Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Г. Курманова Специфика изобразительного искусства Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны




Скачать 130.67 Kb.
Дата29.05.2017
Размер130.67 Kb.



КЫРГЫЗСТАН МАДАНИЯТЫНЫН ТАРЫХЫНАН

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА
Г. Курманова
Специфика изобразительного искусства

Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Война обрушилась на Советский Союз внезапно, но уже 23 июня 1941 года пленум Комитета профсоюза работников искусств СССР принял обращение ко всем работникам художественной культуры, призывая их развернуть массово-политическую работу на фронте и в тылу. Однако, для каждого художника Кыргызстана пошел свой отчет времени и свои дороги войны: ротой пулеметчиков командовал Г.А.Айтиев; половину Европы прошагал по военным дорогам Л.Ф. Деймант; в боях за Клайпеду и Кенигсберг отличились Д. Кожахметов и К. Керимбеков; нес пограничную службу в Иране А.А.Сгибнев. Не попал на фронт С. Акылбеков, но и его деятельность была неотделима от фронтовой: по распоряжению штаба Среднеазиатского военного округа он возглавил бригаду художников, которая работала на нужды воинских частей и военных госпиталей. Активно проводилась оборонно-шефская работа: в госпиталях развешивались плакаты и карикатуры, лозунги и призывы; устраивались выставки работ; в подарок бойцам были написаны десятки картин. Так, прославляя подвиг панфиловцев, С.Чуйков написал портрет Героя Советского Союза Д. Шопокова.

Творческая интуиция позволяла многим мастерам прикоснуться к этой героической теме: одни рассказывали о беспримерной смелости и отваге советских людей, другие разоблачали зверства фашистских оккупантов на землях Украины, Белоруссии, России. В декабре 1942 года лучшие работы экспонировались в Москве на Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война».

Особенностью изобразительного искусства военных лет была широкая выставочная деятельность. На протяжении 1942-1945 гг. Союзом художников Кыргызстана было организовано 18 крупных выставок, среди них

Курманова Гульнара – старший преподаватель Международного университета Кыргызстана (МУК)

следует выделить «Окна КирТага», «25 лет Советской армии» (1943), «Колхозная Киргизия в дни Великой Отечественной войной». Устраивались персональные выставки работ С.А.Чуйкова (1943), А.Л.Сгибнева (1945). Выставочная деятельность охватывала и сельскую местность. Нередки были случаи, когда группы художников, создавая портреты ударников и стахановцев, устраивали показ своих работ в колхозных клубах.

1942 год стал важной вехой в искусстве республики. Все большее значение приобретал жанр портрета как в живописи, так и культуре; развивался плакат. Значительным событием года стало открытие 7 ноября во Фрунзе, в Парке культуры и отдыха «Красная Звезда», памятника герою- земляку, генерал-майору И.В.Панфилову (автор О.М.Мануйлова). Это был единственный в то время в нашей стране памятник герою войны, сделанный по горячим следам событий.

Свою лепту внесли в изобразительное искусство Кыргызстана и художники, эвакуированные из прифронтовой зоны. Среди них были видные мастера советского изоискусства Н.Кочергин, Н.Могилевский, А.Любимов, Д.Шмаринов и др.

Можно смело утверждать, что в Киргизии искусство военного времени выполнило свою историческую миссию. Среди произведений, посвященных ему, были: композиции О. Мануйловой – «В помощь фронту» (1941г.); «Строительницы БЧК» (1942); плакат Л.Ильиной о строителях БЧК (1942): иранские гравюры и зарисовки А. Сгибнева; «Окна КирТига»; работа Чуйкова «Благословение Джамбула» (1942); Г. Айтиева – «Письмо с фронта» (1943).

С редким мужеством трудности военного лихолетья переносила О.М. Мануйлова. Не имея специально оборудованной мастерской, при отсутствии необходимых материалов и приспособлений, она, с энтузиазмом истинного патриота, работала над созданием произведений, прославляющих героизм и трудовую деятельность советского человека. Наряду с О.М. Мануйловой, в эти годы в Киргизии работали скульпторы: А.Мануйлов, А. Браиловский, М.Эпштейн, Пузыревский и др. Они приложили немало усилий к тому, чтобы скульптура республики участвовала на выставках наравне с живописью и графикой.

