Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Г., Чурсинов В. И. Риски ноосферного этапа эволюции




Скачать 129.93 Kb.
Дата25.06.2017
Размер129.93 Kb.
Откидач В.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И.
Риски ноосферного этапа эволюции
В данной статье сделана попытка обобщить риски ноосферного этапа развития цивилизации. Понятно, что нам всем еще предстоит пройти большой путь к пониманию идей В.И.Вернадского и одной из целей конференции считаем именно поставленную сегодня. Для нас стал откровением тот факт, отмеченный известным педагогом Ш.А.Амонашвили в работе /1/: «главная работа В.И.Вернадского «Живое вещество в Ноосфере» не опубликована до сих пор». Это означает, что нам еще предстоит открыть для себя В.И.Вернадского. Поиск данного источника в Интернет не дал результатов, и мы сделали запрос об этой книге в СПб университет, где есть мемориальный кабинет В.И.Вернадского, и ждем полного ответа.

К постановке вопроса о рисках современной цивилизации авторы обращались в работе /2/, опубликованной в международном сборнике СПб-Донецк, посвященном году В.И.Вернадского. О важности такой постановки вопроса говорит и то, что эта статья в прошлом году была опубликована практически без изменений еще в одном российском междисциплинарном журнале /3/. В данной статье мы хотели развить идеи, затронутые в этой работе.

Поскольку мы будем основываться не только на творческом наследии В.И.Вернадского, но и на трудах ряда восточных философов (т.к. ссылки на западных философов воспринимаются традиционно хорошо), то немного остановимся на востоковедении В.И.Вернадского. На такие вопросы, типа, на кого из ученых можно или нельзя опираться в научных изысканиях, отвечает работа российского философа, д.ф.н. Аблеева С.Р. /4/, в которой сделан беспрецедентный шаг по преодолению европоцентризма философской науки и в которой автор всесторонне освещает восточную и западную мысль, культурно-исторический феномен эзотерической философии. В связи с вышесказанным закономерно отметить, что исторически и духовно В.И.Вернадский тоже совершал «паломничество» на Восток. Вот на этих страницах жизни великого ученого хотелось бы остановиться прежде, чем в данной работе мы обратимся к самим восточным философам. О «паломничестве» В.И.Вернадского в страну Востока пишет автор работы /5/: «Вопрос, затронутый в докладе «В.И.Вернадский и Восток» первым поставил В.А.Росов в книге "В.И.Вернадский и русские востоковеды" (СПб., 1993). С оговоркой: "Тема исследования не совсем привычна для научного взгляда на вещи ни своим названием, ни соединительным союзом". И вывод, который автор, как нам кажется, тоже выходит за рамки строго научного подхода. В.И.Вернадский торжественно объявляется "человеком Востока" (= визионером и т. д.), и делается такое утверждение на основании того, что Владимир Иванович в 1919 г. во время болезни "пережил при ясном сознании видения картин будущего" (в т. ч. будущего науки). Он предсказал, что наука "пойдет по пути буддизма". В.А.Росов комментирует: "Это утверждение (или вопрос!) В.И.Вернадского слишком серьезен, чтобы оставить его хотя бы без малейшего внимания", полагая, что мысли В.И.Вернадского о будущем науки равносильны в данном случае "мечтаниям и грезам, наполненным религиозно-философскими концепциями". Итак, "человек Востока" - такой "диагноз", поставленный тому, кто, как известно, называл себя "упрямым хохлом", весьма и весьма спорен. В.И.Вернадский никогда не был "человеком Востока" в плане "адептата", ставшего на Западе своеобразной модой после второй мировой войны (уже после смерти В.И.Вернадского). Он не был "человеком Востока", каким был "хипповавший" в молодости норвежский физик Фритьоф Капра, издавший в 80-е годы нашумевшую книгу "Дао физики", в которой преподнес читателю свой личный, глубоко профессиональный, надо сказать, опыт аналогизирования теории дхарм (так на Западе называют буддизм) с физикой элементарных частиц. Приходится удивиться тому, что В.А.Росов не сослался на этот бестселлер, явно идущий к делу: ведь Капра объективно доказывает, что "мечта" В.И.Вернадского сбылась...».

