Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Г. Макдональд Как упорядочить свой внутренний мир




страница1/9
Дата07.07.2017
Размер2.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
 
Г. Макдональд

Как упорядочить свой внутренний мир

О книге



Существует ли такое понятие, как внутренняя жизнь человека — неповторимый мир, таинственный сад, цветущий в душе каждого из нас?

Священное Писание, опыт великих святых и произведения выдающихся умов современности говорят нам, что человек наделен неповторимой внутренней жизнью, что ее можно привести в порядок и управлять ею. Когда в душе человека творится хаос и беспокойство, то его внутренние силы пропадают в пустую и он лишен возможности полноценно духовно расти. Но если происходит постоянная «настройка» внутреннего мира и состояние его регулируется, то душа раскрывается и растет, человек возрастает во Христе сам и помогает это делать другим.

Предисловие



В этой книге поднята весьма непростая тема, она касается той стороны жизни человека, о которой трудно говорить даже с очень близкими людьми. Г. Макдональд называет это внутренним миром. Что же это такое — внутренний мир? По определению автора, это то место, откуда исходит духовная энергия, способная обновить человека и изменить его жизнь. Это место, где мы общаемся с Богом. Кто-то называет это место сердцем, кто-то духовным центром, сам Г. Макдональд счел уместным сравнить его с садом, и, говоря о его идеальном состоянии, он употребляет слово «порядок». По аналогии, вся остальная часть жизни называется внешним миром — это и наша работа, и общение с близкими, друзьями, знакомыми, наши интересы, и многое другое, чему мы придаем столь большое значение.

Раскрывая эту тему, Г. Макдональд делит людей на призванных и загнанных. Загнанные люди действуют по принуждению обстоятельств, они направляют все свои силы, способности на то, чтобы достичь как можно больших успехов во внешнем мире. У этих людей никогда нет времени остановиться и осмыслить происходящее, и большинство из них плохо представляет себе, что такое внутренний мир и какое воздействие он оказывает на их жизнь. Таких людей можно встретить в разных слоях общества: их много среди руководителей различных рангов, среди рядовых служащих, это могут быть ученые, спортсмены, домохозяйки, служители церкви и т.д.

Заметьте, верующие не являются исключением! И хотя их действия обусловлены благими намерениями, такие христиане все свои усилия направляют во внешний мир, стремясь достичь как можно больших успехов на своем поприще. И неудивительно, ведь внешний мир так реален, он требует от нас наше время, способности, силы, а внутренний мир не умеет громко кричать о себе, эта тонкая духовная субстанция может долгое время находиться в небрежении, что в конечном итоге способно привести человека к истощению физических и моральных сил.

В отличие от загнанных, призванные люди в состоянии правильно ориентироваться в происходящем, потому что на первое место они поставили свой внутренний мир. Отсюда они черпают духовную энергию, здесь они отдыхают и, главное, — общаются с Богом.

Загнанные люди, как их описывает Г. Макдональд, представляют собой весьма непривлекательное зрелище, но и для них еще не все потеряно — им нужно лишь, разобравшись в себе, начать приводить в порядок свой внутренний мир. И процесс этот не из легких. На это может уйти большая часть жизни. Г. Макдональд называет внутренний мир «одним из величайших полей сражений нашего века». Другими словами, предстоит борьба — борьба с самим собой, своими привычками, устоявшимися взглядами на жизнь, на свое окружение, на веру и многое другое. И справиться с такой борьбой можно лишь с помощью Бога.

Таким образом, для верующих загнанных людей путь к победе будет гораздо короче, ведь неверующим предстоит еще совершить шаг огромной важности — принять Бога, Его любовь, познать Его милость, и тогда — только тогда! — можно рассчитывать на победу.

Сам автор книги уже долгие годы идет этим путем, ему многое удалось, он многое понял и теперь в состоянии поделиться с нами своими мыслями по этому поводу и дать практические советы.

Да, путь труден, но жизнь в непосредственном контакте с Богом — это такая прекрасная перспектива, что никакие усилия не кажутся слишком большими. Для достижения этой цели стоит пожертвовать и нашим престижем во внешнем мире, и нашими ложными критериями, и мнимым успехом.

Введение



Памятка для неорганизованного:

 «Я такой неорганизованный!»

«Я не могу привести свои дела в порядок!»

«Мой духовный мир в полном беспорядке!»

«Моя личная жизнь не удалась!»