В 1941 году здание республиканской прокуратуры (архитектор В.Верюжский) украсил рельеф. Работа над ним была начата еще до войны. В ней принимали участие, кроме О.Мануйловой, художники Г.Арапов и С. Карпетченко, которые сразу же по завершению работы, ушли на фронт. Рельеф был задуман как гимн свободному труду, счастливому материнству и спортивной молодости. Композицию завершал герб СССР в обрамлении знамен союзных республик.

Обращалась О.Мануйлова и к станковой пластике. Композиции «В помощь фронту» и «Строительница БЧК» посвящены строительству Большого Чуйского канала. Работа на всенародной стройке – особая страница творческой биографии скульптора. Мануйлова была не только очевидцем, но и активным участником строительства. Чтобы выполнить свою норму, она, как и другие, брала в руки кетмень, сгибалась под тяжестью носилок, а потом, едва оттерев руки от налипшей глины, рисовала женщин-работниц.

В композиции «В помощь фронту» воплотился собирательный образ женщины-труженицы, женщины-бойца, полем сражения которой стал тыл, живущий мыслями о событиях на фронте. Добиваясь выразительности решения, Мануйлова сосредоточила внимание на жесте поднятых вверх рук, держащих кетмень. В этом произведении, как и в рельефе на здании прокуратуры, достоверность факта переплетается с идеей вечной, непреходящей красоты, заключенной в человеческом движении.

Среди станковых работ О.Мануйловой, созданных в 1941-1942 гг., «Девушка-колхозница», «Медсестра». В эти годы она выполнила несколько портретов современников и исторических личностей. Среди них портрет генерала И.В.Панфилова, портреты Алишера Навои, акына Токтогула Сатылганова. По мотивам эпоса «Манас» в 1943-1944 гг. ею были исполнены декоративные блюда «Сыргак с Алмамбетом и драконы», «Молодой Манас на охоте», «Ай-чурек».

Начало монументальной скульптуре в Киргизии положил памятник герою битвы под Москвой генералу И.В.Панфилову. Немало работ, созданных в годы войны, нынче утрачены из-за хрупкости и непрочности материалов.

Позднее, по проектам О.М.Мануйловой, были установлены в г. Фрунзе памятники Дж.Боконбаеву, Т.Молдо, М.Куренкееву. Она с увлеченностью работала над образами ряда деятелей научной литературы и искусства, передовиков социалистического труда, активно участвовала над созданием памятника выдающемуся акыну Токтогулу Сатылганову. В образах портретной галереи мы видим героев войны и труда, общественных деятелей и просто тружеников.

Запросы военного времени выдвинули на первый план графику: плакат, «Окна Киртага», газетно-журнальный рисунок. Выполняя свой патриотический долг, художники Киргизии и выехавшие из прифронтовой зоны москвичи и ленинградцы совместными усилиями создавали новый жанр. Во время войны карикатуристам и мастерам плаката стал живописец А.Игнатьев. В агитационной графике проявили себя С.Акылбеков, И.Белевич, Л.Ильина, А.Михалев, А.Сгибнев.

В сущности кыргызский политический плакат родился в годы войны. Это были скромные, но актуальные по теме листы «Смерть фашизму» – А.Игнатьева, «Враг будет разбит» – И.Белевича, «Изучай военное дело» – С.Акылбекова.

Правительство республики придавало первостепенное значение агитационной работе среди населения. В октябре 1941 года была создана редакция по выпуску «Окон Киртага», в которую вошли художники и писатели. За годы войны каждым из художников, вошедших в состав редакции, было сделано около 50 оригиналов плакатов.

В конце войны Всесоюзный комитет по делам искусств, оценивая вклад кыргызских художников в оборонный фонд страны, особо отметил высокое агитационное значение «Окон». Создавались они часто по горячим следам событий и звали к ратным подвигам, трудовому героизму в тылу.

Основным в те годы был лозунг «Все для фронта!», от работы к работе крепло мастерство художников, кыргызский плакат набирал силу. Работа требовала от них самостоятельных находок, смелой выдумки, остроумия, яркой образности.

Еще один вид графики был особенно популярен в годы войны – это сатирические рисунки и карикатуры в газетах. Правда, в Киргизии они появились не сразу. Полностью отдавая силы агитационным плакатам и монументальной графике, художники не сразу откликнулись и нашли себя в этом злободневном жанре. Заметную роль в его развитии сыграл А.А.Мануйлов. Его острое сатирическое перо иллюстрировало сводки совинформбюро, умело обыгрывало злободневные темы. Об этом свидетельствуют едкие, насмешливые, насквозь пронизанные иронией и ненавистью к захватчикам рисунки «Москву видишь?» (1941), «Непобедимые» (1942).