Если со времен Ренессанса в человеке настойчиво культивировался индивидуализм – свойство, совершенно необходимое для завоевания своего места под солнцем, то новая эпоха синтеза рождает в людях новое качество общности, заставляющее человечество чувствовать себя единым целым. Самые лучшие люди сквозь ускорение сроков и рост катастрофичности остро чувствуют глобальное обновление, которое происходит сегодня в каждой точке пространства и времени нашего земного космоса /6/. И одним из таких титанов мысли был В.И.Вернадский. Чтобы приблизиться к пониманию его идей постараемся сравнить их с близкими идеями других, близких по духу мыслителей.

Известно, что традиционно Запад силен в анализе, а Восток в синтезе. Редкие мыслители достигали гармонии этих составляющих. Наиболее яркими носителями духовного синтеза в ХIX-XX века были: в религиозно-социальном подвижничестве – Свами Вивекананда, в научно-философской и социальной деятельности – Владимир Вернадский, в искусстве, общественно-культурной и научной деятельности, в духовных устремлениях – Николай Рерих, в синтезе этих возможностей – Елена Рерих. Конечно, уникальная семья Рерихов, включая сыновей, была носителем этого синтеза /7/.

Важной проблемой является отношение В.И.Вернадского к восточной культуре в целом. О.А. Уроженко особенностью личности В.И. Вернадского назвала его стремление синтезировать идеи и культуры Запада и Востока: он любит и знает Восток, обладает развитой интуицией в осмыслении восточной культуры, переписывается с крупнейшим отечественным буддологом ХХ в. Ф.И. Щербатским. Доктор физико-математических наук В.Ю. Ирхин, продолжая мысль о любви Вернадского к Востоку, подчеркнул, что в настоящее время, когда восточная литература в большом количестве переводится и издается на русском языке и когда мы имеем возможность получить более полное представление о восточной культуре, чем это было доступно во времена В.И.Вернадского,  становится очевидным, что его  идеи во многом созвучны идеям восточной культуры. Например — его размышления о вечном в нашем временном мире. Натурализм Вернадского едва ли можно назвать чистым материализмом, каким он представлен в европейской культуре, он ближе к восточной философии, вписывающейся в природу, а не противопоставленной ей /8/.

Творчество и вся короткая, но чрезвычайно яркая жизнь Вивекананды явилась связующим началом, которое объединяет и Рерихов, и Вернадского. В значительной степени учение о биосфере и ноосфере Вернадского обязано его знакомству с полным собранием сочинений Вивекананды, которое он приобрел осенью 1923 года в Англии.

Родившись в 1863, в один год с Вернадским, Вивекананда умер совсем молодым в 1902 году, когда русский ученый еще не сделал своих основных научных и миро­воззренческих открытий. Но, словно стремясь показать согласие между положениями Веданты и современными научными знаниями, открывающими единую энергию, Вивекананда писал: "Когда ученый находит во всех фе­номенах проявление одной и той же силы, не напоминает ли он нам о Боге, о котором говорят Упанишады: "Как единый огонь проникает Вселенную и проявляется в раз­личных формах, так и эта единая Душа проявляется во всех душах. И, однако, она сверх того есть нечто беско­нечно большее" /9/. В XX веке физика стала интересо­ваться единой теорией поля и искать обобщающие законы взаимосвязи вещества и энергии через призму кван­товой механики и теории относительности. Вернадский сделал первую грандиозную попытку ввести понятие всесвязующей энергии в макромир. Вся биосфера "покрыта трансформаторами" живого вещества, преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой магнит толкает волну множества жизней на новые про­явления - эти вопросы мучили ученого. С ними он обра­щался к мыслителям прошлого, к истории религий. Из­вестный буддолог Ф.И.Щербатской так отвечал в одном из писем своему другу Вернадскому: "То, что Вам нужно, т. е. "биохимическая энергия", вероятно, соответствовала бы индийскому понятию о карме; это всеобщая пружина бытия, Бергсоновская elon vital" /10/.