Много раз слышал я подобные речи: в разговоре за завт-раком; в кабинете, встречаясь с людьми как пастор, в гости-ной своего дома.

Эти слова, однако, не всегда говорят люди, чья жизнь распадается, или те, кто находится на грани катастрофы. Они могут быть сказаны мужчинами и женщинами, кото-рые кажутся очень преуспевающими и перспективными. В первое время, услышав подобные саморазоблачения, я бы-вал потрясен. Сейчас, спустя многие годы, я точно знаю, что неумение организовать себя - это всеобщая человеческая проблема.

На западе выпускается огромное количество книг с це-лью помочь организовать нашу работу, наш календарь, нашу производственную программу, наши исследования и нашу карьеру, но лишь в немногих из них прямо обращают-ся к вопросу внутренней, или духовной, организации. А это именно та область, где проблема стоит наиболее остро.

Преуспевающие люди, с которыми я встречался и кото-рые были очень обеспокоены неумением себя организовать, обычно говорили о личной стороне жизни (как правило, их общественная жизнь довольно хорошо налажена). Действи-тельно, именно в области нашей личной жизни мы знаем себя лучше всего: именно здесь производится самооценка, здесь принимаются основные решения, выбираются моти-вы, ориентиры и приверженности, здесь мы общаемся со своим Богом. Я называю это внутренним миром, и мне нра-вится, говоря о его идеальном состоянии, употреблять сло-во порядок.

Я кое-что знаю о неорганизованности внутреннего мира, потому что, как и многие другие, я боролся с ней всю жизнь. И приведение в порядок моего внутреннего мира было од-ним из моих величайших сражений.

Так как всю мою жизнь я жил с учётом христианской доктрины, Иисус Христос никогда не был для меня незна-комцем. Это не значит, однако, что я всегда понимал Его бо-жественную власть. Конечно, я старался следовать за Ним, но слишком часто шел далеко позади.

Было очень трудно попять, что Он имел в виду, когда го-ворил о Своем «пребывании во мне» и моем «пребывании в Нем», потому что я один из тех, кто не легко приходит к по-священию. Мне было не просто постичь, как и с какой це-лью Христос хочет «пребывать» (Ин. 15:4) в моем внутрен-нем мире. Откровенно говоря, я часто расстраивался, когда видел людей, для которых этот вопрос «пребывания» был совершенно понятен и которые, похоже, смогли воплотить его в действие.

Медленно, и временами болезненно, я приходил к от-крытию, что проблема организации внутреннего мира, где предпочитает жить Христос, - это одновременно проблема и всей жизни, и каждого дня. Что-то внутри нас (Библия называет это грехом) сопротивляется и Его пребыванию, и тому порядку, что является результатом этого пребывания. Грех предпочитает беспорядок, когда ложные мотивы и оценки могут укрыться в дальнем углу и появиться на по-верхности в момент беспечности.

Согласитесь, беспорядок всегда является предметом по-стоянного внимания. Ребенком я жил в доме, где в спальнях не было ковров на полу. Часто я как зачарованный следил за клубками пыли под моей кроватью. Откуда они появи-лись? Для меня это было тайной. Казалось, что какая-то та-инственная сила пришла ночью и разбросала по полу эти шарики пыли, пока я спал.

Теперь я каждый день нахожу шарики пыли в своем внутреннем мире. Не уверен, что знаю, как они туда попа-ли. Но я должен постоянно быть начеку и опережать их по-явление, ежедневно наводя порядок в своем внутреннем мире.

Позвольте мне сказать абсолютно ясно, что способ упо-рядочения внутреннего мира я всецело основываю на прин-ципе постоянного обитания Христа, Который непостижи-мо, но определенно входит в нашу жизнь благодаря нашему личному приглашению и посвящению себя Ему. Это цент-ральный момент нашей жизни! Мы должны сделать лич-ный выбор и принять решение следовать за Ним, в против-ном случае то, что сказано в этой книге по большей части превратится в бессмыслицу. Внести порядок в личную жизнь человека - это значит попросить Его управлять все-ми сторонами этой жизни.