Среди художников, совмещавших армейскую службу с творчеством, особенно следует выделить А.Сгибнева. Сотрудничая в газетах «Друг Ирана», «За Родину», «Отвага», «Советский патриот», он накопил большой фактический материал. Его альбомами пользовались все однополчане, а многие его рисунки, благодаря армейской печати, стали доступными для всей группировки советских войск в Иране. Более 600 рисунков, набросков, гравюр, акварелей – вот его актив военных лет. Особенно удавались А.Сгибневу портреты стахановцев тыла и советских воинов.

По иному сложилась солдатская судьба художника Л.Ф.Дейманта. Он рисовал однополчан на ученьях, отдыхе и не предполагал, что вскоре ему придется делать это же в самых тяжелых боевых условиях. Большой фронтовой путь прошел художник и все 1416 дней войны его верными спутниками были винтовка и карандаш. В его акварелях «По дорогам войны» (1942), «Город Фастов» (1944) ощущалась горечь солдата, идущего по разграбленной и сожженной земле. Память о войне Деймант запечатлел в портретах фронтовых друзей, сценках из военных будней. Зарисовки и наброски через много лет помогли художнику в работе над картинами «Он Родину свою защищал» (1958), «Мать героя» (1973), «Возмездие» (1974).

Станковые формы графики в годы войны только начинали складываться. Л.А.Ильина, А.Н.Михалев, И.А.Белевич много рисовали с натуры – это были виды городских улиц, наброски фигур женщин, стариков, детей. Работы, выполненные на местном натурном материале, покоряют искренностью и простотой выражения чувств. Так, например, в графических сериях А.Н.Михалева, посвященных шахтерам Каджи-Сая, строителям БЧК и колхозникам, пронизаны гордостью за скромного человека – труженика. Новым в станковой графике было то, что художники стали работать сериями. Объединенные одной темой мести более развернуто раскрывали замысел. Это нашло выражение в тематической серии А.Михалева «Свекловичницы».

Свой вклад в этот жанр внесла и Лидия Александровна Ильина. Она родилась в 1915 году в городе Михайлове Рязанской волости в семье учителя. После окончания в 1933 году Рязанского художественного училища она поступила на Графический факультет Московского института изобразительного искусства (позднее имени Сурикова), где учится у таких замечательных художников, как П.Я.Павлинов, К.Н.Истомин, М.С.Родионов, В.А.Фаворский. Закончив его в 1939 году, она уезжает в Киргизию и навсегда связывает свою судьбу с ней, создав в своей графике глубокий, обобщенный образ кыргызского народа.

Л.А.Ильина – человек большого художественного таланта и высокой профессиональной культуры. С 1938 года она участвует в выставках. Ее произведения показывались на международных и зарубежных выставках советского искусства в США, Англии, Италии, Японии, Франции, Финляндии, Каннах, Швеции, Иране, Турции, странах Африки, Чехословакии, Польше, ГДР, ФРГ, Румынии, Венгрии, Индии, Бирме и других. С 1939 года она член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной Войны она активно участвовала в организации и работе Окон Кир ТАГа, писала полотна на военные темы. С 1945 года Л.А.Ильина работает в гравюре, сначала как художник книги, а затем как станковист.

Работали художники и в жанре портрета. Интерес к нему возрос в связи с подготовкой 12 республиканской выставки «Колхозная Киргизия в дни Великой Отечественной войны» (1944). Для сбора материала художники выезжали в отдаленные районы республики. В каталоге выставки были карандашные портреты колхозников-стахановцев, исполненные Д.Н.Флекманом и Н.М.Кочергиным.

Портретную галерею участников Великой Отечественной войны создали И.А. Белевич, А.П. Могилевский, М.Е. Горшман, Л.Е. Фейнберг. Не имея возможности писать с натуры, художники использовали в работе над портретами фотографии, рассказы очевидцев, снимки из газет, ленты кинохроники, стараясь как можно правдивее воссоздать образы сынов Отечества.

Глубокое проникновение в тему подвига отражали драматические листы Л.Е.Фейнберга, посвященные Герою Советского Союза Чолпонбаю Тулебердиеву. Образ-символ заставлял поверить в великую силу жизни, торжество разума и воли. Серия, исполненная углем и черной тушью, воспевала вечную молодость тех, кто отдал жизнь за Родину.

