания (гносеология). Диалектический путь должен уводить от конкретного, частного к всё более общему и, наконец, к наивысшей идеи, которой является Благо. Метод предполагает следующий способ выяснения истины. Если мы формулируем какое-то утверждение, то мы должны так же дать противоположное этому утверждению утверждение и для каждого из них задать одинаковые вопросы. Диалектика понятий. Тождественное не принимать за различное, а различные понятия за тождественные. Эйдос – идеи. Учение Платона о государстве. Государство возникает тогда, когда один или несколько людей не в состоянии удовлетворить свои насущные потребности самостоятельно. Тогда они объединяются в коллективы и решают эти проблемы. Первая проблема – проблема пищи, потом жильё, одежда… Государство создаётся нашими потребностями. Платон, как я уже говорила успел пожить при разных формах правления. Он сам фиксировал такие как демократия, олигархия, тимократия (!!!!!!!!), тирания. И он создаёт свою теорию идеального государства. Каждый должен заниматься своим делом. Платон выделял три группы граждан. Правители (которые должны быть философами), стражи (воины), земледельцы (и ремесленники). Государственный миф: всех нас родила одна мать-земля и мы все должны служить её, отностится друг к другу как к братьям. Платон же: все, конечно были равны, но боги при рождении добавили в некоторых золота и стали он философами, способными к управлению, иным подмешали серебра и стали они воёнами, в третьих – железа и меди. Душа производит себе подобных, но возможны и исключения. Вполне возможно, что у золотых родителей появится медное потомство. За этим надо следить, такой не должен управлять, и наоборот. Есть предсказание, что государство разрушится, если им будет управлять железный страж и медный правитель. Стражи. С раннего возраста надо подвергать испытаниям, потом приятным испытывать и смотреть поддаются ли они соблазну. Если к зрелому возрасту они покажут себя сильными и нравственными, тогда из можно допускать к страже.. Стражи не должны иметь частной собственности, капиталов, кладовки – то есть всё должно быть доступно. Денег они не получают – жители их снабжают в достатке, но не в избытке. Надо внушать им, что они уже имеют золото в душе и нечестиво смешивать его с золотом человеческим. Постоянно должны упражняться в науке, слушать музыку и т.п. В государстве могут быть только здоровые люди. Если же заболел, но легко – то его надо лечить. Если он не может выполнять свои обязанности, то «Осклепий и лечить таких не приказывал». Искусство. За введение жёсткой цензуры. Для поетов характерно представлять мир так, что хорошим людям живётся тяжело, а плохим – хорошо. В нашем государстве поэзия должна быть нравственной. Каждое произведение должно быть проверено. Женщины. Их надо ставить на те же дела, что и мужчины, но следует помнить, что женщина немощней мужчины. Количество и качество браков должен контролировать правитель. Количесвто мужчин не должно уменьшаться. Дети не должны знать родителей, дети – общее достояние, иначе будут защищаться интересы не государства, а детей. Золотым мужчинам надо соединяться только с золотыми, серебрянные – только с серебрянными. Медных детей не надо воспитывать. Когда кончится репродуктивный период, можно ходить по тем по кому хочется. Правителям надобно пользоваться ложью, для всех же других – запрещена. Государством должны управлять философы. Порядочный человек никогда не стремится к власти. Значит их надо заставить править. Как, если они ничего не боятся Человек боится остаться под властью дурака, поэтому умные люди и соглашаются управлять. АРИСТОТЕЛЬ.(384-322 гг до н.э.) Был учителем Александра Македонского. Краткая биография>. «Платон мне друг, но истина дороже. Проводил занятия в Ликейском саду, перипатетическая школа (от «прогуливаться»). Очень была популярной (10 свободных мужчин). Первый логик, политолог, биолог, социологим, основателем эстетики… Задачей видел построение единой системы всех наук. Все науки разделил на три класса: теоретические (через получение знание о бытии, но без практического применения. Философия (изучить фундаментальные начала всего сущего), математика (взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела, но не являющимися состояниями) и физика (состояние тел в природе)). Науки практические. И науки творческие (польза или получение прекрасного). Должны давать объективную истины. Делит знания на научные знания (неизменных вещей) и мнения, воображения (они субъективны, изменчивы, относятся к изменяемым). Основные роды бытия и связанные с ними понятия. Как следствие создаётся учение о категориях – наиболее общие определения бытия, вне которых не может совершаться научное познание. Фиксировал 10 категорий. Сущность (реальная основа всех остальных категорий), качество (свойство и отношение вещей), количество, отношение (сравнение качества и количества), место (протяженность), время, положение, состояние (если бытиё рассматривается как нечто претерпевающее что-то), действие (активность бытия), страдание (пассивность). Философия должна заниматься сверхчувственными основами бытия, то есть тем, что непосредственно не доступно восприятию. Одним их таких начал является материя – пассивный субстракт, а делает её активной категория формы. Форма всех форм – бог. Материя без формы лишь возможность. Небытия никакого нет. Противоположности могут быть лишь относительными. Учение о 4 причинах. Материальная (то, из чего всё состоит), формальная (когда форма образует сущность реальную), действующая (источник движения) и целевая (конечная цель). Вот есть кирпичи – материя. Форма – стенка. Кем складывается Архитектором. Как Он преследует определённую цель. Космология. Вселенная – шар, Земля – шар, космос конечен, но его ничто не объемлет. За космосом – бог. Около него сфера неподвижных звёзд, толкаемая перводвигателем. Всего 55 сфер. Бог лишь перводвигатель (не надо молится). Разделил подлунный и надлунный мир. ТАМ никакого хаоса, там эфир. ЗДЕСЬ же есть и хаос, и всё остальное. Природы не терпит пустоты. Первая классификация живых существ. Одушевлено только живое: растения (не способны к ощущениям), животная душа, разумная душа. Гносеология. Сенсуализм – опыт, чувство являются основой познания. Первая ступень – чувственное восприятие, вторая – анализ опыта, третья – знание частных причин, червертая – формулировка законов. То есть познание идёт от частного к общему. Ум, благодаря которому это всё делается не разрушается и в теле не нуждается. Учение о силлогизмах. Силлогизм – некое умозаключение. Каждый силлогиз состоит из 2 предпосылок и вывода. Предпосылки не должны быть совсем различны, должны иметь общий термин. «Все человеки смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен». Учение о государстве. Человек – политическое (социальное) животное. Отношение в семье переносится на государство. Жители – зажиточные, крайне неимущие и средние. К первым двум относился враждебно. Вторые – так как заботсясь о проживании они не зоботятся о нравственном облике. Средние – гланая опора государства. Встал на защиту рабства, так как по своей природе рабы и свободные люди различны, то есть люди такими рождаются. Надо строить государство так, чтобы не чьи личные интересы не шли в противоречия с государственными. Демократы должны уяснить, что не имеют права посигать на богатства олигархов, а олигархи должны понять, что демократия подразумевает определённые человеческие права. Добродетельность определяется не по словам, а по делам. Всё искусство – искусство подражательное, а подражание должно быть адекватным. (72-00 – конец)