Для меня поиски внутренней организации были борьбой в одиночку, потому что, откровенно говоря, я обнаружил почти всеобщее нежелание быть искренними и практичны-ми в этих вопросах. Многие проповеди на эту тему произно-сятся в высоких, приподнятых выражениях, что трогает слушателя эмоционально, но не способно подвигнуть его на что-либо конкретное. Не раз я читал книгу или слушал о том, как упорядочить духовную жизнь, соглашался с каж-дым словом, а позднее понимал, что предложенный путь был уклончивым и неопределенным. Это не легко для таких людей, как я, кому нужны четкие, измеримые способы отве-та на предложение Христа жить в нас.

Хотя по большей части эта борьба была борьбой в оди-ночку, я находил помощь, когда нуждался в ней. Естественно, была помощь от Священного Писания и наставлений, которые я воспринял в рамках христианской традиции. Я получил поддержку и от моей жены Гейл (чей внутренний мир удивительно хорошо организован), от ряда наставни-ков, окружавших меня с ранних лет, и от множества муж-чин и женщин, которых я никогда не встречу в этой жизни, потому что они уже умерли. Но я встретился с ними в их жизнеописаниях, и мне было приятно открыть для себя, что многие из них тоже боролись с проблемой упорядочения своего внутреннего мира.

Когда я начал делать некоторые публичные замечания об упорядочении моего внутреннего мира, то меня поразил немедленный отклик многих людей: пасторов, мирян, муж-чин и женщин, занимающих различные руководящие долж-ности. «Ваша борьба - это моя борьба, - говорили они, - дайте мне любой совет, какой только можете».

Внутренний мир можно разделить на пять секторов.

Первый имеет дело с тем, что заставляет нас действовать так, а не иначе, - с нашими мотивами (побуждениями). Здесь важно понять, действуем ли мы по принуждению, го-нимые ветрами своего времени, вынужденные приспосаб-ливаться или состязаться, или мы являемся призванными людьми, воспринимающими благодатный призыв Христа, когда Он обещает изменить нас.

Второй сектор нашего внутреннего мира занимается проблемой времени. Что мы делаем с ограниченным коли-чеством времени, отпущенного нам в этой жизни? Как мы распределяем время для собственного роста и служения другим? Ответ на эти вопросы даст нам ключ к пониманию нашей жизнеспособности как личности.

Третий сектор - интеллектуальный: что мы делаем со своим разумом, этой замечательной частью нашей личнос-ти, способной воспринимать и обрабатывать истину о тво-рении?

Четвертый сектор нашего внутреннего мира - это сек-тор духа. Я не склонен использовать специальные богослов-ские термины, когда говорю об этом особом, очень личном пространстве, где мы общаемся с Отцом, - иначе никто другой не сможет оценить или понять то, о чем я говорю, поэтому область духа я называю садом нашего внутреннего мира.

Наконец, есть сектор, который влечет нас к отдыху, к по-кою субботнему. Этот покой кардинально отличается от развлечений, которые так часто окружают нас в видимом мире. И он настолько замечателен, что, я думаю, он должен быть признан исключительно важным источником духов-ной организации.

Среди многих жизнеописаний, которые я изучал, есть биография Чарлза Каумана, пионера среди миссионеров Японии и Кореи. Его жизнь была замечательным доказа-тельством того, насколько ценным может быть для человека его призвание. На склоне лет он потерял здоровье и был вынужден рано выйти в отставку. Тот факт, что он не мог больше активно проповедовать и руководить работой своих товарищей-миссионеров, страшно угнетал его. Один из его друзей сказал о нем следующее:

«Ничто не произвело на меня большего впечатления, чем спо-койствие духа брата Каумана. Я никогда не видел его рассержен-ным, хотя мне случалось видеть его обиженным до слез, тихо теку-щих по его щекам. Он был чувствителен, нежен духом, но его тай-ны и крест стал его венцом»[1].

Кауман был человеком с упорядоченным внутренним миром. Его жизнь была организована не только в сфере об-щественных отношений, она была упорядочена внутри.

Вот обо всем этом - моя книга. Я без колебаний буду об-ращаться к практической стороне вопроса, в той мере, на-сколько я знаю практику. Я буду много говорить о своем личном опыте, но не потому, что считаю себя образцом для подражания, а потому, что вижу себя товарищем по борьбе тех, для кого этот вопрос важен.

При необходимости я обращался к Библии за примера-ми и дополнительным опытом для постижения сути. Но должен добавить, что я не слишком увлекался теологичес-кой аргументацией. Я писал, предполагая, что человек, оза-боченный тем, чтобы привести в порядок свой внутренний мир, уже сделал шаг, избрав для себя жизнь в послушании Богу, и имеет представление о христианском образе жизни.

