Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Г. «Н. И. Вавилов и его уникальная коллекция»




Скачать 134.55 Kb.
Дата25.06.2017
Размер134.55 Kb.
Учитель биологии Константинова Е.А.
Открытый урок-проект по биологии в 11 классе для учителей МОУ Маливская СОШ

24.11.2014 г.
«Н.И.Вавилов и его уникальная коллекция».
Образовательная цель:

Способствовать усвоению учащимися фактов биографии Н.И.Вавилова – великого русского путешественника, генетика, селекционера, его заслуг перед Отечеством в изучении мира культурных растений.



Воспитательная цель:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, личной сопричастности с событиями в нашей стране через подвиг учёных ВИРа, соратников Н.И.Вавилова, в блокадном Ленинграде.




  1. Повторение домашнего задания.


(слайд 1) Биологический диктант:

  1. Наука о выведении новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов

  2. Близкородственное скрещивание.

  3. Искусственно созданная популяция животных.

  4. Явление гибридной силы первого поколения гибридов.

  5. Искусственно созданная популяция микроорганизмов

  6. Гибрид лошади и осла.

  7. Целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой.

  8. Промышленное использование биологических процессов на основе получения высокоэффективных форм с заданными свойствами

  9. Искусственно созданная популяция растений

  10. Скрещивание особей разных линий


(слайд 2) (1) Селекция 2) Инбридинг 3) Порода 4) Гетерозис 5) Штамм 6)Мул

  1. Генная инженерия 8) Биотехнология 9) Сорт 10) Аутбридинг)




  1. Изучение нового материала.


Учитель: (Слайд 3.1) «Жизнь коротка, надо спешить!» — эти слова принадлежат выдающемуся советскому ученому Николаю Ивановичу Вавилову (1887— 1943). И то, что сделал он для науки за свою действительно недолгую жизнь, хватило бы на несколько жизней. Эти слова, девиз всей жизни Вавилова, будут эпиграфом нашего урока, на котором подведём итог вашей работе над проектом, посвящённым этому выдающемуся учёному, его достижениям, его соратникам, его открытиям и их значению для всего человечества. (слайд 3.2) Наш урок называется «Н.И.Вавилов и его уникальная коллекция».
Проблема: Кем же был Н.И.Вавилов? Какую же коллекцию он собирал? С какими трудностями ему и его соратникам пришлось столкнуться при создании коллекции и её сохранении? Почему созданная им коллекция приобрела всемирно известное значение?

Ваши проектные задания помогут решить эти проблемы.

Начнём с личности самого Н.И.Вавилова, как человека и учёного. Для этого послушаем группу ребят, которая работала над биографией Н.И.Вавилова.

Проектное задание № 1. Страницы биографии Н.И.Вавилова. (выступления уч-ся)

(Слайд 4) Целью нашего проекта было проследить этапы биографии Н.И.Вавилова.

Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Уже в раннем детстве Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). За время обучения в институте неоднократно проявлял склонность к исследовательской деятельности.

По окончании института в 1911 г. Вавилов был оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре частного земледелия. В 1911—1912 годов Николай Вавилов прошёл стажировку в Петербурге, в Бюро прикладной ботаники и селекции. В 1917 году Вавилов был избран помощником заведующего Отделом (бывшим Бюро) прикладной ботаники. В том же году Вавилов был приглашён возглавить кафедру генетики, селекции и частного земледелия на Саратовских высших сельскохозяйственных курсах и в июле переехал в Саратов. В 1918 году с преобразованием курсов в институт, был избран профессором и заведовал кафедрой генетики, селекции и частного земледелия. В июне 1920 выступил с докладом о гомологических рядах на III Всероссийском съезде селекционеров в Саратове. В марте 1921 вместе с группой сотрудников переехал в Петроград, возглавлял Отдел прикладной ботаники и селекции.

В 1922 году Вавилов был назначен директором Государственного института опытной агрономии. В 1924 стал директором Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур, в 1930 – директором Всесоюзного института растениеводства c широкой сетью отделений, опытных станций и опорных пунктов. Был президентом, а в 1935–1940 – вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ)



(слайд 5) Во Всесоюзном институте растениеводства Вавилов создал отдел генетики, а в 1930 возглавил Лабораторию генетики. Три года спустя Лаборатория генетики была преобразована в Институт генетики АН СССР.

В 1923 ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1929 академиком АН СССР. В 1931–1940 был президентом Всесоюзного географического общества. В 1942 был избран иностранным членом Лондонского королевского общества.