Еще Эйнштейн говорил, что религия без науки хрома, а наука без религии слепа. Что получается? Что слепой должен взять на плечи хромого и идти? Частично мы это наблюдаем сейчас. Это еще один пример риска пойти не по эволюционному пути.

Вивекананда говорил, что человек не может быть по-на­стоящему религиозным, если он не чувствует красоты и величия искусства. Вернадский видел неполноценность научного знания без религиозно-философского опыта Индии: "... аппарат разума, тесно связанный со словом... не охватывает всего знания человека о реальности... научная творческая мысль выходит за пределы логики... Интуиция, вдохновение - основа величайших научных открытий... Мы выходим в область явлений, еще наукой не захваченную, но мы не только не можем не считаться с ней, мы должны усилить к ней наше научное внима­ние... Наиболее глубоко и интересно она охватывается философией индусов - как древних ее исканий, так и нам современных... И в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке (меньше ей противоречащие, чем многие философские системы Запада), как, напри­мер, некоторые системы, связанные с Адвайта-Ведантой" /11, C. 111/. Для краткости мы ограничимся этим небольшим введением в востоковедческие взгляды В.И.Вернадского, которые были открытием для авторов и перейдем по сути к рассмотрению некоторых аспектов рисков ноосферного этапа эволюции (естественно, не претендую на полноту).



Риск «горя от ума». В своей деятельности человек часто использует дарованный природой разум для порабощения и уничтожения себе подобных для разрушения биосферы. В.И.Вернадский по-своему стал толковать ноосферу как область проявления научной мысли и технической деятельности. Так в 1938 году он писал: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история» /12/. По его словам: «История научной мысли, научного знания, его исторического хода проявляется с новой стороны, которая до сих пор не была достаточно осознана. Ее нельзя рассматривать только как историю одной из гуманитарных наук. Эта история есть одновременно история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, раньше в биосфере отсутствовавшей» /12/. Сама по себе наука, увы, способствует не только и даже не столько улучшению природной среды и жизни человеческой, она используется обществом и отдельными социальными группами для целей далеко не благородных: удержания власти, накопления капиталов, усиления военной мощи страны, порабощения других народов и государств, экстенсивного использования природных богатств. Обо всем этом Владимир Иванович предпочитал не думать или умалчивать. У него была другая цель: показать величие научной мысли и те возможности, которые она открывает перед человечеством. Он верил в науку в ее высокое предназначение. В том-то и беда современного человечества, что оно – в прямом противоречии с надеждами В.И.Вернадского и его убеждениями, сделало науку подсобным занятием, средством для получения максимальных прибылей и ускорения технического прогресса с целью добывания материальных благ /12/. Разработанный авторами сайт http://roerich.com имеет такое кредо: «Интернет как технический прообраз ноосферы», где рассмотрены (а на форумах продолжают регулярно рассматриваться) вопросы, остро поставленные жизнью, наукой, затронутые в частности и в этой статье, а также представлены некоторые редкие книги, в том числе и по наследию В.И.Вернадского.

