Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Г. Ростов Ярославской области Скульптура на уроках изобразительного искусства




Скачать 135.33 Kb.
Дата07.07.2017
Размер135.33 Kb.
Бражников Данил Александрович учитель изобразительного искусства МОУ гимназии им. А.Л. Кекина г. Ростов Ярославской области Скульптура на уроках изобразительного искусства (материалы из методической разработки на высшую квалификационную категорию) Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, – круглая скульптура (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени: Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л. Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория) Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время: двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка). Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи. Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора. Рельеф может углубляться в плоскость фона (выпуклый рельеф). Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монумен-тальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры. Станковая скульптура – вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голову, бюст, фигуру, группу), различные жанры (портрет, сюжетную, анималистическую, символическую или аллегорическую композиции). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Монументальная скульптура является одним из древнейших видов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Вид скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Мелкая пластика, скульптура малых форм – самый распростра-ненный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями. К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр. Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс. Скульптура - один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), X–VIII тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, XIV в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В XV–XIX вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф.И. Шубин). В XX в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С.Т. Коненков, В.И. Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.). Технические методы скульптуры – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Наиболее доступным видом скульптурной деятельности в школе является лепка из глины и пластилина. Лепка — вид деятельности, который посвящен, решению объема и пространства. Главная задача лепки — художественное, пластическое решение целостной массы предмета, большой формы. В этом художественная лепка отличается от декоративной лепки, где велико значение поверхности, внешних деталей и раскраски. В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный. Конструктивный способ – предмет лепится с отдельных частей, затем все части соединяются и придают предмету ряд характерных признаков. Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины или пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей используются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются, что придаёт изделию нужную форму. Лепка с натуры. Работа с натурой значительно эффективней для развития специальных способностей: целостное видение, глазомер, чувство глубины формы, отношений масс, чувство пропорций, чувство пластики и др. Лепка с натуры пробуждает особый, удивительный способ восприятия, не используемый в других видах деятельности. Восприятие с целью воспроизведения в объеме протекает не только силуэтно, скользя по контурам, оценивая расстояния между ними, но и суммируя силуэты, синтезирует в воображении объем, полноту отдельных частей и объекта изображения в целом. Поэтому при постановке натуры для лепки учитель должен позаботиться о возможности осмотра её со всех сторон. Анализ федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству 2004 г. показал, что для его выполнения необходимо изучение следующих тем, связанных со скульптурой: Виды скульптуры (круглая, рельеф, станковая, монументальная, монументально-декоративная, мелкая пластика); Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) скульптуры (объём, пластика, силуэт, ритм, динамика, фактура и др.); Художественные материалы и возможности их использования (пластилин, глина, и др.); Скульптура России XVIII – XX вв.; Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли, памятники; Знакомство с произведениями выдающихся русских скульпторов (И. Мартос, С.Т. Коненков, В.И. Мухина); Синтез изобразительного искусства и архитектуры; Знакомство с произведениями зарубежных скульпторов, выявление своеобразия их творчества (Микеланджело Буонарроти, О. Роден); Процесс восприятия трехмерного предмета происходит на разных уровнях осознания, к примеру, узнавание протекает достаточно быстро и, как правило, подсознательно. Развернутый анализ с целью изображения объекта носит осознанный характер, длительный по времени и тесно связанный с мыслительной деятельностью. Восприятие, приобретая направленность на определённую деятельность, становится осмысленным, активным, аналитическим. Именно этим целенаправленнее восприятие отличается от пассивного созерцания. Учителю остаётся только акцентировать внимание на наиболее важных свойствах объёмной скульптуры. Скульптура малых форм является только одной из разновидностей скульптуры наиболее доступной, но лишь одной из многих. Чтобы сформировать у учащихся представление обо всех её проявлениях придётся прибегнуть к методу иллюстрации. Здесь открывается огромный простор для выбора, который таит в себе некоторые опасности. Во-первых, нужно отбирать качественный материал для показа. Изображения должны быть реалистичными, достаточного большого размера, давать представление о размерах самого произведения, о его окружении, не иметь геометрических искажений (фотографии, сделанные не профессиональным объективом часто имеют такие недостатки). Сложной темой является лепка фигуры человека (на 2 урока). На предыдущем им уроке ребята выполняли зарисовки схемы фигуры человека (иллюстрации: скелет человека, мужская и женская фигура в статичном положении (постоянно) и в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Благодаря мотивации, уже сама схема учащимися воспринимается на новом уровне, часто в ней заметны попытки передать объём или представить её в пространстве. Здесь же рождается замысел будущей скульптуры. Первый урок лепки фигуры человека начинается с актуализации знаний о пропорциях фигуры человека, демонстрации каркаса для скульптуры, изучения последовательности его изготовления. Каркас из толстой и мягкой проволоки должен быть прост в изготовлении, и быть максимально близким к форме человека. Грамотно выполненный каркас может быть моделью костного строения человека. Сначала основные пропорции: длина тела, ног, рук, шеи, ширина плеч и таза, размер головы. Затем каркас крепится к подставке, и небольшими шариками пластилина на нём отмечаются