В 1920–1930-е годы Вавилов был участником и организатором множества экспедиций по сбору культурных растений, в частности в Афганистан, Японию, Китай, страны Центральной и Южной Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, Средиземноморья, в Эфиопию, др., а после 1933 – в различные регионы СССР, в результате которых была собрана богатейшая коллекция образцов растений. В основе всей работы лежала идея Вавилова о необходимости «переписи» сортов всех культурных растений, и хранить собранные экземпляры не в засушенном виде, а живыми, ежегодно высеваемыми.

6 августа 1940 Вавилов был арестован, было сфабриковано дело по обвинению его по во вредительстве и шпионажу, приговорён к расстрелу, который был заменён 20 годами тюрьмы, где 26 января 1943 года умер от истощения.


Учитель: (слайд 6) «Этот сказочно продуктивный человек сделал, без сомнения, для генетического развития советского земледелия больше, чем когда-либо сделал кто-либо другой для какой-либо страны в мире» Г. Меллер-американский генетик.

(слайд 7) Биолог, генетик, основоположник современного учения о биологических основах селекции, академик АН СССР и АН УССР, академик и первый президент ВАСХНИЛ, инициатор создания ряда научно-исследовательских учреждений, основоположник советской генетики, президент Всесоюзного географического общества, Член Лондонского королевского общества, Королевского общества Эдинбурга, Аргентинской академии наук; Национального географического общества США Королевского географического общества, необоснованно репрессирован – всё это о Н.И.Вавилове.

Сейчас вторая группа, у которой было задание подобрать материал о достижениях Н.И.Вавилова, расскажет нам о них.



Проектное задание № 2. Достижения Н.И.Вавилова. (выступления уч-ся)

Целью нашего задания было изучить достижения Н.И.Вавилова, его качества человека и учёного



(слайд 8) Академик Е. И. Павловский писал: «В Николае Ивановиче Вавилове счастливым образом сочетались огромный талант, неиссякаемая энергия, исключительная трудоспособность, прекрасное физическое здоровье и редкое личное обаяние. Иногда казалось, что он излучает какую-то творческую энергию, которая действует на окружающих, вдохновляет их и будит новые мысли».

Делом всей жизни Н.И.Вавилова было изучение мира культурных растений.

Вавилов является основоположником учения о биологических основах селекции, основателем учения об иммунитете растений, положившего начало изучению его генетической природы, автор концепции о виде как системе.

(слайд 9) В июне 1920 Николай Иванович выступил с докладом "Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости " на III Всероссийском съезде селекционеров в Саратове. Подобно тому, как на основе периодического закона химических элементов Менделеева, можно было предсказать свойства еще не открытых элементов, так и Вавилов на основе своего закона предсказал наличие в природе многих форм растений, которые не были известны в тот момент ботаникам, но позже были обнаружены. Доклад Вавилова на съезде был восторженно встречен его участниками. Когда аплодисменты стихли, саратовский ботаник Вячеслав Рафаилович Заленский произнес слова, ставшие крылатыми: "Съезд стал историческим. Биологи приветствуют своего Менделеева".

Н.И.Вавилов один из основоположников советской генетики, в1930 г. при институте растениеводства создал лабораторию генетики, которая впоследствии была преобразована в институт генетики АН СССР



(слайд 10) Н. И. Вавилов был великолепным экспериментатором, блестящим теоретиком, человеком очень любопытным, который стремился все потрогать своими руками.

Возглавляя институт растениеводства Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки ботанико-агрономических экспедиций, в которых лично принимал активное участие. Ученый исколесил весь мир, только Антарктида и Австралия остались не охвачены его агрономическими исследованиями. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов. На базе этих сборов была создана богатейшая мировая коллекция семян культурных растений. На основании материалов о мировых растительных ресурсах были сформулированы представления о географических центрах происхождения культурных растений.


(слайд 11) Учитель: Вклад Н.И.Вавилова в науку огромен. То что вы видите, только небольшая часть его достижений. Мы остановимся на результатах его ботанико-географических экспедиций. Анализируя собранный экспедициями материал, Николай Иванович Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Ученый предположил, что район наибольшего генетического разнообразия является центром его происхождения и одомашнивания. На карте показаны семь центров происхождения важнейших культурных растений. Эти центры совпадают с очагами человеческой культуры. (слайд 12.1)
(Обзор центров происхождения культурных растений с показом на карте)

1. Южно-Азиатский тропический центр (тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай и острова Юго-Восточной Азии)

2. Восточно-Азиатский центр (Центральный и Восточный Китай, остров Тайвань, Корея, Япония)

3. Юго-Западноазиатский центр (Малая Азия, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северо-Западная Индия)

4. Средиземноморский центр

5. Абиссинский, или Эфиопский, центр

6. Центрально-Американский центр (Южная Мексика, Центральная Америка, острова Вест-Индии), 7. Андийский центр (горные области Южной Америки)
Задание по группам: По списку растений, определите, к какому центру они относятся.