  Если вы, читатель, согласитесь с моей трактовкой этого предмета, то, возможно, придете к тому же заключению, что и я, а именно: многие методы, которыми мы пользуемся в наши дни, чтобы учить и проповедовать друг другу, похоже, находятся в серьезном несоответствии с духовной реально-стью. Поэтому я думаю, что некоторые из проблем, которые я попытался поднять в своей книге, находятся там, где дей-ствительно кипит жизнь. Откровенно говоря, я не думаю, что мы сведущи в этих вопросах. И я был бы рад, если бы некоторые мысли, идущие из моей души и заимствованные у других мыслителей и писателей, помогли начать диалог с несколькими заинтересованными людьми.

Немногие авторы пишут книги в одиночку. Я, конечно, не принадлежу к их числу. Сводя воедино свои размышления, я пользовался помощью не только множества авторов, стимулировавших мои мысли, но и близкой и заботливой поддержкой моей жены Гейл (бесценного дара мне от Бога), которая прочитала все варианты этих глав, сделала бесчис-ленные замечания на полях и заставила меня добиваться более высокой степени реализма и практической направ-ленности.

Все те, кто считает, что их внутренняя жизнь нуждается в более высокой организованности, присоединяйтесь ко мне - будем размышлять вместе! Может быть, в результате появится более глубокий опыт общения с Богом и мы пой-мем, где наше место в служении Ему.








Глава 1. Синдром карстовой воронки

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок лишь в том случае, если я буду убежден, что внутренний мир, мир духовного, должен управлять внешним миром деятельности.

Недавно во Флориде жители многоквартирного дома проснулись, чтобы увидеть ужасающую картину за окнами. Улица напротив их дома буквально провалилась, образовав массивную впадину, которую жители Флориды называют воронкой. В углубляющуюся яму проваливались автомобили, мостовая, тротуары и все, что было на газонах. Само здание, совершенно ясно, было на очереди, чтобы последовать за ними.

Ученые говорят, что карстовые воронки образуются, когда в сезон засухи иссякают подземные воды, и в результате земля на поверхности лишается подстилающей опоры. Внезапно все просто оседает, оставляя людей с ужасным подозрением, что ничто не заслуживает доверия, — даже Земля у них под ногами.

Есть Много людей, чья жизнь похожа на одну из воронок Флориды. Рано или поздно многие из нас осознают себя находящимися на краю обвала, подобного карстовой воронке. Чувствуя отупляющую усталость, — результат очевидной неудачи или горького опыта, когда исчезают иллюзии насчет своих задач или целей, — мы можем ощутить, как что-то внутри нас сдает. Мы понимаем, что находимся за мгновение до обвала, который угрожает смести весь наш мир в бездонную яму. Иногда кажется, что почти ничего нельзя сделать, чтобы предотвратить такой обвал. Что же здесь не так?

Если мы будем думать над этим в течение долгого времени, то, может быть, обнаружим существование внутреннего пространства — нашего внутреннего мира, о котором мы раньше не имели представления. Я надеюсь, что станет очевидным и то, что, если им пренебрегать, этот внутренний мир не выдержит веса событий и нагрузок, которые давят на него.

Некоторые испытывают удивление и обеспокоенность, сделав такое открытие. Они внезапно осознают, что большую часть своего времени и энергии потратили на устройство жизни на видимом уровне, на поверхности. Они накопили много хороших и, возможно, даже превосходных активов, таких, как ученые степени, опыт работы, важные связи, физическая сила и красота.

Во всем этом нет ничего плохого. Но часто едва ли не слишком поздно обнаруживается, что внутренний мир человека находится в состоянии беспорядка, или слабости. И если это действительно так, то всегда существует потенциальная возможность синдрома карстовой воронки.

И тогда мы увидим себя живущими в двух очень разных мирах. Легче иметь дело с нашим внешним, или общественным, миром. Он значительно более измерим, видим и открыт. Наш внешний мир состоит из работы, свободного времени, приобретений и множества знакомств, которые образуют социальную среду. Это та часть нашего существования, которую легче всего оценить в таких понятиях, как успех, популярность, богатство и красота. Но наш внутренний мир имеет более духовную природу. Здесь делается выбор и определяются оценки, здесь можно найти место для уединения и размышлений. Это место для осуществления богослужения и исповеди, тихое место, куда не должна проникать моральная и духовная грязь времен.