Для искусства этого периода было закономерно внимание к людям творческого труда. Наибольший интерес вызывают карандашные и акварельные портреты А. Михалева, поэтов А.Токомбаева и А. Осмонова (1943).

В области книжной иллюстрации первые шаги делали Л.А.Ильина и А.Н.Михалев. Совместно они проиллюстрировали книгу А.Токомбаева «Повести и рассказы», которая вышла в свет в 1946 году. Это были настоящие гравюры с досок – первый опыт работы в таком материале.

Искусство графики в годы Великой Отечественной войны оказалось в самой гуще событий. Плакаты, газетные выпуски отражали многообразие жизни, воспевая героев фронта и скромных тружеников тыла, укрепляя веру советских людей в борьбе с жестоким врагом.

Для живописи военных лет характерно развитие тематической композиции, усиление интереса к жанру портрета. Важную роль играл пейзаж, выступая как самостоятельный жанр. По-прежнему в работе над картиной значительна была роль этюда. На выставках, наряду с жанровыми произведениями оборонного направления, портретами героев войны и стахановского труда, можно было видеть этюды пейзажного и портретного характера. Это работы С.Чуйкова к циклу картин «Киргизская колхозная сюита», среди них выделяются этюды, изображающие киргизских ребятишек; «Пастушки», «Девочка с кукурузой», «Мальчик с тюльпанами», «Этюд-портрет «Комсомолка».

В живописных произведениях 1941-1942 гг. на первый план выдвигается тема патриотизма советских людей. Чтобы вызвать ненависть к немецко-фашистским захватчикам, художники обращаются к военной тематике и варварским поступкам врага на советской земле, к тем разрушениям, которые нанес фашизм бесценным памятникам культуры. Среди работ этого периода выделяется портрет-картина А.Любимова «И.В. Панфилов на фронте» (1942). Он написал также цикл картин по биографии М.В.Фрунзе, включая портреты членов семьи, которые находятся в экспозиции музея М.В. Фрунзе. Портрет был одним из самых ранних жанров живописи.

В эти годы было написано немало портретов фронтовиков. Одни выполнялись с натуры, другие по фотографии ушедших из жизни бойцов. Характерной особенностью героев было мужество облика, выразительность непреклонного взгляда, достоинство личности советского воина-освободителя. Большое внимание уделялось портретному сходству. Таковы «Портрет Чолпонбая Тулебердиева» – С.А. Чуйкова (1943), «Портрет Героя Советского Союза панфиловца Григория Шемякина» (1943), «Портрет Даира Асанова» (1945) – Любимова. Трудолюбие, скромность и нравственная чистота воплотились в собирательных образах «Колхозного сторожа» (1941) – С. Акылбекова и «Медсестры» (1941) – А.Малеиной. Нельзя обойти вниманием натюрморты Е.А. Малеиной «Дыни и персики», «Арбуз и виноград» (1942), «Дыня на красном фоне», «Зимний пейзаж», «Пейзаж с бахчей» (1943), «Портрет актера» (1944). Дары земли, природа и люди под кистью художника обретали особую красоту и значимость.

В самом начале войны С.А.Чуйков завершил работу над картиной «Токтогул среди народа» (1939-1941). Она настолько выразительна, что, кажется, будто говорит о том, что в жестокую годину испытаний люди должны сделать все возможное, чтобы уберечь родную землю.

Живопись утверждалась как самостоятельное искусство, по мере того как у художника возникала внутренняя потребность создания картины. Картина вошла в дома горожан, чтобы позже занять место и в музеях как предмет всеобщего обозрения.

С пейзажа начиналась любовь к Родине и поэтому он сыграл огромную роль в пробуждении национального самосознания. Художник в своих пейзажах делился со зрителем радостью общения с природой, учил его видеть красоту земли. Но пейзаж может и обобщать, нести широкий смысл, порой героический по своему характеру. Сквозь призму непосредственного и чувственного пейзажа художник решает часто и портрет и картину. Пейзаж, при всей тонкости и личности его чувств, – жанр, обращающийся ко всем, ведь все мы, в той или иной степени, причастны к миру природы.

Во время Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии, Чуйков продолжает работать над своей основной тематикой. Тем не менее, как гражданин и патриот, в трудное, решающее для Родины время он активно занимается злободневными темами. Наиболее значительная работа, созданная на военно-патриотическую тему – это «Благословение Джамбула» (1942, Нижнетагильский музей изобразительного искусства).