(работа с учеником стр.245)

(слайд 12.2)

растения

определить центр обитания

лимон, апельсин, огурец, баклажан, чёрный перец, рис

Южно-Азиатский

соя, просо, чайный куст, редька, яблони, сливы, мандарин

Восточно-Азиатский

абрикос, горох, груша, чечевица, морковь, лён, мягкая пшеница, миндаль, виноград, дыня

Юго-Западноазиатский

овёс, маслины, капуста, свекла, чеснок и лук, репа, лавр, укроп

Средиземноморский

твёрдая пшеница, кофе, сорго, банан, арбуз

Абиссинский, или Эфиопский

кукуруза, фасоль, хлопчатник, овощной перец, какао, подсолнечник, тыква

Центрально-Американский

картофель, табак, томат, каучуковое дерево, ананас, арахис

Андийский


Учитель: Несмотря на огромный вклад Николая Ивановича Вавилова на благо Родины, он был арестован в 1940 году. Следователь, ведший допросы подозреваемого в шпионаже и измене Родине Вавилова, говорил: «Был бы человек, а дело найдется». Дело нашли, сфабриковали по ложному обвинению, и в 1941 году —Вавилов был осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. Н.И.Вавилов умер в Саратовской тюрьме 26 января 1943 года от дистрофии.

Всемирно известный учёный, открывший новые сорта культурных растений и тем самым давший стране миллионы тонн зерна, скончался в тюрьме от голода.



Вопрос: А что же случилось с его коллекцией, собранной с таким трудом?

Об этом расскажут ребята, проектным заданием которых было проследить судьбу коллекции.



Проектное задание № 3. Коллекция семян и её судьба. (выступления уч-ся)

Перед нами стояла задача проследить судьбу коллекции, особенно в годы Великой отечественной войны.



(слайд 13) Теория центров происхождения культурных растений помогла Вавилову и его сотрудникам собрать крупнейшую в мире мировую коллекцию семян культурных растений, насчитывающую к 1940 250 тысяч образцов. Коллекция семян находилась во Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде. Учёные, соратники Н.И.Вавилова, не только пополняли, систематизировали, поддерживали в живом состоянии коллекцию семян, но и сохранили её, ценой своей жизни.

(слайд 14) В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал академик Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов пополам с отрубями, остальным - 125 граммов. Люди мучились от голода, падали на ходу, десятки тысяч умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля.

Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. При крайне низкой температуре, они стойко держались все блокадные зимы, без воды, электричества, под непрерывным артобстрелом.

Еле державшийся на ногах, истощенный, обмерзший ближайший соратник Вавилова Вадим Степанович Лехнович, рискуя жизнью, под обстрелом добывал для спасения коллекции дрова.

Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, во время блокады не было тронуто ни одного зерна, ни единого зерна риса или картофельного клубня.

28 сотрудников института умерли от голода, дело их жизни было им явно дороже самой жизни, результат 180 экспедиций по всему миру съесть они просто не могли.


Вопрос: Можно ли считать работу учёных по сохранению коллекции семян подвигом?
Учитель: Возможно, по нынешним временам трудно понять такое самопожертвование - но эти люди знали, что делали. В евангелии от Иоанна есть такие слова: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, так и останется одно, а если умрёт, то принесёт много плодов»
Вопрос: Как вы понимаете это высказывание?
Хранители семян бесценной коллекции, умершие в блокаду, сами легли в ленинградскую землю, как семена веры в высшие ценности, сохраняющие в человеке человеческий образ даже тогда, когда это кажется невозможным.

Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: “Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда”. Это не просто памятная доска, а подарок ученых США, восхищенных подвигом советских людей, которые спасли для грядущих поколений бесценное сокровище.

Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.