БОЛЬШИНСТВО из нас хорошо обучены управлять своим общественным миром. Конечно, всегда найдется ненадежный работник, несобранная домохозяйка или человек, настолько неразвитый в социальном плане, что он становится обузой для всех окружающих. Но большинство из нас научились распоряжаться, планировать и давать указания. Мы знаем, какая система нам больше подходит в работе и во взаимоотношениях. Мы выбираем подходящие формы досуга и удовольствий. Мы способны выбирать друзей и поддерживать хорошие отношения с ними.

Внешний мир видимым образом требует наше время, наши привязанности, наши деньги и нашу энергию. И он так реален, что приходится прилагать огромные усилия, чтобы не обращать внимания на все его соблазны и требования. Он пронзительно кричит, требуя нашего внимания и действий.

В результате наш внутренний мир оказывается в пренебрежении, потому что он не умеет кричать так же громко. Его с успехом можно игнорировать в течение долгого времени, прежде чем он позволит произойти обвалу, подобному карстовой воронке.

Писатель Оскар Уайльд был одним из тех, кто мало обращал внимания на свой внутренний мир. Уильям Баркли цитирует признание Уайльда: «Боги дали мне почти все. Но я позволил себе вовлекаться в долгие периоды бессмысленной и чувственной свободы… Устав от пребывания на высотах, я сознательно устремился в глубины в поисках новых ощущений. То, что было парадоксом в области моих мыслей, стало извращенностью в сфере чувств. Я взрастил в себе легкомысленное отношение к жизни других людей. Я получал удовольствие там, где мог его получить, и шел дальше.

Я забыл, что каждый повседневный мелкий поступок созидает или разрушает личность и что однажды человеку придется прокричать с крыши дома о том, что он сделал в потайной комнате. Я перестал быть господином самому себе. Я не был более капитаном своей души, но не знал об этом. Я позволил наслаждению властвовать над собой. И я закончил ужасающим бесчестьем».

Когда Уайльд пишет «я не был более капитаном своей души», он описывает человека, чей внутренний мир пребывает в хаосе, чья жизнь рушится. И хотя его слова достигают огромных высот личной трагедии, так могли бы сказать многие — многие, кто, как и он, пренебрегал своей духовной жизнью.

Я уверен, что одним из величайших полей сражений нашего века является внутренний мир каждого человека. Это борьба, в которой должны участвовать в особенности те, кто называет себя «практикующими» христианами. Среди них есть такие, кто много трудится, беря на свои плечи большую ответственность дома, на работе и в церкви. Они — хорошие люди, но они очень, очень устали! И поэтому они слишком часто живут на грани обвала, подобного карстовой воронке. Почему? Потому что, хотя их полезная деятельность совсем не похожа на действия Уайльда, но, как и он, они слишком ориентированы на внешний, общественный мир и при этом игнорируют внутреннюю сферу до тех пор, пока не становится едва ли не слишком поздно.

Наши западные культурные ценности помогают нам слепо идти в этом направлении. Мы склонны наивно верить, что самые активные в социальном плане люди обладают наибольшей внутренней духовностью. Мы предполагаем, что чем больше церковь, тем более благословенна она свыше. Мы думаем, что чем большей информацией о Библии обладает человек, тем ближе он должен быть к Богу.

Так как мы склонны думать подобным образом, есть искушение уделять несоразмерное внимание своей общественной жизни за счет внутренней. Больше планов, больше встреч, больше учебы, больше связей, больше деловой активности до тех пор, пока все это с непомерной тяжестью не обрушится на вашу жизнь, и она начнет колебаться, оказавшись на краю гибели. Усталость, разочарование, неудачи, крушение надежд — все это становится пугающе возможным. Заброшенный внутренний мир не в состоянии больше выдерживать нагрузку.

Недавно один человек, утвердившийся в христианской вере более десяти лет назад, подошел ко мне на краю футбольного поля, где играли наши сыновья. В перерыве между таймами мы вместе прогуливались и разговаривали. Я задал ему один из тех вопросов, которые христиане должны задавать друг другу, но они не решаются это делать, чтобы не выглядеть странно.

Я спросил: «Скажите, как у вас обстоят дела в духовном плане?»

И он ответил: «Интересный вопрос! Что же мне ответить? О, я думаю, у меня все в порядке. Правда, я не могу сказать, что расту или чувствую себя ближе к Богу… На самом деле я почти остановился».

