Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Гайдар и сегодня в строю»




Скачать 142.32 Kb.
Дата27.05.2017
Размер142.32 Kb.
ТипСценарий


МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1»

На районный конкурс методических разработок уроков

по привлечению к чтению

«Книга. Чтение. Интерес»

Мероприятие по теме:
«Гайдар и сегодня в строю»

Автор: Богданова Евгения Ивановна, зав. библиотекой,

МБОУ «Бабаевская СОШ № 1»

г. Бабаево, 2012 г.



Сценарий мероприятия

«Гайдар и сегодня в строю»
Цель: Погружение в тему: вечные человеческие ценности в биографии и творчестве А. П. Гайдара.
Задачи:

Образовательные:

- Закрепить у учащихся знания об основных этапах жизни

А.П. Гайдара;

- Закрепить у учащихся знания по прочитанным произведениям

А.П. Гайдара: «Тимур и его команда» и другим.

Развивающие:

- продолжить формировать у учащихся умение работать с

литературными источниками.

- продолжить формировать интерес к чтению художественной

литературы.

- продолжить развивать навыки работы в коллективе (команде).



Воспитательные:

- пробудить обучающихся к самосознанию, содействовать

творческой самореализации личности.

- продолжить формировать правила поведения в общественных

местах.

Оборудование:

- стенд с биографическими фотографиями писателя А.П. Гайдара;

- презентация «Биография А.П. Гайдара»;

- выставка книг;

- заготовки листов с заданием для команд;

- заготовки листов с заданиями и ответами на них для жюри;

- карандаши и ручки;

- протокол для жюри.



Участники:

команды обучающихся 4-х классов (по 3 – 6 человек).




Ход мероприятия
1 часть.
«Гайдар и сегодня в строю»
Он жил, как должен
жить боец,
И умер, как солдат.
С. Михалков
Обыкновенная биография в необыкновеннее время.


  1. Что означает имя Гайдар?

Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.


Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе этот звучный и много говорящий псевдоним. Псевдоним – вымышленное имя.
Гайдар – впередсмотрящий, всадник, скачущий впереди.


  1. Семья

Он родился 22 января 1904 г. в г. Льгове, откуда вскоре семья Голиковых переехала в Арзамас. Отец его, Петр Исидорович, был внуком крепостного крестьянина, благодаря упорству и настойчивости пробился к образованию, работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Окончив гимназию, она ушла из дома, порвала со своей средой, решив посвятить жизнь просвещению народа.


Работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после Аркадия появилось еще трое детей – его младшие сестры.


  1. Самообразование

Родители много занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В свободные часы пели народные песни, читали друг другу вслух стихи, а детям – сказки. Подражая отцу и матери, Аркадий рано начал «говорить в лад». Первое свое стихотворение он сочинил, не умея читать.


В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению и мог пересказывать слово в слово целые главы из любимых книг.

4. Воспитание рыцарства
С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей. В его обязанности входило заботиться о младших сестрах. Когда однажды Аркадий разбил стекло и убежал, мама ему объяснила, что сильный и смелый человек никогда не лжет и не прячется за спины других людей. С той поры он всегда сознавался в своих ошибках и проступках. Побеждая боязнь наказания, Аркадий воспитывал в себе смелость и волю.

5. Фронт
Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Когда взметнулись красные флаги революции, Аркадий пристал к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь для всех людей. Их называли большевики. Мальчику стали доверять разные мелкие поручения: сбегать туда-то, отнести то-то, вызвать кого-то. Было ему в ту пору 13 лет. Однажды, выполняя поручение революционного Арзамасского штаба, он был ранен ночью на улице ножом в грудь.
Он все успевал: и охранять по ночам город, заниматься самообразованием, писать в ученическую газету. А кроме всего этого, Аркадий старательно проходил военную подготовку и даже учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Он твердо решил попасть на фронт. В ноябре 1918 Голиков поступает добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16 (хотя ему было 14). Служил адъютантом командира батальона. Но штабная работа его мало привлекала. Голиков просится на фронт. Желая уберечь мальчишку, командир посылает его на Московские командирские курсы Красной Армии. Но эти курсы вскоре перевели в Киев, а это был Петлюровский фронт. Очень часто лекции прерывались и слушателей бросали то против белых, то против банд зеленых.