(слайд 15) Учёные института не только сохранили коллекцию, по мере возможности они поддерживали её в живом состоянии, для этого они обновляли семена, высаживая и выращивая растения в летний период, которые помогали выживать ленинградцам. Коллекция служила, служит и будет служить на благо людей.
Каково значение коллекции семян для современного человечества нам расскажет следующая группа, занимавшихся этой проблемой
Проектное задания № 1. Значение коллекции Н.И.Вавилова.
(слайд 146) Наша задача была выяснить, какое значение имеет коллекция семян для сегодняшнего времени.

Николай Иванович Вавилов, объездив тридцать пять стран мира, собрал уникальнейшую мировую коллекцию среди которой— только пшеницы 36 тысяч образцов. Сотни сортов, ведущих свое происхождение от этой коллекции, и сегодня занимают миллионы гектаров на полях. Так, например, известный сорт озимой пшеницы Безостая-1 был получен в результате гибридизации аргентинской пшеницы из коллекции Н.И. Вавилова с отечественными сортами.



(слайд 17) Пшеница одна из основных культур, так как из нее получают хлеб. А хлеб, как известно – всему голова.

Хлеб – это тысячи сильных людей

И гудящие трактора,

Ожиданье крутых дождей.

Бездорожье.

Грозы.


Жара.

Это – душные ночи без сна,

И от пота в глазах темно,

Это – хлещущее зерно!

Моря! Океаны зерна! (Р. Рождественский « Хлеб»)

Большинство мировых достижений в селекции пшеницы так или иначе связаны с генофондом, собранном в этой коллекции гениального ученого. В современной коллекции уже насчитывается около 45 тыс. образцов пшеницы

25% растений, семена которых представлены в коллекции, признаны вымершими – однако потенциально они живы, пока есть собрание Николая Ивановича. Учёные из Германии утратили сорт чечевицы «спатс», который сами вывели в 1911 году. До Первой мировой войны этот сорт был очень распространен по всей территории Германии. Образец остался только в нашем генетическом банке. И теперь его опять выращивают в Германии.

В настоящее время эта уникальная коллекция растениеводства используется селекционерами в их практической работе. С использованием коллекции селекционерами было выведено свыше 450 сортов сельскохозяйственных растений.

По сей день с помощью этой коллекции можно создавать новые сорта культур. Специалисты утверждают, что и сегодня коллекция семян Вавилова может обеспечить выживание всему миру.

Американский ученый Дж. Р. Харлан-младший сказал о нашей коллекции: «Все больше и больше стран находится сегодня в зависимости от мировой коллекции советского Института растениеводства. Работы этого института необходимы для существования всего человечества».


Вопрос: Давайте с вами подумаем почему? Почему коллекция, собранная Н.И.Вавиловым так важна для всего человечества?
Учитель: Потому что, на нашей планете с катастрофической быстротой исчезают растения, истощаются биологические ресурсы.

Потому что, спасти положение может знаменитая, богатейшая коллекция семян, собранная великим русским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым и спасенная в годы Ленинградской блокады его учениками. (слайд 18)


Вывод: Уникальная коллекция семян Н.И.Вавилова, служит делу сохранения на земном шаре генетических ресурсов полезных растений.


  1. Рефлексия

Ребята, скажите пожалуйста, были ли Вы сопричастны с изучаемым материалом?

Что Вас тронуло больше всего?

Выскажите, пожалуйста, свое отношение к уроку:



  • На уроке мне открылось следующее:

  • Мое отношение к Н.И.Вавилову……

Помог ли вам урок в определении своей жизненной позиции?
Спасибо за проделанную работу и за внимание.

Использованные интернет-ресурсы:


http://citaty.su/kratkaya-biografiya-nikolaya-vavilova- краткая биография Н.И.Вавилова

http://amnesia.pavelbers.com/Zabitie imena 147.htm -«Я - АКАДЕМИК ВАВИЛОВ»



http://book.e-reading-lib.org/bookreader.php/145290/Reznik_-_Nikolaii_Vavilov.html -Книга: Николай Вавилов

http://maxpark.com/community/2962/content/2479534 -Смерть от голода... у коробок с едой. Ученые в блокадном Ленинграде.

  • Повторение домашнего задания. (слайд 1)
  • Изучение нового материала. Учитель: (Слайд 3.1)
  • (слайд 3.2)
  • Проектное задание № 1.
  • Учитель: ( слайд 6) «
  • (слайд 11) Учитель
  • (слайд 12.1) (
  • Задание по группам
  • Вопрос
  • «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, так и останется одно, а если умрёт, то принесёт много плодов»
  • : “Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда”
  • Проектное задания № 1.
  • (слайд 18)