Не думаю, что я вышел за рамки дозволенного, поднимая этот вопрос, мой собеседник произвел на меня впечатление человека, искренне заинтересованного в обсуждении этой темы, и я продолжил:

«Как много времени вы отводите на то, чтобы приводить в порядок свой внутренний мир?»

Он с любопытством посмотрел на меня. Если бы я спросил: «Сколько времени вы молитесь?», он бы точно знал, как отвечать. Это было бы измеримо, и он мог бы ответить в таких определениях, как дни, часы и минуты, системы и методы. Но я спросил об упорядочении его духовного мира. И ключевое слово — «порядок» — обозначало качество, не количество. И когда он понял это, то почувствовал беспокойство.

«Когда мне приводить в порядок свой внутренний мир? — спросил он. — Я завален работой до конца года! На этой неделе я не бываю дома даже по ночам. Жена настаивает, чтобы я взял отпуск на неделю. Дом требует покраски. Поэтому у меня не слишком много времени, чтобы думать о приведении в порядок внутреннего мира, как вы выразились».

Он остановился на мгновение и потом спросил: «Да и что это такое — внутренний мир?»

Внезапно я понял, что он был показным христианином, который годами вращался в христианских кругах, заработал репутацию христианина, совершая христианские поступки, но так и не понял, что за всей этой деятельностью и шумом должно стоять что-то истинное, надежное. Его ответы показали, что он отдает приоритет делам внешнего мира, считая себя слишком занятым, чтобы следить за внутренним миром; собственно говоря, он не совсем хорошо представлял себе, что такое внутренний мир. Все это говорило о том, что он, возможно, прошел на большом расстоянии от главной цели своей жизни, намеченной для него Богом. Нам с ним предстояло о многом поговорить.

Анне Морроу Линдберг, жене знаменитого авиатора, как никому, приходилось бороться с нагрузками внешнего мира, и при этом она ревниво охраняла свой внутренний мир. В своей книге «Дар моря» она написала несколько проницательных замечаний об этом:

«В первую очередь я хочу… быть в мире с собой. Я хочу прямоты взгляда, чистоты намерений, ядра в своей жизни, которое даст мне возможность выполнять эти обязанности и действовать наилучшим образом. Я хочу на самом деле, — заимствуя слово из языка святых, — жить «в благодати» так долго, насколько это возможно. Я не использую этот термин в строго богословском смысле. Под благодатью я имею в виду внутреннюю гармонию, истинно духовную, которая может выразиться во внешней гармонии. Возможно, я ищу то, о чем просил Сократ в молитве, как сказано у Федра: «Пусть внешний и внутренний человек будут едины». Я хотела бы достичь состояния внутренней, духовной благодати, исходя из которой я могла бы действовать и давать так, как мне было предназначено Богом».

Фред Митчелл, лидер всемирных миссий, обычно держал на своем столе девиз, гласивший: «Остерегайся бесплодности занятой жизни». Он тоже осознавал возможную гибель, которая может стать неизбежной, если пренебрегать внутренним миром.

Карстовая воронка во Флориде — это зримое воплощение духовной проблемы, на которую должны обратить внимание многие христиане Запада. Так как напряженность жизни в 80-х и 90-х годах возрастает, жизнь многих людей может уподобиться воронке, если они не обратят взгляд внутрь себя и не зададутся вопросом: есть ли внутренний мир под этим шумом и деятельностью на поверхности — мир, который надо исследовать и хранить? Можно ли развить силу и жизнеспособность, которые выдержат давление извне?

Джон Квинси Адамс в момент одиночества в Вашингтоне, когда он был охвачен тоской по своей семье в Массачусетсе, написал письмо с ободрением и советами, обращенными к каждому сыну и дочери. Своей дочери он писал о будущем замужестве и о том, какого человека она должна выбрать себе в мужья. Его слова показывают, насколько высоко он ценил упорядоченный внутренний мир:

«Дочь! Возьми себе в мужья честного человека и береги его честь. Не имеет значения, богат ли он, достаточно, чтобы он был в состоянии обеспечить свою независимость. Считайся с честью и моральными качествами мужчины более, чем со всеми остальными обстоятельствами. Не думай ни о каком величии, кроме как о величии души, ни о каком богатстве, кроме богатства сердца».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Введение
  • Глава 1. Синдром карстовой воронки Памятка для неорганизованного