6. Разгром банды Битюга
Во время одной такой экспедиции Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду атамана Битюга. Враг оказался хитрым и коварным, операция срывалась. Но однажды был пойман человек, которого Битюг послал всыпать яду в колодец, из которого брали воду курсанты. Голиков решил пойти на хитрость. Он приказал старосте готовить подводы, потому что люди якобы заболели. Ночью, когда в село ворвался Битюг, уверенный, что все умерли, в небо взвилась ракета. Банда Битюга была разгромлена. Об этом и других эпизодах вы сможете прочитать в книге А. Гайдара «В дни поражений и побед». Вскоре ситуация на фронте изменилась, курсы закрыли. Голиков назначен командиром роты и отправлен на фронт.
7. Командир полка
Ему было 16 лет! Голиков проявил блестящие способности командира: был смел, вдумчив, пользовался авторитетом среди бойцов. Поэтому Аркадию доверили командовать Воронежским полком в 5 тысяч сабель и штыков.
Голиков принимает участие в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине, ловит в Сибири сильного и коварного атамана Соловьева (события положены в основу фильма «Конец императора тайги»).
Голиков прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, и окрыляющую радость побед.
8. Болезнь и выбор жизненного пути
Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно – он навсегда останется в армии.
Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы, безостановочные, жесточайшие перегрузки. Аркадий Петрович терпеливо лечится, но врачи неумолимы. Диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет.
Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Это его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен. - отвечал: «Книга».
Вдоль и поперек изъездил он нашу страну, много видел и обо всем ему хотелось рассказать детям. В одной из автобиографических заметок Гайдар напишет, что стал детским и юношеским писателем, потому что в годы гражданской войны сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь.
9. Первый рассказ «РВС» и темы творчества
Но не сразу добился Аркадий Петрович удачи на новом для него поприще. Первые свои повести сам Гайдар считал слабоватыми (1925-1927 гг.). Но уже в 1926 г. написан рассказ, определивший истинно верный путь писателя. Это был рассказ «Р.В.С.».
Если внимательно прочитать маленькие рассказы Гайдара, можно сказать, что их писал человек веселый, с открытым сердцем и твердым характером, человек, повидавший в жизни многое. Гайдар любил смелых, правдивых людей, преданных революции, Родине. Он показывает героев, взрослых и детей, в самые трудные, решающие минуты жизни. В такие минуты человек собирает все свои силы, весь свой ум, чтобы поступить правильно, достойно. В такие минуты видно, на что способен человек, чего он стоит. Итак, выбор сделан: писать о детях и для детей.

Ученик читает стихотворение:



Наш Гайдар
Когда несется звук фанфар

И флаг на мачте ждет подъема,

Нам вспоминается Гайдар,

Мы слышим шаг его знакомый.
На косогоре у Днепра

Могила тихая Гайдара.

А он у каждого костра

Сидит, зажмурившись от жара.
Он в пионерских лагерях

Живет бессменно, как вожатый.

Его читают на морях

В учебных плаваньях ребята.
Веселый молодой народ

Его уносит с книжных полок.

Его берут с собой в поход

Юннат и будущий геолог.
Он никогда не будет стар.

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар,

В шинель походную одетый.

С. Маршак.

Ведущий проводит у выставки обзор книг о Гайдаре.

(Звучит запись песни «Гайдар шагает впереди»)
2 часть.
Игра «В команде с Тимуром»

по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда».


(Накануне мероприятия все участники должны прочитать (перечитать) повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»)

Ведущий:
История создания книги «Тимур и его команда».

В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил ей игрушки, конфеты. А в большом доме на Арбате жил старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто к нему заходил, вслух читал новые книги, и старый человек радовался, что о нем не забыли. А еще в Москве жил товарищ Гайдара. В бою ему оторвало ногу и повредило грудь. По профессии он был переплетчиком книг. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетенные товарищем книги по заказчикам. Аркадий Петрович был очень добрым и отзывчивым человеком. Но времени не хватало, чтобы помогать всем. И вот однажды вечером в комнату к писателю влетел футбольный мяч. Гайдар выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли во дворе. Гайдар сказал им, что почему бы им не играть в «хороших людей». А затем рассказал о больной девочке и старом писателе. И пообещал ребятам придумать для них хорошую игру. Обещание свое Гайдар выполнил, написав замечательную повесть - игру «Тимур и его команда». Появилась она вначале как киносценарий, затем Гайдар написал одноименную книгу. Это произведение дало начало благородному направлению в деятельности школьников - тимуровскому движению. Действующие повсюду тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

1 тур «Биографический»
Ведущий по очереди задает командам вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не даёт правильный ответ, то ответ говорит ведущий.


  1. Назовите настоящую фамилию Аркадия Петровича Гайдара.

(Голиков)


  1. Что означает псевдоним Гайдар?