Риски изобилия. Мы согласны с постановкой вопроса в указанном ракурсе с автором работы /13/: «До сих пор человечеству были чужды трудности изобилия (кроме изобилия бедствий и невзгод, поэтому мы не очень-то можем представить себе эффективный метод поведения в ситуации, когда открыт не один путь деятельности, а сотни, а то и тысячи сразу возможных путей. … Дальнейшее «выращивание информации» (не это ли прообраз Интернет – авторы) может заострить, а не ликвидировать кризис, связанный с образованием избытка информации… Впрочем этот «отрыв», «прыжок в будущее», «информационный потоп» был бы скорее катастрофой, чем истинным скачком в развитии, еще и потому, что при слишком большом рывке «информационной фермы» сквозь актуальный фронт знаний данной и цивилизации исказились бы и утратились критерии отсева несущественной информации. Тем самым «ферма» внезапно превратилась бы уже не в мегабитовую, а гигабитовую «бомбу» и океаном своей информации затопила бы землю в самом диковинном из всех возможных потопов… Дело не в том, что нужно сознательно стремиться к аскетизму или провозглашать какой-нибудь новый вариант руссоистского «возвращения к природе». Это была бы уже не наивность, а глупость. Потребительский «рай» с его мгновенным и всеобщим исполнением всех желаний и прихотей, вероятно, быстро привел бы к духовному застою и тому «вырождению», которому фон Хорнер в своей статистике космических цивилизаций отводит роль «гасителей» психозоев». Об этих рисках, по мнению авторов в свое время писал еще С.Вивекананда, говоря о смысле денег. По его мнению, если деньги приходят к человеку раньше Знания с большой буквы, то они принесут ему горе и несчастье, а если наоборот, то они не только принесут ему благо, но и всем окружающим. Сейчас создается такое впечатление, что человечество получило деньги раньше Знания.

Риск неверных приоритетов развития. Кризис цели развития человечества в фундаментальном, аксиологическом смысле этого слова налицо. Этот факт легко проиллюстрировать выводами экспертов американской экологической организацией Worldwatch Institute (см. ежегодный доклад State of The World 2004). По их мнению, мир стоит на пороге ломки потребительских стереотипов. Впервые доклад института полностью посвящен проблемам потребительского общества. По мнению авторов исследования, «Земля не располагает ресурсами, чтобы позволить всем населяющим ее людям жить так, как живет средний европеец или американец». Эксперты Worldwatch считают, что «в ближайшие десятилетия США и Европе необходимо сократить несоразмерное потребление энергии и ресурсов, возможно, даже на 90 процентов», иначе «на планете произойдет экологическая, социальная и психологическая катастрофа». По словам опрошенных RBC daily экспертов, модель потребительского общества во многом завязана на использовании углеводородного сырья, в первую очередь нефти, в энергетической и транспортной сферах, а также в перерабатывающей промышленности. Однако добыча нефти не может покрыть стремительно растущего энергопотребления. Эксперты считают, что, скорее всего, развитые страны будут вынуждены сделать ставку на развитие ядерной энергетики и пойти на существенное ограничение потребления. Выбор приоритетов для научных исследований носит вероятностных характер. И наблюдающийся сегодня дисбаланс между «техническими» (дающими быструю прибыль) и гуманитарными (практически не дающими прибыль) науками как никогда высок. Но этот отрыв создает риск неосмысленности направления движения с приоритетами выгоды только на сегодня, без анализа последствий для будущих поколений. Это ярко проиллюстрировано в первой работе сборника, о котором уже говорилось выше /2/ с ссылкой на картину Питера Брейгеля Старшего «Слепые» - метафорическое изображение «экологически слепого» человечества у края бездны экологической катастрофы». К слову сказать, оригинал этой картины хранится, как оказалось, в Украине (г. Одесса, музей Западного и Восточного искусства). В работе на большом статистическом материале сделан вывод о необходимости смены парадигмы потребительства на парадигму сотрудничества.

Риск развития демографической проблемы. Эта проблема ярко выражена в следующих статистических данных. Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев (северных и южных), 8 африканцев; 52 будут женщинами, 48 мужчинами, 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все шесть будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недоедать, 1 умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер и 1 (только один) будет иметь высшее образование. Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели. Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, то вы счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире. Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75% людей в этом мире. Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8% обеспеченных людей в этом мире.

Риск неверной передачи генетического кода нации. Следует отметить, что одной из причин высокой стабильности социальных сообществ развитых капиталистических стран является эффективная система подготовки и формирования элиты и развитые социальные механизмы инкорпорации в ее состав части граждан, достигших выдающихся успехов в своей деятельности. Следует обратить внимание на то, что принадлежность к элите может не соотноситься с богатством человека и его общественным статусом. Скорее, напротив, в стабильных благополучных обществах в элиту входят люди, объединенные идеей служения чему-либо, что они ставят выше себя. Нужно сказать, что в общественном сознании при оценке человека, наряду с «первой переменной» (богатством, карьерой и т.д.), должна быть не менее важная вторая – честь, достойное следование неписанному кодексу поведения, императив «служения». М.Ю.Лермонтов, распространяя стихотворение «На смерть поэта», терял в карьере, но очень много приобретал по этой второй переменной. Поэтому роль элитарного образования в сфере передачи «генетического кода нации» исключительно важна для судеб страны.