В 1941 году С.А.Чуйков на призыв встать на защиту Отечества откликнулся картиной «За Родину». Образ матери, посылающий сына на фронт, трактован как вечный символ жертвенности. Картина С.А.Чуйкова «Благословение Джамбула» (1942) – это торжественное, наиболее сложное, патриотическое по духу полотно, созданное в период войны. Тема прощания обрела здесь новое содержание, то есть не одна мать, а все село с надеждой и верой смотрит на молодого бойца, который принимает благословение мудрого старца.

Иное звучание приобретает образ народного певца в картине «Джамбул среди бедноты накануне восстания 1916 года» (1942). С.А. Чуйков посвятил этим событиям ряд произведений, в том числе дипломную работу «Киргизское восстание 1916 года». В конце 1943 года С.Чуйков вновь возвращается к прежним замыслам. Появляются эскиз картины «Песня», многочисленные этюды: «Киргизские дети с арбузом», «Облака» (1943), «Осень в Киргизии» (1944), «Осеннее утро», «Джайлоо» (1945), а также картина «Освобожденным братьям», сюжет которой отвечал военной тематике. Она рассказала о том, как киргизские колхозники готовили скот к отправке в освобожденные районы страны. Этим произведением Чуйков завершил цикл картин о войне.

Важной чертой кыргызской живописи военных лет было внимание к человеческим переживаниям. А.Игнатьев в картине «Встреча с матерью» (1942) показал драматический эпизод из жизни крестьянки, пережившей страшные времена оккупации. Яркую страницу в историю живописи этого периода вписал Г.Айтиев, сумевший убедительно передать чувство тыла и фронта. Сюжет картины «письмо с фронта» (1943) зародился, когда он лежал в госпитале после тяжелого ранения. Она повествует о счастье человеческого бытия, радости жизни, желании понять мудрость старшего поколения. Художник ориентировался на лучшие образцы русской жанровой живописи, вспоминал имена великих передвижников, среди которых особенно высоко ценил И.Репина, И.Крамского, В.Перова. Обычная в те времена сцена чтения письма в кругу односельчан приобрела большую эстетическую ценность.

Ряд живописцев запечатлели на своих холстах портреты мужчин и женщин, работавших на строительстве Большого Чуйского канала; таковы этюды Д.Флекмана «Стахановка БЧК», «Голова пожилой женщины-стахановки» (1942). Тему всенародной стройки реалистично изобразил И.Гальченко, показав многих людей, охваченных общим трудовым порывом.

Одной из ключевых тем кыргызской живописи этих лет была тема труда. Создавались картины о стахановском труде в колхозах и на стройках. Большое внимание уделялось портретам передовиков стахановского движения. Портреты знатных хлопкоробов и чабанов писал Г.Айтиев. Картина «Сбор хлопка на юге Киргизии» (1944) стала новым творческим достижениям молодого мастера, сцены мирного труда в ней наполнены любовью к Родине.

В 1945 году С.А.Чуйков завершил работу над картиной «Песня», открывшей цикл «Киргизская колхозная сюита». В ней отражена душа народа, выдержавшего тяжкое испытание.

Завершая характеристику живописи Киргизии военного периода следует отметить, в ней не было мелкотемья. Работа над жанровой композицией и портретом способствовала совершенствованию мастерства. Живописные находки и открытия, сделанные в этюдах и эскизах этого времени, во многом определили дальнейшее развитие реалистического метода в работах послевоенной тематики.

Значительных успехов достигает графика, особенно жанр станкового эстампа. Графики начинают работать в различной технике. Для этого времени характерно развитие скульптуры не только по линии портретного жанра, но и монументального. Кыргызские скульпторы обращаются и к многофигурным композициям.

Таким образом, изобразительное искусство Кыргызстана, в лице своих живописцев, графиков и скульпторов, внесло свой вклад в долгожданную Победу, воспитывая своим творчеством патриотические чувства, вдохновляя бойцов Красной Армии и тружеников тыла на борьбу с врагом.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Центральный государственный архив Кыргызской республики, ф. 1403, оп 1, д. 13, лл. 10-12; д. 54, л. 17.

2 Советское изобразительное искусство. 1941-1960. – М.: Искусство, 1981.

3 Рукописный каталог 12 республиканской выставки «Колхозная Киргизия в годы войны». 1944 год (хранится в КГМИИ).



  • Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)