(Всадник, скачущий впереди)
3. В каком городе родился Аркадий Голиков?

(Город Льгов, Курская губерния)

4. Как бабаевцы увековечили имя этого писателя?



(Улица имени Гайдара)
5. Как называется продолжение рассказа о Тимуре?

(Комендант снежной крепости — 1940 г., Клятва Тимура — 1941 г.)


  1. Как Аркадий Петрович назвал своего сына?

(Тимур)


  1. Сколько лет прожил Гайдар?

(37 лет)
8. Участником каких войн был Гайдар?

(Участник Гражданской и Великой Отечественной войн)


  1. Во сколько лет он командовал красноармейским полком?

(в 16 лет)


  1. Кем был на фронте Гайдар в 1941году?

(Военным корреспондентом)


  1. Что ответил Аркадий в 13-летнем возрасте в анкете на вопрос: «Твое любимое занятие?»

(Книга)


  1. В каком городе находится музей Гайдара?

(В подмосковном городе Клин, где жил писатель)

2 тур «От кого записка»
Ведущий раздает командам одинаковые листы с заданиями. Командам в течение 2-х минут необходимо письменно дать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

От кого записка?

Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь.
Тимур.
Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, вечером.
Фигура.

Девочка, никого дома не бойся. Все в порядке, и никто от меня ничего не узнает.
Тимур.


Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей.
Тимуровцы.

3 тур «Открытка»

Каждой команде выдается комплект карточек, состоящий из 4-х открыток и 4-х отрывков из повести. Команды должны в течение 1-й минуты разложить парами картинки и текст. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Приложение 1)



4 тур «Переложи поленницу » (физминутка)
Каждой команде выдается по 20 карандашей (палочек) – «поленьев». Во время данного конкурса команды встают вокруг своих столов и играют одновременно. По сигналу капитаны в своих командах передают одно за другим «поленья» рядом стоящему игроку, тот следующему и так по цепочке, пока не будут переданы все «поленья». Задача последнего игрока в цепочке собрать поленницу из полученных «поленьев». Команда - победитель получает 3 балла, команда, занявшая второе место - 2 балла, команда, занявшая третье место – 1 балл.

5 тур «Викторина»
Ведущий по очереди задает командам вопросы. Если команда, которой задается вопрос - правильно отвечает, то она получает 1 балл. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к другим командам, которые в случае правильного ответа получают 0,5 балла.
1. Что обозначала красная звезда, нарисованная на воротах дач?

(Из этого дома человек ушел в Красную Армию)


  1. Что обозначала звезда, лучи которой были обведены черной каймой?

(Красноармеец из этого дома погиб)


  1. Назовите имя и фамилию атамана шайки хулиганов.

(Михаил Квакин)


  1. Назовите имя и фамилию командира тимуровцев.

(Тимур Гараев)


  1. На чьей даче ночевала Женя, когда приехала в дачный поселок?

(На даче Гараевых)


  1. Почему Женя не смогла уйти с дачи Гараевых?

(Её не выпустила собака)


  1. Кто за Женю отправил телеграмму отцу?

(Тимур)


  1. Кто принес Жене ключ, квитанцию и записку?

(Нюрка)



  1. За каким животным бегала Нюрка?

(За козой)


  1. На каком инструменте, подарке отца, играла Ольга?

(На аккордеоне)


  1. Как звали собаку Тимура?

(Рита)


  1. Назовите фамилию Ольги и Жени?

(Александровы)


  1. Что сделала шайка Квакина с посланцами тимуровцев?

(Закрыла в часовне)


  1. Имя дяди Тимура.

(Георгий)


  1. Назовите город, в котором жили Ольга и Женя.

(Москва)


  1. Кличка помощника Мишки Квакина.

(Фигура)


  1. Место, где находился штаб тимуровцев.

(Чердак)


  1. Назовите растение, которым бабка обожгла руки Симы Симакова.

(Крапива)

Заключение

“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г.  Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

 Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Звучит запись песни «Гайдар шагает впереди»

Жюри подводит итоги.

Ведущий в это время делает у выставки обзор книг с произведениями

А.П. Гайдара.

Объявление итогов игры.


Награждение.

Приложение 1

Она обернулась.

— Здравствуй, — сказала ей высокая темноглазая девочка. — Я приплыла от Ти­мура. Меня зовут Таней, и я тоже из его команды.

………………………………………………


В то же мгновенье в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступи­лись. И перед Женей встал высокий темно­волосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.

……………………………………………….

У тридцатого километра их нагнала по­ходная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красно­армейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.



……………………………………………….
Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывая ведра в дубовую бочку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.