Как полагает член-корреспондент РАН Б.И. Чувашов, тенденция к глобализации содержит значительный положительный потенциал. Он определил два пути развития современного общества: либо установление общества равномерного потребления, то есть фактически глобальный социализм, либо гибель человечества. В таком понимании действительно глобально работающая экономика по существу направлена против глобализма, на создание общества справедливого распределения и потребления /8/.

Философия В.И.Вернадского состояла в том, что чем большими разрушительными силами овладевает человечество, тем совершеннее должны стать механизмы социального контроля над этими силами. Совершенствование этого контроля невозможно без философской платформы, которая может возникнуть в рамках теории ноосферы. Создание такой теории - первоочередная задача науки XXI-го столетия /14/.

Выводы: Единственный наш шанс: опереться на главный природный ресурс – интеллект и образованность народа и заставить правительство всеми силами поддерживать такую ориентацию. Нет проблемы более важной, чем образование и воспитание народа, формирование мастера, даже в условиях кризиса экономики.

Примат материальных ценностей – тупиковый путь технической цивилизации. Идеалы ноосферы имеют в виду примат духовных ценностей над материальными, свободу личности, прежде всего от экономического гнета и несправедливого социального устройства.



Человек должен иметь, подобно В.И.Вернадскому, ограниченные материальные и безграничные духовные потребности. Очень актуальными сегодня являются мудрые мысли великого В.И.Вернадского: «Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет - «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчановых, жадных до денег банкиров, развратных жуиров, обжор, эгоистов» /1/.
Список литературы:


  1. Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики) http://www.agni-age.net/zip/agp_vern.zip

  2. Мудрость Дома Земля. О мировоззрении XXI века. Экогеософский альманах, вып. 4-5. Под ред. В.А.Зубакова. Санкт-Петербург - Донецк, 2003; - http://www.agni-age.net/zip/almanah.zip

  3. Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. №2, 2004. http://journal.agni-age.net/

  4. Аблеев С.Р. История мировой философии. – М.: Издательство АСТ, 2002.

  5. Шелестова Е.Е. Вернадский В.И. и Восток / В сб. Восток-Запад: культура и цивилизация. Материалы научно-практической конференции 2003 г. - Одесса: Астропринт, 2004.

  6. Ключников С.Ю. Предисловие к книге Ключникова Ю.М. «Поэт и Фея». – М.: Беловодье, 2004.

  7. Чирятьев М.Н. Провозвестники грядущего синтеза. Космизм Вивекананды, Вернадского, Рерихов // В кн. «Наука и новое мышление XXI века». – Тольятти, 2004. http://www.agni-age.net/zip/tolyatty.zip

  8. Савенков А.И., Токмянина С.В. Идеи В.И.Вернадского сегодня: диалог науки и философии // Институт философии и права УрО РАН. - Наука Урала, № 11, 2003.

  9. Рерих Н.К. Письма к Бенуа. – СПб, 1993.

  10. Щербатской Ф. И. Письмо В. И Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г. //ААН. Ф. 518, оп. З, д. 1896, л. 8-9. Автограф.

  11. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1977.

  12. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  13. Лем С. Сумма технологий. – М.: «Издательство АСТ», 2002.

  14. Сапунов В.Б. Неизвестные страницы биографии В.И.Вернадского. // Материалы конференции «Научные школы». - http://sir35.narod.ru/Sapunov/Vernadcki_03072.htm


  • Риск «горя от ума».
  • Риски изобилия.
  • Риск неверных приоритетов развития.
  • Риск развития демографической проблемы.
  • Риск неверной передачи генетического кода нации.
  • Список литературы