основные суставы. Следующий этап – это придание каркасу позы соответствующей замыслу. Перед учащимися зарисовка схемы движения человека, выполненная на прошлом уроке. Поскольку на каркасах отмечены суставы и обозначен позвоночник, сгибание конечностей, повороты и наклоны таза, плечевого пояса, шеи, сгибание самой фигуры становятся осмысленными. Этот этап лепки для изучения строения опорно-двигательного аппарата человека обычно даёт удивительный эффект. Здесь не много от реальной работы скульптора, деятельность больше напоминает конструирование, но для реалистичного, грамотного изображения фигуры человека в дальнейшем, не только в скульптуре, имеет огромное значение. Второй, заключительный урок темы посвящён непосредственно художественной лепке. Актуализация знаний, видеофрагмент о работе скульптора (2-3 мин), корректировка каркаса, затем около 35 мин процесс лепки по теме. Подбор фотографий не только помогает восполнить недостающие знания о форме и размере мышц человека, позволяет оценить соотношение объёмов, очерчивает выразительный силуэт, позволяет воплотить в материал свой неповторимый замысел и получить, так необходимый положительный опыт успешной художественно-творческой деятельности. Результаты обучения учащихся на уроках скульптуры. Резуль-таты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели». Результаты всего процесса обучения складываются из результатов каж-дого школьного урока, и результатов внешкольной деятельности учащихся. Результаты внешкольной деятельности во многом зависят от эффектив-ности совместной деятельности учителя и учеников, поскольку направля-ются и контролируются педагогом на уроке. Поэтому оценка результатов урока выступает на первый план. «Основным критерием успешности учебного занятия является ориентация на результат, т.е. на то, что ученик получил в ходе урока, какие знания, умения и навыки он приобрел». Следовательно, анализировать результативность конкретного урока следует именно в этих направлениях. Знания в области скульптуры можно условно разделить на три группы. Знания о видах скульптуры и их назначении, об особенностях средств художественной выразительности скульптуры, об известных скульпторах и их произведениях. Умения и навыки. Умения – овладение способами (приёмами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства. Применение знаний на практике в области искусства явно разделяются на два направления, соответствующих видам деятельности. Это практика восприятия произведений искусства, и собственная художественная деятельность. Воспитание культуры восприятия произведений скульптуры предполагает умение определить их вид (место в классификации), выделять и оценивать эффективность применённых художественно-выразительных средств, для передачи основной идеи и узнавать изученные произведения и имена их авторов, уметь высказывать своё мнение вслух. В собственной художественной деятельности учащиеся должны уметь использовать знания о средствах художественной выразительности разных видов скульптуры, для выражения основной идеи в своей работе. Такие умения можно сформировать только в практической художественной деятельности. В данном случае оценить их наличие и качество поможет скульптура, выполненная школьником. При оценивании детской работы следует применять те же критерии, что и к произведению искусства. Процесс художественного творчества школьника содержит все необходимые этапы: эстетическое восприятие объектов и явлений, творческое преобразование и реализация в материале. Совершенствование способностей к каждому из названных видов деятельности и дают в совокупности развитие художественно-творческих способностей учащихся. Главными критериями оценки каждой детской скульптуры должны стать: эмоциональность, новизна (неповторимость), качество исполнения в материале. Следует помнить, что оценка учителя, даже профессионального педагога и скульптора, будет носить субъективный характер. И, самое главное, что цель организации практической работы не создание выдающегося произведения искусства, а развитие художественно-творческих способностей учащихся через приобретение положительного опыта художественно-творческой деятельности. А позаботиться о том, чтобы опыт был положительным должен, в первую очередь, учитель. Скульптура, выполненная на уроке, является звеном в общей цепи развития художественно-творческих способностей, поскольку сама становится объектом восприятия для многих учащихся. Правильно организованный просмотр работ, обсуждение должны стать началом нового художественного творчества. Процесс восприятия должен состояться уже в завершении урока лепки и требует организации учителем. Все скульптуры выставляются на одном столе. Учащимся нужно дать возможность обсуждать и оценивать результаты своей работы и одноклассников. Можно активизировать обсуждение, предложив всему классу выбрать пять лучших работ для общешкольной выставки. Выбранные скульптуры выставляются перед всеми работами класса на отдельном листе бумаги с надписью «лучшие» Следующим значимым этапом становится выставка работ в кабинете изобразительного искусства. Круг зрителей при этом расширяется многократно. Работы каждого класса выставлены на отдельном столе, «лучшие» перед ними на листе бумаги, все должны быть подписаны инициалами. За одну неделю выставку посещают школьники разных возрастов. Учитель просит «совета» зрителей в выборе лучших работ. Выставка скульптуры всегда вызывает живой интерес учащихся, работы становятся объектами эстетического восприятия, осмысления и обсуждения. В итоге через неделю, рядом с «лучшими» по просьбе зрителей появляются ещё несколько работ «претендентов». Общешкольная выставка скульптур может быть как самостоятельной, так и стать частью большой тематической выставки детского творчества. В нашей гимназии им. А.Л. Кекина прошла выставка, посвящённая 100-летию учебного заведения. Творческим заданием по теме «Монументальная скульптура» в 7-х классах будет проект памятника ростовскому меценату А.Л. Кекину, подарившему здание гимназии нашему городу. Скульптуры, выполненные на уроках, были украшением значительной выставки, которую увидели все учащиеся, родители, и огромное количество выпускников школы, приглашённых на празднование юбилея гимназии. Итак, результатом обучения учащихся на уроках скульптуры являются воспитание культуры восприятия скульптуры (воспитательный аспект), высказывание устных суждений учащихся о скульптурах, развитие художественно-творческих способностей учащихся и воображения проявляется в процессе лепки. Эмоциональность работы, глубина чувств будет отражением развития эстетической сферы учащегося. Повышение качества исполнения в материале свидетельствует о развитии специальных скульптурных способностей и мелкой моторики рук. Положительная динамика во всех названных направлениях позволяют судить об общем художественно-эстетическом развитии учащихся.